Проявления расстройства
У больного с любым видом афазии нарушается речь в целом. Человек, говоря, совершает смену местами слогов и отдельных звуков, характерны литеральные парафазии, персеверации, а также контаминации. Человек между словами и словосочетаниями начинает делать ненормально большие паузы. Наблюдается гипофония, то есть голос, по громкости схожий с шепотом. Ритмика и мелодика речи также нарушена при афазии. Если у человека развивается эфферентный моторный вид расстройства, отдельные звуки он произносит нормально.
Поскольку при рассматриваемом расстройстве нарушается чтение и письмо, наблюдают такие явления как дисграфия (крайней формой которой является аграфия) и дислексия (крайняя форма — алексия). При дисграфии человек на письме не выводит заглавные буквы, всё пишет срочными. Почерк такого человека сложно разбираем. Он допускает множество ошибок при письме. Детям с таким расстройством крайне тяжело даются диктанты.
При аграфии интеллект больного сохранен, но он не может писать. Следует дифференцировать причину с расстройства координации движений рук. При аграфии человек пропускает слова, не может объединить буквы и слоги между собой, грубо искажает слова при письме. Под дислексией подразумевают неспособность человека читать, при этом другие когнитивные способности больного находятся в норме.
При афферентной моторной афазии может быть 2 варианта развития. Первый: есть речевой эмбол, нет спонтанной речи или фиксируют артикуляционную апраксию. Второй: ситуативная речь в норме, но произвольная речь затрудняется или вовсе отсутствует. Вторичные процессы нарушения слуха типичны для афферентного подвида моторной афазии. Страдает и письмо.
Акустико-гностическая или сенсорная афазия характеризуется такими проявлениями:
- нормальный физический слух
- нарушение слухового восприятия словосочетаний и предложений
Симптомы афазии Вернике:
- отсутствие контроля над своей речью
- непонимание того, что говорят окружающие
- компенсаторные процессы в виде многословия
- в начале развития болезни на протяжении полтора или двух месяцев человек произносит спонтанные наборы звуков и слов, что называется в медицинской литературе жаргонафазией
- в начале болезни речь не имеет смысла для окружающих
- после выше описанного этапа наступает логорея, человек использует вербальные и литеральные парафазии
- писать человек может с трудом или вовсе не может
- навыки чтения сохранены
Симптомы акустико-мнестической афазии:
- услышанная информация «не задерживается в мозгу»
- непонимание длинных фраз
- неспособность повторить 3-4 услышанных подряд слова
- человек не способен говорить сразу с двумя/тремя и более людьми
- повышение речевой активности
Амнестико-семантическая афазия имеет такую симптоматику:
- аномия (больной не помнит, как называется тот или иной предмет)
- сложные речевые обороты пациент не понимает или понимает с трудом
- теряется понимание причинно-следственных, пространственных и временных словесных оборотов
- человек не понимает слова, употребленные в переносном значении, метафоры и т.п.
- нарушение счетных операций
- непонимание прочитанного
Проявления динамической афазии:
- отдельные слова и словосочетания произносятся нормально
- повторение в норме
- невозможность спонтанной повествовательной речи
- человек мало разговаривает
- персеверации в речи
- эхолалия (повторение произнесенных собеседником фраз)
- сохранность арифметических операций, навыков письма и чтения текста
Лечение афазии
Перед коррекцией речевых нарушений специалисты определяют причину заболевания и по возможности устраняют ее. Непосредственно терапия состоит из:
Работы с логопедом и неврологом. Врач индивидуально подбирает программу лечения: обучает произносить или выделять в словах отдельные звуки, соотносить предметы и их названия. Для понимания речи используются простые упражнения, например, пациенты жестами должны дать положительный или отрицательный ответ на простой вопрос («Дверь закрыта?», «Лимон желтый?»), выполнить простое действие («Помаши рукой», «Возьми книгу»), найти ошибку в предложении («Мужчина спал на автомобиле, мужчина ехал в кровати», «Я открыл книгой»). При нарушениях памяти пациенту читают короткий текст, а затем просят пересказать его. Со временем задача усложняется. Хорошо восстанавливает речь артикуляционная гимнастика
Важно, чтобы речь пациента и специалиста была спокойной, четкой и медленной, не стоит употреблять длинные сложные конструкции.
Физиотерапии. Врач подбирает программу процедур, которая может включать ЛФК, физиопроцедуры, массаж и др.
Приема медикаментов.
В редких случаях требуется хирургическое вмешательство.
Реабилитация может длиться несколько лет, и в ряде ситуаций пациент полностью восстанавливает речь. Успешность лечения зависит от множества факторов: тяжести заболевания, индивидуальных особенностей пациента. Чем раньше больной обратится к врачу, тем больше вероятность его полного выздоровления.
Формы заболевания
Согласно разным классификациям насчитывается от 9 до 11 форм афазии (подробно характеристики различных форм афазии представлены в нижеприведенной таблице), основными из которых являются:
- Моторная форма, при которой полностью или частично утрачивается произношение.
- Сенсорная форма, выражающаяся в трудностях с пониманием слов и фраз. Речь при сенсорной афазии воспринимается как бессмысленный набор звуков.
- Тотальная форма, объединяющая две предыдущие. Пациент не способен к воспроизведению и пониманию речи.
Каждую их этих форм следует отличать от иных речевых расстройств: проблем, вызванных плохим слухом, дизартрии, дислалии, которые не обусловлены органическими поражениями мозговых структур.
Что такое афазия?
Под латинским термином афазия в медицинской терминологии понимают неврологическое заболевание, связанное с расстройством части когнитивных функций человеческого организма
К когнитивным функциям головного мозга человека относят: речь, память, рисование и письмо, понимание или осознанность, ориентацию в пространстве и времени, а также внимание и праксис. При афазии в значительной степени страдают такие функции, как речь, письмо и восприятие слуховой и в некоторых случаях визуальной информации
Афазия и алексия
Не стоит путать афазию с алексией. Это два совершенно различных термина. Алексия возникает, как врождённый дефект речевого аппарата ребёнка, таким образом у ребёнка изначально не формируется речь и значительно затрудняется её восприятие. В отличие от алексии при афазии речь у пострадавшего была уже сформированной. Таким образом афазия является всегда заболеванием, имеющим приобретённый характер, в то время как алексия – первичное поражение речевых центров.
Подходы к терапии
Основная задача при лечении динамической афазии — устранить непосредственную причину ее развития. В связи с этим, на первое место выходит этиотропное лечение. При выявлении инфекций используют антибактериальные, противогрибковые или противовирусные препараты, что зависит от выявленного в результате проведения люмбальной пункции возбудителя. Если у больного выявлена доброкачественная и злокачественная опухоль, то проводятся нейрохирургические вмешательства, направленные на ее устранение. В терапии активно используют лекарственные препараты:
- сосудисто активные средства (Актовегин, Церебролизин), улучшающие кровообращение головного мозга и восстанавливающие активность отдельных участков ЦНС (длительный прием препаратов позволяет затормозить прогрессирование нейродегенеративных патологий и состояний, связанных с ишемией нервной ткани),
- нейропротекторы (Кортексин и др.) и ноотропы (Пирацетам, Фенотропил) нормализуют обменные процессы в нейронах, улучшая их работу и защищая нервные клетки от повреждений (продолжительность их использования может доходить до 6 месяцев и более).
Помимо медикаментозных методов терапии, проводятся логопедические занятия с реабилитацией. Последняя основывается на комплексной работе с неврологом, логопедом, врачом лечебной физкультуры, нейропсихологом и логопедом. В восстановительном процессе используются следующие подходы:
Логопедическая коррекция
Направлена на развитие спонтанной речи. Больные работают с внешними вопросами, изображениями, схем рассказа. Это позволяет понять способы формирования высказываний и снижает выраженность речевого дефекта. Пациенты с тяжелыми формами болезни нуждаются в постоянном диалоге со специалистами, так как только в этом случае возможна активная речь. Если у больного наблюдается легкая степень выраженности патологии, то ведутся занятия по пониманию переносных значений высказываний. Логопед активно работает и над восстановлением лексикона, который может быть частично нарушен.
Лечебный массаж и физкультура
Общеукрепляющие методики, улучшающие состояние пациента и обеспечивающие быстрое восстановление функций головного мозга. Больному показано выполнение простых упражнений, соблюдение режима сна и бодрствования, прием витаминно-минеральных комплексов.
В процессе реабилитации продолжают использовать нейрометаболические препараты: ноотропы и сосудисто-активные медикаменты. Наиболее часто применяют Пирацетам, лекарства с гинкго билоба, Мемантин и др. Использовать медикаменты необходимо после назначения их врачом, так как они имеют определенные показания и противопоказания к применению.
Терапия динамической афазии всегда подбирается специалистами. Попытки самостоятельного лечения или изменения подобранных средств может стать причиной прогрессирования болезни и развития ее осложнений.
Афферентная моторная афазия
Расстройство развивается при локализации очага поражения в постцентральной борозде и нижнетеменной дольке головного мозга. Пациент имеет определенные трудности с изменением положения артикуляционного аппарата, что сказывается на его речи. В зависимости от того, человек — левша или правша, патология проявляется по-разному.
Когда повреждена левая половина головного мозга, то происходит тотальное нарушение речи у правшей и левшей. Если речевая функция все же сохранилась, при разговоре больные включают в свой лексикон синонимы, произношение согласных букв затруднено, а некоторые из них не произносятся вообще. Каждое слово больной разбивает на слоги, иначе говорить не получается. Если пациенту приходится кого-то слушать, то собеседник должен говорит простыми словами, составляя их в короткие предложения, так как у больного нарушено восприятие чужой речи. Также пациент не может писать, интеллект и координация движений при этом сохраняются.
Если расстройство случилось у человека, который писал левой рукой, но в детстве был переучен на правую, то пациент испытывает трудности с написанием и произношением слов, он меняет местами или не произносит (не прописывает) буквы. Если требуется что-то написать, то человеку легче сначала писать один тип букв, например, гласные, потом второй (согласные). Что характерно, пациент понимает, как правильно писать и говорить, в каком порядке проставлять буквы, а сделать этого не может.
Стадии афазии
Афазия, как нарушение речи, проявляется в различных формах и степенях тяжести, в зависимости от многих факторов, таких как причина, локализация повреждения мозга и индивидуальные особенности пациента. Можно выделить несколько стадий и степеней тяжести афазии.
-
Начальная стадия.
На начальном этапе афазии часто наблюдается появление первых симптомов. Пациент может испытывать затруднения с формированием полноценных фраз, возможно, с небольшими трудностями в выборе слов. Однако нарушения речи в начальной стадии могут быть едва заметными, и пациент может сохранять способность к общению в повседневных ситуациях. -
Прогрессирующая стадия.
С развитием афазии симптомы могут усиливаться. Пациент начинает испытывать более серьезные трудности в формировании фраз, выражении мыслей и понимании речи окружающих. В этой стадии часто наблюдаются характерные черты соответствующей формы афазии, такие как моторные нарушения в случае броковой афазии или сенсорные трудности в случае теменной афазии. -
Стабильная стадия.
В некоторых случаях афазия может достичь стадии стабилизации, когда симптомы перестают активно прогрессировать. Эта стадия может быть достигнута после лечения или в процессе реабилитации. Несмотря на наличие нарушений, пациент может обучиться компенсационным стратегиям и находить пути поддержания связной коммуникации. -
Реабилитационный период.
Реабилитационный период представляет собой важный этап в улучшении языковых навыков. В этот период пациент проходит специализированные программы логопедической и речевой терапии, направленные на восстановление или компенсацию нарушенных функций. Прогресс в реабилитации может варьироваться в зависимости от многих факторов. -
Ремиссия.
В редких случаях афазия может перейти в период ремиссии, когда симптомы становятся менее выраженными или временно исчезают. Этот период может быть связан с индивидуальной способностью мозга к самовосстановлению или благоприятным условиям лечения. -
Рецидив и обострение.
У некоторых пациентов после стабилизации афазии возможны рецидивы или обострения симптомов в ответ на стрессовые ситуации, травмы или новые повреждения мозга. -
Тяжелые формы.
В некоторых случаях афазия может принимать тяжелые формы, когда пациент полностью теряет способность к вербальной коммуникации. Компликации могут включать в себя психосоциальные проблемы, социальную изоляцию и депрессию.
Акустико-гностическая афазия
Когда диагностировано нарушение речи (афазии) этой формы, человек перестает воспринимать слова собеседника на слух. То есть у пациента отсутствует способность к анализу и синтезу звуков. Если поставить себя на место больного, то он будет слышать чужую речь как невнятные для него звуки, неправильно построенное предложение или слова. Опасность этого типа афазии заключается в том, что больной не может самостоятельно диагностировать речевые отклонения, возникшие на фоне полученной травмы или приступа инсульта, что обусловлено сохранением двигательной активности.
Определить развитие патологии может посторонний, если обратит внимание на больного. Пациент понимает смысл предмета, а назвать его точно не может
Если ему показать, например, дверной звонок, он скажет, что это предмет небольшого размера, но в одном слове выразить мысль не сумеет. Это касается сенсорной афазии, а когда она сочетается с акустико-гностической, больной перестает обращать внимание на то, что его собственная речь нарушена.
На первых порах заболевания пациент разговаривает так, что его не смогут понять даже близкие родственники, потому как состоит она исключительно из отдельных букв и звуков.
Сенсорная афазия (или акустико-гностическая афазия)
Расстройство, при котором нарушается фонематический слух – способность различать звуки в словах. Происходит это при поражении задней трети височной извилины левого полушария – так называемый речевой центр Вернике. Физически слуховой аппарат в норме – нарушения наблюдаются именно в коре головного мозга.
Человеку трудно понимать обращённую к нему речь, писать под диктовку, появляется логорея – многоречивость. Из-за непонимания обращеной к нему речи, человек пытается компенсировать это многословием со своей стороны. Но даже такая речь носит характер расстройства, т.к. в ней много вербальных ошибок и аграмматизмов (грамматические ошибки в активной речи).
Симптомы
Клинические проявления сенсорной афазии имеют ряд специфических признаков, которые помогают провести быструю и эффективную дифференциальную диагностику. К таким признакам относятся:
Беглая речь или логорея, изобилующая большим количеством иносказательных выражений и парафраз. Больной пропускает существительные, компенсирую такие дефекты речи большим объёмом глаголов, предлогов и союзов. Речь становится многословной, но малоинформативная.
«Жаргнонная афазия» — сплошной поток неологизмов, пословиц, поговорок и парафраз.
Сильное возбуждение вплоть до развития параноидального состояния.
Нарушение понимания и восприятия речи
Пациент со сложностью или вовсе не воспринимает простых вопросов, например, просьбу представиться или сказать кто он, однако способен выполнять простые команды, например, повернуть голову или представиться. Важно отметить также, что пациент не понимает собственной проблемы и сильно раздражается, когда собеседник плохо воспринимает его речь.
Правосторонняя гемианопсия или верхнеквадрантная гемианопсия. Выпадение полей зрения – при прочтении книг пострадавший полностью не заметит левую страницу при прочтении текста.
Сглаживание носогубной складки – лицо становится похожим на маску.
Нарушение письменной речи.
Выделяют также чистую сенсорную афазию (субкортикальная), когда нарушается только понимание устной речи, однако понимание письменной информации, а значит прочитанного сохраняется. Также выделяют ещё одну форму – транскортикальная сенсорная афазия, которая характеризуется сохранением способности повторять устную речь, несмотря на отсутствие её восприятия и понимания. Основная проблема – то, что больной слышит обращение к своей персоне, однако не может интерпретировать смысловую нагрузку сказанного собеседником. Родной язык воспринимается как будто бы иностранным.
Специфические признаки сенсорной афазии у детей
Сенсорную афазию в детском возрасте можно спутать с алалией – первичным отсутствием речи, однако существует разница: если при алалии речь не сдвигается с исходного уровня развития, т.е. не прогрессирует и не подвергается регрессу, то при афазии заметна резкая деградация развития речевой функции, которая уже сформировалась у человека. Так как в детском возрасте речевая функция ещё не окончательно сформирована, то для афазии имеются специфические признаки:
- Как правило, наблюдается быстрое развитие заболевания и быстрое восстановление речевой функции. Отсутствие прогресса восстановления на протяжении нескольких недель является плохим прогностическим признаком для дальнейшего выздоровления и говорит о более серьёзных повреждения головного мозга.
- Восстановление функции речи осуществляется за счёт повышения активности соседних участков коры, которые в некоторой степени способны компенсировать неврологический дефицит. У взрослых восстановление речевой функции осуществляется за счёт формирования новых логических связей и развитому понятийному аппарату.
- Скудная симптоматика. Очень часто у детей сложно определить конкретный тип афазии, так как речевая функция у них является недостаточно развитой. Вследствие этого не формируются условия для раскрытия полноценной клинической картины сенсорной афазии.
Руководство по коммуникации
С больными афазией можно и нужно общаться. У пациентов сохраняются кое-какие коммуникативные способности, которые нужно с помощью общения активизировать, не дав им «угаснуть». У тех, кто страдает тяжелой формой афазии, сохраняется возможность понимания смысла сказанного (хоть и не каждого слова в отдельности). Часто больной может не так понять то, что ему говорят, потому что не помнит смысла отдельных слов или забывает начало фразы.
Как общаться с больными афазией:
сядьте и поймайте взгляд человека
при боязни коммуникации с вашей стороны следует начинать с простых тем, например, расскажите то, как прошел ваш день, в самых простых выражениях, далее нужно задать простой вопрос
лучше говорить медленным темпом, делая акцент голосом на ключевых словах в тексте
можно провести такую практику: запишите ключевые слова будущего разговора на бумаге, далее повторите сказанное и покажите бумагу больному. Это будет его подсказкой для ведения разговора
применяйте не только устное слово для общения, но также письмо, рисунки, жестикуляцию, указание на предметы
Простите человека делать то же самое, пусть он применяет словарь, если так будет проще общаться
если больной пытается донести до вас какую-то мысль, определите, о ком он говорит, что именно случилось и в каком месте
важно уметь задавать наводящие вопросы
не задавайте вопросы, требующие односложных ответов
запаситесь терпением, ведь коммуникация с больным афазией человеком далеко не просто, но нужное дело
Лечение
Терапия речевой дисфункции проводится по двум направлениям:
- Устранение причин афазии и восстановление функций пораженных зон мозга с помощью назначения медикаментозных средств и физиотерапевтических методов.
- Коррекция афазии путем логопедических занятий.
Для каждого больного выстраивается индивидуальный план лечения. В нашей клинике к лечебному процессу помимо речевого невролога и логопеда-афазолога привлекаются нейропсихологи, массажисты, иглорефлексотерапевты, остеопаты. Отличный эффект дает применение способа транскраниальной магнитной стимуляции, который с начала XXI в. успешно используется во всем мире. Наши специалисты прошли обучение этой методике и владеют сертификатами на право ее применения.
Не стоить затягивать с визитом в нашу клинику. Чем раньше начато медицинское лечение и логопедическая работа при афазии, тем больше шансов на полное восстановление речевых навыков.
Другие статьи по теме:
- Афазия
- Афферентная и эфферентная моторная афазия
- Амнестическая афазия
- Моторная афазия
- Сенсорная афазия
*Материалы, размещенные на данной странице, носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Посетители сайта не должны использовать их в качестве медицинских рекомендаций. Определение диагноза и выбор методики лечения остается исключительной прерогативой вашего лечащего врача! Клинический Институт Мозга не несёт ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте neuro-ural.ru.
Симптомы и типы афазии
Центры коры головного мозга, отвечающие за речь, всегда располагаются в так называемом доминантном полушарии головного мозга, которое отвечает за движения доминирующей руки у человека (в 9/10 случаев правши). Поскольку нервные пути пересекают полушария головного мозгау правшей доминирует левое полушарие, у левшей (10%) – правое полушарие.
- Моторная афазия. При моторной афазии пациент (обычно внезапно) чувствует, что не может ничего сказать. Чаще всего он понимает, какие мысли хочет выразить, но издает нечленораздельные звуки или отдельные слова, которые не образуют логическое целое. Иногда больной заменяет пропущенные слова другими, делает грамматические ошибки, не строит предложения или повторяет слова. Отсутствует беглая речь (частичная двигательная афазия).
- Сенсорная афазия. При сенсорной афазии пациент не понимает произносимых вопросов, команд, предложений и слов. В легкой форме (частичная сенсорная афазия), даже если он сохраняет способность говорить, он не понимает, что ему говорят другие.
- Частичная афазия. Частичная афазия иногда называется дисфазией. Слова происходят из греческого языка: префикс «а-» означает отмену или отсутствие действия или объекта (например, афазия — это отсутствие речи). Приставка «дис-» предполагает частичное отсутствие активности или предмета, расстройство или повреждение (дисфазия — расстройство речи).
Типы афазии
Классификация форм
Формы афазии отличаются различными анатомическими, психологическими и лингвистическими характеристиками. Также различают моновиды и смешанные типы нарушения. Классификация афазий по Лурия занимает ведущее место в медицине на текущий период времени. А. Р. Лурия является основоположником нейрогенной психологии в России. Согласно классификации, выделяют такие виды расстройств речи: моторный, эфферентный, афферентный, акустико-гностический (мнестический, семантический, мнемический) и динамический.
Таблица с характеристиками патологии по основным видам
Наименование расстройства | Локализация | Симптомы |
Эфферентная моторная афазия | Зона Брока | Нарушение артикуляции. Больной произносит отдельные звуки, но не соединяет их в слова. При тяжелом течении болезни он общается с помощью жестов и мимики |
Афферентная моторная афазия | Нижний отдел постцентральной извилины | Затруднение произношения звуков |
Сенсорная афазия (акустико-гностическая) | Задняя треть верхней височной извилины, или зона Вернике | Пациенты не способны различать звуки между собой, ухудшение восприятия речи в связи с отклонениями от нормы в процессах анализа и синтеза информации. Не могут произнести сложные слова, речь путанная. Теряют способность чтения вслух и письма, говорят на «своем» языке |
Амнестико-семантическая афазия | Переднетеменной или задневисочный отдел | Ухудшение памяти и, как следствие, сбой в характеристиках предметов, совершении действий |
Динамическая афазия | Префронтальная область | Невозможность правильно высказаться, проблемы с реализацией речи. Пациент общается с помощью обрывков фраз и отдельных слов. В предложениях слова не склоняет по падежам |
Амнестическая афазия | Теменно-височная область | Больной не помнит названия предметов из привычного обихода. Не понимает значения фраз с переносным смыслом. Например, «золотые руки» воспринимается буквально. Могут разговаривать глаголами |
Семантическая | Теменная доля | Пациент поддерживает диалог, выполняет просьбы, но теряется во времени и пространстве. Не понимает смысл предлогов в глаголах, они для него равнозначны. Не в состоянии осмыслить значение пословицы, слов с переносным смыслом |
Описание смешанных форм патологии совпадает с их симптомами в отдельности. Для любого типа отклонения характерно нарушение речи.