Лисина м.и. проблемы онтогенеза общения

Психологические потребности человека: психологические потребности — психологос

Развитие общения[править | править код]

Развитие общения от момента возникновения вплоть до школьного возраста происходит путём смены ведущей формы общения как совокупности черт, характеризующих коммуникативную деятельность.

Основными параметрами для выделения формы общения являются:

  • возраст, в котором данная форма становится ведущей, то есть обеспечивает развитие наиболее важных для этого этапа психических процессов;
  • место общения в системе деятельностей;
  • содержание потребности, которая удовлетворяется путём общения;
  • мотивы, побуждающие к общению;
  • средства общения, преобладающие на данной стадии.

Формы общения

Ситуативно-личностная.

Возраст — с момента возникновения общения до 6 месяцев.
Место — центральное место в жизни ребёнка, общение обеспечивает выживание и удовлетворение всех базовых потребностей.
Непосредственно общение удовлетворяет потребность ребёнка в доброжелательном отношении к нему.
Мотив общения — личностный (взрослый — объект познания, источник ласки и безусловной любви).
Средства — экспрессивно-мимические.

В ходе этого периода происходит развитие перцептивных функций, подготовка к овладению хватанием.

Ситуативно-деловая.

Возраст — 6 месяцев до 3 лет.
Место — общение как средство совместной предметной деятельности ребёнка со взрослым.
Остаётся потребность в доброжелательном внимании и добавляется потребность в сотрудничестве.
Мотив — деловой (взрослый необходим для организации и поддержания игры, помощник, образец действий с предметами).
Средства — предметно-действенные.

Внеситуативно-познавательная.

Возраст — 3 — 4 года.
Место — общение разворачивается в ходе познания ребёнком окружающего физического мира, в самостоятельной и совместной со взрослым деятельности.
К потребностям, побуждающим к общению на предыдущих двух стадиях, прибавляется потребность в уважении.
Мотив — познавательный (взрослый представляется как партнёр по обсуждению феноменов окружающего мира, источник знания).
Средства — речевые операции.

Возникает возможность получать от взрослого информацию не связанную с актуальной ситуацией (внеситуативные знания), что способствует развитию наглядных форм мышления

Внеситуативно-личностная.

Возраст — 5 — 6 лет.
Место — общение складывается из отдельных эпизодов и разворачивается в ходе ориентации ребёнка в социальном мире.
В спектре потребностей, побуждающих к общению, возникает потребность к сопереживанию и взаимопониманию.
Мотив — личностный (взрослый выступает как источник социально-нравственных норм, умений и знаний).
Средства — речевые операции.

За счёт этой формы общения ребёнок усваивает ценности, формируется готовность ребёнка к школе в мотивационной, интеллектуальной и коммуникативных направлениях. Новые формы общения обогащают имеющийся у ребенка репертуар, занимая приоритетное положение. Приоритетность форм общения, связанная с характером ведущей деятельности, которую они обслуживают, становится элементом специфики психологического возраста. Переход с одной формы общения на другую происходит из-за рассогласованности текущего уровня общего психического развития ребёнка и уровня развития его коммуникативной сферы.

Основные психологические потребности – selfdeterminationtheory.

Характеристика основных психологических потребностей

Вопрос о том, есть ли у нас набор основных психологических потребностей, удовлетворение которых служит питательным веществом для роста и психического здоровья, является интригующим. В повседневном языке термин «потребность» используется довольно расплывчато, тем самым ссылаясь на определенные желаемые качества или результаты. Дети могут сказать, что им нужна новая игра, или взрослые, что им нужен отдых, чтобы восстановиться после работы. Термин «потребность» в этих случаях обозначает наличие определенного желания или предпочтения, причем эти желания или предпочтения сильно различаются у разных людей. Тем не менее, когда потребность считается основной, можно рассматривать только ограниченный набор. Это связано с тем, что в рамках теории основных психологических потребностей, одной из шести мини-теорий теории самоопределения, термин «базовая психологическая потребность» определяется более конкретным и узким образом, то есть как психологическое питательное вещество, которое   необходимо для адаптации, целостности и роста людей (Ryan, 1995).

Таблица 1

Описание ключевых критериев базовой потребности в рамках теории базовых психологических потребностей (скопировано из Vansteenkiste, Ryan, & Soenens, 2020)

BPNT рассматривает как удовлетворение, так и фрустрацию психологических потребностей, при этом более сильное и угрожающее переживание, чем простое отсутствие его реализации (Vansteenkiste & Ryan, 2013). Автономия  относится к опыту воли и готовности. Когда человек удовлетворен, он испытывает чувство целостности, как если бы его действия, мысли и чувства были самоодобренными и подлинными. Когда человек расстроен, он испытывает чувство давления и часто конфликт, например, ощущение, что его толкают в нежелательном направлении. Связанность  обозначает ощущение тепла, привязанности и заботы, удовлетворение от общения с другими и ощущения значимости для них. Разочарование от связи может сопровождаться чувством социальной отчужденности, изоляции и одиночества. Компетентность касается опыта эффективности и мастерства.

С момента публикации важных работ Деси и Райана (2000) и Райана и Деси (2000) объем эмпирических исследований психологических потребностей вырос в геометрической прогрессии. Многочисленные исследования, некоторые из которых были обобщены в метаанализе (Ng et al., 2012; Slemp, Kern, Patrick, & Ryan, 2018; Van den Broeck, Ferris, Chang, & Rosen, 2016; Vasquez et al., 2016; Yu, Levesque-Bristol, & Maeda, 2018) убедительно показали, что эти три психологические потребности играют заметную роль в развитии, адаптации и благополучии в разных культурах, в то время как фрустрация потребностей представляет собой риск дезадаптации и сбоев в работе (Ryan, Vansteenkiste, & Deci, 2016).

Преимущества определения основных психологических потребностей

Формальное определение автономии, компетентности и связанности в качестве основных психологических потребностей дает три преимущества.

Во-вторых, эта лаконичная структура позволяет изучать широкий и очень разнообразный набор явлений в разные периоды развития, культуры и личностные различия. В рамках SDT эти потребности помогают связать различные явления, которые изучаются в разных мини-теориях, включая развитие и поддержание внутренней мотивации (теория когнитивной оценки), постепенное одобрение предлагаемых извне правил, норм и установок (теория органической интеграции). , изучение личностных различий (теория причинно-следственной ориентации), жизненных устремлений (теория содержания цели) и здоровых и зрелых отношений (теория мотивации отношений).

В-третьих, введение этих психологических потребностей имеет большое практическое значение, поскольку опыт, основанный на потребностях, является ключевым для понимания роли контекстуальных влияний на мотивацию людей, вовлеченность и приспособление в различных сферах жизни. Сегодня было собрано значительное количество корреляционных и экспериментальных данных, которые показывают, что различные контекстуальные влияния служат путями к основным психологическим потребностям и последующей мотивации, вовлеченности и благополучию (например, Aelterman et al., 2019).). Кроме того, были разработаны и опробованы различные вмешательства, тем самым либо обучая агентов социализации (например, учителей; Рив, XX), чтобы они стали более умелыми в выполнении поддерживающих нужд практик, либо внося более существенные и структурные изменения в более широкий контекст (например, школьные культуры; Assor et al.

Психосоматические расстройства

При психосоматических расстройствах эмоциональные факторы играют ключевую роль в влиянии на связанные с ними физические состояния. Их проявления могут быть разнообразными и варьировать от функциональных нарушений до заболеваний органов и систем организма. К таким расстройствам относятся, например, язвенная болезнь желудка, астма, гипертония, артрит, панические атаки и многие другие.

Психосоматические расстройства часто возникают под влиянием различных стрессовых ситуаций, эмоциональных нагрузок, травматических событий или психических конфликтов. Они свидетельствуют о тесной взаимосвязи психического и физического состояний человека и являются предметом изучения психологии и медицины.

  • Причины психосоматических расстройств:
    • Чрезмерные стрессовые воздействия
    • Травматические события
    • Психические конфликты
    • Эмоциональная нагрузка
    • Неблагоприятные условия жизни
  1. Основные виды психосоматических расстройств:
    1. Язвенная болезнь желудка
    2. Астма
    3. Гипертония
    4. Артрит
    5. Панические атаки

Понимание психосоматических расстройств позволяет лучше понять взаимосвязь между психикой и физическими проявлениями человека, а также помогает разрабатывать методики лечения и профилактики этих расстройств. Это одна из важных проблем, которые активно исследуются психологами, психиатрами и медиками.

Взаимосвязь психических и физических симптомов

Человеческое тело и психика тесно связаны, и изменения в одной сфере могут привести к изменениям в другой. Например, психический стресс может привести к физическим проявлениям, таким как боли в желудке или головной боли. С другой стороны, физические заболевания могут влиять на психическое состояние человека, вызывая депрессию или тревогу.

Также взаимосвязь психических и физических симптомов может проявляться в форме соматизации, когда психические состояния отражаются на физическом уровне. Например, при депрессии человек может испытывать боли в различных частях тела, не имеющие явной физической причины.

Исследование этой взаимосвязи позволяет понять, как психические и физические факторы взаимодействуют друг с другом и как они могут влиять на здоровье человека. Это помогает разработать методы лечения и профилактики, основанные на комплексном подходе к психическому и физическому благополучию.

Роль эмоций и стресса в возникновении психосоматических расстройств

Эмоции являются неотъемлемой частью человеческой психики и играют важную роль в нашей жизни. Они могут возникать под влиянием различных ситуаций и событий, а также влиять на наше поведение и физическое состояние. Отрицательные эмоции, такие как стресс, тревога или гнев, могут иметь негативное воздействие на наше телесное здоровье и вызывать психосоматические симптомы.

Стресс, в свою очередь, является реакцией на различные физические и психологические нагрузки. Постоянное воздействие стресса может привести к нарушениям работы органов и систем организма, что проявляется в виде различных психосоматических расстройств. Это могут быть боли в желудке или голове, проблемы с сердечно-сосудистой системой, а также другие симптомы, которые невозможно объяснить органическими причинами.

Немаловажную роль в возникновении психосоматических расстройств играет также переживание эмоций. Одни люди более склонны сдерживать свои эмоции, в то время как другие могут быть более эмоционально выразительными. Длительное подавление или неправильное выражение эмоций может стать источником стресса и привести к развитию психосоматических симптомов.

Для лечения психосоматических расстройств необходимо не только воздействовать на психическую сферу пациента, но и учитывать его физическое состояние

Важно помочь человеку осознать и контролировать свои эмоции, а также научиться эффективно справляться со стрессом. Для этого могут использоваться различные психотерапевтические методы, физические упражнения, релаксационные практики и другие подходы, направленные на достижение гармонии между психикой и телесным субстратом

Средства общения[править | править код]

Средствами общения являются операции, посредством которых человек воздействует на партнёра по общению.

Выделяют 3 основных категории средств, которые осваиваются поэтапно:

  • экспрессивно-мимические (мимика: взгляд, улыбка и другие выражения чувств на лице; выразительная жестикуляция; экспрессивные вокализации);
  • предметно-действенные (позы, локомоции, действия с предметами или их изображение в процессе совместной предметной деятельности ребёнка и взрослого);
  • речевые (необходимые условия для возникновения речи на втором году жизни: близкий эмоциональный контакт со взрослым до года, наличие совместной деятельности со взрослым на границе между первым и вторым годом и «голосовое» взаимодействие, при котором сочетаются словесные обращения взрослого и доречевые вокализации ребёнка).

Возникновение общения у ребёнка[править | править код]

Коммуникативная деятельность, как и любая другая, возникает на основе потребности и её опредмечивания. Потребность в общении в качестве жизненно необходимого процесса возникает у ребёнка не сразу при рождении. Об этом можно судить по внешним проявлениям.

В течение первых двух недель обращение взрослого не вызывает никакой реакции ребёнка (только сосредоточение в момент кормления). С третьей недели в присутствии взрослого у ребёнка наблюдается ориентировочно-исследовательская активность. На четвёртой неделе присутствуют ответная улыбка и позже улыбка по собственной инициативе. На втором месяце у ребёнка формируется некоторый комплекс поведенческих проявлений («Комплекс оживления»), свидетельствующий о возникновении у него потребности в общении со взрослым

При этом поэтапно возникают следующие особенности: 1) внимание ребёнка при общении направлено на взрослого, 2) ребёнок проявляет эмоции по отношению ко взрослому, 3) сам проявляет инициативу и привлекает внимание взрослого, 4) способен улавливать отношение взрослого и воспринимает его как оценку.. Таким образом, целью общения становится познание себя через другого.

Потребность в общении возникает в результате опережающей инициативы взрослого, который с первых дней жизни воспринимает ребёнка как любимого человека, как личность, владеющую сознанием. Ребёнок открывает для себя свойства субъектности, личностности — своей и взрослого — с возникновением потребности в общении и в результате общения.
Потребность в общении со сверстниками формируется ближе к третьему году жизни.

Примечания[править | править код]

  1. . Дата обращения: 15 декабря 2018.
  2. ↑ Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения/Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М. : Педагогика, 1986. — С. 9, 14, 23, 30, 79-80.
  3. Андреева Г. М. Социальная психология : учебник для студентов факультетов психологии университетов / Г. М. Андреева. — Москва : Издательcтво Московского университета, 1980. — С. 95.
  4. Смирнова Е. О. Концепция генезиса общения М. И. Лисиной / Е. О. Лисина // Теоретическая и экспериментальная психология. — 2009. — Т.2, № 2. — С. 35.
  5. Мишина Е. В. Анализ ситуации психологического консультирования с точки зрения категории «общения» / Е. В. Мишина // Теоретическая и экспериментальная психология. — 2009. — Т.2, № 2. — С. 88.
  6. Мещерякова С. Ю. Психология младенчества с позиции концепции М. И. Лисиной / С. Ю. Мещерякова // Теоретическая и экспериментальная психология. — 2009. — Т.2, № 2. — С. 44.
  7. Карабанов О. А. Возрастная психология. Лекции. — М.: МГУ имени М. В. Ломоносова, 2011. — С. 160.
  8. Обухова Л. Ф., Павлова М. К. Концепция М. И. Лисиной и современная психология: перекличка идей / Л. Ф. Обухова, М. К. Павлова // Культурно-историческая психология — 2009. — № 2. — С. 120.
  9. Смирнова Е. О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: Методическое пособие для практических психологов / — Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, Т. В. Ермолова, С. Ю. Мещерякова. 2-е изд. испр. и доп
    .— СПб.: «Детство-пресс», 2005. — С. 32.
  10. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения / Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М. : Педагогика, 1986. — С. 9, 14, 23, 30, 79-80.
  11. Смирнова Е. О. Значение концепции общения М. И. Лисиной для отечественной психологии // Вопросы психологии. — 1999. — № 4. — С. 87—92.
  12. Ермолова Т. В. М. И. Лисина и современная детская психологи / Т. В. Ермолова // Вопросы психологии. — 1999. — № 4. — С. 112—114.

Характеристика общения[править | править код]

Определение

В своих трудах М. И. Лисина определяет общение как «взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата»

Важно, что в общении принимают участие обе стороны, оба участника являются субъектами. В процессе общения люди обращаются друг к другу в расчёте получить ответ, так что, если ребёнок слушает взрослого, проявляет интерес, смотрит в глаза, можно быть уверенными, что происходит общение

Общение рассматривают как одну из сторон совместной деятельности или собственно коммуникативную деятельность.

Структура коммуникативной деятельности

  • Предмет — другой человек.
  • Потребность в общении возникает в связи со стремлением ребёнка познать себя через познание других.
  • Коммуникативные мотивы отражают то, ради чего совершается общение.
  • Действия общения (отдельные акты) разделяют на инициативные и ответные.
  • Задачей общения является цель, достижение которой преследуется с помощью конкретного коммуникативного акта.
  • Средства — операции, служащие для осуществления общения.

Функции общения

  • построение коллективной деятельности с целью достижения наибольшей её эффективности;
  • установление межличностных отношений, в которых осуществляется формирование личности;
  • межличностное познание.

Психологические потребности — Психологос

01 октября 2022 г., 21:43

Потребность в принятии

Если у нас есть значимые нам люди, нам не хочется быть для них — чужим. Нам хочется — принятия. Если человек чужой для всех, обычному человеку от этого плохо, и его желание быть для кого-то своим называют — потребностью в принятии. Впрочем, желание быть своим (потребность в принятии) нередко подталкивает людей к некритичному усвоению ненужных, неперспективных, а то и прямо антиобщественных норм, к ошибочному поведению.

Потребности

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.

Физиологические и психологические потребности

Психологические потребности — потребности, не сводимые к телесным, но не дотягивающие до уровня духовных. К психологическим потребностям обычно относят потребность в общении, аффилиации, принятии и многие другие.

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Потребность

Потребность в психологии описывается с трех сторон: как объективное положение дел, как субъективное ощущение и как динамическое состояние. Потребность как объективка — объективное положение нужды или недостатка чего-либо, необходимого для нормального функционирования живой системы. «Рядом со мной нет того, что нужно. У организации потребность в дополнительных помещениях. России нужна национальная идея. Организму требуется вода».

8Подробнее

01 окт. 2022 г.

Потребность в общении

Людям общаться хочется.

3Подробнее

01 окт. 2022 г.

Потребность в общении (Лисина)

Изучение потребностей — одна из труднейших проблем психологии, потому что увидеть их непосредственно нельзя и судить об их наличии у человека, об уровне их развития и особенностях содержания приходится на основании косвенных данных. Большинство психологов утверждают, что у человека существует особая потребность в общении. Но природу этой потребности они либо не определяют, либо формулируют тавтологически, как «стремление к общению», «желание быть вместе». При этом остается невыясненным, почему люди стремятся друг к другу и зачем им нужно быть вместе.

0Подробнее

Новые статьи:

  • Некоторые люди имеют устойчивую склонность к агрессивному поведению? – Берковиц
  • А чего он говорит, что я люблю его больше?
  • Смольный институт благородных девиц как кузница женского счастья
  • Для влюбленных в саморазвитие – скидки 14%
  • Семь нот счастья. Офицеры

Популярные статьи:

  • Читаем стихи, тренируем интонации
  • Интерактивная игра «Дорогой, давай поженимся!»
  • Как воспитать достойного человека. Опыт А.С. Макаренко
  • Читаем стихи, тренируем интонации: «Песнь о мудрой жене»
  • Дорога к морю

Хиты недели:

  • Читаем стихи, тренируем интонации
  • Дневник эмоций
  • Лучшие мультики. Дерево статей
  • Семья МЫ
  • Повышатели настроения

Критика[править | править код]

Концепция М. И. Лисиной имеет большое значение для развития отечественной психологии и становится предметом научных дискуссий.
Одним из предметов дискуссии стало высказывание об общении как деятельности. Д. Б. Эльконин высказал предположение о том, что предмет исследования М. И. Лисиной было вовсе не общение как деятельность, а «состояние любви» как фундаментальная составляющая общения. А также он подчёркивает, что в коммуникативной деятельности происходит не пользование готовыми структурами, а ориентировочная активность, направленная на опробование и преобразование человека.

В. И. Слободчиков подчёркивал ограниченность понимания общения, принятого в данной концепции, так как не было проработано понятие «связи» между ребёнком и взрослым, которая устанавливается путём общения..

Роль общения в психическом развитии[править | править код]

Развитие ребёнка, согласно культурно-исторической концепции Л. С. Выготского, происходит путём усвоения социокультурного опыта. Носителем этого обобщённого опыта является взрослый, следовательно, общение с ним — неотъемлемая часть процесса развития ребёнка.
Тому можно привести следующие доказательства:

  1. случаи диких детей (так называемых детей «Маугли»): существование маленького ребёнка вне человеческого общества делает невозможным его становление в качестве представителя человеческого рода (влечёт за собой изменение пути психического развития);
  2. феномен госпитализма и его последствия: пребывание маленького ребёнка в больничных условиях или в детском доме в отсутствии близкого взрослого приводит к нарушению развития;
  3. эффект специально организованного опитимизирующего воздействия (демонстрация влияния общения на развитие путём формирующего эксперимента).

Эксперимент состоял в выявлении влияния интенсификации общения взрослого с детьми в возрасте от 2 до 4 мес. на ускорение процесса их развития. Экспериментатор общался с детьми: ласкал их, разговаривал, поглаживал и т. д. на 7 — 8 мин больше, чем это делали с детьми из контрольной группы. В результате эксперимента были получены значимые различия в пользу детей, подвергавшихся экспериментальному воздействию, по следующим показателям:

  • длительность занятий с игрушками;
  • разнообразие действий;
  • радость и удовольствие от манипуляций с игрушками;
  • исследовательская активность;
  • большинство сложных действий по сравнению с простыми.

На более поздних стадиях развития влияние общения наблюдается в сферах любознательности, эмоциональных переживаний, формировании привязанности, овладения речью.
Таким образом, взрослый для младенца является необходимым источником всевозможных стимуляций: зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных, эмоциональных, а также транслятором опыта, и источником истинно человеческих задач (таких как, например, научиться говорить), которые побуждают ребёнка к развитию.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: