Нравственное развитие личности
При помощи ценностей можно увидеть индивидуальные качества человека, но первые годы после рождения усваиваются родительские ценности. В последствии формируются возможные отношения к ним:
- Активность – полное принятие и поддержание.
- Противодействие – внутреннее и внешнее.
- Комфорт – наружное принятие с внутренним отрицанием.
- Полное равнодушие.
- Отрицание – попытки изменить систему общества.
Основной период изменений морально нравственных ценностей выпадает на подростковый возраст. В свою очередь формирование нравственности зарождается в более раннем возрасте.
Согласно теории американского психолога Кольберга по развитию личности выделяется 3 стадии, подразделенных на 2 этапа:
- Доконвенциональная
- Ориентируется на наказание и послушание.
- Выступает гедонестическая ориентация.
- Конвенциональная
- Ориентируется на ценности значимых личностей.
- Устанавливается поддержание установленных правил.
- Постконвеницонная
- Мораль представляется, как продукт социального договора.
- Наличие собственных этических принципов. Законы воспринимаются гибко, жизнь основывается на свободах и справедливости.
Развитие нравственного сознания человека зависит от его интеллекта и общего развития.
Переход на новую стадию зависит от развития эмпатии и когнитивных навыков. На новых стадиях сохраняются все прошлые усвоенные ценности. Невозможно перепрыгнуть через один из этапов, но имеется возможность пойти иным путем. Одни люди могут перейти до 3 уровня еще будучи юным, а другие даже в 50 лет остаются на первой стадии развития.
Формирование моральных норм и принципов происходит благодаря взаимодействию с социумом. Не стоит прибегать к наказаниям и порицаниям, так как это является плохим методом нравственного воспитания. Чтобы ребенок обрел высокие ценности, будьте для него личным примером или давайте примеры из прочитанных книг, просмотренных мультфильмов, и тому подобное… Тоже самое относится и ко взрослой жизни. Изменение системы ценностей и развитие нравственного сознания можно осуществить в абсолютно любом возрасте.
Представление человека, будучи субъективным образом предмета или явления, может быть выражено в форме движений, действий, чертежей, словесных описаний и т. п.
Возникая на основе ощущений и восприятий, представления человека через слово, речь неразрывно связаны с мышлением, служат переходным звеном от восприятий к понятиям. Ощущения, восприятия и представления человека вместе составляют чувственную ступень познания действительности. Она предшествует более высокой логической ступени познания, поднявшись на которую человек отражает сущность вещей и явлений, закономерные связи и отношения между ними.
Представление об объекте, если оно включено в общую систему знаний человека, всегда более адекватно отражает предмет по сравнению с ощущением и восприятием, ибо умственный анализ и синтез в представлении осуществляются на более высоком, второсигнальном уровне. Такое представление об объекте есть новое знание о нем, а не простое воспроизведение ранее полученного от него впечатления.
Представление входит обязательным компонентом во все сложные психические процессы человека, в которых оно выполняет разные функции.
Внутри восприятия представление обеспечивает узнавание как ранее воспринятых объектов, так и объектов, знакомых человеку только по описанию. Ребенок узнает белку и тогда, когда он ее повторно видит, и тогда, когда представление о ней возникло на основе изображения или словесного описания. Память включает в себя оперирование представлениями. Существует особый вид памяти — образная память, которая есть не что иное, как образование представлений об объектах действительности, сохранение и последующее воспроизведение их. Но и другие виды памяти, например словесно-смысловая, невозможны без представлений: запоминая и припоминая мысли, человек обычно опирается на представления, относящиеся к их предметному содержанию. Процесс воображения во всех его видах и формах есть создание новых представлений из ранее сформированных образов окружающего мира. Читая книгу, мы представляем вещи и события, о которых идет речь; мечтая о будущем, представляем свои действия и действия других людей, возможные жизненные ситуации и пр.; воображение, включенное в художественное или техническое творчество,— это воплощение определенных идей в образную, наглядную форму. Даже высший из познавательных процессов — процесс абстрактного мышления — часто сопровождается представлениями. Размышляющий человек часто оформляет свою мысль в виде наглядной схемы, графика, диаграммы. Правда, иногда возникающие в процессе логического мышления образы мешают думать. Представления входят составным компонентом и в эмоциональные процессы. Прежде всего они служат человеку дополнительным источником его эмоций и чувств. Одни эмоции и чувства возникают при непосредственном общении личности человека с окружающими людьми и в практической деятельности, другие эмоции и чувства порождаются воспоминаниями, мечтаниями, описаниями событий и переживаний других людей. Представления в зависимости от содержания, яркости и значения для личности отраженных в них объектов могут усилить или ослабить переживаемое чувство. Наконец, многие эмоции и чувства оставляют след в нашей памяти в комплексе с сопровождавшими их образами. Вызвав образ предмета или события, мы можем вновь пережить те чувства, которые были с ним связаны.
Представления входят в структуру умений, навыков и волевых действий.
До того как начать действовать, например учиться писать, ребенок должен ясно представить форму, величину и последовательность букв, способы их соединения в слове, движения пишущей руки и т. п. В волевых действиях то же самое: до начала действия человек представляет ближайший результат его, выступающий как цель, а затем должен представить в общем виде или поэтапно способы действия, инструменты, материалы и пр. Однако в процессе деятельности человек фиксирует не все, что он воспринимает и делает, а прежде всего то, что непосредственно связано с достижением цели. Поясним это примером. Учащимся ремесленного училища предложили нарезать винт, обточить ручку и сделать гайку. Через 10 дней проверили, какие представления сохранились в их памяти об обстановке, инструментах, предметах труда (материалах), изделиях и о процессе изготовления перечисленных деталей. Оказалось, что учащиеся очень смутно представляли форму и величину брусков металла, из которых делали детали, но очень хорошо запомнили форму и величину изделий. 62% испытуемых представляли инструменты, которыми пользовались, и только 5% учащихся представляли также инструменты, которыми они не пользовались, хотя и видели их. Все испытуемые ясно представляли основные рабочие операции и смутно — вспомогательные (исследование Е. В. Шороховой).
Этапы развития познавательных способностей малыша
В фазе новорожденности мозг ребенка не смог полностью развить способность думать, обрабатывать информацию, говорить, запоминать вещи, физическую координацию и другие.
В более зрелом возрасте будет развиваться не только моторное развитие ребенка, но и его когнитивные функции.
Ниже приведены этапы когнитивного развития младенцев в зависимости от их возраста:
0-6 месяцев
От новорожденного до примерно трех месяцев развития малыша учится на вкус, слух, зрение и запах. Обычно он может более четко видеть объекты на расстоянии около 13 дюймов и видеть цвета в визуальном спектре человека.
Младенцы также могут сосредоточиться на том, чтобы смотреть на движущиеся объекты, в том числе на лица людей, с которыми они часто бывают, например, вы и их опекуны. Он также будет реагировать на условия окружающей среды, показывая определенные выражения лица.
Время от времени вы будете видеть, как он открывает рот, когда вы касаетесь его щеки, что называется рефлексом укоренения. Одновременные повторяющиеся движения руками и ногами также помогают тренировать функции мозга и память.
Примерно после 3–4 месяцев развития ребенка у вашего малыша начнут развиваться другие когнитивные способности.
Это включает в себя распознавание лиц людей, которые привыкли находиться рядом, реакцию на выражения лиц других людей, которых он видит, распознавание и реакцию, когда он слышит знакомые ему звуки.
Ступив на 5-месячный возраст развития, ваш малыш с любопытством смотрит на какой-либо предмет, заставляя его положить предмет в рот. Он также пытается отвечать на разговоры, бормоча определенные слова.
Фактически, ваш ребенок постепенно может распознавать и реагировать, когда его зовут по имени. Все это продолжается до тех пор, пока ребенок не достигнет 6-месячного возраста.
6-12 месяцев
В возрасте 6 месяцев ваш ребенок начинает хорошо координировать работу своих мышц и конечностей.
Ваш малыш может самостоятельно сидеть и учиться вставать, с самого начала ему все еще нужна хватка, чтобы наконец сохранить равновесие.
Развитие познавательных способностей в это время, в том числе начало понимания разницы между живыми и неживыми существами.
Подольше смотрите на объекты, которые кажутся им «странными», например, наблюдая за воздушным шаром, летящим в одиночестве в воздухе. Это потому, что любопытство тоже растет.
Эта обучаемость и любопытство, вероятно, еще больше возрастут в развитии 9-месячного ребенка. Хотя он может есть твердую пищу с 6 месяцев, в этом возрасте его способность увеличиваться, пытаясь есть в одиночестве.
Вашему ребенку также интересно знать причину и следствие после того, как он что-то сделает, например, что произойдет после того, как он встряхнет свою игрушку.
Практически сразу же в период развития 11-месячного ребенка когнитивное развитие ребенка позволяет легко имитировать основные движения, которые делают другие люди.
Фактически, он может реагировать на сообщение, передаваемое другими, движением и звуком и помещать один объект на другой.
Восприятие
Восприятие обладает рядом особенностей:
- Восприятие эмоционально окрашено и тесно связано с практическими действиями: наблюдаемые предметы «притягивают» ребенка, вызывая эмоциональную реакцию и желание достать их, что-то с ними сделать. Свойства предметов (форма, величина, текстура, цвет и т. д.) ребенок познает в процессе практических действий: хватания, манипулирования, соотношения и др. действий.
- Ребенок не может одновременно воспринимать объект в целом и отдельные его части. Поэтому, он может «терять» маму в магазине, не в состоянии из большого числа лиц выделить ее лицо: он либо внимательно изучает одно лицо, либо начинает хаотично блуждать глазами по всей массе лиц, не замечая деталей.
- Со временем ребенок переходит к зрительному соотнесению свойств предметов, тогда как раньше сравнивал их «при помощи рук». Теперь он подбирает нужный предмет и выполняет действие сразу правильно, без предварительного примеривания.
- Начинают складываться сенсорные эталоны — представления о свойствах вещей: ребенок достаточно точно может определить форму, величину, цвет предметов, хотя ему еще трудно овладеть названиями этих свойств. Например, предметы круглой формы ребенок может определить «как мячик», зеленые предметы — «как травка». На третьем году жизни ребенок усваивает представление о 5–6 формах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник) и 8 основных цветах, но их названиями дети овладевают с большим трудом и только при упорном обучении со стороны взрослых. Главная трудность детей этого возраста — невозможность отделить свойство от самого предмета. Для становления представлений ребенка о свойствах предметов, необходимы конкретные практические действия с предметами и взаимодействие с взрослыми.
https://youtube.com/watch?v=sZoX55V64k0
Как развить когнитивные способности у детей?
Детский мозг развивается через тело!
То есть если ребёнок слаб физически, не может и не умеет контролировать своё тело, то ему вряд ли удастся реализовать свои когнитивные способности в учебной деятельности.
И никакие воспитательные беседы родителей на тему, почему надо учиться, стараться хорошо читать и писать, на ребёнка не будут действовать. В силу своего возраста он ещё просто не способен это понять, поэтому основная задача – научить ребёнка прикладывать усилия и справляться с трудностями, которые являются естественными в процессе обучения новым навыкам и знаниям. В этом случае есть гарантия, что со временем у ребёнка появится и мотивация самостоятельно учиться.
А лучший способ научить ребёнка прикладывать усилия – это физическая нагрузка
Но здесь важно, чтобы она была направлена на активизацию левого полушария мозга и закрепление его доминации.
Итак, чтобы успешно развивать у ребёнка когнитивные способности, в первую очередь необходимо:
- ввести строгий распорядок дня, в котором будет отведено время для учёбы, отдыха и физической нагрузки;
- регулярно выполнять специальные психофизические упражнения, которые направлены на укрепление психики к монотонным нагрузкам и активизацию функций левого полушария мозга;
- делать упражнения, которые подготовят мозг и тело к длительной монотонной нагрузке;
- заниматься графокоррекцией, которая является базовым упражнением для развития когнитивных способностей и определяет качество чтения и письма;
- регулярно говорить ребёнку, что учёба – это труд, который требует прикладывания усилий и силы воли.
Программы Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе построены на знании о том, что повышать уровень когнитивных способностей и решать проблемы с обучением надо через работу с телом, активизируя таким образом работу мозга. За счёт этого дети на программе «Успешный Старт» выходят из кризиса обучения всего за 14 дней.
А если вашему ребёнку требуется улучшить ситуацию конкретно с русским языком, вернуть ему интерес к родному языку, повысить грамотность и улучшить качество почерка, то приглашаем на «Онлайн-уроки формирования письменной деятельности».
Основные когнитивные способности
Как определяют уровень когнитивного развития ребенка?
Чтобы оценить уровень когнитивного развития младенца, наблюдают за его поведением, моторными навыками. Учитывают его способность манипуляции предметами (соответствие возрастным нормам) и активность реакции на знакомого взрослого.
Чем старше ребенок, тем сложнее становятся его когнитивные способности и тем больше возможностей для оценки с помощью различных проб и нейропсихологических тестов. Обычно специалист оценивает:
уровень развития речи;
сложность употребляемых языковых конструкций;
объем памяти;
способность концентрировать внимание на задании в течение некоторого промежутка времени.
Кроме того, оценивают способность к рассуждениям (в соответствии с возрастом), умение сопоставить информацию, определить и назвать сходства и различия. Также рассматривают двигательные навыки, умение их осваивать и применять.
Исследование происходит в форме игры, в которой ребенка просят выполнить различные действия. Для малышей — сделать что-то с игрушками, собрать пирамидку, распределить предметы по цветам или формам. Для детей постарше добавляют различные задачи на логику и выбор.
Например, карточки с картинками, которые нужно запомнить и назвать, сравнить, исключить лишние
Важно, чтобы ребенок мог доверять специалисту в ситуации исследования и чувствовал интерес к происходящему
Если тестирование начать с первой минуты появления ребенка в кабинете и не уделить внимание контакту, результаты трудно будет считать достоверными. Некоторые дети могут быть настолько напряжены в новой обстановке, что не смогут решить обычно доступные им задачи
Конечно, отдельные когнитивные функции могут быть развиты у ребенка хуже или лучше. Однако в среднем ожидают, что ребенок покажет уровень, соответствующий его возрастным нормам. В ситуациях, когда единичные когнитивные навыки «провисают», специалист будет уточнять возможные причины.
Например, в этот момент ребенок был особенно встревожен, или устал, или задача показалась ему совсем незнакомой, плохо понял инструкцию. Учитывают также тип нервной системы ребенка: с какой скоростью он способен полностью включиться в работу над заданиями, как долго может сохранять работоспособность. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста эти цифры, конечно, намного меньше аналогичных параметров у взрослых.
Если же исследование показывает явное отклонение от возрастных норм, можно говорить о нарушениях развития ребенка.
Из сказанного следует, что представления об объектах внешнего мира и собственной деятельности человека влияют на течение и результат деятельности.
Вместе с тем деятельность в свою очередь влияет на представления: одни из них уточняются, другие отбрасываются, как не соответствующие условиям или как лишние (как «лишняя информация»).
Богатство представлений о чем-либо, их живость, устойчивость и другие особенности зависят и от особенностей личности, в частности от ее отношения к делу. В упомянутом исследовании Е. В. Шороховой обнаружено, что испытуемые, положительно отнесшиеся к заданию, не удержали в памяти всего лишь 6% ранее воспринятых объектов деятельности; учащиеся с безразличным отношением к заданию утратили 28% их, а лица с отрицательным отношением — 56%.
В психологии издавна широко распространены иные взгляды на представление. Психологи Эббингауз, Циген и др. считали представления бледными, малосодержательными и неустойчивыми копиями ощущений и восприятий. Согласно их взглядам, источником представлений являются не предметы реального мира, а ощущения и восприятия субъекта. Защитники этой точки зрения и их современные исследователи путают два вопроса: вопрос о содержании представлений с вопросом о возникновении, формировании их. По содержанию все представления суть отражения предметов и явлений материального мира. Возникают же они разными путями, о чем говорилось выше. Считая представления всего лишь копиями ощущений и восприятий субъекта, защитники указанной теории пытаются оторвать сознание личности от окружающего мира. Если представления рассматривать абстрактно, вне конкретной деятельности человека, то даже не будучи идеалистом, можно прийти к идеалистическому толкованию их природы.
Существует и другой ложный взгляд на представления, согласно которому они, как и восприятия, есть символы, знаки, а не образы вещей (Гельмгольц). Из того факта, что представление о вещи — это не сама вещь, нельзя делать вывода о знаковой его природе. Знак может обозначать что угодно: как то, что реально существует, так и то, чего не существует. И хотя есть представления символические (например, образ Фемиды — символ правосудия, справедливости), это не дает основания сомневаться, что представления людей в конечном счете верно отражают объективный мир. Сам факт существования ложных представлений говорит о способности человека отличать ложное от истинного. Отбор верного отражения от искаженного происходит в процессе практической деятельности людей.
Жан Пиаже
Наблюдая за детьми, Жан Пиаже создал теорию когнитивного развития. В соответствии с Теория когнитивного развития Пиаже Есть четыре стадии когнитивного развития.
- Сенсомоторная стадия (от рождения до 24 месяцев)
- Предоперационный этап (от 24 месяцев до 7 лет)
- Бетонный этап эксплуатации (от 7 лет до 12 лет)
- Формальный этап эксплуатации (12 лет и старше)
Когнитивное развитие младенцев происходит на сенсомоторной стадии, которая начинается с рождения и продолжается до тех пор, пока младенцу не исполнится около 2 лет. Сенсомоторный этап состоит из шести подэтапов.
Этап | Возраст |
---|---|
Этап 1 — Рефлексы | От рождения до 6 недель |
Этап 2 — Первичные круговые реакции | От 6 недель до 4 месяцев |
Этап 3 — Вторичные круговые реакции | От 4 месяцев до 8 месяцев |
Этап 4 — Координация вторичных круговых реакций | От 8 месяцев до 12 месяцев |
Этап 5 — третичные круговые реакции | От 12 месяцев до 18 месяцев |
Этап 6 — Ментальное представление | От 18 месяцев до 24 месяцев |
Добро
Добро – это одно из самых важных духовных ценностей. Оно проявляется в стремлении человека улучшить жизнь на Земле не только для себя, но и для других.
Добрый человек всегда стремится к истине, справедливости. Доброе дело проявляется в искренности – это не то, когда человек делает что-то для получения выгоды, а когда он старается сделать что-то для другого бескорыстно.
Доброта ценилась всегда, однако люди, из-за своей чувствительности и заботой о других иногда сильно страдают. Доброта – это духовная потребность каждого, когда мы делаем что-то полезное и благое, то ощущаем себя лучше, увереннее, а на душе становится легко.
- https://psychologist.tips/4797-nravstvennye-tsennosti-eto-problema-sovremennogo-obshhestva-vidy-urovni-razvitie-tsennostej.html
- https://plachu.net/obshhaya-psihologiya/nravstvennye-tsennosti
- https://www.sdorov.ru/nravstvennyie-tsennosti-luchshee-bogatstvo/
- https://top10a.ru/10-duxovnyx-cennostej-kotorye-dolzhen-znat-kazhdyj.html
- https://4ege.ru/gia-po-russkomu-jazyku/59363-sochinenie-93-kak-harakterizuyut-cheloveka-ego-nravstvennye-cennosti.html
Функции представления: Сигнальная функция
Считается, что представления представляют собой самые первые сигналы, поступающие в мозг, исходя из которых, человек действует в той или иной ситуации и сознательно формирует свои действия.
Учеными было доказано, что представления достаточно часто являются результатом условного рефлекса, так например, если человек видит предмет или какое-либо явление, то в сознании формируется не только представление самого предмета, но сопутствующие свойства и характеристики.
В последствие, данная информация будет для человека первичной для ориентировочного сигнала. К примеру, если человек видит яблоко, у его голове сразу формируются сигналы и характеристики предмета, его вкусовые качества, запах, форма, гладкость и представления о том, что его можно есть и возможно даже воспоминания о том, какое яблоко вкусное.
Нарушения развития когнитивных функций у детей
Нарушения когнитивных способностей — это часто встречающаяся сложность. Не менее 20% детей и подростков, проходящих обследования, показывают отклонения от нормы в той или иной степени.
Например, расстройства речи, включая нарушения чтения и письма, выявляются в диапазоне от 5 до 20% школьников. Обычно выделяют тяжелые нарушения, связанные с ранними органическими дефектами, а также умеренные и легкие нарушения, поддающиеся коррекции в большей степени.
Тяжелые нарушения развития
Тяжелые когнитивные дефекты чаще всего имеют органическую природу. Это перенесенные инфекционные заболевания (такие как менингит, энцефалит), травмы, наследственные нарушения обмена, хромосомные аномалии и пр. Чем раньше и грубее нарушена работа нервной системы ребенка в результате заболевания или травмы, тем сильнее выражены когнитивные нарушения.
Тяжелые когнитивные нарушения проявляются в серьезном отставании развития по многим параметрам. Такие дети на протяжении всего взросления и жизни нуждаются в постоянной опеке. Однако при создании благоприятной среды, включающей как физически, так и психологически комфортные условия, многие способны адаптироваться в социуме.
Умеренные и легкие нарушения развития
Умеренные когнитивные нарушения часто связаны с поражением нервной системы, возникшим внутриутробно (в результате интоксикации) или в процессе родов. Могут они быть связаны с неврологическими заболеваниями: ДЦП, эпилепсия.
Выраженность нарушений средней тяжести зависит от степени повреждения нервной системы. Проявляются такие нарушения часто в трудностях с обучением и социализацией. Ранняя диагностика и лечение позволяют в достаточной степени скорректировать комплексные нарушения развития.
Легкие нарушения когнитивной сферы могут быть спровоцированы незначительными внутриутробными и родовыми нарушениями, дефицитом витаминов и минералов, неосложненными заболеваниями нервной системы. К легким относят трудности с концентрацией внимания, расстройства письменной и устной речи, нарушения счета, общие трудности с успеваемостью и поведением.
Легкие нарушения развития когнитивной сферы обычно выражены неярко, поэтому их часто объясняют педагогической запущенностью, избалованностью и ленью ребенка или недостатком силы воли.
Однако консультация у психолога или невролога в таком случае часто дает очень хороший эффект: диагностика успокаивает родителей, проясняет стратегию коррекции проблем и помогает ребенку понять, что он не «плохой, ленивый, неуспешный».
Основы когнитивной психологии
Изучение особенностей когнитивного развития – это важный шаг в познании психологического здоровья детей и подростков. Изменение мыслительных процессов происходит постоянно, начиная с раннего возраста, и это необходимо для взаимодействия с окружающим миром. Насколько правильно будет проходить развитие когнитивных функций и способностей, зависит от многих факторов (воспитание, окружение, менталитет). Однако если знать, когда и что целесообразно развивать, шансов на успех больше
Современные родители всё больше уделяют внимание этому аспекту, так как информация на сегодняшний день является более доступной, и чаще говорят о том, что правильное развитие когнитивной сферы увеличивает вероятность успешной и счастливой взрослой жизни
Когнитивная психология – это именно тот раздел психологической науки, который занимается изучением умственных способностей и познавательных процессов
Психологи, работающие в данном направлении, считают, что с малого возраста необходимо развивать в первую очередь память, внимание, восприятие, воображение, логическое мышление. Хорошее развитие этих навыков приводит к легкому взаимодействию с обществом, способности правильно оценивать жизненные ситуации и находить решения, ставить цели и непременно достигать их
Развивать же навыки не так сложно, существует множество достаточно простых методик и упражнений, для понимания принципа работы и применения которых не нужно быть профессором.