Введение в логопедическую специальность

Введение в логопедию: что такое логопедия и почему она важна для развития ребёнка? | best-logoped.com

Методические возможности использования достижений логопедии в преподавании фонетики русского языка на уроках РКИ

Перед преподавателем РКИ стоит трудная и ответственная задача познакомить иностранных учащихся с новыми для них звуками русского языка, характеризующимися непривычным для них звучанием и артикуляцией. В научно-методической литературе отмечается значительный интерес к использованию новых технологий в обучении языкам, рассматриваются различные типы дополнительных образовательных ресурсов и средств.

«В создавшейся ситуации как никогда назрела потребность объединения усилий, создания условий для обмена опытом и расширения профессионального кругозора преподавателей-практиков» . Методика преподавания РКИ сформировалась как самостоятельная дисциплина, но в то же время она связана со многими смежными педагогическими и лингвистическими дисциплинами и науками. Мы предлагаем, в частности, обратиться к логопедии – одной из специальных педагогических наук, которая изучает характер и течение различных нарушений речи и разрабатывает методы их предупреждения и преодоления. Как в преподавании РКИ (особенно – фонетики РКИ), так и в логопедии, имеются соответствия в задачах по работе с речевыми навыками учащихся. Точки соприкосновения двух наук существовали изначально и прослеживаются при анализе соответствующих методик преподавания русского языка как иностранного. Но вместе с тем преподавателю РКИ можно рекомендовать более подробно ознакомиться с технологиями логопедической науки и использовать их шире и активнее. Мы считаем целесообразным преподавателю РКИ научиться некоторым логопедическим приемам, либо (в особо трудных ситуациях) обращаться за помощью к профессионалу-логопеду.

На всех этапах трудной работы по постановке и коррекции звуков русского языка в иностранной аудитории можно привлекать соответствующие логопедические подходы. Процесс работы над звуками включает несколько направлений. Прежде всего, необходимо систематически заниматься развитием фонематического слуха у учащихся, звуковым анализом с целью улучшения восприятия звука и дифференциации его от акустически сходных.

Собственно работа по постановке звука включает разнообразные технические приемы, разработанные как специалистами по РКИ, так и логопедами.

Прежде чем начать сознательно артикулировать тот или иной звук, учащиеся должны научиться управлять своими речевыми органами, придавать им различные необходимые положения, научиться ощущать изменения в положении речевых органов. Здесь оправдано применение упражнений артикуляционной гимнастики, поскольку произношение звуков речи – это сложный двигательный навык. Артикуляционная гимнастика способствует выработке нужных движений артикуляционных органов, необходимых для произношения звуков.

При особых затруднениях в постановке звуков русского языка возможно применение специфических логопедических приемов, в том числе, использование механической помощи, подобно тому, как это делают логопеды: установка правильного положения артикуляторных органов рукой в перчатке, зондом, шпателем и т.д.

На этапе закрепления произносительных умений необходимо привлечение большого количества речевых упражнений. При подборе речевого материала для отработки произношения движутся от простого к сложному. «Как при постановке, так и при коррекции произнесение звука начинают изолированно и в отдельных слогах. Закрепление артикуляции происходит в словах и во фразах (именно в предложениях язык материализуется как средство общения) от наиболее благоприятной, легкой позиции к наименее благоприятной, трудной» . В дальнейшем произношение звука постепенно автоматизируется.

В ходе обучающего эксперимента мы организовали систему занятий со студентами Амстердамского университета, находящихся на начальном этапе изучения русского языка. На занятиях применялись разработанные нами методические подходы к работе с трудными для нидерландцев русскими звуками: , и , и , и , и . Для каждого конкретного звука представлены задачи по его постановке, упражнения артикуляторной гимнастики, собственно приемы постановки, материал для речевых упражнений. На занятиях активно использовались логопедические технологии – расширенный объем упражнений артикуляторной гимнастики, разнообразные способы постановки звуков, в том числе, с механической помощью, большой объем речевых упражнений для закрепления произносительных умений.

правил русского произношения. Сокращение гласных – Real Russian Club

Русское произношение может стать кошмаром для людей, которые подходят к этому слишком серьезно. Прежде чем мы начнем, я хочу, чтобы вы поняли, что все, о чем мы будем говорить сегодня, не имеет решающего значения . Даже если вы полностью проигнорируете следующие правила произношения, это не вызовет недопонимания. Да, вы будете звучать как иностранец, но носители русского языка все равно вас поймут. Так что, пожалуйста, не волнуйтесь, если вы не можете что-то сделать или если это кажется непосильным, хорошо? Гораздо важнее сохранять мотивацию и уверенно говорить по-русски.

Но если вы готовы стать профи и отточить русское произношение , начнем!

ПРАВИЛО №1. ТВЕРДОСТЬ И МЯГКОСТЬ СОГЛАСНЫХ

Русский твердые согласные произносятся так же, как и большинство «нормальных» английских звуков.

Ничего особенного в этом нет. Возьмем несколько примеров из английского: «добыча» и «красавица» . Старайтесь произносить их медленно. Чувствуете разницу в этом ? Как насчет слов «бедный» и «чистый» ? Или «дурак» и «топливо» ? То же самое по-русски!

ПРИ СТАНОВЛЕНИИ СОГЛАСНЫХ МЯГКИМ:

1. При последующем мягком знаке – Ь. Может стоять в конце слова (БЫТЬ, МАТЬ, РАНЬ, ЛАНЬ, ТОПЬ) и в середине слова (ПИСЬМО, ЛИСТЬЯ).

2. Когда следуют «смягчающие» гласные: Я, Е, Ё, Ю, И. Например, «МАТЬ» и «МЯТЬ» звучат по-разному. Так же, как «БЫТЬ» и «БИТЬ».

3. Ну и конечно наш любимый исключение ! Ж, Ц, Ш всегда твердые; Щ, Ч всегда мягкие!

КАК ПРОИЗНОСИТЬ МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ

Чтобы понять артикуляцию русских мягких согласных, следует начать со звука И .

А теперь потренируемся! Прочтите эти пары:

БА–БЯ, БО–БЁ, БУ–БЮ, БЭ–БЕ, БЫ–БИ;

ВА–ВЯ, ВО–ВЁ, ВУ–ВЮ, ВЭ–ВЕ, ВЫ–ВИ;

ГА–ГЯ, ГО–ГЁ, ГУ–ГЮ, ГЭ–ГЕ, ГЫ–ГИ;

ДА–ДЯ, ДО–ДЁ, ДУ–ДЮ, ДЭ–ДЕ, ДЫ–ДИ;

ЗА–ЗЯ, ЗО–ЗЁ, ЗУ–ЗЮ, ЗЭ–ЗЕ, ЗЫ–ЗИ;

КА–КЯ, КО–КЁ, КУ–КЮ, КЭ–КЕ, КЫ–КИ;

ЛА–ЛЯ, ЛО–ЛЁ, ЛУ–ЛЮ, ЛЭ–ЛЕ, ЛЫ–ЛИ;

МА–МЯ, МО–МЁ, МУ–МЮ, МЭ–МЕ, МЫ–МИ;

НА–НЯ, НО–НЁ, НУ–НЮ, НЭ–НЕ, НЫ–НИ;

ПА–ПЯ, ПО–ПЁ, ПУ–ПЮ, ПЭ–ПЕ, ПЫ–ПИ;

РА–РЯ, РО–РЁ, РУ–РЮ, РЭ–РЕ, РЫ–РИ;

СА–СЯ, СО–СЁ, СУ–СЮ, СЭ–СЕ, СЫ–СИ;

ТА–ТЯ, ТО–ТЁ, ТУ–ТЮ, ТЭ–ТЕ, ТЫ–ТИ;

ФА–ФЯ, ФО–ФЁ, ФУ–ФЮ, ФЭ–ФЕ, ФЫ–ФИ;

ХА–ХЯ, ХО–ХЁ, ХУ–ХЮ, ХЭ–ХЕ, ХЫ–ХИ.

Прочитайте эти слова:

MMÁSLO (масло) — MAYSO (мясо), Рухки (Руки) — Берки (ПРИНД), м. ), БЫТЬ (будет) – БИТЬ (ставка), МАТЬ (мама) – МЯТЬ (мять), ЛУК (лук) – ЛЮК (люк), У́04ОЛ (люк) ) – У́ГОЛЬ (уголь).

Жить (жить), ЦИРК (цирк), ЦИ́ФРА (цифра, номер), ЧАЙ (чай), ЧА́ЙКА (чайка),

Когда обращаться к логопеду?

Процесс формирования речи начинается с первых месяцев жизни. Сначала это агуканье. Потом появляются подобия слов. Они складываются в простые фразы и предложения. Поэтому первый визит к логопеду стоит запланировать на возраст 1,5-2,0 года, когда активно развиваются речевые зоны головного мозга.

Сигналы к обязательной консультации:

  • Полное отсутствие речи к 3-м годам.
  • Заикание, нечеткое произношение звуков (даже одного-двух), трудности при заучивании стихотворений в 4-6 лет.
  • Сложности с письмом в начальной школе.
  • Любые травмы — психологические, физические, если после них ухудшилась речь ребенка.

Логопед будет полезен и взрослым — после перенесенных инсульта, пареза гортанных и лицевых мышц, частичной утраты памяти, травм головного мозга, некоторых психиатрических проблем. Специалист поможет быстрее восстановить навыки речи.

Занятия с логопедом: «за» и «против»

Помощь педагога с логопедическим уклоном полезна всем детям. Многие проблемы с речью гораздо легче предупредить, чем потом исправить. Другие «плюсы» логопеда:

  • улучшение качества коммуникации;
  • повышение уверенности ребенка в собственных силах;
  • грамотная мотивация, которая помогает преодолевать сложности;
  • поиск индивидуального пути в объяснении и выполнении упражнений;
  • развитие общих когнитивных способностей.

Однако в некоторых случаях можно столкнуться с некоторыми сложностями. Занятия с логопедом требуют регулярности. Всегда нужно подстраивать расписание ребенка и его родных, планировать еще одну статью расходов

Также некоторых детей утомляет постоянное внимание к речи

Выбирая онлайн-формат, вы отсеиваете большинство «минусов». Экономится время на дорогу в кабинет логопеда. Вы можете выбрать того специалиста, который понравится вам и ребенку. Значительно расширяется набор инструментов — занятия проходят намного интереснее и не вызывают перенасыщения.

Как работает логопед с детьми и чем он может помочь?

Как полноценная наука, логопедия с том числе тестирует различные подходы к терапии и на базе полученных результатов формирует алгоритмы работы с той или иной проблемой. Кто такой логопед? Это практический специалист, который получил соответствующее образование и умеет применять эти рекомендации на практике. Для этого в его арсенале есть множество отработанных эффективных упражнений для детей:

  • подражательно-исполнительные направлены на то, что ребенок должен повторять за педагогом;
  • объяснительно-иллюстративные нацелены на применение дидактического материала в виде картинок, игрушек, игр;
  • информационно-коммуникационные — это непосредственное общение.

Цели и задачи логопеда для детей — развить фонематический слух, связную речь, пополнить словарный запас.

Еще одна специализация в этом направлении — логопед-дефектолог. В отличие от обычного логопеда он работает с людьми разного возраста, у которых диагностированы сопутствующие физиологические или психические проблемы. Например, расстройство аутического спектра (РАС), задержки психического или речевого развития, ДЦП, слабые зрение и/или слух, нарушения мелкой моторики, другие. Задача — диагностика причин и их устранение. Используются несколько иные методики, в которых сделан упор на психологические, психиатрические и неврологические функции.

Чтобы решить, кто нужен конкретному ребенку — дефектолог или логопед — нужно пройти комплексную диагностику у педиатра, невропатолога, психолога и других специалистов. Такое коллегиальное решение будет лучшим.

3 ЩИ

ПРАВИЛО №2. СНИЖЕНИЕ ГЛАСНЫХ

На прошлой неделе мы говорили о ударных гласных в русском языке. Но вы, наверное, замечали, что безударные гласные звучат гораздо менее отчетливо. Итак, что именно происходит?

– О в безударном слоге превращается в звук . Что-то среднее между А и О. Примеры: ОКНО́ (окно), МОСКВА́ (Москва), КО́СМОС (космос), МОЛОКО́ (молоко), ПРОФЕ́ССОР (профессор), ЛО́НД 0 (Лондон).

– Е  в безударном слоге превращается в звук . Примеры: СЕСТРА́ (сестра), РЕКА́ (река), МЕЧТА́ (сон).

– Я  в безударном слоге тоже обращается к звуку . Примеры: ЯЙЦО́ (яйцо), ДЕ́СЯТЬ (десять).

ПРАВИЛО №3. ЗВОНКАЯ И НЕЗВОНКАЯ СОГЛАСНАЯ

Что вообще означает слово «звонкая»? Это просто согласные, которые вы произносите с помощью своего голоса, то есть вибрации голосовых связок.

Сравните эти звуки (обратите внимание на артикуляцию). Те, что слева, озвучены, а те, что справа, не озвучены

б — p В — Ф g — k d — T ж — ш з —

Теперь. к их неозвученным версиям. Когда?

— Когда он находится в конце слова. Например, ГА́МБУРГ (мы говорим ГА́МБУРК) или МЕДВЕ́ДЕВ (мы говорим МЕДВЕ́ДЕФ).

– Когда в середине слова следует еще один глухой согласный. Например, ВТО́РНИК (говорим ФТО́РНИК), ВО́ДКА (говорим ВО́ТКА).

И наоборот! Если за глухим согласным следует звонкий, он превращается в свой звонкий эквивалент. Например, ВОКЗА́Л мы произносим как ВАГЗА́Л.

А теперь потренируемся! Прочтите следующие слова:

ГО́РОД (город), багана (багаж), зueb (зуб), Фатор (автобус), lĺжka (SPOON), (MADSRIID . ), ФУТБО́Л (футбол), СКА́ЗКА (сказка), ГАРА́Ж (гараж), МА́РКЕТИНГ (маркетинг), ГОД (год), ПЛЯЖ (пляж).

СНОВА! Если это кажется слишком сложным, просто расслабьтесь и на некоторое время отложите правила произношения. Вы всегда можете вернуться позже и пересмотреть.

Слокарь

OK, наконец -то давайте добавим несколько новых выражений и слов в наш словарь: . ДО́БРЫЙ ВЕ́ЧЕР – добрый вечер СПОКОЙНОЙ НО́ЧИ – спокойной ночи (перед сном).

КАК ДЕЛА́? – Как дела? ХОРОШО́  – хорошо ПЛО́ХО – плохо НОРМА́ЛЬНО – неплохо; хорошо.

ДО СВИДА́НИЯ – до свидания ПОКА́ – до свидания

ВАШЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

– Повторите сегодня все слова и фразы из трех уроков и отработайте правила русского произношения, которые мы выучили сегодня. — Постарайтесь расширить свой словарный запас более полезными фразами (смотрите мои видео для начинающих здесь).

Предварительный просмотр:

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗВУКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА

Звук с акустической точки зрения – колебания частиц воздуха. Источник – колебание звуковых связок. С точки зрения артикуляции выделяют гласные и согласные звуки речи.

Артикуляция – совокупность действий органов произношения в момент звука.

По артикуляторным признакам все звуки речи делятся две групппы:

Основным критерием этого деления является наличие или отсутствие преграды в ротовой полости при их произнесении.

В русском языке 42 звука речи: 6 гласных, 36 согласных звуков

КЛАССИФИКАЦИЯ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Все гласные русского языка характеризуются наличием голоса (фонацией), их артикуляция обусловлена вибрацией голосовых связок и свободным проходом выдыхаемого воздуха через ротовую полость.

Тональные звуки — образующиеся голосом при почти полном отсутствии шума, что обеспечивает хорошую слышимость звука: гласные а, э, и, о, у, ы.Различаются гласные по следующим признакам:

1. При образовании гласных к небу поднимается не весь язык, а его передняя, средняя или задняя часть. За счет этого меняется объем и форма ротовой полости.

По ряду (положению языка в горизонтальной плоскости):

  • гласные переднего ряда: ;
  • гласные среднего ряда: ;
  • гласные заднего ряда: ;

2. По степени подъёма языка к нёбу (его положению в вертикальной плоскости): верхний, средний и нижний подъём:

  • гласные верхнего подъема: , , ;
  • гласные среднего подъема: , ;
  • гласные нижнего подъема: ;

3. По наличию или отсутствию лабиализации , т.е. степени участия губ: огубленные (лабиализованные) и неогубленные (нелабилизованные) гласные:

  • гласные лабиализованные: , ;
  • гласные нелабиализованные: , , , .

КЛАССИФИКАЦИЯ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Артикуляция согласных звуков связана с наличием какой-либо шумообразующей преграды для выходящей из легких струи воздуха. Согласные русского языка различаются по следующим признакам:

1. Классификация согласных звуков по способу образования:

  • щелевые (фрикативные) , , , , , , , , , ,, , , ;
  • смычно-взрывные , , , , , , , , , , , ;
  • смычно-щелевые (аффрикаты) , ;
  • смычно-проходные , , , , , ;
  • дрожащие (вибранты) ,

Щелевые звуки — препятствие для воздушной струи в виде щели между органами артикуляции.

Смычно-взрывные — органы артикуляции образуют смычку, которая потом с шумом взрывается.

Смычно-щелевые — смычка не взрывается, а медленно переходит в щель.

Смычно-проходные — органы артикуляции образуют смычку, но для воздушной струи остается проход в другом месте.

Дрожащие — вибрирует поднятый кончик языка.

2.Классификация согласных звуков по месту образования :

переднеязычные (образуемые передней частью спинки языка, при разном положении кончика языка), кончик языка вверху — , , , , , , , , , ; кончик языка внизу — , , , , , , , ;

среднеязычные ;

заднеязычные , , , , ,

3. Классификация согласных звуков по степени напряжения средней части спинки языка:

мягкие: , , — всегда мягкие; , , , , , , , и др.;

твердые: , , — всегда твердые; , , , , , , , и др

4. По положению мягкого неба (месту резонирования) согласные звуки делятся на:

По акустическим признакам выделяют:

Для определения и различения звуков речи опираются не только на их артикуляционные, но и на акустические признаки. Без опоры на эти признаки невозможно проводить работу по противопоставлению звуков на слух, необходимую для успешного усвоения детьми правильного звукопроизношения.

5. Наличие или отсутствие вибрации голосовых связок

Сонорные (звучные) — их качество определяется характером звучания голоса, который играет главную роль в их образовании, а шум участвует в минимальной степени: согласные м, м’, н, н’, л, л’, р, р’, j.

Шумные — их качество определяется характером шума — акустического эффекта от трения воздуха при сближенных или взрыве при сомкнутых органах речи:

  • звонкие шумные длительные в, в’, з, з’, ж;
  • звонкие шумные мгновенные б, б’, д, д’, г, г’;
  • глухие шумные длительные ф, ф’, с, с’, ш, х, х’;
  • глухие шумные мгновенные п, п’, т, т’, к, к’.

По производимому звуками акустическому впечатлению выделяют следующие подгруппы звуков : свистящие с, с’, з, з’, ц; шипящие ш, ж, ч, щ; твердые п, в, ш, ж, ц и др.; мягкие п’, в’, ч, щ и др.

Понятия ЗРР и ОНР в логопедии

Задержка речевого развития //rechudetey.ru/narushenie-rechi/zaderzhka-rechevogo-razvitiya-zrr.html, характерна для детей, не достигших 4 летнего возраста. Уровень развития речевых способностей ребенка с таким диагнозом заметно отстает от сверстников. При своевременном обращении к логопеду отклонение успешно устраняется.

ОНР – общее недоразвитие речи. Понятие включает в себя разносторонние патологии в речевом развитии ребенка (лексические, грамматические, фонетические и другие ошибки в произношении и формулировке слов и предложений).

ОНР может наблюдаться при алалии, дизартирии и т.д. В логопедии ОНР разделяют на 4 уровня, которые определяются степенью отклонений от нормы. Представлено в таблице:

Уровни ОНР

Характеристика

1 уровень

  • словарный запас ограниченный;
  • импрессивная речь нарушена;
  • грамматические нарушения;
  • неправильная слоговая структура слов;
  • нарушения звукопроизношения (сигматизм). Например, замена шипящих звуков свистящими;

2 уровень

  • безграмотная фразовая речь;
  • произношение звуков частично нарушено;
  • фонематическое восприятие на низком уровне;
  • отсутствие навыка составления слов.

3 уровень

  • проблемная фразовая речь;
  • экспрессивная речь плохо развита;
  • ошибочное согласование слов;
  • ошибки в произношении основных звуков;
  • неправильное составление простых предложений.

4 уровень

  • звукопроизношение нарушено;
  • экспрессивная речь на слабом уровне развития;
  • импрессивная речь слабо развита;
  • словарный запас значительно выше, чем в первых трех уровнях.

Мнение эксперта
Маргарита Сергеевна С.
Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.

Представленное разделение необходимо логопеду для правильной постановки диагноза и последующего лечения.

Тема1-4. Основные понятия о различных видах речевых нарушений.

Определение дислалии. Понятие о причинах возникновения. Нарушение звуков

при дислалии: замены, смешения, искажения, пропуски. Фонематические

(фонологические), фонетические (антропофонические) дефекты звуков. Обозначение

нарушений отдельных групп звуков. Уровни нарушенного произношения (по Правдиной

О. В.).

Простая и сложная дислалии.

Расстройства голоса. Ринолалия.

Представления о голосе, его основных характеристиках. Основные периоды

развития детского голоса. Общая характеристика нарушений голоса. Определение

понятия ринолалия. Основные формы ринолалии. Открытая, закрытая и смешанная

ринолалия, основные причины органического и функционального характера. Влияние

врожденных расщелин губы и неба на физическое, психическое и речевое развитие

ребенка. Ринолалия и ринофония.

Дизартрия

Определение понятия дизартрия. Анартрия и стертая дизартрия. Причины

дитзартрии. Характеристика двигательных функций, общего психического и речевого

развития детей с дизартрией. Особенности проявления дизартрии у детей с детским

церебральным параличом.

Заикание

Определение понятия заикание. История развития научного интереса к заиканию.

Современный взгляд на заикание, его причины. Социальные факторы, способствующие

возникновению заикания. Психогенные факторы в этиологии заикания. Представление о

патогенетических механизмов заикания. Симптоматика заикания. Психолого-

педагогическая характеристика заикающихся детей.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

… ‑двигательной координации. 2. Развитие навыков самообслуживания. 3. Развитие речи и коммуникативных способностей. На начальных этапах коррекции должны преобладать индивидуальные формы работы, в дальнейшем ребенка включают в состав небольших групп, … Детям с данным нарушением в развитии свойственны механические стереотипные движения (раскачивания, кружения). Они болезненно реагируют на …

Алалия и афазия.

Алалия и афазия как нарушения внутреннего (структурно-семантического)

оформления речевого высказывания. Алалия: определение понятия, причины, механизм 9

нарушения, симптоматика. Представление об уровнях недоразвития речи детей с алалией.

Особенности формирования психики, интеллектуального развития детей с алалией.

Афазия: определение, причины, механизм нарушения. Симптоматика нарушения

речи при афазии. Проявления афазии у детей.

Нарушения письменной речи

Психофизиологический аспект процессов чтения и письма. Нарушения чтения и

письма как виды патологии речевой деятельности. Дислексия: определение, этиология,

симптоматика. Дисграфия: определение, этиология, симптоматика.

Тема 2-

Примерные формулировки логопедического заключения.

Общее недоразвитие речи (1уровень).

Моторная алалия. Общее недоразвитие речи

(1уровень).

Сенсорная алалия. Общее недоразвитие речи (1 уровень).

Стертая

псевдобульбарная дизартрия. Общее недоразвитие речи (1уровень).

Сенсомоторная

алалия. Общее недоразвитие речи(2уровень).

Стертая псевдобульбарная дизартрия.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Стертая псевдобульбарная дизартрия.

Системное недоразвитие средней степени при умственной отсталости. Системное

недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости.

Тема3-

Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со

здоровьем 10-го пересмотра (МКБ-10).

f80.0- специфические расстройства речевой артикуляции. f80.1- расстройство

экспрессивной речи. f 80.2- расстройство рецептивной речи. f 80/3- приобретенная афазия

с эпилепсией. f 80.8-другие расстройства развития речи и языка. f81.2- специфическое

расстройство счета. f 81.3- смешанное расстройство учебных навыков. f 98, f 98.5-

заикание. f 98.6- речь взахлеб. R 47.0- дисфагия и афазия. R 47.1- дизартрия, анартрия.

R49.0- дисфония. R 49.1 — афония.

Классификация патологий речевых способностей

В логопедии выделяют 2 основных классификации речевых отклонений:

  1. Клинико-педагогическая.
  2. Психолого-педагогическая.

Обе классификации верны и полностью согласованы между собой.

Клинико-педагогическая классификация

Рассматривает проблему речевого расстройства с медицинской стороны. Разделяет все типы нарушений на 2 группы:

  1. Нарушения устной речи. К этой группе относятся:
  • дислалия (неправильная постановка звуков, нарушения фонетического слуха). Проявляется у детей с нормальным слухом и сохранной иннервацией речевого аппарата;
  • ринолалия (неправильное произношение звуков, нарушение тембра голоса). Проявляется у детей с врожденными патологиями строения речевого аппарата;
  • дизартрия (неправильное произношение речи, нарушение фонематического восприятия и фонематического слуха). Возникает у детей, получивших травму головного мозга или ЦНС;
  • дисфония (отсутствие голоса или слабая сила голоса и тембра). Возникает при различных поражениях голосового аппарата;
  • заикание (нарушение ритмики и темпа постановки речи). Возникает из-за судорожного состояния мышц речевого аппарата;
  • брадилалия (темп речи слишком медленный);
  • тахилалия (ускоренный темп речи);
  • Также в устной речи выделяют структурно-семантический вариант нарушений:
  • алалия (одновременное недоразвитие всех составляющих речи или полное ее отсутствие). Возникает во время беременности матери или при врожденных патологиях ЦНС;
  • афазия (полная потеря речевых навыков). Возникает из-за патологий головного мозга.

2. Нарушения письменной речи. Сюда входят:

  • дислексия (расстройство чтения). Возникает при нормальном зрении и интеллекте. Ребенок не способен распознавать некоторые буквы и произносить их;
  • дисграфия (расстройство письма). Ребенок путает буквы в словах при написании.

Схематически клинико-педагогическая классификация выглядит так:

Психолого-педагогическая классификация

В логопедии чаще всего применяется именно эта классификация. Данная разработка принадлежит Р.Е. Левиной. В ее основе лежат методы коррекции речевых дефектов.

  1. Патологии формирования (возникают в процессе недостаточного развития речи или его слишком медленного темпа)
  • фонетико-фонологическое;
  • общее нарушение речи.

2. Нарушения применения (возникают из-за проблем с функционированием речевого аппарата без механических повреждений)

  • заикание;
  • патологии без судорог.

Мнение эксперта
Маргарита Сергеевна С.
Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.

Для современной трактовки патологии характерно такое утверждение: расстройство речи – это системное нарушение.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: