Коррекционно-развивающая работа при задержке речевого развития
Объем коррекционной помощи детям с задержкой речевого развития зависит от факторов, вызвавших отставание становления речевых навыков. Так, при причинах социально-педагогического характера, в первую очередь, необходима организация благоприятной речевой среды, стимуляция речевого развития ребенка, правильный подбор речевого материала, демонстрация образцов правильной речи, «оречевление» (проговаривание) всех действий ребенка.
Если в основе задержки речевого развития лежит дисфункция мозга, коррекционно-педагогической работе должно сопутствовать лечение, назначаемое детским неврологом: прием ноотропных препаратов, массаж, транскраниальная микрополяризация, магнитотерапия, электрорефлексотерапия и др.
Параллельно с медицинскими процедурами и семейным воспитанием детям с задержкой речевого развития необходимы занятия с логопедом и детским психологом по развитию речи и познавательных процессов
Особое внимание в раннем детском возрасте уделяется развитию мелкой моторики, пальчиковым и подвижным играм, продуктивной деятельности (рисованию, лепке, аппликации), дидактическим играм (логопедическое лото, специальные речевые игры и упражнения и т. д.), развитию зрительного и слухового внимания, пассивного словаря и активной речи, связной речи
Прогноз и профилактика задержки речевого развития
Чем раньше начаты развивающие занятия с ребенком, тем быстрее и успешнее будет результат. Обычно при устранении предрасполагающих причин и грамотно организованной работе уже к старшему дошкольному возрасту, дети с задержкой речевого развития догоняют своих сверстников. Эффективность коррекции зависит не только от участия врачей и педагогов, но и усилий родителей, соблюдения ими единых речевых требований и рекомендаций специалистов.
Профилактика задержки речевого развития у детей включает создание условий для благоприятного течение беременности, родов и постнатального периода; обеспечение адекватных микросоциальных условий и речевой среды, окружающей ребенка. Необходимо, чтобы игрушки, с которыми играет ребенок, носили развивающую направленность, а поступающая информация относилась к зоне актуального и ближайшего развития ребенка. Для оценки уровня речевого развития в 2–2,5 года целесообразно посетить логопеда.
Лечение
Задержка речи у детей поддается лечению – главное, начать его вовремя, набраться терпения и проявить определенную настойчивость.
Лечение речевых расстройств обычно состоит из следующих составляющих.
Лекарственная терапия
Лекарственные препараты вам выпишет лечащий врач, как правило, это средства для «подпитки» нейронов головного мозга и для стимуляции речевых зон.
Магнитотерапия, электрорефлексотерапия, дельфинотерапия и иппотерапия
Эти способы терапии позволяют воздействовать на зоны головного мозга, ответственные за дикцию, память, интеллект.
У магнитотерапии противопоказаний нет, а вот электрорефлексотерапию нельзя использовать для лечения детей с эпилепсией, судорожным синдромом и психическими заболеваниями.
Дельфинотерапия, иппотерапия и аналогичные альтернативные методы практикуют некоторые специалисты. Эти способы лечения подбираются индивидуально.
Работа с педагогом-корректологом
Никакая медикаментозная терапия, если к ней не будет прилагаться работа ипедагога-корректолога, психолога или дефектолога, не способна ликвидировать темповую задержку речи. В задачу педагогов входит психическое развитие детей, их социальная адаптация, исправление прошлых ошибок воспитания, совершенствование интеллектуальных способностей, памяти и внимания. Каждый ребёнок уникален, поэтому с каждым малышом специалисты занимаются индивидуально.
Ежедневная работа с родителями
Ну и, конечно, родители не должны надеяться, что всю работу выполнят врачи. От настойчивости, последовательности и терпения мам и пап во многом зависит удачный исход лечения
Очень важно, чтобы родители занимались с малышом в игровой обстановке, не вызывая у него отрицательных эмоций
Советы логопеда
Если невролог или психиатр при первом осмотре поставил ребенку диагноз ЗРР (задержка речевого развития), не стоит паниковать. У каждого ребенка имеется запас времени до 3 лет, когда он может начать говорить. Это может произойти в год, опережая развитие по нормам ВОЗ или ближе к 3 годам. Главное, при недоразвитии речи пройти полноценное обследование, чтобы исключить наличие патологий неврологического или органического характера.
Если помимо ЗРР врачи не ставят малышу сопутствующих диагнозов, ребенок вполне здоров, задержка речи − его индивидуальная особенность, он заговорит позже. Родители в силах помочь крохе быстрее справиться с трудной задачей, для этого нужно:
- больше читать сказки, петь песенки, рассказывать истории и стихи малышу;
- гулять на свежем воздухе и общаться с крохой во время прогулки, обсуждая окружающие явления природы;
- играть в подвижные и настольные игры, проговаривая цвета, формы, времена года и т. д.;
- собирать с малышом пирамидку, кубики, мозаику;
- больше разговаривать с малышом, даже если он пока не может полноценно ответить взрослому;
- посещать театры, спектакли, цирк музеи.
Симптомы недоразвития речи
Несмотря на различную природу нарушения, недоразвитие речи характеризуется типичными проявлениями:
- позднее появление первых слов в три-четыре года, а иногда к пяти;
- нарушены звуковая и грамматическая стороны речи;
- ребенок многое понимает, но затрудняется озвучить свои мысли;
- речь невнятна, малопонятна по достижении трёх лет.
Необходимо учитывать возрастные рамки становления и развития речи.
Запишитесь на консультацию. Детский логопед и психолог центра проведут диагностику развития ребёнка. В случае нарушений определят индивидуальные причины задержки речевого развития, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.
Почему ребенок не говорит в 2 года
Неврологические заболевания зачастую являются одной из самых частых причин отклонений в речевом развитии детей. К ним относятся:
- Поражение центральной нервной системы и недоразвитие головного мозга.
- Общий гипотонус (и в частности гипотонус мышц лица).
- Врожденные патологии развития языка, губ, неба, лицевых мышц.
Неврологические патологии могут привести к возникновению тяжелых речевых расстройств, таких как:
- Моторная алалия
- Сенсорная алалия
- Дизартрия
- Афазия
Моторная алалия
Это заболевание, при котором ребенок может полностью не разговаривать, либо говорить плохо, путая окончания. При этом ребенок понимает что ему говорят взрослые.
Причина заболевания – поражение речедвигательного анализатора – центра Брока и его проводящих путей.
Признаки речевого нарушения:
- Ребенок в 2 с половиной года еще не говорит. Первые слова начинает произносить в возрасте 4 лет.
- Неправильно строит предложения, использует слов в неправильной форме и падеже.
- Имеет очень скудный словарный запас.
- Гиперактивный или, наоборот, малоподвижный.
- Отказывается общаться со взрослыми и детьми, не хочет идти на контакт, порой агрессивен.
Сенсорная алалия
Заболевание, которое характеризуется недоразвитием импрессивной речи.
При сохранном слухе нарушается понимание речи окружающих.
Причина заболевания – поражение части головного мозга, отвечающей за правильный анализ речи.
Признаки данной патологии:
- Расторможенная речь. Карапуз болтает, но взрослые не понимают что он говорит.
- Низкий интеллект.
- Когда с ребенком общаются, он с трудом воспринимает речь окружающих на слух.
- Замена букв.
- Произнесение нескольких слов слитно, единым словом.
- Гиперактивность, в сочетании с подавленностью.
Дизартрия
Данное заболевание характеризуется сбивчивым ритмом дыхания, гнусавостью голоса, не четким произношением звуков.
На физическом уровне патология проявляется слабым тонусом лицевых мышц. Малыш почти не может поднять язык вверх, доставать им до внешних уголков рта. Язык ребенка, страдающего дизартрией в 2 годика, дрожит. Наблюдается обильное слюнотечение.
Причина заболевания – асфиксия головного мозга, генетическая предрасположенность, заболевания ЦНС.
Афазия
Является частой причиной того, что ребенок в 2, 5 года не разговаривает. При данной патологии речь ребенка искажена: нарушены произношение и смысл фраз. При этом слух может быть в норме.
Причина заболевания – травмы головы, онкологические заболевания, осложнения после инфекционных заболеваний.
Физиологические причины
К физиологическим причинам отсутствия речи в 2 года можно отнести следующие проблемы:
Нарушения слуха.
Любое нарушение слуха сказывается негативно на развитии речи. Дети, страдающие тугоухостью, всегда отстают в речевом развитии. Если ребенок в 2,5 года не разговаривает, родителям следует обратиться к отоларингологу и проверить слух малыша.
Недоразвитие речевого аппарата.
Слабость челюстных и лицевых мышц может стать причиной того, что ребенок в 2 года не говорит. Признаками нарушения артикуляции являются повышенное слюнотечение, приоткрытый рот малыша и возникающий рвотный рефлекс при попытке проглотить твердую пищу. Причинами нарушения артикуляции могут быть слишком раннее отлучения от груди, а также короткая уздечка под языком.
Генетическая предрасположенность.
Бывает так, что ребенку почти 2 года 9 месяцев, а он не разговаривает. С первого взгляда здоровый малыш, не имеющий никаких физиологических отклонений, может иметь генетическую предрасположенность к отставанию в речевом развитии.
Возможно, у кого-то из родителей или других родственников имел такую же патологию, и ребенку она передалась по наследству. В этом случае заставлять ребенка говорить бесполезно. Можно лишь помочь ему, стимулируя развитие речи при помощи игр и занятий.
Психологические причины
- Часто ребенок в 2 года не разговаривает из-за отсутствия необходимости говорить. Взрослые предвосхищают все его желания, излишне опекают и у него отпадает необходимость заявлять о своих потребностях взрослым. В этом случае родителям стоит перестать опекать ребенка и начать стимулировать его речь: чаще задавать открытые вопросы, не спешить удовлетворить каждое желание чада, стоит ему только показать на желаемый предмет пальцем.
- Частой причиной того, что ребенок в два года не говорит является стресс или испуг ребенка. Ребенок может развиваться нормально, а затем, пережив какой-либо стресс (разлуку с матерью, переезд, болезнь) сделать шаг назад в речевом развитии.
Тревожные звоночки
Надо сразу объявить, что есть задержка речевого развития (ЗРР), а есть — задержка психо-речевого развития (ЗПРР). В первом случае малыш отстает от ровесников только в развитии речи. В других сферах ребенок развивается просто замечательно. Как правило, такой малыш отлично общается с окружающими при помощи жестов и звуков. Все понимает, контактен, сообразителен… Просто молчалив.
Если же вы замечаете, что дело не только в речи… Ситуация значительно серьезнее. Однако, и тут все может выправиться к 4-5 годам.
На что обратить внимание:
Малыш плохо понимает речь. В 2 года — это ненормально. Он может не говорить, но если вы замечаете, что двухлетке тяжело воспринимать слова на слух, если он часто путает бытовые слова… Идите к специалисту. Малыш не выполняет просьбы. Вообще. Не показывает по просьбе ни собачек, ни машину, ни маму, ни коляску. Не приносит по просьбе предметы. У ребенка нет указательного жеста. Совсем нет! Он ничего не показывает, даже без просьб. В норме указательный жест появляется до года. Если появился чуть позже года — тоже не беда. Но если — только после 1,5 лет… К специалисту. Также плохой звоночек — если малыш не умеет просить. В этом возрасте дети прекрасно понимают, кто поможет им достать желаемое. Берут маму за руку, ведут в нужное место, указывают пальцем на заветный объект и смотрят на маму. Даже годовалые карапузы способны просить. Указывать на предмет и смотреть на кого-то из взрослых. Если же дитя только подходит к желаемому и орет, не вступая ни с кем в контакт… Это плохо. Также должна насторожить плохая мелкая моторика (не собирает пирамидки и т.п.), неуклюжесть, неуверенная ходьба. Плохо, если ребенок не умеет делиться радостью, не приносит маме что-то интересное. Плохо, если малыш не смотрит на реакцию мамы, если происходит что-то необычное. Плохой звоночек — малыш с удовольствием повторяет большие абстрактные слова (или целые фразы!), но не использует речь в жизни. Например, может ходить и повторять не к месту слова стихов или песен, но не освоил самую основу — «мама», «папа», «дай», «кашка», «бух» и т.п. Маму должны насторожить странные движения малыша перед глазами, стереотипные игры. Например, ребенок целыми днями закрывает и открывает дверь по многу раз. Это очень размытый пункт, так как имеются ввиду навязчивые движения
Обратите внимание, может ли малыш поддержать простейшую ролевую игру? Кормить куклу из ложечки? Мыть и укладывать спать? Здоровые дети обычно способны на такие игры в 1 год. Отзывается ли ребенок на свое имя? Легко ли вам играть со своим малышом? Если вы возьмете несколько игрушек и устроите мини-спектакль, используя простую речь — ему будет интересно? Хоть на минуту? Если нет — это может указывать на сложности восприятия речи. Вас должны насторожить взмахи руками, как крылышками, при выражении эмоций
Хождение на носочках. Тремор рук и подбородка. Раскачивания. И подобные неврологические нарушения
Вас должны насторожить взмахи руками, как крылышками, при выражении эмоций. Хождение на носочках. Тремор рук и подбородка. Раскачивания. И подобные неврологические нарушения.
Я описала самые яркие тревожные «звоночки». Однозначно, здесь — не все. Некоторое может заметить только специалист — по тому, как малыш воспринимает новую информацию. Как анализирует задания. Как и куда смотрит во время обучения. Насколько осознанный контакт глазами.
Поэтому даже если ничего из вышеописанного у ребенка нет — все-таки лучше сходить к хорошему неврологу.
Оптимальный возраст для посещения
Логопедическая коррекция речи наиболее эффективна в раннем возрасте. Идеальным временем для начала занятий с логопедом считается период с 3 до 5 лет, когда у ребенка формируется речь и происходит активное развитие речевых навыков.
Раннее обнаружение и коррекция
На ранних этапах развития ребенка логопед может выявить и скорректировать недостатки в речи, что способствует более успешному развитию компетенций коммуникации и общения.
Профилактика и поддержка для детей
Посещение логопеда в возрасте 3-5 лет также помогает предупредить возможные проблемы с речью в будущем и обеспечивает поддержку в развитии языковых навыков.
Нормы речевого развития после 1 года
Побуждать ребенка к общению нужно начинать с самого рождения, но именно возраст после 1 года наиболее продуктивен для раннего речевого развития и формирования первого словаря.
1-2 года
Употребление аморфных слов. Соотнесение знакомых слов с предметами, изображениями. Появление попыток передать одним-двумя словами смысл предложения.
2-3 года
Интенсивное пополнение словаря, усложнение фразовой речи, появление новых артикуляторных навыков и экспериментирование с ними.
3-4 года
Понимание обращенной речи на бытовом уровне, ребенок успешно действует по словесной инструкции взрослого. Достаточно хорошо развита монологическая речь, может связно рассказать о каком-либо событии, явлении свидетелем которого сам являлся. Развернуто отвечает на вопросы, активно их задает.
Знает названия транспортных средств (поезд, машина и т. д.), их частей (колеса, руль, кабина и т. д.), фркутов, овощей, предметов одежды, посуды, мебели. Называет домашних и диких птиц и животных, их детенышей. В самостоятельной речи употребляет глаголы, обозначающие действия (идти, ехать, рисовать, играть, гулять и т. д.), прилагательные, обозначающие величину, цвет, вкус, наречия (далеко- близко, давно — недавно, сильно- слабо и т. д.).
4-5 лет
Верно произносит звуки родного языка. Называет слова, обозначающие профессии.
Может самостоятельно составить связный рассказ из 3-4 простых распространенных предложений.
Понимает смысл картинок, правильно определяет последовательность из серии сюжетных картин, развернуто рассказывает по картине. Верно употребляет существительные в единственном и множественном числе, простые предлоги (под, на, перед, в, над и т. д.). Способен к пересказу пересказу небольшого литературного текста и подробным ответам на вопросы по содержанию текста.
5-6 лет
Владеет фонетически чистой, выразительной речью. Пользуется как простыми, так и сложными предложно-падежными конструкциями, прямой и косвенной речью. Поддерживает непринужденную беседу по доступным возрасту темам. Составляет рассказы описательного и повествовательного характера, по картине и по представлению. Знает считалки, детские стихи, сказки. Начинает осваивать элементы грамоты.
6-7 лет
Речь чистая, выразительная, грамматически правильно оформленная, активный словарь обширен. Употребляет сложные грамматические конструкции. Свободно составляет рассказы по картине, описания предметов, из личного опыта. Знает наизусть несколько стихотворных текстов. Как правило, владеет навыком послогового чтения с полным пониманием прочитанного.
Лечение ЗРР посредством упражнений.
Нормы речевого развития по возрастам
Что включает понятие „ребенок с нормой речевого развития“
Норма речевого развития у детей разного возраста зафиксирована в различных источниках информации
Однако психологи рекомендуют крайне осторожно подходить к сравнительной характеристике речевых умений конкретного ребенка и информации из таблиц и справочников. Действительно, нарушения речи являются одной из наиболее распространенных проблем в области психического развития малышей
Но далеко не всегда такие нарушения присутствуют на самом деле, а некоторые из них поддаются коррекции и в домашних условиях без привлечения логопеда или психолога.
Само понятие «возрастные нормы речевого развития детей» включает в себя не только количество выговариваемых ребенком слов и их правильное произношение. Сюда же относится и умение составлять словосочетания, предложения, распознавание местоимений, изменение слов по падежам и управление временем при помощи глаголов.
Это даст понимание первоочередных потребностей малыша или школьника – в первую очередь, необходимо расширять его лексические запасы или же стоит заняться переводом пассивных форм в активные.
Признаки благополучного развития речи у ребенка:
- физическое развитие ребенка соответствует возрасту
- у ребенка нет никаких неврологических заболеваний
- ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми
- ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит
- ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи
- ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам
Признаки неблагополучного развития речи у ребенка
- ребенок развивается с задержкой
- ребенок перенес тяжелые заболевания
- у ребенка есть неврологические заболевания
- ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит
- когда ребенок слышит просьбу “Повтори” или “Скажи это еще раз”, он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто Вас не слышал
- он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью (“самостоятельный” ребенок)
- ребенок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми
- ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке. На замечания “Скажи еще раз лучше” не реагирует.
- речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников
Если вы обнаружили хотя бы один признак неблагополучного развития речи ребенка, значит, вашему ребенку необходима помощь!
Если ребенок не говорит! Комплекс упражнений для развития речи у детей
И так, что нужно делать для правильного формирования речи?
- Выполнять комплекс артикуляционных упражнений.
- Обязательно развивать мелкую мускулатуру пальчиков – через массаж пальчиков рук (левой и правой).
- Делать пальчиковую гимнастику.
- Работать с мелким раздаточным материалом.
- Развивать ребенка творчески (делать аппликации, рисовать и т д.).
- Наладить общение ребенка с окружающим миром (поведенческий фактор, у ребенка должны быть внешние “образцы” для подражания).
- Разговаривать с ребенком на взрослом языке, не употреблять усеченные слова.
Специалисты медицинского центра “Президент -Мед” рекомендуют обратить внимание на следующие упражнения для коррекции речи у детей:
1. Артикуляционные упражнения
Нужно играть язычком, губами. Развивать мышцы губ и языка. Упражнениями занимаются в виде игры о веселом язычке. В этих играх полость рта называется «домиком», кончик языка «хвостиком», твердое небо «потолком», нижние зубы «крылечком», верхние «дверкой», а струя воздуха «ветерком».
- Открывать и закрывать «домик».
- Вытягивание губ в улыбку «трубочку» (и – у).
- «Хвостик» – вперед, назад, вверх, вниз, вправо, влево.
- Слизывать широким «хвостиком» варенье с верхней губки («вкусное варенье»).
- Широкий «хвостик» за крылечко («горочка»)
- Щелкать «хвостиком» («лошадка»).
- Отработать сильный «ветерок» посередине «хвостика»:
– сдувать ватку с кончика носа
– дуть через трубочку в стакан с водой
– дуть на мельницу или султанчики.
Какими методами пользуются педагоги-корректологи
Основными методами коррекции задержек речи являются:
- Музтерапия и арттерапия. Музтерапия способствует улучшению памяти и внимания. Арттерапия совершенствует зрительную память.
- Предметно-сенсорная терапия, разработка крупной и мелкой моторики рук, массаж. Например, очень полезны все пальчиковые игры – лепка из пластилина, рисование пальцами, собирание пазлов, конструкторов, пирамидок, игра в кубики, застегивание пуговиц, нанизывание бусинок на нитку. Это и понятно – в головном мозгу речевые центры расположены рядом с центрами мелкой моторики рук, поэтому развивая двигательные центры, ребенок автоматически улучшает и свою речь.
- Подвижные игры. Педагоги могут посоветовать подвижные игры, формирующие способность ориентации в пространстве, умение ритмично двигаться или специальные игры с речевым сопровождением.
В общем, с проблемой задержки речи у ребёнка вполне можно справиться, если подойти к ней серьезно и ответственно. Просто не стоит пускать это на «самотёк» надеясь, что со временем всё пройдет само. От того, как хорошо и правильно говорит малыш к шести годам, во многом зависит его будущее психологическое развитие, его умение общаться со сверстниками и взрослыми, его способность к обучению в школе. Главное, не упустить момент – чем раньше вы начнете лечение задержки речи, тем больше шансов, что оно будет успешным.
Подведём итоги
Итак, нормы развития речи у ребёнка:
- К одному году ребенок в норме говорит от двух слов. Слово — звукокомплекс обозначающий предмет, действие или человека.
- К двум годам появляется простая фраза: «Папа, дай», «Хочу играть!». Появляются твердые согласные звуки т, д, п. Всё чаще стечение согласных замещается одним звуком. В сложных словах может пропускаться слог.
- В три года ребенок переходит от «аморфных» звукоподражательных слов понятных только близким к общеупотребительным словам. появляются твердые согласные звуки: в, с, з, л, ч, щ, ж, ц. Допускается смешение артикуляционно-близких звуковю. Слоговая структура нарушается редко, в основном в малознакомых словах.
- К пяти годам полностью формируется звукопроизношение. Ребенок способен оценивать свое и чужое произношение. В слоговой структуре нарушений быть не должно.
- К школьному возрасту ребенок овладевает практически всей сложной системой практической грамматики.
Важно помнить, что деление речевого развития на периоды достаточно условно, так как сроки овладения речью индивидуальны, зависят от особенностей нервной системы ребенка, общего состояния здоровья и условий его воспитания. Зачастую понимание опережает активную речь
Произносительные слова могут появиться ближе к двум с половиной годам.