Ребенок не говорит в 3 года: когда бить тревогу и что делать?

Ребенок не говорит в 3 года: когда бить тревогу и что делать?

Книги Колесниковой: программа лечения детей 2 лет

Колесникова Елена Владимировна – это известный педагог. Колесникова выпустила множество книг по развитию дошкольников. Программа лечения детей рассчитана на особенностях возраста. Дети до 2 лет нуждаются в персональном подходе.

Упражнения и игры, которые описаны в книгах, не похожи на занятия. Это, скорее, смешные и потешные игры, которые ребенку интересны. Книги помогают предотвратить задержки речевого развития детей, а также устранить их на начальной стадии.

Колесникова – психолог и педагог с мировым именем и огромным стажем работы, ее книги пользуются популярностью среди родителей, которые имеют маленьких детей от 2 лет.

Когда речевые дефекты будут устранены, книги автора помогут развивать малыша дальше. Колесникова пишет пособия, которые будут сопровождать развитие детей до самой школы.

Норма – когда детей интересуют книги и живое общение, когда они стараются и активно изучают окружающий мир, когда они хорошо слышат и реагируют на резкие звуки вблизи, когда по ним заметно, что ребята развиваются. Если этого не происходит, нужна врачебная диагностика. Одновременно с врачебным лечением играйте с малышом в игры, проводите домашние занятия.

Малышам катастрофически не хватает «обнимашек» и поцелуев

Мои малыши, а я работаю в русской школе за рубежом, тоже подходят ко мне по нескольку раз, чтобы пообниматься. В конце каждого занятия я предлагаю всем желающим деткам подойти ко мне и пообниматься всем вместе. Они бегут наперегонки. Некоторые новые дети стесняются подойти сами, но, если я их зову, они с большим удовольствием тоже подходят для объятий. Такая куча мала у нас случается несколько раз за вечер. Это помогает детям ощутить себя в безопасности, пока нет рядом мамы.

Хотя вроде все дети любимые и обласканные родителями, но ласковых объятий, нежных прикосновений и поцелуев им катастрофически не хватает. Самые общительные и эмоциональные — это дети и взрослые со зрительным вектором. Но таких всего 5%. Для них эмоции и чувства — это вопрос жизни. А что же остальные? А остальным тоже нужно учиться создавать эмоциональные связи, так как без них не обойтись. Человек испытывает огромную радость, помогая другим, тем, кто нуждается. И к таким людям, помогающим, сопереживающим, окружающие относятся с симпатией. Человек просто окутан добротой окружающих. В таких условиях общение с людьми доставляет неимоверное удовольствие.

Хвалить, поддерживать или подбадривать нужно каждого малыша

Также не хватает многим похвалы и поддержки, особенно малышам — носителям анального вектора. Если они сделали что-то правильно, их обязательно надо похвалить. Когда я после занятия говорю всем «спасибо», что все молодцы, хорошо позанимались, дети начинают переспрашивать: «И я молодец?» Тогда начинаю перечислять всех по имени: «И Саша — молодец, и Миша — молодец!» Конечно, нужно хвалить за дело: за аккуратность, за активность на занятии и т. д.

Для ребенка очень важны уважение, доброе отношение и любовь. Дружеские похлопывания, нежные прикосновения, ласковая улыбка успокаивают малыша, радуют его.

Периодически взрослым можно быть как дети

При общении с детьми не боимся сами быть как дети — эмоциональными, радостными, смешными, веселыми, разными. Используем весь диапазон эмоций и чувств.

Мы как хотим, так и занимаемся! Порисовали — листочки измяли в комок и поиграли в снежки. Или изорвали и раскидали по комнате. Это весело! Это радостно! Это взрыв эмоций!! Это переключение внимания! Это волшебство!

Используем сказки, потешки, загадки, зарядки! Общение с ребенком требует непринужденности, естественности, спонтанности.

Эмоции — источник информации

Каждое чувство или эмоция, которые испытывает человек, помогают лучше понять свои нехватки, нужды и потребности. Первые зачатки эмоций появляются у ребенка уже вскоре после рождения.

Эмоции и предметная деятельность

На втором году жизни яркие эмоции: улыбка, радость, крики, громкий смех — связаны с предметной деятельностью. Интерес к предмету, но неумение применять его приводит и к негативным эмоциям: недовольство, злость, гнев.

Малыш проявляет свое позитивное отношение к игрушкам. Он может полюбить куклу, обнять, поцеловать ее, покормить, положить спать, а медвежонку спеть песенку.

Также карапуз может повторять действия, которые вызывают смех и привлекают внимание взрослых: гримасничать или принимать какую-нибудь смешную позу. Ждет аплодисментов и бурных эмоций

Как простые эмоции перерастают в сложные чувства

На третьем году эмоции связаны с игрой, которая становится эмоционально значимой для малыша. Кроме этого, он эмоционально переживает и чувствует, слушая музыку — веселую или грустную, нежную или энергичную (марш). Общаясь с окружающим миром, ребенок начинает различать красивое — некрасивое, доброе — злое.

Постепенно простые эмоции переходят в сложные чувства. Из чувства удивления появляется любознательность. В процессе развития у детей появляются такие новые сложные чувства, как эмпатия, сопереживание, тревоги, опасения, зависть, ревность.

Тесные эмоциональные контакты малыша с мамой помогают формированию его позитивных чувств. Связь мама-ребенок все еще не обрывается. До трех лет и даже дольше мама и малыш — одно целое.

Просто его жизненное пространство становится шире, так как ребенок получает свой опыт только в практической деятельности. Он уже может отойти от мамы за игрушкой, но постоянно держит её в поле зрения.

В детской игре прививать добрые чувства детям довольно просто

Если в раннем возрасте организовать процесс воспитания правильно, то такие чувства, как сочувствие, сопереживание, сострадание можно привить детям довольно просто. Конечно, это делается через игру. Можно использовать также занятия по рисованию, лепке, аппликации, на музыкальных занятиях. Мы угощаем кукол куличиками, слепленными из пластилина. Кормим птичку зернышками на нашем рисунке. Жалеем больную куклу на музыкальном занятии при прослушивании произведения Чайковского «Болезнь куклы».

Мы лечим и жалеем кукол и другие игрушки, играя в «доктора» — это самая любимая игра у всех малышей. Если кто-то из малышей злится и обижается, я говорю: «Васечка обиделся, он очень правильный, сделал что-то хорошо, постарался, а мамочке некогда, она его не похвалила. Давайте нашего Васечку похвалим». Малыш с анальным вектором тут же успокаивается. Я каждый раз с умилением смотрю, когда один малыш, которому нет еще и трех лет, успокаивает, жалеет другого плачущего малыша: «Мама придет, мама придет» — и гладит его по головке. Такой маленький, а уже чуткий.

Индивидуальные особенности детей в проявлении чувств

Самые чувствительные и любвеобильные — это дети со зрительным вектором. Они и любознательные, и артистичные, легко ранимые. Любят природу и животных. Но у них много страхов. Они всего боятся: темноты, высоты, сказочных героев, Бабы Яги.

Это они первые начинают угощать всех детей вкусняшками, дают поиграть со своей игрушкой, жалеют деток и животных. А другие дети уже повторяют за ними. Малыши с анальным вектором делятся с другими, чтобы быть хорошими, даже лучше всех. Но у них хорошо получается дружить, и они с радостью выполняют различные поручения.

А кожные детки, хотя им бывает жалко делиться чем-либо, могут устроить соревнование, чтобы сказать: «А я больше всех принес конфет!» Большой интерес у них вызывает что-либо новое, необычное. Умение делиться едой, сладостями, игрушками и умение сочувствовать другим, дружить — одни из важных приобретений детей раннего и дошкольного возраста.

Применение силы к ребенку родители должны исключить

Нужно исключить применение силы. Не заставляйте ребенка что-то сделать силой. Это приводит к протесту, слезам, сопротивлению. Увеличивать постоянно силу и давление на малыша не получится. Родители обязательно окажутся перед фактом, что совершенно не могут справиться с упрямством и негативизмом маленького протестанта. Когда ребенок требует чего-то запрещенного, нельзя позволять ему делать это. Но при этом спокойно, четко и понятно объяснить, почему вы запрещаете ему это. Иначе у ребенка может возникнуть привычка добиваться своего с помощью крика, истерик, падания на пол и т. д.

Малыш может решить, что главный в доме не родители, а он. Если ребенок еще плохо понимает слова, он хорошо реагирует на интонацию и взгляд мамы. Ласковый, поддерживающий взгляд успокаивает малыша, растворяет обиды, страхи и тревоги. Если вы дома, можно ребенку умыть лицо и ручки прохладной водичкой, включить спокойную музыку. Желательно составлять свой распорядок дня так, чтобы он соответствовал режиму дня и состоянию здоровья вашего ребенка.

Лечение задержки речевого развития в домашних условиях

Занятия для детей проводите в форме игры. Периодически консультируйтесь с врачом, чтобы убедиться в правильности своих действий. Обязательные занятия для детей 2 лет:

  • Упражнения — недопонималки. Вы при разговоре с ребенком делаете вид, что не понимаете, о чем он говорит. Сначала малыш попытается объяснить вам свои мысли с помощью жестов или плача. Позже он будет вынужден начать разговор;
  • Занятия гимнастикой. Артикуляционная гимнастика назначается врачом, а выполняете вы ее дома;
  • Занятия для развития внимания, упражнения с дыханием, упражнения на развитие мелкой моторики будут полезны для малыша.

Норма для детей 2 лет – быстрое восстановление речевых навыков. Если норма не наступает, то врач обязан сменить методы лечения.

Таким образом, развитие речи детей до 2 лет – очень важный фактор. Занимайтесь с ребенком, чтобы не допустить отставания, но если это произошло, не медлите с лечением. У вас есть все шансы быстро исправить этот недостаток.

Учимся дружить, делиться игрушками и сладостями

В нашей группе мы с детьми учимся дружить, делиться игрушками, сладостями. Дети легко это принимают. И даже жаловаться стали так: «А он не дружно играет» — значит, играет один, не принимает в игру другого ребенка.

А за столом мы все принесенные на полдник сладости кладем на общую тарелочку и угощаем друг друга. Родители рассказывают, что дети просят побольше печенья или конфет положить, чтобы всем деткам хватило.

И когда вновь пришедший ребенок ест свою еду один, дети с большим удивлением смотрят на него и говорят мне: «А он не делится». Я объясняю, что просто малыш не знает наших правил, в следующий раз поделится.

Уметь делиться пищей, сладостями, игрушками с детства — это очень важный психологический момент. Приобретая навык делиться с окружающими, ребенок начинает понимать, что есть гораздо большее удовольствие, чем одному играть игрушкой или самому съесть конфеты. Появляется чувство радости от дарения.

Развитое в детстве умение делиться пищей преобразуется во взрослой жизни в способность помогать окружающим не ради собственной выгоды, а потому, что человек приучен испытывать радость, помогая тем, кто нуждается и испытывает потребность помогать. (Как научить ребенка делиться игрушками и сладостями)

Русские сказки и хорошая детская литература помогают в воспитании добрых чувств

Добрые чувства воспитываются через русские сказки и хорошую детскую литературу. Используем при этом такие сказки, как «Репка», «Теремок», «Кот, петух и лиса». Все они про дружбу и совместный труд.

Но не все сказки подходят для этого. В сказке «Колобок», например, съедают Колобка. Некоторые дети, а у них есть зрительный вектор, представляют, что это их хотят съесть, и сильно пугаются. (Список правильной детской литературы)

Хотя все дети, которые приходят ко мне в группу, уже знают этот страшный конец. Но мы с ними придумали другой вариант. Колобок покатался-покатался по лесным тропинкам и вернулся к деду и бабушке и стал жить вместе с ними, как сыночек. Детям очень нравится такой конец.

Другая история еще интереснее. Мы с ними учили потешку «Сорока-белобока кашку варила, деток кормила: этому — дала, этому — дала, а этому — не дала (про мизинчик). Ты в лес не ходил, дрова не рубил, кашу не варил…». Дети всерьез запротестовали: «Этому тоже дала, он ведь еще маленький». Сейчас мы рассказываем эту потешку по-новому.

Лечение задержки развития речи

Если речь ребенка в 2 года не соответствует возрасту, а малыш нуждается в помощи, то нужна комплексная терапия. Занятия с логопедом не помогут избавиться от задержки в речевом развитии, если не закрепить их другими методами. Итак, лечение проблемы включает в себя:

  • Лечение лекарственными препаратами. Их назначает доктор, самостоятельно прибегать к методу нельзя;
  • Лечение процедурами, которые проводятся с помощью профессионального оборудования. Но такое лечение имеет недостаток: у него слишком много противопоказаний;
  • Занятия с детьми. Дефектолог играет в игры с детьми, использует специальные упражнения;
  • Логопедический массаж. Эта процедура включает воздействие на точки лица. Массаж способен запустить нервные окончания головного мозга;
  • Игры и упражнения. Эти занятия проводятся в домашней обстановке. Подходит заучивание скороговорок, пение песенок, чтение сказок и подражание звукам. Чтобы выбрать игры и упражнения для малыша, посоветуйтесь с врачом, который его наблюдает долгое время.

Лечение задержки речевого развития не обходится без родительского вмешательства, но и самолечением тоже не занимайтесь. Играйте с детьми в игры, делайте упражнения, но параллельно с этим состояние детей контролирует врач.

Эмоции и общение тесно связаны

Очень тесно с эмоциями связано и эмоциональное общение. Но навыки общения тоже не формируются сами собой от простого пребывания в детском коллективе. Малышей нужно учить общению. Это очень важный процесс.

Нужно, чтобы взрослые и дети постоянно что-то делали вместе: играли, работали, занимались, имели общие приключения.

Важно осознавать, что у людей сильно различается естественная норма общения и проявления чувств. Отличия могут быть во много раз, в зависимости от векторов

И все это варианты нормы.

Настоящее эмоциональное общение — это прежде всего интерес, любовь, уважение родителей, других взрослых к детям, стремление их понимать! А это дает ребенку ощущение защищенности и безопасности, как объясняет системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Нежные объятия и ласковые прикосновения нужны всем

Внимание, объятия и поцелуи нужны всем: и детям, и взрослым. Испанцы, например, постоянно обнимаются и целуются при встрече с родственниками, друзьями, знакомыми

У них такая традиция. Иногда наблюдала встречу двух компаний на улице. Пока все не расцелуются друг с другом, пока не пройдет несколько минут бурного эмоционального общения, пока еще раз все не перецелуются, их не обойдешь

Испанцы, например, постоянно обнимаются и целуются при встрече с родственниками, друзьями, знакомыми. У них такая традиция. Иногда наблюдала встречу двух компаний на улице. Пока все не расцелуются друг с другом, пока не пройдет несколько минут бурного эмоционального общения, пока еще раз все не перецелуются, их не обойдешь.

Немного о мультфильмах

Мультики – это фактор, который влияет отрицательно на речевое развитие человека. Часто родители считают, что мультики развивают мозговую деятельность детей, но это не так. Мозг маленьких детей не обучается с помощью цифровых технологий.

Поэтому мультики – плохой вариант развития малыша. Мультики – это развлечение, не полагайте на них большие надежды.

Эксперты считают, что мультики – это отсутствие общения между ребенком и взрослым. Малыш лишен возможности задать вопрос и сразу получить на него ответ. Он не слушает сказки, которые обсуждает с мамой или папой. Поэтому ограничивайте время, которое дано на мультики.

Если малыш любит мультики, то введите правила, которые он будет соблюдать во время просмотра:

  • Удобная поза, которая не вредит осанке и зрению;
  • Не более, чем 1 мультик в день;
  • Мультики с пропагандой добра;
  • Вы смотрите мультики вместе с малышом.

Чтобы привести речевое развитие в норму, применяйте специальные методики.

Причины задержки развития речи

Причины проблемы обозначают методики, с помощью которых эти причины устраняются. Различают такие причины задержки речевого развития: А Слабо развиты мышцы лица. Это выражается в том, что малыш не любит твердую еду, роняет ее, невнятно говорит и дышит с помощью рта. В этом случае помогут игры. Научите малыша надувать мыльные пузыри, дуть на перышко, свистеть, пить жидкость через узкую трубочку. Научите изображать звуки, которые издают животные или транспортные средства; Б Ребенок плохо усваивает из-за недостаточной внимательности

Чтобы избавиться от проблемы, читайте с малышом книги, разговаривайте с ним, обращайте внимание на окружающие предметы, шутите и заинтересовывайте малыша; В Малыш плохо слышит. С проблемами со слухом не помогут справиться игры и упражнения

Обратитесь к квалифицированному врачу, который проведет диагностику слуха с помощью качественного оборудования. Норма – когда малыш реагирует на хлопки в радиусе двух метров. Если он этого не слышит, есть повод для беспокойства.

Если вы обнаружили у крохи проблемы с речью, то не впадайте в панику. Разработаны специальные методики, направленные на помощь маленьким детям.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: