Консультации музыкального руководителя
Консультации педагога-психолога
- Консультация «Социально-психологические особенности детей с нарушениями речи»
- Что такое детская тревожность? Во что играть с тревожными детьми?
- Педагог – психолог в детском саду.
- Готовность ребенка к школе
- Выбираем игрушку дошкольнику.
- Подсказки для взрослых: «Сюжетно — ролевая игра» (старший дошкольный возраст)
- Раз игрушка, два игрушка…
- КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «КРИТИКА И ПОХВАЛА – КАК НЕ ПЕРЕБОРЩИТЬ?» И.М. Кулахмедова
- КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЗНАКОМЬТЕСЬ, АРТ-ТЕРАПИЯ! БЫСТРО! ЛЕГКО! ИНТЕРЕСНО!», И.М. Кулахмедова
- КОНСУЛЬТАЦИЯ «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОШКОЛЬНИКОВ», И.М. Кулахмедова
- КОНСУЛЬТАЦИЯ «АРТ-ТЕРАПИЯ! ЗНАКОМИМСЯ БЛИЖЕ: СКАЗКОТЕРАПИЯ! КУКЛОТЕРАПИЯ! МАСКОТЕРАПИЯ!», И.М. Кулахмедова
- Буклет «АРТ-терапия. «Лечение творчеством»,И.М. Кулахмедова
- Консультация АРТ-ТЕРАПИЯ! ЗНАКОМИМСЯ БЛИЖЕ: ИЗОТЕРАПИЯ! ЦВЕТОТЕРАПИЯ! ТЕСТОТЕРАПИЯ!
- Консультация «АРТ-ТЕРАПИЯ!ЗНАКОМИМСЯ БЛИЖЕ: МУЗЫКОТЕРАПИЯ! ВОКАЛОТЕРАПИЯ! ТАНЦЕТЕРАПИЯ!
- КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «АРТ-ТЕРАПИЯ!ЗНАКОМИМСЯ БЛИЖЕ: СОЗДАНИЕ ОБРАЗА БОЛЕЗНИ И ОБРАЗА ЗДОРОВЬЯ»
- Консультация для педагогов «МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА»
- Консультация для родителей»О чем и как расскажет ребенок?»
- Психологический портрет идеального первоклассника, И.М. Кулахмедова
- ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: КАК и ЗАЧЕМ?
- РЕЧЬ И ЛИЧНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА
- КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ИГРЫ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ УКРЕПИТЬ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ».
Как проверить подвижность органов артикуляционного аппарата у ребенка?
Подвижность органов артикуляционного аппарата необходима для произношения звуков родного языка. Существуют базовые движения, которые нужны для произношения всех звуков родного языка. Именно об этих движениях мы сейчас и поговорим.
Сначала нужно выяснить, может ли ребенок сделать их по отдельности, а затем – может ли плавно, быстро и легко переключиться от одного движения на другое, ему противоположное.
Ниже даны основные, базовые упражнения артикуляционной гимнастики, в которых можно тренировать подвижность органов артикуляционного аппарата. Проведя данные упражнения с ребенком, Вы также сможете проверить и оценить, насколько развит у него артикуляционный аппарат.
Упражнение 1. Улыбка – Трубочка.
Как выполнять артикуляционное упражнение:
Попросите ребенка растянуть губы в улыбку, при этом резцы должны быть обнажены (видны), то есть улыбка должна быть широкой.
Затем попросите его сделать «трубочку». Для этого нужно вытянуть губы вперед в трубочку
Обратите внимание – при переключении не должно быть движений нижней челюсти. Двигаются только губы!
Упражнение 2. Открой и закрой дверцу.
Как выполнять артикуляционное упражнение:
Первое движение: Зубы должны быть сомкнуты, губы в улыбке. Резцы обнажены (улыбка широкая). «Дверца закрыта».
Второе движение: Зубы разомкнуты (примерно на два сантиметра), губы в улыбке, резцы обнажены. «Дверца открыта».
Движения в артикуляционном упражнении чередуются: происходит то смыкание, то размыкание зубов. Двигается нижняя челюсть. При этом в движениях не должны участвовать губы. Нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.
«Дверцы дружно мы откроем,
А потом мы их закроем».
Другой вариант игрового наполнения этого упражнения – «Холодно – горячо». Мы открываем окошко, когда нам жарко. И закрываем окошко, когда нам холодно.
Упражнение 3. Часики.
Как выполнять артикуляционное упражнение:
Сначала делаем упражнение «Улыбка»: зубы разомкнуты примерно на два сантиметра, губы в улыбке, резцы обнажены.
Затем опросите ребенка высунуть язык и повернуть к правому углу рта. Затем сделать то же движение, но к левому углу рта.
Нужно чередовать движения языка вправо-влево. При этом губы находятся в улыбке, нижняя челюсть не должна передвигаться вправо или влево, а должна быть неподвижной!
Упражнение 4. Лопатка. Иголочка.
Как выполнять артикуляционное упражнение:
Движение 1. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.
Получилась «Лопатка»
Движение 2. Попросите ребенка просунуть узкий язык между резцами, губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.Получилась «Иголочка».
Упражнение 5. Качели.
Как выполнять артикуляционное упражнение:
Движение 1. Поднять широкий кончик языка к бугоркам за верхними зубами (к альвеолам), губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.
Движение 2. Попросите ребенка опустить широкий кончик языка за нижние зубы, губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.
В упражнении нужно чередовать движения широкого кончика языка вверх и вниз.
Упражнение 6. Кошечка.
Как выполнять артикуляционное упражнение:
Движение 1. Губы в улыбке, зубы обнажены, рот открыт. Нужно приблизить широкий кончик языка к нижним резцам.
Движение 2. Кончик языка отодвинуть по дну рта назад вглубь рта к подъязычной связке. При этом задняя часть спинки языка должна быть выгнута вверх.
В упражнении нужно чередовать движения языка вперед- назад. При этом губы находятся в улыбке, резцы обнажены, нижняя челюсть не двигается.
Можно также сделать вариант упражнения – «Горка» и удерживать положение задней части спинки языка вверху на счет.
Упражнения для языка
Комплексы упражнений артикуляционной гимнастики для отработки основных движений языка и губ
Артикуляционные упражнения
Обычно, артикуляционные упражнения делят на общие и упражнения для конкретных звуков.
Общие артикуляционные упражнения
Общие артикуляционные упражнения направлены на отработку основных положений губ и языка, которые необходимы для четкого и правильного произношения всех звуков. К таким упражнениям относятся:
- Удержание губ в улыбке. Старайтесь, улыбаться как можно шире, чтобы все зубки были видны.
- Вытягивание губ вперёд трубочкой.
- Чередование положений губ: в улыбке — трубочкой.
- Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки.
- Язык широкий.
- Язык узкий.
- Чередование положений языка: широкий-узкий.
Если вы планируете посещать логопеда и разучите с малышом эти несложные упражнения дома, то вашему малышу будет намного легче, когда начнутся логопедические занятия.
Специальные артикуляционные упражнения
Артикуляционных упражнений для правильного произношения отдельных звуков гораздо больше. Я не смогла бы их все перечислить, даже если бы захотела. Дело в том, что одно и то же упражнение у разных логопедов может называться по-разному, да и правила их выполнения тоже могут отличаться. Не стоит этого пугаться, как не стоит пытаться найти лучшие упражнения, таких просто не существует. При выборе конкретных упражнений и правил их выполнения лучше прислушаться к рекомендациям своего логопеда. Ниже вы найдёте упражнения которые мы с малышами обычно выполняем на занятиях.
Артикуляционные упражнения для шипящих звуков «Ж», «Ш», «Щ», «Ч»
- Заборчик;
- Трубочка;
- Заборчик-Трубочка;
- Месим тесто;
- Чистим зубки;
- Лошадка;
- Футбол;
- Массаж язычка;
- Сладкое варенье;
- Закрытая калитка;
- Блинчик;
- Чашечка.
Артикуляционные упражнения для свистящих звуков «З», «Зь», «С», «Сь»
- Заборчик;
- Трубочка;
- Заборчик-Трубочка;
- Месим тесто;
- Чистим зубки;
- Футбол;
- Массаж язычка;
- Закрытая калитка;
- Блинчик;
- Горка.
Артикуляционные упражнения для звуков «Л» и «Ль»
- Заборчик;
- Трубочка;
- Заборчик-Трубочка;
- Чистим зубки;
- Лошадка;
- Качели;
- Маляр;
- Массаж язычка;
- Парус;
- Красим стены;
- Часики.
Артикуляционные упражнения для звуков «Р» и «Рь»
- Заборчик;
- Трубочка;
- Заборчик-Трубочка;
- Чистим зубки;
- Лошадка;
- Качели;
- Футбол;
- Маляр;
- Грибок;
- Гармошка;
- Дятел;
- Комарик;
- Красим стены;
- Часики.
«Воспитание у детей правильного произношения», М. Ф. Фомичева.
Консультации для родителей и педагогов
Консультации учителя-логопеда
- Книги – источник развития речи детей: когда, как и что читать?
- Рекомендации учителям начальных классов по формированию связной речи у детей с речевой патологией от учителя-логопеда
- О чем говорить с ребенком в семье. Диалог или монолог?
- Консультация для родителей по автоматизации звуков.
- Проект «Развитие связной речи у детей 5-7 лет с ОНР по теме « Родной город» с использованием ИКТ»
- «Веселые упражнения для закрепления звуков в речи»
- Предупреждение дисграфии в подготовительной группе.
- Буклет «Что нужно знать о навыках письма». Г.И. Калинина
- Семинар-практикум «Здоровьесберегающие технологии при подготовке дошкольников к письму». Г.И. Калинина
- Презентация «Здоровьесберегающие технологии при подготовке дошкольников к письму». Г.И. Калинина
- Буклет «Игры на ходу» Г.И. Калинина
- Консультация для родителей «Воспитание правильной речи для детей с дизартрией» Г.И. Калинина
- Консультация «Особенности АЛАЛИИ и ДИЗАРТРИИ» Г.И. Калинина
- Консультация «Сходство и различие ДИСЛАЛИИ и ДИЗАРТРИИ» Г.И. Калинина
- Консультация «Применение средств миофункциональной коррекции (МФК) в логопедической работе с детьми дошкольного возраста» Г.И. Калинина
- Буклет «Пальчиковый игротренинг» Г.И. Калинина
- Логопедическая гостиная «Речевая готовность к школе» Г.И. Калинина
- Буклет «Речевая готовность к школе» Г.И. Калинина
- Буклет «Компьютер и дети» Г.И. Калинина
- Консультация «Дела домашние»Г.И. Калинина
Консультации старшего воспитателя
- Консультация «Взаимодействие с родителями в вопросах развития речи и литературного развития детей»
- Консультация для педагогов «Культурные практики как средство развития детской
- индивидуальности и самостоятельности»
Консультации воспитателя
- Консультация «Какие игрушки нужны детям»
- Консультация «Развитие у детей коммуникативных способностей»
- Консультация «Бумага творит чудеса»
- Консультация «Использование конструирования в развитии речи детей с ОНР», воспитатель высшей категории Башева А.Н.
- Консультация для родителей «Знакомим детей со сказкой через театрализованные игры», воспитатель Туркина Н.Н.
- Консультация для родителей «Безопасность детей дома»,воспитатель Туркина Н.Н.
- Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования»,воспитатель Туркина Н.Н.
Что такое артикуляционная гимнастика
Для правильного и чёткого произношения звуков у малыша должны быть сильные и подвижные мышцы речевого аппарата. Для тренировки этих мышц и существует артикуляционная гимнастика. Её цель, во-первых, укрепить мышцы и, во-вторых, научить малыша полноценным движениям и определенным положениям, которые должны занимать язык, губы, мягкое нёбо во время говорения.
Прелесть артикуляционной гимнастики заключается в том, что её можно выполнять в любом возрасте и при любом диагнозе. Даже если малыш ещё не говорит, артикуляционная гимнастика поможет ему выработать навыки, необходимые для правильного произношения звуков. Конечно артикуляционная гимнастика в большинстве случаев сама по себе не поставит отсутствующий звук. Тем не менее, после того, как логопед подобрал необходимые малышу артикуляционные упражнения, мама может сама заниматься с малышом дома и таким образом быстрее подготовить речевой аппарат малыша к следующему этапу — постановке звуков.
Приемы гимнастики (+таблица)
Артикуляционная гимнастика представляет собой комплексный подход к улучшению произношения и развитию речевых навыков у детей. Одним из ключевых элементов этого подхода являются различные приемы гимнастики, которые способствуют улучшению работы органов артикуляции и формированию четкой и правильной речи. Давайте рассмотрим основные приемы гимнастики, которые помогут вашему ребенку достичь успеха в развитии речи.
Приемы гимнастики | Описание |
---|---|
Массаж лицевых мышц | Легкое массирование лица помогает расслабить и разогреть лицевые мышцы, улучшая кровообращение и повышая их гибкость. Этот прием особенно полезен для детей с напряженностью в области лица или недостаточной подвижностью артикуляторного аппарата. |
Упражнения с использованием зеркала | Зеркальные упражнения помогают ребенку контролировать движения органов артикуляции и корректировать их положение в процессе произношения. Ребенок может наблюдать за своими ротовыми движениями и реагировать на ошибки. |
Игровые задания с элементами речевных упражнений | Игровые задания делают занятия артикуляционной гимнастикой более увлекательными и мотивирующими для детей. Могут включать в себя различные речевые упражнения, такие как повторение звуков, произношение слов и фраз. |
Использование различных техник и приемов | Кроме техник, описанных выше, существует множество других приемов артикуляционной гимнастики, включая упражнения на растяжение и сжатие мышц, тренировки правильного дыхания и интонации, а также специальные упражнения на произношение звуков. |
Артикуляционная гимнастика – это мощный инструмент, который помогает детям преодолеть трудности в произношении звуков и улучшить свою речь. Используя разнообразные приемы гимнастики, такие как массаж лицевых мышц, упражнения с зеркалом и игровые задания, ребенок может не только улучшить свою артикуляцию, но и научиться более уверенно и четко выражать свои мысли. Пользуйтесь этими приемами в своей практике, следите за прогрессом ребенка и помогайте ему добиться успеха в развитии речевых навыков.
Цели и задачи воспитателя при проведении артикуляционной гимнастики
Комплекс упражнений для губ
Комплексы артикуляционной гимнастики
Комплекс артикуляционной гимнастики включает специальные тренировки всех частей ротовой полости. В упражнениях по проработке губных мышц входит упражнение «Улыбка». Губы необходимо растягивать в улыбке и фиксировать их на какое-то время в такой позиции.
В упражнении «трубочка» малыш должен тянуть губы вперед в виде трубочки. Также ребенок может сделать упражнение «художник». Для этого следует удерживать карандаш губами и рисовать геометрические фигуры в воздухе. «Футбол» выполняется с закрытым ртом. При его выполнении язык соприкасается с щеками и зубами.
Комплекс для работы с щеками включает упражнение «сытый хомячок». Необходимо набирать воздуха в рот, а затем задержать его в нужном положении. Можно по очереди надувать правую и левую щеку. Другое упражнение также для щек «голодный хомяк». Щеки необходимо затягивать внутрь. Сначала можно пробовать помогать ребенку руками, а затем малыш будет делать упражнения самостоятельно.
Нельзя забывать и о дыхательной гимнастике:
- ребенок осуществляет вдохи и выдохи, по очереди зажимая ноздри;
- тренировка носовых проходов, малыш делает глубокие вдохи и долгое время выдыхает через нос;
- проработка выдохов через рот. Ребенок делает выдохи и вдохи только через рот;
- вдох только через нос, а выдох ртом;
- нужно вдыхать через рот, а выдыхать через нос.