Виды нарушений звукопроизношения у старших дошкольников

Виды нарушений звукопроизношения у старших дошкольников. воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - маам.ру

Постановка звука Т

Логопеды применяют 3 способа постановки звука Т:

  • подражательный;
  • механический;
  • от других фонем.

Желательно, чтобы дошкольник выполнял гимнастику не только на логопедических сеансах, но и дома, занимаясь с родителями.

Постановка звука Т твердого

Рассмотрим способы получения фонемы:

  1. Подражательный способ подразумевает образование межзубной твердой фонемы в результате плевания. Необходимо сделать достаточно широкую улыбку, обнажив зубы, чуть выставив кончик языка, и сделать плевок. После отработки навыка следует перейти к постановке при сжатых зубах.
  2. Звук можно поставить от . Для этого необходимо проговаривать «па-па-па-па», при этом расслабленный язык должен лежать на нижней губе, а верхняя губа – бить по поверхности языка. Затем следует широко улыбнуться, это приведет к преобразованию слогов в «та-та-та-та».
  3. Чтобы поставить от , необходимо в быстром темпе сжимать и разжимать передние зубы, прикусывая ими выставленный язык.
  4. Механический способ подразумевает использование для вспоможения шпателя. Когда ребенок пытается проговорить слог «та», необходимо поднять инструментом верхнюю губу. Язык отреагирует на это действие, прижмется к задней стороне верхнего зубного ряда.

Постановка звука Т от Ть

Возможна постановка и от , и наоборот.

Для формирования мягкой фонемы необходимо:

  • попросить ребенка проговорить «та-та-та»;
  • в процессе проговаривания, используя шпатель, опустить кончик языка, получатся слоги «тя-тя-тя»;
  • звук можно образовать, щелкая кончиком языка при сомкнутых зубных рядах.

Бывает, что ребенок хорошо произносит , но твердый звук не получается. Отличие от в том, что при проговаривании второй фонемы кончик языка находится ближе к краю верхнего зубного ряда. Когда ребенок выговаривает , нужно попросить его придвинуть кончик языка ближе к задней стенке верхних зубов.

Постановка звука Т при замене на К

Дошкольника необходимо научить дифференцировать эти фонемы. Можно работать с карточками, изображающими предметы, начинающиеся на Т и К, проговаривать эти слова четко вслух. Попросить ребенка разбить картинки на две группы по наличию изучаемых фонем.

Хороший результат дает упражнение «Поймай слог». Логопед проговаривает несколько слогов, а дошкольник хлопает, когда слышит изучаемый звук. Например:

  • для К – ба-ва-ко-со; мо-но-ка-да; ку-сы-ле-де; жу-мо-ре-ке;
  • для Т – ру-бу-со-то; не-те-до-шо; ту-жу-са-бо; фе-ра-та-ша.

Ставим звук [З]

Артикуляция при воспроизведении звука «З» похожа на «С», только звук «З» более звонкий, поэтому при его проговаривании нужно задействовать голос. Звук «З» ставят после успешной автоматизации «С».

Постановка «З» аналогична работе со звуком «С», только нужно следить, чтобы ребенок подключал голос, ощущал вибрацию связок

Очень важно суметь донести ребенку, что эти звуки отличаются своим звучанием. Для этого предложите малышу положить ручку на горло и произнести поочередно оба звука. По вибрации ребенок поймет эту разницу

Когда звук «З» будет слышен отчетливо, предлагайте ребенку проговаривать его громче и четче. После этого проведите автоматизацию звука посредством упражнений на проговаривание слогов, слов, предложений

По вибрации ребенок поймет эту разницу. Когда звук «З» будет слышен отчетливо, предлагайте ребенку проговаривать его громче и четче. После этого проведите автоматизацию звука посредством упражнений на проговаривание слогов, слов, предложений.

Второй этап

Автоматизация звука в слогах начинается с избавления от призвука. Для того чтобы это произошло, нужно хорошо укреплять мышцы языка. С дошкольником продолжают делать артикуляционную гимнастику. Если возникают сложности, то это означает, что мышцы все еще слабые и без опорного звука, поэтому сложно вывести чистый .

Отработку начинают с прямых слогов

Не стоит акцентировать внимание ребенка на изменениях. Иначе он неосознанно начнет делать ошибки. Можно взять большой игральный кубик, предложить сказать «РА» столько раз, сколько выпадет на нем

Такой прием позволит не только улучшить речь ребенка, но и будет развивать его математические представления

Можно взять большой игральный кубик, предложить сказать «РА» столько раз, сколько выпадет на нем. Такой прием позволит не только улучшить речь ребенка, но и будет развивать его математические представления.

Слоговые дорожки тоже используются. Для этого необходимо сначала давать одинаковую последовательность, постепенно увеличивая ее. Еще один хороший способ избавления от призвука: необходимо взять мячик, предложить ребенку сесть на пол. Задача логопеда назвать начало слова, а ребенок добавляет «Р». Например: хо…(мяч катится) р, ва… (мяч катится) р

Важно чтобы дошкольник сам не только добавлял звук, но и называл слово целиком

Автоматизация звука в слогах направлена на выработку чистого звучания

Важно избавиться от помощи в виде опорного звука. На это уйдет много времени. Параллельно необходимо развивать речевой слух ребенка

Для этого используют специальные задания. Логопед предлагает дошкольнику хорошо прислушаться, называет ряд искаженных звуков, задача – хлопнуть в ладоши, когда будет чистый

Параллельно необходимо развивать речевой слух ребенка. Для этого используют специальные задания. Логопед предлагает дошкольнику хорошо прислушаться, называет ряд искаженных звуков, задача – хлопнуть в ладоши, когда будет чистый .

Усложнение последовательности слогов в дорожке тоже стимулирует память и речевой слух. Если сложно запомнить четыре слога, количество сокращают до двух. Можно совместить автоматизацию с активными играми.

Логопед и ребенок перекидывают мячик, вспоминая как можно больше слогов со звуком . Или взрослый раскладывает специальные бумажки по комнате. Каждая из них содержит особое задание. Например, произнести несколько раз слог, вспомнить артикуляцию звука, найти ошибку и т. п.

После того как прямые слоги будут отработаны, переходят к обратным. Способы автоматизации аналогичны предыдущему этапу. Постепенно ребенка готовят к звуковому анализу слов. Для этого в слоге утрировано произносят первый гласный: аааааааар, оооооооор, уууууууур, ыыыыыыыр.

Дошкольника просят обратить внимание на то, какой звук был первым, какой вторым. Для облегчения восприятия используют картинку-схему в виде птички. Первый звук – голова, последний – хвост, все что между ними – это середина

Картина должна быть поделена на три части вертикальными линиями

Первый звук – голова, последний – хвост, все что между ними – это середина. Картина должна быть поделена на три части вертикальными линиями.

После усвоения слогов переходят к следующему этапу – автоматизация звука в стихах, фразах, текстах.

Типы нарушений слоговой структуры слова

А.К. Маркова выделяет следующие типы нарушений слоговой структуры слова:

1. Нарушение количества слогов:

  • ​Сокращение (пропуск) слога: «моток» — молоток;
  • Опускание слогообразующей гласной: «пинино» — пианино;
  • Увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных: «команата» — комната;

2. Нарушение последовательности слогов в слове:

  • Перестановка слогов: «деворе» — дерево;
  • Перестановка звуков соседних слогов: «гебемот» — бегемот;

3. Искажение структуры отдельного слога:

  • Сокращение стечений согласных: «тул» — стул;
  • Вставки согласных в слог: «лимонт» — лимон;

4. Уподобление слогов: «кококосы» — абрикосы;

5. Персеверации (циклическое повторение одного слога).

6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими): «нананасы» — ананасы;

7. Контаминации (смешение элементов слов): «кабудка» — конура + будка.

Причины нарушения произношения звука л

Существует несколько причин, когда произношение “л” не формируется или нарушается:

  • малыш ещё не научился говорить этот звук и он его просто пропускает: например, «ивень» вместо «ливень». В возрасте 4-5 лет дети уже осваивают его, а к 6 годам ребёнок уже не просто разговаривает, а уже может дифференцировать твёрдый звук от мягкого;
  • для межзубного произношения характерна неправильная постановка языка, хотя акустически он получается отчётливо;
  • двугубное произношение: язык лежит на «дне», что характерно для звучания английского языка. Так бывает, когда ребёнку приходится общаться в семье на нескольких языках;
  • подвижная нижняя губа и расслабленный язык — получается «в» вместо «л»: «развивка» – «развилка»;

В этих случаях артикуляционные нарушения объясняются неправильным алгоритмом произношения, а именно — не сформировано положение языка. Также встречаются нарушения, когда нарушена дифференциация из-за неправильного дыхания, не того положения кончика языка, его серединки:

  • образование звука происходит за счёт губ, а не языка;
  • кончик языка опускается вниз, вместо того, чтобы упереться в резцы;
  • середина языка приподнята, а кончик языка опущен, а нужно наоборот.

Описанные нарушения обусловлены особенностями артикуляционного аппарата. В этих случаях автоматизация правильного звука л займёт буквально пару занятий с логопедом. Также быстро с этим можно справиться и в домашних условиях. Если же происходит постановка звуков при дизартрии, связанной с органическими, функциональными нарушениями ЦНС, необходима поэтапная системная постановка и автоматизация звука л.

1 Описание заболевания

Учимся выговаривать звук [л] на логопедическом занятии

Одним из самых «трудных» является звук л логопедическое занятие в ДОУ позволяет решить проблему.

Многие дети пропускают букву «л» и говорят слова так: «уожка» вместо ложки, или «апа», а не лапа. Выговаривание зачастую позволяет решить проблему, но иногда требуется более глубокая проработка речи.

Артикуляция буквы «л»

Артикуляция при произношении должна быть следующей: губы растягиваются в улыбку, и через сжатые зубы ребенок произносит звук. Задача логопеда следить за тем, чтобы произношение не было слишком мягким. Язык должен давать воздуху проход, а не упираться в зубы.

Чтобы поставить правильный «л», нужно сделать следующее:

  1. Ребенок широко улыбается и обнажает зубы.
  2. Кончиком языка он давит на них и начинает сильно гудеть, имитируя паровоз.
  3. Если звук остается мягким, то можно попробовать другой способ. Ребенок закусывает кончик языка и начинает громко дышать через рот, пропуская воздух через щели между языком и зубами. В этот момент нужно произносить звук до тех пор, пока он не получится твердым и четким.

Чтобы закрепить полученный результат, педагог предлагает ребенку произнести несколько слов:

БЕЛКА-СТОЛ-СТУЛ-ЮЛА-ПРАВИЛО-КОЛОДЕЦ-ВЕЛОСИПЕД-ЛЕСТНИЦА-ЛЯГУШКА-ПОМЕЛО-СОЛНЦЕ-КОРОМЫСЛО

После того, как ребенок усвоит произношение, можно спрятать язык за зубы и еще несколько дней отработать поставленный звук.

Артикуляционная гимнастика:

  • широкая улыбка. Нужно улыбнуться, затем сомкнуть губы, снова улыбнуться, повторяя это действие 5-8 раз. Каждый раз нужно сделать широкую гримасу и удерживать ее десять секунд;
  • ветерок. Простое упражнение, при регулярном повторении которого ребенок научится правильно вдыхать и выдыхать и произносить букву «л». Упражнение следующее — язык прикусывается, после чего нужно изо всех сил дуть в образовавшиеся отверстия. Малышу предлагают сымитировать ураганный ветер и он с радостью это делает;
  • конфета. Ребенок широко облизывает рот языком, представляя, что он только что съел вкусняшку;
  • лошадь, с помощью языка, прилипающего к небу, имитируется цоканье лошади. Сначала нужно добиваться четкого и громкого звука, но затем, для чистоты произношения, громкость снижается. В результате челюсть должна оставаться в неподвижном состоянии;
  • пароход. Ребенок прячет язык за зубами и всячески имитирует грохот парохода «ыыыыы». При выполнении этого упражнения рот автоматически принимает правильное положение для произношения звука «л».

Дополнительная информация! Ученые доказали, что произношение во многом зависит от того, насколько у ребенка развита мелкая моторика рук

Поэтому, делая упор на выговаривание, важно не забывать и о развитии моторики с помощью лепки фигур из пластилина, игр пальцами

Правильное произношение невозможно отработать за один день, на это потребуется время. Выполняя артикуляционные упражнения и повторяя слова и слоги несколько раз в неделю, можно добиться положительных результатов.

«Шепелявость» или нарушение шипящих звуков «ш,ж, ч, щ».

«Джиган, например, считает свою шепелявость изюминкой».

«Изюминка должна быть, в рифмах, технике, или других характеристиках, а не в дефектах речи».

«Я в детстве немного шепелявил, к людям с дефектами речи отношусь нормально, если из-за дефекта не трудно понимать конечно.»

«У нас есть преподаватель, у него нарушена дикция. Когда он впервые пришел провести у нас лекцию, мы почти ни слова не понимали. Он проглатывает слова, картавит, шепелявит».

«У меня был преподавать по «связам с общественностью»!!!, который безумно шепелявил — он вел много лекций, но вообще ничего не было понятно из того, что он говорил. Его постоянно переспрашивали, а большинство материалов пытались найти в других местах».

Т.е. как и в случае с «картавостью» при этом нарушении довольно сложно четко понимать речь человека, что существенно усложняет жизнь окружающих его людей.

Виды нарушений звукопроизношения

В процессе становления речь не отличается совершенством. Существуют разные нарушения звукопоизношения в речи. Чаще всего встречаются такие формы:

  • звук полностью отсутствует в детской речи. Ребенок его не может произносить и просто пропускает;
  • один звук заменяется другим, который проще произнести;
  • звук произносится с искажением. Звуки сложные для артикуляции, ребенок произносит неправильно. В его образовании задействуют органы артикуляционного аппарата.

Если малыш не меняет, а только искажает звук, но смысл вполне понятный. Это свидетельствует о фонетических нарушениях.

Часто нарушение звукопроизношения у детей связано с разными группами звуков – шипящими Ж, Ч, Щ, Ш, с сенсорными – Л и Р, с звонкими, со свистящими.

Если ребенок неправильно произносит только одну группу звуков, значит, присутствует мономорфное нарушение звукопроизношения. Если проблемы сразу с несколькими группами, речь идет о полиморфном звукопроизношении.

Ставим звук [Й]

Чаще всего звук «Й» получается поставить методом подражания, дополняя упражнения показом правильной артикуляции и тактильным ощущением экспираторной струи при протяжном произнесении «ЙЙЙЙ».

Ставят звук от произнесения звуков «АИА» или «ИА». Выдох нужно усиливать, когда произносится звук «И», и без перерыва нужно проговаривать краткое «А». Иногда эффективна постановка звука «Й» в словах, где он находится на первом месте.

От слога «ЗЯ» звук ставят механическим методом: ребенок проговаривает слог, а взрослый, используя шпатель, надавливает на переднюю часть спинки язычка, постепенно отодвигая его назад, пока не получится нужный звук.

Частые ошибки родителей при постановки звуков

Родители могут допускать такие ошибки произношения звуков в процессе занятий с детьми:

переход к автоматизации, когда ребенок не до конца научился изолированному произношению;
выполнение основного комплекса упражнений без предварительной артикуляционной гимнастики;
игнорирование наглядных материалов, которые делают автоматизацию увлекательным процессом;
использование одних и тех же материалов для автоматизации. Нельзя затягивать с процессом коррекции нарушений звукопроизношения. После освоения более легких заданий, нужно приступать к более сложным
Этап между изолированным проговариванием и автоматизацией также не должен быть слишком большим;
в процессе занятий не уделяется внимание постановке речевого выдоха;
нет демонстрации артикуляции на собственном примере;
занятия проводятся нерегулярно, а время от времени

Важно заниматься каждый день и не менее 15 минут.

Бывают и другие ошибки произношения звуков

Родители могут не уделять внимание дифференциации звуков при работе с детьми, имеющими нарушения фонематического слуха. Также не рекомендуется применять сложный для дошкольников материал с длинными и незнакомыми словами или непонятными стихотворениями

Постановка и закрепление должны проходить постепенно.

Игры в свободное время

Собери пирамидку

Цель: автоматизация звука в слогах, словах, предложениях, развитие мелкой моторики.

Оборудование: пирамидка.

Ход игры: нанизывая колечки пирамидки на стержень, ребенок произносит слог, слово, предложение.

Красивые бусы

Цель: автоматизация звука изолированно, в слогах, словах, предложениях, развитие мелкой моторики.

Оборудование: деревянные бусы, макароны, шнурок.

Ход игры: ребенок нанизывает крупные бусины, макароны на шнурок, проговаривая речевой материал.

Забавные прищепки

Цель: автоматизация звука изолированно, в слогах, словах, предложениях, развитие мелкой моторики.

Оборудование: прищепки.

Ход игры: ребенок произносит звук, слог, слово, предложение, в это время прикрепляет прищепки.

Назови ступеньку

Цель: автоматизация звука в слогах, словах, предложениях, развитие мелкой моторики.

Оборудование: кубики (лего), игрушка.

Ход игры: ребенок произносит слог, слово или предложение, в это время игрушка поднимается по ступенькам.

Слово-шаг

Цель: автоматизация звука изолированно, в слогах, словах.

Ход игры: взрослый произносит звуки, когда ребенок услышит автоматизируемый звук – делает шаг вперед. Также со слогами, словами.

Копилка слов

Цель: автоматизация звука в словах.

Оборудование: копилка, «фишки»

Ход игры: Ребенку предлагается придумать слова с автоматизируемым звуком и забросить фишку в копилку.

Собери мозаику

Цель: автоматизация звука в слогах, словах, развитие мелкой моторики.

Оборудование: мозаика.

Ход игры: Ребенку предлагается выложить дорожку определенного цвета и придумать слова с автоматизируемым звуком (пример, красная дорожка – слова со звуком , желтая дорожка – слова со звуком и т.д.)

Кнопочки

Цель: автоматизация звука изолированно, в слогах, словах, предложениях, развитие мелкой моторики.

Оборудование: иппликатор Кузнецова.

Ход игры: проговаривая слог (звук) с автоматизируемым звуком, ребенок одновременно нажимает на кнопочки (иппликатор Кузнецова). Сколько кнопочек, столько раз нужно повторить слог, слово….

Особенности постановки звуков

Работу по правке звукопроизношения начинают со звуков, что наиболее доступны малышу. Задействуют все анализаторы: вибрационный, слуховой, зрительный и тактильный. На первых занятиях не стоит создавать в корне новые модели артикуляционных движений и фонем, чтобы вызвать нужный звук. Изначально работа базируется на максимальном использовании доступных ребенку моделей.

Детям, у которых диагностированы сниженная кинестезия или расстройства фонематического слуха, рекомендовано усваивать промежуточные артикуляции. Саму же артикуляцию можно улучшить, выполняя упражнения на удлинение выдоха и необходимое давление воздушного потока. Поэтому постановку звуков обычно начинают в положении лежа, разрабатывая нижне-диафрагмально дыхание. Так ребенок учится плавно вдыхать воздух носом и размеренно выдыхать его ртом.

Выполняя работу по формированию артикуляционного праксиса (способности произносить серию звуков родной речи), нужно учитывать, насколько сильна взаимосвязь мышц органов артикуляции. Полезно использовать такие приемы, которые должны опираться на зрительный контроль (выполнение упражнения ребенок должен контролировать в зеркале):

  • чтобы переместить язык во рту немножко глубже, выдвигают уголки рта вперед механическим путем (например, пальцами);
  • чтобы передвинуть язык вперед, уголки рта отодвигают в стороны.

Корректируя произношение звуков, которые ребенок искажает, не стоит называть их – это вызовет неправильное их произношение.

Постановку звуков производят такими методами:

  1. По подражанию: например, предложите ребенку порычать, как тигр (р-р-р) или издать звук дрели (дррр).
  2. По опорным звукам: например, изучаем звуки в таком порядке — В-З-Ж, М-Б, Н-Д, С-Ш-З-Ж, Ф-В, Ф-С-Ш.
  3. От гимнастики языка по звуку, однако использовать правильную дикцию — Т, Д, Н. Если звуки ребенок произносит межзубно, то следует научить проговаривать их правильно, а затем ставить дефектные звуки.
  4. Механическим методом (с использованием шпателя, пальцев, сосок, зондов).

Если проводится работа над корректированием звукопроизношения, нельзя забывать о таких особенностях:

  1. Параллельная работа над правильностью дыхания и артикуляции обязательна.
  2. Ребенок должен осознанно контролировать собственное произношение на слух.
  3. Изучаемые звуки нужно обозначать специальными знаками-символами.
  4. Для старших дошкольников вводят буквенное обозначение звуков, что способствует дальнейшему обучению грамоте.
  5. Автоматизация звуков и их применение в разных условиях – в слогах, словах и словосочетаниях, предложениях.
  6. Предупреждение дисграфий.

С теорией немного разобрались, приступим к практике.


Логопедические занятия и упражнения: развиваем правильную речь ребенка — читайте тут.

Артикуляционная гимнастика для детей от 3 до 7 лет

Развитие словарного запаса у детей дошкольного возраста: методы и приемы, тут .

Причины дислалии

Рассмотрим основные причины, которые могут провоцировать развитие дислалии.

  1. Генетические факторы.
    Одной из основных причин дислалии являются генетические факторы. Если у члена семьи были проблемы с произношением или другими аспектами речи, у его потомков также может возникнуть подобное нарушение. Генетическая предрасположенность создает условия для возможного развития дислалии, однако влияние окружающей среды также играет ключевую роль.
  2. Проблемы с зубочелюстной системой.
    Аномалии в развитии зубочелюстной системы также могут быть причиной дислалии. Например, неправильное положение зубов, наличие дефектов в зубах, даже потеря зубов могут влиять на произношение звуков. Артикуляционные сложности могут возникнуть из-за нарушения физиологических условий для правильного формирования звуковой артикуляции.
  3. Недостаток лингвистической стимуляции.
    Окружающая среда также играет важную роль в развитии речевых навыков. Недостаток лингвистической стимуляции в раннем возрасте может существенно повлиять на правильное формирование речи у детей. Например, если ребенок редко слышит правильное произношение слов и звуков в своем окружении, это может стать причиной дислалии.
  4. Психосоциальные факторы.
    Стрессы, эмоциональные травмы, а также общее психосоциальное состояние человека могут влиять на его способность к артикуляции и произношению звуков. Например, дети, подвергшиеся психологическим травмам, могут испытывать трудности в общении и произношении слов.
  5. Нарушения аудитивного восприятия.
    Нарушения аудитивного восприятия, такие как проблемы со слухом, также могут стать причиной дислалии. Недостаточное восприятие звуков и звукосочетаний может затруднить формирование правильной артикуляции.
  6. Недоразвитие речевых моторных навыков.
    Дислалия может быть связана с недоразвитием речевых моторных навыков, что означает неполное формирование мускульной системы, необходимой для правильного произношения звуков и слов.

Патогенез дислалии является сложным механизмом, включающим в себя физиологические, нейрологические и психологические аспекты. Это нарушение звукопроизношения имеет свои уникальные черты, и процессы, которые запускаются при дислалии, в значительной степени варьируются в зависимости от её формы и степени тяжести.

  1. Физиологический аспект.
  • Недоразвитие речевых мускулов. У детей с дислалией может наблюдаться недостаточное развитие мускулатуры, ответственной за артикуляцию. Это усложняет формирование правильного произношения звуков.
  • Аномалии зубочелюстной системы. При наличии аномалий в зубочелюстной системе, таких как неправильное положение зубов, создается сложность в формировании звуковой артикуляции.

Нейрологический аспект.

  • Нарушения речевого мотора. Дислалия может быть связана с нарушением речевого мотора, что означает неправильное функционирование моторных нейронов, контролирующих движения речевых органов.
  • Аудитивные проблемы. Нарушения аудитивного восприятия могут привести к трудностям в различении и восприятии звуков, что, в свою очередь, сказывается на способности к правильному произношению.

Психологический аспект.

  • Эмоциональные аспекты. Стрессы, эмоциональные травмы или негативные психологические воздействия могут оказывать влияние на формирование речевых навыков и способствовать развитию дислалии.
  • Обучение и общение. Отсутствие лингвистической стимуляции или неправильное обучение в раннем детстве могут оказать негативное воздействие на формирование навыков произношения.

Моменты появления симптомов.
Моменты, когда становится понятно, что процесс заболевания начинает нарастать, могут быть различны в зависимости от индивида и формы дислалии. Однако, некоторые общие черты можно выделить:

  • Детский возраст. У детей первые симптомы дислалии могут проявиться в возрасте 2-3 лет, когда начинается активное формирование звукопроизношения. Неверное произношение звуков и слов может стать явным признаком.
  • Школьный возраст. В период обучения в школе дети с дислалией могут столкнуться с трудностями в овладении чтением и письмом, что станет сигналом для внимательного обследования.
  • Взрослый возраст. У взрослых проявления дислалии могут усугубиться в условиях повышенной социальной ответственности, особенно на работе или в общественных ситуациях.

Последние новости центра

  • 262

16.04.2024

График работы в майские праздники

Уважаемые родители и посетители центра!
Хотели бы предупредить вас о графике ра…

  • 267

16.04.2024

Центр в Реутово закрывается на ремонт

Уважаемые клиенты!
Хотели бы сообщить вам о временном закрытии нашего центра в …

  • 1238

28.11.2023

Повышении цен с января 2024 года

Уважаемые родители,
Сообщаем вам о предстоящем повышении цен на наши услуги с 1…

  • 699

28.11.2023

Праздничные дни в новогодний период

Уважаемые родители,
Сообщаем вам, что с 31 декабря по 7 января наш центр будет …

  • 890

28.09.2023

Проведение технических работ

Уважаемые клиенты!
Сообщаем вам о временном закрытии нашего центра с 30 сентябр…

  • 633

14.09.2023

Ведется запись на онлайн-диагностику

Новая услуга центра
Рады представить вам новую услугу нашего центра!
Теперь вы…

  • 1022

25.05.2023

Обновленные правила центра

Уважаемые посетители центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной, ин…

  • 983

27.04.2023

Открытие нового центра в Москве!

Уважаемые родители и посетители центра!
С великим удовольствием информируем вас…

  • 621

27.04.2023

График работы центра в майские праздники

Уважаемые родители и посетители центра, информируем вас о графике работы центра …

III этап: Автоматизация звука в предложении

Необходимо вернуться к первой картинке. Логопед предлагает ребёнку вместе составить предложение к данной картинке. Например: «Придумай имя мальчика или девочки,кто сел на лавку?» Если ребёнок затрудняется,то взрослый предлагает варианты имён: Лада или Лена?

Так параллельно развивается фонематический слух. Логопед предлагает ребёнку подиктовать фразу,а сам записывает её под уже нарисованной ранее картинкой. Здесь помимо автоматизации звука, отрабатываются грамматические категории.

Например: «Лада села на лавку».

Выглядит это вот так:

  • У Аллы алый лак.
  • Лада села на лавку.
  • Михаил нашёл ландыши.
  • Володя долго копал лопатой.
  • Павел ходил по луже.
  • Волк выл на луну.

Дальнейшие этапы автоматизации звуков могут проходить в классическом варианте. Это автоматизация звука в чистоговорках, стихах, текстах и самостоятельной речи.

Надеюсь, что данный опыт работы будет полезен коллегам. Желаю успехов!

Вольская Л.М.,
учитель-логопед

Структура индивидуального логопедического занятия

Методически грамотная последовательность и длительность каждого из упражнений — залог быстрого освоения звука Л

Важное условие — чтобы ребёнок не уставал. Для этого придерживайтесь таких временных рамок:

  1. Гимнастика для артикуляционного аппарата — не больше 7 минут.
  2. Постановка звука и автоматизация — 10-15 минут. Из них первых 5 минут повторяют материал прошлых занятий, а остальное время посвящают новым слогам, словам, предложениям.
  3. Фонематическая работа по закреплению — 10 минут.

Временные рамки не должны быть жёсткими, поскольку в некоторые дни малыш может утомляться быстрее, а в другие — хотеть заниматься дольше

Если ребёнку тяжело удерживать внимание, предложите выполнять упражнения параллельно с другими занятиями. Например, специальная раскраска с буквой Л, в которой малыш будет закрашивать её и повторять слога за мамой

Как научить ребенка говорить букву В

Логопедия в ДОУ нужна для того, чтобы ребенок смог пойти в младший класс в школе с хорошим произношением. Трудности возникают при постановке разных букв, в том числе, буквы .

Групповое занятие в саду

Артикуляционная гимнастика

Чтобы малыш смог нормально выговорить букву «в», нужно сделать следующее:

тренировка начинается с фразы «воет ветер»

Педагог показывает ребенку, как нужно закусить нижнюю губу при произношении, чтобы получить звук;
важно объяснить, что нижняя губа лишь слегка прикусывается зубами во время разговора;
если не получается, логопед слегка нажимает пальцем на нижнюю губу.. Дополнительная информация! При произношении звука «в» артикуляция такая же, как и при «ф», важно лишь сомкнуть голосовые связки. Дополнительная информация! При произношении звука «в» артикуляция такая же, как и при «ф», важно лишь сомкнуть голосовые связки

Дополнительная информация! При произношении звука «в» артикуляция такая же, как и при «ф», важно лишь сомкнуть голосовые связки

Упражнения для постановки звука

Перед тем, как перейти в подготовительный класс, ребенок должен научиться произносить слова с «в». Нарушения встречаются редко, лишь при наличии дефектов губы.

Отработка звуков упражнениями

Упражнения:

  1. Поднять верхнюю губу несколько раз.
  2. Опускать нижнюю губу.
  3. Сделать «заборчик».
  4. Втянуть губы внутрь рта, прижимая их к зубам.

После артикуляционных упражнений ребенок должен несколько раз произносить слова: «волк», «ветер», «веревка».

Задания для автоматизации навыка произношения и 

Проводя занятие звук в в старшей группе, логопед добивается автоматического произношения, в результате которого происходит дифференциация звуков. Через год ребенок должен пойти в школу, где возможно продолжение работы над речью, но такие звуки, как «в» и «ф» должны быть отработаны как можно раньше.

Упражнения выполняются в ДОУ и даются на дом:

  • нижняя губа приближается к верхним зубам и делается выдох, можно попросить ребенка изобразить кролика, и слегка обнажить верхний ряд зубов;
  • для отработки «ф» добавляется мягкость к «в».

Дополнительная информация! Для автоматизации навыка ребенок должен читать слова, содержащие «в» и «ф»: выхухоль, выход, ферма, фиолетовый, фокус, ветер, вертушка.

I этап. Автоматизация звука в прямых и обратных слогах

Ребёнка знакомят со звуковыми символами М.Ф.Фомичёвой.

Самолёт гудит Л-Л-Л
Аня плачет А-А-А
Оля охает О-О-О
Поезд гудит У-У-У
Медведь рычит Ы-Ы-Ы

Далее предлагают поселить картинки-символы в окошки.

Двигая картинки по линиям-дорожкам,ребёнок одновременно произносит слоги прямые.

Например:

«Самолёт летит к Ане Л-Л-Л- ЛА»
«Самолёт летит к Оле Л-Л-Л- ЛО»
«Самолёт летит к поезду Л-Л-Л- ЛУ»
«Самолёт летит к медвежонку Л-Л-Л- ЛЫ»
Затем отрабатывают обратные слоги:
«Аня едет к самолёту А-А-А-АЛ»
«Оля едет к самолёту О-О-О-ОЛ»
«Поезд едет к самолёту У-У-У-УЛ»
«Медведь едет к самолёту Ы-Ы-Ы-ЫЛ»

Развитие фонематического слуха

Фонематический слух — это способность ребёнка слышать и правильно воспринимать звуки родной речи. Цель этого этапа — развитие слухового внимания и воспитание у малыша умения улавливать разницу между правильным и искажённым звуком.

Примеры упражнений, направленных на развитие слухового внимания малыша:

  • Мама произносит звуки, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит звук «Б». Пример цепочки звуков: Б, В, С, П, Б, Ш, Д, Б, Л, М…
  • Мама произносит слоги, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слог со звуком «Б». Пример цепочки звуков: ТО, БА, ТУ, МУ, БУ, ПА, БА, СЫ, БО…
  • Мама произносит слова, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слово со звуком «Б». Пример цепочки слов: работа, дом, арбуз, пушка, тапки, собака, брошка, рубашка…
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: