Автоматизация звука [р] в стечениях с согласными [к], [г]

Способы эффективной постановки звука [к]

Способы постановки

Постановка звука происходит на индивидуальных занятиях. Первый способ – по подражанию. Для этого логопед показывает образец артикуляции, но сам звук не произносит. Только демонстрирует, как язык собирается «горочкой» и предлагает дошкольнику повторить. После перед ним кладут на ладони ватный шарик, просят сдуть. На выходе получится правильный звук , который можно автоматизировать.

Но по подражанию редко удается ввести звук, поэтому используют механическую помощь. В наборе зондов Рау есть специальный зонд для заднеязычных звуков. Он похож на широкий шпатель.

Дошкольник поизносит безостановочно слог «ТА», в это время логопед зондом задвигает язык вглубь рта. После манипуляции послышится нужный звук. Зонд удерживают, чтобы ребенок запомнил произношение.

На этом моменте необходимо придумать обозначение звуку. Нельзя называть его , так как это вызовет старый стереотип произношения. Подойдет «Кашель».

Зонд убирают и предлагают ребенку самостоятельно воспроизвести «Кашель». Придется немного помогать зондом, чтобы дошкольник мог найти правильную позу для языка. К автоматизации переходят только тогда, когда будет идеальное звучание в изолированной позиции.

Можно попробовать поставить звук от имитации. Логопед тихо кашляет, выдавая что-то вроде . Делать это нужно тихо, почти шепотом, сокращая разрыв между покашливаниями. Такой трюк позволит убрать призвук . Для визуализации просят ребенка поднести ладонь ко рту. Он будет ощущать толчки воздуха.

Есть еще способ постановки на вдохе. Для этого дошкольника учат втягивать язык, собирать его словно «улитка в раковину прячется». Кончик кладется на нижнюю губу, резко сползает по нижней части рта и складывается «Горочкой». Логопед произносит шепотом нечто похожее на «КА».

Из этого же положения «улитка в раковине» ребенок произносит «КА» — ему предлагается «выпустить улитку наружу». Такой обманный маневр позволит вызвать изолированный звук, показать новую позицию.

Постановка звука при замене на эффективнее всего проводится с механической помощью. В качестве заменителя зонда используют обычный шпатель или детскую силиконовую соску.

Постановка с опорой

В некоторых ситуациях можно вызвать от правильного звука. Если есть хороший , то можно попробовать от него

Для этого акцентируют внимание ребенка на особенностях произношения – корень языка касается неба, нужно запомнить это ощущение. Кончиком нужно хорошо упереться в небо, как бы закрыть языком «щель», нажим должен быть сильным

В этот момент нужно «кашлянуть» и получится звук .

После начинают тренировать ребенка изолированно произносить . Звук может быть громким, взрывным, напряженным. В таком случае нужно попросить его говорить шепотом. Призвук уйдет со временем.

Для того чтобы закрепить изолированное звучание, нужно использовать игровые приемы. Дошкольнику предлагают перебирать стеклянные камешки, выкладывая их в виде дорожки. После по ним «шагают» пальцы, каждый шаг — это звук.

Подойдут разные дорожки: которые нужно обводить пальцем, выкладывание узоров, закрашивание картинок. Детям нравятся динамичные игры: попрыгать столько, сколько раз прозвучал звук. Можно выкладывать дорожку из разных позиций. Каждый прыжок – смена позы. Например, прыгнул и повернулся направо, потом налево и т. п. Каждое движение сопровождается звуком.

К-Г (К’-Г’)

кот — год

ока — ага

икра — игра*

калина — Галина*

куст — густ*

 кол — гол*

кости — гости*

Клаша —  Глаша*

кашу — гашу*

кошка — Гошка*

класс — глас*

колки — иголки*

колос — голос’

катить — гатить

книга

коготь

иголка*

курага*

гудок

отгадка

кагат

гавкать

уголок*

 кагал*

карга*

кагор*

гайка

гномик

загадка*

горшок*

губка

нагайка

годок

галка*

горка* грелка*

курган* горько*

коготок

гамак

когда

голубка*

голубок*

глубоко*

горелка* гребенка кочерга*

круг*

грек*

галстук*

3. Счет: 1-10,2-20

мягкая губка

гнедой конь

тонкая книга

глубокая канава*

4. Спряжение в настоящем и будущем времени:

бегать на коньках *                 гудеть в дудку (буд.в.)

гнать уток и утят                 готовить беговые коньки

помогать Кате                         покупать книгу

догонять пингвиненка                       отгадать загадку

5. Скороговорки, рассказы:

Ну-ка, галки, не галдите,

Малых деток не будите*.

Угадай-ка, галка, код,

Чтоб попасть на луноход*.

Не гони коней кнутом:

Кто спасет тебя потом?

Конь спасет тебя потом —

Но не надо гнать кнутом*.

Маленькому Гошке

Подарили кошку.

Маленькой Агашке

Дайте манной кашки*.

Гоготали громко гуси

В огороде у бабуси*.

На окно садится кот,

Просидит там целый год*.

У елки иголки колки*.

Галка села на палку.

Палка ударила галку*.

Села Галина на калину,

Съела калину Галина*.

Гулит голубка на лугу,

А вот галка ни гу-гу*.

Егорке с Климом

Тесен двор,

Они бегут

Гонять футбол.

Там Климу гол

Забил Егор.

И Клим забил

Егорке гол*.

Выпал иней на луга,

Щиплет гусям лапки.

— Гуси! Гуси!

— Га-га-га!

— Надевайте тапки!

Надевайте тапки —

Берегите лапки*.

Говорят, говорят:

 Собрались на горке

Около Егорки,

Собрались на палке

Голубь, гусь и галки*

Гули, гули, гуленьки

Подлетают к Юленьке*.

Кот Фунтик

У Гони новая губка. Ганя моет губкой кота Фунтика.

Фунтик недоволен и Ганей, и губкой. Он хватает когтями Ганину губку.

Речевой материал на звук [Х]:

Хан, халат, халва, ход, хор, холл, холм, хорь, холст, хобот, холод, хорёк, хомяк, ходики, худо, хуже, хутор, хурма, худеть, худоба, художница, хвоя, хвост, хвала, хвастун, хворост, хлам, хлыст, хлеб, хлопец, хлопья, хлопоты, хлопушка, хлебороб, хмель, хмурый, храм, хрип, храбрость, хроника, хранилище, хан, хобот, ходунки, ходить, ходьба, хапать, хоккей, хапуга, ход, хомяк;

Уха, муха, ольха, рубаха, засуха, мачеха, неряха, черепаха, хохот, вахта, тахта, шахта, бухта, кухня, пихта, яхта, веха, буханка, муха, махать, папаха, охота, уха, охотник, Михей, отдыхать, помеха, маховик, охать, сахар, махал, знахарь, лихач, буханка, шахматы, ухо, уход, сухо, охота, поход, хохот, пехота, охотник, ледоход, вездеход, тихоход, яхта, бухта, вахта, пихта, тахта, шахта, кухня, вихрь, махнуть, бухта, пухнуть, отдохнуть, тахта, вахта, пыхтеть, хвоя, пихта, хохма, яхта, хвост;

Бах, запах, размах, впотьмах, мох, вдох, выдох, врасплох, скоморох, пух, дух, петух, лопух, вслух, олух, воздух, пастух, мех, смех, грех, орех, наспех, стих, верх, бах, мох, подвох, отдых, птах, вдох, обух, петух, монах, выдох, мех, конюх;

Автоматизация звуков К, Г, Х в словах в игрой форме поможет ввести данные звуки в речь малышей, а также закрепить зрительные образы многих слов.

Конспект индивидуального занятия по теме: Автоматизация звука «к» в позиции прямого слога. Различение на слух речевого материала, относящегося к организации занятий и деятельности детей

Организация: ГБОУ НСО «КШИ»

Населенный пункт: Новосибирская область, г. Куйбышев

Цель:

  • автоматизация звука «к» в позиции прямого слога на материале слогов, слов, фраз;
  • обучение различению на слух речевого материала (слогов, слов, фраз),  относящегося к организации занятий и деятельности детей.

Задачи:

Образовательные:

— закреплять артикуляцию звука «к»;

— упражнять в правильном произнесении звука «к» в слогах, словах, фразах;

— учить различать слова и фразы слухо-зрительно и на слух.

Коррекционно-развивающие:

— развивать зрительное и слуховое восприятие, мышление, внимание, память. Воспитательные:

Воспитательные:

Воспитывать доброту, вежливость.

Оборудование: дидактический материал на автоматизацию звука «к», маленькие карточки с картинками  и написанными фразами для различения слов и фраз, лист картона, на котором наклеены те же картинки и фразы, фигурка зайки на подставке, слова на табличках.

Логотренажёр «Дельфа – 130».

План.

  1. Обучение произношению.

1. Организационный момент.

2. Упражнения для развития речевого дыхания и голоса.

3. Артикуляционная гимнастика.

4. Фонетическая ритмика.

5. Чтение слогов.

6. Упражнение в произнесении слов («Прочитай и покажи картинку»).

7. Дополнение предложений с опорой на картинку.

  1. Развитие слухового восприятия.

1. Игра «Что у меня?»  Различение слов и фраз на слухо-зрительной основе.

2. Игровое упражнение «Зайка». Различение слов и фраз на слух.

3. Различение слов на ухо без слуховых аппаратов.

4. Итоги.

Ход занятия:

I. Обучение произношению.

1.Организационный момент.

Вопросы предъявляются за экраном.

— Поздоровайся.

— Как ты слышишь?

— Что будем делать? (- Будем говорить).

2.Упражнения для развития речевого дыхания и голоса.

Логотренажёр «Дельфа – 130»: упражнения «Чашка», «Задуй свечи», «Колобок», «Репка».

3. Артикуляционная гимнастика.

Упражнения «Почистим нижние зубки»,

                       «Киска сердится»,

                      «Качели».

4. Фонетическая ритмика.

Произнесение с движениями слогов ка, ко, ку.

5. Чтение слогов.

Образец даёт учитель-дефектолог, затем ребёнок читает слоги, изображённые на воздушных шариках (ка, ко, ку, ке, ки).

6. Упражнение в произнесении слов – «Прочитай и покажи картинку».

Корова, карандаш, каша, капуста, кот, компот, курица.

7. Дополнение предложений с опорой на картинку.

Ребёнок заменяет картинку словом (самостоятельно либо с помощью таблички) и читает получившееся предложение.

Катя ест …(кашу).

Коля пьёт  …(компот).

Я люблю …(конфеты).

Кот ест …(колбасу).

  1. Развитие слухового восприятия.

1.Игра «Что у меня?»  Различение слов и фраз на слухо-зрительной основе.

— Будем играть и слушать.

Игра проводится без экрана. Перед ребёнком игровое поле с картинками и фразами. У учителя маленькие карточки с картинками и фразами. Учитель называет слово или фразу. Ребёнок воспринимает речевой материал слухо-зрительно, повторяет, получает карточку и закрывает соответствующую картинку или фразу на игровом поле.

Речевой материал: мяч, бумага, ложка, тарелка, чашка. Дай чашку. Убери ложку.

2. Игровое упражнение «Зайка». Различение слов и фраз на слух.

Используется игровое поле с картинками и фразами. Слова и фразы произносятся за экраном. Ребёнок слушает слово или фразу и передвигает фигурку зайки на соответствующую картинку или фразу.

Речевой материал: мяч, бумага, ложка, тарелка, чашка.  Дай чашку. Убери ложку.

3. Различение слов на ухо без слуховых аппаратов.

— Сними аппараты. Слушай внимательно. Покажи, что услышал.

Мяч, бумага, ложка.

4. Итоги.

— Что ты делал? (- Я слушал, говорил, играл).

Ты хорошо занимался. Молодец. (- Я занимался хорошо.)

Литература

1. Программы для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1991.

2. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей./ Под редакцией Л.А. Головчиц. – М.: ООО УМИЦ «ГРАФ ПРЕСС», 2003.

3. Л.П. Носкова Методика развития речи дошкольников с нарушенным слухом. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.

4. Т.В. Пелымская,  Н.Д. Шматко Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.

5. Т.М. Власова, А.Н. Пфафенродт Фонетическая ритмика: Пособие для учителя/ Под ред. Н.Ф. Слезиной. – М.: Просвещение, 1989.

Опубликовано: 05.02.2019

Методы постановки звука К и Кь

Логопедами используются такие способы:

По подражанию.

  1. Осуществляют перед зеркалом. Взрослый тихо покашливает на выдохе с широко открытым ртом.
  2. Ребенок должен видеть расположение языка в этот момент. При кашле должны слышаться звуки «К» и «Э». Нужно стараться избегать выраженного «Х» между ними.
  3. После малыша просят повторить услышанное. Он должен покашливать себе на ладошку.
  4. Под подбородком крохе немного можно сдавить шею не на долго. Так получиться более четкий звук «К».
  5. Попросите малыша глубоко вдохнуть и выдохнуть. Выдохнув полностью воздух нужно покашлять шепотом. Стараться убрать фонему «Х» при кашле.
  6. Упражнение выполняют 2-3 раза в день. Как только получится максимально приближенный звук «К». Ребенка просят, покашливая произносить Ка-Ка-Ка и т.д.
  7. После успешного выполнения занятий малыша учат произносить изолированный звук.

Механический способ. Постановку осуществляют от звука «Т» (взрывной, переднеязычный, передненебный). Выполняется с помощью зонда и шпателя. После инструменты заменяют пальцем взрослого, а потом ребенка. Нажимают на кончик языка, отодвигая его вглубь во время произношения слогов Та – Та – Та. Практически сразу получается Ка – Ка – Ка. Результат закрепляют со временем исключая механическую помощь.

Мягкий звук «Кь» ставят механическим методом, как и твердый. При этом используют слоги Тя – Тя – Тя или Ти – Ти – Ти. Постановка с помощью инструментов самый распространенный способ, используемый специалистами для буквы «К».

Покоряем звуки вместе с ребенком!

Значит, этапы формирования правильного произношения звуков Г, К, Х и их мягких вариантов происходит постепенно, от простого к более сложному. Для начала нужно поставить произношение, этот этап так и называется – постановка, только затем можно приступать к автоматизации. И здесь строго по этапам: слог, слово, фраза. Если малыш подменяет один звук другим, то обязательно прорабатываем дифференциацию звуков.

Этот процесс может растянуться на целый учебный год, а деткам, как известно, быстро надоедает однообразная деятельность, поэтому нужно подбирать разные игры на автоматизацию и различение звуков.

Этап постановки заключается в формировании правильного положения органов речи при произношении звука. Для этого есть упражнения, гимнастика, которую дети осваивают вместе с логопедом. Чтобы правильно выполнять упражнения, нужно понимать, как звук зарождается, какое положение языка необходимо принять. Я не буду пока на данном вопросе зацикливаться. Приведу пример упражнений для постановки звука .

«Кто сильнее?» Взрослый и ребенок сидят на стульях друг напротив друга. Ребенок в улыбке высунул язык, а взрослый указательным пальцем пытается задвинуть язычок обратно в ротик. Язык ребенка сопротивляется, выгибается горкой, что и нужно для правильного произношения .

«Сдуй шарик» Взрослый пальцем или шпателем устанавливает положение языка ребенка так, как нужно для произношения : язык горкой, кончик у зубов, задняя часть язычка упирается в мягкое небо. В этом положении ребенок толчкообразно «выстреливает» воздух, пытаясь сдуть с ладони ватный шарик. При этом должен получится .

Еще мы дышим с открытым ртом только носом, проверьте: язык стоит так, как необходимо при произношении .

Потренировались, затем упражняемся в изолированном произношении этого звука. Пока не добьемся правильного произношения его отдельно от других звуков, дальше двигаться нельзя. Потом автоматизируем в слогах, словах, фразах. Это касается работы с любыми звуками, алгоритм одинаков для всего алфавита.

Чтобы у малыша не пропало желание заниматься, просто бесконечно произнося «к-к-к, ку-ку-ку, ха-ха-ха, га-га-га», нужно добавить атрибуты и простые игровые ситуации.

Подготовительный этап

Перед тем как приступать к постановке звука, необходимо выработать базу для него. Это артикуляция и дыхание. В логопедии принят поэтапный подход к коррекции звукопроизношения. Нельзя пренебрегать последовательностью, иначе не получится исправить дефект.

Цель подготовительного этапа в устранении каппацизма — это научить ребенка чувствовать движения языка. Для этого предлагается ряд упражнений.

Первое упражнение называется «Силач». Ребенок открывает рот, широко улыбается. Логопед оборачивает палец платком или бинтом, кладет его на кончик языка, который лежит в расслабленном виде у нижних зубов. Он начинает аккуратно отодвигать орган вглубь рта. В это время ребенок сопротивляется и выталкивает палец.

Следующий этап — палец кладут на среднюю часть языка, отодвигая его вглубь рта. Постепенно у дошкольника сформируется новое ощущение, он сможет самостоятельно пододвигать язык.

Второе упражнение – «Горка». Логопед показывает образец выполнения перед зеркалом. Широкая улыбка при открытом рте. Кончик языка упирается в нижние зубы, задняя часть поднята к небу. Если ребенок испытывает затруднения, то можно помочь ему прижать кончик.

Третье упражнение – «Месим тесто». Предназначено для снятия тонуса, расслабления. Широкий язык кладется на нижнюю губу, затем слегка шлепается верхней губой.

Для того чтобы научить дошкольника делать язык широким, используют упражнение «Лопаточка». Рот открыт, язык высунут и распластан на нижней губе. Поза удерживается в течение пяти секунд.

Еще один способ укрепить мышцы языка. Ребенок высовывает язык, логопед оборачивает его платком, аккуратно удерживает орган, а дошкольник пытается его убрать в рот.

Для выработки правильной артикуляции используют дыхательную гимнастику. Для этого предлагают упражнение «Ветерок». Ребенок должен сделать «Горочку», после чего сдуть бумажку или фантик с руки логопеда.

Для отработки «Горочки» дают пожевать спринцовку самого маленького размера. Ее тщательно моют и крупной частью кладут в рот. Груша будет прижимать кончик языка, а ребенка попросят ее несильно пожевать.

При сильном рвотном рефлексе тренировки проводят постепенно. Зондом для постановки звука гладят язык, постепенно продвигаясь все дальше. Можно гладить шариком верхнее небо, постепенно сдвигаясь к корню языка.

В тяжелых случаях помогает логопедический массаж. Он может быть ручным и зондовым. Назначает его только специалист.

Автоматизация звука

Процесс постепенного и последовательного введение нового (поставленного) звука в слоги, слова, предложения и наконец, в самостоятельную речь ребёнка называется автоматизацией. Спешить и нарушать последовательность процесса автоматизации нельзя. Так, если малышу ещё трудно медленно произнести новый для него звук в отдельных словах, то требовать от него произносить целые предложения или даже сразу правильно использовать закрепляемый звук в повседневной речи просто бессмысленно.

Ниже вы найдете примеры упражнений по автоматизации твёрдого звука «К».

Автоматизация твёрдого звука «К» в прямых слогах:

  • ка — ко — ку
  • ко — кы — ка
  • ку — ка — кы
  • кэ — кэ — кэ
  • ко — ка — кэ
  • кы — кы — кы

Автоматизация твёрдого звука «К» в обратных слогах:

  • ак — ак — ак
  • ок — ок — ок
  • ик — ик — ик
  • ек — ек — ек
  • ук — ук — уа
  • ык — ык — ык

Автоматизация твёрдого звука «К» в интервокальной позиции:

  • ака — ака — ака
  • уку — уку — уку
  • ока — око — око
  • икы — икы — икы
  • ака — уку — ока
  • икы — ака — уку

Автоматизация твёрдого звука «К» в слогах со стечением согласных:

  • ква — ква — ква
  • ско — ска — ска
  • кво — кво — кво
  • квы — квы — квы
  • ску — ску — ску
  • кву — кву — кву

Автоматизация твёрдого звука «К» в словах:

Калоши, бак, бокал, скамья, секунда, чайка, волчок, коза, космос, камень, канат, мешок, краб, пеликан, закон, утка…

Автоматизация твёрдого звука «К» в словосочетаниях:

Вкусная картошка, красная скамейка, красивая скатерть, узкая юбка, букет из колокольчиков, корзинка с конфетами, высокое крыльцо…

Автоматизация твёрдого звука «К» в чистоговорках:

  • Ка–ка–ка, Ка–ка–ка — вот широкая река.
  • Ко–ко–ко, Ко–ко–ко — пейте детки молоко.
  • Ко–ко–ко, Ко–ко–ко — рыбка ловится легко.
  • Ык–ык–ык, Ык–ык–ык — покажи скорей язык.
  • Ук–ук–ук, Ук–ук–ук — раздаётся стук.
  • Ка–ка–ка, Ка–ка–ка — есть улов у рыбака.

Автоматизация твёрдого звука «К» в предложениях:

Канарейка скучает в клетке. Ксюша пекла пироги с яблоками и капустой. Катюша кушает кашу. Куртка висела на крючке в коридоре. Костю покусали комары. На маскарад Катя надела маску и костюм кошки.

Автоматизация твёрдого звука «К» в стихах:

На прямую палочкаСправа села галочка.Там поныне и сидит —Буквой К на нас глядит.(Г. Ванюхин)

Автоматизация твёрдого звука «К» в рассказах:

«КАК ВАРИТЬ КОМПОТ»На одном дворе жили кот, коза, курица, корова и кролик. Однажды во двор вошел кот и закричал:— Слушайте все! Я прочитал в старой книге, как варить компот!— Ну и как его варить?— Принесите каждый все самое вкусное, остальное — за мной.Вся компания отправилась искать все самое-самое вкусное.Первой пришла коза и принесла капустную кочерыжку.Потом пришла курица и принесла пять зернышек кукурузы. Корова принесла арбузные корки, кролик-клевер, а сам кот достал из кармана кусок колбасы. Когда вода закипела, кот кинул кочерыжку, корки, кукурузу, клевер и колбасу в котел и закрыл крышкой.Через некоторое время он позвонил в колокольчик:— Готово! Кушайте на здоровье.Попробовали друзья, плюются:— Компот называется! Сам ешь!— Почему же так невкусно получилось? — мрачно размышлял кот.(Г. Юдин)

  • «Логопедия для дошкольников. Звуки П, Б, Т, Д, К, Г, Х, В, Ф», Л. Н. Зуева;
  • «Воспитание у детей правильного произношения», М. Ф. Фомичева;
  • «Русский язык. Учимся играя», В. В. Волина;
  • «Логопедическая энциклопедия дошкольника», А. С. Герасимова, О. С. Жукова, В. Г. Кузнецова.

Речевой материал на звук [Г]:

Газ, газель, газета, газон, газовщик, гавкать, гадание, гадалка, гадюка, гайка, галерея, галактика, галка, галоп, галстук, галчонок, галька, галёрка, галета, галоп, гамак, гамма, гарь, гараж, гарантия, гардероб, гардина, гармония, гармонист, гармошка, гарнир, гарпун, гантель, гаснуть, гастроли, гастроном, говорить, годовщина, голландский, голова, головастик, голодать, гололёд, голубятня, горошек;

Говор, гоголь, гогот, год, годный, гол, голень, голод, голос, голубь, голый, гольф, гон, гонг, горн, гомон, гонка, горы, горб, горе, горло, горн, горница, горничная, горный, гордый, город, горстка, горький, горечь, госпиталь, гость, готы,  горлица, горница;

Губы, губерния, губка, гувернер, гудеть, гулять, гудок, гуманизм, гурман, гусь, густо, гусыня, гусятница, гусеница, гуща, гулкий, гумус, гульден, губить, гурьба, гусли, гужевой, гудрон;

Нога, рога, бумага, тога, таган, телега, томагавк,  минога, много, тревога, тренога, трогать, трогательный, тугоухость,  тяга, тягач, выбегать, дорога, вдругорядь, визига, влага, нет оврага, помогать, втридорога, выгадать, выговор, выгородить, вымогать, пугать, выслуга, вьюга, загадка, загар, загазованный, строгать, зверюга, угар, шагать, пирога, шпага, мегаполис, мегафон, мигалка, мигать;

Треугольник, угольник, треуголка, тугой, вагон, вагончик, вдогон, вдогонку, велогонка, велогонщик, кругом, загон, загонщик, угодник, угода, угодье, угодливый, угон, угонщик, утюгом, ногой;

Могу, побегу, табу, тягучий, вогулы, всемогущий, загогулина, загулять, могучий, на ногу, помогу, бумагу, влагу, в телегу, тревогу, на дорогу, зверюгу;

Гвардеец, гвардия, гвоздик, гвоздика, где, где-то, глава, глагол, главный, гладкий, глаз, глазунья, глина, глобус, глубина, глупость, глухой, глюкоза, гнать, гнев, гном, гнездо, гнилой, гриб, грим, гром, гиф, грохот, гроза, грелка, гренки, громкий, грубость, грош, грех, грузовой,   группа, грусть;

Тогда, торговля, торговый, тугрик, тунгус, варганить, подвергать, вгрызаться, вглубь, венгры, взгляд, верхогляд, взгромоздить, взвизгнуть, взглянуть, взгорье, взгрустнуть, визгливый, винегрет, виноград, вогнать, вогнутый, возглас, возглавить, волга, без восторга, восторгаться, погреб, выгрузить, выиграть, загнить, загнуть, загладить, загрузить, орфография, топография, угроза, угрюмый, углубление, угнаться, углерод, угловатый,  магма, магнат, мангал, маргарин, монгол.

Автоматизация звука [К] в конце слов

Повторять слова, чётко произнося звук К (выделяя голосом):Як             бак            мак            лак              рак шлак        враг(к)       маяк          овраг(к)      табак хомяк       моряк        барак         чудак           универмаг(к)бок            дог(к)           шок                паёк                блокслог(к)       дубок           моток             порог(к)          волчокмешок        поток          совок              щенок              бачокопёнок       ботинок       пирожок        сапожок           молотоквершок       бережок      василёк          наутёк             бульдог(к)бук             лук             сук           тук            тюквнук           стук            паук         индюк      каюк вьюк          урюк          утюг(к)     бамбук      фартукбурундукбык            пик               миг(к)            веник        тюбик     тупик         маховик        охотник         путник       финиквинтик       вареник        дневник        балык        башлык

шашлык     заповедник     автоматчик      бессмертниквоск            волк                полк                обелиск

Все непонятные ребёнку слова ВСЕГДА объясняем!!!

После того как ребёнок научится правильно произносить звук в словах, повторяя слово за взрослым, надо обязательно закрепить произношение звука в этих же и подобных словах в самостоятельной речи ребёнка.

     Для этого лучше всего подходят

Перечень слов:  Сок, урок, замок, носок.

                             Кабачок, щенок, совок.

Упражнение «Послушай. Запомни. Повтори»ква    кла    кна    кра    кляквэ    клэ    кнэ    крэ    клеквы    клы    кны    кры    кликво    кло    кно    кро    клёкву    клу    кну    кру    клю

Повторять слова, чётко произнося звук К (выделяя голосом):кнут          квас         класс           клад           клоун краб          клуб         крем            князь         кровьключ         клей         клён            клёш          крой кросс        крупа        крапива      кружевокрыло        климат         клубень     клумба    клятва        клиент        квадрат      клапан    клевер       квартал       квартира     клавиши    крендель    кривизна     кристалл    крыльцо

Все непонятные ребёнку слова ВСЕГДА объясняем!!!

 Повторять слова с двумя звуками, чётко произнося звук К (выделяя голосом): 

Как            какаду        какао         какая каёмка       капкан        кадка         какой    катушка     каменщик   каникулы    каблуккок             койка         кокон         комок копейка      кошка        колокол      кончиккулак          кубик        кубок          кукла каучук         кулёк        клубокквак          кнопка     клык          кроликпокупка     пикник     ракушка    сказка     окорок

Все непонятные ребёнку слова ВСЕГДА объясняем!!!

    Очень полезно для закрепления звука в словах развивать у ребёнка слуховую память и чувство ритма. Картинный материал упрощает взрослым работу по обогащению словарного запаса и уточнению знаний ребёнка о каких-либо предметах. Есть отдельный вид пособий для этого

Ещё больше картинного материала для автоматизации звуков + альбом для автоматизации звука К в словах, словосочетаниях, фразах, стихах на странице  Звук К.

Слайд 10Постановка звука «К»Постановка звука «К» от правильного «Х»1. Обратите внимание

ребенка на то, что, когда он тщательно произносит звук ,

корень его языка прикасается к нёбу, пусть ощупает языком это место. Нужно, чтобы во время длительного, протяжного произнесения звука ребенок в том месте, где он ощущает прикосновение языка к нёбу, зажал им щель и перекрыл ток воздуха, как бы «поставил там точку» языком.
2. Под образовавшейся смычкой воздушная струя окажется под некоторым давлением. В этот момент ребенок, слегка кашлянув, должен выдохнуть ее изо рта себе на ладонь, в результате послышится звук .
3. В дальнейшем ребенок должен сразу зажимать корнем языка щель в горле и произносить звук . Если звук получается слишком «взрывным» или напряженным, а также, если он имеет придыхательный оттенок, нужно потренировать его шепотное произношение (шепотом — «покашливайте» едва слышно, почти без выдоха, устранив из своего произношения срединный призвук . Ребенок должен повторять за вами. Делать это нужно после полного выдоха).
4. После того как звук у ребенка получается свободно, сообщите ему, какой звук он научился выговаривать.
5. Затем переходите к произношению слогов (по подражанию).

Варианты постановки

Слайд 18УТОЧНЕНИЕ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА К. Цель. Добиваться четкого, правильного произношения звука к в

звукоподражаниях. Методические указания. Следить, чтобы в звукоподражаниях дети произносили звук к четко и отвечали на вопросы полным ответом.

Вышли мы во двор, а навстречу идет курица и кричит: «ко-ко-ко…» Как она кричит?Идем мы дальше, а курица кудахчет: «куд-куда». Как она кудахчет?«В лес», — ответили мы ей и пошли дальше. На заборе сидит петух и кричит: «кука-ре-ку!» Как петух кричит? Пошли дальше по дороге, мимо огорода. Смотрим, а воробьи у подсолнухов зерна клюют. Давайте их прогоним. («Кыш-кыш».) Пришли мы в лес. И вдруг слышим, кукушка кукует: «ку-ку». Как кукушка кукует? А потом лягушки заквакали: «ква-ква». Как лягушки квакают? Погуляли мы в лесу и вернулись домой.

«Кто как кричит?» Мы идем гулять в лес.

Речевой материал на звук [К]:

Купол, кушетка, кузня, кузнец,  курица, куница, кукла, куча, купол, кукла, Кузя, купить, кукушка, кукушонок, куртка, купить, кубик,  кувшин, кувшинка,  кузнечик, кузов, кукуруза, кулон, кулачки,  купальник, курица, куропатка, куртка, куст, кустарник;

Река, ежевика,  земляника, пеликан, великан, одиноко, накануне, накат, Ока, пика, пикап, пока, покатый, тикать, тикать, декан, дека, мука, мука, нет лука, быка, слоника, ослика, гномика, собака, математика, тактика, токарь, аптекарь, библиотекарь, копейка, пекарь, пекарня, пикадор, гадюка, сорока, морока, механика, клиника;

Далеко, высоко,  молоко,  покой, покойник, упаковка, покос, упаковка, перекор, перекорм, кокос, кокосовый, кокошник, закован, широко;

Молоку, сороку, неподалеку, в реку, землянику, собаку, гадюку, слонику, ослику, гномику, домику, сундуку, быку, языку, барсуку, жуку, математику, тактику, механику;

Квакать, квакша, квартал, квартира, кварц, квас, квашня, кверху, квинтет, квитанция, кзади, клевать, клевер, клевета, клеёнка, клеить, клей, клеймо, клейстер, клепать, клерк, клетка, клешня, клещ, клён, клёст, клёцки, клёш, клиент, клизма, клик, климат, клин, клинок, клип, клипсы, клич, кличка,  ключ, ключник, клюшка, клюква;

Мошка, ёлка, палка, полка, вилка, доска, ветка, вешалка, поилка, белка, булка, прялка, скакалка, банка, сумка, рюмка, марка, тёрка, чайка, майка миска, маска, пушка, мишка, мышка, пешка, шишка, брошка, ручка, бочка, почка, собака, вязанка, вешалка, лейка, лужайка, бабочка, костяшка, детка, девятка, дудка, манка, мойка, нитка, нотка, папка, пенка, пятка, топка, дочка, точка, почка, балалайка, мартышка, кроватка, калинка, малинка, мешковина, подкова;

Мак, бак, бук, лак, рак, сок, лук, жук, сук, шок, маяк, рыбак, червяк, чек, человек, бык, шашлык, язык, ящик, бурдюк, веник, чайник, песок, носок, щенок, венок, опёнок, сачок, волчок, язычок, замок, замок, теремок, мешок, рожок, пирожок, пирог, барсук, бамбук, парк, цирк, воск, вереск, обелиск, кочевник, математик, маховик, курдюк, индюк, мундштук, мышьяк, месячник, механик, пикник, индюк, сундук, штук, сапог.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: