Твердые согласные
Вопрос о том, является ли буква «ц» мягкой или твердой в русском языке решен однозначно: буквы «ж», «ш» и «ц» могут быть только твердыми.
Влияние соседствующих с ними гласных букв не имеет значения: птица , царь , цель . В словах на букву «ц» звук остается твердым и при сочетании с гласными, являющимися «смягчителями» для согласных, имеющих «мягкую» пару: я, е, е, ю, и.
В отношение буквы «и», составляющей слог с буквой «ц», находящийся в составе корня слова, существует правило, которое гласит, что, несмотря на то, что в данном случае слышится вместо «и» звук , пишется такой слог как «ци»: бацилла, акционер, гиацинт, цирк.
Однако из этого правила существуют исключения, о которых речь пойдет ниже.
Как поставить звук
Поставить правильный звук вы можете самостоятельно дома, в логопедии имеются разные способы постановки. Но прежде чем вы или логопед начнете работу над коррекцией, ребенок должен правильно произносить С и Т. Если один из этих звуков малыш говорит неправильно, то необходимо исправить их произношение, а потом приступать к постановке Ц.
Упражнения:
- По звукоподражанию. Ребенок произносит сочетание ТС, постепенно ускоряя темп, получается Ц.
- Использование опорного звука. Вы можете выбрать для постановки С или Т. Во время произнесения Т или С, взрослый просит отодвинуть язык немного подальше от зубов. Постепенно ребенок сможет произносить правильный звук.
- Механический подход. Для этого понадобится шпатель или зонд. Если опора будет на Т, то инструментом кончик язык заведите за нижние зубы. Если опора на С, кончик языка вдавите вглубь рта. У вас должен получиться Ц.
- От обратного слога − АТС. Ребенок должен произносить его на одном выдохе. Получается четкий Ц.
- Если у ребенка межзубный сигматизм, попросите его прикусить ватную палочку, а ее кончиком аккуратно продвигайте язык дальше вглубь, несильно нажимая на спинку. Попросите его произнести ТС, и у вас получится нечеткий Ц. Постепенно при произношении он научится говорить его без механической помощи.
Если вы используете способ постановки от опорного звука, то у Ц может быть небольшой призвук Ч. Когда ребенок выучит артикуляцию, то свистящий будет четким. Если нет больших отклонений в работе артикуляционного аппарата, то с помощью звукоподражания и обратного слога вы сможете быстро поставить нужный звук. Сколько вам понадобится занятий по постановке, будет зависеть от речевого нарушения и индивидуальных особенностей ребенка. Переходить на этап автоматизации звука вы сможете после того как малыш станет произносить изолированный звук четко.
Особые случаи
Для полного изучения вопроса: является ли буква «ц» мягкой или твердой, следует обратиться к ее правописанию с гласной «ы».
Слог «цы» пишется в особых случаях, к которым относятся:
- слова: цыган, цыпленок, цыц, мцыри и относящиеся к ним однокоренные;
- притяжательные прилагательные, имеющие в своем составе суффикс «ын», стоящий после корня, оканчивающегося на «ц»: лисицын, курицын. На фамилии это правило не распространяется: Вицын, Станицын, Ельцин;
- имена прилагательные, имеющие окончание «ый», следующее за основой, завершающейся буквой «ц»: круглолицый, бледнолицый;
- имена существительные, после основы которых, оканчивающейся на букву «ц», находится окончание «ы»: месяцы, перцы, святцы;
- фамилии украинской этимологии: Цыбин, Цыбулько;
- имена собственные иностранного происхождения: Цынь, Ван Цы;
- производные формы глагола несовершенного вида «сцать»: сцышь, сцыт.
За исключением вышеперечисленных пунктов, в сочетании с буквой «ц» пишется гласная буква «и».
Упражнения
Перед тем, как научиться правильно произносить звук «Ц» на логопедических занятиях учат дыханию. Гимнастика особенно необходима при носовом дефекте.
Дыхательная разминка – игровое занятие «Бабочка».
Предметы: бумажные бабочки 2-3 шт. Их можно вырезать из бумаги или купить готовые. К каждой крепим ниточку и вешаем перед лицом малыша.
Действия: предложите ребенку подуть на бабочек, как можно сильнее. Они должны разлетаться в разные стороны. Следите, чтобы вдохи были медленными, а выдохи взрывными и прерывистыми. Перед занятиями можно проговаривать стишки, поговорки, петь песенки:
Лети, лети бабочка
Высоко на небо
Там твои детки –
На осиновой ветке.
Игру повторяйте 2-5 раз. Следите, чтобы ребенку не наскучило. Для старшей группы малышей подбирают занятия по сложнее. Например, сдуть ватку или кусочек салфетки с кончика носа. Дыханием стараться, чтобы предмет как можно дольше не касался земли.
Артикуляционные упражнения
Специалисты используют такие занятия в подготовительных группах. Изначально детям нужно тренировать речевой аппарат.
Не пропустите: Какие упражнения для постановки звука Д и Дь
Гимнастика для губ:
- Губы растягиваем в улыбке. Они находятся в напряжении.
- Зубы смыкаем.
- Прикус естественный.
- Передние и верхние резцы не выдвигаем вперед.
- Удерживать положение 10-15 секунд. Разминку повторять до 5 раз перед зеркалом.
Гимнастика для языка:
Месим тесто (вырабатывается умение правильно удерживать язык). Улыбаемся и открываем ротовую полость, как можно шире. Речевой орган кладем на нижнюю губу. Начинаем говорить ля-ля-ля-ля при этом шлепаем губами по спокойному язычку. Воздушная струя должна выходить постепенно. Чтобы контролировать процесс дыхания, используйте кусочек ватки. Поднесите его к ротовой полости малыша. Задание выполнено правильно, если вата немного отклоняется. Длительность занятия 15-20 секунд по 2-3 подхода.
Качели (укрепление мышц). Открываем рот. Губы улыбаются. Широкий язык тянется вверх. Стараемся достать до кончика носа. Затем опускаем речевой орган вниз. Достаем до подбородка. После язычком тянемся к верхней губе. Потом достаем до нижней. Также по очереди делаем с зубами. Затем прячем язык внутрь и касаемся альвеол вверху и внизу. Отдыхаем 15 секунд
Важно следить, чтобы во время проведения гимнастики речевой орган оставался широким.
Катушка (отработка навыка приподнимать боковые стороны языка). Открываем ротовую полость
Губы держим улыбающимися. Делаем упор кончиком органа в передние центральные резцы. Боковыми сторонами касаемся верхних коренных зубов. Выкатываем тело язычка вперед, а затем назад в ротовую полость. Важно, чтобы кончик органа был широким и не высовывался за зубы. Артикуляционный аппарат неподвижен. Выполняем 2-3 раза с перерывом 20 секунд.
Как поставить звук механическим способом
Речевое развитие может осуществляться и механическим путем. В данной ситуации рекомендуется активно использовать специальные простые упражнения:
«Изобразить» на лице широкую улыбку, язык при этом находится в межзубном положении
Важное условие – не касаться им верхнего ряда зубов. Через некоторое время мышцы рта расслабляются, затем упражнение снова повторяется.
Следующим шагом станет дуновение на кончик языка, который должен быть высунутым из ротовой полости. Чтобы почувствовать воздушную струю, следует подставить к губам ладонь.
Пока ребенок будет выдувать воздух, необходимо надавить на язык зубочисткой
Это поможет сформировать желобок, через который направляется струя воздуха.
На следующем этапе челюсти смыкаются, но зубочистка между ними остается. Она помогает зафиксировать язык в нужном положении. Прохождение воздушной струи спровоцирует свист.
Во время воспроизведения свистящего звука необходимо нажимать зубочисткой на разные участки языка, выявляя, в каком положении «с» будет звучать правильно.
После того как ребенку удастся произнести нужный звук, упражнение выполняется без использования зубочистки.
Чтобы почувствовать воздушную струю, следует подставить к губам ладонь.
Пока ребенок будет выдувать воздух, необходимо надавить на язык зубочисткой. Это поможет сформировать желобок, через который направляется струя воздуха.
На следующем этапе челюсти смыкаются, но зубочистка между ними остается. Она помогает зафиксировать язык в нужном положении. Прохождение воздушной струи спровоцирует свист.
Во время воспроизведения свистящего звука необходимо нажимать зубочисткой на разные участки языка, выявляя, в каком положении «с» будет звучать правильно.
После того как ребенку удастся произнести нужный звук, упражнение выполняется без использования зубочистки.
Продолжительность и советы по организации коррекционной работы
Продолжительность терапии зависит от речевого нарушения и того, как родители ответственно подходят к логопедическим занятиям. Их количество должно быть не менее 3-4 раз в неделю. Их продолжительность зависит от возраста ребенка. Обязательно используйте наглядный материал.
Ничего страшного, если в слогах и словах автоматизация займет больше времени. Часто закрепление в связной речи проходит быстрее, потому что ребенок освоил правильную артикуляцию. Но автоматизировать нужно только четкий звук без искажений.
Чтобы коррекционная работа была эффективной, вам может понадобиться помощь других специалистов, особенно, если у ребенка сложное речевое нарушение. Это дефектолог, невролог, потому что в этом случае нужно оказывать комплексное воздействие.
Подружимся со звуком С!
Если правильно выстроить работу артикуляционного аппарата, то при произнесении С губы должны растягиваться в улыбку, а зубы образовывать тоненькую щель. При этом кончик языка плотно придавлен к основанию нижних зубов, а сам язык выгнут, как спинка кошки. Чтобы звук «заработал», струя воздуха должна производиться сильная и узко-направленная.
Ребенок иногда ошибается. В чем, чаще всего, можно увидеть ошибки?
- Вместо С мы слышим другие звуки.
- Совсем исчезает звук С из слов.
- Произносится С, но звучит искаженно, например, мягко.
Когда вы убедились, что рот ребенка принял точную позицию для воспроизведения С, то начните с подражания перед зеркалом, как говорилось выше. Играйте со звуком С – например, сдувайте пылинки или пушинки. Замечательный метод, который можно использовать в данном упражнении – опорные звуки. Для С есть два опорных звука, которые нужно научиться говорить, чтобы произносить С: это И и Ф.
Как только С будет получаться у ребенка отдельно, то нужно переходить к словам и предложениям, а в последнем завершающем этапе, использовать скороговорки.
Важный штрих в работе над звуком
Чтобы окончательно поставить точку в работе над звуком, нужен еще очень важный штрих — способность контролировать свое умение правильно его произносить в спонтанной речи.
Когда нет рядом родителей, педагогов, которые подскажут и поправят. Когда хочется расслабиться и не думать о том, как надо. Когда находишься среди сверстников и за игрой обо всем забываешь.
Сегодня ваш малыш работает над произношением и учится свистеть, как комарик. А завтра он будет совершать открытия и покорять новые вершины. У него это обязательно получится, потому что он будет верить в себя и чувствовать вашу поддержку.
Автоматизация звука «Ц» в словах
Произносим слова, следим за правильным произношением звука «Ц».
Задание 1
- Пая́ц, матра́ц, клёцки, шприц, за́яц, го́рец, па́лец, пе́рец, та́нец, ра́нец, бра́тец, бе́женец, коло́дец, оте́ц, жнец, боре́ц, гоне́ц, мизи́нец.
- Бое́ц, коне́ц, жиле́ц, певе́ц, рубе́ц, глупе́ц, дворе́ц, удале́ц, огуре́ц, плове́ц, бегле́ц, кузне́ц, образе́ц, ледене́ц, молоде́ц, наконе́ц, продаве́ц.
Задание 2
- Овца́, ца́пля, пыльца́, мерца́ть, лицо́, яйцо́, кольцо́, крыльцо́, ружьецо́, цо́кать, деревцо́, пунцо́вый.
- Цып-цы́п, цыга́н, отцы́, бойцы́, жильцы́, концы́, пловцы́, певцы́, борцы́, огурцы́, дворцы́, гонцы́, молодцы́, кузнецы́, продавцы́, цирк, ци́нковый.
Задание 3
- Цех, цель, цепь, центр, це́пкий, це́лый, оце́нка, реце́пт, офице́р, заце́пка, яйца, у́лица, ме́льница, води́ца, певи́ца, тепли́ца, грани́ца.
- Больни́ца, пшени́ца, рукави́ца, колхо́зница, ку́рица, ко́льца, ка́шица, ко́жица, го́рница, пя́тница, у́мница, ко́нница, ку́зница, лу́ковица.
Задание 4
- О́вцы, за́йцы, у́лицы, больни́цы, па́льцы, лу́ковицы, пугови́цы, ме́льницы, но́жницы, рукави́цы, колхо́зницы, цыга́нка, цыплёнок, цинга́.
- Цили́ндр, ака́ция, авиа́ция, мили́ция, опера́ция, ле́кция, по́рция, пу́говица, цара́пина, ци́фра, ци́ркуль.
Продолжительность и советы по организации коррекционной работы
Продолжительность терапии зависит от речевого нарушения и того, как родители ответственно подходят к логопедическим занятиям. Их количество должно быть не менее 3-4 раз в неделю. Их продолжительность зависит от возраста ребенка. Обязательно используйте наглядный материал.
Ничего страшного, если в слогах и словах автоматизация займет больше времени. Часто закрепление в связной речи проходит быстрее, потому что ребенок освоил правильную артикуляцию. Но автоматизировать нужно только четкий звук без искажений.
Чтобы коррекционная работа была эффективной, вам может понадобиться помощь других специалистов, особенно, если у ребенка сложное речевое нарушение. Это дефектолог, невролог, потому что в этом случае нужно оказывать комплексное воздействие.
При артикуляции звука [ ц ]
Постановку звука ц начинаем только при условии хорошего произношения звуков с и т.
При произнесении звука.
- Кончик языка, как при произнесении звука с, упирается в передние нижние зубы. Язык приподнимаем и выгибаем «горка». Передняя часть спинки языка должна сомкнуться с нёбом (у альвеол). Язык широко распластан, боковые края напряжены. В момент выдоха переднюю часть спинки мгновенно размыкаем с нёбом. Кончик языка слегка отдёргиваем от нижних зубов, этим самым усиливаем толчок воздушной струи.
- Губы растягиваем в улыбке.
- Зубы при произнесении звука смыкаем или сближаем. При произнесении гласного звука в прямых слогах зубы размыкаются.
- Воздух выдыхаем толчком в момент размыкания языка с нёбом. На тыльной стороне ладони, поднесённой ко рту, ощущается холодный поток воздуха.
- Голосовые складки разомкнуты и не вибрируют, поэтому образуется глухой звук ц.
Звук ц твёрдый.
Звук ц образуется при слиянии звуков т и с.
При произнесении звука ц выдыхаемая струя воздуха является сильной с взрывным характером, как при произнесении звука т, а произнесение звука с придаёт аффрикате ц свистящий оттенок.
Хорошее произнесение звуков т и с в отдельности ещё не гарантирует быструю постановку звука ц по подражанию.
Подготовка
Данный этап является важным в процессе постановки всех звуков, не исключением является и звук .
Посредством развития фонематического восприятия ребенок учиться слышать, выделять данный звук в словах, а значит, он сможет использовать поставленный звук правильно, без ошибок.
Подготовка артикуляционного аппарата также является одной из целей подготовительного этапа. Для правильного произнесения звука ребенку нужно научиться управлять своим речевым аппаратом.
Тренировка речевого аппарата происходит при помощи специальных упражнений, которые нужно выполнять регулярно в течение нескольких недель.
В качестве упражнений можно использовать комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков.
Виды неправильного произношения звука
Дети часто пытаются заменить звук «Ц» другими согласными, произношение которых легче и не требует дополнительной работы мышц языка. Например, замена «Ц» на «С» (сыпленок, сып, сып, сып), на «Т» (тыпленок, тып,тып,тып), иногда на «Ф» и «Ч» (фыпленок, фып, фып, фып, чипленок, чип, чип, чип).
Сначала взрослый просит ребенка произнести контрольную фразу (у цыпленка Цыпа цепь), чтобы определить правильность произношения морфемы. Исходя из этого логопед определяет способ постановки звука. Если язык ребенка норовит выскочить изо рта при произношении «Ц», то речь идет о межзубном сигматизме.
Когда «Ц» в речи заменяют шипящими, это называется шипящим сигматизмом. В таком случае ставим звук «Ц» по подражанию с использованием зеркала.
Если «Ц» при произношении заменяется на букву «Ф», то у ребенка губно-зубной сигматизм. Справиться с этой проблемой поможет указательный палец, с помощью которого необходимо придерживать нижнюю губу во время произношения морфемы. Как только губная артикуляция придет в норму, подпорки можно убирать.
Начинаем с артикуляционной разминки!
Ребенок, который неправильно произносит один из свистящих, наверняка неправильно произносит и остальные из них, по аналогии с первым. Самой распространенной причиной неверного произношения этих звуков, является негибкость органов, что участвуют в его воспроизведении. Именно поэтому регулярность зарядок так важна. Подвижность не достигается одним занятием, а нарабатывается с каждым новым уроком. Перерывов в ежедневных упражнениях быть не должно.
Лучшее время – это утро. Для проведения занятия нужно всего три минуты времени перед завтраком. Всегда проводите обучение с детишками в форме игр. Для проведения артикуляционных разминок нужно знать несколько правил:
- Выполняйте не более 2-3 упражнений за раз, но при этом каждое упражнение повторяется многократно.
- Не вводите более одного нового упражнения за один раз, если есть трудности со старыми упражнениями, новое включать в процесс запрещено, пока не будет проработано старое.
- Зеркало – лучший помощник при работе над правильной артикуляцией. Все ваши движения и работа речевого аппарата малыша должна быть видна ребенку, чтобы он имел возможность сравнивать то, что видит у вас и у себя.
- Не любые упражнения – есть гимнастика! Ели вы пришли на тренировку и лениво помахали руками, у вас никогда не будет успехов. В работе с произношением так же: все упражнения должны быть проработаны качественно.
- Не браните малыша за те моменты, что у него не получается, тем более, не расстраивайтесь сами. Всё требует навыков. Хвалите ребенка за любое правильно выполненное движение.
Особенности артикуляции
В норме при произнесении Ц губы находятся в положении легкой улыбки, зубы видны. Они чуть сближены, между ними должна быть маленькая щель. Кончик языка нужно сделать широким и расположить в нижней полости рта. А его боковые края касаются верхних зубов.
Особенность артикуляции звука Ц − передняя часть языка на несколько секунд должна занимать положение как для произнесения Т. В таком положении вместе с альвеолами язык образует щель, на выдохе струя получается сильная холодная, как при произнесении С
Обратите внимание ребенка на особенность выдыхаемой струи: она не просто направленная, а толчкообразная. При произнесении этой фонемы человек выталкивает воздух
Голосовые связки разомкнуты, не работают, поэтому звук Ц − глухой согласный.
Вооружаемся методически!
Вот, что я нашла по нашей теме в «УчМаге»:
- «Звуки С, СЬ, З, ЗЬ, Ц. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет» – материал подан удобно, от простого к сложному, рассчитан на детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями;
- «Цепочки слов на свистящие звуки С, Сь, З, Зь, Ц. Настольные логопедические игры для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет» – домино для автоматизации и дифференциации свистящих звуков, отличная дидактическая игра;
- «Игры с парными карточками. Звуки С, З, Ц. Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет» – парные карточки с изображением одного предмета и нескольких таких же подойдут для работы со звуковой дорожкой или как самостоятельный дидактический материал;
- «Звуки «С», «З», «Ц», я вас различаю! Настольные логопедические игры-занятия для детей 5-7 лет» – интересный материал для работы с детками старшей и подготовительной группы;
- «Тетрадь-тренажер для автоматизации произношения и дифференциации звуков С и З, С’ и З’» – здесь предложены хорошие игровые задания и упражнения на автоматизацию и дифференциацию.
Артикуляционная гимнастика для звука [ц] в стихах
Неправильное произношение ребенком трудных звуков не является большой проблемой, ведь множество малышей проходят через это. Постановкой произношения звуков можно заниматься дома перед зеркалом, но прежде следует подготовить речевой аппарат с помощью артикуляционной гимнастики.
Артикуляционная гимнастика – это простой способ улучшить подвижность и силу органов артикуляции. Она отлично помогает тем малышам, у которых будто «каша во рту» из-за слабых мышц и языка. Каждое упражнение содержит небольшой стишок, благодаря которому гимнастика будет восприниматься ребенком как интересная игра.
Для начала занятий вам потребуется совсем немного:
- свободное время – 5-10 минут ежедневно;
- зеркало, напротив которого можно поставить стулья для вас и вашего ребенка;
- тетрадь или блокнот для записи всех упражнений со стишками;
- хорошее настроение и терпение.
Каждое из упражнений желательно повторять 2-3 раза подряд, смотря в зеркало. Перед началом каждого нового упражнения покажите малышу правильное выполнение. Читая стихотворения, заменяйте приведенные в них имена на имя вашего ребенка.
Упражнение №1. «Бегемотик».
Исходная позиция – широкая улыбка, сомкнутые зубы оголены. Ребенку читаются строчки:
Рот скорее открывай,
В бегемотика играй!
Рот широко открывается. Такое положение удерживается в течение пяти секунд. Рекомендуется считать до пяти вслух или загибать пальцы.
А теперь рот закрывай.
Бегемотик, отдыхай!
Рекомендуемое время отдыха между повторами – 10 секунд.
Упражнение №2. «Лягушка».
Исходное положение – расслабленные губы сомкнуты.
А давай-ка, как лягушка,
Улыбнешься ты до ушек!
Сомкнутые губы расходятся в широкой улыбке.
Растяни в улыбке губки,
Покажи мне свои зубки!
Улыбка оголяет зубы. Положение удерживается пять секунд.
Упражнение №3. «Слоник».
Исходное положение – губы растянуты в улыбке.
Вытягиваем губки,
И громко скажем «У»!
Покажем длинный хобот
Катюшеньки слону!
Произносится звук , губы вытягиваются в трубочку. Положение удерживается пять секунд.
Упражнение №4. «Футбол».
Исходное положение – рот широко открыт.
Я в смешной футбол играю,
Мяч в ворота забиваю!
Кончик языка дотрагивается поочередно до правой и левой щеки. Можно считать до десяти, дотрагиваясь до каждой щеки на один счет.
Упражнение №5. «Качели».
Исходное положение – рот широко открыт.
На качелях покатайся,
Выше неба поднимайся!
Полетишь ты вверх и вниз,
Ну-ка, Саша, не ленись!
Кончик языка дотрагивается поочередно до верхнего и нижнего ряда зубов на десять счетов.
Выполняя такую нехитрую и веселую гимнастику ежедневно, вы сможете заметить позитивные изменения в речи вашего ребенка уже через несколько занятий. Речевой аппарат малыша станет сильнее, что позволит ему легко произносить такие сложные буквы, как Ц.
Артикуляционная гимнастика
Чтобы поставить звук «Ц», необходимо уделить особое внимание специальной артикуляционной гимнастике. Упражнения будут более эффективными, если их выполнять перед зеркалом
Начинать занятия нужно с разминки языка и губ.
Можно предложить ребенку растянуть губы в улыбке несколько раз подряд и пошлепать языком по губам. Лучше начинать с легких упражнений и постепенно переходить к более сложным.
Упражнения для языка
- «Хомячок»: упираться языком по очереди в каждую щеку и задерживаться в таком положении на некоторое время.
- «Блины»: высунуть язык и в расслабленном состоянии расположить на верхней губе. Задержать язык в таком положении несколько секунд.
- «Красим забор»: раскрыть рот, губы слегка растянуть. Кончиком языка водить по внутренней стороне нижних резцов вверх, вниз, в разные стороны.
- «Горка»: выгнуть язык дугой вверх. Кончик языка должен упираться в нижние зубы.
- «Ем варенье»: при открытом положении рта вынуть язык и облизывать по очереди нижнюю и верхнюю губу. Упражнение следует выполнять, напрягая мышцы языка.
Упражнение в котором ребенок повторяет слова с буквой Ц за взрослым.
Для губ
- «Трубочка»: сложить губы в трубочку и в состоянии напряжения задержать их на несколько секунд. Повторять упражнение 5-10 раз.
- «Заборчик»: губы раздвинуть в стороны, обнажив зубы. Челюсти сжаты. В таком положении находиться от 5 до 10 секунд.
Для развития выдоха
- «Ветерок»: язык уложить горкой, чтобы его кончик упирался в нижние зубы. Пропустить воздушную струю вдоль языка.
- «Насос»: просунуть кончик языка между зубами, при этом резко разомкнуть их. Язык необходимо с силой вернуть за зубы и одновременно подать струю воздуха. При правильном выполнении упражнения слышится твердый звук «Т».
Постановка
Среди постановочных техник для звука наиболее эффективными являются:
Техника подражания
Ребенку объясняются особенности артикуляции звука и его отличия от , дается правильный речевой образец.
Техника механической постановки
Ручкой чайной ложечки, шпатылем или другим предметом язык отодвигается вглубь ротовой полости, ребенок при этом проговаривает звук , в итоге должен получиться
Узнайте, правильно ли ваш ребенок произносит звук , пройдите вместе с ним экспресс-тест.
Техника звукоподражания
Просим ребенка показать знак «тишина» (палец у рта) и сказать: «Тс!», затем звуки произносятся быстрее, пока не получиться .
Автоматизация
При получении изолированного звука нужно сразу же пытаться его автоматизировать. Автоматизацию проводите последовательно в соответствии со следующими этапами:
— слоги,
— слова,
— словосочетания,
— предложения.
При стойких заменах необходим дополнительный этап дифференциации. Для этого по предложенной выше последовательности отрабатываются слова со звуком и тем звуком, на который ребенок его заменяет, например: и или и .
Эффективности любой коррекционной работы значительно повышается при получении дополнительных консультаций. Ведь у ребенка, возможно, не просто отсутствует звук, а имеет место более сложное речевое расстройство и для его коррекции необходимо комплексная помощь всех специалистов.
Нарушения [Ц]
Все нарушения звука относятся к группе сигматизмов, а его замены к парасигматизмам. Среди причин данной формы сигматизма можно выделить физиологические, лежащие в основе работы организма ребенка:
— изменения в тонусе языка (высокий, низкий),
— аномалии в строении речевого аппарата (заячья губа, волчья пасть),
— нарушение прикуса.
Данные причины влияют на артикуляционную моторику и положение языка в ротовой полости, а ведь в основе звука лежит деятельность именно этого органа.
Обратите внимание, что если язык между зубов, то ребенок шепелявит, а скошен в бок хлюпает звук . К социальным причинам можно отнести:
К социальным причинам можно отнести:
— отсутствие правильного речевого образца происходит, когда родители начинают использовать в речи неправильные формы звука, используемые ребенком,
— подражание ребенком другим детям, которые говорят этот звук неправильно.
В любом случае нужно принимать меры, чтобы в дальнейшем избежать трудностей в школе.
Для определения правильности произношения звука можно пройти экспресс-тест «Виды нарушений ». Результаты теста носят рекомендательный характер, при этом если они вас все же обеспокоили, то следует обратиться к логопеду.
Основные ошибки
Работа, которую вы проводите с малышом по постановке проблемных звуков, весь интересная и увлекательная. Главное, при этом не давите на малыша и не кричите, если у него что-то не получается, тогда результат будет более продуктивным. Ведь целью данной гимнастики является выработка правильных движений, которые используются для произношения звуков.
Во время упражнений играйте, поддерживая интерес:
- сначала сами показывайте элемент гимнастики, потом повторяйте его вместе;
- тренируйтесь произносить звуки и проделывайте упражнения перед зеркалом;
- подходы к упражнениям должны быть короткими и не утомлять ребенка.
- внимательно следите за правильным положением языка ребенка во время тренировок или произношения.
Только так вы добьетесь желаемого результата. Иначе затруднения с артикуляцией «с», «з», «ц» останутся, и тогда придется обращаться за помощью к специалисту.
Продолжительность и советы по организации коррекционной работы
Продолжительность терапии зависит от речевого нарушения и того, как родители ответственно подходят к логопедическим занятиям. Их количество должно быть не менее 3-4 раз в неделю. Их продолжительность зависит от возраста ребенка. Обязательно используйте наглядный материал.
Ничего страшного, если в слогах и словах автоматизация займет больше времени. Часто закрепление в связной речи проходит быстрее, потому что ребенок освоил правильную артикуляцию. Но автоматизировать нужно только четкий звук без искажений.
Чтобы коррекционная работа была эффективной, вам может понадобиться помощь других специалистов, особенно, если у ребенка сложное речевое нарушение. Это дефектолог, невролог, потому что в этом случае нужно оказывать комплексное воздействие.
В славянских языках
В отличие от русского языка, где буква «ц» всегда твердая, вопрос парности буквы «ц» в других языках славян, в том числе, болгарском, белорусском или украинском решен иначе. Здесь буква «ц» может быть, как в «мягком», так и в «твердом» варианте. Мягкое произношение «ц» в словах «перец» или «птица» звучит как «перець» и «птиця». Фамилии украинского происхождения легко определить по тому же признаку: в них присутствует мягкая буква «ц», состоящая из звуков (Кацюба).
Сочетание двух мягких звуков все чаще трансформируется в один звук . Особенно это проявилось в белорусском и польском языках, где буква «ц» произносится как .
Что нужно делать на этапе дифференциации
На этапе дифференциации проводят коррекцию парасигматизмов. Логопед или родители предлагают задания для фонематических процессов. Взрослый должен произносить звуки четко, сильно выделять их голосом. Это связано с тем, что если ребенок неправильно произносил смешиваемый звук, то и слышал фонему искаженно.
Если ему сложно выделять на слух нужную фонему, предложите повторять ее за взрослым. Постепенно малыш научится выполнять задание на слух. Предлагайте найти фонему в слогах, словах
Обращайте внимание на артикуляцию, особенно если при выполнении упражнений будете опираться на проговаривание
Проводите работу над звуковым анализом слова. Объясните ребенку, где находится начало, середина и конец слова, какие звуки называют согласными и гласными. Обязательно дайте характеристику Ц, тренируйтесь определять место фонемы в слогах. Потом начинайте работать со словами.
Предложите ребенку распределить картинки на группы с определенными фонемами. Выбирайте вначале фонемы, которые совсем непохожи по акустическим и артикуляционным признакам. Потом, когда вы будете закреплять правильное произношение в словах, включите в занятия фонемы из одной группы (Ц и С).
Проводите коррекционную работу постепенно, не нужно нагружать малыша большим количеством информации. Именно поэтапность − важная составляющая успешных занятий.