Акватерапия в комплексном лечении тиков у детей

Семицветик - акватерапия – игры с водой для развития речи. советы логопеда.

Игры в воде

Детям нравится играть и плюхаться в воде и можно придумать немало различных вариантов игр для развития определённых групп мышц и организма в целом. Плескания и купания можно чередовать играми с кратковременным погружением в воду. Кроме активных игр, воду можно использовать как материал для интеллектуального развития, используя различные предметы, чтобы показать свойства воды.

Логопеды часто стали использовать воду как возбудитель интереса к занятиям с детьми. Со дна ёмкости с водой можно доставать предметы и просить детей называть их, можно прямо в воде учить детей раскладывать буквы и слова.

Особенно интересно детям запускать в воде кораблики и это тоже можно использовать в воспитательных и образовательных целях.

В воде у детей намного быстрее и лучше развивается общая и мелкая моторика, этот способ применения акватерапии называется гидромассаж, который воздействует на рефлексогенные зоны. Для проведения таких сеансов используются различные массажеры, водные струи, джакузи, гидрогель. Последний метод вызывает особый интерес у детей. Дети просто в восторге от тактильных ощущений, получаемых от гидрогеля набухшего в воде, они готовы возиться в нём руками полдня.

Риски акватерапии

Под контролем квалифицированного сертифицированного специалиста занятия акватерапией считаются одним из наиболее безвредных методов реабилитации.

Впрочем, родители всегда должны быть уверенны, что их ребенок не только находится под присмотром тренера, но и в безопасности.

В обязательном порядке на ребенке должны быть средства индивидуальной безопасности – грудничкам на шею надевается специальный круг, для детей постарше существуют спасательные жилеты и нарукавники.  Также помещение должно быть оснащено спасательными плавсредствами.

Однако в любом случае ребенок никогда не должен оставаться в воде один!

Физиотерапевтический метод акватерапии

Вода является во-первых природным чистящим средством, она размягчает и очищает кожу, она является стимулятором дыхания человека, движения в воде позволяют развивать мускулатуру, в организме нормализуются процессы кровообращения. При погружении в воду человек испытывает чувство космической невесомости и это позволяет в меру расслабить суставы и мышцы, которые в обычном состоянии находятся в постоянном напряжении, даже когда человек ничего не делает и находится в состоянии покоя.

Благодаря такому космическому состоянию разгружается и сердечно-сосудистая система. Несмотря на это в воде можно создать достаточную нагрузку на «ленивые» мышцы, которые в обычной жизни не всегда достаточно развиты. Через общение с водой человек способен корректировать, в лучшую сторону, свои физические возможности и параметры здоровья, а так же улучшать работу внутренних функций организма.

В связи с этим водную адаптацию можно применять в реабилитационных и развивающих целях для больных, ослабленных людей и детей в период их интенсивного развития. Акватерапия одинаково полезна, как для физического здоровья так и для эмоционального, и для восстановления психического здоровья.

Акватерапия для маленьких детей позволяет развить мышечную систему, избавиться от возбудимости, тревожности и гипертонуса, сформировать правильную осанку, улучшить координацию движений.

При помощи акватерапии, как дома, так и в детском саду дети вырастут здоровыми, закаленными, что позволит значительно повысить их иммунитет к различным заболеваниям, в том числе и вирусным.

Этот метод терапии позволяет детям-инвалидам с врождённым диагнозом ДЦП значительно исправить состояние здоровья и социализироваться в обществе здоровых детей.

У каждой терапии, как и у любой лечебной процедуры, есть немало индивидуальных особенностей. Несомненно, метод акватерапия приносит большую пользу в применении, однако и у неё есть как показания, так и противопоказания, которые не стоит оставлять без внимания

Предельно осторожно нужно относиться к сеансам, особенно проводимым с прогреванием в бане или сауне

У людей с перепадами давления и сердечно-сосудистыми отклонениями, а так же у маленьких детей могут начаться осложнения и приступы. Все сеансы должны проводиться под наблюдением специалистов в этой области, либо чётко по их рекомендациям.

Особенность полезности акватерапии в использовании для этой цели живой чистой, либо минеральной воды, которая не подвергалась термическим и химическим обработкам.

Акватерапия для детей в центре Эвексия

В медицинской клинике Эвексия специалисты владеют методиками проведения акватерапии для детей. Занятия строятся на индивидуальных особенностях и потребностях маленьких пациентов.

Для малышей с гипертонусом и повышенной возбудимостью подбираются релаксационные комплексы упражнений. Для детей с гипотонусом и гипотрофиями составляется активный план занятий. После сеансов акватерапией у грудничков улучшается сон, повышается аппетит, хорошо идет набор веса, нормализуется общий тонус организма.

Необходимо учитывать, что чем старше ребенок, тем больше нужно прикладывать усилий, чтобы добиться хороших результатов, и тем сложнее справиться с ним без посторонней помощи специалистов. Поэтому занятия лучше начинать как можно более в раннем возрасте, особенно если ребенок болен и у него есть показания к восстанавливающей терапии.

Акватерапия – это огромный ресурс для проведения реабилитационных мероприятий.На видео фрагменты занятий по акватерапии в центре Эвексия:

Психотерапевтические возможности акватерапии

В основном, с психотерапевтической точки зрения, акватерапия применяется в работе с детьми. С самого раннего возраста, вода везде сопровождает малышей. Начиная с внутриутробного периода, ребенок полностью окружен околоплодными водами, поэтому на подсознательном уровне у младенцев вода – это эквивалент покоя и безопасности.

Основными направлениями работы с детьми являются:

  • акватерапии как метод лечения психомоторного развития.
  • акватерапии при неврологических нарушениях у детей.
  • акватерапии в логопедии.
  • акватерапии при нарушениях сенсорных функций у ребенка.

Важным фактором при применении данного метода является возраст ребенка. Дети младшего возраста к воде относятся благосклонно, а вот в старшем возрасте уже может развиться устойчивая фобия.

Дети, которые прошли курс акватерапии, становятся более усидчивыми. Кроме того, в них повышается запас физической активности и вместе с тем устойчивости и уравновешенности психических процессов, раскрываются творческий потенциал ребенка.

Акватерапия просто незаменимый метод при борьбе с повышенным уровнем тревожности у детей, а также при гиперактивных проявлениях.

Для непосредственной работы с детьми специалисты применяют игры в воде. Кроме купания и выполнения упражнений на разные группы мышц, существуют еще дидактические задачи, которые адаптированы для выполнения в воде. Например, дети очень любят запускать кораблики, что и взяли на вооружение логопеды. Чем Вам не метод развития речевого дыхания?

Для взрослых людей, акватерапию применяют при стрессах, депрессиях, неврозах, хронической усталости, а также при борьбе с фобиями, которые связанные с задержкой дыхания.

Большинство людей, когда речь заходит о прогулке или отдыхе, сразу задумываются о водоемах, и это неспроста

Так почему важно быть у воды? – как оказалось, не только непосредственное тактильное взаимодействие с водой несет в себе целебные эффект. Даже созерцание водоемов способствует введению в медитативное состояние и помогает расслабиться

Мы еще с школы знаем, что вода – это источник жизни. Тогда, акватерапия это не что иное, как источник психического и физического благополучия человека.

Допуск акватерапии

(направления, осмотры, справки)

Для допуска в бассейн и на занятия по акватерапии потребуется сдать анализы и пройти осмотр у врача нашего медицинского центра. Осмотр врача проводится после получения результатов анализов.

Для детей в возрасте до 1 года на осмотр к врачу обязательно иметь заключение УЗИ головного мозга. Также для всех детей необходимы результаты исследований на энтеробиз и кал на я/глист (сдаются каждые три месяца)

Для взрослых требуется результат анализа на я/глист, мазок на флору и допуск от врача — дерматолога.

При переходе из бассейна в бассейн также необходимо пройти коррекционный осмотр врача и при переходе из грудничковой ванны в средний бассейн сдать анализы (энтеробиоз и яйцеглист). Справки будут действительны как для занятий в нашем центре, так и для предъявления в любой бассейн.

Акватерапия для детей грудного возраста

Вода оказывает позитивное влияние на здоровье детей любого возраста. Но если же знакомство с водными процедурами происходит в младенческом возрасте, то это и в дальнейшем благоприятно сказывается на состоянии здоровья ребенка, и малыш сразу учится хорошо плавать и одновременно получает восстанавливающие процедуры (если этого требует состояние здоровья).

Начинать занятия акватерапией можно с периода новорожденности – как только заживет пупочная ранка, и можно будет не бояться её инфицирования, ребенок может начинать плавать в бассейне или как минимум в большой ванне.

Многие родители боятся, что такие процедуры могут быть опасными для малыша. Однако это не так. С периода новорожденности и до трех месяцев у ребенка присутствует рефлекс задержки дыхания: когда на лицо ему попадает вода, то он автоматически зажмуривается и задерживает дыхание. Это значит, что даже для самых маленьких малышей занятия в воде и плавание являются абсолютно безопасными.

Польза акватерапии для маленьких деток:

ребенок все девять месяцев беременности находился в водной среде и возвращение в эту среду для него несет только положительные эмоции, что очень важно для малыша, который испытывает стресс после рождения;
развитие мышечного аппарата и нормализация мышечного тонуса: при этом дети с гипертонусом мышц во время плавания расслабляются и избавляются от повышенного тонуса конечностей, а детки со слабыми мышцами активно их развивают;
эффективно улучшается кровообращение, что особенно важно для развития головного мозга;
хорошо развивается дыхательная система, увеличивается объем легких, а значит, организм ребенка лучше обеспечивается кислородом;
избавление от чрезмерной возбудимости и тревожности;
улучшается контроль положения головы и тела, развивается правильная координация движений;
малыш правильно учится держать голову;
согласовываются движения верхних нижних конечностей, что очень важно для правильного развития навыков ползания и ходьбы;
формируется красивая и ровная осанка;
закаливание в водной среде помогает развить иммунитет к различным вирусным заболеваниям, что является одним из самых важных факторов и в самом маленьком возрасте, и в то время, когда ребенок начинает ходить в детский сад.

Полезны занятия акватерапией и для родителей малыша, наиболее положительно они влияют на состояние мамы, которая испытывает стресс после родов.

Благодаря общению в воде, которая обладает успокаивающими свойствами, между мамой и ребенком устанавливается тесная взаимосвязь, мама учится правильным движениям и манипуляциям со своим малышом. Такие занятия являются одновременно и терапией для мамы в послеродовом периоде (особенно если есть признаки послеродовой депрессии), и удовольствием и развлечением и для неё, и для ребенка.На видео об особенностях акватерапии для грудничков:

Особенности занятий акватерапией с грудничками

  1. Проведение занятий должно быть регулярным, так как дети младенческого возраста быстро теряют приобретенные навыки, и за несколько дней малыш забудет все, чему он научился в бассейне. Это связано именно с тем, что в таком возрасте навыки плавания не закрепляются.
  2. Для занятий акватерапией не должно быть противопоказаний, особенно если у ребенка есть какие-либо заболевания. Поэтому следует в обязательном порядке проконсультироваться с педиатром и детским неврологом, чтобы получить разрешение на занятия в воде.
  3. Сеансы акватерапии должны проводиться в хорошем настроении и расположении малыша, не стоит заставлять ребенка купаться, если он сильно плачет или капризничает. После кормления до начала занятия должно пройти не менее 30-40 минут.
  4. До начала занятия обязательна подготовка, которую лучше проводить с тренером или инструктором. Подготовка включает в себя массаж и активно-пассивную гимнастику.
  5. Продолжительность занятий около 15-20 минут, в любом случае не должна превышать более получаса.
  6. В начале занятия лучше проводить в подогретой до оптимальных 37 °C воде. Далее температуру воды необходимо постепенно снижать на полградуса в неделю, однако для грудничков температура воды не может быть ниже 33 °C.
  7. Если занятия акватерапией были прерваны по каким-либо причинам, то начинать их нужно как в первый раз, соблюдаются все принципы постепенности. Оптимальным будет повторное получение разрешение на занятия тот педиатра.

Чем полезно плавание при лечении сотрясения головного мозга и закрытых черепно-мозговых травм у детей

Черепно-мозговые травмы (ЧМТ) в России являются одной из основных причин смертности и инвалидизации, уступая место лишь сердечно-сосудистым и онкологическим заболеваниям. Частота черепно-мозговых травм у детей в среднем составляет 2%, и чаще наблюдается у детей в грудном возрасте и старшей возрастной группе (в подростковом возрасте).

В младенчестве груднички падают с диванов, кроватей, стульчиков, колясок, манежей. Научившись вставать на ноги, дети подтягиваются на ручках и переваливаются через бортики кроватей и манежей из-за того, что центр тяжести у малышей находится ближе к голове. Падения с рук у матерей, пеленальных столиков и колясок также вносят значительный вклад в получение травм детьми. У детей ясельного возраста — падение с высоты собственного роста, качелей, горок, из окон и балконов. Научившись ходить самостоятельно, дети получают травмы при падениях с лестниц, качелей, получая удары открывающимися дверьми. В возрасте активного освоения окружающего мира дети падают с велосипедов, крыш, заборов, из окон и с балконов. В школьной возрастной группе начинают превалировать ДТП, драки и криминальные происшествия.

Черепно-мозговые травмы преобладают у мальчиков. К счастью 65-80% случаев черепно-мозговых травм оказываются легкой степени тяжести. Максимальное количество тяжелых черепно-мозговых травм приходится на детей грудного, дошкольного и школьного возрастов, а минимальное – на новорожденных и детей ясельного возраста. В общей массе пострадавших 2% составляют новорожденные, 25% — дети грудного возраста ясельного — 8%, дошкольного — 20% и школьного возраста 45%. То есть, треть всех черепно-мозговых травм получают дети первого года жизни. Годовые максимумы черепно-мозговых травм у детей приходятся на весенне-летний период и декабрь.

ПЛАВАНИЕ И ЛФК В БАССЕЙНЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДЦП

Для почти всех детей с церебральным параличом физическая активность и лечебная физическая культура являются обычными формами лечения.

Акватерапия — одна из лучших форм лечебных и реабилитационнх занятий ЛФК для ребенка с церебральным параличом для улучшения физического функционирования. Что отличает водную терапию от традиционной физической терапии, так это то, что вода, которая сама по себе обладает лечебными и детоксикационными свойствами, обеспечивает плавучесть, что делает аэробные и анаэробные упражнения эффективными и безопасными. Теплая вода в бассейне оказывает массажное воздействие на мышцы, суставы и связки. Погружение в воду бассейна обеспечивает снижение нагрузки на опорно-двигательный аппарат, гидростатическое давление и дополнительную вертикальную устойчивость, что делает терапию более комфортной и эффективной. Использование этих свойств воды позволяет увеличить объем движений и передвижения тела ребенка. Вода позволяет уменьшить уровень стресса и нервного напряжения, расслабит мышцы и уменьшить болевые синдромы. Поддержка тела водой и ее вязкость предупреждают получение случайных травм при занятиях ЛФК, стимулируют тренировку вспомогательных мышц дыхательной мускулатуры, способствуют увеличению дыхательного объема легких, улучшению оксигенации органов и тканей, тренированности сердечнососудистой системы. Акватерапия и занятия ЛФК в бассейне не только оказывает терапевтическое воздействие (снижение мышечного тонуса, увеличение двигательной функции, повышение эффективности ходьбы, функциональных способностей), но и имеют выраженный психосоциальный эффект (повышение качества жизни, большая социализация). После упражнений в воде дети с ДЦП испытывают меньший дискомфорт по сравнению с упражнениями на суше.

В чем заключается суть акватерапии?

Все живое на планете состоит из воды. Даже религиозные ритуалы разных народов мира не обходятся без ее использования. Древние жители, такие как египтяне, индусы, ассирийцы, вавилоняне применяли лечение водой. Позже ее усовершенствовал Гиппократ и использовал в повседневной врачебной практике, элементы которой дошли и до наши дней.

Вообще, акватерапия – это метод коррекции и лечения физиологических и психологических недугов человека при помощи воды. Этот уникальный способ может применяться как наружно, так и внутренне, в зависимости от типа болезни.

Сегодня акватерапия имеет два направления развития: психотерапевтический и физиотерапевтический. Первый применяется в основном психологами, преимущественно в работе с детьми. Второй – метод врачебной практики, заключается в укреплении физиологических функций как детей, так и взрослых.

Польза акватерапии

Польза акватерапии

Не случайно современные медики говорят о пользе акватерапии. Ведь, всё живое на нашей планете более, чем на половину, состоит из воды. А, известный художник и философ Леонардо да Винчи даже называл эту жидкость жизненным соком. Древние люди также знали об особых целебных свойствах обыкновенной воды и часто использовали её, как доступное и мощное средство для лечения различных заболеваний. Даже самая обыкновенная таблетка, без воды не может быть такой полезной для нас, так как без этой жизнедающей жидкости, вещества, которые содержатся в составе таблетки, не смогут раствориться, попасть в наш организм, оттуда — в кровь и проникнуть в каждую клеточку человеческого тела…

Пользу, которую акватерапия приносит человеку, специалисты словно разделяют на воздействие сразу в 2-х областях.
Акватерапия имеет психотерапевтическое значение– так как, обладает релаксирующими свойствами, обладает способностью поднимать жизненный тонус человека и пробуждать в нём жизненную энергию, помогает бороться с депрессиями и стрессами, а также,
с её помощью можно лечить вполне конкретные болезни человеческого тела.

➤ 10 заболеваний, которые лечит бассейн ➤

Оздоровительное плавание

Плавание гармонично стимулирует развитие организма ребенка: помогает улучшить координацию и равновесие, способствует развитию силы мышц и укрепляет суставы, тренирует сердце и легкие, развивает мозг, укрепляет иммунитет.

Плавание улучшает сон и аппетит ребенка. Занятия с родителями позволяют установить прочный психологический контакт с ребенком. И, наконец, занятия в бассейне ПОМОГУТ ребенку хорошо плавать и не бояться воды.

Плавание улучшает психическое и эмоциональное здоровье ребенка. Успокаивающее и медитативное ощущение невесомости позволяет расслабиться и восстановить душевные силы за небольшой промежуток времени. Эффект накапливается и усиливается при регулярных занятиях.

Психотерапевтические возможности метода

Страх к воде на подсознательном уровне с рождения заложен в каждом человеке и поэтому, победить его можно только на психологическом уровне, а не просто преодолеть с помощью силы воли. Преодолевая боязнь воды, решаются многие и другие психологические источники проблем.

Детские страхи пропадают сами собой, у детей резко повышается самооценка, улучшается настроение, восприятие окружающего мира и отношения в обществе.

Дети, которые проходят курсы акватерапии, становятся более активны, у них раскрываются новые творческие потенциалы, вырастает трудоспособность и повышается физическая энергия. Метод Акватерапия является наиболее эффективным оружием борьбы и преодоления тревожности, различных фобий и других накапливаемых негативных психологических состояний.

Стоит отметить, что такой вид развития, как плавание, оказывает особое положительное влияние на развитие детской психики. Вода для детей – это открытие нового мира в развитии и совершенствовании своих способностей. Общение с водой помогает людям с послеродовой травмой, имеющим проблему в снабжении кислородом головного мозга.

При помощи водной адаптации без проблем люди избавляются от страхов, связанных с задержкой дыхания. Это происходит благодаря погружениям в воду на короткое и более длительное впоследствии время.

Лечебное плавание

Плавание назначают в качестве вспомогательных лечебных процедур для детей с врожденными особенностями развития, при лечении церебрального паралича, аутизма, нарушениях и отставании интеллектуального развития.

Посещение бассейна помогает избавиться от неврозов, депрессии, полезно при тиках и заикании, гиперактивности, синдроме дефицита внимания. На воде детишки учатся здоровой конкуренции и укрепляют уверенность в себе и своих силах.

Плавание дает уникальную возможность детишкам, неспособным выполнять физические упражнения на суше, наращивать мышечную массу и увеличивать плотность костной ткани. Являясь аэробной тренировкой, плавание оказывает общее противовоспалительное действие, что играет роль при лечении многих хронических заболеваний, в том числе аутоиммунных.

Также плавание помогает ребятишкам любого возраста, страдающим бронхиальной астмой, улучшить свое состояние. Плавание — признанный способ профилактики и контроля детского ожирения, связанного с диабетом 2 типа и уменьшения явлений диабетической нейропатии.

Действие акватерапии на организм ребенка

Акватерапия воздействует на человеческий организм двумя способами:

  • психотерапевтический;
  • физиотерапевтический.

Психотерапевтическое воздействие

Боязнь воды заложена у человека от природы, и преодолеть этот страх можно только психологически, а не просто перетерпеть время своего пребывания в воде. Преодолевая эту природную фобию, человек решает и свои психологические проблемы и страхи.

Наиболее эффективно срабатывает акватерапия у детей – различные детские фобии исчезают сами собой. У детей повышается уровень самооценки, меняется в положительную сторону отношение к миру и обществу, улучшается качество жизни.

Результаты курса акватерапии:

  1. Повышение активности и энергичности ребёнка.
  2. Раскрытие творческих способностей.
  3. Улучшение настроения и отношения к жизни в целом.
  4. Снижение уровня тревожности у ребёнка.
  5. Преодоление различных видов детских страхов (например, боязнь темноты или страх оставаться одному в комнате и т.д.), а также избавление от накопленных негативных психологических эмоций.
  6. Улучшение физического состояния в целом, повышение трудоспособности и способности к обучению
    Акватерапия имеет особенное позитивное влияние на развитие психики ребенка. Ребенок, попадая в воду, открывает новый мир ощущений и тем самым развивает свои способности.

Это преимущество акватерапии используется для лечения детей, например, с родовой травмой, в результате которой их головной мозг постоянно недополучает кислород.

Благодаря адаптации в водной среде, хорошо преодолевается страх задержки дыхания. Это достигается нырянием в воду сначала на короткое время, а с течением времени погружения с задержкой дыхания становятся более длительными.

Физиотерапевтическое воздействие акватерапии


Вода оказывает массу положительных эффектов на человеческий организм.

  1. В первую очередь вода имеет очищающие свойства. Кожа после купания становится чистой и мягкой.
  2. Во время сеансов акватерапии развивается дыхательная система, так как происходит стимуляция акта дыхания.
  3. В воде улучшается работа сердечно-сосудистой системы, за счёт расслабления организма и нормализации процессов кровообращения.
  4. Положительное влияние вода оказывает на мышечную систему. С одной стороны при выполнении различных упражнений в воде или даже просто в процессе купания и плавания происходит развитие скелетной мускулатуры.

С другой стороны релаксация в воде даёт возможность снять гипертонус мышц, что широко используется в лечении многих детских заболеваний, для которых характерно высокое мышечное напряжение – ДЦП, пирамидная недостаточность, различные виды детского плоскостопия и т.д.

КАКИЕ ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ ЛФК ИСПОЛЬЗУЮТ ПРИ ЛЕЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ДЦП?

Выбор упражнений лечебной физкультуры зависит от терапевтических потребностей, определяемых симптомами заболевания и рекомендаций лечащего врача. С учетом этих данных врач ЛФК подбирает оптимальный комплекс упражнений, их длительность и интенсивность. Чаще всего в бассейне для детей с ДЦП используются следующие виды упражнений лечебной физической культуры:

  • Ходьба в мелкой и глубокой воде или бег трусцой.
  • Упражнения на растяжку.
  • Упражнения на преодоление сопротивления.
  • Плавание.
  • Упражнения йоги в воде.

Сеансы водной терапии начинаются с разминки, которая включает упражнения на растяжение, прежде чем ребенок погрузится в бассейн. В зависимости от потребностей ребенка и курса терапии вода в бассейне может специально подогреваться. Как только разминка будет завершена, ребенок начнет выполнять серию упражнений под контролем инструктора. Упражнения обычно выполняются с плавучими предметами, такими как доски для плавания, спасательные жилеты, плавающие гантели или ремни.

Водотерапия –как эффективный метод коррекции психоэмоциональной сферы детей в период адаптации к детскому саду

Конференция: Психологическое развитие ребёнка дошкольного возраста

Организация: МАДОУ детский сад №272

Населенный пункт: Алтайский край, г. Барнаул

Водотерапия — это эффективный метод коррекции психоэмоциональной сферы детей. Она позволяет ребенку расслабиться, снять напряжение. Малышу, испытывающему нагрузки в период адаптации к детскому саду, психологические разгрузки особенно нужны.

Вода – первый и любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни. И как только начинают хоть что-то понимать, принимаются за игры с водой.

Игра – необходимая составляющая здорового развития ребенка, его центральная деятельность, наполненная смыслом и значением.

Игра с водой — одна из любимых забав детей. И не удивительно, ведь игры с водой полезны не только для развития тактильных ощущений и для мелкой моторики. Вода развивает различные рецепторы, успокаивает, дарит положительные эмоции. А что может быть лучше, чем счастливое лицо ребенка!

Игры с водой имеют два направления влияния на организм ребенка: психотерапевтическое и физиотерапевтическое. Сама структура воды оказывает приятное успокаивающее воздействие, дает эмоциональную разрядку. Играя с водой, ребенок может освободится от отрицательных эмоций и зарядиться положительной энергией.

Цель водотерапии:

  1. Способствовать физическому развитию ребенка, закаливанию- так как регулярные выполнения упражнений в воде являются профилактикой заболеваний;
  2. Способствовать концентрации внимания, развитию речи;
  3. Стабилизировать проблемы детей, возникающие в адаптационный период посещения детского сада, а также снижать гиперактивность детей.

Организуя игры с водой, решаются следующие задачи:

1. Стабилизация эмоционального фона.

2. Снятие психоэмоционального и физического напряжения.

3. Развитие и усовершенствование навыков позитивной коммуникации.

4. Пополнение и обогащение активного и пассивного словаря.

5. Стимулирование сенсорно – перцептивной сферы.

Проблема адаптации ребенка к детскому учреждению — одна из самых острых в педагогике дошкольного возраста. Этот возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, общая жизненная активность и многое другое.

Чтобы малыш мог легче адаптироваться к дошкольному образовательному учреждению, необходимо вводить элементы водотерапии в развивающие формы работы с детьми, что позволяет использовать различные методы и приемы при разрешении сложных педагогических ситуаций.

Ребенок получает удовольствие, снижается напряжение. когда он и созерцает волную среду, и когда непосредственно соприкасается с ней.

Организация работы:

— занятия проводятся с эмоционально нестабильными детьми;

— взрослые помогают играть, знакомят с назначением игрового материала, вариантами игр;

— задания подбираются в соответствии с возрастом, эмоциональным
состоянием детей.

Игры с водой не только чрезвычайно увлекательны, но и очень полезны: дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладевать представлениями об изменении вещества, познавать его свойства и возможности.

Познавательная мотивация в ходе игр с водой достаточно высока по причине использования нетрадиционных методов обучения, игрового материала и возможности непосредственно действовать с ним.

В ход игр необходимо включать психогимнастику, которая помогает преодолеть барьер в общении, лучше понять себя и других, снимает психическое напряжение, дает возможность самовыражения. Также организуя игры с водой , хорошо использовать художественное слово, сопровождать прослушиванием аудиозаписей: шума моря, водопада, журчание ручейка.

Регулярно посещая такие занятия, дети станут меньше проявлять агрессивность друг к другу, станут более спокойными и уверенными.

Помните, что в естественной среде ребенок чувствует себя комфортно и защищено, при этом он имеет возможность проявлять свою активность и творчество.

Литература:

  1. Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю. Игры с водой// Дети с проблемами в развитии. 2004. №1.
  2. Коррекционная работа в обогащенной предметно-развивающей среде/ Под ред. Л.Б. Баряевой.- СПб.: КАРО,2006.

Соколовская Н.В. Адаптация ребенка к условиям детского сада. Волгоград, Издательство «Учитель», 2008.

Опубликовано: 03.12.2019

Физиотерапевтическое направление акватерапии

Суть метода основана на способности воды очищать верхний слой кожи, а также стимуляции кровообращения и улучшению дыхательных функций. Чаще всего применяется при лечении:

· Болезней опорно-двигательного аппарата.

  • Болезней сердечно-сосудистой системы.
  • Последствий черепно-мозговых травм.
  • Ожирении.
  • Болезней суставов.
  • Болезней пищеварительного тракта.

При использовании акватерапии человек проходит естественный курс улучшения саморегуляции функций организма через общение с водой. Кроме того, достаточное количество употребления воды в день может не только замедлить старение, а и обеспечить нормальное функционирование всех систем организма. Ориентировочная норма жидкости в день для взрослого человека составляет 4% от общей массы тела. То есть для человека весом 70-75 кг этот показатель составит 2800 — 3000 мл / день.

Выделяют несколько конкретных практических способов применения воды:

  • Ванны с различными травами, морской солью, грязевые, кислородные, вибрационные, радоновые, волновые и др.
  • Разнообразные души — контрастные, шарко, циркулярные и т.д.
  • Компрессы.
  • Купание в бассейне.
  • Примочки.
  • Обливание.
  • Бани.

Уникальность данного метода заключается в том, что, когда тело находится под водой, возникает чувство невесомости, тем самым разгружается опорно-двигательная система. Таким образом, в качестве основного метода, акватерапия используется при реабилитационных мероприятиях после травм и операционных вмешательств. В большинстве таких случаев возможности движения очень ограничены, поэтому естественная поддержка, которую оказывает вода способствует скорейшему восстановлению амплитуды движений, а иногда и вообще возможности ходить.

Акватерапия для детей, полезна тем, что помогает развивать мышечную систему, сформировать правильную осанку, стабилизировать состояние при гипертонических явлениях, улучшить координацию движений в целом. Поэтому данный метод просто незаменим и для детей с ДЦП.

Кроме того, при системных сеансах акватерапии, повышается иммунитет и общая сопротивляемость организма к воздействию окружающей среды.

Но, как и любой метод, акватерапия имеет свои противопоказания. Например, бани и сауны не стоит принимать людям с заболеваниями сердечно-сосудистой системы и перепадах давления.

Стоит отметить, что взаимодействие с водой, в любы случаях, будет более эффективным и целебным, если она предварительно не обрабатывалась, то есть имеет естественную структуру.

Частые вопросы

Что такое аква терапия?

Акватерапия – это метод коррекции различного рода нарушений в развитии детей, при котором применяется вода. Игра с водой – это не только естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности, но и один из самых приятных способов обучения.

Для чего нужна вода в медицине?

Вода помогает регулировать температуру тела, служит в качестве смазки, облегчающей движения суставов. Она играет важную роль в построении и восстановлении тканей тела. При резком сокращении потребления воды человек заболевает или его организм начинает хуже функционировать.

Для чего нужно пить воду по утрам?

Стакан воды, выпитый натощак, способствует запуску организма, а также очищению от накопившейся за ночь слизи. Заранее запустив пищеварительную систему, можно рассчитывать на максимальную пользу от завтрака. Чтобы этого добиться, стакан воды рекомендуется выпить за 40-45 минут до приема пищи.

Как вода помогает организму?

Вода нужна для транспортировки питательных веществ и кислорода ко всем клеткам тела. Она помогает преобразовывать пищу в энергию и усваивать питательные вещества. Вода поддерживает стабильность температуры тела и защищает жизненно важные органы, участвует в поддержании формы клеток и органов и важна для здоровья кожи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: