Описание содержания материала презентации
Данная презентация состоит из 25 слайдов, которые содержат в себе гиперссылки, анимации, звуковые эффекты. Для более понятного использования презентации представлю информацию по каждому слайду отдельно.
Слайд 1. Титульная страница.
Слайд 2. Примечание, для более понятного использования презентации.
Слайд 3. Тема презентации «Синий трактор».
Слайд 4. Встреча с трактором. Нужно нажать на тропинку, чтобы трактор двигался к нужному домику. На домиках гиперссылки на другие слайды.
На данном рисунке изображен путь трактора, если нажимать на дорогу.
Слайд 5. Нажимая на первый домик мы попадем в гости к персонажам из мультика «Три кота». На этом слайде управлять анимацией можно стрелочками на клавиатуре или с помощью компьютерной мышки.
На данном слайде представлены задания на развитие правильного носового и ротового диафрагмально-реберного дыхания, на выработку полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука «Р».
По завершению заданий нужно щелкнуть на гиперссылку , которая переведет вас на следующий слайд сразу, либо нажать на гиперссылку ,
которая переведет вас на карту, где вы выберете нужный домик.
Слайд 6. Вы все еще в гостях у персонажев из мультика «Три кота». Им нужно помочь обустроить территорию для игр, для этого ребенку предлагается четко произносить открытые и закрытые слоги со звуком «Р». После того, как ребенок произнес слоги, логопед нажимает на клавиатуре стрелочку , после чего будут появляться картинки, с помощью которых мы и украсим двор Трем котам. По завершению нужно нажать на гиперссылку , чтобы вернуться на карту и выбрать второй домик (см.описание 4 слайда).
Слайд 7. Во втором домике живут персонажи из мультика «Маша и Медведь». Приветствовать ребенка будет Маша, которая просит помочь ей развешать белье, четко называя слова со звуком Р. После того, как ребенок поприветсвовал Машу, нужно нажать на стрелочку на клавиатуре, чтобы сноска исчезла. Далее появятся картинки, на которых анимация с Триггером, т.е. при показе слайдов нужно нажимать именно на эти картинки. По завершению заданий на данном слайде, нужно нажать гиперссылки, с которыми вы уже ознакомлены.
Слайды 8-10. Встреча с Мишей. Миша просит помочь ему достать мед, выполнив задание «Найди одинаковые картинки». Ребенок называет четко слова со звуком «Р», нажимает на одинаковые картинки,они исчезают. Когда ребенок выполнит задание, пчелка поделится с Мишей медом. Смена этого слайда только клавиатурой.
Слайды 11-12. Помоги Маше расставить варенье по местам, пока Миша накрывает на стол . На слайдах представлена подробная инструкция к заданиям. После того, как ребенок выполнит все задания, нужно нажать на телевизор, там ссылка на видео с физминуткой. После выполнения физминутки нужно вернуться на карту с домиками и выбрать 3 домик. Сменить эти слайды можно с помощью клавиатуры или гиперссылок.
Слайды 13-16. В этом домике живет персонаж из мультика «Синий трактор». Он просит помочь ему с урожаем: собрать, посчитать,назвать чего больше. После выполнения последнего задания, нужно вернуться на карту и нажать последний домик, в котором живут Фиксики.
Слайды 17-23. Фиксикам нужно помочь найти музыкальные инструменты, потом отгадать какой инструмент звучит и найти тень от определенного инструмента. Управление на слайдах понятное, все подробно описано в презентации.
Слайд 24. Игра «4 лишний». Фиксик предлагает ребенку 4 картинки. Одна из картинок будет лишняя, на ней анимация и триггер,поэтому, управление слайдом только клавиатурой. Чтобы выбрать лишнюю картинку, нужно на нее навести кнопкой мыши и щелкнуть по ней.
Слайд 25. Заключительный. «Прощание с Фиксиками».
Подготовительная работа.
Работа над постановкой звуков начинается с артикуляционной гимнастики. Язык – это мышца. И эту мышцу нужно развить и, самое главное, научится ей управлять. Определенные артикуляционные упражнения активизируют отдельные области языка, которые участвуют в произнесении звуков. Такая гимнастика полезна детям и взрослым даже без нарушений речи. Она помогает говорить четче, а элементы такой гимнастики используются на занятиях по ораторскому искусству. При сложных речевых нарушениях (например, при дизартии, которая в последнее время часто встречается) некоторые части языка не двигаются, напряжены, в других случаях — очень расслабленные. Данные особенности связаны с нарушением мышечной иннервации, в определенные участки языка нервные импульсы просто не доходят и языком становится очень сложно управлять. Безусловно, это мешает говорить звуки правильно.
На этом же этапе идет работа над дыханием. Оно нам тоже необходимо для постановки многих звуков. Так при произнесении звуков , выдыхаемый воздух идет по середине языка, при звуке он «ударяет» в его кончик, при звуке словно «огибает» язык.
Автоматизация звука.
Когда у вас получилось произнести звук правильно, начинается следующий этап – этап автоматизации звука. Автоматизация – это умение произносить звук, не задумываясь, как это происходит. Автоматизация начинается с произнесения изолированного звука, длительного, короткого.
Как только получилось усвоить изолированное произнесение звука, задача усложняется. Теперь необходимо научится произносить его в слогах. Например, звук учимся произносить в прямых слогах Са, со, су, сы и т.п., в обратных слогах ас, ос, ус, ыс и др.
Слова состоят из слогов, поэтому следующий этап автоматизации звука – это автоматизация в словах. Причем слова подбираются с учетом сложности (Пример: сначала мы произносим короткие слова из 3-4 звуков, затем более сложные, с разными слоговыми сочетаниями).
Наши слова складываются в словосочетания и предложения. Это следующий этап автоматизации. В этот период ученик и логопед составляют и повторяют словосочетания, предложения. Множество интересных способов знает логопед, что сделает автоматизацию интересной и полезной.
Заключительными этапами автоматизации являются закрепление навыка в текстах и самостоятельной речи. Работа по автоматизации в тексте строится аналогично, а базой являются уже не единичные слова, а предложения и тексты. Это могут быть рассказы, сказки, загадки, стихи. Логопед старается подбирать те тексты, в которых концентрация закрепляемого звука высока. Тексты можно просто повторять, но лучше пересказывать и отвечать на вопросы.
И последний этап – это автоматизация в самостоятельной речи. Это время, когда человек в собственной речи использует правильный звук, может заметить свои ошибки, исправить себя сам. Часто требуется особая помощь близких людей. Нужно аккуратно указывать, если допущена ошибка, и, главное, поддерживать. Ведь так трудно себя постоянно контролировать.
Работа по автоматизации считается законченной, когда старый звук исчез из речи.
Автоматизация звука в речи, так же как и процесс постановки звуков, занимает у разных людей разное время. Вот два жизненных примера.
Сережа, 6 лет, нарушение произношения звуков , , , . С мальчиком была проведена подготовительная работа: развитие подвижности органов артикуляции и тренировка речевого выдоха. Поставить звук удалось за два занятия методом подражания. Логопед дал пошаговую инструкцию, а ребенок повторил. Автоматизация изолированного звука и звука в слогах трудностей не вызвали. А при автоматизации в словах столкнулись с проблемой. Язык в никакую не хотел вставать правильно, дома родители не выполняли рекомендации логопеда. Поэтому на этот этап потребовалась больше времени. Весь период автоматизации, до конечного самостоятельного использования в речи занял около трёх месяцев.
Аня, 25 лет, нарушение произношения звука . Девушка решила исправить свое неправильное произношение, так как готовилась стать мамой. На первом же занятии с логопедом выяснилось, что звук поставлен еще в детском возрасте, но не был автоматизирован. Удалось «зарычать» через несколько подготовительных упражнений, а период автоматизации занял долгое время – год. Автоматизация звуков у взрослых занимает больше времени. Не смотря на то, что человек взрослый, работа по автоматизации строится точно так же: изолированно, слоги, слова, предложения, тексты и самостоятельная речь. Девушка каждый день выполняла домашние задания, поэтому достаточно быстро приблизилась к автоматизации в самостоятельной речи. Здесь и возникли трудности. Кроме тотального контроля за своей речью приходилось испытывать психологический дискомфорт, так как новый звук звучал утрированно. Поэтому автоматизация в самостоятельной речи началась с общения в кругу семьи и только потом за пределами дома: на работе, в обществе. С того времени прошло уже несколько лет исправленный звук звучит обычно и сама Аня говорит, что не понимает, как раньше могла картавить, ведь это неудобно.
Таким образом, автоматизация звука – это важный этап в «приобретении» нового правильного звука. Главная задача логопеда – это введение звука в обыкновенную повседневную речь. Автоматизация считается завершенной, если человек уже не хочет говорить по-старому и использует только новый навык в повседневном общении.
Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на консультацию или занятие можно по телефону (812) 640-90-77, а так же заполнив форму ниже.
Постановка звука.
Когда подготовительная работа проведена, логопед приступает к постановке звука. То есть пробует вызвать правильный звук. Существуют разные варианты как это сделать: по подражанию, когда человек повторяет за логопедом, механически при помощи специальных логопедических зондов, от опорных звуков и т.д. Как быстро встанет звук зависит от готовности артикуляционного аппарата: от способности человека управлять своим языком, губами. Важен навык речевого выдоха. Иногда звук ставится за одно занятие, в других случаях требуется больше времени и использования разных методов постановки.