Что делать, если ребенок не выговаривает букву к

Ребенок не выговаривает звук р — советы логопеда «диал-дент»

Этапы речевого развития

Какие же этапы проходит артикуляционный аппарат ребенка? В какой последовательности он осваивает звукопроизношение?

  • Первые месяц-полтора малыш издает самые простые звуки, не требующие особой подготовки органов речи или усилий ребенка. Это, конечно, простые гласные: , , , , .
  • С 2 месяцев малыш присоединяет к ним гортанные , , что-то похожее на Б. Возможны сочетания: «агу», «ба», «ага», «бу»).
  • С 3 до 6 месяцев к ним добавляются слоги, начинающиеся на другие согласные, пока еще очень нечеткие. У ребенка получаются разнообразные звуковые цепочки, слушать которые весьма умильно. Он учится повторять слоги подряд, затем комбинировать. Из согласных в речи присутствуют несложные: , , (больше напоминающее «кх»), , , , , произносимые нечетко.
  • С 7 до 12 месяцев в речи появляются слоги, начинающиеся с гласного (чаще всего это звукоподражания): ам-ам, ав-ав, ай-ай. Ребенок начинает выделять парные цепочки слогов, состоящих из простых звуков, не требующих специфической артикуляции. Именно поэтому примерно в этом возрасте у большинства малышей в лексиконе появляются слова «папа», «мама», «баба», «дядя», «ляля», вава», «няня». На этом этапе дети могут значительно различаться по уровню развития речи.
  • С года до двух малыши обычно начинают заменять , на , поэтому переднеязычные звуки (, , , ) становятся мягкими. Со стороны хорошо заметно, что дети «сюсюкают». Пока отсутствуют звуки, имеющие сложную артикуляцию: шипящие, , .
  • К 3 годам обычно начинается разделение согласных на твердые и мягкие. Отсутствовать могут те же звуки, что и ранее, дети либо пропускают их в речи, либо заменяют другими. Например, вместо или  могут произноситься  или .
  • К 4 годам обычно малыш умеет произносить свистящие, но на начальном этапе они также могут смягчаться. По-прежнему не произносятся шипящие (часто заменяются доступными свистящими), и  (также заменяются на  или ).
  • В 5 лет считается нормой, если ребенок не может осилить , , и . Однако к 6 годам у малыша должна быть правильная артикуляция при произнесении всех звуков родного языка. Наличие речевых проблем нужно незамедлительно корректировать с логопедом.

Рекомендации родителям по автоматизации и дифференциации

После того как вы поставили правильное произношение, его нужно закреплять в речи. Начинать работу по автоматизации нужно с простого − со слогов, постепенно усложняя речевой материал до составления рассказов и пересказов. Если кроме каппацизма, у ребенка есть паракаппацизмы, то при подборе слов для закрепления будьте аккуратными: в словах не должно быть звуков, похожих по акустическим признакам.

Ребенок вместо К говорит Т − это одна из наиболее часто встречающихся форм паракаппацизма. Вообще, замены одной звука на другой могут быть из-за отсутствия одного из них. На этапе дифференциации обязательно проговаривайте с ребенком артикуляцию смешиваемых звуков и делайте акцент на их отличиях.

Проводить дифференциацию начинайте с изолированного произношения. Когда ребенок сможет безошибочно определять нужный звук, усложняйте речевой материал. Но смешиваемые звуки должны находиться в сильной позиции, чтобы ребенок мог их четко слышать. Данный этап нужно отрабатывать только тогда, когда у ребенка исправлено звукопроизношение и идет этап автоматизации в слогах и словах, тогда коррекционная работа будет эффективной.

Развитие речи детей 3-4 лет

Дети этого возраста постоянно задают взрослым вопросы, которые нежелательно оставлять без внимания. Надо терпеливо и доступно отвечать на все «зачем?», «почему?» и «как?». Дети четвёртого года жизни правильно произносят свистящие звуки. В этом возрасте они ещё не всегда правильно могут произносить шипящие звуки, часто заменяют их свистящими: «каса» (каша). Сонорные звуки малыши могут заменять мягким звуком или : «лека» (река), «йобот» (робот). Этому возрасту свойственны пропуски или перестановка звуков в речи, а также слогов, к примеру, сказочный герой колобок может в детской речи звучать как «коболок», собака — «кабака». Словарный запас к четырём годам увеличивается в два раза. Детям допустимы неверные употребления приставок, окончаний, суффиксов, согласований слов в предложении (например, «Я пристигаю ремень»).

Как проверить сформированность фонематического анализа?

Чтобы проверить уровень сформированности навыков фонематического анализа  применяют следующие задания:

1. Выделение звука на фоне слова. Целесообразно проверить состояние всех видов анализа на материале правильно и неправильно произносимых ребенком звуков.

Например: «Слышишь ли ты звук П в слове «суп»? Звук М в слове «май»? Звук К в слове «бок»? Звук А в слове «Аня»? звук О в слове «Оля»? звук У в слове «утро».

Потом предъявляется речевой материал, содержащий более сложные по артикуляции звуки, нарушенные в произношении звуки.

2.  Выделение звука из слова.

Например: «Какой звук ты слышишь в слове САД?» (выделяемый ребенком звук взрослый произносит интонированно) «… в слове ЗУБЫ? В слове ОТЕЦ? В слове ШУБА? в слове ЖУК? В слове МЯЧ? В слове ЩЕТКА? В слове ЛАПА? В слове РАК?».

3. Определение места звука в слове.

Например: «Где ты слышишь звук в слове САНИ, в начале или в конце?».

В инструкции целесообразно положение звука обозначить словами «в начале», «в конце», поскольку ребенок может забыть эти слова, в то же время правильно определяя местоположение звука.

С помощью этой инструкции проверяется, как ребенок владеет этим видом анализа в отношении всех согласных звуков.

И только после этого Можно вопрос изменить: «Где ты слышишь звук в слове КОСЫ?», но уже не называя слово «в середине».

Или «Где находится звук в слове ВОЗЫ? звук в слове БОЕЦ? звук в слове МЫШИ? звук в слове КОЖА? звук в слове БОЧКА? звук в слове ЯЩИК? звук в слове КОРКА? звук в слове ПОЛКА?».

Необходимо так подбирать слова, чтобы в них отсутствовали звуки, более сложные по артикуляции, нежели проверяемый звук.

4. Определение последовательности звуков в слове.

Например: «Какой звук ты слышишь в начале слова ССУМ-КА?» Ответ ребенка: «». «Какой звук ты слышишь после звука : СУУМКА?». Ответ ребенка. «Какой звук ты слы­шишь после звука : СУММКА?». Ответ ребенка. «Какой звук ты слышишь после звука : СУМКА?» (Взрослый несколько задерживает смычку при произношении звука ,) Ответ ребенка. «Какой звук ты слышишь после звука : СУМКАА?» Ответ ребенка.

После выполнения этого задания с некоторой долей помощи взрослого (интонирование выделяемого звука) ребенку предлагается самому назвать последовательность звуков в данном слове и в другом, сначала подобном, например, РАМКА или ПОЛКА, а затем другой структуры, например, ЛАПА, РЫБА, ЗУБЫ.

5. Определение количества звуков в слове.

Ребенку предлагаются слова из 2—5 звуков. Например: «Сколько звуков в слове PPAAAК?»

Взрослый в первом предлагаемом слове интонирует последовательно все звуки слова, проговаривая его в медленном темпе.

Затем ребенок определяет количество звуков в слове ЛАК или в слове САМ (ЛОМ, СОМ, ШУМ,  ЖУК, ЧОК). «Сколько звуков в слове РАМА?» (ЛАПА, РЫБА, ШУБА, КОРА). «Сколько звуков в слове КОРКА (ПОЛКА, СУМКА, ЗАБОР, КАМЫШ).

И, наконец, не обойтись при обучении грамоте без навыков фонематического синтеза.

Фонематический синтез — это мысленный процесс соединения звуков в целое слово.

Признаки речевого недоразвития

Главный признак речевых нарушений – нарушение дикции и артикуляции. Ребенок с задержкой речевого развития произносит слова нечетко, его сложно понять, в результате отследить грамотность речи крайне сложно. Нарушена артикуляция, большинство фонем вызывают трудности при произношении.

У таких детей ограниченный лексический запас. Любому взрослому заметно, что он уступает сверстникам в умении логично и последовательно излагать свою мысль. Дошкольники с речевыми нарушениями ограничиваются короткими фразами, включающими только существительное и глагол. Им сложно описать предмет, сформулировать и аргументировать свою мысль.

Диагностика звукопроизношения

Логопед оценивает звукопроизношение, смотрит на состояние артикуляционного аппарата, фонематических процессов. Сначала специалист изучает анатомическое строение органов артикуляции, затем оценивает их работу. Для этого логопед просит выполнить упражнения на удержание определенного положения, дает задания на моторику (поднять−опустить язык, показать лошадку и другие).

Затем специалист предлагает малышу сказать нужный звук. Сначала он произносит его без сочетания с другими звуками, в слогах с гласными, другими согласными. Потом в словах, фразах, предложениях, связной речи. В заданиях для оценивания связной речи нужно составить рассказ по картинке, рассказать о любимой игрушке или мультфильме или на любую другую тему.

Цель заданий на фонетико-фонематическое восприятие − выделяет ли ребенок в речевом потоке К, не путает ли со схожими по акустическим признакам звуками. Логопед произносит разные звуки, ребенку нужно выделить нужный. Затем материал усложняют − произносят его в словах, слогах. Взрослый может попросить назвать все предметы, в которых есть К. Хорошее задание распределить картинки по группам на определенный звук.

Специалист обращает внимание на то, в какой речевой среде растет ребенок. Если у кого-то из взрослых из его окружения есть каппацизм или паракаппацизм, то либо ему нужно также исправлять произношение, либо стараться при общении с малышом использовать меньше слов со звуком К

Как справиться с нарушением

Уровень речевого развития дошкольника зависит от дикции окружающих его взрослых, специфики воспитания в семье, приложенных родителями усилий.  Выполняя простые задания на развитие речи, малыш в игровой форме обучается навыкам, которые пригодятся ему в школе.

Немаловажное значение имеет совместное с родителями времяпрепровождение: активный отдых, посещения музеев и театров, рисование, лепка, складывание пазла, обсуждение картинок в книге, с параллельным комментированием своих чувств и эмоций. Все это мощный стимул речевого развития ребенка

Выполнение упражнений на тренировку дикции, заучивание считалок, скороговорок, загадок и стихов позволяет скорректировать произношение, обогатить словарный запас

Важно разъяснять непонятные слова и фразеологизмы, чтобы в дальнейшем дошкольник применял их правильно

Логопеды рекомендуют как можно больше читать ребенку вслух. После прочтения следует обсудить сказку или рассказ, объяснить значение новых слов, дать оценку поступкам героев.

Сформировать навыки логичного изложения и аргументации мыслей позволяют задания по развитию речи для детей 5-6 лет:

  • составление рассказа по картинке;
  • развернутый ответ на вопросы по тексту;
  • пересказ услышанного.

Следует останавливать малыша, исправляя неправильно произнесенные слова и просить его повторить слово без ошибки. Домашний театр позволит ребенку проявить свои актерские способности, научиться использовать голос, делая его тише или громче, пользоваться интонацией, расставлять паузы.

Развитие устной речи – база для освоения чтения и письма, а также залог успешного обучения в школе. Поэтому начинать занятия стоит как можно раньше. А при обнаружении нарушений, консультироваться с логопедом и корректировать произношение.

Профилактика речевой задержки

   На формирование совершенной речи старшего дошкольника влияют условия его жизни, особенности родительского стиля воспитания, а, главное, усилия неравнодушных взрослых. Чтобы на пороге школы не оказаться в ситуации, когда у ребёнка обнаружились многочисленные речевые нарушения, и нет времени на их коррекцию, нужно заранее заботиться о гармоничном развитии детской речи.

   Для решения данное задачи большое значение имеет тесное общение детей со взрослыми. Совместные прогулки, занятия творчеством, рассматривание книжных иллюстраций с параллельным обсуждением увиденного, прочувствованного. Данная проделанная работа даст мощный толчок развитию речи малыша. Очень ценно разучивание и использование такого богатейшего материала, как считалки, скороговорки, стихи, загадки, поговорки, потешки, пословицы. Все слова, непонятные детям, нужно объяснять, следить, чтобы они правильно использовались.

   Чтение детской литературы надо сопровождать беседой о поступках героев, разъяснением непонятных слов

При заучивании поэтических произведений очень полезно для пополнения словарного запаса ребёнка обращать его внимание на обороты речи, использованные автором. «Тёмный лес, что шапкой принакрылся чудной…» «Про какую шапку написал поэт?» «И заснул под нею тихо, беспробудно…» «Как ты думаешь, может ли лес заснуть?» «Как ты понимаешь слово беспробудно?»

    Чтобы в полной мере подготовиться к школьному обучению, ребёнок пяти — шести лет должен уметь связно излагать свои мысли, строить логичные полные высказывания

Важно вовремя исправить недостатки звукопроизношения, научить детей пользоваться своим голосом, средствами выразительности. Если дети получают из окружающего мира и из художественной литературы много позитивной информации, которую они могут обсудить со взрослыми, это отлично стимулирует речевое развитие детей

Как проявляется

Смешения звуков, замена провоцируют дислалию. Ее наличие можно определить по следующим признакам:

  • Нарушение звукопроизношения. Замена звука, например, звонкие воспринимаются, произносятся как глухие, твердые как мягкие.
  • Пропуск согласных, гласных фонем в словах, перестановка их местами, постановка лишних звуков. Например, сЛободный, вместо сВободный, дереЛа вместо дерево и т.д.
  • Слабая дифференциация схожих фонем, их замена в устной, письменной речи. Например, смешение и замена с, з, ш — крыса вместо крыша, сук вместо жук.

Нарушение фонематического слуха у детей ведет к ошибкам в грамматике. Наиболее часто встречающиеся орфографические ошибки — это безударные гласные, удвоенные согласные, глухие на конце слова. Школьник просто не слышит ударный звук. Он схож для него с безударным, поэтому затрудняется в подборе проверочного слова. В школе такие дети оказываются неуспевающими не по причине умственной отсталости или слабо развитого интеллекта, а из-за нарушения фонематического слуха.

Если есть проблемы

Если ребенок не произносит некоторые звуки позже положенных сроков, то работать нужно в двух направлениях: развивать его фонематический слух, то есть учить узнавать звуки в словах речи (об этом мы подробно писали здесь) и разрабатывать артикуляционный аппарат. Существуют специальные комплексы артикуляционной гимнастики: общие (их можно найти тут) и направленные на постановку определенных фонем. Например, постановка описана в данной статье, – здесь.

Но это – при условии, что ребенок не имеет психических или неврологических проблем, из-за которых отстает в развитии от сверстников (а зачастую и не имеет возможности их догнать). Здесь одной только коррекцией и постановкой звуков не обойтись. Иногда проблему помогает решить логопедический детсад, иногда требуется медикаментозная терапия.

Итак, каждая новая фонема появляется в арсенале ребенка в разном возрасте. И отклонения не должны быть слишком большими. Если они имеются, необходимо обращаться к специалистам как можно раньше. Это всегда увеличивает шансы на благополучный исход. Ведь дошкольник, неправильно произносящий звуки, став школьником, будет и писать их неправильно.

Общепринятые нормы

В норме дошкольник:

  • Знает и соблюдает правила грамматики. Он может неправильно поставить ударение в незнакомом слове или допустить ошибку при его изменении. Однако, если родитель или воспитатель его поправил, дети запоминают и больше ошибок не допускают.
  • Дает развернутый ответ на вопрос.
  • Произносит звуки членораздельно и внятно.
  • Умеет составить логичный рассказ по картинке или серии фотографий, придумать свое начало или окончание сказки, пересказать услышанный текст, поделиться эмоциями от просмотренного мультфильма или совместного отдыха, игры.
  • Описывает предмет и угадывает его по описанию.
  • Может менять интонацию, громкость голоса, скорость речи.
  • Участвует в театрализованных постановках (дома или в детском саду), артистично декламирует стихи, делает интонационные паузы.
  • Подбирает слова, близкие или противоположные по значению: радостный и веселый, смеющийся и плачущий.
  • Активно применяет приставочные глаголы: белая дверь открыта, а зеленая закрыта.
  • Умеет обобщать понятия: вилка, тарелка, кастрюля – посуда; кошка, мышка, собака, кролик – домашние животные; орел, дрозд, синица – птицы.
  • Правильно произносит большинство фонем. Исключение – звук «р».

Новости

23 мая

Боксерская капа для Расула Мирзаева

Индивидуальную защитную капу для зубов с высшей степенью защиты мы изготовили для Расула Мирзаева. Подробнее тут.

20 мая

Спасение разрушенных зубов и протезирование жевательных зубов

В работе «Спасение двух зубов и физиологичное протезирование 9 зубов коронками из оксида циркония» два разрушенных зуба удалось спасти при помощи перелечивания с микроскопом, зубы укреплены штифтами, также выполнено лечение кариеса и лечение каналов еще в 7 жевательных зубах. Все 9 пролеченных зубов укреплены керамическими коронками из оксида циркония.

13 мая

Комплексное улучшение эстетики улыбки

В работе «Исправление прикуса капами и реставрация зубов керамическими винирами и коронками» показан результат комплексного подхода к улучшению эстетики: сначала устранили скученность зубов в переднем отделе, а затем при помощи керамических реставраций воссоздали правильную форму и более светлый цвет зубов. Отсутствующий зуб восстановлен имплантом и коронкой.

2 мая

Срочное решение поломки протеза перед поездкой за границу

В работе «Временное съемное протезирование верхних зубов перед срочным выездом за границу» пациент обратился со сломанным старым мостовидным протезом верхних зубов. Проблему нужно было решить очень быстро, но старый протез нельзя починить и поставить на место — под ним сгнили зубы (4 зуба на удаление). Срочно укрепили три оставшихся зуба коронками и сделали частичный съемный протез — это временное оптимальное решение.

29 апреля

Потеря зубов из-за бруксизма (раскол зубов) и одномоментная имплантация

В работе «Коронки из диоксида циркония на имплантах – лучший способ замещения отсутствующих зубов» пациентке вместо двух расколовшихся от бруксизма зубов установили импланты и восстановили зубы коронками на имплантах. Даны рекомендации по контролю над бруксизмом.

все новости

Самостоятельная диагностика задержки развития речи

    Родители могут самостоятельно определить, всё ли в порядке с речью их детей в 5 лет. Для проверки словарного запаса можно предложить следующие задания:

  • спросить, что делает тот или иной человек, как действует какой-либо предмет. Например, «Что делает корабль?» (плывёт). «Что делает дедушка?» (копает грядку);
  • попросить назвать противоположные действия, например, «сел – встал, открыл – закрыл» или противоположные признаки, например, «лёгкий – тяжёлый, мягкий – твёрдый»;
  • предложить назвать детёнышей животных, например, «У козы кто детёныш? Козлёнок. У медведя кто? Медвежонок. У коровы кто? Телёнок. У лошадки кто? Жеребёнок» и т. д.;
  • проверить, знает ли он основные цвета и оттенки, формы предметов (треугольная, круглая, квадратная, овальная, прямоугольная, многоугольная);
  • проверить, может ли он описать предмет, например, «Стул какой? Мягкий, деревянный, коричневый, с металлическими ножками»;
  • предложить достать предмет, который находится под коробкой, на коробке, над коробкой, под коробкой, перед коробкой, за коробкой, в коробке, между коробками для определения правильного употребления предлогов.
  • образовать множественную форму слова, например «Это нога, а это… ноги. Это окно, а это… окна. Это воробей, а это… воробьи»;
  • просклонять существительное: «Это что? Книга. Нет чего? Книги. Что убрали? Книгу. К чему положить тетрадь? К книге. Чем я закрыла тетрадь? Книгой. О чём мы говорим? О книге»;
  • изменить слово, употребив его в другом роде: «Сын пришёл в парк. Как это можно сказать про дочку? Дочка пришла в парк». Разложить перед ребёнком картинки (жёлтая груша, жёлтый цыплёнок, жёлтое солнце, жёлтые бусы) и попросить их назвать.

    Для проверки построения фраз, надо предложить ребёнку закончить предложение, используя при этом сюжетную картинку: «Девочка… поливает цветы», где мама или папа произносят только первое слово. Далее, можно задавать наводящие вопросы, чтобы фраза стала более полной: «Чем поливает? Где поливает? Зачем поливает?»

   Проверяя, не страдает ли у детей структура слова, им предлагают повторить сложные слова типа простокваша, академия, механизатор, складчина, потолок, фармацевт. Пусть ребёнок повторит слово несколько раз подряд, чтобы проверить, не переставляет ли он слоги местами, не пропускает или не заменяет слоги и буквы в слогах.

Симптомы задержки речевого развития в 5 лет

   Первое, на что нужно обратить внимание тем родителям, которые подозревают ,что у их ребёнка проблемы с развитием речи – это то, насколько она понятна. Признаки неразвитой речи:

  • его не всегда могут понять посторонние люди;
  • он говорит невнятно;
  • из-за того, что речь неразборчива, трудно определить, насколько она грамотна, и какими грамматическими категориями он может пользоваться. Например, числом и родом имён существительных, падежами, числом и лицом глаголов;
  • словарный запас очень мал, даже неспециалисту заметно, что он отстаёт от сверстников;
  • фразы, используемые в речи, короткие и неполные, состоят из существительных и глаголов;
  • неправильно произносится или не произносится совсем большое количество звуков.

   Если у вашего ребёнка есть хотя бы один из этих признаков, можно с уверенностью сказать, что налицо речевая задержка.

Гимнастика для постановки звука Р

Одним из способов развить подвижность языка, придать ему силу, гибкость, улучшить переключаемость, является артикуляционная гимнастика. Стоит заметить, что улучшение подвижностям языка благотворного влияет не только на звукопроизношение, но и на ортодонтическую ситуацию, а также является профилактической мерой для предотвращения частого возникновения кариеса, т.к. «застойные» явления во рту способствуют развитию микробной флоры, вызывающей кариес.

В видеоролике, представленном ниже, логопед Т.Б. Цукор подробно показывает все упражнения, необходимые для постановки звука Р в медленном темпе и дает комментарии по длительности их выполнения.

  1. Упражнения «Моржики», «Лопаточка», необходимы для расслабления языка.
  2. Упражнения «Вкусное варенье», «Барабан», «Лошадка» и «Парус» тренируют мышцы языка, готовят их к правильному произношению звука Р.
  3. Упражнения «Чистим зубки», «Футбол» выполняются для улучшения гибкости и подвижности языка.
  4. Упражнение «Фокус» выполняется для выработки сильной направленной воздушной струи, необходимой для звука Р.
  5. Упражнение «Моторчик» является финальным шагом к постановке звука Р.

Для автоматизации звука Р необходимо выполнять задания и упражнения достаточно длительное время. Особенно, если ребенку необходима пластика уздечки или лечение ЛОР-органов и восстановление носового дыхания.

Если после просмотра видео остались вопросы — записывайтесь на консультацию к логопеду по телефону: +7 (499) 110 18 04 или через форму на сайте. Задать вопросы по логопедии можно Т.Б. Цукор на ее странице в

Советы и рекомендации

Проверка, какие звуки не выговаривает ребенок, — важный этап в речевом развитии. Наблюдение за речью малыша, консультация родителей с логопедом и систематические занятия помогут ему преодолеть трудности в произношении и развить полноценную речь.

Прослушивание и наблюдение

Первым шагом в определении звуков, которые малыш не произносит, является внимательное наблюдение за его речью

Родителям следует прислушаться и обратить внимание на то, какие именно звуки ему удается говорить правильно, без искажения, а какие он заменяет другими или вовсе пропускает. Такое наблюдение поможет понять, каких именно звуки нуждаются в проработке

Консультация со специалистом

Если ребенок выказывает старательность, но безуспешно, необходимо обратиться за профессиональной помощью. Логопед-дефектолог «Киндер Велт» проведет комплексное исследование, детально проанализирует артикуляцию и речь маленького пациента. Специальные методики и тесты помогут определить, с какими звуками он совсем не справляется и насколько выражены его речевые недостатки. После выявления проблем специалист разработает индивидуальную программу коррекционной работы, в рамках реализации которой научит малыша улучшить коммуникационные навыки.

Упражнения и игры

Коррекционная работа предполагает использование различных игр и упражнений для детей, направленные на развитие у них органов речевого аппарата и недостающих звуков. Сюда входят:

  • упражнения на артикуляцию, тренирующие правильное произношение;
  • стимулирующий массаж для губ;
  • игры, которые делают упражнения еще более интересными и увлекательными.

Наряду с применением этих методик специалист тесно сотрудничает с родителями, обучая их тому, как создать благоприятную речевую среду в доме, например, чтение детских книг, постановка правильной интонации, использование жестов и мимики для продуктивной коммуникации с детьми. Логопед-дефектолог адаптирует свои методики и подходы в соответствии с особенностями каждого малыша, чтобы добиться максимального эффекта коррекции.

Определение

Фонематический слух — это способность различать, анализировать и дифференцировать услышанные фонемы — это фонематический слух. Анализатор звуков включается у ребенка сразу после рождения.

Он прислушивается к голосам, реагирует на них. Спустя 6-7 месяцев подражает разговорам взрослых, копируя слоги, отдельный звуки. К 12 месяцем — говорит первое слово.

Таким образом формируются акустические образы отдельных фонем. Дети могут их смешивать, заменять, это считается нормой до определенного возраста. К 4 годам, малыш должен хорошо усвоить технику произношения большинства звуков родного языка. Исключение составляют только Р — Л. Если этого не произошло, то можно говорить о дислалии — фонематическом нарушении слуха

Важно, чтобы неправильное произношение не вошло в привычку, ребенок должен научиться контролировать четкость речи, внимательно прислушиваться к окружающим, себе

Упражнения для растяжения уздечки языка

При короткой уздечке языка логопеды прежде всего рекомендуют растягивать её с помощью массажа и артикуляционных упражнений. Их можно выполнять в игровой форме, и при должном подходе уздечка перестанет быть помехой в произношении звука «р». Следует отметить, консервативный метод удлинения уздечки эффективен у детей в возрасте до 5 лет.

Тянемся до носа

Дотянуться до кончика носа — задача не каждому под силу, но можно провести соревнование, кто же дотянется сильнее. Кончик языка нужно максимально тянуть вверх. Повторять упражнение по 5-7 раз в день.

Как котенок

Ребенок видел, как котята лакают молоко? Предложите ребенку попробовать лакать что-нибудь, как домашняя кошка. Например, сгущенное молоко на тарелке. Это отличное действие для растяжения уздечки.

Легкий массаж

Массаж подъязычной уздечки с целью её растягивания проводится взрослым. Эту несложную процедуру можно проводить дома, после того, как способ растягивания уздечки массажем продемонстрирует логопед. Ребенок открывает рот и поднимает кончик языка вверх. Чистыми пальцами рук (большим и указательным) взрослый аккуратно берет под языком уздечку и делает массирующие движения. Допустимо небольшое подтягивание уздечки вверх. Массаж делать 2 раза в день по 3 минуты.

Особенности развития речи 5 – 6 лет

Все компоненты речи в этом возрасте совершенствуются, ведь они необходимы для дальнейшего школьного обучения.

Фонетика: произношение звуков

Ребенок 5 лет готов выговаривать правильно все звуки. Но некоторым детям все еще не даются шипящие и «р» (его заменяют на «л»). Причем изолированно они могут правильно произносить «р», а в словах — нет. Даже те элементы, которые они говорят всегда правильно, могут «хромать» в словах со сложной слоговой структурой.

Характерная особенность развития речи ребенка 5 лет — он замечает, как говорят друзья и свои собственные ошибки, то есть появляется критичность.

Словарный запас дошкольников

Он насчитывает от 2500 до 3000 слов. Словарь дополняется обобщающими словами.

Еще одна особенность развития речи 5 – 6 лет— детки оперируют многими понятиями. Могут назвать природные явления, предметы быта, времена года, профессии, виды транспорта, животных (домашних-диких), птиц, фрукты-овощи.

Причем они имеют представление о том, к примеру, как выращивают фрукты, овощи, какие изменения происходят при разных сезонах, о том, какие животные обитают в лесу, а какие на ферме. Ориентируются в пространстве, знают названия месяцев, дней недели, праздников, правила дорожного движения для пешеходов.

Им нравится рассуждать о том, что они видят, о происходящем. Общение способствует развитию речи, и наоборот.

Простые слова они говорят правильно, не меняют и не пропускают слоги. Но вот сложные или малознакомые слова могут искажать.

Грамматический строй речи

В большинстве случаев детки говорят распространенными простыми предложениями, но появляются сложные. Предложения становятся более оформленными грамматически — в них присутствуют основные части речи.

Появляются собирательные существительные (детвора, белье, листва), прилагательные, которые обозначают свойства и состояние вещей (обледенелый, застывший). Детям доступны абстрактные понятия (душевный, милый, добрый).

Выделяют такие особенности развития речи 5 – 6 лет: ребята правильно применяют предлоги, спрягают существительные по падежам и числам, согласовывают существительные с числительными (три снегиря, пять шоколадок), образуют притяжательные прилагательные (мамин, лисий).

Ребята могут неправильно употреблять существительные в именительном, родительном падежах во множественном числе (карандаш — много карандашов) и приставки с пространственным значением (подошел, зашел, вошел). Это считается нормой развития речи в этом возрасте.

Связность речи

Дошкольники говорят вполне связно, последовательно и логично. Они могут составить рассказ по картинке или серии иллюстрацией, пересказать небольшую историю или сказку объемом 50 предложений. Могут вести монолог, оперируют фразами. У них достаточно сформированы речевые навыки, чтобы точно выражать свои мысли, желания, делиться впечатлениями.

Норма развития речи у ребенка 6 лет

В этом возрасте характерны следующие особенности:

  1. Словарный запас включает до 3000 слов, они запоминаются на лету;
  2. Дети выговаривают все звуки;
  3. Артикуляционный аппарат полностью сформирован;
  4. Словотворчество «отмирает»;
  5. Умеют управлять своим голосом — тональностью, громкостью;
  6. Доступен простой звуковой анализ: могут найти звук в слове и подобрать слова, которые начинаются на него;
  7. Оперируют обобщающими словами, разными категориями (посуда, транспорт, времена года, животный мир);
  8. Развитие связной речи 5 – 6 лет.

Занимайтесь с ребенком. Разговаривайте много, ведите диалог, отвечайте на вопросы, читайте и обсуждайте книги, фильмы — все это способствует развитию речи. Эффективны упражнения, которые вы можете выполнять дома.

Особенность артикуляции заднеязычных и виды нарушений

При произнесении К губы принимают форму последующего гласного или полуулыбки, зубы разомкнуты. Кончик языка находится внизу, а сам по форме похож на горку. Задняя часть спинки должна касаться задней части неба.

Боковые края языка должны быть прижаты к верхним боковым зубам. Когда вы говорите К, голосовые связки не работают, не сомкнуты. Выдох должен быть сильным, чтобы получилось разомкнуть смычку, которая образуется между задней частью языка и небом.

Неправильное произношение этого звука называется каппацизм, а его замена на другой − паракаппацизм. Есть несколько разновидностей данных нарушений:

  • Вместо К получается гортанный щелчок. Он образуется в результате того, что голосовые связки смыкаются, и во время дыхания получается дополнительное давление на них. Когда ребенок говорит К, воздух выходит с шумом, что и добавляет гортанный щелчок.
  • В речи происходит замена на Т.
  • Заменяет на Х.

Если в речи есть какое-либо из этих нарушений нужно провести диагностику, выполнить коррекцию звукопроизношения.

Проверка органов речи

Проверка органов речи у ребенка может включать следующие шаги:

внимательно наблюдайте за органами речи ребенка, включая губы, язык, зубы и небо

Обратите внимание на их форму, движение и координацию;
попросите ребенка произнести различные звуки и звукосочетания. Обратите внимание на то, насколько точно и ясно он произносит каждый звук

Обратите внимание на наличие искажений, замены или опущения звуков;
оцените функциональность органов речи ребенка, включая его возможность контролировать движения губ, языка и челюстей. Проверьте, насколько хорошо ребенок управляет этими органами и может выполнять сложные движения, необходимые для произношения разных звуков.

Чтобы проверить наличие короткой уздечки, нужно предложить ребенку поднять язык к верхним зубам. При укороченной уздечке, кончик языка выглядит раздвоенным. При таком дефекте возникают трудности с произношением звуков «ш», «ж», «л», «р».

Проблемы вызывают парезы языка и губ, представляющие собой ослабление движений мышц. При такой патологии ребенку сложно вытянуть губы трубочкой или сделать язык широким. Также проблемы с произношением возникают при неправильном прикусе или при недоразвитии фонематического слуха.

Развитие и нарушение речи у ребенка 3,5-4,5 лет

К этому возрасту в словарном запасе начинают появляться абстрактные конструкции, например «добрый», «хороший». Хотя набор слов еще относительно небольшой. Речь затрагивает прошлое и будущее время. Появляются отрицательные конструкции и более сложные вопросы. Малыши способны рассказать достаточно длинные истории с четко структурированным сюжетом. В ролевых играх появляются пространные диалоги и сценарии. Прослушав повествование, дети этого возраста связно отвечают на вопросы. Малыши могут точнее выражать мысли и чувства, учатся решать конфликты словами. Произношение постоянно совершенствуется.

При этом некоторые речевые недостатки будут присутствовать — это нормально.

Специалисты могут отнести ребенка этого возраста к одной из следующих групп:

  • Дети, которые еще не говорят или поздно начали. Если речь и есть, то она находится в зародышевом состоянии. Слов мало, фразы короткие и неполноценные. Многие слова заменяются жестами. Артикуляция слабая, непонятная.
  • Неразборчиво говорящий ребенок. Присутствуют и достаточный словарный запас, и сложные конструкции. Однако плохое произношение и большое количество ошибок делают речь трудной к восприятию.
  • Разборчиво говорящий ребенок. В эту группу относят малышей, у которых речевое развитие соответствует норме. Они строят развернутые фразы и демонстрируют достаточный словарный запас. Звукопроизношение может хромать, но это не сказывается на степени понятности.

Если по срокам малыш заговорил недавно, но качество речи высокое, его также отнесут к последней группе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: