Мастер

Детско-родительский проект, как средство развития речи и познавательной активности детей

Использование Су Джок шариков в совершенствовании лексико-грамматических категорий

1. Упражнение «Один – много».

Логопед катит Су Джок шарик по столу, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе. Аналогично выполняются упражнения «Назови ласково», и «Скажи наоборот».

2.Упражнения «Назови ласково» и «Скажи наоборот».

Тема «Ягоды». Ягоды – крыжовник, клюква, черника, брусника, малина, клубника, шиповник, смородина и земляника. Дети поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки, и называют ягоды например: крыжовник – крыжовничек и т. п. Запомнил ягоды я наконец. Что это значит? (дети поднимают плечи, удивляются). Я – молодец! (дети вытягивают большой палец вперед).

Тема «Одежда».

Постираю чисто, с толком (дети кулачками делают движения, имитирующие стирку). Рубашку, кофту, платье, юбку, сарафан и майку, а еще футболку, джинсы, свитер и брюки. (дети поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки, и произносят новые слова например: рубашка – рубашечка и т.п.). Вот устали мои руки! (дети хлопают в ладоши).

Тема «Посуда».

Девочка Ирина порядок наводила (дети катают Су Джок шарик между ладонями). Девочка Ирина кукле говорила: «Салфетки должны быть в салфетнице, масло должно быть в масленке, хлебушек должен быть в хлебнице, а соль, конечно, в солонке»! (дети поочереднонадевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки и произносят слова салфетница, масленка, хлебница, солонка.

При проведении звукового анализа слов используются массажные шарики трех цветов: красный, синий и зеленый. По заданию логопеда ребенок показывает шарик, соответствующий обозначению звука.

При совершенствовании навыков употребления предлогов по инструкции логопеда ребенок кладет красный шарик в коробку, синий – под коробку; зеленый – около коробки.

Для слогового анализа слов выполняют упражнения «Раздели слова на слоги». Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов. Это лишь некоторые примеры использования су Джок массажеров в нашей работе. Применение Су Джок массажеров в логопедической коррекции способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц, оптимальной речевой работе с ребенком, повышает физическую и умственную работоспособность детей.

Список используемой литературы:

1.Акименко В.М. Новые логопедические технологии: Учебно — методическое пособие. Ростов н/Д., 2009.
2.Бардышева Т.Ю. Разговорчивые пальчики: развитие мелкой моторики. М., 2011.
3.Крупенчук О.И. Уроки логопеда: Пальчиковые игры. М., 2008.
4.Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. СПб., 2007.
5.Османова Г.А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Популярная логопедия. М., 2008.
6.Пак Чжэ Ву. Вопросы теории и практики Су Джок терапии: Серия книг по Су Джок терапии. М., 2009.
7.Светлова И. Развиваем мелкую моторику. М., 2012.

Катаева Т.С.,
учитель-логопед

Общение — важнейшее условие развития речи детей.

Основы пользования речью, ее развитие приходится на ранний период детства. То есть в промежутке от года и до 5-6 лет закладывается тот базис, на котором в дальнейшем ребенок будет строить всю свою жизнь в социуме. Развитие речи — уникальное явление, напрямую связанное и с интеллектуальным развитием ребенка, и с его коммуникативными навыками. И, конечно, маленькому человеку в это период как никогда необходимы помощь и поддержка близких, нужен кто-то, кто сможет направлять его развитие и помогать в освоении богатого и разнообразного языкового материала, научит правильно обращаться с удивительным и сложным инструментом общения — речью.
Общение — это очень важная составляющая жизни ребёнка и то, на сколько, он овладеет способами общения, от этого и будет зависеть его успешность в процессе взросления. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Отношения с близкими, рождают наиболее острые и напряженные переживания, наполняют смыслом наши действия и поступки. Самые тяжелые переживания человека связаны с одиночеством, отверженностью или непонятностью другими людьми. А наиболее радостные и светлые чувства – любовь, признание, понимание – рождаются близостью и связанностью с другими.
Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, и шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие, значит,  происходит полноценная подготовка ребенка к обучению в школе.  Именно  поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, тем самым предупреждая и исправляя различные нарушения в детской речи, как в дошкольном учреждении, так и в семье. Общение дошкольника приобретает более сложный характер, этому способствует более высокий уровень развития мышления, воображения, речи и других психических процессов

В дошкольном возрасте происходит,  переход к таким  формам общения, которые выходят за пределы непосредственно воспринимаемой  ситуацией.
Большой  опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самодеятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей.
Овладение речью  также  происходит в процессе общения и в ходе познания ребенком действительности. Взрослый организует и материальную, и языковую среду, увлекает в совместную деятельность и выступает как образец, живой носитель тех способностей, которыми малышу предстоит овладеть. Педагог – образец речевой культуры. Замечательно, если он обладатель таланта общения – главного таланта в жизни.  При этом для педагога развитие речи детей – одна из важнейших целей работы, но у самих детей такой цели нет. Для них речь не цель, а средство реализации своих потребностей в общении, в игре,  в познании.  Поэтому воспитатели всегда стремятся к развитию осознанной и активной речи детей.
Таким образом, речевое общение, реализуя свои дидактические и воспитательные функции, определяет весь характер психического развития и социального становления формирующегося человека. Однако этот процесс не заканчивается на определенном этапе, он продолжается всю жизнь, в ходе которой совершенствуется, изменяется под воздействием развивающихся рефлекторных свойств личности и различных ситуаций общения.
Капьёва М.Г., учитель-логопед «Центр социальной помощи семье и детям Дятьковского района»

Публикация «Консультация для родителей в детском саду „Помощь шариков Су-Джок в речевом развитии“» размещена в разделах

  • Консультации для родителей
  • Массажные мячики и шарики Су-Джок
  • Развитие ребенка. Консультации для родителей
  • Самомассаж, игровой массаж в детском саду
  • Темочки

Мышление и речь тесно взаимосвязаны, так как речь является формой выражения мыслительных процессов. Сама речевая функция в свою очередь напрямую зависит от сопутствующих процессов в организме, а конкретно — от развития мелкой моторики, которая представляет собой совокупность двигательных возможностей выполнения дифференцированных пальцевых движений, определяющих успешность формирования навыков самообслуживания, различных учебных, трудовых и других операций. С медицинской точки зрения была доказана непосредственная связь мелкой моторики и речи, например при выполнении ребенком определенных движений руками слова достаточно быстро приобретают обобщенное значение. Ребенок с легкостью переносит двигательную реакцию, выработанную на слова «покажи носик», «покажи глазки», «покажи ротик», на новые объекты. Таким образом в сознании ребенка активизируются близкие по расположению части головного мозга, которые отвечают за выполнение движений и усваивания речевых единиц, что приводит к эффективному запоминанию слов, их значений, способов использования.

Успешное овладевание правильной речью — основа взросления ребенка и формирования его личности. В детских садах, где дети в рамках специализированных программ приобретают все необходимые для дальнейшего развития навыки и знания, часто прибегают к использованию различных методов развития речевой функции у детей на основе вышеописанных психических процессов. Одним из распространенных и эффективных методов работы с детскими группами является игра с шариками Су-Джок. Такие игрушки представляют собой небольшие массажеры, при взаимодействии с которыми активизируется большое количество нервных окончаний в ладошках и стопах. Данный процесс сопровождается заучиванием коротких стишков, песенок, речевых конструкций, целых фраз или счета. Сочетание таких игровых упражнений с тренировкой произношения звуков и формированию лексико-грамматических категорий, повышает эффективность занятий направленных на усвоение правильной речи на родном языке в условиях детского сада.

Особая ценность Су-Джок терапии — универсальность в использовании, так как данную методику могут реализовывать не только воспитатели и логопеды в соответствующих учреждениях, но и родители в процессе домашних упражнений. Проведение занятий рассчитано на непосредственное взаимодействие ребенка с шариками и параллельное повторение за взрослыми изучаемых языковых единиц: ребенок будет стараться повторить правильные звуки и слова в игровой форме, при этом будут задействованы процессы мышления, мелкая моторика пальцев рук или ног, речевые функции. Более того, представленная методика полностью безопасна, так как неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.

Дети в рамках непринужденной игры массируют пальцы и ладошки с помощью шаров Су-Джок, что оказывает благотворное влияние на весь организм, стимулируя нервные окончания, а так же на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи. Такая программа успешно реализуется в детских садах и является одним их рекомендованных упражнений для занятий в домашних условиях. Игровая форма мотивирует детей принимать активное участие в тренировках речи, а так же помогает корректировать возникающие дефекты в произношении.

Список литературы

1. Антакова-Фомина Л. В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путем тренировки движений пальцев рук» // Тез. Докл. 24-го Всесоюз. Совещ. по проблемам ВНД). — М. : Просвещение, 1974.

2. Дудьев, В. П. Психомоторика : слов. -справ. / В. П. Дудьев. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008 (Коррекционная педагогика).

3. Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. — Екатеринбург: У-Фактория, 2004 + цв. вкл. (Серия «Психология детства : Современный взгляд»).

4. Мещеряков, Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь/СПб. : Прайм-Еврознак, 2003.

5. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Учебное пособие: ПСТГУ; Москва; 2013

6. Сухомлинский В. А. «О воспитании» Москва, 1973.

7. Эльконин Д. Б. Психология развития. — М. : Академия, 2011

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: