Эдипов комплекс и комплекс электры

Комплекс электры и эдипов комплекс у детей

Чем опасен комплекс?

К чему может привести эдипов комплекс? Прежде всего – к несамостоятельности подростка, которая может сохраняться и во взрослом состоянии. Вспомните «маменькиных сынков». Мать, ко всему прочему, сама может способствовать поддержанию эдипова комплекса в психике сына, излишне опекая его и лишая возможности проявлять собственную инициативу. Но этого мало. Привязываясь к «своей единственной женщине», матери, сын приобретает типично женские черты характера (точно так же, как дочь с комплексом Электры, привязанная к отцу, становится «мужественной», точнее – мужеподобной).

Далее – парень с эдиповым комплексом может испытывать трудности в общении с девушками. Здесь есть две стороны проблемы. Первая состоит в том, что робкие, «женоподобные» молодые люди, излишне привязанные к матери, у большинства девушек вызывают отторжение. Ведь мужчина должен быть сильным и смелым, это устоявшийся стереотип. Кстати, комплекс Электры у девушек аналогичного эффекта не даёт: многих мужчин притягивают жёсткие, храбрые, решительные дамы с «мужским» характером, хотя и не всегда они готовы вступить с ними в любовные отношения и создать семью. Парень-Эдип во многих случаях обречён на полное одиночество и непонимание. Вторая сторона – неспособность молодого человека адекватно оценить девушек, с которыми он сталкивается. Сознательно или подсознательно он сравнивает их с матерью и приходит к выводу, что встреченная девушка не идеальна, так как не похожа на неё. В конечном итоге он может полностью разочароваться в женщинах.

Советы для родителей

Родители играют ключевую роль в помощи своим сыновьям справиться с Эдиповым комплексом. Вот несколько полезных советов:

1. Понимайте и принимайте

2. Будьте доступными

Создайте открытую и доверительную атмосферу, чтобы ваш сын мог свободно общаться и задавать вопросы

Будьте готовы выслушать его и дать ему свое время и внимание

3. Объясните ситуацию

Постепенно и простыми словами объясните своему ребенку, что Эдипов комплекс — это временный и нормальный этап в его развитии. Расскажите ему о любви и связи между родителями и семьей. Дайте ему понять, что его эмоции и интересы важны для вас.

4. Уважайте приватность

Уважайте непринужденные моменты одиночества вашего сына. Дайте ему время и пространство, чтобы он мог самостоятельно размышлять и исследовать свои мысли и чувства.

5. Обратитесь за помощью

Если вы обеспокоены поведением своего сына или не знаете, как поддержать его, не стесняйтесь обратиться за помощью специалиста — психолога или педагога. Они помогут вам разобраться в ситуации и дать рекомендации по работе с Эдиповым комплексом.

Помните, что Эдипов комплекс — это переходный момент в развитии вашего ребенка, и правильная поддержка и понимание помогут ему успешно пройти через него.

Мои рекомендации родителям

Для того, чтобы эдипов комплекс у детей прошел бесследно и не продлился у ребенка всю жизнь, можно дать родителям несколько рекомендаций:

Устанавливать доверительные отношения в семье. Малыш должен знать, что родители – это люди, с которыми можно поговорить практически о любой проблеме. Многие дети по своим ощущениям очень одиноки, потому что не могут выразить родителям свои переживания. Симптомы комплекса Эдипа уйдут быстрее, если у родителей с ребенком будет найден психологический контакт.
Уделять достаточное количество внимания. Часто именно из-за ощущения недостатка внимания ребенок начинает придумывать себе истории о том, что мама папу любит, а его – нет

Чтобы этого не происходило, важно общаться с ребенком, проводить вместе время, гулять и заниматься совместным творчеством.
Общаться. Важно стараться ответить на все вопросы, возникающие у ребенка, иначе он придумает им свои фантастические решения

Например, если ребенок видит, что родители что-то от него скрывают, то он может подумать, что они его разлюбили, и искренне поверить в эту собственную мысль. Необходимо объяснять ребенку, что любовь между родителями и к ребенку качественно отличается, и ее нельзя сравнивать. Также важно показать малышу его место в цепочке семейных отношений.
Социализировать. Чем больше ребенок общается со сверстниками, тем меньше у него желания проводить время только с мамой. Не стоит ограничивать общение малыша только семейными связями.

Эдипов комплекс по Фрейду

Строя свою теорию психоанализа, Зигмунд Фрейд все больше склонялся к мнению, что в основе не только сексуальности в целом, но и всего развития человеческого сознания, психических процессов, всех существующих неврозов и расстройств лежит Эдипов комплекс.

Эдипов комплекс встречается как у мальчиков, так и у взрослых мужчин.

Согласно теории Фрейда, Эдипов комплекс вездесущ в самосознании и психике человека, поскольку практически с рождения каждый ребенок имеет неразрывную связь со своей матерью. В возрасте трех лет, когда начинается половое созревание, Эдипов комплекс становится более выраженным.

Ребенок начинает проявлять свои чувства к матери или отцу вполне осознанно. И любовь, и ревность, и ненависть, и гнев – бушующий поток эмоций обрушивается на родителей, поражая нервозностью и резкостью в поведении ребенка. Эдипов комплекс у взрослых мужчин характеризуется необычайно сильным сексуальным влечением к матери и отвращением к отцу.

Фрейд считал, что успешное развитие этого комплекса является ключом к определению психического состояния человека. Что следует считать “успешным” или “позитивным” развитием Эдипова комплекса? Существует “позитивное развитие” и “негативное развитие”. Зигмунд Фрейд принял за принцип существование определенной оси, вдоль которой простираются многочисленные наборы характеристик комплекса.

От положительного к отрицательному. От явного влечения к родителю противоположного пола до амбивалентного или резко отрицательного отношения к родителю противоположного пола, от сексуального влечения к родителю противоположного пола до явной ненависти к родителю противоположного пола.

В этом случае у ребенка постепенно развиваются невротические расстройства, связанные со страхом наказания, ощущением себя нежеланным и неполноценным, обнаружением нарушений развития, и все это на фоне страха перед выраженными чувствами.

Основатель психоанализа придерживался мнения, что Эдипов комплекс лежит в основе всего человеческого развития, религиозных предпочтений, моральных норм, нравственных качеств, развития искусства и физиологического благополучия. Это означает, что признаки присутствия Эдипова комплекса лежат в основе всех аспектов развития человеческой цивилизации.

Следовательно, каждый взрослый мужчина или женщина находится под влиянием страхов и стереотипов, полученных из детских привязанностей и отвращений. За пределами круга сторонников психоанализа всеобъемлющее проникновение Эдипова комплекса в человеческое развитие не воспринимается с таким доверием, поскольку нет прямых доказательств, подтверждающих научную обоснованность этой теории.

Более того, теория Фрейда очень часто подвергается критическому пересмотру и коррекции.

В разное время его теория подвергалась критике и пересмотру со стороны таких экспертов, как:

  • Карл Гутцав Юнг – швейцарский психиатр и педагог, основатель теории глубинной психологии.
  • Альфред Адлер – австрийский психоаналитик и философ, основатель системы индивидуальной психологии.
  • Эрих Фромм – немецкий ученый, один из основателей неофрейдизма.
  • Мелани Кляйн – британский психоаналитик, основатель теории детского психоанализа.
  • Отто Ранк – австрийский сторонник фрейдистской теории.
  • Карен Хорни – американская представительница неофрейдистского психоанализа.


Зигмунд Фрейд внес большой вклад в исследование Эдипова комплекса

Роль психотерапии в преодолении Эдипового комплекса

Преодоление Эдипового комплекса имеет важное значение для здорового развития личности. Но как достичь этой цели? Один из наиболее эффективных способов — психотерапия

Психотерапия представляет собой процесс, в рамках которого пациент работает с лицензированным психотерапевтом, чтобы исследовать проблемы, связанные с его психическим состоянием и поведением. В случае Эдипова комплекса, психотерапия помогает пациенту осознать и понять свои эмоциональные и сексуальные чувства к родителям, а также разобраться в конфликтах и сопротивлениях, которые могут возникнуть при их преодолении.

Одним из подходов психотерапии, который может быть эффективен в работе с Эдиповым комплексом, является психодинамическая терапия. Этот подход основан на предположении, что бессознательные желания и конфликты играют важную роль в формировании поведения и психических проблем. В ходе психодинамической терапии пациент и психотерапевт исследуют прошлые события и отношения, чтобы выявить корни проблемы и найти способы ее решения.

Помимо психодинамической терапии, есть и другие подходы, которые могут быть использованы в преодолении Эдипового комплекса, такие как когнитивно-поведенческая терапия, семейная терапия и групповая терапия. Каждый из них предлагает свои уникальные методы и стратегии, направленные на разрешение конфликтов и изменение непродуктивных мыслей и поведения.

В заключение можно сказать, что психотерапия играет важную роль в преодолении Эдипового комплекса. Она помогает пациенту осознать и разрешить эмоциональные и сексуальные конфликты, связанные с отношениями к родителям, а также научиться здорово общаться и устанавливать границы в отношениях. Использование различных подходов и стратегий позволяет психотерапии быть эффективным инструментом в преодолении Эдипового комплекса и достижении гармоничного развития личности.

Как преодолеть Эдипов комплекс: практические рекомендации

1. Понять и осознать

Первый шаг в преодолении Эдипова комплекса – понять и осознать его наличие. Родители должны быть внимательными к поведению ребенка и заметить признаки такой привязанности к матери. Если они замечают выпады в поведении, сексуально окрашенные высказывания или соперничество с отцом, то возможно, это связано с Эдиповым комплексом.

2. Неудовлетворенные детские нужды

Эдипов комплекс может быть связан с незадовольством детских эмоциональных или физических нужд

Поэтому важно обратить внимание на то, что можно сделать, чтобы ребенок чувствовался удовлетворенным и важным для всех членов семьи. Поддерживающая, любящая и заботливая атмосфера может помочь ребенку преодолеть комплекс

3. Взаимодействие с обоими родителями

Для борьбы с Эдиповым комплексом ребенка необходимо развивать взаимодействие с обоими родителями. Отцу следует уделить больше внимания и времени, участвовать в играх, разговаривать и проводить с ним время наравне с матерью. Положительные отношения с обоими родителями помогут ребенку разрешить конфликт и преодолеть комплекс.

4. Создание семейной стабильности

Создание стабильной и благоприятной семейной атмосферы также может помочь преодолеть Эдипов комплекс. Это может включать в себя установление ясных правил и границ, укрепление эмоциональной связи между всеми членами семьи и осознание роли каждого члена семьи.

5. Поиск помощи специалиста

Если родители обнаруживают, что Эдипов комплекс у ребенка не исчезает или становится более серьезным, то может быть полезным обратиться к психологу или психотерапевту. Специалист сможет помочь родителям и ребенку разобраться в причинах комплекса и разработать стратегии для его преодоления.

Таблица стадий психосоциального развития по Фрейду

В следующей таблице представлен обзор наиболее важных аспектов различных этапов.

Стадии Возраст Эрогенная зона (зоны) Характерные особенности
Оральная стадия От рождения до примерно 1 года Рот, губы, язык Ребёнок испытывает удовольствие при сосании предметов (например, материнской груди или большого пальца). Ребёнок может преодолеть оральную фазу путём отлучения от груди.
Анальная стадия Приблизительно от 1 до 3 лет Анус Дети учатся контролировать анальный сфинктер. Вырабатывается определённая форма чистоты и механизмы контроля.
Фаллическая стадия Примерно от 4 до 6 лет Гениталии У детей развивается интерес к собственному телу и к противоположному полу. У мальчиков развивается страх кастрации, у девочек – зависть к пенису.
Латентная стадия Примерно от 7 до 12 лет Нет Сексуальное развитие больше не является центром внимания. Противоположный пол становится неинтересным.
Генитальная стадия Примерно от 13 до 18 лет Гениталии Противоположный пол снова становится интересным. Происходит первый сексуальный опыт.

Трудности раннего отцовства: ревность и послеродовая депрессия

Бывает, что новоиспеченные отцы начинают ревновать маму к ребенку. До появления в семье третьего человека центром вселенной женщины был ее мужчина

Теперь все ее внимание поглощено существом, интимность и глубина взаимоотношений с которым могут сильно задевать самолюбие того, кого «потеснили в рейтинге». Если не осознать вовремя это чувство покинутости и не поработать с ним, глава семьи может впасть в настоящую послеродовую депрессию. В основном к этому склонны молодые мужчины, не успевшие подготовиться к новой роли

В основном к этому склонны молодые мужчины, не успевшие подготовиться к новой роли.

В зависимости от психологической зрелости самого мужчины, проявления депрессии могут быть различными: одни представители сильного пола начинают критиковать женщину за ее чрезмерную привязанность к ребенку, могут проявлять недовольство и гнев, требовать к себе повышенного внимания; другие, наоборот, отстраняются, начинают больше времени проводить на работе, общаться с друзьями и коллегами, находить много важных и неотложных дел вне дома

Мужчине бывает сложно разобраться в своих чувствах, поскольку этой стороне жизни он по природе своей уделяет недостаточное внимание. Еще чаще ему трудно говорить вслух о своих чувствах, особенно если это чувство обиды, которая всегда возникает от незнания, непонимания и замалчивания

Если молодому папе сложно признаться супруге в своих смешанных чувствах, попробуйте включиться в процесс ухода за малышом

Мама не просто почувствует вашу поддержку

Благодаря вашему участию в семейных заботах она сможет выкроить немного времени для себя, отдохнуть, восстановить силы и — о чудо! — вернуть их вам своим вниманием, прежней лаской и любовью

Эдипов конфликт с точки зрения психоаналитической теории

В чём современное понимание Эдипова конфликта? Бессознательное влечение к матери и желание устранить отца — чересчур примитивное, упрощенное толкование, за которым кроется тайное желание разделаться, высмеять ту теорию, которая так неудобоварима для наших желудков.

Рожденный ребёнок состоит в плотном симбиотическом контакте с матерью. Родившись, он окончательно «не вылупился» из неё. Человеческий детёныш очень долго сохраняет зависимость от матери. Физически и психически он представляет единое целое с ней. Примерно год спустя он начинает отбегать от матери на небольшое расстояние, но всё ещё не может самостоятельно добывать пищу.

Всё это время мать — центр его мироздания. Вернее, он сам в слитом состоянии с матерью и есть центр своего мироздания. Постепенно ребёнок осознает свою отдельность от матери, он понимает разницу себя и её. Наконец, в поле зрения ребёнка появляется фигура отца, третьего, и возникают отношения триангуляции — мучительного треугольника, в котором заперт ребёнок. Отец становится фигурой, благодаря которой ребёнок начинает отделяться от матери и исследовать окружающее пространство. Во-первых, мать иногда принадлежит отцу, а не ребёнку — это начинает осознавать ребенок. Во-вторых, отец расширяет диадное пространство «мать-дитя», образуя ещё один узел. У ребёнка есть связь с матерью, связь с отцом, и у родителей есть связь друг с другом.

Осознав, что у него есть пол, ребёнок идентифицирует себя либо матерью, либо с отцом: «Я — либо мальчик, либо девочка». И примерно в этот момент у него начинается дикая ревность к родителю своего пола и борьба с ним за любовь родителя противоположного пола. Это и есть арена будущего Эдипова комплекса. В процессе длительного взросления ребёнок должен преодолеть желание жениться на маме или выйти замуж за папу и сформировать стойкое намерение «быть как мама или как папа», чтобы впоследствии завести себе свою пару. Говорят о положительном разрешении Эдипова конфликта, когда ребёнок окончательно разрешает себе любить человека противоположного пола, и о негативном разрешении, когда уже выросший ребенок не разрешает себе любить или осуществляет выбор в пользу партнёра своего пола. Это означает, что на арене Эдипова конфликта когда-то что-то пошло не так. Возненавидев родителя своего пола, ребёнок может возненавидеть своё собственное тело со всеми его проявлениями или просто себя. Это дорога в патологию или психосоматику. Ненависть к родителю своего пола, несомненно, должна рано или поздно стать метафорой, символом и пролиться на свет в виде творчества, поступков, в которых отдаленно есть конкуренция с родительской фигурой. Если метафора не образуется, то ненависть (а в вывернутом наизнанку виде ненависть может стать зависимостью) остается буквальной, а не символической, — это повод обратиться к личному анализу, к развитию у себя способности символизировать свои аффекты.

Биологи говорят, что окончательное взросление человеческого детёныша завершается к 4 годам — когда он уже действительно самостоятелен, может передвигаться и доставать себе еду, а исследователи нашего мозга утверждают, что окончательное созревание головной коры человеческого мозга завершается к 23 и даже к 26 годам, то есть всё это время человеческая особь развивается. Физическое отделение происходит к 4 годам, а психические процессы формирования и развития длятся почти 30 лет.

Эдипов конфликт имеет тысячи нюансов и оттенков в сценариях каждой жизни отдельного человека, и в одном случае может проявиться как патологическая ревность, в другом как желание конкурировать с людьми своего пола, в третьем как избегание любых парных отношений, в четвёртом как желание властвовать над партнёрами противоположного пола. Случаи самого крайнего разрешения конфликта, или, как говорят, перверсии, имеют также сотни вариантов.

Разрешением же конфликта является зрелая способность любить другого человека противоположного пола, уметь строить длительные отношения, рожать и воспитывать детей, проживать свою жизнь и стареть в удовлетворении своей жизнью и собой. Недаром Эдипов комплекс называют главным комплексом или этапом развития взрослого человека.

Совестью называют ту надстройку, которая образуется в психическом мире ребёнка в результате его прохождения через Эдипов Конфликт. Отец, принесший в мир ребёнка нормы, правила и законы, должен стать внутренней категорией. Это тот алтарь, на который ежедневно будут приноситься жертвы психических конфликтов человека.

Стадии развития личности по Фрейду

Фрейд считал, что либидозная энергия, связанная с инстинктом жизни, является основным фактором формирования характера человека. В своём развитии личность проходит несколько стадий, они связаны со смещением эрогенныех зон — тех областей тела, стимуляция которых вызывает удовольствие, отсюда и название возрастных этапов (стадий).

Оральная стадия (до 1 года) — в этом периоде удовлетворение желаний происходит при раздражении полости рта. Ребёнок сосёт молоко, глотает, а когда пищи нет, сосёт собственный палец. Все желания младенца удовлетворены быть не могут, поэтому появляются первые ограничения и начинает формироваться Эго (Я). При этом развиваются такие черты личности как жадность, требовательность, ненасытность все, что предложено.

Анальная стадия (1-3 года) — аэрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника. Малыш учится навыкам туалета. Родители приучают к опрятности, возникают новые требования и запреты. Начинает формироваться Супер-эго (Сверх-Я) как воплощение социальных норм, внутренняя цензура и совесть. В этом периоде развивается аккуратность, пунктуальность, упрямство, скрытность, агрессивность и др. По мнению Фрейда, нужно поощрять детей к регулярному опорожнениею и при этом хвалить, тогда у ребёнка сформируется позитивная самооценка и, возможно, творческие способности.

Фаллическая стадия (3-5 лет). Ребёнок начинает осознавать свои сексуальные различия, интересуется гениталиями. Если до этого детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям. У мальчиков развивается Эдипов комплекс, у девочек — комплекс Электры. Это период строгих запретов, когда интенсивно формируется Супер-эго (Сверх-Я). Появляются новые черты личности: самонаблюдение, благоразумие.

Латентная стадия (5-12 лет) — это период сексуального затишья, особенно в 6-7 лет. Идёт подготовка к взрослению. Активно развивается Эго и Супер-эго. Влечения, исходящие от Ид (Оно), успешно контролируются. Детские сексуальные желания вытесняются, и интересы ребёнка направляются в другое русло: общение с друзьями, обучение в школе и т.д.

Генитальная стадия (с 12 лет) начинается с полового созревания. Объединяются все эрогенные зоны, возникает стремление к нормальному сексуальному общению. У подростков отмечается повышенная возбудимость и сексуальная активность. Ид усиливает своё действие, и личности приходится бороться с его агрессивными импульсами, используя механизмы психологической защиты.

Механизмы психологической защиты

Между Ид, Эго и Супер-эго существует неустойчивое равновесие. Ид посылает инстинкты, которые следует удовлетворить. Но часть желаний не соответствует нормам морали. Супер-эго следит за соблюдением этих норм и тормозит желания. Компромисс между ними достигается за счёт Эго. Когда внутренний конфликт долго не разрешается, человек становится невротиком, т.к. поддерживать своё психическое состояние он может только благодаря механизмам психологической защиты. У каждого человека есть свой набор таких механизмов. Фрейд выделил 5 из них.

Вытеснение. Когда неприемлемые желания (воспоминания, мысли, переживания и др.) вытесняются в бессознательное. Постепенно человек о таком желании забывает, но напряжение остаётся. Оно проникая через бессознательное, напоминает о себе в виде символов в сновидениях, оговорок, ошибок и т.д.

Регрессия. Психологическая защита, выражающаяся в возврате к детским моделям поведения и привычкам: кусает ногти, портит вещи, капризничает и др. У взрослых он может включать в себя недовольство, несдержанность, стремление к рискованным ситуациям, противодействие авторитетам и др.

Рационализация — это маскировка. Уход от истинных мыслей, чувств через более приемлемые объяснения собственного поведения. Этим подавляется вина и стыд, сохраняется чувство собственного достоинства, достигается состояние внутреннего комфорта. Эти «рациональные» объяснения зачастую выглядят глупо и нелогично

Проекция — это бессознательное или осознанное перенесение человеком своих состояний на внешние объекты или приписывание другим людям собственных желаний и чувств. Другими словами, вина за происходящее всегда возложена на другого человека или обстоятельства.

Сублимация. Когда сексуальное или агрессивное желание, стремление направляется в другое русло. Благодаря сублимации сексуального влечения у творческих людей возможен необычайный подъём, создаются шедевры живописи или музыки, совершаются открытия в научной области и др.

Чем опасен эдипов комплекс?

В детстве эдипов комплекс в первую очередь доставляет сильнейший моральный дискомфорт самому мальчику.Он видит, что столь любимая им мама не может полностью принадлежать ему – она целует отца, смеётся его шуткам, спит с ним в одной кровати, проводит с ним время.Ребенок понимает, что отец мешает ему стать единственным для мамы. Это становится причиной необъяснимой ненависти к отцу – ребенок перестает слушаться, в его взгляде появляется огонек ненависти. Отец может в это время переживать и считать себя плохим родителем, не умеющим найти общий язык с ребенком, не понимая, что дело здесь совсем в другом.

Также ребенок может начать злиться и на свою мать, если увидит, что она никак не перестает ставить отца на первое место, а ему уделяет внимание лишь по остаточному принципу.В семье поселяется недопонимание, раздрай и склоки. При этом родители совершенно не понимают в чем дело, списывая все на переходный возраст и надеясь, что все эти странности в поведении должны вот-вот закончиться.Неудачно пережитый эдипов комплекс может стать причиной инцеста или гомосексуализма в дальнейшем

Кроме того, не завершившийся естественным путем эдипов комплекс приводит к тому, что вырастает мамошник, постоянно крепко держащийся за подол своей любимой мамы. Даже после того, как он женится и заводит семью, проблемы не заканчиваются, так как вряд ли его жена сможет найти свое счастье в таком браке. Ведь мать все равно остается для него первым человеком на всем белом свете. Все лучшие подарки достаются маме, а не жене, маму он поздравляет со всеми праздниками, дарит ей цветы, с мамой он предпочитает ездить в отпуск, к маме он старается заехать на обед.

Как помочь ребенку его преодолеть

По мнению Фрейда, главной причиной возникновения этого комплекса является отсутствие ассоциации с однополым родителем. Когда отец начинает аккуратно своим поведением с ребенком и женой демонстрировать разницу «отец-сын», в сознании второго возникает определенная иерархичность и психологический страх кастрации.

Таким образом запускается процесс идентификации: ребенок начнет копировать поведение, характер, взгляды и реакции родителя своего пола — это приведет к формированию Супер-Эго (Сверх-Я) — части нашего сознания, являющейся моральным авторитетом, благодаря ему формируются ощущение совести, добра, зла. В итоге Эдипов комплекс подавляется, и маленькая личность начинает действовать уже исходя из идеалистических побуждений.

Если же Эдипов комплекс проявляется в гипертрофированном виде, то помочь решить проблему могут уже только специалисты.

Касательно того, как себя вести с ребенком, чтобы не усугубить ситуацию — важно просто не дать конкурентной фантазии шанса стать реальной:

Первое и самое важное — здоровые, экологичные отношения внутри семьи. При проявлении Эдипова комплекса (или комплекса Электры) один из родителей становится для ребенка соперником, и если это чувство будет подпитываться извне: мама и папа постоянно ругаются или «конкурентный родитель» ругает ребенка — то это его лишь усилит и приведет к развитию комплекса

Если ребенок видит, что мама и папа друг друга любят, видит благоприятную, экологичную модель поведения, то Эдипов комплекс уходит сам собой.
Если ребенок говорит, что хочет жениться/выйти замуж за вас, то нужно объяснить ему, почему это невозможно: «Я не могу жениться на тебе, потому что у меня уже есть твоя мама, но я всегда буду любить тебя, ведь ты мой ребенок. А в будущем ты встретишь свою любовь».
Объясняйте ребенку, что вы любите и его, и своего супруга немного по-разному, но одинаково сильно.
Каждый родитель должен проводить с ребенком примерно одинаковое количество времени, так как дефицит внимания может как спровоцировать появление Эдипова комплекса.
Не потакайте капризам ребенка. Если ребенок будет спать с мамой, вытеснив отца на диван, то это банально подорвет родительский авторитет, и отложится в голове как маленькая победа — Эдипов триумф — что в дальнейшем может укрепить одноименный комплекс.

Как реагировать на данный комплекс?

И родители, и родители в данной ситуации должны проявить терпение. Проведите разговор с ребенком, объясните ему, что вы оба его очень любите, а также любите друг друга. Скажите малышу, что когда он вырастет, он обязательно встретит девочку, с которой они будут любить друг друга так же, как его мама и папа. Не соглашайтесь на капризы ребенка. Если он начинает истерики, когда видит, как вы проявляете чувства друг к другу, спокойно объясните ему, что его также любят, но мама и папа также счастливы вместе. Если ночью ребенок приходит к вам в спальню и просит спать между вами или требует, чтобы мама легла спать с ним, мягко откажите ему. Малыш также может неосознанно пытаться обидеть отца, указывая на его внешние недостатки или возраст. Папе не стоит на это сильно реагировать, даже если слова ребенка его задели. Скажите, что мама все равно вас любит.

Критика[править | править код]

Ненаучный статус гипотезы

Специалисты указывают на то, что отсутствуют какие-либо эмпирические данные, свидетельствующие в пользу эдипова комплекса. Более того, доказать наличие эдипова комплекса объективным научным образом представляется невозможным по причине неудовлетворения базовых научных принципов (например, принципа фальсификации) как отдельными гипотезами психоанализа (включая эдипов комплекс), так и всей теорией психоанализа. То, что Фрейдом и его последователями выдается за доказательства, объективно следует рассматривать исключительно в качестве интерпретаций психоаналитиков, приспосабливающих их к своим априорно принятым гипотезам, которые, по мнению скептиков, несут отпечаток субъективных предубеждений. В этой связи критики также указывают на тот факт, что эдипов комплекс является, в первую очередь, результатом самоанализа Фрейда, а не объективного наблюдения за пациентами.

Критика детской сексуальности

Для многих сомнительным представляется само утверждение о том, что ребёнок может испытывать половое влечение по отношению к родителю: как известно, тестостерон и прогестерон, половые гормоны, которые, воздействуя на гипоталамус, вызывают у человека половое влечение, организмом ребёнка до пубертатного возраста вырабатываются лишь в незначительных количествах. Впрочем, данная критика является, по мнению сторонников Фрейда, несостоятельной по той причине, что половое созревание индивидуума не обеспечивается одним только формированием генитальных морфологических и нейроэндокринных структур организма и должно сопровождаться организацией соответствующих психологических структур.

Критика в контексте шизоанализа

В таком направлении современного постструктурализма, как шизоанализ, разработанном Жилем Делёзом и Феликсом Гваттари в их работе «Анти-Эдип» (1972), эдипов комплекс предстает олицетворением репрессивного духа буржуазных семейных отношений и символом репрессивной идеологии капитализма. Эдипов комплекс подвергается критике по причине своей односторонности и ограниченности: ограниченный рамками семейных отношений, он оказывается неспособным объяснить сложные социальные структуры и процессы. Делёз и Гваттари указывают также на то, что психоанализ в целом оказывается неэффективным средством лечения таких заболеваний, как психоз и шизофрения, и малоэффективным средством интерпретации социальных процессов. Более того, согласно шизоанализу, концепция эдипова комплекса является препятствием на пути выздоровления невротика, поскольку заведомо обрекает его на детерминационную зависимость от такой «псевдоструктуры», как семья. В этом контексте Делёз и Гваттари говорят об «эдипизации» бессознательного, сознания и всей культуры в целом. Концепция эдипова комплекса противопоставляется свободной («шизофренической») форме бессознательного:

Таким образом, Делёз и Гваттари призывают к свободному интерпретированию бессознательного, не зажатого в узкие рамки эдипова комплекса.

Феминистическая критика

Представительницы феминизма подвергают широкомасштабной критике понимание развития эдипова комплекса у девочек: по их мнению, зависть к пенису не играет никакой роли в психосексуальном развитии лиц женского пола. Представительницы феминизма считают, что концепция зависти к пенису является продуктом патриархального общества, показывающая неполноценную, бессильную и подчиненную женщину. Более того, как указывала американская феминистка Кейт Миллет (1969), Фрейд с подобными идеями и воплощением их на практике является скорее угнетателем женщины, чем независимым наблюдателем и психотерапевтом. Другая американская феминистка Джульет Митчелл считала зависть к пенису типичной характеристикой фаллоцентрической культуры, нежели результатом обнаружения девочкой отсутствия у себя пениса. Сторонницы феминизма при этом отмечают, что взгляды Фрейда иллюстрируют общий дух и ценности Викторианской эпохи, когда как мужчины, так и женщины имели страх быть женственными. Некоторые критики также указывают на то, что концепция зависти к пенису несостоятельна по той причине, что это мало правдоподобно, чтобы девочка могла испытывать зависть к пенису, к части тела, которой у неё никогда не было и о преимуществах которой она, следовательно, знать не может. Впрочем, как отмечалось выше, современные психоаналитики в большинстве своем не настаивают на концепции зависти к пенису так, как Фрейд и его ортодоксальные последователи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: