Третий период (от трех до семи лет)
Это период, когда и дальше продолжается усвоение и закрепление морфологии.
Уже хорошо получается справляться со склонением и спряжением, запоминать исключения из правил и грамматические законы, используемые в речи человека нечасто. Наблюдается, что ребенок все реже свободно использует морфологические элементы и все чаще подчиняет свою речь общим правилам языка.
Хотя до четырех лет иногда можно услышать от ребенка примеры неправильного использования ударения при изменении формы слова, однако после четырех лет эти примеры исчезают из речи. Сохраняются лишь иногда ошибки в сложных словоизменениях форм глаголов.
Уже неплохо получается согласовывать прилагательные с существительными и глаголами.
Слайд 12Основой усвоения грамматического строя является формирование грамматических обобщений.Ф. А. Сохин,
говоря о формировании языковых обобщений, отмечал, что речь детей развивается
прежде всего на основе подражания речи взрослых, заимствования и воспроизведения образцов их речи. Но в этом овладении речью существенную роль играют явно «неподражательные» элементы психологического механизма речевого развития – обобщение языковых и речевых явлений.Формирование языковых обобщений начинается рано, и именно они составляют ядро психологического механизма усвоения языка, а не простое подражание взрослым. Усвоение грамматики связано с когнитивным развитием ребенка, поскольку формирование языковых обобщений в речи предполагает работу мышления. Процессы анализа, синтеза, абстракции и обобщения приводят к усвоению лексических и грамматических значений.
Слайд 7Раньше всего ребенок усваивает число существительных (1 г. 10 мес.),
а также разницу между уменьшительными и неуменьшительными существительными: столик –
стол. Рано усваивают дети повелительную форму, так как она выражает различные желания, имеющие для ребенка большое значение. Сложнее усваиваются отношения, которые связаны с предметами и пространством (падежи), со временем (времена) и с участниками речи (лица глаголов). Поздно (2 г. 10 мес.) усваивается условное наклонение, так как оно выражает что-то предполагаемое, а не реально существующее. Исключительно сложным и длительным оказывается усвоение категорий рода. Род усваивается не путем механического запоминания, а связывается с морфологической структурой существительных..
Слайд 11Усвоение морфологической системы русского языка происходит на основе развития у
детей ориентировки в звуковой форме слов. Особенно отчетливо это выражено
у старших дошкольников.Для выработки ориентировки важна деятельность ребенка со словами, однако простое накопление опыта не всегда приводит к положительному результату. Так, исследуя особенности согласования в роде глаголов прошедшего времени с существительными, М. И. Попова пришла к выводу, что простое многократное (от 312 до 534) повторение нужной формы трудоемко и непродуктивно, у детей не возникает ориентировка на форму, так как их деятельность со словом не организована. Формирование согласования в игре «Теремок», создание проблемной ситуации (дверь в теремок открывалась, если ребенок правильно производил согласование) привело к тому, что 75% детей при количестве повторений не свыше 100 научились выделять голосом окончания существительного и глагола.При усвоении грамматического строя языка дошкольник проходит путь от ориентировки на звуковую сторону морфем к ориентировке на отдельные фонематические признаки.
Слайд 5Овладение грамматическим строем оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка,
обеспечивая ему переход к изучению языка в школе.В детском саду
не ставится задача изучения законов грамматики, знакомства с ее категориями и терминологией. Правила и законы языка познаются детьми в практике живой речи. В дошкольном возрасте у ребенка нужно воспитывать привычку говорить грамматически правильно. Основой для усвоения грамматического строя является познание отношений и связей окружающей действительности, которые выражены в грамматических формах. Речь маленького ребенка с точки зрения грамматики аморфна (бесформенна). Морфологическая и синтаксическая аморфность речи говорит о непознанности им отношений и связей, существующих в жизни. Познание ребенком окружающего мира способствует раскрытию связей между предметами и явлениями. Познанные связи грамматически оформляются и отражаются в речи. Это происходит благодаря освоению родного языка, его словарного состава и грамматического строя.
Освоение синтаксиса младшими школьниками
Синтаксис отвечает за порядок слов в предложении, их сочетаемость и согласование. Синтаксическая система способствует формированию и выражению мыслей. Только речь, образованная при учете правил морфологии и синтаксиса, будет понятная для собеседника.
Ребенок выстраивает первые предложения, когда в его активном словаре содержится уже около 50 слов. До 4 лет дети формулируют преимущественно простые предложения.
В 5 лет дети активно пользуются союзами и начинают составлять сложносочиненные предложения: «Я хочу рисовать, а она не дает мне фломастеры».
Существенная роль в речи ребенка принадлежит сложноподчиненным предложениям: «Мы будем есть торт, когда придут гости». Синтаксические ошибки могут проявляться нарушением порядка слов: «Идём домой почему?» или неверным использованием предлогов «В опушке леса нашли избушку».
Синтаксические ошибки наиболее устойчивые, необходимо обращать внимание дошкольников на правильный порядок слов в предложении, объяснять уместность предлогов и демонстрировать примеры новых конструкций, чтобы предложения не выглядели однотипными. Для формирования грамматического строя речи детей, могут быть использованы дидактические игры, помогающие усваивать им категории и понятия, а также помогают эффективно закреплять правильные словоформы, развить словесно-логическое мышление
Они могут быть проведены при использовании картинок и других наглядных материалов. Можно во время дороги в детский сад или прогулки играть «в слова»
Для формирования грамматического строя речи детей, могут быть использованы дидактические игры, помогающие усваивать им категории и понятия, а также помогают эффективно закреплять правильные словоформы, развить словесно-логическое мышление. Они могут быть проведены при использовании картинок и других наглядных материалов. Можно во время дороги в детский сад или прогулки играть «в слова».
Можно заготавливать наглядный материал с изображением каких-то образов предметов – дерева, стула и пр. Дети будут называть предмет, изображенный на картинке. Сначала предмет должен быть изображен один, а затем – несколько. И дети хорошо усвоят множественное число предметов.
Формирование грамматического речевого строя в дошкольном возрасте
Освоение грамматического строя представляет сложный умственный процесс. Дети постепенно изучают правила живой речи. Ребенок еще не знаком с отношениями и связями действительности, хотя именно они представляют основу овладения грамматикой.
Первые шаги в изучении правил родного языка начинаются первыми словами, но говорить о грамматике в этот период еще рано. После двухлетнего возраста ребенок начинает использовать предложения из 2-3 слов. Только к трем годам у детей наблюдает грамматический строй речи в коротких высказываниях.
Сначала дети посредством наглядно-действенного мышления познают предметные связи, а позже это оформляется в слова и целые предложения. Дети интуитивно воспроизводят связи и отношения, которые он наблюдает вокруг себя.
Только в пять лет дети постепенно изучают синтаксис и морфологию, учатся изменению слов по родам и падежам, начинает пользоваться единственным и множественным числом существительных, применяют обобщения, стремятся к соблюдению порядка слов в предложении и к сочетаемости слов.
Усвоение грамматических норм родного языка влияет на мышление ребенка, у него появляется логика в мыслях, последовательность их озвучивания, благодаря чему отмечается формирование связной речи. Необходимо отметить, что независимо от языковой среды для овладения речью необходимо активное мышление.
Формирование навыков словообразования
Процесс образования снов тесно связан с морфологией. Детские попытки словотворчества помогают ребенку уяснить, что новые слова могут появляться, если внести небольшие изменения в уже знакомые слова.
Многие словообразования и словоизменения происходят посредством использования приставок и суффиксов. Безусловно, дошкольники не знают такого рода структурных понятий, но могут интуитивно выделить корень в слове и использовать его, чтобы получить новое слово.
Первыми задействуются суффиксы, которые дают возможность образовывать уменьшительно-ласкательные обозначения. У детей в активном словаре есть прилагательные «красивенький», «гладенький», или существительные «котеночек», «платочек» и др.
Способы словообразования у дошкольников часто базируются на функции, которую обозначает понятие. То есть, вместо слова «помощь», дети могут использовать слово «помогание». Родителям необходимо внимательно относиться к тому, какие слова употребляет ребенок в своей речи, и разъяснять, как правильно должен называться предмет или существо, исправлять ряд ошибочных форм глаголов и прилагательных.
Слайд 18Синтаксические ошибки наблюдаются в нарушении порядка слов в предложении: на
первое место ставится наиболее важное для ребенка слово: «Куклу мама
принесла?» вопросительное предложение начинается с того, что для ребенка важнее: «Заплакала Маша почему?»; дети часто начинают свой ответ с вопросительного слова, поэтому на вопрос «почему?» отвечают: «Почему что»Неправильно иногда оформляется союзная связь: опускается союз или часть союза: «Вот еще лопнул шар у дяди, потому нажал сильно»; один союз заменяется другим: «Как мы пришли домой, мы играли с мячом»; «Я надела теплую шубу, почему что на улице холодно»; союз ставится не на том месте, где обычно употребляется: «Мы шли, вот, когда от тети Тамары, смотрим – салют».
Слайд 15Морфологические и синтаксические стороны речи развиваются параллельно. В овладении синтаксисом
меньше сложностей, хотя замечено, что синтаксические ошибки устойчивее. Они менее
заметны окружающим, так как дошкольники, пользуясь устной формой речи, в основном употребляют предложения с несложной конструкцией.На первых порах появляются «слова-предложения», обозначающие действующих лиц, предметы, действия (дай, папа, на). Слово дополняется мимикой, жестами, действиями и представляет по существу целую законченную фразу. Постепенно слова синтезируются в словарные цепи, образуя предложения. Переход к предложению возможен при условии, если ребенок накопил 40 – 60 слов.
I этап второй период (1г.8м. – 1г. 10м.)
Этот этап знаменуется тем, что ребенок начинает говорить фразами. Сначала он объединяет в словосочетания по два слова. Постепенно он учится связывать в фразу три слова. При этом нет никакой грамматической связи в этих словах. Для того, чтобы объяснить, как эти слова взаимосвязаны между собой, ребенок активно использует жесты, мимику и интонацию.
Слова по прежнему не претерпевают изменений и употребляются в одной аморфной форме. Например, существительные ребенок либо искажает в единую неизменную форму, либо без искажений в именительном падеже. Начинают появляться глаголы, но они также используются только в одной усвоенной ребенком форме.
Если проанализировать речь ребенка на этом этапе его развития, то становится очевидным то, что дети склонны воспринимать лишь общую смысловую нагрузку речи, не сосредотачиваясь при этом на деталях построения слов и предложений. Дети не только не способны выбирать правильную грамматическую форму слова, но даже и не пытаются это сделать.
Четвертый период
На этом этапе дошкольник уже достаточно хорош владеет грамматикой языка в устной речи. И синтаксис, и морфология освоены достаточно хорошо и успешно используются в речи. Но это касается только повседневного бытового стиля общения.
Элементы высокоразвитого литературного языка начинают познаваться в школьном возрасте – в период изучения письменной речи.
В первом классе дети начинают изучать грамоту
Очень важно, чтобы уже к этому возрасту дошкольник мог хорошо слышать и различать отдельные звуки и слова. В процессе обучения в школе дети учатся проводить анализ буквенного и звукового состава слов
Речь в жизни человека играет очень важную роль. Во-первых, она помогает ему обозначить окружающие явления и предметы. Во-вторых, речь помогает усвоить навык обобщения. В-третьих, она способствует полноценному общению с другим людьми.
Речь помогает передавать на расстоянии свои знания и опыт, мысли и чувства, отношение к чему-либо и эмоции. Таким образом, мы с помощью речи мы не только лучше узнаем других людей и окружающий нас мир, но и оказываем на них мощное влияние.
Итак, к младшему дошкольному возрасту дети уже имеют обширный словарный запас и достаточно хорошо применяют в устной речи грамматику своего языка. Этого уровня знаний и навыков достаточно для того, чтобы перейти к следующему этапу развития своей речи – осознанного изучения русского языка.