Консультации для воспитателей, педагогов

Артикуляционная гимнастика

Консультации музыкального руководителя

Консультации педагога-психолога

  • Консультация «Социально-психологические особенности детей с нарушениями речи»
  • Что такое детская тревожность? Во что играть с тревожными детьми?
  • Педагог – психолог в детском саду.
  • Готовность ребенка  к школе
  • Выбираем игрушку дошкольнику.
  • Подсказки для взрослых: «Сюжетно — ролевая игра» (старший дошкольный возраст)
  • Раз игрушка, два игрушка…
  • КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «КРИТИКА И ПОХВАЛА – КАК НЕ ПЕРЕБОРЩИТЬ?» И.М. Кулахмедова
  • КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ «ЗНАКОМЬТЕСЬ, АРТ-ТЕРАПИЯ! БЫСТРО! ЛЕГКО! ИНТЕРЕСНО!»,  И.М. Кулахмедова
  • КОНСУЛЬТАЦИЯ «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОШКОЛЬНИКОВ», И.М. Кулахмедова
  • КОНСУЛЬТАЦИЯ «АРТ-ТЕРАПИЯ! ЗНАКОМИМСЯ  БЛИЖЕ: СКАЗКОТЕРАПИЯ! КУКЛОТЕРАПИЯ! МАСКОТЕРАПИЯ!», И.М. Кулахмедова
  • Буклет «АРТ-терапия. «Лечение творчеством»,И.М. Кулахмедова
  • Консультация АРТ-ТЕРАПИЯ! ЗНАКОМИМСЯ  БЛИЖЕ: ИЗОТЕРАПИЯ! ЦВЕТОТЕРАПИЯ! ТЕСТОТЕРАПИЯ!
  • Консультация «АРТ-ТЕРАПИЯ!ЗНАКОМИМСЯ  БЛИЖЕ: МУЗЫКОТЕРАПИЯ! ВОКАЛОТЕРАПИЯ! ТАНЦЕТЕРАПИЯ!
  • КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ «АРТ-ТЕРАПИЯ!ЗНАКОМИМСЯ  БЛИЖЕ: СОЗДАНИЕ ОБРАЗА БОЛЕЗНИ И ОБРАЗА ЗДОРОВЬЯ»
  • Консультация для педагогов «МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА»
  • Консультация для родителей»О чем и как расскажет ребенок?»
  • Психологический портрет идеального первоклассника, И.М. Кулахмедова
  • ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: КАК и ЗАЧЕМ?
  • РЕЧЬ И ЛИЧНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА
  • КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ИГРЫ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ УКРЕПИТЬ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ».

Как проверить подвижность органов артикуляционного аппарата у ребенка?

Подвижность органов артикуляционного аппарата необходима для произношения звуков родного языка. Существуют базовые движения, которые нужны для произношения всех звуков родного языка. Именно об этих движениях мы сейчас и поговорим.

Сначала нужно выяснить, может ли ребенок сделать их по отдельности, а затем – может ли плавно, быстро и легко переключиться от одного движения на другое, ему противоположное.

Ниже даны основные, базовые упражнения артикуляционной гимнастики, в которых можно тренировать подвижность органов артикуляционного аппарата. Проведя данные упражнения с ребенком, Вы также сможете проверить и оценить, насколько развит у него артикуляционный аппарат.

Упражнение 1. Улыбка – Трубочка.

Как выполнять артикуляционное упражнение:

Попросите ребенка растянуть губы в улыбку, при этом резцы должны быть обнажены (видны), то есть улыбка должна быть широкой.

Затем попросите его сделать «трубочку». Для этого нужно вытянуть губы вперед в трубочку

Обратите внимание – при переключении не должно быть движений нижней челюсти. Двигаются только губы!

Упражнение  2. Открой и закрой дверцу.

Как выполнять артикуляционное упражнение:

Первое движение: Зубы должны быть сомкнуты, губы в улыбке. Резцы обнажены (улыбка широкая). «Дверца закрыта».

Второе движение: Зубы разомкнуты (примерно на два сантиметра), губы в улыбке, резцы обнажены. «Дверца открыта».

Движения  в артикуляционном упражнении чередуются:  происходит то смыкание, то размыкание зубов. Двигается нижняя челюсть.  При этом в движениях не должны участвовать губы. Нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.

«Дверцы дружно мы откроем,

А потом мы их закроем».

Другой вариант игрового наполнения этого упражнения – «Холодно – горячо». Мы открываем окошко, когда нам жарко. И закрываем окошко, когда нам  холодно.

Упражнение 3. Часики.

Как выполнять артикуляционное упражнение:

Сначала делаем упражнение «Улыбка»: зубы разомкнуты примерно на два сантиметра, губы в улыбке, резцы обнажены.

Затем опросите ребенка высунуть язык и повернуть к правому углу рта. Затем сделать то же движение, но к левому углу рта.

Нужно чередовать движения языка вправо-влево. При этом губы находятся в улыбке, нижняя челюсть не должна передвигаться вправо или влево, а должна быть неподвижной!

Упражнение 4. Лопатка. Иголочка.

Как выполнять артикуляционное упражнение:

Движение 1. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.

Получилась «Лопатка»

Движение 2.  Попросите ребенка просунуть узкий язык между резцами, губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.Получилась «Иголочка».

Упражнение 5. Качели.

Как выполнять артикуляционное упражнение:

Движение 1. Поднять широкий кончик языка к бугоркам за верхними зубами (к альвеолам), губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.

Движение 2. Попросите ребенка опустить широкий кончик языка за нижние зубы, губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.

В упражнении нужно чередовать движения широкого кончика языка вверх и вниз.

Упражнение 6. Кошечка.

Как выполнять артикуляционное упражнение:

Движение 1. Губы в улыбке, зубы обнажены, рот открыт. Нужно приблизить широкий кончик языка к нижним резцам.

Движение 2. Кончик языка отодвинуть по дну рта назад вглубь рта к подъязычной связке. При этом задняя часть спинки языка должна быть выгнута вверх.

В упражнении нужно чередовать движения языка вперед- назад. При этом губы находятся в улыбке, резцы обнажены, нижняя челюсть не двигается.

Можно также сделать вариант упражнения – «Горка» и удерживать положение задней части спинки языка вверху на счет.

Упражнения для языка

Комплексы упражнений артикуляционной гимнастики для отработки основных движений языка и губ

Артикуляционные упражнения

Обычно, артикуляционные упражнения делят на общие и упражнения для конкретных звуков.

Общие артикуляционные упражнения

Общие артикуляционные упражнения направлены на отработку основных положений губ и языка, которые необходимы для четкого и правильного произношения всех звуков. К таким упражнениям относятся:

  • Удержание губ в улыбке. Старайтесь, улыбаться как можно шире, чтобы все зубки были видны.
  • Вытягивание губ вперёд трубочкой.
  • Чередование положений губ: в улыбке — трубочкой.
  • Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки.
  • Язык широкий.
  • Язык узкий.
  • Чередование положений языка: широкий-узкий.

Если вы планируете посещать логопеда и разучите с малышом эти несложные упражнения дома, то вашему малышу будет намного легче, когда начнутся логопедические занятия.

Специальные артикуляционные упражнения

Артикуляционных упражнений для правильного произношения отдельных звуков гораздо больше. Я не смогла бы их все перечислить, даже если бы захотела. Дело в том, что одно и то же упражнение у разных логопедов может называться по-разному, да и правила их выполнения тоже могут отличаться. Не стоит этого пугаться, как не стоит пытаться найти лучшие упражнения, таких просто не существует. При выборе конкретных упражнений и правил их выполнения лучше прислушаться к рекомендациям своего логопеда. Ниже вы найдёте упражнения которые мы с малышами обычно выполняем на занятиях.

Артикуляционные упражнения для шипящих звуков «Ж», «Ш», «Щ», «Ч»

  • Заборчик;
  • Трубочка;
  • Заборчик-Трубочка;
  • Месим тесто;
  • Чистим зубки;
  • Лошадка;
  • Футбол;
  • Массаж язычка;
  • Сладкое варенье;
  • Закрытая калитка;
  • Блинчик;
  • Чашечка.

Артикуляционные упражнения для свистящих звуков «З», «Зь», «С», «Сь»

  • Заборчик;
  • Трубочка;
  • Заборчик-Трубочка;
  • Месим тесто;
  • Чистим зубки;
  • Футбол;
  • Массаж язычка;
  • Закрытая калитка;
  • Блинчик;
  • Горка.

Артикуляционные упражнения для звуков «Л» и «Ль»

  • Заборчик;
  • Трубочка;
  • Заборчик-Трубочка;
  • Чистим зубки;
  • Лошадка;
  • Качели;
  • Маляр;
  • Массаж язычка;
  • Парус;
  • Красим стены;
  • Часики.

Артикуляционные упражнения для звуков «Р» и «Рь»

  • Заборчик;
  • Трубочка;
  • Заборчик-Трубочка;
  • Чистим зубки;
  • Лошадка;
  • Качели;
  • Футбол;
  • Маляр;
  • Грибок;
  • Гармошка;
  • Дятел;
  • Комарик;
  • Красим стены;
  • Часики.

«Воспитание у детей правильного произношения», М. Ф. Фомичева.

Консультации для родителей и педагогов

Консультации учителя-логопеда

  • Книги – источник развития речи детей: когда, как и что читать? 
  • Рекомендации учителям начальных классов по формированию связной речи у детей с речевой патологией от учителя-логопеда
  • О чем говорить с ребенком в семье. Диалог или монолог?
  • Консультация для родителей по автоматизации звуков.
  • Проект «Развитие связной речи у детей 5-7 лет с  ОНР по теме « Родной город» с использованием ИКТ»
  • «Веселые упражнения для закрепления звуков в речи»
  • Предупреждение дисграфии в подготовительной группе.
  • Буклет «Что нужно знать о навыках письма». Г.И. Калинина
  • Семинар-практикум «Здоровьесберегающие технологии при подготовке дошкольников к письму». Г.И. Калинина
  • Презентация «Здоровьесберегающие технологии при подготовке дошкольников к письму». Г.И. Калинина
  • Буклет «Игры на ходу» Г.И. Калинина
  • Консультация для родителей «Воспитание правильной речи для детей с дизартрией» Г.И. Калинина
  • Консультация «Особенности АЛАЛИИ и ДИЗАРТРИИ» Г.И. Калинина
  • Консультация «Сходство и различие ДИСЛАЛИИ и ДИЗАРТРИИ» Г.И. Калинина
  • Консультация «Применение средств миофункциональной коррекции (МФК) в логопедической работе с детьми дошкольного возраста»  Г.И. Калинина
  • Буклет «Пальчиковый игротренинг» Г.И. Калинина
  • Логопедическая гостиная «Речевая готовность к школе» Г.И. Калинина
  • Буклет «Речевая готовность к школе» Г.И. Калинина
  • Буклет «Компьютер и дети» Г.И. Калинина
  • Консультация «Дела домашние»Г.И. Калинина

Консультации старшего воспитателя

  • Консультация «Взаимодействие с родителями в  вопросах развития речи и литературного развития детей»
  • Консультация для педагогов «Культурные практики как средство развития детской
  • индивидуальности и самостоятельности»

Консультации воспитателя

  • Консультация «Какие игрушки нужны детям» 
  • Консультация «Развитие у детей коммуникативных способностей»
  • Консультация «Бумага творит чудеса»
  • Консультация «Использование конструирования в развитии речи детей с ОНР», воспитатель высшей категории Башева А.Н.
  • Консультация для родителей «Знакомим детей со сказкой через театрализованные игры», воспитатель Туркина Н.Н.
  • Консультация для родителей «Безопасность детей дома»,воспитатель Туркина Н.Н.
  • Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования»,воспитатель Туркина Н.Н.

Что такое артикуляционная гимнастика

Для правильного и чёткого произношения звуков у малыша должны быть сильные и подвижные мышцы речевого аппарата. Для тренировки этих мышц и существует артикуляционная гимнастика. Её цель, во-первых, укрепить мышцы и, во-вторых, научить малыша полноценным движениям и определенным положениям, которые должны занимать язык, губы, мягкое нёбо во время говорения.

Прелесть артикуляционной гимнастики заключается в том, что её можно выполнять в любом возрасте и при любом диагнозе. Даже если малыш ещё не говорит, артикуляционная гимнастика поможет ему выработать навыки, необходимые для правильного произношения звуков. Конечно артикуляционная гимнастика в большинстве случаев сама по себе не поставит отсутствующий звук. Тем не менее, после того, как логопед подобрал необходимые малышу артикуляционные упражнения, мама может сама заниматься с малышом дома и таким образом быстрее подготовить речевой аппарат малыша к следующему этапу — постановке звуков.

Приемы гимнастики (+таблица)

Артикуляционная гимнастика представляет собой комплексный подход к улучшению произношения и развитию речевых навыков у детей. Одним из ключевых элементов этого подхода являются различные приемы гимнастики, которые способствуют улучшению работы органов артикуляции и формированию четкой и правильной речи. Давайте рассмотрим основные приемы гимнастики, которые помогут вашему ребенку достичь успеха в развитии речи.

Приемы гимнастики Описание
Массаж лицевых мышц Легкое массирование лица помогает расслабить и разогреть лицевые мышцы, улучшая кровообращение и повышая их гибкость. Этот прием особенно полезен для детей с напряженностью в области лица или недостаточной подвижностью артикуляторного аппарата.
Упражнения с использованием зеркала Зеркальные упражнения помогают ребенку контролировать движения органов артикуляции и корректировать их положение в процессе произношения. Ребенок может наблюдать за своими ротовыми движениями и реагировать на ошибки.
Игровые задания с элементами речевных упражнений Игровые задания делают занятия артикуляционной гимнастикой более увлекательными и мотивирующими для детей. Могут включать в себя различные речевые упражнения, такие как повторение звуков, произношение слов и фраз.
Использование различных техник и приемов Кроме техник, описанных выше, существует множество других приемов артикуляционной гимнастики, включая упражнения на растяжение и сжатие мышц, тренировки правильного дыхания и интонации, а также специальные упражнения на произношение звуков.

Артикуляционная гимнастика – это мощный инструмент, который помогает детям преодолеть трудности в произношении звуков и улучшить свою речь. Используя разнообразные приемы гимнастики, такие как массаж лицевых мышц, упражнения с зеркалом и игровые задания, ребенок может не только улучшить свою артикуляцию, но и научиться более уверенно и четко выражать свои мысли. Пользуйтесь этими приемами в своей практике, следите за прогрессом ребенка и помогайте ему добиться успеха в развитии речевых навыков.

Цели и задачи воспитателя при проведении артикуляционной гимнастики

Комплекс упражнений для губ

Комплексы артикуляционной гимнастики

Комплекс артикуляционной гимнастики включает специальные тренировки всех частей ротовой полости. В упражнениях по проработке губных мышц  входит упражнение «Улыбка». Губы необходимо растягивать в улыбке и фиксировать их на какое-то время в такой позиции.

В упражнении «трубочка» малыш должен тянуть губы вперед в виде трубочки. Также ребенок может сделать упражнение «художник». Для этого следует удерживать карандаш губами и рисовать геометрические фигуры в воздухе. «Футбол» выполняется с закрытым ртом. При его выполнении язык соприкасается с щеками и зубами.

Комплекс для работы с щеками включает упражнение «сытый хомячок». Необходимо набирать воздуха в рот, а затем задержать его в нужном положении. Можно по очереди надувать правую и левую щеку. Другое  упражнение также для щек «голодный хомяк». Щеки необходимо затягивать внутрь. Сначала можно пробовать помогать ребенку руками, а затем малыш будет делать упражнения самостоятельно.

Нельзя забывать и о дыхательной гимнастике:

  • ребенок осуществляет вдохи и выдохи, по очереди зажимая ноздри;
  • тренировка носовых проходов, малыш делает глубокие вдохи и долгое время выдыхает через нос;
  • проработка выдохов через рот. Ребенок делает выдохи и вдохи только через рот;
  • вдох только через нос, а выдох ртом;
  • нужно вдыхать через рот, а выдыхать через нос.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: