Нормы речевого развития по возрастам
Особенности возраста
Стадии развития речи
Как и говорилось выше, каждый ребёнок индивидуален и развитие речи может происходить не так, как у остальных. Психологи и специалисты не ставят четких рамок, так как иногда дети не предсказуемы. В словарном запасе ребенка учитываются не только те слова, которые он пытается произносить, но и те, которые он понимает. Если ребёнок совсем не разговаривает, но активно понимает вас, то проблем в развитии нет.
Рассмотрим, какие навыки есть у детей в зависимости от возраста:
- до 3-х месяцев — дети издают крики;
- до 6 месяцев — чаще всего появляются протяжные звуки, гуление. Также наблюдается визг, смех;
- до года — ребенок пытается произнести слоги, говорит простые слова;
- до 1,5 лет — начинает говорить простыми фразами;
- до 2-3-х лет — связанные предложения, появление интонации;
- до 4-х лет — речь понятна любому человеку. Ребёнок может говорить длинными фразами.
Ориентируясь на список выше, можно наблюдать за развитием собственного ребёнка, но не делайте преждевременных выводов, так как каждый малыш уникален.
Рекомендации родителям
Для занятий с ребенком можно использовать специальные упражнения. С четырех месяцев с ребенком нужно рассматривать самые разные предметы, которые отличаются по материалам, текстурам и свойствам. Это позволяет развивать тактильные ощущения. Мелкую моторику стимулируют пальчиковые игры и растирающий массаж. В более старшем возрасте малыш сможет играть с более мелкими предметами, стучать и крутить их. К полезным упражнением стоит отнести смену положения крохи в пространстве. Для этого его нужно переворачивать или кружить. В дальнейшем для тренировки вестибулярного аппарата применяют игры с мячами и качание на качелях.
Для развития артикуляционного аппарата моно играть в подражание разных звуков – гулу машины, шуму пылесоса, ветру, голосам разных животных.
Этапы речевого развития ребенка
Как помочь ребенку, чтобы он начал говорить?
Как еще развить речь у ребенка?
Если со здоровьем все в порядке, то развитие речи — дело времени. Но родители могут помочь своему малышу многими способами:
-
Чтение книг. Книги – источник знаний не только для взрослых. Для детей это – настоящий кладезь информации, именно из книг он узнает о животных, которых редко можно увидеть в реальной жизни, о явлениях природы, транспорте и процессе создания разных вещей. Они развивают воображение, фантазию, память и, конечно, речь. Для малышей нужно подбирать простые для понимания рассказы и истории, с большим количеством иллюстраций и рисунков. Можно не только читать текст, но и рассматривать картинки, показывать предметы, попросить ребенка что-то найти и показать. Рисунки помогут представить, как выглядит предмет, и в связке с описанием и воображением малыш быстрее запомнит название.
-
Стишки, песенки, потешки. Все эти формы творчества дают понимание ритмичности речи. Под них можно проводить разные процедуры: купание, массаж, умывание. Есть целое направление – логоритмика, которое занимается развитием речи на основе песенок и стихов.
-
Повторение за взрослым. Малыши с удовольствием повторяют за родителями, в том числе, если их об этом попросить. Так можно выводить слова из пассивной речи в активную.
-
Разговор. С ребенком нужно постоянно разговаривать, и не просто разговаривать, но стараться вовлечь его в диалог. Задавать вопросы, которые предполагают не кивок или отрицательное мотание головой, а относительно, по возрасту, развернутый ответ. Детей постарше можно просить пересказать какую-то ситуацию, например, рассказать бабушке, что произошло на прогулке, описать папе поход в цирк – это тренирует не только речь, но и память, формирует навык пересказа.
-
Договаривание стихов. Еще один прием, который тренирует и речь, и память. Это формат, когда мама говорит начало стихотворной фразы, а ребенок ее заканчивает, или мама говорит первую строчку, а ребенок – вторую и т. п.
-
Игры для развития речи. Маленький ребенок все усваивает лучше именно в форме игры. И таких игр – море: прятки, сюжетно-ролевые игры, различные «угадайки» и т. д.
-
Упражнения на артикуляцию: задувание свечки, надувание мыльных пузырей, цоканье язычком, воздушный шарик (надувать щеки и «лопать» их ладошками, «прятки» с язычком (ребенок высовывает как можно дальше язык, потом как можно дальше его прячет) и т. д.
Этапы формирования речи
Календарь развития речи ребенка раннего возраста
Ранний возраст считается очень важным периодом в жизни ребенка.
Это время наиболее бурных и стремительных изменений в психическом и физическом развитии малыша, ребенок делает первые шаги, учится говорить, начинает использовать жесты и другие коммуникативные средства.
3 недели – 1 месяц – появляется крик, обозначающий эмоциональный дискомфорт, боль или голод. При физическом напряжении ребенок кряхтит, издавая звуки «а», «э».
2 — 3 месяца: у ребенка появляется гуление, он произносит простые звуки – «а», «у», «ы», иногда в сочетании с «г». Это важный этап развития речи детей раннего возраста.
4 — 6 месяцев – издает высокие певучие звуки, звуки восклицания, реагирует радостными звуками на лицо близких.
6 — 9 месяцев — лепет, он повторяет одинаковые слоги («ма-ма-ма», «ба-ба-ба». «дя-дя-дя», «гу-гу-гу»).
9 — 11 месяцев – малыш начинает подражать звукам речи взрослых.
11 – 14 месяцев – появляются первые осмысленные слова «мама», «папа», «баба», «дядя», от 8 до 14 слов. Соотносит слово с предметом
К 2 годам в словарном запасе малыша имеется 100-200 слов. Он уже строит предложение из 2-3 слов.
К 3 годам объем словаря увеличивается до 1000 слов за счет обогащения жизненного опыта ребенка. Появляются простые предлоги: в, на, под, за, с, у. Ребенок запоминает стихи, детские песенки.
К концу 3 года большинство детей умеет грамматически правильно строить предложение, вести диалоги, рассказывать что, что видели и слышали.
Важно знать:
Не слушайте советов от других родителей, у которых дети начали говорить после 3 лет, что ребенок заговорит сам. Говорить то он будет, только вопрос в том, что это будет за речь, ее качество.
Как определить признаки нарушений речи у ребенка?
К концу 1 месяца ребенок не кричит перед кормлением
К концу 4 месяца не улыбается, когда с ним разговаривает мама, не гулит.
К концу 5 месяца не прислушивается к звукам и музыке
К концу 7месяца не реагирует на интонацию голоса, не узнает голос мамы «комплексом оживления»
К концу 9месяца отсутствует лепет, ребенок не повторяет звукосочетания и слоги за взрослым
К концу 1 года ребенок не машет ручкой, когда прощается, головой в знак отрицания. Не произносит ни одного слова и не выполняет простые инструкции: «дай», «на», «возьми».
К 1,5 годам не показывает и не называет маму и папу, не строит башню из кубиков, не дифференцирует звучащие игрушки, не использует указательный жест.
К 2,5 годам не различает «большой — маленький», не общается с детьми.
К 3 годам не может назвать свое имя и фамилию, рассказать простое стихотворение и сказку.
Если этого не происходит – есть повод обратиться к специалистам.
Возможные причины нарушений речи
- Вирусные и эндокринные заболевания матери, угроза выкидыша, травмы, токсикоз, низкий уровень гемоглобина. Генетические аномалии, наследственная предрасположенность. Неблагоприятные роды. Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни Дети, которые получили при рождении низкие баллы по шкале Апгар
Точную причину нарушений определяет врач, а вид речевого нарушения – учитель-логопед.
Что же могут сделать родители для успешного развития речи?
Речь – это высшая психическая функция, поэтому очень важен период внутриутробного развития ребенка. Родителям необходимо позаботиться о развитии речи еще до его рождения
Важно, чтобы будущая мама получала только положительные эмоциИ
Больше общайтесь со своим малышом! Доброжелательность, мягкий и спокойный голос, грамматически правильная речь – еще один важный фактор развития речи.
Часто, дети, используя лишь указательный жест, получают желаемое. Приучайте ребенка к тому, чтобы он как можно более полно выражал свои желания, говорил новые слова, предложения.
Не ругайте ребенка за неправильно произносимые слова. Это может спровоцировать невротические реакции. Он замкнется, престанет говорить и учить новые слова.
Развивайте умение малыша слушать и быть внимательным. Играйте с ним в игры, которые содействуют развитию умения слушать и слышать: «Послушай, что там тикает? А это что шумит?». Пусть малыш учиться различать речевые и неречевые звуки (звуки окружающей среды).
Учите с ребенком сказки, стихи, т. к
запоминая их и повторяя, он изучает новые слова, тренирует память и внимание
Причины и опасность задержки речевого развития
Среди причин, вызывающих задержку речи, можно выделить две группы: социальные и медицинские. Еще на раннем этапе развития у малыша могут возникнуть патологии с мозгом, из-за этого общее развитие может пойти не как у остальных. Причинами таких осложнений могут быть гипоксия, длительные заболевания и даже тяжелые роды. Также большую роль играет генетика. Если кто-то из родителей имел проблемы с речью, то это может отразиться на будущем поколении.
Среди социальных причин самая популярная — жизнь в другой стране. Дети, которые слышат чужую речь, не могут ее воспринимать и запоминать. В таком случае родителям нужно больше времени уделять изучению языка или нанять педагога.
Если нет медицинских противопоказаний, то нужно как можно чаще заниматься с ребенком. Желательно чаще проводить прогулки и общаться при нем с другими людьми. Задержка речевого развития может плохо отразиться в будущем. Ребенок будет плохо воспринимать информацию, иметь проблемы с памятью и неудовлетворительные результаты в школе.
Что помогает запустить речь
Если нормы речи сильно разняться со списком выше, то можно отвести ребенка к специалисту. Возможно, есть небольшие отклонения, которые можно устранить на раннем этапе. Консультация со специалистом поможет полноценно оценить возможности ребенка и провести занятие по запуску речи
Выделяют следующие симптомы задержки речи, на которые следует обратить внимание:
- возникновение трудностей при проглатывании пищи;
- слюнотечение из-за открытого рта;
- ребенок отказывается или боится общаться с посторонними людьми;
- не реагирует на просьбы родителей, игнорирует;
- нет контакта с глазами;
- ребёнок произносит слова невнятно, как будто во рту что-то мешает.
Если вы заметили такие признаки, то лучше сразу обратиться к специалисту. Своевременное обращение поможет вылечить недуг и активно развивать речь ребёнка
Самое важно в таком деле — не затягивать, так как каждый день в психике ребёнка могут быть изменения.
Специальные игры и упражнения
Какие игры нужны для запуска речи
Для активного развития речи нужно выполнять упражнения на мелкую моторику. Специалисты советуют делать это в игровой форме, так ребенку будет интереснее и информация лучше усваивается
За речь отвечает мозг, поэтому важно развивать одновременно два полушария
Сначала рекомендуется проводить сенсорные игры. С первых дней дети все трогают и пробуют, поэтому можно давать различные предметы. Сейчас существует множество игр на развитие моторики, лучше приобрести сразу несколько, чтобы ребенку не было скучно. Позже можно давать предметы разной температуры, чтобы ребенок чувствовал контраст. Постепенно можно переходить на более сложные игры, например пазлы.
Большое внимание нужно уделять играм на артикуляционный аппарат
Важно научить внятно и понятно произносить звуки. Если ребенок шепелявит и не может произнести какой-то определенный звук, то нужно обратиться к специалисту для логопедического запуска речи
В качестве самостоятельных тренировок можно учить стихи, имитировать игру на дудке, дуть мыльные пузыри. Важно преподносить это в игровой форме, тогда вы получите хороший результат
Если ребенок шепелявит и не может произнести какой-то определенный звук, то нужно обратиться к специалисту для логопедического запуска речи. В качестве самостоятельных тренировок можно учить стихи, имитировать игру на дудке, дуть мыльные пузыри
Важно преподносить это в игровой форме, тогда вы получите хороший результат
Признаки задержки речевого развития
Ошибки родителей
Часто именно невнимание родителей приводит к нарушениям в речи ребенка. Основные ошибки, которые допускаются в семье:
Отсутствие помощи малышу
Родители не уделяют внимание общению.
Взрослые «сюссюкают», искажая речь, давая малышу неверные образцы для подражания.
- Игнорирование задержек в развитии.
- Нежелание заниматься исправлением речи ( в том числе и собственной, например, дефекты произношения, торопливость).
- Бедный речевой опыт у ребенка. Малыша попросту не приучают к разговору, и ему сложно общаться, он не умеет этого делать.
- Родители устают и не готовы разговаривать, им легче предоставить ребенку компьютер или телефон с играми.
- Взрослые мало читают малышу.
10 способов научить ребёнка разговаривать в домашних условиях
Самый действенный и основный способ – говорить с ребёнком – как можно чаще и больше. Педиатры рекомендуют общаться с ребёнком ещё до его рождения. Речь взрослого должна быть выразительной, так как груднички воспринимают её на эмоциональном уровне. Научить говорить ребёнка в 1 год можно посредством отказа от языка жестов и полном переходе на словесное общение. Используйте короткие и понятные предложения, не коверкайте слова. Говорите так, чтобы ребёнок мог наблюдать за движениями губ и пытаться самостоятельно их применять для своей речи.
Развивать мелкую моторику. Стимулирование нервных окончаний на пальцах рук положительно влияет на развитие речи. Для этого способа подходят любые упражнения, которые задействуют моторику мелких мышц: перебирание крупы, игры с массажными мячиками, нанизывание бусин на верёвочку. (Можно сделать отсылку к статье про развитие мелкой моторики, написав, например, «Подробнее можно узнать здесь».) Занятия на развитие мелкой моторики позволят научить двухлетнего ребёнка разговаривать как можно раньше.
Расширять словарный запас. Дома, на улице, в магазине, на природе показывайте и называйте ребёнку названия окружающих предметов. На его вопросы доступным языком объясняйте значение тех или иных предметов, стараясь не перегружать мозг ребёнка сложными терминами. Это естественный и не затратный способ быстро научить говорить в 2 года своего ребёнка.
Читать книги. Детям очень нравится рассматривать яркие, красочные картинки. Читайте ребёнку книгу, параллельно показывая на персонажей, например, колобка, лису, зайца. Одновременное зрительное и слуховое восприятие помогут быстрее запоминать слова и научиться их проговаривать. Уделяйте время для этого занятия каждый день, чтобы развить у своего ребёнка эту полезную привычку.
Петь песни. Не меньше, чем книги, дети обожают песни. Пойте вместе с ребёнком его любимые песенки, разучивайте новые композиции, которые придутся ему по душе. Помимо стимуляции речевого аппарата, вы обеспечите и себя, и малыша хорошим настроением.
Не понимать язык жестов. Если ваш ребёнок часто использует жесты, заменяя ими слова, необходимо простимулировать его к обратному. В очередной раз, когда малыш будет показывать пальчиком на что-то, сделайте вид, что не понимаете его. Попытайтесь вывести на диалог, задавая наводящие вопросы, но не доводите ребёнка до истерики, если он пока не готов к такому способу общения.
Брать хитростью. Читая хорошо знакомую книгу, намеренно заменяйте слова, например: «Сяду на пенёк, съем горшок (вместо «пирожок»)». Этот приём воодушевит вашего ребёнка внимательно вслушиваться в речь, чтобы и в следующий раз подсказать, как правильно. Способ прекрасно подходит для того, чтобы научить говорить ребёнка в 3 года, так как к этому возрасту дети активно интересуются литературными произведениями.
Повторять друг за другом. В качестве игры повторите за малышом слоги, которые он произносит, а затем предложите свой вариант. Ребёнок с радостью включится в это занятие и будет стараться выдавать ещё больше новых слогов.
Убрать отвлекающие факторы. Беспрестанно работающий телевизор или компьютер с мультиками заглушит любые ваши попытки выйти на диалог. Ребёнку необходимо слышать живую, чистую, правильную речь взрослого
Чтобы научить чадо говорить в 4 года, следует придерживаться ограничений по времени для просмотра мультфильмов.
Проявлять внимание. Отбросьте все дела, когда ребёнок подойдёт к вам, чтобы рассказать что-то интересное
Внимательно слушайте его, задавайте вопросы, удивляйтесь и всячески показывайте свою заинтересованность. Этим вы простимулируете желание делиться с вами всем, что придёт в голову и что захочется рассказать. Взаимный диалог возможен и необходим даже с маленьким ребёнком, ведь он поможет быстро научить разговаривать.
Развитие речи с помощью игр на реальном примере
Сюжетная игра и расширение активного словарного запаса
Сюжетные игры стимулируют ребенка говорить самому. Сначала звуки, потом слоги, потом отдельные слова, а затем предложения. Бывает так что ребенок принципиально молчит. Здесь, без пыток, он и сам не заметит, как начнет говорить в процессе игры.
1) Я купила домашний кукольный театр по сказке Колобок. Мы играли. Сын был колобком, а я – всеми остальными. Говорит дед бабке – испеки-ка мне, старая, колобок. А бабка глухая. Переспрашивает: “Что-что. Испечь Ватрушку”, Дед: “Да нет, Ко-ло-бок!”Бабка: “Ааа, пирожок!” Дед: “Бабка, нет же! КО-ЛО-БОК” (уже почти кричит). Бабка – “Ааа, пряник, ну так бы и сказал”.
Ребенок уже смеется.
Дед обращается к ребенку по имени: “Сынок, скажи ты, а то бабка меня не слышит!” Бабка спрашивает у Тимы: “Что вам испечь Тима говорит – ААО. Бабка – “ааааа”, колобок! (первая победа! новый звук, подобие слова “колобок”. Восторг у обоих) Сейчас испеку!
И дальше по сказке. Колобок поет: “аааааа”, а я ему, конечно помогаю. Когда колобок убежал от лисы, а лиса восхитилась его ловкостью (дети обожают чувствовать себя ловкими и быстрыми), колобок катится на ферму. И знакомится с курочкой – Ко-ко-ко, и петушком – Ку-ка-ре-ку, коровой – Муу, это все я говорю. Примерно через неделю я за колобка спрашиваю – ты кто Тима говорит – “муууу.” А, корова! Вот это да!”.
2) “Строим домики и ходим в гости маленькими игрушками. Они пьют чай и говорят “ням-ням” – сначала я говорю, а потом спрашиваю – “а тебе как вкусно?” И ребенок говорит “ням-ням”. То, что надо, новое слово!”
3) Играем в поезда, мой поезд попал в беду, я зову на помощь – “ту-ту!!!” Через неделю ребенок начинает говорить “ту-ту”.
4) Играем в путаницу. Фигурки зверей, знакомятся. Привет, я корова, я говорю “беееее”. Ребенок смеется, машет головой и говорит “мууу”. Я говорю – “корова, ты перепутала, ты должна мычать, правильно тебе Тима говорит – мууу”. Кошка: “привет, я кошка, я умею говорить пи-пи-пи.” Ребенок снова поправляет –”мяу”. Я проговариваю. И т д. Ребенок в игре – это не ребенок, он герой сказки и поэтому увереннее пытается что-то сказать. Обращаюсь к нему не по его имени, а по имени героя.
Надо проще – поискала в коробочке, на кухне, например
Еще важно малышам рассказывать сказки, а не читать. Кроме того, во время любых игр называть все предметы
Что влияет на развитие речи
Мелкая моторика
- Для игр на развитие мелкой моторики я сделала волшебную шкатулку и наполнила ее мохнатой проволокой, бусинками, термомозаикой. Нанизывали бусинки и термомозайку на пушистую проволоку – делали червячков. Знакомили их друг с другом, делали им из кубиков домик, играли ими в прятки.
- Мы грузили сухую гречку в кузов маленького трактора, и перевозили ее с одного края стола на другой, не забывая издавать звуки трактора (это еще активная речь развивается).
- Я насыпала в ванную много разной фасоли и нута или цветного сухого песка, туда добавляла маленькие стеклянные шарики, ракушки и бусинки. Ребенок их искал, пересыпал в стаканчик, сидя в ванной. Разумеется, я сидела рядом, чтобы он не взял в рот фасолинку. Почему в ванной? Чтобы потом по всей квартире не собирать. Потом все собирала и убирала в недоступное место.
- Я взяла резинового волка, сделала ему небольшое отверстие на морде, чтобы кормить (отрезала нос). Играли так – приходит злой и голодный волк, кричит, “ааа, я вас сейчас съем, ух как я зол и голоден!” А я ему говорю – “волк, ты нас не ешь, смотри, мы тебе дадим вкусную, волшебную фасоль!” Мы брали с ребенком мелкую фасоль и кормили волка – бросали в дырочку. Это довольно сложно – взять эту маленькую фасолинку или чечевицу пальчиками, и протолкнуть в дырочку. Волк говорил – “ООО, мммм, как вкусно, ням-ням, спасибо, я подобрел, пошел я в лес, пока.” Все это волк говорит очень эмоционально.
- Лепка из глины и пластилина также очень полезна для развития мелкой моторики. Помимо лепки просто всяких колбасок, калачей, шариков, делали ежиков, пирожное мы втыкали в пластилин зубочистки, спагетти, фасоль. Еще играли по книжке “Пластилиновые прятки”: нужно прятать зверей от хищников, например, отщипывать пластилин и заклеивать им картинки.
- Есть еще такие классные наборы для девочек для создания украшений (мы использовали фирмы Battat). Там из разных деталей нужно собирать цепочки. Нужно сообразить какую деталь в какую вставлять, плюс они разной текстуры, что полезно для мозга. Мы делали из них червячков и змей, а позже стали делать пиратские цепи.
- Наклейки. Есть хорошие книги с сюжетами, куда нужно вклеивать героев или предметы. Они у меня в сумке были всегда. В очереди в поликлинике, в банке –наклейки меня выручали всегда. В день одна игра, минут на 10, но у нас это больше времени занимало – около часа, т.к. на тот мой ребенок любил возиться с мелочью.
Как развивается речь до года. Норма и задержка
Особенности развития речи на дошкольном этапе
Последний этап развития речи специалисты называют дошкольным. Он длится от 3 до 7 лет, характеризуется тем, что речь детей становится более совершенной, по своему построению приближается к речи взрослого.
- Развивается контроль над произношением слов и фраз (фонетика).
- Интенсивно растет словарный запас, достигая к концу дошкольного возраста 3000-4000 слов.
- Дети узнают значение многих слов, оно становится разнообразным, что приводит к хорошему развитию грамматики и связной речи.
- Существенно усложняется содержание и объем речи, что сказывается на структуре предложений.
- Если трехлетки используют довольно упрощенные фразы, то четырехлетки пользуются сложными предложениями. Словарный запас составляет в 4 года1500-2000 слов.
- В 5лет дошкольники свободно строят сложные предложения при помощи слов «потому что, так как, который, чтобы».
- К пяти годам словарный запас доходит до 2500-3000 слов. Детишки узнают обобщающие слова и активно их используют (мебель, посуда, растения и подобные).
- К 7 годам запас слов увеличивается до 3500, грамматический строй речи приближается к школьному обучению.
Нормы речевого развития позволяют родителям определить уровень сформированности речи детей, любое отклонение требует консультации специалистов.