Пресс-центр

Что такое заикание

На что обратить внимание родителям

В первую очередь — сам факт появления заикания не нужно игнорировать. Даже если оно вызвано ускоренным речевым развитием, когда артикуляционный аппарат ребенка попросту не успевает за его мыслями и желанием выразить их словами.
Чем больше «стаж» этого состояния, тем сложнее с ним справиться. Кроме того, возникновение заикания говорит о наличии каких-либо отклонений или процессов в нервной системе, которые необходимо откорректировать.

Если ребенок:

  • неожиданно перестал разговаривать,
  • начал часто употреблять в начале слов «лишние» звуки («а», «э», «о»),
  • стал повторять начальные слоги в словах,
  • останавливается посреди фразы,
  • не может начать предложение,

следует как можно раньше посетить специалистов. Недавно начавшееся заикание можно довольно быстро остановить.

Логопедическая работа при заикании

Занятия с логопедом помогут наладить правильное речевое дыхание, выровнять темп речи и снизить спастические судороги при говорении.

В работе используются:

  1. Элементы дыхательной гимнастики.
  2. Логоритмика, позволяющая связать произносимые слова с движением и музыкой, выравнивая таким образом темп и вырабатывая связность и плавность речи.
  3. Упражнения для улучшения артикуляции.
  4. Пение. Замечено, что люди перестают заикаться, когда поют. Кроме того, это помогает наладить правильное дыхание и ритм речи.
  5. Игра на музыкальных инструментах.
  6. Упражнения для мышечной релаксации.

Регулярные занятия при поддержке семьи обязательно принесут результат!

Виды логоневроза

В логопедии выделяют 2 формы заикания:

  1. Невротическую.
  2. Неврозоподобную.

Невротический – психогенный – тип логоневроза возникает на фоне стрессов и переживаний у здоровых детей и взрослых.

Неврозоподобный логоневроз является следствием патологий нервной системы, которые могут быть как врожденными, так и приобретенными. Такой тип нарушения речи связан с органическими изменениями мозга, возникшими в период внутриутробного развития или раннем детстве.

Неврозоподобная форма заикания наблюдается у пациентов с ДЦП и СДВГ – синдромом дефицита внимания и гипервозбудимости. Дети с таким нарушением часто демонстрируют задержку моторного и психического развития.

Заикание классифицируется также по характеру судорог и протеканию. Согласно первой классификации, они бывают:

  • дыхательными, или респираторными, когда непроизвольно сокращаются мышцы дыхательных органов;
  • голосовыми, или вокальными, при которых нарушается сократимость мышц голосового аппарата;
  • артикуляционно-фонетическими: человек неправильно произносит звуки определенных групп – шипящих, сонорных, звонких и пр.;
  • смешанными – например, артикуляционно-голосовыми или дыхательно-артикуляционными.

Самым тяжелым является дыхательное заикание, которое, в свою очередь, делится на 2 вида:

  1. Инспираторный – проявляется на вдохе.
  2. Экспираторный – проявляется на выдохе.

Виды заикания по течению

Вид

Волнообразное

Стационарное

Реградиентное

Проградиентное

Рецидивирующее

Особенности

Самая распространенная разновидность, периоды обострения сменяются временным облегчением

Выраженность симптоматики постоянна и не меняется со временем

Симптомы со временем исчезают, что чаще встречается у детей: ребенок «перерастает» проблему

Болезнь прогрессирует, что тоже чаще бывает в детском возрасте. Проявления усугубляются обычно до 18-20 лет

Человек то заикается, то разговаривает совершенно нормально

Что вызывает заикание?

Точно сказать, почему ребенок начинает заикаться, невозможно, но это состояние не вызвано действиями родителей. Факторы развития и наследственности могут иметь значение, наряду с небольшими различиями в том, насколько эффективно работают речевые области мозга. Развитие речи — это сложный процесс, который включает в себя взаимодействие между различными областями мозга, а также между мозгом и мышцами, отвечающими за дыхание и речь. Когда каждая часть этой системы работает хорошо, правильные слова произносятся в правильном порядке, с правильным ритмом, паузами и ударением.

Ребенку, который учится составлять простые предложения, необходима практика, чтобы развить различные области речи в мозгу и создать нейронные пути. Проблемы с разговором могут возникнуть, если некоторые части этой развивающейся системы не скоординированы. Это может вызвать повторения и остановки, особенно когда ребенку есть что сказать, он взволнован или чувствует себя под давлением. По мере того, как головной мозг продолжает развиваться, некоторые из этих проблем решаются или мозг находить способ компенсировать дефект, поэтому многие дети «вырастают» из заикания.

По неизвестным ученым причина заикание чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Считается, что гены тоже играют роль. Примерно 2 из 3 человек, которые заикаются, имеют семейный анамнез заикания, что позволяет предположить, что гены, унаследованные ребенком от своих родителей, могут повысить вероятность развития заикания.

Симптомы заикания

  • человек повторяет звуки или слоги — например, говорите «му-му-му-мумия» повторение определенных звуков, слогов или слов во время разговора, например, произнесение «яяяя-яблоко» вместо «яблоко»
  • издает звуки длиннее, например, «ммммммммм»
  • слово не удается полностью актикулировать
  • длительные паузы между определенными звуками и словами
  • ребенок изо всех сил пытается сказать правильное слово, фразу или предложение использование во время речи большого количества слов-заполнителей, таких как «ну» и «э»
  • избегание зрительного контакта с другими людьми, пытаясь понять звуки или слова.

Заикание также более вероятно, когда маленький ребенок хочет много сказать, взволнован, говорит что-то важное для него или хочет задать вопрос. Заикание различается по степени

У больных могут быть эпизоды заикания, сменяющиеся периодами, когда они относительно бегло говорят. Проблемы с речью могут усиливаться в ситуациях, когда ребенок стесняется своей речи и поэтому может изо всех сил стараться не заикаться

Заикание различается по степени. У больных могут быть эпизоды заикания, сменяющиеся периодами, когда они относительно бегло говорят. Проблемы с речью могут усиливаться в ситуациях, когда ребенок стесняется своей речи и поэтому может изо всех сил стараться не заикаться.

Эти ситуации могут включать:

  • разговаривать с авторитетным лицом, например, с учителем
  • нужно сказать что-то перед классом
  • читать вслух
  • разговаривать по телефону.

Как проявляется?

Прерывание речи при заикании бывает разным. Возможны повторения звуков или слогов, блоки молчания, неестественное растягивание звуков. Заикание часто сопровождаются напряжением и тревогой, гримасами лица или тиком.

Если ваш ребенок колеблется перед началом речи, повторяет слова, запинается перед произношением слова или фразы, присмотритесь к нему повнимательнее. Многие дети торопятся сказать что-либо, и не успевают выразить свою мысль в правильной словесной форме. Неуверенная, неплавная речь и повторения в возрасте от двух до семи лет является вариантом нормы. Но если они встречаются слишком часто и связаны с напряжением или избегающим поведением, это может указывать на начинающееся заикание.

Следующие признаки указывают на начальную стадию заикания:

  • Часто встречающиеся повторы слов.
  • Пролонгированные звуки.
  • Избегание ситуации общения, фразы: «Я не могу этого сказать».
  • Расстроенный вид.
  • Напряженный вид мышц лица и шеи.
  • Речь с неожиданными подъемами громкости голоса.

Диагностика заикания

Некоторые аспекты заикания очевидны для всех, в то время как другие – нет. Для постановки достоверного диагноза пациент должен быть осмотрен неврологом.

Врач может выполнять некоторые другие оценки, такие как скорость речи и языковые навыки – это будет зависеть от возраста и анамнеза пациента. Будут проанализированы все данные, и определено, есть ли нарушение беглости речи. Если таковое имеется, патолог речи определит, в какой степени расстройство влияет на повседневную деятельность человека.

Важно определить, станет ли заикание маленького ребенка долгосрочным. Это можно довольно точно сделать с помощью серии тестов и наблюдений

Оценки для детей старшего возраста и взрослых направлены на оценку тяжести расстройства и того, какое влияние оно оказывает на способность человека общаться и надлежащим образом функционировать в повседневной деятельности.

Дислалия

Косноязычие – заболевание, при котором человек неправильно произносит некоторые звуки, пропускает их или заменяет на другие. Это расстройство, как правило, встречается у людей с нормальным слухом и иннервацией артикуляционного аппарата. Как правило, лечение проводится логопедическим вмешательством.

Это одно из самых распространенных нарушений речевого аппарата, которое обнаруживают у около 25% детей дошкольного возраста. При своевременном диагностировании нарушение довольно успешно поддается коррекции. Дети дошкольного возраста гораздо легче воспринимают коррекцию нежели школьники.

Памятка для родителей

Ребенку с заиканием обязательно нужно ввести твердый режим дня.
Создать условия для полного психического покоя, не провоцировать стрессы и перевозбуждение, чтобы не усиливать заикание.
Не следует акцентировать внимание на проблеме, не обсуждать при ребенка его состояние.
По возможности вводить режим молчания

Особенно это важно на начальных стадиях возникновения заикания, чтобы рефлекс не закреплялся.
Ограничить просмотр телевизора, компьютерные игры.
Поменьше побуждать ребенка к длительным и подробным рассказам.
Лучше задавать вопросы, требующие односложных ответов.
Общаясь с ребенком следует избегать резких окриков и громких разговоров.
В некоторых случаях заикания нужно стараться, чтобы речь ребенка была медленной, неторопливой, схожей с брадилалией
На начальном этапе это помогает сгладить заикание.. Не стоит думать, что эти правила «пожизненные»

Просто на некоторое время вам потребуется создать максимально спокойную обстановку для успешного восстановления нервной системы ребенка и его речи. В сочетании с помощью специалистов ваши усилия принесут заметный результат

Не стоит думать, что эти правила «пожизненные». Просто на некоторое время вам потребуется создать максимально спокойную обстановку для успешного восстановления нервной системы ребенка и его речи. В сочетании с помощью специалистов ваши усилия принесут заметный результат.

Факторы риска заикания

Наследственная предрасположенность встречается у многих детей, страдающих заиканием, которое сохраняется после стадии развития речи. 

Возраст, когда начинается заикание – до 3,5 лет. С меньшей вероятностью ребенок будет заикаться в более позднем возрасте. Чем раньше начинается заикание, тем меньше вероятность его длительного продолжения. Ребенок может перестать заикаться в течение 1-2 лет без логопедической терапии.

Чем дольше продолжается заикание, тем больше вероятность того, что проблема станет долгосрочной. Заикание в четыре раза чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Специалисты полагают, что для этого могут быть неврологические причины, в то время как другие обвиняют в том, как члены семьи сильнее реагируют на заикание маленьких мальчиков по сравнению с заиканием девочек. Однако никто на самом деле не знает, в чем причина.

Поведение, связанное с заиканием

У ребенка, который заикается, также могут развиваться непроизвольные движения, такие как моргание глаз, дрожание губ, гримаса, постукивание пальцами или топанье ногами. Он также может:

  • избегать произносить определенные звуки или слова, на которых он обычно заикается
  • применять стратегии, чтобы скрыть свое заикание, например, заявлять, что забыли то, что они пытались сказать, когда им трудно произносить слова плавно
  • избегать социальных ситуаций из-за страха заикаться изменить стиль речи, чтобы предотвратить заикание — например, говорить очень медленно или тихо или говорить с акцентом
  • испытывать страх, разочарование, стыд или смущение из-за своего заикания.

Лечение

Лечить заикание, как и другие болезни, легче на ранних стадиях. Иногда от него можно избавиться всего за несколько недель, но чаще для этого требуется гораздо больше времени.

При заикании, обусловленном нарушением работы нервной системы, назначаются медикаментозные препараты. Это могут быть спазмолитики и миорелаксанты (Толперизон, Бенактизин), седативные средства в небольших дозировках.

При клоническом логоневрозе рекомендованы курсы гопантеновой кислоты. Препарат принимают в течение 1-3-х месяцев, курсы повторяют 2 и более раз.

В лечении заикания могут применяться мягкие успокоительные на основе валерианы, пустырника. По показаниям назначаются психостимуляторы, нейролептики и нооторопы.

Психостимуляторы повышают активность и придают бодрость, нейролептики упорядочивают передачу нервных сигналов. Ноотропы стимулируют мозговую деятельность и улучшают память.

В комплексную терапию логоневроза могут входить массажные сеансы и физиолечение. Массаж полезен как общий, так и логопедический.

Пример из практики: Мало кто знает, что Демосфен был заикой. Дебют его публичного выступления потерпел полное фиаско – его просто подняли на смех. К тому же он постоянно дергал плечом. Но Демосфен исправил свой дефект и смог добиться контроля над телом. Он тренировался каждый день по нескольку часов: говорил, набив рот мелкими камешками, громко читал стихи при подъеме на гору, практиковал и другие методы. И в итоге стал лучшим оратором всех времен.

Лечением логоневроза занимаются неврологи, с участием психотерапевтов, логопедов и рефлексотерапевтов.

Польза иглоукалывания заключается в снятии мышечных зажимов и блоков, локализующихся в области шеи, плеч и живота.

Логопеды помогают выработать правильное речевое дыхание с помощью специальных упражнений. Они корректируют произношение звуков, учат контролировать скорость речи.

При работе со взрослыми большое значение отводится психотерапии. Самым эффективным методом является гипноз: он помогает укрепить веру пациента в собственные силы, устранить страхи и волнения. Но есть и другие психотерапевтические методики, выбор которых зависит от причины и степени тяжести расстройства, личностных особенностей.

Последние годы в логопедическую практику вводятся инновационные методики – например, речевое «протезирование». Используется синтез голоса пациента: он говорит фразу, после чего она преобразовывается и возвращается. Человек слышит ее и усваивает правильное произношение. Таким образом стимулируются мозговые центры, что положительно сказывается на самочувствии.

Агишев Дамир Адгемович

врач – невролог • Стаж 35 лет

Запишитесь на онлайн-консультацию, если вы хотите узнать больше о лечении заикания. Наши врачи расскажут о новых современных методах, которые показывают хорошую эффективность. Обращаться можно круглосуточно, консультации проводятся дистанционно, по телефону.

Причины появления заикания

Специалистами выделяются условия и причины, провоцирующие возникновения заикания у детей.

Среди условий, создающих благоприятную ситуацию для появления такого состояния, можно назвать:

  1. неустойчивость нервной системы ребенка — повышенная тревожность, страхи, энурез, эмоциональность.
  2. врожденные особенности речевого аппарата — короткая уздечка языка, небные расщелины, нарушенное строение челюстей и т. д.;
  3. нарушения нервно-мозговой деятельности в процессе родов или осложненной беременности;
  4. физическая ослабленность ребенка в результате частых болезней;
  5. отставание развития моторики;
  6. психологический дискомфорт ребенка как явный, так и скрытый;
  7. отсутствие душевного контакта с родителями и близкими.

Причиной, «толчком» к появлению заикания может стать:

  1. Сильный кратковременный стресс.
  2. Длительное угнетение психологического состояния.
  3. Переучивание леворукого ребенка. (Надо отметить, что в раннем возрасте многие дети предпочитают пользоваться левой рукой, что связано с особенностями возрастного созревания мозга).
  4. Копирование речи заикающегося взрослого в окружении.
  5. Чрезмерно активное развитие речи, излишнее стимулирование интеллектуального развития у детей.
  6. Двуязычие в семье.

Причины заикания

Хотя процесс еще не объяснен досконально, можно назвать основные причины заикания.

Провоцирующие причины:

•    невропатическая отягощенность родителей ребенка — заболевания, истощающие деятельность ЦНС

•    невропатические особенности онтогенеза — фобии, эмоциональная перенапряженность

•    конституционная расположенность — расстройства вегетативной системы, повышенная чувствительность нервной деятельности

•    наследственность — врожденная слабость артикуляционного аппарата, также в сочетании с неблагоприятными экзогенными факторами

•    поражения головного мозга в разные периоды развития — от внутриутробного до постнатального.

Производящие и неблагоприятные причины:

•    физиологические — заболевания (энцефалит, корь, тиф, рахит), внутриутробные травмы, сотрясения мозга и его органические поражения, интоксикация, нарушения внутренней секреции и обменных процессов, отклонения речевого развития, общая ослабленность организма, недоразвитость моторики, преждевременное речевое созревание, возрастной онтогенез

•    психические — длительные микротравмы и острые психотравмы, перенапряжение, чрезмерная радость или ужас, депривация

•    социальные — усложнение речевого материала, неправильное формирование речевых навыков родителями.

Перестраховаться от логоневроза очень сложно, так как его этиология пространственная. Однако многие провоцирующие факторы предотвратить вполне возможно. 

К кому обратиться за помощью при заикании

Так как процесс этот вызван неполадками в работе нервной системы, работа по коррекции должна быть комплексной. Специалисты, которые помогут ребенку, это невролог и логопед.

Невролог оценит состояние нервной системы, исключит органические нарушения и назначит меры для коррекции состояния. Ребенку требуется щадящий режим, благоприятные условия для психики, исключение умственных и эмоциональных перегрузок. Для расслабления и снятия мышечного тонуса могут быть назначены физиопроцедуры, массаж

Медикаментозное лечение зависит от степени тяжести состояния и результатов обследования врача.
Логопед должен будет оценить речь ребенка, обращая внимание на ее темп, правильность речевого дыхания, артикуляционные судороги, наличие других нарушений в процессе говорения. Исходя из результатов обследования, а также анамнеза ситуации будет составлен план коррекционных занятий.

Кроме этих специалистов ребенку может понадобиться детский психолог. Если причиной заикания стала стрессовая ситуация, ее необходимо не только устранить, но и помочь справиться с ней эмоционально.

Симптомы заикания

Человек, который заикается, часто повторяет слова или части слов и имеет тенденцию продлевать определенные звуки речи. Им также трудно начать говорить определенные слова. Некоторые люди могут напрягаться, когда начинают говорить, они могут быстро моргать, а их губы или челюсть дрожать, когда они пытаются общаться.

Люди, которые заикаются, кажутся чрезвычайно напряженными или запыхавшимися, когда они говорят. Их речь может быть полностью “заблокирована” (остановлена). При этом состоянии рот находится в правильном положении, чтобы произнести слово, но человек практически не издает ни звука. Это может длиться несколько секунд. Иногда произносится нужное слово или используются междометия в начале слова, которое вызывает проблемы. Примеры междометий включают такие слова, как “гм”, “вроде”, “я имею в виду”, “ну” или “ммм”.

Распространенные признаки и симптомы, связанные с заиканием:

  • Проблемы с началом слова, фразы или предложения.
  • Колебание перед тем, как произнести определенные звуки.
  • Повторение звука, слова или слога.
  • Некоторые звуки речи могут быть продолжительными.
  • Речь может произноситься рывками.
  • Слова с определенными звуками заменяются другими (околичностями).

Кроме того, при разговоре может быть:

  • частое моргание
  • дрожание губ
  • постукивание ногой
  • дрожание челюсти
  • лицо и/или верхняя часть тела напрягаются

Причины

На сегодняшний день ученые выделяют два основных типа заикания. Первый возникает у детей с дефектом нервной системы. Причины такого заикания: наследственная предрасположенность, травма при родах, тяжело протекающая беременность матери, частые болезни в первые годы жизни. Внешне ребенок кажется вполне здоровым и умным, вот только заикается. А при неврологическом обследовании у таких детей находят, как правило, признаки повышенного внутричерепного давления, изменение рефлексов и повышенную судорожную готовность.

Второй тип заикания возникает у детей с изначально здоровой нервной системой. Заиками они становятся в результате неврозов, вызванных сильным переутомлением и стрессами. Причины невротичного заикания могут быть самыми разнообразными: испугала неожиданно упавшая со шкафа кошка, перетрудился, заучивая по просьбе родителей непомерно большое количество стихов, расстроился из-за болезни дедушки. Разумеется, не каждый ребенок после просмотра фильма о Фредди Крюгере станет заикаться, но впечатлительный и нервный — вполне. При таком типе заикания дефект речи может усиливаться при эмоциональном возбуждении и нервно-психическом напряжении.

Существуют и экзотические причины заикания. Бывает, что ребенок начинает заикаться, чтобы стать похожим на заикающегося родственника или знакомого. А некоторые дети навсегда становятся заиками, после того, как их в принудительном порядке переучат из левшей в правшей.

На заикание может быть похоже такое нарушение речи как скандированная речь, при которой больной говорит то быстро, то медленно, то громко, то тихо — такой выговор характерен для заболевания мозжечка и иначе называется речевой атаксией. Истинное заикание усиливается при волнении, ослабевает в спокойной обстановке, заикающиеся люди хорошо поют.

Виды и классификация логоневроза

Заболевание делится по степени тяжести:

●    легкая форма — практически не мешает в речи, проявляется в виде незначительных отголосков при стрессе. Без лечения прогрессирует

●    средняя — активна в момент эмоционального возбуждения. Часто определяется в виде невозможности закончить фразу или слова

●    тяжелая — проявляется в любом свободном разговоре и при любом состоянии психики. Обычно сопровождается судорожным состоянием мышечной системы лица и конечностей, паническими атаками, сильным сердцебиением.

Важная часть классификации логоневроза — по форме судорог и их проявлениям. Врач может диагностировать почему появилось заикание и как его лечить по характерным признакам. Судороги могут быть тонические, клонические, смешанные. 

Судороги, которые приводят к разным формам заикания, также отличаются по локализации:

●    артикуляционные — затрагивает мышцы губ, шеи, лба, ушей, языка, мягкого неба

●    дыхательные — обычно проявляются при вдохе с разной интенсивностью. Провоцируют небольшие перерывы в речи. На выдохе человеку сложно закончить словоформу. При дыхательной локализации напрягаются мышцы пресса и лица. Ощущается небольшой дефицит воздуха

●    голосовые — происходит вследствие смыкания и размыкания голосовых складок. Характеризуется в нехватке воздуха, обрыве фраз и паузам. Судорога появляется на гласных звуках, которые больной произносит с удлинением. В тонусе шейные мышцы.

Иногда заикание локализуется в смешанной форме и задействует сразу несколько отделов.

Основные симптомы заикания

Не заметить заикания невозможно. Речь больного с паузами и запинками, он может повторять слова, окончания и слоги. Характерно добавление в предложения лишних слов, лишенных смысловой нагрузки

Наблюдается укорочение выдоха, нарушение координации губ и языка, проблемы с памятью, вниманием

Это происходит из-за судорог, которые также распространяются на мышечный аппарат структур лица, шеи. Судороги могут иметь разную амплитуду и локализацию –  возникать в середине слова, в конце, в начале, на разных фонемах. 

При логоневрозе происходит расстройство дыхания и голосовых особенностей. Иногда речь сопровождается стереотипными навязчивыми движениями шеи или рук.

Заикание затрудняет общение ребенка с другими людьми. Сложность выражения мыслей проецируется на проблемы в коммуникации с нормально говорящими сверстниками, если проблема не компенсируется социальными или харизматическими качествами. Часто такие дети замкнуты, застенчивы и это накладывает отпечаток на их социальную жизнь.

Симптомы

Основные симптомы заикания – частые повторы отдельных звуков (букв), слогов, слов; паузы между слогами, словами и фразами. Все это нарушает плавность речи, разрывает ее ритм.

Нарушением считается заикание, которое длится не меньше 3-х месяцев.

Проявления заикания включают:

  • избегание общения;
  • систематически плохое настроение;
  • спазмы лицевой мускулатуры (тоно-, клоно-судороги);
  • слабоволие – дефицит выдержки, самообладания, терпения;
  • боязнь выступать перед публикой;
  • неожиданные повышения голоса в интонациях.

Заикающимся людям часто не хватает принципиальности, целеустремленности, самостоятельности, самоконтроля, а также последовательности и организованности. В периоды волнений появляются непроизвольные движения мышц лица, – тики, гримасы – с помощью которых они пытаются преодолеть внутреннее напряжение, чтобы не заикаться.

Дыхание

Одна из особенностей течения заикания – колоссальный расход воздуха при вдохе и выдохе, вызываемый нарушением сопротивления в зоне артикуляции. Сбой в речевом дыхании заключается в образовании пациентом проторного звука «р» или гласных на выдохе.

Проще говоря, человек приводит в движение готовые связки и образует проторный шум с использованием воздуха, который вдыхает. Причем несколько более короткий выдох отмечается как при разговоре, так и в состоянии покоя.

Особенности голоса

Когда заика начинает произносить звук, происходит судорогоподобное замыкание голосовой щели. Это создает препятствие для создания звука. Приступ заикания сопровождается быстрыми движениями гортани: она резко двигается вверх-вниз и выступает кпереди.

Поскольку плавно говорить не получается, человек старается произнести гласные звуки твердо.

Внимание! Судороги при заикании существенно уменьшаются и могут даже исчезать во время пения и шепота.

Артикуляция и типичные движения

У пациентов с логоневрозом часто встречается искривленная носовая перегородка и гипертрофия носовых раковин.

Зачастую они почти бессознательно, но все же подконтрольно, совершают определенные движения. Например, откидывают голову назад или наклоняют ее в сторону, сжимают кулаки, пожимают плечами, переступают с ноги на ногу.

Психологический аспект

Большинство пациентов боятся произносить некоторые звуки, слоги или слова. Они стараются избегать их в своей речи и ищут им замену. Заикание тяжелой степени может спровоцировать абсолютную немоту. Размышления о невозможности нормального общения нередко вызывают комплекс неполноценности.

Причины заикания

Врачи до конца не уверены, что вызывает заикание. Мы знаем, что человек с заиканием часто имеет близкого родственника, который тоже заикается. Следующие факторы могут вызвать заикание:

Развивающееся заикание

Когда дети учатся говорить, они часто заикаются, особенно в раннем возрасте, когда их речевые навыки недостаточно развиты. Большинство детей испытывают все меньше симптомов по мере того, как эта стадия развития прогрессирует, пока они не смогут говорить плавно.

Нейрогенное заикание

Это происходит, когда сигналы между мозгом и речевыми нервами и мышцами не работают должным образом. Это может встречаться у детей, а также у взрослых после инсульта или какой-либо травмы головного мозга. Следующие состояния могут вызвать нейрогенное заикание:

  • инсульт
  • травма головы
  • ишемические атаки 
  • опухоль головного мозга
  • дегенеративные заболевания, такие как менингит, болезнь Паркинсона

Психологические факторы

Раньше считалось, что основными причинами длительного заикания являются психологические. К счастью, это не так. Однако психологические факторы могут усугубить заикание у людей, которые уже заикаются. Например, стресс, смущение и беспокойство могут сделать заикание более выраженным; но обычно они не рассматриваются как основная причина. Другими словами, беспокойство, низкая самооценка, нервозность и стресс не вызывают заикания; скорее, они являются результатом жизни со стигматизированной речевой проблемой, которая иногда может усугубить симптомы.

Заикание

Заикание, или логоневроз — одно из отклонений, которые встречаются наиболее часто. Выражается это расстройство в периодическом повторении отдельных слогов или звуков во время разговора. Кроме этого в речи человека могут возникать судорожные паузы.

Существует несколько видов заикания:

  • Тонический вид – частые остановки в речи и растягивание слов.
  • Клонический вид – повторение слогов и звуков.

Провоцировать и усугублять заикание может стресс, эмоциональные ситуации и потрясения, например, выступления перед большим количеством людей.

Логоневроз встречается у взрослых и детей. Причинами его возникновения могут быть неврологические и генетические факторы. При своевременном диагностировании и начале лечения возможно полностью избавиться этой проблемы. Существует множество методик лечения — как медицинских (физиотерапевтические, логопедические, медикаментозные, психотерапевтические), так и методами народной медицины.

Афазия

Нарушение речи, при котором человек не может понимать чужую речь и выражать собственные мысли при помощи слов и словосочетаний. Расстройство возникает при поражении центров, отвечающих за речь, в коре головного мозга, а именно, в доминантном полушарии.

Причиной заболевания могут стать:

  • кровоизлияние в мозг;
  • абсцесс;
  • черепно-мозговая травма;
  • тромбоз сосудов мозга.

Существует несколько категорий этого нарушения:

  • Моторная афазия – человек не в состоянии произносить слова, но может издавать звуки, понимать чужую речь.
  • Сенсорная афазия – человек может говорить, но не может понимать чужую речь.
  • Семантическая афазия – речь человека не нарушена и он способен слышать, но не может понять смысловые отношения между словами.
  • Амнестическая афазия – заболевание, при котором человек забывает название предмета, но способен описать его функцию и назначение.
  • Тотальная афазия — человек не в состоянии говорить, писать, читать и понимать речь другого.

Так как афазия не является психическим нарушением, для ее лечения необходимо устранить причину заболевания.

Причины

Существует 2 основных причины возникновения заикания – предрасполагающие и провоцирующие. К предрасполагающим причинам относятся:

  • генетическая природа. Если близкие родственники (родители, братья, сестры) обладали гипертрофированными чертами характера: нуждались в повышенном одобрении и понимании окружающих, зацикливались на собственных переживаниях, не выносили критику, отличались неуверенностью в себе;
  • травматические повреждения, полученные еще до или сразу после рождения – гипоксия, ишемия, внутрижелудочковые кровоизлияния;
  • случаи в роду заболеваний, связанных с нарушением функции головного мозга – например, болезнь Паркинсона;
  • переутомление, нервные перегрузки;
  • повышенная импульсивность, эмоциональность, дневной/ночной энурез, разные фобии.

Речевой дефект нередко появляется из-за неврологических расстройств, повлекших энцефалопатию. Это могут быть:

  • инфекции, перенесенные беременной женщиной;
  • резус-конфликт или конфликт по системе АВО;
  • удушье новорожденного;
  • врожденные пороки сердца;
  • черепно-мозговые травмы;
  • отравления алкоголем, хлороформом, ядовитыми соединениями;
  • дифтерия, столбняк.

Приобретенное заикание может возникать у людей с быстрым темпом разговора, говорящих в семье на нескольких языках и у тех, кто неправильно проговаривает звуки, буквы или фразы. Появление логоневроза возможно после психологической травмы (испуг), а также в результате подражания речи людей с дефектами произношения.

Причиной заикания иногда становятся скрытые нарушения психики – например, ущемленность.

Последние статьи о диагностике

Что показывает МРТ головного мозга

На сегодня в медицинских клиниках СПб МРТ головного мозга – это всеми признанный золотой стандарт в исследовании разных заболеваний структур головы. Показаниями для исследования мозга будут:

Читать далее

Отличие МРТ головного мозга от МРТ сосудов головного мозга

На первый взгляд особого отличия между МРТ исследованием головного мозга и МРТ сосудов головного мозга не существует. Оба этих обследования выполняются одинаково — снимки получаются путем сканирования на МРТ аппарате. В результате диагностики врачи получают объемные изображения, которые можно рассмотреть под любым углом. Расстояние между срезами доходит до 1 мм, что позволяет визуализировать даже самые мелкие новообразования и патологии. Тем не менее отличия в диагностике все-таки есть: и МРТ головного мозга, и МРТ сосудов головного мозга не следует путать между собой.

Читать далее

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: