Артикуляционная гимнастика для разных звуков

Артикуляционная гимнастика для постановки шипящих звуков

Правильная артикуляция

Для чистого и четкого произношения звука органы речи должны занять следующее положение:

  1. Губы округляются и выдвигаются слегка вперед.
  2. Зубки сближаются, оставляя небольшую щель (заборчик).
  3. Язык принимает форму чашечки, его кончик приподнимается к передней части неба, но не прижимается к нему.
  4. Бока язычка прикасаются к зубам.
  5. Звук образуется в потоке воздушной струи, пускаемой по средней части языка.
  6. Голос в артикуляции участия не принимает, поскольку глухой.
  7. Для произношения звонкого звука язык занимает такое же положение, но необходимо участие голосовых связок.

Искажение или невозможность произношения шипящих звуков происходит из-за слабости мышц языка, открытого прикуса или укороченной подъязычной связки. Решить проблему поможет ежедневная артикуляционная гимнастика на шипящие звуки.

Вкусное варенье

Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш.

Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Методические указания.

1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх — она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем).

 2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

3. Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

Что такое артикуляционная гимнастика?

Это гимнастика для органов артикуляции (губ, языка, челюстей). Если у ребенка нарушено произношение звуков, то это говорит о том, что у него недостаточно развиты мышцы речевого аппарата. Цель артикуляционной гимнастики – выработать четкие движения, необходимые для произношения различных групп звуков. Систематическое выполнение артикуляционной гимнастики способствует правильному развитию мышц и подготовит ребенка к постановке звуков, но не сможет заменить собой работу логопеда.

Артикуляционная гимнастика нужна не только малышам с нарушенным звукопроизношением, но и всем остальным. Правильная артикуляция сделает речь любого ребенка четкой, ясной и правильной.

Выполнять упражнения можно в любое свободное время, но лучше, если ребенок не будет сильно возбужден, так как ему предстоит провести время спокойно, сидя перед зеркалом, в течение 10-15 минут.

Артикуляционную гимнастику на начальном этапе рекомендуется делать перед большим зеркалом, в котором ребенок сможет видеть и себя, и взрослого. Если такого зеркала у Вас нет, то для малыша подойдет небольшое настольное зеркало. В нем ребенок будет видеть свои органы артикуляционного аппарата, а взрослый сядет напротив ребенка и сможет показать ему образец выполнения упражнений. Роль родителей в выполнении упражнений заключается в правильном показе, а также в контроле за четким и правильным выполнением упражнений ребенком

Внимание нужно уделять тому, насколько качественно ребенок выполняет упражнение, следить за качеством и объемом движений органов артикуляции, их силе, точности движений. Необходимо совершенствовать умение удерживать органы в нужном положении

Каждое упражнение повторяется от 3 до 5-6 раз. В комплекс не надо включать больше 10 упражнений.

Типы артикуляционных упражнений

Все упражнения артикуляционной гимнастики делятся на 2 типа:статические и динамические. 

В статических упражнениях нужно удерживать определённую позу неподвижно. К таким упражнениями относятся «Лопатка»(«Блинчик»), «Иголка», «Чашечка», «Грибок», «Труба» («Дудка»), «Забор», «Хобот» и другие. 

В динамических же упражнениях надо не просто удержать какую-либо позу, а выполнить определённые движения

В них важно следить за чётким выполнением движений и положением артикуляционных органов. Например: в упражнении «Чистим зубы» губы должны быть растянуты в стороны так, чтобы обнажались зубные ряды

А двигаться в упражнении должен только кончик языка. Челюсть, губы должны оставаться неподвижными.

Но перед тем как начать выполнять артикуляционную гимнастику родителям будет далеко не лишним закрепить с ребенком знания об ориентировке в пространстве: верх — низ, право — лево, вперед – назад. Все эти понятия постоянно будут звучать в качестве указаний по правильному выполнению упражнений.

Начав, заниматься с ребенком артикуляционной гимнастикой Вы увидите, как тяжело дается ему выполнение отдельных упражнений. У малыша может быть повышенное слюноотделение, дрожание кончика языка, трудности в удержании органа в определенной позе и многое другое

В этот период лучше не концентрировать внимание малыша на его недочетах. Нужно постоянно хвалить ребенка за усердие, желание сделать упражнение правильно

Со временем, напряжение органов начнет исчезать, его движения приобретут точность и координированность. Тогда самое время начать чередование статичных упражнений (т.е. таких, когда положение какого-либо органа фиксируется на определенное время). Хорошо чередовать упражнения «Заборчик» и «Трубочка», «Хоботок» и «Улыбка», «Лопатка» и «Иголка».

Занимаясь с ребенком, всегда необходимо помнить о том, что, проявив фантазию, Вы можете сделать любое занятия для малыша увлекательной игрой и превратить его в сказку, к которой малыш будет возвращаться вновь и вновь. Презентации, представленные нами на этой страничке, призваны создать положительный эмоциональный настрой у ребенка во время выполнения артикуляционной гимнастики.

Нарушения произношения шипящих звуков

Дефекты произношения шипящих звуков называются сигматизмом шипящих.

Самыми частыми нарушениями произношения шипящих звуков являются те же, что и свистящих (исключение – шипящее произношение свистящих), но добавляются еще:

  1. Щёчное произношение шипящих. Язык не участвует в произношении, выдыхаемая струя уходит в сближенные зубы и прижатые к ним уголки рта. При этом образуется тупой шум.
  2. Заднеязычное произношение шипящих. Выдыхаемая струя проходит через щель, образованную между задней спинкой языка и твердым небом. Получается звук, напоминающий Х или украинский  Г.

Часто звуки Ш, Ж, Ч, Щ  заменяются другими звуками. Такое нарушение называется парасигматизмом шипящих. Замены звуков чаще всего происходят на фоне недоразвития фонематического слуха , это следует учитывать при коррекции такого нарушения звукопроизношения.

Звук Ш чаще всего заменяется на С, Т, Ж, Щ, Х,З.

Звук Ж чаще всего заменяется на З, Ш, С, Д.

Звук Щ чаще всего заменяется на СЬ, Ш, Т, Ч, СТ, ШЧ.

Звук  Ч чаще всего заменяется на Щ, ТЬ, С, Ц.

Приклей конфетку

Цель. Укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх.

Описание. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.

Методические указания.

1. Следить, чтобы работал только язык — нижняя челюсть должна быть неподвижна.

2. Рот открывать не шире чем на 1,5-2 см.

3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребенка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот).

4. Выполнять упражнение надо в медленном темпе.

Упражнения для языка

Артикуляционная гимнастика для языка при дизартрии включается в себя комплекс упражнений, который поможет справиться с неподвижностью тела и кончика органа. Для исправления дефекта речи ребенку обязательно научиться распластывать язычок, свободно расслаблять и напрягать его в зависимости от речевой ситуации.

Блинчики

Язычок хорошо расслаблен, распластан. Укладывается на нижнюю губу. Затем нужно шлепать языком, произнося»пя-пя-пя». При этом нижнюю губу нельзя подворачивать. Обязательно следите за тем, чтобы дыхание воспитанника было ровным.

Задача ребенка — хорошо расслабить тело язычка и положить его на нижнюю губку. Напрягать органы нельзя 10-15 секунд.

Чашечка

Ротик широко открывается. Края язычка сворачиваются внутрь, резцов касаться нельзя. Предложите ребенку представить, что внутрь получившейся емкости («чашки») налита вода и ее нежно удержать, не расплескать.

Язычок напрягается, вытягивается изо рта вперед как жало.

Кончик языка дошкольник упирает в нижние зубки, спинку выгибает, ротик можно открыть широко.

Ребенок открывает ротик, язычок выдвигается слегка вперед, боковые края сворачиваются вверх.

Грибок

Нужно широко открыть ротик, присосать кончик язычка к верхнему небу. Если положение самостоятельно удержать сложно, сначала помогайте пальцами.

Комплекс упражнений для звуков Л, Ль

Для произношения этих звуков необходима правильная работа всех отделов артикуляционного аппарата:

  • губы улыбаются;
  • зубки смыкаются;
  • краешек язычка приподнимается до упора в верхние зубы, спинка прогибается, а корешок немного поднят;
  • из-за сомкнутых голосовых связок воздушный поток слабый, идёт лишь по боковым сторонам языка.

Чёткому произнесению звуков Л, Ль способствуют следующие упражнения, которые во многом совпадают с заданиями предыдущих артикуляционных комплексов:

  1. Повторите с ребёнком такие упражнения, как «Забор», «Трубка», «Забор-трубка», «Лопатка», «Наказываем непослушный язычок», «Сладкое варенье», «Чистим зубы», «Лошадка» по описанному выше алгоритму.
  2. «Пароходик». Ребёнок улыбается, зажимает краешек язычка между зубами, произносит протяжно «ы-ы-ы», однако слышится в этот момент «л».
  3. «Тихое щёлканье». Малыш улыбается, приоткрывает рот и щёлкает краешком язычка за верхними зубками. Только делать это нужно практически беззвучно.
  4. «Часы». Ребёнок улыбается, показывает зубы, высовывает язычок и поворачивает его вправо, удерживая под счёт до 5, потом поворачивает в левую сторону. Мама в этот момент может произносить «тик-так».
  5. «Качели». Малыш улыбается, открывает рот, кладёт язычок за нижние зубки и удерживается до 5, потом поднимает язычок кверху и также держится до 5. Затем положение язычка меняется на счёт 2.

Артикуляционная гимнастика не должна превратиться для ребёнка в ежедневную пытку, поэтому проводить её следует максимально эмоционально, в развлекательной форме

Обязательно повторяйте и закрепляйте ранее пройденные упражнения, следуя важному правилу – из вновь вводимых игр лишь одна должна быть новой. Артикуляцию можно считать усвоенной, если малыш произносит звук без ошибок, автоматически, то есть не нужен контроль родителей

Комплекс упражнений для губ

Целью комплекса задания для работы с губами является расслабление мышц, нормализация тонуса кончика и тела язычка. Упражнение помогают развить дикцию, поэтому подходят для коррекции всех форм дизартрии, в том числе и стертой. С детьми до 7 лет рекомендуем заниматься в игровой форме.

Ребенок улыбается, растягивает мышцы губ максимально, но не размыкает их. Зубы не видны.

Губы складывают дудочкой и вытягиваются вперед. Дошкольник должен почувствовать натяжение мышц около рта.

Рот растягивается в широкой улыбке, зубы сжаты в правильном прикусе. Челюсть хорошо видна из-за губ.

Бублик

Упражнение похоже на задание Трубочка, но губы не нужно вытягивать длинно. Ребенок складывает их округло, так, чтобы были видны зубки и слегка выставляет губы вперед.

Предложите ребенку медленно чередовать несколько поз, задерживаясь на выполнении одного упражнения на 15 секунд. Комплекс повторите 5-7 раз подряд.

Упражнение выполняйте ритмично, четко, под счет педагога. Сначала ребенок растягивает губы в улыбке, не показывая зубы, затем складывает губки в трубочку и удерживает позу 15 секунд. После возвращается в улыбку. Комплекс повторите 5 раз.

Рыбки

Покажите дошкольнику видео, где рыбки «разговаривают» в воде. Он должен повторить их движения губами: хлопать друг об друга и ничего не произносить. Упражнение на начальном этапе выполняется медленно, затем темп ускоряется.

Поцелуй

Ребенок сильно втягивает щеки внутрь, затем быстро открывает рот и щелкает языком, губами. Раздастся звук похожий на поцелуй. Это упражнение подходит для разминки перед комплексом задания по тренировке щек.

Дыхательная гимнастика

Выполняется после артикуляционной гимнастики. Рекомендуются следующие игровые логопедические упражнения для постановки звука Ш:

  1. «Футбол». Логопед кладет на горизонтальную поверхность ватный шарик, предлагает пациенту забить гол в импровизированные ворота струей воздуха. Но щеки раздувать нельзя, воздух выдувается только при участии сложенных трубой губ. Желательно, чтобы логопед держал ладонями щеки ребенка во время упражнения. Выдох должен быть таким, чтобы изо рта шел цельный ровный воздушный поток.
  2. «Бабочка» на цветке. Из цветного картона вырезаются бабочка и цветок, соединяются. Логопед просит пациента сдуть бабочку с цветка способом, аналогичным вышеприведенному.

Артикуляционные упражнения для звука [ш]

Для всей группы шипящих звуков именно является основой. Это базовый звук, и работа по постановке шипящих начинается со звука .

Если артикуляционный аппарат ребенка слаб, не имеет смысла начинать постановку звука. Малыш физически не может правильно его произносить. Сначала нужно укрепить язык, щеки и губы. Существует целый комплекс артикуляционных упражнений – для звука и не только, – которые нужно выполнять дома, чтобы развивать подвижность и упругость губ и языка.

  1. «Улыбочка». Рот закрыт, губы сомкнуты. Растягиваем губы в улыбку и фиксируем в этом положении.
  2. «Хоботок». Рот держим закрытым, губы вытягиваем в упругий хоботок, удерживаем.
  3. «Змейка». Слегка приоткрываем рот, высовываем острый, напряженный язычок – и быстро прячем.
  4. «Часики». Приоткрываем рот так, чтобы можно было просунуть язык. Уголки рта растягиваем в улыбочку. Язычок держим на весу и касаемся по очереди уголков рта, двигаем кончиком языка из стороны в сторону.
  5. «Качели». Приоткрываем рот, как в предыдущем упражнении, улыбаемся. Язык держим на весу и двигаем поочередно вверх и вниз.
  6. «Месим тесто». Высовываем язык, расслабляем его. Плоский язык кладем на нижнюю губу, верхняя губа лежит на языке. В таком положении произносим: «Пя-пя-пя».
  7. «Чистим зубки». Рот приоткрыт так, чтобы можно было просунуть язык. Уголки рта растягиваем в улыбку. Кончиком языка «чистим» зубы от одного уголка рта к другому. Сначала верхние зубки, в одну сторону и обратно, затем точно так же — нижние.
  8. «Чашечка». Улыбаемся, приоткрываем рот так, чтобы можно было просунуть язык. Плоский язык кладем на нижнюю губу. Края языка стараемся приподнять вверх, чтобы в языке получилось углубление («чашечка»).
  9. «Лошадка», или «Цоканье». Улыбаемся, приоткрываем рот, язык не высовываем. Кончик плоского язычка кладем на верхнее небо и цокаем.
  10. «Грибок». Широко открываем рот, плоский язык прижимаем к верхнему небу и удерживаем в таком состоянии столько, сколько получится.
  11. «Варенье». Приоткрываем рот так, чтобы можно было просунуть язык. Кончиком языка облизываем верхнюю губу, двигаясь сверху вниз. Представляем, что посередине губы осталось варенье и мы его слизываем.

Выполнять упражнения нужно каждый день. Ребенок должен стараться задерживаться по несколько секунд в каждом положении и удерживать мышцы в напряжении.

Требования к проведению гимнастики

Занятия на артикуляцию нужно проводить регулярно, поскольку лишь систематические тренировки приведут к устойчивому и видимому эффекту. Результативность упражнений зависит от соблюдения родителями нескольких важных условий:

сначала необходимо рассказать малышу о предстоящем занятии, затем продемонстрировать правильное выполнение, а уже потом непосредственно приступать к отработке;
перед малышом ставится зеркальце, чтобы он смог наблюдать за позицией своего язычка;
тренировку нужно проводить сидя, у детей прямая спинка, тело расслаблено;
ребёнок должен выдерживать правильную позицию языка и губ на протяжении установленного времени (обычно на счёт от 5 до 15);
принуждением родители ничего не добьются, тренировка проводится с максимальной эмоциональностью, в игровой форме;
важно отслеживать точность и плавность выполнения каждого отдельного упражнения.

Гармошка

Цель. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.

Методические указания.

1. Следить, чтобы, когда открывается рот, губы были неподвижны.

2. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счет от трех до десяти.

3. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

Ступеньки

Чередование «чашечка» на верхней губе , на верхних зубах, вверху за зубами

Цель. Удерживать язык в форме чашечки, развивать его подвижность. Укреплять мускулатуру языка. Вырабатывать умение менять положение языка, неразрушая «чашечки».

Описание. Улыбнуться, отрыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в каждом положении 3 — 5 секунд.

Методические указания.

1. Следить, чтобы двигался только язык, нижняя челюсть неподвижн.

2. Сохраняем «чашечку», плавно переводя язык из одной позиции в другую.

Комплекс упражнений для звуков Л, Ль

Для произношения этих звуков необходима правильная работа всех отделов артикуляционного аппарата:

  • губы улыбаются;
  • зубки смыкаются;
  • краешек язычка приподнимается до упора в верхние зубы, спинка прогибается, а корешок немного поднят;
  • из-за сомкнутых голосовых связок воздушный поток слабый, идёт лишь по боковым сторонам языка.

Чёткому произнесению звуков Л, Ль способствуют следующие упражнения, которые во многом совпадают с заданиями предыдущих артикуляционных комплексов:

  1. Повторите с ребёнком такие упражнения, как «Забор», «Трубка», «Забор-трубка», «Лопатка», «Наказываем непослушный язычок», «Сладкое варенье», «Чистим зубы», «Лошадка» по описанному выше алгоритму.
  2. «Пароходик». Ребёнок улыбается, зажимает краешек язычка между зубами, произносит протяжно «ы-ы-ы», однако слышится в этот момент «л».
  3. «Тихое щёлканье». Малыш улыбается, приоткрывает рот и щёлкает краешком язычка за верхними зубками. Только делать это нужно практически беззвучно.
  4. «Часы». Ребёнок улыбается, показывает зубы, высовывает язычок и поворачивает его вправо, удерживая под счёт до 5, потом поворачивает в левую сторону. Мама в этот момент может произносить «тик-так».
  5. «Качели». Малыш улыбается, открывает рот, кладёт язычок за нижние зубки и удерживается до 5, потом поднимает язычок кверху и также держится до 5. Затем положение язычка меняется на счёт 2.

Артикуляционная гимнастика не должна превратиться для ребёнка в ежедневную пытку, поэтому проводить её следует максимально эмоционально, в развлекательной форме

Обязательно повторяйте и закрепляйте ранее пройденные упражнения, следуя важному правилу – из вновь вводимых игр лишь одна должна быть новой. Артикуляцию можно считать усвоенной, если малыш произносит звук без ошибок, автоматически, то есть не нужен контроль родителей

3 этапа постановки звуков Ш и Ж

Постановка звука Ш поэтапно происходит в три действия. Сначала кратко охарактеризуем каждый этап. Более подробно разберем их ниже.

  1. Подготовка. Во-первых, тренируем верную артикуляцию для Ш. После, чтобы научить ребенка говорить шипящие, используем речевой комплекс.
  2. Постановка. Во-вторых, работаем над закреплением проговаривания Ш и Ж в словах. Ребенок воспроизводит шум дождя, шипение змеи, выход воздуха из пробитого колеса и т.д. Предлагаем ребенку повторить и запомнить скороговорки с шипящими звуками.
  3. Автоматизация. В-третьих, добиваемся механического произношения Ш.

Для этого предлагаем использовать следующие игры:

  • Игра-соревнование: дети играют со взрослым, по очереди называя все известные слова, начинающиеся на букву Ш или Ж.
  • Для второй игры берем книгу, в которой много картинок. Ребенок называет по картинкам все предметы, в которых есть Ш или Ж.
  • По аналогии с картинками, можно называть все встречающиеся предметы на улице, в которых есть буквы Ш или Ж.
  • Эта игра на слуховое восприятие. Взрослый называет разные слова, а ребенок повторяет те, в которых встречаются Ш и Ж.

Рассмотрим подробно каждый этап постановки шипящих согласных.

Когда надо обратиться к логопеду

Искажение и замена звуков у трехлетних детей не считается отклонением. Но если в 2 года у ребенка отсутствует речь, то стоит пойти на консультацию к специалисту. Только к 5 годам заканчивается формирование фонетического ряда. Постановка «Ш» происходит между третьим и пятым годами жизни.

Нарушение произношения «Ш» исправимо и часто устраняется сравнительно легко. Главное, чтобы занятия были регулярными и систематичными

Важно, чтобы сам маленький ученик имел желание исправить речь и правильно выговаривать «Ш»

Ребенок и родители должны проявить во время уроков терпение и настойчивость. Если результаты будут невелики, то стоит обратиться к логопеду. Специалист может поставить «Ш» от опорного звука с механической помощью, при помощи зонда или шпателя.

Упражнения для развития подвижности губ.

Упражнения выполняются ежедневно перед зеркалом, каждое – по 5 раз. Необходимое положение губ удерживается под счет от 1 до 5. В один день следует выполнять 5-7 упражнений.1.    Вытянуть сомкнутые губы вперед, вернуть в исходное положение.2.    Растянуть губы в улыбку (зубы сомкнуты), и. п.3.    Растянуть губы в улыбку (зубы приоткрыты), и. п.4.    Подтянуть верхнюю губу вверх (зубы сомкнуты), и. п.5.    Языком вытягивать верхнюю губу.6.    Удерживать губами трубочки разного диаметра, обхват их губами.7.    Втянуть губы внутрь рта, плотно прижимая их к зубам.8.    Прикусывать нижнюю губу верхними зубами.9.    Вращательные движения губами, вытянутыми хоботком.10.    Плотно сомкнуть губы, надуть щеки, перемещать воздух из одной щеки в другую.

Логопедические игры

Логопедические игры на звук «ш», как и любые развлекательные занятия при отработке трудных звуков, нравятся малышу. Они помогают не только весело провести время, но и сформировать у дошкольников правильное звукопроизношение, умение верно употреблять данный звук в речи. Также логопедические игры заинтересовывают детей в дальнейшей работе, что помогает существенно ускорить прогресс обучения.

Логопедическая игра на автоматизацию звука «ш»

Постановка звуков «ш» и ж» с помощью  развлекательных средств

Постановка шипящих звуков у детей, упражнения и другие развлекательные средства включают:

  • Игры,
  • Просмотр карточек со словами, в которых есть шипящие,
  • Произношение потешек, скороговорк, стихотворений.

Дополнительная информация

Важно, чтобы малыш был заинтересован и не переживал, что ему приходится что-то делать без желания. Поэтому стоит подобрать ребенку те игры и развлечения, которые конкретно ему будут по душе

Карточки можно приобрести либо в книжной лавке, либо нарисовать самому. Гораздо эффективнее это делать вместе с ребенком – это поможет одновременно прорабатывать произношение.

Игры:

  • «Закончи слово». Написать слова, в которых в конце есть буква «ш», и попросить малыша дописать букву, а затем проговорить слово целиком. Например, малы…, камы…, ду…
  • «Запомни – повтори». Написать ряд слов и попросить малыша повторить. Впоследствии порядок слов менять. Например, каша-лапша-душ-машина.
  • «Повтори, скажи свое». Ребенку предлагается повторить слово за взрослым, затем он говорит свое слово с буквой «ш», которое повторяет родитель. Игра тренирует не только произношение, но и память порядка сказанных слов. Например, взрослый говорит «шок», малыш повторяет и говорит «шок-машина», родитель далее произносит «шок-машина-тишина».
  • «Один-много». Произносится слово, затем из него составляется слово во множественном числе. Игра тренирует также грамматику. Например, мешок-мешки, шип-шипы, шишка-шишки.

Чтобы малыш научился правильно произносить трудные буквы, необходимо не только выполнять ежедневные тренировки и упражнения, но и следить за собственной речью. Создавая грамотные условия для проработки и автоматизации звуков, достаточно скоро можно помочь ребенку забыть о проблеме.

Постановка звука Ш механическим способом

Один из эффективных способов постановки звука Ш, при котором применяется логопедический зонд. Схема действий следующая:

  1. Ребенок произносит длинный звук С в высоком положении языка. Губы должны быть растянуты в улыбке так, чтобы виднелись резцы верхнего и нижнего ряда. Между зубами должно быть небольшое расстояние.
  2. При произношении С логопед погружает в рот пациента зонд, давит им на кончик языка. Старается продвинуть язык вглубь так, чтобы сформировался шипящий оттенок.
  3. Ребенок сжимает зонд зубами, не прекращая шипения.
  4. Специалист формирует трубку из губ ребенка, сжимая пальцами уголки рта. В результате получается четкий звук Ш.

Дальше маленький пациент может тренироваться самостоятельно перед зеркалом.

Постановка Ш и Ж с помощью картинок и игр

Дидактические игры помогут увлечь ребенка в процесс правильной артикуляции.

Звуковая дорожка

Нарисуйте на листе дорожку, приклейте предмет, который создает данный звук, например, жук. Ребёнок водит пальчиком по дорожке и произносит звук Ж.

Часы

На каждую цифру на часах наклейте изображение предмета с Ж или Ш. Ребёнок должен повторить слово столько раз, сколько показывает стрелка часов.

Жук летит к лепесткам

На каждый лепесток наклейте гласную, а сердцевина – звук Ж или Ш. Жук летает от центра к лепестку, а ребёнок произносит получившийся слог.

Найди дорожку для звука

Сделайте коллаж из картинок. Ребёнок должен составить дорожку из картинок, в которых есть Ш или Ж.

Игры увлекут ребёнка делать гимнастику для правильной работы речевого аппарата. А регулярность занятий позволит эффективно справиться с дефектами произношения. Ребёнок научится красиво и чисто произносить шипящие звуки, старания не пройдут даром!

Артикуляционные упражнения. Второй комплекс (для шипящих звуков т, ж, ч, щ).

Для произнесения шипящих звуков требуются сложные и тонкие движения языка: широкий передний край языка поднимается к передней части твердого нёба, при этом кончик языка образует щель с твердым нёбом (при ч — сначала смычку, а потом щель;; боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам; губы выдвигаются вперед и округляются; нижняя челюсть слегка опускается; воздушная струя идет посередине языка. Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения: Наказать непослушный язык, сделать язык широким, кто дальше загонит мяч? (см. ранее).

Упражнение «Приклей конфетку».
 Цель. Укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх.

Описание. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.

Методические указания.
1. Следить, чтобы работал только язык — нижняя челюсть должна быть неподвижна.
2. Рот открывать не шире чем на 1,5 — 2 см.
3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребенка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот).
4. Выполнять упражнение надо в медленном темпе.

Упражнение «Грибок»
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка — его ножку.)

Методические указания.
1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки.
2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно — ни одна половина не должна опускаться.
3. При повторении упражнения надо открывать рот шире.

Упражнение «Вкусное варенье».
 Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш.

Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху, вниз, но не из стороны в сторону.

Методические указания.
1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, на «падсаживала» язык наверх — она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем).
2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению

Упражнение «Наказать непослушный язык».
Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

Упражнение «Гармошка».
Цель. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку)

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.

Методические указания.
1. Следить, чтобы, когда открывается рот губы были неподвижны.
2. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счс: от трех до десяти.
3. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

Упражнение «Фокус».
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Методические указания.
1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.
3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

Постановка звука Ш поэтапно

При произношении каждого звука части артикуляционного аппарата принимают определенное положение. Если органы артикуляции в момент проговаривания ставятся неправильно, то получается искаженный звук.

Артикуляция звука Ш правильная, когда речевые органы располагаются следующим образом:

  1. Губы незначительно выдвинуты вперед, сложены в форме открытой трубы.
  2. Кончик языка поднимается к небу, но не упирается в него. Должна остаться щель.
  3. Язык чашеобразно выгибается, боковыми краями прижимается к внутренним сторонам верхних зубов.
  4. Голосовые связки остаются расслабленными. Воздушная струя свободно выходит изо рта.

Упражнения проводятся как у логопеда, так и дома. Но родителям, изучающим, как ребенку поставить звук Ш в домашних условиях, нужно учитывать, что занятия должны быть регулярными. Только так можно добиться быстрого положительного результата.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: