Клинико-педагогическая классификация нарушений речевого развития ребенка
Клинико-педагогическая типологизация опирается на медицинские показатели ребенка. Выделяемые в данной классификации виды речевых нарушений не являются заболеваниями. По своей природе они делятся на нарушения письменной и устной речи.
Типы нарушений устной речи:
Нарушения фонационного (внешнего) оформления речи.
Фонационные речевые нарушения – это расстройства, которые различаются в зависимости от поражения конкретного речевого звена:
- голосообразования
- темпоритмическая организация высказывания
- интонационно-мелодическая
- звукопроизносительная
Замечание 1
Указанные расстройства могут проявляться как по отдельности, так и в различных комбинациях.
Выделяют следующие виды нарушения фонационного оформления речи: дисфония, брадилалия, тахилалия, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия.
Каждое из указанных нарушений возникает при наличии определенной причины, оказывающей влияние на развитие речевого аппарата. Основной причиной являются разнообразные поражения коры головного мозга ребенка (например, вследствие перенесенных инфекционных заболеваний, патологий внутриутробного развития и т.д.).
Нарушение структурно-семантического (внутреннего) оформления речи (высказывания).
Представлено двумя видами нарушений:
- Алалия – недоразвитие или отсутствие речи, вызванное органическими поражениями речевых зон коры головного мозга в период внутриутробного развития или в раннем детстве.
- Афазия – частичная или полная утрата сформированной ранее речи, вызванная локальными поражениями головного мозга (воспалительные процессы, черепномозговые травмы, сосудистые нарушения и т.д.) у ребенка в возрасте до 3-х лет.
Нарушения письменной речи делятся на две группы, в зависимости от вида нарушения – нарушение акта письма (продуктивное нарушение) и расстройство чтения (рецептивное нарушение).
Таким образом, классификация нарушений устной речи весьма разнообразна. Важным является вовремя поставить диагноз и приступить к коррекции нарушения. Диагностика нарушений осуществляется комплексно. В состав комиссии входит логопед, детский психолог, педиатр. После того как будет точно поставлен диагноз, выявлено нарушение и его причина, разрабатывается индивидуальная коррекционная работа с ребенком.
Выделяют следующие виды нарушений письменной речи:
- Дислексия – специфическое, частичное нарушения процесса чтения, вызванное недоразвитием или поражением определенных участков коры головного мозга.
- Дисграфия — специфическое, частичное расстройства процесса письма. В основе дисграфии чаще всего лежит недоразвитие устной речи.
- Аграфия – наиболее тяжелая форма дисграфии (неспособность соединять буквы в слоги, слоги в слова и т.д.).
Нарушения письменной речи могут проявляться как вторичные нарушения. Это в том случае, если не были своевременно выявлены нарушения устной речи, и соответственно, не проводилась необходимая коррекционная работа с ребенком. То есть, по сути, нарушения из устной речи постепенно перешли в письменную речь. После того как будут диагностированы нарушения в письменной речи, разрабатывается комплексная коррекционная программа, которая направлена на исправление и устранение нарушений как письменной, так и устной речи. Только при таком подходе можно будет добиться ожидаемого результата.
Психолого-педагогическая классификация нарушений в речевом развитии ребенка
В рамках психолого-педагогической типологизации выделяют две группы нарушений.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — нарушение формирования процесса произношения систем родного языка, вызванное дефектами восприятия и произношения фонем.
Характерным для данного вида нарушения является то, что ребенок не только не правильно произносит звуки, но и недостаточно их различает между собой, то есть «не видит» артикуляционной или акустической разницы.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – разнообразные сложные речевые расстройства, характеризующиеся нарушением формирования всех компонентов речевой системе, которые относятся и к звуковой, и к смысловой ее стороне.
Характерным для ОНР является то, что данное нарушение распространяется не только на звуковую сторону речи, но и на умении правильно оформлять слова, различать звуки, страдает связная и грамматическая речь. В том случае, если ребенку с ОНР не будет оказана своевременная логопедическая помощь, то в дальнейшем ему будет сложно полноценно овладеть письменной и устной речью.
В настоящее время выделяют следующие уровни ОНР, при сохранном физическом слухе:
- 1 уровень – частичное или полное отсутствие у ребенка словесных форм общения (возраст 5-6 лет). Словарный запас представлен звуками, которые чаще всего не понятны окружающим.
- 2 уровень – у ребенка появляются общеупотребительные слова, но чаще всего в искаженной форме.
- 3 уровень – имеется развернутая фразовая речь, с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети вступают в контакты с окружающими, но свободное общение крайне затруднено.
- 4 уровень — характеризуется лёгкими лексико-грамматическими нарушениями, которые затрудняют овладение детьми письменной речью в начале школьного обучения.
Замечание 2
Дети с ОНР имеют ряд психолого-педагогических особенностей, которые затрудняют их социализацию в обществе и требуют проведения специальной коррекционной логопедической работы.