Лингвистические и психолингвистические основы изучения слухового восприятия
В современных психолингвистических исследованиях » речевая деятельность рассматривается как процесс активного, целенаправленного, опосредованного языком и обусловливаемого ситуацией общения-взаимодействия людей между собой (И.А. Зимняя, 2001; В.В. Красных, 2001; А.А. Леонтьев, 2005).
Речевая деятельность реализуется- в таких видах, как говорение, слушание, чтение, письмо: Говорение и слушание- реализуют устную форму общения, а письмо и чтение — письменную. Говорение и письмо реализуют процессы выражения мыслей, чувств человека в разных формах общения. Слушание и чтение реализуют процессы приема, осмысления, оценивания, интерпретацию речевого сообщения человеком (Н.И. Жинкин, 1982; И.А. Зимняя, 2001; А.А. Леонтьев, 2005).
Каждый вид речевой деятельности имеет свою структуру и содержание. С точки зрения проведения логопедической работы наиболее приемлемой является модель трехфазного строения речевой деятельности в целом и отдельных ее видов, предложенная И.А. Зимней (2001):
1) первая фаза — побудительно-мотивационная. Деятельность слушания определяет интеллектуально-познавательный мотив, но в отличие от говорения, потребность слушания вызывается деятельностью говорения другого человека. Цель слушания — осмысление поступающей на слух речевой информации, произведенной говорящим;
( 2) вторая фаза — аналитико-синтетическая, составляющая основу, сущность смыслового восприятия речи. Смысловое восприятие не планируется, не структурируется и характер его протекания произвольно не контролируется сознанием. Содержание процесса слушания- задается извне, это сложная; специфически человеческая перцептивно мыслительно-мнемическая деятельность. Продукт слушания — то умозаключение, к которому пришел человек в результате слушания. Чаще всего в речевом общении1 результатом слушания является ответное говорение;
3) третья фаза — исполнительная и регулирующая часть, реализующая речевые высказывания и осуществляющая» контроль за результатами деятельности.
Говорение и слушание представляют собой разные виды деятельности, но объединены между собой общностью предмета и речью как способом формирования и формулирования мысли.
В говорении происходит выражение собственного способа формирования и формулирования мысли. При слушании имеет место анализ выражения способа формирования и формулирования мысли другого человека. Но и в том, и в другом виде деятельности способом ее является речь.
В исследованиях И.А. Зимней, Л.С. Цветковой, Л.А. Чистович отмечается, что для полноценного процесса коммуникации слуховое восприятие является необходимым условием понимания языковых единиц. Восприятие речевого сообщения — сложный и неоднородный процесс. Сложность его обусловлена тем, что, с одной стороны, это — процесс непосредственного, чувственного отражения действительности, с другой стороны, восприятие речевого сообщения по своей природе является опосредованным смысловым восприятием. Это обусловлено тем, что восприятие человека включает акт понимания, осмысления и специфической, второсигнальной природой самого объекта восприятия 21 речевого сообщения. В силу этого восприятие может рассматриваться как процесс, не только включающий осмысление, но и осуществляемый механизмом осмысления (И.А. Зимняя, 2001; Л.С. Цветкова,1985; Л.А. Чистович, 1965; StemmerN., 1973).
В работах Л.С. Выготского (1984) и Л.С. Цветковой (1985) показано, что процесс процесс понимания речи есть выделение из потока информации существенных моментов: сравнение фонематической основы воспринимаемых звуков и торможение несущественных звуковых признаков; сопоставление слов во фразе, выделение значений слов и их сочетаний внутри фразы, торможение несущественного впечатления и выделение системы отношений, скрытой за определенными грамматическими конструкциями.
Л.С. Цветкова (1985) выделила в структуре понимания речи 3 уровня его организации. Психологический уровень, обеспечивающий понимание смысла, скрытого подтекста, установление отношений, мотива и т. д.
Лингвистический уровень (лексико-грамматический) обеспечивает понимание предметного содержания на уровне значения. Этот уровень включает: 1) звено звукоразличения на основе дифференцированного восприятия фонем, 2) звено оперативной слухоречевой памяти, 3) звено, обеспечивающее перешифровку логико-грамматической организации речи, т. е. грамматики, в значение.
Сенсомоторный уровень реализации восприятия и понимания, в который включены звенья кинестетического и акустического анализа звуков, слова и его кинетической организации.
Методы педагогического исследования слуха дошкольников
Все методы, используемые для исследования слуха дошкольников можно подразделить на следующие группы:
-
Объективные методы исследования. Они основаны на определении реакции ребенка на тот или иной звук. Это позволяет оценить звуковую чувствительность слуха, путем оценки чувствительности дошкольника к звуковым сигналам разной интенсивности и частоты. Для оценки используется дополнительное оборудование: музыкальные игрушки, музыкальная аппаратура.
-
Метод исследования слуха речью. Он является наиболее распространенным и доступным для использования. Основывается на произношении педагогом каких-то слов и фраз шепотом и громко. Доступность использования метода обуславливается тем, что он не требует использования специального оборудования, каких-то инструментов и средств. Педагог произносит речь на разном расстоянии от дошкольника и в разной тональности: начиная с шепота и, переходя на громкий голос. Если дошкольник воспринимает речь, произнесенную шепотом на расстоянии шести-семи метров, то можно говорить о хорошо развитом, стопроцентном слухе. При восприятии речи с расстояния менее одного метра, можно утверждать, о значительном снижении слуха. Такой простой метод дает объективную характеристику слухового развития дошкольника. Для оценки слуха ребенка, необходимо фиксировать только расстояние, с которого он воспринимает звуки разной интенсивности.
Рисунок 1. Речевой метод обследования слуха. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
-
Субъективные методы. Они основаны на определении слуховых реакций т.е. поведения, вызванного тем или иным звуком. К таким методам относится фиксация условно-рефлекторных реакций, фиксация безусловных реакций дошкольника на тот или иной звук, определение остроты слуха, чувствительности к разной звуковой тональности, восприятие звуков разной частоты путем использования игровых приемов.
-
Использование камертона. Данный прибор позволяет дать количественную оценку слухового восприятия дошкольника. Прибор подносится к разным частям уха, засекается время, в течение которого дошкольник слышит звук в данной части уха, а также определяется место, в котором звук воспринимается более громко и четко. Если поставить камертон на темя, то можно определить кондуктивное и сенсоневральное нарушение слухового восприятия. При первом нарушении, звук будет лучше восприниматься тем ухом, которое слышит хуже, а при втором – наоборот.
Методы педагогического исследования слуха дошкольника выбираются, исходя из уровня его речевого развития. В этой связи, все методы можно подразделить на:
-
Методы исследования слуха говорящих дошкольников. В основе этого метода лежит использование групп слов разных частот. Дошкольнику предлагается три списка слов. Каждый список состоит из десяти слов, пять из которых характеризуются высокой звуковой частотой, а пять – низкой. Итоги обследования записываются в виде расстояния, на котором ребенок воспринимает тот или иной звук. Это позволяет выявить уровень развития слуха и степень его потери, а также, определить коррекционные направления работы. Иногда, в зависимости от уровня развития дошкольника, его коммуникативных навыков, степени контактирования, выбираются наглядные методы исследования, т.е. ребенок показывает на картинку, на которой изображено, произнесенное слово.
Рисунок 2. Рекомендации по обследованию слуха у дошкольников. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
-
Методы исследования слуха у неговорящих дошкольников. Они основываются на активизации условных рефлексов дошкольника и выполнением определенных движений, свидетельствующих о восприятии звука. Ребенку дается определенный звук. Он включается на расстоянии полуметра от него. Затем звук постепенно отдаляется и завершается на том расстоянии, на котором дошкольник уже не реагирует на него. Чтобы использовать этот метод, требуется провести работу по отработке условного рефлекса. Речь в данном исследовании не используется, только звуки и речевые единицы.
с раннего детства
Познакомьте ребёнка с игрушечными музыкальными инструментами. Например, дудочка, бубен, пианино. Покажите, как они звучат. Затем предложите ребёнку отвернуться и угадать, на каком инструменте вы сыграете.
Изучайте с ребёнком «домашние звуки»: шум стиральной машинки, гул холодильника, микроволновой печки, скрип дверей и т.д
Предложите ребенку воспроизвести их.
Научите ребенка определять направление звука в пространстве, например, игрой в «Жмурки».
Предлагайте прислушиваться к звукам на улице: когда летит самолёт, едет машина, шумит ветер, гремит гром, идёт дождь и т.п.
Обсудите, какие звуки издают разные животные.
Играйте с ребенком в рифмы – попросите ребенка закончить предложение в рифму.
Используйте наглядные материалы, чтобы показать ребенку важность различия в один звук. Используйте карточки с рисунками предметов, название которых отличается одной буквой: карточки «точка» и «кочка»
Так у ребенка сформируется умение различать на слух минимальные слова – пары, различающиеся только одной фонемой.
Как можно раньше начните читать ребёнку. Это очень способствует развитию навыков слушать и вслушиваться в речь окружающих.
Для самостоятельного развития фонематического восприятияскачайте эти методические материалы.
К сожалению, превентивных мер и домашних упражнений для развития фонематического слуха у ребенка часто бывает недостаточно
Очень важно своевременно заметить проблему. «Предупрежден – значит вооружен!»
Обращайте внимание, не смешивает ли (или взаимозаменяет) ребёнок звуки (фонемы), что приводит к неправильному воспроизведению слова (жук — “щук”, гора — “кора”)
Важно понимать, что если у вашего ребенка нарушен фонематический слух, то вряд ли он сможет справиться с этой проблемой без специальной помощи. Если вы заметили характерные симптомы нарушения фонематического слуха, необходимо как можно скорее обратиться к специалисту
Хорошая новость! Современные методики прекрасно справляются с этим нарушением. Трудность заключается в том, чтобы подобрать подходящую методику обучения, учитывая, что существует довольно много вариантов. Необходимо понимать, что не все методы устраняют основные причины нарушения фонематического восприятия, а работают только с последствиями этого нарушения. Это все равно, что накачивать прохудившуюся шину — можно очень интенсивно работать насосом, но это бессмысленно, пока не залатана дыра.
Современные специалисты и родители выбирают новые, научно-обоснованные неврологические методики, развивающие фонематический слух, такие, как FAST FORWORD. На сегодняшний день методика FAST FORWORD является одной из самых эффективных коррекционно-развивающих программ, помогающих устранять первоисточник нарушения фонематического восприятия за счет использования запатентованной технологии цифровой обработки речи, которую еще называют «Очки для ушей».
FAST FORWORD — это неврологическая компьютерная методика коррекции нарушений развития речи, слухового восприятия, ФФНР, понимания и осознания разговорного языка. С помощью этой методики тренируется языковой центр коры полушарий головного мозга, оптимизируются подкорковые проводящие пути, что способствует также улучшению внимания, развитию памяти и прочих когнитивных функций, развитость которых критически необходима для развития речи.
В 70-х годах прошлого века американский нейропсихолог Паола Таллал провела исследование, в ходе которого установила: если замедлить скорость воспроизведения согласных звуков, то дети с нарушениями слухового восприятия и речи могут их усваивать. Были разработаны специальные программы, которые индивидуально подстраиваются под скорость восприятия фонем каждого ребенка и тренируют фонематическое восприятие с плавным ускорением воспроизведения, вплоть до корректного восприятия мозгом звуковой информации в темпе обычной человеческой речи. Специалисты сразу отметили положительный эффект: пациенты стали быстрее усваивать новые слова, значительно улучшалась их дикция. Результат выглядел поистине фантастическим. Так появилась неврологическая методика FAST FORWORD. Эти занятия проводятся онлайн, в интересной для ребенка, увлекательной игровой форме — ученик слышит в наушниках определенные звуки и выполняет задания, как в видеоигре.
Как развить слуховое восприятие у ребенка
По мнению профильных специалистов, помочь развить слух малышу поможет поддержание мелодичного окружения
. Но во всем хороша мера, и не стоит перегибать палку, включая, к примеру, круглосуточно музыку.
Помните!
Самое благоприятное воздействие оказывают голоса родителей и ближайших родственников, а также классика и мелодичные композиции.
Кроме того, слуховое восприятие прекрасно развивают звуки природы
: дождя, пения птиц, дуновения ветра и прочее.
Вообще, очень полезно научить ребенка слышать, что происходит вокруг него
, и, пожалуй, нет ничего лучше, чем делать это в естественных условиях.
Не стоит исключать и практические упражнения
, они помогают развить не только слух, но и аналитический склад ума, креативное мышление, навыки запоминания.
Первое, что нужно сделать – научить определять малыша, где находится источник производимого шума или звука
. Этот навык он начинает постигать уже на третий месяц своей жизни. Чтобы помочь ему в этой задаче, приобретите погремушку, которая издает приятный звук. С ее помощью, можно закрепить новое умение вашего малыша и добиться развития его слухового внимания.
Еще одна важная рекомендация по теме развития слухового восприятия заключается в том, что родителям нужно больше разговаривать со своим ребенком
. Слыша родную речь, голос мамы, в голове у него начинают складываться речевые алгоритмы. Чуть позже возникает понимание, каким образом соединяются звуки.
Не исключайте из своего инструментария и музыкальные игрушки
, которые помогают развить не только слуховое восприятие, но и формируют музыкальный вкус.
Как помочь ребенку развить слух, какие игры будут эффективны – смотрите в видео:
Три уровня общего недоразвития речи
Выделяют три уровня, которым соответствуют разные степени речевых осложнений
.
I уровень
Характеризуется фонематической неопределённостью. Артикуляция неустойчива, слуховое распознание звуков вызывает трудности. Слоговосприятие и их воспроизведение в системе слова ограничено. Интонации неточные, ударения расставляются неверно.
II уровень
Звуковосприятие все еще недостаточно, но уже различаются некоторые дифференцируемые фонемы. При этом неверная структура слога и некорректная его звуконаполняемость мешает понятному произношению слов.
III уровень
Характеризуется наличием допустимо развёрнутой речевой функции с понятными фразами, но с присутствием в ней лексико-грамматического, а также фонетического недоразвития. Ребёнок воспринимает конкретные звуки, но если их отдельное произношение уже не вызывает трудностей, то их применение в лексической единице не всегда успешно.
Особенности формирования слухового восприятия
Если рассматривать слуховое восприятие как биологическую функцию психики, обеспечивающую прием и передачу информации при помощи органов слуха, то этот вид восприятия начинает развиваться с первых дней жизни. Но в данном случае нас больше интересует слуховое восприятие как познавательный процесс, и как продвигается ребенок в освоении мира с помощью слуха.
Самой природой детям поставлена задача научиться слушать и слышать обычные звуки, человеческую речь, звуки музыки.
Еще не понимая, что ему говорят, малыш сосредоточенно прислушивается и улавливает тональные оттенки речи. Ребенок реагирует на музыку, замечает ее ритмичность. Вслушиваясь в интонацию и мелодичность обращенной к нему речи, малыш начинает лепетать в ответ, и это заслуга слухового восприятия.
На втором году жизни активно развиваются способы воспроизведения звука. Причем, дети пытаются воспроизвести как слова, так и окружающие звуки. Не зря первыми в «словарь» ребенка попадают междометия из мира животных: «ав», «мяу», «му-у».
Особо важным достижением является то, что детское ухо начинает улавливать смыслоразличительные единицы родного языка – фонемы. К концу второго года жизни у детей завершает формироваться фонематических слух. То есть, при правильном развитии ребенок уже различает все звуки родного языка.
Научившись слышать звук, а именно воспринимать звучание слуховыми анализаторами и соотносить или встраивать в свой эталонный ряд, ребенок приучается слушать. Он сосредотачивается на заинтересовавших его звуках, реагирует на интонации, прислушивается. Чувствительность к восприятию звучащей информации необходима ребенку для речевой активности
Также это важное условие для развития музыкальных способностей
Развитие фонематического слуха
Отдельной и особенно сложной функцией слухового восприятия является фонематический слух. Слушая речь, ребенок автоматически выделяет такие параметры звуков, как тихий-громкий, высокий-низкий, мягкий-грубый, мелодичный-отрывистый…
На втором году жизни дети научаются отличать все речевые звуки, а в период от 2-х до 4-лет происходит постепенное уточнение звукового состава родного языка.
Нормой является овладение фонематической структурой слова и ритмико-мелодическим произношением фраз к 5-6 годам.
Развитие речи в большой степени зависит от развития фонематического слуха. Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет то, как они разговаривают со своим малышом. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, и четко проговаривать слова.
Общее недоразвитие речи: его физиология и проявления
Большое количество дефектов слухового восприятия образуется вкупе с общим недоразвитием речи (ОНР).
ОНР может сопровождаться отклонениями от нормы в звукопроизношении, грамматике, лексике, а также характеризоваться отсутствием связной речи
.
В
се это объясняется профильными специалистами проявлениями
- неразвитости нейрофизиологических структур,
- познавательных процессов,
- нарушениями психомоторного,
-
эмоционального,
- социокультурного развития ребенка.
Кроме того, дети, страдающие ОНР, обладают массой отклонений психологического, слухового и звукового восприятия, что связано с нарушенным кровообращением и неправильным функционированием полушарий мозга.
В частности, исследователи отмечают, что, как правило, при таких нарушениях уровень активности правого полушария не соответствует возрастными нормативам, и часто нервные импульсы левого полушария мозга у дошколят симметрично отражаются в противоположном.
Тем не менее, доказано!
Неполная развитость слухового восприятия влечет за собой недоразвитость речевого навыка, причём основополагающим компонентом выделяется фонематический элемент.