Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе

Деятельность педагогов в процессе построения здоровьесберегающей среды

Процесс формирования здоровьесберегающей среды в ДОУ основан на постоянном взаимодействии всех структурных звеньев учебного заведения. Деятельность администрации направлена на организацию эффективной деятельности и обеспечение согласованности в процессе взаимодействия всех участников образовательного процесса. Создание максимально комфортных условий для занятий детей и воспитателей, а так же осуществление контроля и регулирование процесса.

Деятельность педагогов в ДОУ главным образом нацелена на овладение методикой формирования здорового образа жизни своих воспитанников через предмет обучения, реализацию принципов и технологий здоровьесбережения в процессе организации образовательной деятельности учащихся.

Формирование устойчивой здоровьесберегающей среды невозможно без активной деятельности обучающихся, их родителей и социальных партнеров – специалистов из научных и государственных учреждений, занимающихся проблемами здоровья детей и подростков. Несомненно, вектор их усилий в предлагаемой модели здоровьесберегающей среды возможен при повышении уровня здоровьесберегающей компетентности, овладение умениями и навыками здорового образа жизни, способами коррекции своего психолого-физиологического состояния, основами планирования индивидуального развития собственного здоровья.

Литература

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ в ред. от 05.05.2014 «Об образовании в Российской Федерации» с изм. и доп., вступ. в силу с 06.05.2014 // Российская газета, N 303, 31.12.2012
  2. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами – М.: Владос, 2013.
  3. Плетнева Е.Ю. Территориальная модель здоровье сберегающей деятельности в системе образования // Валеология. – 2010. – №1. – С. 5-8.

Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе в ДОУ

Дронова А.В.учитель-логопед, МБДОУ ЦРР д.с.№5

Приоритетной целью любого образовательного учреждения в Российской Федерации наряду с воспитательно-образовательными целями выступает поддержание, укрепление и сохранение здоровья воспитанников. А потому все более актуальным является внедрение здоровьесберегающих технологий в педагогический процесс образовательных учреждений.

Здоровьесберегающие технологии являются также неотъемлемой составляющей логопедической коррекционной работы в условиях ДОУ.

Это обусловлено тем, что логопедическая работа непосредственно связана со здоровьем ребенка, коррекцией его речевой составляющей. Осуществляя работу над исправлением речи детей (всех ее компонентов), логопед сталкивается со вторичными проблемами соматики логопата – нарушение дыхания, разновыраженная амимичность лица, множественные саливации, препятствующие правильному звукопроизношению, нарушения или недостаточная сформированность мелкой моторики рук, в том числе наличие синкинезий.

Таким образом, перед логопедом встает задача не просто исправления речи, а комплексного коррекционного воздействия на ребенка в рамках логопедической работы.

В связи с этим можно отметить ряд сопутствующих исправлению звукопроизношения задач:

1. Развитие правильного речевого дыхания.

2. Устранение саливаций.

3. Развитие мелкой моторики и снижение выраженности синкинезий.

4. Развитие мимики, подвижности лицевых мышц.

Данные задачи решаются непосредственно через использование логопедом в практической коррекционной работе здоровьесберегающих технологий.

В практической логопедической деятельности может осуществляться здоровьесберегающий подход к детям-логопатам через использование ряда коррекционных комплексов на логопедических занятиях в условиях логопункта ДОУ.

Каждое занятие выстраивается с использованием чередования или совмещения упражнений из различных комплексов.

1 направление коррекционной логопедической работы — развитие правильного речевого дыхания.

Постановка диафрагмально – релаксационного дыхания – основная задача на данном этапе логопедической работы.

Алгоритм коррекционной работы заключается в последовательной отработке правильных речевых вдоха и выдоха.

В рамках данного направления используются комплексы дыхательной гимнастики – в т.ч. по А.Н. Стрельниковой, игровые дыхательные приемы и упражнения – «Забей мяч в ворота», «Шторм в стакане», «Фокус», использование мыльных пузырей, вертушек, дыхательных тренажеров типа «Бабочка» и прочее).

Следующим этапом является отработка дыхания в режиме произношения звуков, слогов, слов, несложных чистоговорок.

2 направление коррекционной работы — устранение саливаций. На данном этапе используется комплекс целенаправленных упражнений по Е.М. Косиновой и О.А. Новиковской – таких, как «Сушим язычок», «Усики», «Толстячок — худышка», а также имитация зевания, жевания, глотания с запрокинутой головой, самомассаж ушных козелков.

Развитие мелкой моторики и снижение выраженности синкинезий – 3е направление коррекционного воздействия. Данные задачи осуществляются посредством применения су-джок терапии (принцип действия которой заключается в воздействии на биологически активные точки ладоней, что способствует восстановлению нейронных связей коры головного мозга и стимуляции речевого центра, а также развитию мелкой моторики рук), кинестезиологического комплекса – упражнения такие как «кулачок-ребро-ладошка», тематические «Кошечка, «Петушок», «Улитка» и т.п.», упражнений релаксационного характера – например, «Мурашка»). Кроме того, используются различные пальчиковые игры.

4 направление коррекционной работы — Развитие мимики, подвижности лицевых мышц. В рамках данного направления используются сюжетные картинки Фердмана, «мимический кубик», игровые задачи на изменение мимики и подвижности лица – радость, грусть, гнев, удивление, недоумение и т.д.).

Таким образом, структура каждого индивидуального занятия выстраивается с учетом подбора упражнений и приемов того или иного коррекционного здоровьесберегающего копмлекса, или их комбинирования, чередования с учетом индивидуального речевого анамнеза и особенностей детей – логопатов.

Использование здоровьесберегающих технологий доказывает свою эффективность и целесообразность, а следовательно заслуживает внимания со стороны педагогов и узких специалистов образовательных учреждений.

Виды и направления здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе, подразделяются на виды, в зависимости от целей и задач, а также основных используемых средств.

Все здоровьесберегающие технологии образовательного процесса принято делить на три основных направления:

  1. Сохранение и стимулирование здоровья учащихся:

    • разнообразные спортивные и подвижные игры (организуются учителем физического воспитания в рамках учебных занятий по физической культуре, в соответствии с учебной программой);
    • процесс релаксации учащихся (организуется психологом образовательного учреждения, в специально оборудованном помещении, под расслабляющую и успокаивающую музыку);
    • пальчиковая гимнастика (проводится педагогом, решает множество проблем, таких как развитие мелкой моторики, речи, повышение работы головного мозга и т.д., может проводиться как самостоятельно, так и в виде физкультминутки);
    • гимнастика для глаз (организуется педагогом, для того, чтобы предупредить переутомления глаз, а также с целью укрепления глазных мышц);
    • дыхательная гимнастика (организуется в различных формах, в процесс учебных занятий в идее физкультминутки, во время гимнастики и т.д.);
    • бодрящая гимнастика (организуется во время физкультминутки, чтобы избежать переутомления у учащихся);
    • динамически паузы (направлены на создание благоприятной атмосферы во время обучения, могут проводиться в виде физкультминуток и включать в себя комплекс различных упражнений).
  2. Технологии, направленные на формирование у детей ЗОЖ, включают в себя:

    • физкультурные занятия;
    • утренние и бодрящие гимнастики;
    • самомассаж и массаж (различные виды массажа);
    • различные занятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья (например, закаливание);
    • активный отдых (экскурсии, походы);
    • спортивные праздники и развлечения («День здоровья», разнообразные спортивные соревнования);
    • спортивные игры проблемного характера.
  3. Технологии коррекционного характера, которые включают в себя:

    • музыкальные технологии;
    • артикуляционные гимнастики;
    • библиотерапия;
    • сказкотерапия;
    • психогимнастика;
    • фонематическая ритмика.

Опережающее управление здоровьесберегающей средой ДОУ

Т.И. Шамова характеризует опережающее управление как качественное управление качеством образования

При осуществлении опережающего управления важно определить систему управленческих действий, которая могла бы:

1. на основе ведущей образовательной парадигмы выделить актуальные для конкретного образовательного учреждения инновации;

2. выделить компетенции субъектов образовательного процесса, позволяющие успешно реализовать внедряемую инновацию в процессе совместной деятельности;

3. разработать программу повышения профессиональной компетентности всех участников реализации инновации, ориентированной на выполнение стандарта. Очень важным в успешном достижении целей является объединение усилий ученых, педагогов и практических работников .

В современных условиях работа образовательного учреждения требует от руководителей всех уровней использовать самостоятельность и принимать на себя ответственность в принятии решения. При этом обязательно нужно иметь стратегию.

Под стратегией понимается долгосрочный план действий по руководству коллективом образовательного учреждения, образовательным процессом и учреждением в целом. Этот план преследует четко определенные цели и строится на реальных возможностях организации, учитывает условия ее функционирования.

Опережающее управление реализует второй принцип стратегии руководства, который вытекает из первого, и означает способность предвидеть проблемы и строить свои действия так, чтобы исключить или, по крайней мере, ослабить влияние нежелательных последствий этих проблем в настоящем и будущем. Для реализации данного принципа руководство должно располагать определенными методами и приемами осуществления опережающего управления, иметь соответствующую компетентность и условия.

Опережающее управление выстраивается из дальнейшего развития содержания образования. Опережающее управление предопределено новым стандартом развития образования в Российской Федерации.

Опережающее управление обусловлено требованиями времени интенсификации и модернизации образования и обеспечивается как важнейшее условие соответствия в процессе непрерывного обновления содержания образования. Изменение образовательных стандартов, уход от знаниевой парадигмы в содержании образования и переход к компетентностно-ориентированному образованию, требуют опережающего управления и в развитии здоровьесберегающего качества образовательной среды .

Отдельно следует отметить, что личностно-ориентированная концепция образования очень важна для здоровьесберегающего образовательного процесса дошкольного учреждения.

Личностно-ориентированная концепция образования в рамках управления включает следующие принципы:

  1. формирование общей культуры личности обучающихся;
  2. обеспечение охраны здоровья и создание благоприятных условий для самореализации личности;
  3. мониторинг и корректировка психического развития учащихся;
  4. разработка и реализация индивидуальных учебных программ по предметам;
  5. мониторинг и корректировка эмоционально-волевой сферы и уровня обученности школьников;
  6. использование дополнительного образования, предусматривающего включение в учебный план экскурсий, уроков музыки, ИЗО, хореографии, этики; а также организацию работы студий: вокальной, хоровой, ИЗО, хореографической, театральной, вокально-инструментального ансамбля;
  7. привитие ценностей здорового образа жизни, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  8. ежедневный контроль за выполнением режима дня, качественной подготовкой домашних заданий, организацией целенаправленной работы по воспитанию культуры поведения на уроках, переменах, внеурочных мероприятиях, воспитанию самоконтроля, саморегулирования, самоорганизации .

Управление здоровьесберегающей образовательной средой

Проблема организации здоровьесберегающего образования заключается, с одной стороны, в разнонаправленности теоретических подходов к ее решению, с другой, – в разрозненности и односторонности усилий отдельных субъектов образовательного по практическому решению данной проблемы.

Управление здоровьесберегающей образовательной средой направлено на становление, стабилизацию, оптимальное функционирование и обязательное развитие ЗОС при гарантированном достижении образовательных целей.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Здоровьесберегающий педагогический процесс в дошкольном учреждении в широком смысле слова представляет собой следующее:

  1. процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения;
  2. процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.

Здоровьесбережение и здоровьеобогащение являются важными условиями организации педагогического процесса в любом дошкольном учреждении.

Здоровьесберегающий педагогический процесс в дошкольном учреждении в узком смысле представляет собой специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.

Основными направляющими здоровьесберегающего образовательного процесса дошкольного учреждения являются факторы, которые ниже представлены подробно.

Ориентация на физическое здоровье как основу здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей. При этом физическое воспитание мы рассматриваем как систему, включающую двигательную активность, закаливание, санитарно-гигиенический режим, качественное питание, лечебно- профилактическую работу.

Применение системы диагностики развития ребенка, включающей физическое здоровье, эмоционально-личностное состояние, социальный статус в группе сверстников, интерес к видам деятельности и достижения в них (И.В. Житко, Д.Н. Дубинина, Е.В. Горбатова, Т.Ю. Логвина, Н.С. Старжинская, Л.С. Ходонович, В.А. Шишкина).

Создание психологических условий организации здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей к которым относятся:

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
  • организация общения и деятельности для появления у ребенка позитивного эмоционального опыта;
  • поощрение самостоятельности;
  • развитие творческого воображения;
  • формирование осмысленной моторики;
  • развитие способности сопереживания;
  • развитие умений активного творческого самовыражения.

Создание педагогических условий здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей в дошкольном учреждении, основными из которых являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями.

Осуществление административного контроля за грамотной организацией здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей в дошкольном учреждении на основании оценки его эффективности.

Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» определяет, что содержание образования должно быть ориентировано на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации».

Требованиях к условиям реализации Федерального государственного стандарта основного общего образования прописано, что результатом реализации указанных требований должно быть создание образовательной среды. Характеристики образовательной среды представлены на рисунке.

Характеристики образовательной среды

Аналогичные требования прописаны и в стандартах начального и полного общего образования, концептуальных программных документах развития образования России. Эти стратегические ориентиры легли в основу построения концепции и программы опережающего развития школы, которая включает в себя основную идею, общие установки, важные для определения цели, принципы управления развитием здоровьесберегающей среды, организации и функционирования учебно- воспитательного процесса.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: