Заикание в детском возрасте

Заикание у детей: формы, причины, способы лечения

Симптомы неблагополучия в детской неврологии

Причины заикания у детей

Причины возникновения

Это патологическое состояние может возникнуть в любом периоде человеческой жизни, но у каждого возраста имеются свои предпосылки для возникновения логоневроза.

В период с 2 до 4 лет к заиканию у детей чаще всего приводят следующие причины:

  1. Особенности развития речевого аппарата. К формированию у ребёнка неправильного темпа речи могут приводить попытки родителей обучить ребёнка сразу нескольким языкам в раннем возрасте.
  2. Индивидуальные особенности характера. К возникновению логоневрозов более склонны мнительные, тревожные, нервные дети.
  3. Активное накопление большого словарного запаса за короткий срок.
  4. Наследственность. Часто нарушения речи возникают у детей, чьи родители уже страдают каким-либо из видов речевых патологий.
  5. Нарушения центральной нервной системы, вызванные патологическим течением беременности или родов. Инфекции во время беременности, гипоксия плода, травматизм во время родов.
  6. Наличие какой-либо речевой патологии у ребёнка: алалии, дислалии, ринолалии.

У детей старше четырёх лет заикание возникает под воздействием иных факторов:

  1. Воздействие длительного и сильного стресса. К нему можно отнести частые конфликтные ситуации внутри семьи или проблемы со сверстниками.
  2. Сильный страх. Чаще всего дебют заболевания возникает в том случае, когда сильный испуг возникает у ребёнка на фоне нервного напряжения. Впоследствии при возникновении аналогичной ситуации и будет проявляться логоневроз.
  3. Психотравмы, такие как давление взрослых, чрезмерно высокие, невыполнимые требования родителей.
  4. Физическое или умственное переутомление. Эта причина возникновения заикания более характерна для подростков. Проявления такого логоневроза отличаются кратковременностью.
  5. Заболевания эндокринной системы.
  6. Детский церебральный паралич. Иногда заикание является сопутствующим заболеванием у страдающего ДЦП ребёнка.

Гормональные изменения в организме, что также более характерно для подростков.

Инфекционные заболевания центральной нервной системы.
Такие психические расстройства, как шизофрения, неврастения, заболевания шизоаффективного спектра.

У взрослых возникновению заикания способствуют:

  1. Различные психотравмирующие ситуации.
  2. Черепно-мозговые травмы.
  3. Инфекционные болезни, при которых нарушается прохождение импульсов по нервной ткани.
  4. Патология речевого аппарата.

Нужно отметить, что во взрослом возрасте логоневрозы возникают гораздо реже, чем в детском и подростковом периоде.

Причины заикания:

  • повышенный тонус и периодически возникающая судорожная готовность двигательных окончаний речевых центров головного мозга;
  • последствия острого и хронического стресса в детском возрасте;
  • генетическая предрасположенность (некоторые виды заикания передаются по наследству);
  • последствия перинатального поражения ЦНС;
  • склонность к судорожному реагированию;
  • различные повреждения головного мозга;
  • травмы, последствия инфекционных и эндокринных заболеваний;
  • нарушение нормального развития речи у детей (раннее речевое развитие и задержка психомоторного развития);
  • дети могут передразнивать заикающегося человека, но через некоторое время у них сформируется устойчивый дефект;
  • при попытке переучить левшу в детском возрасте;
  • дефицит ласки, любви, понимания у ребенка.

В трехлетнем возрасте у маленьких детей происходит развитие коордиционной системы речевых движений и вербального мышления. Речь в таком возрасте является самой уязвимой и ранимой областью. Нарушение речевого развития обусловлено тем фактом, что маленькие дети очень легко перевозбуждаются, некоторые из них имеют склонность к судорожности. Особенностью нейрофизиологии этого возраста является тот факт, что прочные тормозные реакции у них отсутствуют. Риск развития заикания у возбудимого ребенка гораздо выше, чем у флегматика.

Заикание у детей может возникнуть в результате строгого воспитания, повышенных требований к ребенку. Некоторые родители хотят вырастить из своих чад гениев, заставляют своих детей заучивать большие стихотворения, произносить и запоминать трудные слова и слоги, что в свою очередь может вызвать у ребенка нарушение развития речи. Заикание у детей может усиливаться или уменьшаться. Провоцирующими факторами для усиления заикания могут служить переутомление, простуда, нарушение режима дня, наказание. Если у маленького ребенка появились первые симптомы нарушения речи, необходимо сразу же обратиться к специалисту, самостоятельно это не пройдет.

Вылечить заикание у детей надо еще до школы. Для того, чтобы понять как избавится от заикания, родители с детьми в возрасте 2-5 лет обращаются к логопеду.

Нарушения речи наблюдающиеся в пубертатном периоде, является одним из проявлений невроза. Нарушения речи могут проходить по мере взросления человека. По статистическим данным заиканием страдает только один процент взрослого населения.

Лечение родительской любовью

Но в первую очередь ребенка исцеляет присутствие любящих родителей, телесный контакт и слова любви. Поэтому не бойтесь избаловать свое дитя любовью, обнимайтесь с ним, гладьте, говорите, как любите, и просто проводите время вместе. Такое лечение в домашних условиях имеет максимальный эффект. Ведь в детском возрасте болезни часто возникают, как призыв к маме: «Заметь меня!», «Будь со мной рядом». Маме приходится бросить дела и находиться рядом.

При логоневрозе, да и не только, постарайтесь свести к минимуму конфликты в семье, а если и спорите – делайте это, когда ребенка нет дома, или шепотом в соседней комнате, пока он спит. Нет ничего более травмирующего для малыша, чем видеть, как его родители, столпы его мироздания, ссорятся между собой. Все сложные разногласия в идеале должны быть решены до рождения ребенка. А возникающие мелкие недовольства можно выражать в краткой и шутливой форме.

Логоневроз: лечение

Лечение заикания следует начинать как можно раньше, пока симптомы заболевания не успели закрепиться.

Логоневроз у детей требует комплексной терапии. Заикающиеся пациенты должны обязательно проводить встречи с детским и семейным психологом, который поможет родителям больного ребенка выработать гармоничный и правильный стиль воспитания, а также создать комфортный микроклимат в семье.

В некоторых случаях для лечения такого заболевания используют народные средства. Существует очень много готовых травяных сборов, обладающих успокаивающим действием. К ним относят следующие:

  • Обыкновенная душица (1 большая ложка на 220 мл кипятка, готовить на водяной бане ¼ часа, а затем настаивать около 40 минут). После процеживания отвар принимают трижды в день, разделив его на 3 порции.
  • Рута пахучая (1 десертная ложка травы на 220 мл кипятка, держать на водяной бане около 5 минут). Подросткам и взрослым людям следует принимать по 1 большой ложке трижды в день. Маленьким детям достаточно полоскать отваром горло.
  • Ясенец белый или крапива глухая (1 большую ложку травы заливают 220 мл кипятка, укутывают и настаивают около получаса). Готовый отвар принимать по 1 большой ложке трижды в день. Маленьким детям достаточно полоскать горло.

Лечение

Как вылечить логоневроз? Лечение заикания, особенно у детей, требует комплексного подхода

Важно, чтобы на встречи с врачами маленькие пациенты приходили в сопровождении членов своих семей

В лечении заикания участвуют специалисты нескольких направлений:

  • психотерапевт. Сеансы психотерапии помогут устранить проявления тревожности, помогут пациенту в приобретении новых навыков и привычек в общении с окружающими его людьми, обучат различным методам релаксации; Одним из самых эффективных психотерапевтических методов в лечении логоневроза считается гипноз.
  • невролог. Участие этого специалиста в лечении заикания состоит в назначении ноотропных и седативных препаратов;
  • физиотерапевт. Данный врач может назначить массаж или иглотерапию, которые обеспечат нормализацию работы центральной нервной системы;
  • логопед. Работа этого врача направлена непосредственно на устранение речевых дефектов.

Также эффективно участие в лечение логоневроза семейного или детского психолога, который поможет родителям обеспечить комфортабельный внутрисемейный климат, а также научит нюансам воспитания страдающего заиканием ребёнка.

Медикаментозная терапия:

  • седативные препараты («Афобазол», «Глицин» и т.д.);
  • спазмолитические препараты («Мидокалм», «Магнерот»);
  • ноотропные препараты («Пирацетам»);
  • настойка пиона;
  • настойка валерианы;
  • настойка боярышника.

В аптечной сети имеются готовые травяные сборы, обладающие седативным эффектом:

  • душица обыкновенная (1 ст. л. на 220 мл кипятка, оставить на водяной бане 15 минут, затем дать настояться в течение 40 минут, принимать 3 раза в день);
  • рута пахучая (1 д. л. на 220 мл кипятка, готовить на водяной бане 5 минут, взрослым и подросткам рекомендован приём по 1 ложке 3 раза в день, детям — полоскать горло);
  • ясенец белый (1 ст. л. на 220 мл кипятка, накрыть и дать настояться 30 минут, принимать по 1 ст. л. 3 раза в день, маленьким детям — полоскать горло).

Дыхательная гимнастика при логоневрозе помогает устранить тревожность и страхи, эффективна при стрессовых ситуациях.

Примеры упражнений:

  1. Встаньте прямо, согните и опустите локти. Ладони необходимо расправить и удерживать тыльной стороной вверх. На вдохе нужно сжать руки в кулаки, а на выдохе — разжать. Упражнение необходимо повторить 3 подхода по 10 раз.
  2. В положении стоя поворачивайте голову влево и вправо, чтобы при каждом повороте можно было подбородком коснуться плеча. При этом вдохи и выдохи должны быть ритмичными. Упражнение повторить 10 раз.

Одной из эффективных методик лечения логоневроза является массаж.

Он способствует снижению мышечного тонуса, улучшению работы речевого центра, общему укреплению организма.

Существуют два вида массажа, применяемых при лечении заикания:

  • сегментарный, при котором массажист воздействует непосредственно на мышцу, отвечающую за речь;
  • точечный — обладает расслабляющим эффектом, помогает минимизировать возбудимость речевого центра и восстановить речевые центры нервной системы.

Преимущество массажа в том, что эту методику под руководством специалиста могут освоить родители ребёнка и проводить лечение в домашних условиях.

Доктор Комаровский рекомендует включать в терапию заикания у детей водные процедуры — ванну не менее двух раз в день, игры в воде, длительные прогулки на свежем воздухе и питание с включением в рацион ребёнка продуктов, богатых полезными для речевого центра микроэлементами (морская рыба, сухофрукты, кисломолочные продукты).

Логоневроз — недуг, который при неблагоприятном стечении обстоятельств может возникнуть в любом возрасте и существенно ухудшить социальную адаптацию и усложнить жизнь больного.

Однако это заболевание излечимо, и при правильном подходе и соблюдении некоторых несложных рекомендаций вы сможете забыть о том, что такое заикание.

Невротическое заикание, логоневроз, логофобия:

Наша интересная группа Вконтакте:

Лечение

эффективного лечения

Устранение заикания состоит в монотонности и распевности всего разговора. Для личной терапии подходят аутогенные тренировки и десенсибилизация. Лекарство от заикания до сих пор не создано, зачастую назначают успокоительные таблетки, помогающие справится с тревогой и стрессом. При органических поражениях ЦНС врач может прописать транквилизаторы, спазмолитики, курс дегидратации. Иногда положительного результата получается добиться после назначения нескольких курсов пантогама. Помимо этого, комплексная терапия заикания включает физиотерапию, логопедический и общий массаж.

Гимнастика при заикании основана на применении дыхательных упражнений. При этом речевое дыхание нормализуется, происходит правильное соотношение вдоха и выдоха, темп и ритм становятся естественными и непрерывными. Эта методика имеет поэтапное действие: сначала занятия акцентируются на отдельных звуках, после — на словах, затем — на небольшой фразе. Дыхательные упражнения проводят сидя, лежа, стоя и во время движения.

Разработаны многочисленные методики занятий с заикающимися людьми, например Власовой или Арутюнян, все они должны назначаться индивидуально.

При логоневрозе может быть эффективен гипноз . Во время процедуры специалист помогает укрепить уверенность, повысить самооценку, убрать барьеры, мешающие верному произношению слов.

Механизм возникновения

Заикание у детей неспроста стартует в раннем возрасте. В этот период у малышей проходит активное развитие фразовой речи, становящейся особо уязвимой как неокрепшее образование.

Механизм развития логоклонии начинается с повышенного возбуждения речевых центров в головном мозге, важнейшим из которых является центр Брока. Центр располагается в лобной извилине левого полушария, отвечает за моторную речевую активность.

Изменение тонуса речевых центров влечет нарушение передачи нервных импульсов, затрагивая зону словесного воспроизведения. Заикаться больной начинает, когда возникают судороги мышц гортани, языка, губ, глотки. Работа речевого аппарата дезорганизуется: одни элементы срабатывают раньше, другие – позже положенного. Голосовые связки находятся в гипертонусе, из-за чего слишком плотно сжимаются, или, наоборот, пребывают в расслабленном состоянии.

В результате дыхательных судорог нарушается ритм дыхания с ощущением нехватки воздуха.

Подобные изменения неминуемо отражаются на речи больного: теряется плавность воспроизведения, ритм сбивается. Голос меняется: становится протяжным, может исчезнуть полностью на короткое время.

Судорожная речевая активность проявляется не сразу. Дефекту предшествуют характерные признаки. Малыш замолкает на несколько часов, даже дней, начиная затем говорить с заиканием. Испытывает затруднение, прежде чем начнет разговор. В речи делает длительные остановки. Повторяет несколько раз слоги, слова в начале предложения, использует дополнительные звуки.

Лалоневроз в детском возрасте проявляется 3 формами:

  • тонической;
  • клонической;
  • смешанной.

Тонический логоневроз характеризуют: паузы в речи, растягивание слогов: ма…шина. 

Клонический логоневроз характеризует повтор отдельных звуков: м-м-м-машина. Смешанная форма объединяет признаки обеих предыдущих.

При расстройстве у детей обычно формируется страх, тревога перед началом разговора. Появляются необычные движения, лицо искажается гримасами, случаются тики. Подобные проявления – бессознательная попытка больного справиться со сложностями в произношении.

Среди особенностей характера заик выделяют:

  • робость, боязнь разговаривать в присутствии чужих людей;
  • слабоволие;
  • высокая впечатлительность;
  • смущение при посторонних;
  • чрезмерное фантазирование.

Речь – один из главных способов коммуникации. Неспособность владеть ею в полной мере вызывает различного рода неудобства. Возможно формирование фобий, среди которых часто возникающая социофобия – боязнь людей. Замкнутость от общества порой доводит до полной изоляции.

Прогноз заболевания

При отсутствии терапии с возрастом дефект укрепляется и прогрессирует. Речевые расстройства проявляются не только заиканием. Нарушается формирование произношения в целом. Предложения лишены смысла и логической последовательности, не закреплены базовые речевые навыки.

К возрасту 18 лет формируется психический ответ на собственный дефект. Возможно развитие логофобии. Хотя это патологическое состояние более характерно для невротического заикания.

Адекватная логопедическая помощь предотвращает значительные речевые нарушения, не дает сформироваться дефекту психики. Эффективность занятий зависит от тяжести патологии.

Психотерапевтическое лечение

Работа с психотерапевтом помогает справиться с последствием стресса, повышенной тревожностью, мнительностью и другими проблемами.

Для этой цели используют:

  1. Рациональная психотерапия. Помогает сформировать адекватное отношение человека к себе, своей проблеме и способам ее решения.
  2. Суггестивная психотерапия. Включает в себя работу с психотерапевтом и сеансы гипноза, во время которых специалист «ослабляет» мышечные блоки и «убирает» причины развития невроза.
  3. Аутотренинг. Психотерапевт помогает больному выбрать и научиться методам контроля речи, который он сможет применять самостоятельно.

Логопедическое лечение

Логопед обучает пациента методикам и техникам правильного произношения различных звуков и слов. Занятия с логопедом считаются основным методом лечения заикания у детей дошкольного и школьного возраста.

Лечение в домашних условиях

Справиться с логоневрозом можно и в домашних условиях.

  • прием растительных седативных препаратов: настойки валерианы, пустырника, пиона, боярышника;
  • нормализация режима сна и отдыха;
  • отказ от вредных привычек;
  • снижение нервной и физической нагрузки.

При лечении заикания у детей важно не только уменьшение психоэмоциональной нагрузки, но и повышение самооценки у ребенка. Кроме общих методов лечения в домашних условиях можно:

Кроме общих методов лечения в домашних условиях можно:

  • научиться артикуляционной гимнастике;
  • научиться дыхательной гимнастике;
  • принимать специальные травяные сборы.

Научиться методикам артикуляционной и дыхательной гимнастики можно у специалистов или самостоятельно, с помощью учебных пособий и программ в интернете.

Также в домашних условиях рекомендованы следующие травяные сборы:

  • отвар душицы;
  • отвар руты пахучей;
  • отвар крапивы глухой.

Эти травы обладают седативным эффектов и помогают уменьшить нервное напряжение.

Логоневроз – патология, которая может привести к серьезным последствиям. Часто у детей с заиканием формируются различные комплексы, нарушается их социализация, они с трудом общаются с людьми и не всегда успешно реализуются в будущем. Поэтому, своевременное лечение заикание у детей является важнейшим условием их дальнейшего развития.

Автор статьи: врач-психиатр Шаймерденова Дана Сериковна

Как проявляется и почему возникает заикание

Заикание — частая проблема у детей, которая возникает, как правило, в возрасте от 2 до 5 лет. Это судороги мышц, входящих в речевой аппарат. Возникают в результате нарушения скорости передачи нервного импульса между функциональными зонами, участвующими в формировании речи, или от моторных зон к мышцам. Мозг через мили секунд не «слышит» звук, на который была отдана команда и дублирует ее. В конечном итоге к мышцам одновременно приходит несколько сигналов, и это выражается в виде судорожных сокращений мышц.

 Проявляются они так:

  • ребенок начинает тянуть один какой-то звук;
  • несколько раз повторяет слог, входящий в слово;
  • повторяет целое слово;
  • делает длинные паузы посреди фразы;
  • речь носит «нерешительную» окраску.

Заикание бывает истинным, когда причиной является поражение определенных зон центральной нервной системы. Как правило, это генетические заболевания и встречаются редко. Лечение этих нарушений требует применение специальных методик и занимает длительное время и ложным, то есть как проявление нарушения питания нервных клеток, проявляющихся неврозом в виде заикания. В любом случае нужны консультации специалистов — невролога и логопеда-дефектолога, необходима, если заикание — не разовый случай, а регулярно повторяющийся

Чтобы специалист смог помочь, важно вспомнить, когда ребенок заговорил, а кроме того — когда появилось заикание. Если это случилось одновременно с появлением речи, можно говорить о врожденном типе

Если же логоневроз приобретенный, то необходимо понимать, что его спровоцировало. 

Толчком к развитию мешающих речи спазмов мог быть сильный испуг, напряженная обстановка дома, в детском саду или школе, инфекции, вирусные заболевания, травмы головы. Кроме того, логоневрозом может проявляться при задержках функционального развития мозга, которые родители могут не замечать. 

Определение

Логоневрозом (код в МКБ-10 F98.5) называют состояние, при котором речь теряет свою плавность, становится судорожной, появляются затяжное произношение, непроизвольные задержки или повторы звуков, слогов или слов.

Это заболевание относят к заиканию, возникающему вследствие невроза.

Проявления его не имеют постоянного характера, часто сочетаются с другими невротическими нарушениями.

Важно отметить, что эта разновидность заикания проявляется лишь в моменты сильного нервного перенапряжения, исчезает после окончания воздействия провоцирующего фактора. Также человек, который страдает логоневрозом, не имеет проблем с произношением конкретных звуков или звукосочетаний

Также человек, который страдает логоневрозом, не имеет проблем с произношением конкретных звуков или звукосочетаний.

Часто логоневроз чётко связан с логофобией — боязнью говорить.

Диагностика и дифференциальная диагностика

Различными нарушениями речи занимаются логопеды. Для своевременного и эффективного исправления дефектов важен правильно поставленный диагноз. В начале заболевания заикание иногда путают с тахилалией, которая внешне похожа на логоневроз. Проявляется тахилалия патологически быстрым темпом речи, неправильным построением фразы (баттаризм), спотыканием, запинками, паузами (полтерн).

  • подражание речи взрослого окружения ребенка;
  • недостаток внимания во время формирования речи;
  • нечеткая, смазанная артикуляция.

Отличить тахилалию от невротического заикания можно, сравнив ряд факторов.

Тахилалия:

  • осознание дефекта отсутствует;
  • речевой акт при напряжении становится лучше;
  • акцентирование внимания улучшает речь;
  • требование точных ответов улучшает речь;
  • чтение знакомого текста ухудшает речь;
  • чтение незнакомого текста улучшает речь;
  • письмо повторяющееся, торопливое, почерк неясен;
  • отношение к своей речи безразличное;
  • психологическое переживание отложенное.

Невротическое заикание:

  • осознание дефекта присутствует;
  • речевой акт при напряжении становится хуже;
  • акцентирование внимания ухудшает речь;
  • требование точных ответов ухудшает речь;
  • чтение знакомого текста улучшает речь;
  • письмо заторможенное, напряженное;
  • отношение к своей речи с выраженной боязливостью;
  • психологическое переживание опережающее.

Диагностика логоневроза проводиться при участии логопеда и невролога

Немаловажное значение имеет выявление в анамнезе пациента острой или хронической стрессовой ситуации. Диагностическое обследование речи определяет нарушение ее темпа, ритма и плавности, наличие запинок, растягивания отдельных звуков, повторов слогов. Неврологический осмотр не выявляет существенных отклонений в неврологическом статусе

Возможно некоторое оживление рефлексов, наличие признаков вегетативной дисфункции

Неврологический осмотр не выявляет существенных отклонений в неврологическом статусе. Возможно некоторое оживление рефлексов, наличие признаков вегетативной дисфункции.

Необходимо дифференцировать невротическое заикание от неврозоподобного. Последнее возникает вследствие ЧМТ или различных заболеваний ЦНС (ишемического инсульта, внутримозговой опухоли, гидроцефалии, перенесенного энцефалита), постепенно прогрессирует, не сопровождается логофобией и попытками пациента скрыть дефект речи. Как правило, при неврозоподобной форме заикания наблюдаются органические изменения личности: затрудненная переключаемость, преимущественно эйфорическое настроение, инертность. Для полного исключения органической природы заикания следует провести дополнительные исследования: ЭЭГ, Эхо-ЭГ, РЭГ, МРТ или КТ головного мозга.

Следует дифференцировать логоневроз и так называемое спотыкание. Последнее является следствием перенесенной ранней органической церебральной патологии и включает смазанность речи из-за расстройства артикуляции, нарушения ритма и скорости речи (захлебывающаяся речь, тахилалия), монотонную речь, перестановку смысловых ударений, затрудненный подбор слов и пр. Невротическое заикание может быть сопутствующим расстройством при некоторых психических болезнях (шизофрении, олигофрении, психопатии). В таких случаях пациенту назначается консультация психиатра.

Профилактика закрепления и рецидивов

Коррекционно-педагогическая работа с заикающимися детьми дает хорошие результаты, но их адаптивный уровень остается низким, поэтому в будущем могут возникать рецидивы. Частые повторения приводят к хронификации заболевания и возникновению новых патологий в работе нервной системы.

Первые рецидивы наблюдаются при переходе из детсада в школу. Учителя нужно поставить в известность о проблеме малыша. Таких детей нельзя спрашивать первыми, заставлять отвечать, если у них случился ступор и настаивать на даче ответов в виде развернутых длинных фраз, если ребенок отвечает односложно. При возникновении рецидива его не отстраняют от устных ответов у доски, а стараются мягко адаптировать его к ситуации. Малыш должен регулярно наблюдаться у врача-логопеда и невролога.

Следующий опасный период — подростковый возраст. Ускоренное психосоматическое развитие совпадает с осложнением в общении и ростом требований к собственной речи. Эмоциональное напряжение выходит на предельный уровень в связи с эндокринной перестройкой. При возникновении рецидива необходима психолого-педагогическая помощь специалистов. В качестве профилактики периодически проводятся сеансы психотерапии, логопедические занятия.

Психологическая работа с детьми для предупреждения рецидивов болезни предполагает выработку следующих личностных качеств:

  • уверенность в себе;
  • самостоятельность;
  • активность.

Людям, у которых в прошлом были проблемы с речью, лучше отказаться от работы, требующей высокой психологической нагрузки.

Симптомы

При заикании происходит огромный перерасход воздуха на вдохе, выдохе. Это обусловлено сопротивлением артикуляции. Нарушенное речевое дыхание проявляется при произношении проторного звука и инспираторных гласных. То есть для того, чтобы задействовать голосовые связки и образовать проторный шум пациент пользуется вдыхаемым воздухом. Укорочение выдоха наблюдается не только во время разговора, но и в полном покое.

При произношении звуков голосовая щель замыкается и препятствует возникновению речи. При приступе гортань поднимается наверх, затем вниз и продвигается вперед. Неспособность плавно произносить гласные звуки вынуждает пациента делать их твердыми.

Функциональные нарушения в аппарате артикуляции при логоневрозе затрагивают и соматические. Высунутый язык отклоняется в сторону, искривляется носовая перегородка, гипертрофируется раковина. Часто речь при заикании сопровождается сопутствующими движениями, которые не являются необходимыми, но производятся как сознательные. Например, во время приступа пациенты могут запрокидывать голову назад, наклонять ее в стороны, подергивать плечами, переступать ногами. При заикании проявляются некоторое психические изменения. Часто присутствует страх перед произношением определенных букв или слов. Пациенты избегают их, подыскивая замену. В периоды обострения возникает немота. Человек ощущает себя неполноценным.

Заикание у детей младшего дошкольного возраста

Дети возрастом 2-3 лет часто проглатывают начало или окончание слов. Быстро, невнятно произносят слова, делают длинные паузы между ними. Эти явления зачастую не расцениваются как патология, так как со взрослением исчезают. Для истинного заикания характерны следующие признаки:

  1. 1. Ребенок во время диалога часто останавливается и при этом мышцы шеи и лица напряжены.
  2. 2. Испытывает сложности в произношении. Сжимает кулаки, размахивает руками, выражая то, что не получается объяснить с помощью речи.
  3. 3. Часто замолкает на несколько часов.
  4. 4. При произношении сложных слов у ребенка дрожат губы, быстро двигаются глазные яблоки.

Заикание у школьников

Когда ребенок владеет речевым аппаратом, произносит фразы, наполненные смыслом, строит цепочку разговора, логоневроз проявляется в большей степени. Основное признаки — это судороги языка, голосовой щели. Различают тонические, клонические и смешанные судороги.

При тонических происходит спазм голосовых мышц, и слова произносятся толчками с большой паузой между буквами. При клонических судорогах происходит повторение одних и тех же движений голосовой мышцей. Часто это повтор слогов или буков. Смешанные судороги сочетают симптомы двух других групп.

Произношение слов требует физических усилий, поэтому ребенок может уставать при разговоре. Часто предпочитает одиночество, избегает компании. В присутствии незнакомых людей дома или в непривычной обстановке симптомы логоневроза усиливаются.

Фазы развития патологии

Первая фаза характеризуется небольшими эпизодами логоневроза, плавным сокращением периодов спокойной речи. Она заканчивается, когда затрудняется произношение слов в начале предложения. Заикание возникает при произношении союза, предлога. При стрессе симптомы усугубляются. Провокация может выступать в виде эмоциональной вспышки.

Во второй фазе контактирование с окружающими затрудняется. Заикание носит хронический характер, но тяжесть его еще различима. Часто сложность возникает в сложных словах. Редко в односложных частях речи.

Третья фаза закрепляет судорожный синдром. Пациент не испытывает страх и неловкость во время акта речи. Спокойно заменяет проблемные слова на другие. Осознают трудности в общении из-за логоневроза.

На четвертой фазе заикание приобретает глубокую личную проблему для пациента. Появляется выраженная эмоциональная реакция на заикание. Пациент избегает речевые ситуации. Постоянно заменяет проблемные слова

Обращает внимание на окружающих и их реакцию на его проблему. Характерные симптомы для данной фазы:

  • затрудняется произношение определенных звуков и слов носит хронический характер;
  • появляется страх речи;
  • больной уклоняется от разговоров.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: