Теоретический анализ понятия «фольклор»
В начале нового столетия наблюдается повышенный интерес к национальной культуре, к этническим процессам, традиционному художественному творчеству, к фольклору. Ученые отмечают особый рост исторического и национального самосознания каждого народа, объясняя это социально-психологическими, политическими причинами.
Сохранение и развитие национальной культуры, своих корней — это важнейшая задача, которая требует бережного отношения к памятникам истории и культуры, к традиционному народному художественному творчеству. Возрождение фольклора, народных обычаев, обрядов и праздников, традиционного декоративно-прикладного и изобразительного искусства — это актуальная проблема современности. Фольклор, его жанры, средства, методы наиболее полно восполняют всю картину народной жизни, дают яркую картину быта народа, его нравственности, духовности. Фольклор раскрывает душу народа, его достоинства и особенности. С точки зрения науки, фольклор — это феномен, который заслуживает особого изучения и внимательной оценки.
«Фольклор (англ. folk-lor) — народная мудрость, народное знание, произведения народного поэтического и музыкального творчества. Фольклористика — наука о народном поэтическом творчестве (фольклоре)».1 Точно, кратко, лаконично Б. А. Введенский даёт определение широкомасштабному понятию — фольклор. Термин «фольклор» был введен в науку английским ученым Уильямом Томсом в 1846 году. Термин принят в международной науке и в переводе означает — мудрость народа. Сложно дать краткое определение такому понятию. Фольклор — это жизнь народа, его история, его поступенчатое развитие. Фольклор — это не придуманное сверху, это созданное народом в процессе жизни и на благо.
А. С. Каргин дает такое определение: «Фольклор — важнейший элемент, составляющий историю культуры, ее действующее лицо, отражающий, с одной стороны, крупнейшие события в жизни народа и государства, с другой -определенные циклы человеческой жизни, времен года, трудовых занятий. Одновременно фольклор — это самостоятельная форма духовной практики, развивающаяся по своим законам и располагающая своими возможностями и средствами влияния на историю человека, его мысли и действия».1
Л. Л. Куприянова, давая характеристику феномена «фольклор», называет его «хранилищем мудрости и жизненной силы народа». Л. В. Шамина называет фольклор совокупностью жанров народного творчества, объединенных функциональностью, чертами поэтики, происхождением и исторической судьбой. Рассматривая фольклор с эстетической и социологической точек зрения, нужно отметить мнение М. С. Колесова, который считает, что «фольклор — это особая сфера непрофессиональной духовной культуры общества, которая: 1) по содержанию выражает мировоззрение и психологию народных масс; 2) по форме является искусством; 3) имеет своим социальным носителем народ как общность непосредственных производителей материальных благ; 4) выполняет как эстетические, так и практические функции».2 Фольклор национален, в этом его достоинство. Каждый народ имеет традиции, обычаи, символы поклонения. Нация бережет свои культурныеобретения и передает из уст в уста как самое ценное. «У каждой национальной культуры есть свои духовные обретения и открытия, свои драмы и трагедии, свое видение мира… Будущее каждого народа связано с национальной культурой, которая является для него гарантом жизни. Это идея обладает своей имманентной логикой: именно она закладывает духовный и интеллектуальный потенциал нации, укрепляет духовное здоровье народа, создает его нравственный идеал».1
Фольклор — категория историческая. В произведениях народного творчества живут герои, которые прославились победами в войнах, небывалыми открытиями. В песнях и былинах предстают события давних лет, пословицы и поговорки, рождённые на месте труда, а не только слова. Каждое поколение принимает свои культурные дары и продолжает их. И. В. Малыгина считает, что культурное наследие — очень важная, очень значительная часть каждой национальной культуры, однако не всегда вполне осознаваемая и понимаемая, если его рассматривать только с точки зрения современности. Поэтому для постижения самобытного образа мира того или иного народа, требуется расширение временных рамок исследования культуры. Автор относит национальную культуру в разряд исторических наук.
Роль пестушек и потешек в развитие речи детей раннего возраста
Назначение стишков-пестушек – вызвать у ребенка бодрые, радостные эмоции. Стишки-потешки используются в первых играх с пальцами, ножками, ручками. Позже настает черед стихов и песенок-прибауток, которые в первую очередь интересны своим содержанием. Затем начинается изучение сказок
Особое внимание следует уделять изучению поговорок, пословиц, закличек, а также народной сказки. Это связано с тем, что в разговорной речи не употребляются старославянские слова и изречения, практически не используются пословицы, поговорки, потешки, которых так много в русском языке
В современной жизни отсутствуют предметы быта, которые встречаются в фольклорных произведениях. Эти знания важны для дошкольника, так как они помогают в формировании его личности, приобщают ребенка к русской культуре.
Замечание 1
Фольклорные произведения, отбираемые для занятий с детьми дошкольного возраста, должны отражать все стороны жизни.
Особенно важное значение фольклор приобретает в детском саду. Ребенок, оказавшись в новой обстановке, скучает по маме, по дому и еще не может общаться с другими детьми и взрослыми
И в этом случае на помощь приходят такие малые формы фольклорного жанра, как потешки. Важно подобрать и выразительно рассказать потешки, которые помогут воспитателю установить контакт с ребенком, вызвать у него симпатию и положительные эмоции.
Потешки используются также в пальчиковых играх. Именно они одновременно развивают и координацию движений, и речь, так как центры мозга, которые отвечают за данные виды деятельности, между собой связаны. Дети, регулярно играющие в пальчиковые игры, начинают говорить раньше малышей, которые в них не играют.
Потешки помогают детям легче и лучше запомнить животных, их внешний вид, повадки. Благодаря потешкам тренируется память ребенка.
Ознакомление детей с фольклором, его регулярное использование в режимных моментах, в игровой деятельности развивает речь ребенка, его воображение, фантазию, оказывает влияние на духовное развитие и учит нравственным нормам.
Использование детского фольклора позволяют на ранних этапах жизни ребенка приобщить его к народной поэзии. Считалки, потешки, заклички – богатый материал для развития звуковой культуры речи. Развитие чувства рифма и ритма готовит ребенка к восприятию поэтической речи, формирует у него интонационную выразительность.
Значение фольклора в воспитании и развитии детей дошкольного возраста
Краткое описание работы: статья из опыта работы
Значение фольклора в музыкальном развитии и воспитании детей дошкольного возраста
Музыкальный руководитель : Моисеева Е.А.
В настоящее время необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайна. Сегодня остро стоит проблема сохранения культуры народа, его духовных богатств. Прерваны нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Это может привести к тому, что последующие поколения могут утратить исконные свои корни. Мы взрослые должны понимать, что ребенку с самого раннего детства необходимо прививать культуру своей страны, развивать к ней интерес, увлечь детей яркими образами фольклора
Поэтому, очень важно возрождать нашу культуру, преемственность поколений, дать детям нравственные устои, воспитывать патриотические чувства, которые живы в людях старшего поколения
Слово фольклор — это английское слово, сложенное из двух слов «фольк»—народ, «лор»- учение. Итак, фольклор — это народная мудрость. Фольклор не имеет автора. Это особое искусство — народные песни, танцы, игры, легенды и сказки, обряды, поверья и т. д. Люди, создавшие их когда-то, передавали другим из уст в уста, так фольклор дошел до наших дней, не оставив имен своих создателей. Фольклор сопровождает человека с рождения, опекая в детстве, и сопровождает вплоть до перехода в юность.
Детский фольклор — это слияние поэтического народного слова и движения; это то, что взрослые на протяжении многих лет создавали для детей. Взрослые черпали из общей сокровищницы фольклора, отбирали для детей доступные их восприятию и пониманию песни, загадки, пословицы, поговорки, игры. Брали для детей то, что педагогически целесообразно.
Работу по ознакомлению с фольклором в детском саду условно можно разделить на несколько направлений:
Знакомство с традициями и обрядами русского народа
Восприятие народной музыки, песен, в том числе и колыбельных.
Знакомство и разучивание музыкальных игр и хороводов.
Знакомство с народными музыкальными инструментами. В нашем дошкольном учреждении развитие детей на традициях музыкальной народной культуры является одним из направлений общего художественно-эстетического воспитания и образования дошкольника. В музыкально — воспитательной работе я использую русские народные песни, игры, танцы. Работая с детьми над музыкально — ритмическими движениями, я постоянно обращаюсь к русским народным мелодиям, например: «Ах вы сени», «Как у наших у ворот», «Пойду ль выйду ль я», «Ах ты береза». Народные мелодии естественны и потому легки для восприятия и запоминания. Музыкальный фольклор — это то, что вдохновляет меня на работу с детьми по ознакомлению с русским народным искусством. Простота и доступность музыкальных фольклорных произведений, которые имеют ряд звуков, не превышающих пяти тонов, элементы звукоподражания, многократные повторения, способствуют первым успехам в развитии певческих интонаций детей. Обилие гласных, простой ритмический рисунок, интересное содержание делают русские народные песни незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией.
Народная песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью: формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами (зимушка-зима, травушка-муравушка, весна–красна). Дети проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, с большим удовольствием подпевают
На занятиях дети знакомятся и с элементами движений русской пляски, хороводным, дробным шагом, притопом, ковырялочкой, и др. После того как дети усвоили эти движения, они включаются в пляски, хороводы, игры.
Конечно же, вся работа по музыкальному развитию детей средствами фольклора проходит в тесном контакте с воспитателями. Уже который год в нашем детском саду появилась традиция, осенний праздник в подготовительных группах проводить в виде ярмарки. Дети проживают проект «Русская ярмарка» совместно с воспитателем и музыкальным руководителем; знакомятся с народными традициями, ремеслами , жизнью и бытом русского народа их песнями, танцами, музыкальными инструментами
Исполнительство и детское творчество в музыкально – фольклорной деятельности превращается в единый творческий процесс, .где каждый ребенок может проявить себя в любой роли. Это практический этап освоения народной культуры.
Направления использования фольклорного творчества в речевом развитии ребенка
Фольклор является тем средством, которое оказывает воздействие на различные стороны личности и помогает ее полноценному всестороннему развитию.
Фольклорное творчество развивает речь ребенка с самого рождения. Речевое развитие, основанное на фольклоре, осуществляется по следующим направлениям:
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
- Расширение и обогащение словарного запаса ребенка. Первые песенки, потешки, пестушки строятся таким образом, что оказывают воздействие на мышление ребенка и ту часть его мозга, которая отвечает за речевое функционирование. Слыша потешки, пестушки, ребенок стремится их повторить, поскольку, ритмичность этих произведений, их стиль активизируют речевые процессы. Колыбельные формируют основы плавного произношения и расширяют словарный запас ребенка.
- Формирование артикуляционного аппарата. Органы артикуляции принимают активное участие в речевой деятельности. Также, они активно используются в устном народном творчестве: пение песен, частушек, соблюдение их ритма, заставляет выполнять определенные движения органами артикуляции. Это тренирует их, формирует их мышечную мускулатуру и развивает слаженность, ритмичность работы органов артикуляции.
- Формирование фонематического слуха. Она осуществляется на основании восприятия различных форм фольклора на слух. Фольклор и его формы имеет свои специфические признаки, свойства, которые оказывают положительное воздействие на слуховое восприятие.
- Образец для составления описательных рассказов. Фольклор является моделью построения определенных текстов: сказок, поговорок, скороговорок и т.д. Это формирует навыки речевого общения и расширяет их.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Роль фольклора в развитии речевого общения детей 470 ₽ Реферат Роль фольклора в развитии речевого общения детей 280 ₽ Контрольная работа Роль фольклора в развитии речевого общения детей 250 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Использование загадок в речевом развитии детей
Загадки оказывают положительное воздействие на развитие мышления дошкольника и формируют его речь по следующим аспектам:
- Расширение словарного запаса дошкольника за счет многозначности понятий, используемых в загадках. Дети изучают слова и их разные значения, а также применение прямых и переносных значений слов в своем речевом общении;
- Освоение грамматического строя речи. Загадка формирует представление ребенка о том, каким образом стоит правильно строить предложения, соблюдая все нормы. Языковая форма загадок мотивирует к анализу строения слов и предложений;
- Овладение звуковой стороной речи. Происходит развитие восприятия речи на слух, ее смысла, представления в различных формах, с использованием выразительных языковых средств;
- Формирование правильной дикции ребенка. Речь при произнесении загадок становится лаконичной и грамматически правильной. Это формирует навыки четкого произношения и лаконичного выражения своих мыслей.