Эмоциональный интеллект у детей дошкольного возраста
Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста происходит поэтапно:
Ребёнок начинает понимать свои чувства. На этом этапе родители вместе с ребёнком обсуждают эмоции, обращаясь к художественной литературе или мультфильмам, обсуждают чувства героев и свои собственные
Здесь также важно ежедневно интересоваться у ребёнка, какое у него настроение, какие он испытывал эмоции за день.
Ребёнок начинает понимать чувства других. Этот этап даёт родителям возможность показать ребёнку, что мама или папа не всегда бывают в хорошем настроении и что это нормально
Здесь уже можно объяснить ребёнку, что Вы не хотите играть в догонялки, потому что сильно расстроились из-за проблем по работе и хотите спокойно посидеть с малышом. Родители продолжают обращаться к сказкам или мультфильмам, анализируя чувства героев. Понимая чувства другого, ребёнок развивает в себе эмпатию. Важно показывать на своём примере взаимоотношения с другими людьми, строить атмосферу взаимопонимания между родителями.
Ребёнок учится управлять своими эмоциями. На этом этапе родители показывают, как можно выразить негативные чувства, не причиняя никому вреда, например, громко покричать и попрыгать, поколотить подушку и т.д. Важно также научить поднимать себе настроение подходящими для ребёнка способами. Выясните, что ребёнку больше всего нравится и от чего у него улучшается настроение.
Какие бывают эмоции
Все мы знаем, что эмоции бывают положительные и отрицательные. Положительные доставляют удовольствие, отрицательные — наоборот. Однако не стоит забывать, что положительные эмоции не всегда полезны и нравственны, а отрицательные не всегда достойны порицания и исключения из жизни человека.
Например, ощущение своего превосходства — безусловно, положительная эмоция. И, нет сомнений, школьники, которым все время говорят, какие они гениальные, приглашая посмеяться над тупостью ребят из параллельных классов, будут настроены очень радостно и с симпатией отнесутся к учителю. Вот только на пользу ли такой эмоциональный настрой как с точки зрения воспитания, так и для усвоения материала? Напротив, ощущение дискомфорта от того, что нужных знаний пока нет, (отрицательная эмоция) — это как раз то состояние, которое провоцирует стремление обучаться.
То есть эмоциональный фон урока — это не нечто статичное и радостно-положительное. Это сложное многоцветное полотно, колер которого изменяется во время урока, и соткать такое полотно — задача не из самых простых.
Эмоции учителя
И, наверное, ни для кого не секрет, что на школьников очень сильно влияет то, в каком настроении пребывает учитель (точнее, какое настроение он транслирует). Педагог — всегда немного актер, поэтому он обычно старается, в каком бы настроении ни пришел, продемонстрировать детям бодрость и оптимизм.
Бодрый, деловой, благожелательный тон, заинтересованный взгляд, прямая осанка и энергичные движения — все это стимулирует и учащихся держаться соответственно.
Внимание к ученику, словесное поощрение, невербальная демонстрация симпатии и заинтересованности (внимательный взгляд, поворот головы и легкий наклон к отвечающему, кивок, улыбка) вселяют в школьника ощущение своей важности и тоже способствуют положительному эмоциональному настрою на уроке. В последнее время очень много говорится об эмоциональном интеллекте и его важности для современного человека. Создание делового, радостного и благоприятного фона на уроке — это и показатель владения учителем навыками эмоционального интеллекта, и условия усвоения школьниками не только программного материала, но и основ этой важной составляющей мягких навыков
Создание делового, радостного и благоприятного фона на уроке — это и показатель владения учителем навыками эмоционального интеллекта, и условия усвоения школьниками не только программного материала, но и основ этой важной составляющей мягких навыков
В последнее время очень много говорится об эмоциональном интеллекте и его важности для современного человека. Создание делового, радостного и благоприятного фона на уроке — это и показатель владения учителем навыками эмоционального интеллекта, и условия усвоения школьниками не только программного материала, но и основ этой важной составляющей мягких навыков
Об авторе: Сафонова Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория, стаж 19 лет.
Особенности дошкольного развития детей
В дошкольном возрасте у детей особенно интенсивно развиваются основы самосознания: они учатся оценивать себя с разных точек зрения: как доброго и внимательного друга, старательного, талантливого, способного человека, послушного ребенка и т.д. Процесс восприятия информации перестает быть эмоциональным и становится более осмысленным: ребенок целенаправленно ищет информацию и подвергает ее анализу.
На протяжении всего периода дошкольного возраста у малышей не только продолжает совершенствоваться наглядно-действенное мышление, но и зарождается фундамент наглядно-образного и логического мышления, а также формируется воображение. Отметим, что первые проявления воображения наблюдаются еще в самом раннем дошкольном возрасте, поскольку как раз к трехлетнему возрасту у ребенка накапливается уже достаточный жизненный опыт, способный дать материал для воображения.
С развитием воображения и мышления неразрывно связано и развитие речи. Если к трем годам более или менее грамотная устная речь только начинает формироваться, то уже к семилетнему возрасту ребенок владеет разговорной речью более чем хорошо. В свою очередь, развитие речи оказывает прямое влияние на развитие произвольного внимания. Благодаря занятиям, требующим сознательного запоминания предметов, действий или слов (игры, посильный домашний труд, выполнение поручений и т.д.), дети в 3-4 года начинают запоминать осознанно.
Теперь давайте более подробно остановимся на упомянутых выше аспектах развития детей в дошкольном возрасте.
Особенности эмоционального интеллекта детей
Особенности ЭИ младших школьников:
- непосредственны и откровенны;
- оптимистичны и позитивны;
- легко эмоционально отзываются на события;
- чувствуют страх в учёбе из-за нового опыта и низких оценок;
- резко меняют эмоциональный настрой;
- незрело определяют свои и чужие чувства и эмоции.
Уже в этом возрасте детей можно разделить на три группы по эмоциональному состоянию: дети с повышенной чувствительностью, эмоционально стабильные и дети со слабым выражением эмоций.
Особенности ЭИ подростков:
- нестабильно проявляют эмоции и чувства, с которыми не всегда могут совладать;
- осознают собственную исключительность и неповторимость;
- противопоставляют себя окружающим, что приводит к конфликтам;
- не понимают, что происходит с их эмоциональным состоянием.
Признаки низкого эмоционального интеллекта
Prostock-studio/Shutterstock.com
Уровень эмоционального интеллекта называют «коэффициентом эмоционального интеллекта» или EQ.
Признаки низкого уровня EQ:
- Человек не способен к сочувствию, сопереживанию другому человеку. Его не трогает ни чужая печаль, ни чужая радость. Принять чужую помощь и поддержку такой человек тоже не может, ему непонятны мотивы людей.
- Близкие отношения по типу любви, дружбы такому человеку недоступны, поскольку дружба требует взаимных уступок, обмена эмоциями, сострадания и эмоциональной поддержки. Даже если такой человек и создаёт семью, тёплой атмосферы любви и внимания там не будет.
- Человек не умеет контролировать свои эмоции. Часто он демонстрирует то безудержную радость, то неконтролируемую ярость, то затяжную печаль. Он не всегда понимает, что с ним происходит и как помочь себе в таких ситуациях. В эмоционально напряжённых ситуациях такие люди тоже теряются.
- Не понимает, что его собственные неконтролируемые эмоции могут привести к плачевным последствиям; в любой неприятной ситуации винит других людей, но не себя.
- Не умеет говорить о чувствах, не может ответить на вопрос «что ты сейчас чувствуешь?», не прислушивается к собственным ощущениям.
Этапы психического развития
Дети в возрасте от 3 до 7 лет относятся к категории дошкольников. Психическое развитие дошкольника условно делят на три этапа (каждый человек уникален и, даже у здорового дошкольника, могут быть незначительные возрастные отклонения):
№ | Наименование | Возраст |
1 | младший | 3-4 года |
2 | средний | 4-5 лет |
3 | старший | 5-7 лет |
Все три этапа оказывают свое влияние на развитие психических процессов дошкольников. Переход от одного этапа развития к другому происходит в условиях, похожих на возрастной кризис, когда развитие личности не соответствует физическим и психическим возможностям ребенка, и наоборот. Возрастные особенности психического развития дошкольников особенно проявляются в три года и в семь лет. В эти периоды помимо членов семьи, ежедневно окружающих дошкольника, появляются в его жизни преподаватели, ровесники и более старшие дети. Ребенок открывает для себя все возможности человеческих взаимоотношений. В зависимости от того, как он будет реагировать на происходящее (принимать участие в играх, проводить время в садике в одиночестве, капризничать или смеяться), можно оценивать его состояние психики.
В детстве дети задают множество вопросов, интересуются всем, что происходит вокруг них. В разговорах со старшими людьми младшие ребята (3-4 года) требуют, чтобы к ним относились серьезно, “на равных”. Такие разговоры принято называть познавательными процессами.
Развитие познавательных психических процессов дошкольников влияет на будущие взаимоотношения ребенка с окружающими его людьми. Если дошкольник не получает ответов на свои вопросы, он становится упрямым и негативно реагирует на происходящие вокруг него события. Психическое развитие старших дошкольников основывается на активной совместной деятельности как со взрослыми, так и с ровесниками. В деятельности старших ребят (6-7 лет) появляются такие формы взаимоотношений как выполнение общего дела, контроль за действиями окружающих, помощь другим участникам игр, осознание и исправление своих собственных ошибок.
Стимулирование и его практическое применение
Определение 1
Метод стимулирования в педагогике – это целенаправленное воздействие на мотивацию учащихся, побуждающее их к определенной деятельности, подкрепленной соответствующим эмоциональным настроем и зарядом и направленной на достижение цели учебно-воспитательной деятельности.
Педагогическими стимулами выступают разнообразные средства, которые представлены в необходимой форме, отвечают требованиям текущего этапа реализации педагогического процесса, обеспечивают выполнение целевого назначения педагогической деятельности и мотивируют учащихся к осуществлению той или иной деятельности.
Чтобы средство выполняло стимулирующую функцию, оно должно способствовать развитию активности учащихся.
Применение стимулов в педагогике должно носить строго индивидуальный характер, поскольку учащиеся имеют разный уровень развития и личностные качества, что приводит к тому, что один и тот же стимул может стимулировать к активности одних учащихся и тормозить развитие других.
Средство, применяемое в качестве стимула, должно способствовать формированию определенного эмоционального настроя, вызывая эмоции: удовольствие, негатив, чувство страха, радость. Эмоции выступают в качестве проявлению реакции учащихся на различные способы педагогического воздействия.
Стимулирование обеспечивает конкретное направление деятельности и ее реализацию в нужном воспитательном или образовательном русле.
На практике, педагогическое стимулирование реализуется следующими основными путями:
- Непосредственное стимулирование. Его реализация происходит путем применения средств, которые воздействуют на активацию деятельности учащихся, развивают их интерес, увлекают, формируют навыки оценивания своего труда. Выбор таких стимулов зависит от конкретной цели, на достижение которой она направлена.
- Опосредованное стимулирование. Оно связано с применением стимулов, отвечающих целям, находящимся за рамками деятельности. В данном случае учащиеся выполняют какие-то действия, которые не отвечают их желаниям и интересам, а по причине того, что это находится в их интересах и помогает достижению какой-то цели.
- Перспективное стимулирование. Оно основано на применении таких стимулов, которые ориентируются на будущее достижение целей. Например, мотивирование профессиональной деятельности, личного плана, социального характера.
Использование стимулов зависит от конкретной педагогической ситуации и направлений деятельности. Их применение должно учитывать психологическое развитие учащихся, их индивидуальные качества, уровень интеллектуального развития, познавательные потребности и интересы, творческие способности, возможности, уже развитые навыки и умения
Важное значение имеет учет социального опыта учащихся, а также профессионализма и мастерства педагога. В расчет берется еще и своеобразие учебных дисциплин, особенности их усвоения и преподавания, темперамент и черты характера педагогов
Зачем развивать эмоциональный интеллект
Дети очень эмоциональны от природы и имеют целую гамму чувств. Однако научиться управлять ими – задача не из лёгких
Почему так важно научить ребёнка понимать, что он чувствует в различных ситуациях?
- Во-первых, когда ребёнок знает, почему у него возникает определённая эмоция, ему становится легче управлять ей и регулировать в целом своё поведение.
- Во-вторых, понимая себя, ребёнок учится понимать других. Это важная составляющая для вхождения в общество детей и взрослых. Ребёнок овладевает таким важным качеством, как эмпатия – способностью сопереживать другим людям.
Понимая чувства окружающих людей, ребёнок становится ответственным за свои действия, прогнозирует возможные последствия.
«Палочки-выручалочки»
Что же делать, если материал урока не особо годится для всех этих вариантов, или по какой-то причине учитель не мог подготовиться (замена, например), или дети не воспринимают ничего, сидят надутые и с пустыми глазами?
Ну что ж, и такое бывает. Однако есть несколько приемов, которые не позволят уроку вовсе превратиться в скучную тягомотину.
- Во-первых, это юмор. Добрая и веселая шутка способна спасти любую ситуацию. Стоит иметь про запас несколько смешных историй из жизни писателей, ученых, исторических деятелей, которые можно рассказать на уроке, и тем расшевелить класс. А если еще и по теме подходит, то можно и вообще урок на этом вытянуть.
- Во-вторых, музыка. Музыка — это речь, обращенная напрямую к душе. Если класс неэмоциональный, музыка может звучать на каждом уроке, настраивая ребят на нужный лад. В нервном, эмоциональном классе надо осторожнее обращаться с этим и в самом деле сильнейшим средством. Но в любом случае хороший музыкальный отрывок создаст нужное настроение и поможет достучаться до ребят.
- В-третьих, физкультминутка. Да-да, та самая, которую мало кто любит проводить. Она и кровь разгонит (нередко подавленное настроение — это просто недостаток движения), и развеселит, если это забавная физкультминутка. Смешные мультяшные физкультминутки нетрудно найти в интернете. Вот несколько примеров.
В-четвертых, антураж. Например, можно принести на урок черный ящик, сказать, что содержимое связано с темой урока и что в конце надо будет угадать, что там внутри, а победителя ждет приз.
Учитель, зачем-то надевший поверх костюма тогу или на голову — корону и в таком виде ведущий урок, всегда рассказывает интереснее и объясняет понятнее, чем он же, но одетый обычно.
Какой-то предмет, зачем-то лежащий на учительском столе на возвышении; приспособление для рисования песком (используемое, конечно), гость на уроке (например, представитель какой-то профессии) и т.п. — все это действует безотказно.
Этапы развития эмоционального интеллекта у ребёнка
Prostock-studio/Shutterstock.com
С какого возраста нужно развивать эмоциональный интеллект? С рождения. С самого первого дня жизни ребёнка.
Расскажем подробнее, как происходит развитие эмоций и чувств ребёнка на каждом этапе взросления.
Предэмоциональный этап (с рождения до трёх лет)
Как только ребёнок появляется на свет, начинается развитие его эмоционального интеллекта. Он видит улыбки родных и близких, чувствует их прикосновения, учится принимать и распознавать эмоции счастья, любви, заботы.
На третьей неделе жизни у младенца появляется комплекс оживления — особая эмоционально-двигательная реакция, обращённая ко взрослому, которая выражается сначала в зрительном сосредоточении на лице мамы и папы, затем появляется улыбка, двигательное оживление и гуление.
Знакомство ребёнка с эмоциями страха, грусти, боли происходит, когда начинаются колики, режутся зубки или мама долго не подходит к нему.
Эмоциональная осведомлённость (дошкольный возраст, 4–7 лет)
Prostock-studio/Shutterstock.com
В дошкольном возрасте продолжается развитие эмоционального интеллекта. Ребёнок знакомится с названиями эмоций, учится определять их у себя и других людей, узнает способы преодоления гнева и агрессии.
Главное в этом возрасте для ребёнка — полноценное проживание всего спектра чувств. Но в этом их не всегда поддерживают родители. Вспомните, как часто вы слышали от своих мам и пап, а может и сами нередко говорили своему ребёнку: «Не плачь!», «Расстроился из-за ерунды», «Распустил нюни», «Не дерись, ты же девочка». Это не что иное, как подавление эмоций ребёнка, их обесценивание, которое не только не способствует развитию эмоционального интеллекта, но и заставляет ребёнка стыдиться себя и собственных чувств.
Психологи предупреждают, что сдерживание сильных эмоций в дошкольном возрасте может привести к неврозам и психологическим проблемам во взрослой жизни.
При поступлении в детский сад ребёнок приобретает первые навыки социального взаимодействия, учится заводить друзей, общаться со сверстниками и взрослыми.
Развитие саморегуляции (школьный возраст, 7–10 лет)
Prostock-studio/Shutterstock.com
В школьном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие эмоционального интеллекта ребёнка. Он приобретает умение признавать и принимать собственные чувства и эмоции, учится контролировать их. Ребёнок начинает понимать чувства других людей, находить с ними общий язык, представлять себя на месте другого человека, сопереживать ему.
Главными источниками познания мира чувств и эмоций для ребёнка являются семья и школа. В школе ребёнок принимает участие в жизни класса, взаимодействует с одноклассниками и учителями.
Ребёнок может столкнуться с ситуациями травли, неприятия одноклассниками, предвзятым отношением учителей. Трудные ситуации играют особую роль в жизни ребёнка, давая ему возможность испытывать свои способности, что в одних случаях принесёт радость и гордость за собственные достижения, а в других — послужит причиной для гнева и разочарований. Здесь эмоциональный интеллект становится своеобразным регулятором жизни, закрепляет нужную эмоциональную информацию и отсеивает ненужную.
Развитие эмпатии и социальной компетентности (подростковый возраст, 10—18 лет)
Prostock-studio/Shutterstock.com
Этот возраст характеризуется «бурей» эмоций и чувств, с которой подросток не всегда может совладать. Юноша или девушка начинают осознавать собственную исключительность и неповторимость, вместе с тем противопоставляя себя окружающим, что нередко приводит к конфликтам как со сверстниками, так и со взрослыми.
Подростку сложно перерабатывать свои эмоции, он часто не понимает, что с ним происходит. Эмоциональные проявления в подростковом возрасте нестабильны: от бурной радости к неконтролируемым вспышкам агрессии.
Родителям важно в этот непростой для всех период взросления ребёнка стать для него не строгим диктатором, требующим беспрекословного подчинения и соблюдения всех норм и правил, а понимающим и сопереживающим другом. Мамы и папы не должны отвергать или обесценивать сложные и порой противоречивые эмоции, мысли и поступки своего ребёнка
Упражнения и игры для развития эмоционального интеллекта ребёнка
Billion Photos/Shutterstock.com
Психологи рекомендуют использовать игры и упражнения для обогащения чувственной сферы и развития эмоционального интеллекта детей разных возрастов. Все они могут быть использованы родителями для того, чтобы помочь своему ребёнку понять себя и других людей.
Игры с эмоциональными пиктограммами
Изготовьте картинки с рожицами с эмоциями радости, грусти, гнева, испуга, удивления, спокойствия и др. Можете использовать их отдельно или сделать так называемый «Кубик настроений».
Ребёнку задается вопрос «какое у тебя сегодня настроение?», и он выбирает соответствующую картинку. Впоследствии можно усложнить игру описанием определённых ситуаций, например: «Катя поссорилась со своей лучшей подружкой Машей. Как ты думаешь, что она почувствовала? Какое у неё сейчас настроение?»
Упражнение «Покажи эмоцию»
Ребёнок с помощью мимики, жестов и позы передаёт ту или иную эмоцию — мама с папой угадывают и наоборот. Можно устроить соревнование на самое лучшее изображение эмоции.
Просмотр мультфильмов, фильмов, чтение литературы с последующим обсуждением чувств героев.
Игра «Я радуюсь, когда….»
Ребёнок вместе с мамой и папой по очереди рассказывают, в каких ситуациях они радуются, боятся, огорчаются, удивляются и т.д.
Избавляемся от гнева
В ситуациях, когда ребёнок злится или сильно огорчен, помогут «мешочек гнева» или «подушка злости», которые можно бить, кидать или топтать. Так ребёнок избавляется от накопившихся у него сильных эмоций без причинения вреда окружающим.
Savicic/Shutterstock.com
«Что чувствует моя игрушка?»
Попросите ребёнка представить, что его любимая игрушка ожила. Поставьте игрушку в различные ситуации и попросите ребёнка рассказать, что она чувствует и почему.
«Игра в роли»
Предложите ребёнку разыграть сценки, в которых он играет роль другого человека. После этого обсудите, какие чувства он мог испытывать в этой ситуации и как бы он справился с ними.
«Мысли в облаках»
Сядьте с ребёнком на улице или у окна, и попросите его представить, что облака — это его мысли и чувства.
Попросите ребёнка рассказать, что он видит в облаках, и какие чувства они вызывают у него.
«Игра в зеркало»
Попросите ребёнка стать зеркалом и повторять как можно точнее ваше лицо и жесты. После этого обсудите, какие чувства вызывают у него разные выражения лица.
Вот несколько книг, которые рекомендуются для чтения о теме эмоционального интеллекта:
Особенности
Особенности развития психических процессов дошкольников оцениваются по их поведению в различных социальных ситуациях – во время знакомства с новыми людьми, во время игр со сверстниками, в процессе обучения. Игра в психическом развитии дошкольника:
- учит общаться с другими детьми и взрослыми жестами и связными фразами;
- учит подчиняться установленным для всех правилам, несмотря на возникающие у каждого эгоцентричные желания;
- формирует нравственные чувства (что можно делать, а что нельзя);
- формирует новые потребности – лидерство, командный дух, самостоятельность.
Социальные обстоятельства
Главная характеристика психического развития дошкольника – его социализация. В возрасте от трех до семи лет сводится к минимуму совместная деятельность детей и родителей. Изучение окружающего мира и человеческих взаимоотношений происходит с помощью игр (сюжетной и ролевой ведущей деятельности), в которых малыш повторяет действия взрослых в различных бытовых ситуациях, а ровесники становятся более значимыми партнерами в игре.
Ведущая деятельность
Ребята с помощью игр учатся оценивать свое место в окружающем их социуме, свои действия по отношению к друг к другу и незнакомым взрослым (установление межличностных взаимоотношений).
Особенности психического развития детей дошкольного возраста, определяемые ведущей деятельностью (игрой):
- мотивация и потребности – освоение функций, смысла и целей какой-либо человеческой деятельности. Пример: всем известна игра детства “дочки – матери”, игра “в семью”. Девочки выбирают себе “мужей” из мальчиков, катают кукол в колясках (или командуют детьми помладше), имитируют бытовую деятельность – совершают покупки за деньги-листики, готовят еду, обедают и т.п. Всему этому их никто не учит – они эти действия видят в своих семьях и повторяют их, “вживаясь” в выбранную роль.
- В дошкольном детстве, играя со сверстниками на детских площадках, малыш учится предвидеть реакцию окружающих на свои эгоцентричные действия, тем самым, координирует свои дальнейшие поступки. Например, учится не брать без разрешения чужие игрушки.
- Планирование своих и чужих действий, развитие лидерских качеств и умения играть в команде. Придумав что-то в своей голове, дошкольник начинает воплощать мечту в реальность, например, чтобы поиграть в какую-либо игру,. собирая вокруг себя необходимое количество участников.
- Подчинение правилам. Во время игры между двумя и более ровесниками устанавливаются путем договоренности определенные правила. В дальнейшем, это умение помогает в будущем слушаться учителей в школе и не нарушать школьные правила и требования родителей.
Научившись оценивать свои желания, мотивы своих поступков, иерархию отношений между людьми, ребята быстрее осваиваются в образовательном учреждении, становятся более послушными и внимательными.
Психические новообразования
Основные новообразования возрастной категории от 3 до 7 лет – это улучшение ориентации, исследовательской деятельности, памяти и образного мышления. Ребенок учится рассказывать о происходящем вокруг него, появляется самооценка и эмоциональная стабильность, формируется его психологический портрет, увеличивается продуктивная деятельность (появляется интерес к спорту, музыке, литературе, рисованию).
В современном обществе у родителей есть потребность в том, чтобы ускорить или даже перескочить дошкольное детство. В таких случаях, дети с трех лет занимаются по типу школьного образования (уроки, перемены, строгие учителя). Данное новомодное вмешательство в особенности психического развития ребенка дошкольника, может негативно сказаться на его будущем – пробелы в становлении умственных и личностных качеств, односторонность развития.
Как определить уровень эмоционального интеллекта
Эти методики и тесты может использовать родитель ещё до похода к специалисту, чтобы определить уровень на момент «сейчас». После коррекционной работы нужно пройти тест ещё раз, чтобы оценить результат.
Методика ЭмИн
Тест включает 40 вопросов, на каждый из которых ребёнок должен выбрать ответ из четырёх возможных, от «полностью согласен» до «полностью не согласен».
Результат скажет о межличностном и внутриличностном ЭИ.
Проективная методика «Дорисовывание: мир вещей — мир людей — мир эмоций»
За 15 минут ребёнок должен дорисовывать детали к трём фигурам, чтобы получить картинку со смыслом.
Результат выявит эмоциональную ориентацию ребёнка на мир людей или вещей.
Тест Холла
Опросник предлагает 30 утверждений, на которые нужно ответить от +3 (полностью согласен) до −3 (совершенно не согласен) баллов.
Результат подсчитывается по шкалам, показывает уровень эмоциональной осведомлённости, управления эмоциями, самомотивации, эмпатии и управления эмоциями других людей.
Тест SREIT
Опросник из 33 утверждений, которые нужно оценить от 1 (совершенно не про меня) до 5 (точно про меня) баллов.
Результат говорит об общем уровне ЭИ и трёх компонентах: оценка и выражение эмоций, регулирование эмоций, использование эмоций при решении проблем.
Тест ЭмIQ–2
Опросник из 66 вопросов, в каждом из которых пять вариантов ответов.
Результат сообщает об общем уровне ЭИ и пяти компонентах: самоанализ и самозащита, самоконтроль, выражение эмоций, социальная чуткость и самооценка чуткости.
Если уровень развития ЭИ ребёнка средний и ниже, отчаиваться не стоит. ЭИ подвижен, и его можно развивать.
FAQ: коротко о самом важном
Самое главное по теме в виде кратких ответов на вопросы.
Что такое эмоциональный интеллект и зачем он нужен?
Эмоциональный интеллект — это способность узнавать, понимать и управлять своими и чужими эмоциями. Он помогает лучше понимать себя и других, эффективнее общаться и решать проблемы.
Как развить эмоциональный интеллект у ребёнка?
Развивать эмоциональный интеллект у ребёнка можно через игры, общение о чувствах, упражнения на саморегуляцию и понимание эмоций.
Какие преимущества даёт высокий уровень эмоционального интеллекта?
Высокий уровень эмоционального интеллекта способствует гармоничным отношениям, большей самоуверенности, адаптивности к изменениям и успешной карьере.
Какие основные составляющие эмоционального интеллекта?
Основные составляющие эмоционального интеллекта: эмоциональное распознавание, самоуправление, социальные навыки и эмпатия.
Какие упражнения и игры помогают развивать эмоциональный интеллект у детей?
Игры и упражнения на развитие эмоционального интеллекта включают ролевые игры, истории о чувствах, дневники эмоций и дыхательные техники.
Какие практические советы помогают управлять эмоциями?
Управление эмоциями можно осуществлять через дыхание, медитацию, физическую активность и практику позитивных мыслей.
4
Специфика формирования воображения у детей дошкольного возраста
Об эффективном формировании и возрастании целенаправленности воображения на протяжении всего развития ребенка в период дошкольного детства можно судить по тому как увеличивается продолжительность игры детей по одной и той же сюжетной линии, а также по устойчивости исполняемых в игре ролей.
Игра младших дошкольников длится около 10 – 15 минут, возникающие внешние обстоятельства могут приводить к возникновению побочных линий в игре и первоначальный замысел игры теряется или трансформируется. Ребенок забывает в качестве каких предметов выступали замещающие объекты и начинает использовать их в соответствии имеющимися у него в реальности функциями. К 4 – 5 годам продолжительность игры увеличивается до 40 – 50 минут, а к 5-6 годам ребенок может играть в течение нескольких часов и даже дней. У старших дошкольников игровые замыслы относительно устойчивы, и дети часто осуществляют их до конца.
Возможность планирования игровой деятельности напрямую связана с умением создавать целостные сюжеты и целостные произведения игры. Дети в возрасте 3 – 4 лет владеют лишь элементами предварительного планирования игры или продуктивных видов деятельности, к 4-5 годам формируется ступенчатое планирование предстоящей игровой деятельности.
К старшему дошкольному возрасту формируется способность фантазировать произвольно, задолго до наступления непосредственной деятельности мысленно планируя процесс воплощения игрового замысла.
Ребенок в данном возрасте способен намечать подробный план достижения поставленных целей и определять какое именно оборудование понадобится ему для игры.
Целенаправленное развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы. А затем дети самостоятельно представляют замыслы и план по их реализации.
Роль воображения в жизни ребенка является гораздо более значимой чем у взрослого, именно с помощью воображения дети познают окружающий мир, заполняя имеющиеся пробелы в знаниях с помощью воображаемых объектов и явлений, создавая при том целостную картину мира.
Помимо этого, воображение позволяет ребенку стать «участником» событий, которые невозможны в его реальной жизни. С помощью подобного вымышленного «участия» обогащается интеллектуальный, эмоциональный, и нравственный опыт, оно позволяет более глубоко организовать процесс познания окружающего мира, природной, предметной и социальной действительности.
Что такое эмоциональный интеллект
Данное понятие появилось сравнительно недавно, в 1990 году, и означает способность человека распознавать и выражать свои собственные эмоции и чувства, а также понимать эмоции других людей.
Основоположники данного понятия – Питер Сэловей и Джон Майер – в своей модели эмоционального интеллекта выделяют 4 компонента:
- восприятие, оценка и выражение эмоций: способность понимать свои эмоции и других, определять потребности, исходящие от эмоций и различать подлинные и ложные эмоции;
- использование эмоций в мышлении и деятельности: возможность применения эмоций для решения неординарных задач;
- понимание эмоций: интерпретация причины тех или иных эмоций, способность к пониманию комплекса чувств или противоречивых эмоций, например, любовь и ненависть;
- осознанное управление эмоциями: способность принимать все чувства от отрицательных до положительных, контролировать эмоции и сознательно использовать их, в зависимости от ситуации.
Иначе говоря, ребёнок сначала научается понимать свои эмоции, но основе этого вырабатывается понимание чувств других людей и в дальнейшем это умение способствует выстраиванию положительных отношений с другими людьми.
Подбор материала
Об одном и том же можно рассказать разными словами и на разных примерах. Можно написать на доске десяток слов на правило для списывания, а можно— смешной краткий текст. То есть от подбора материала зависит очень много. Часто педагоги стараются найти в интернете что-то интересное («вкусное»), чем можно будет на уроке удивить ребят. Если же не получилось, можно попытаться самый рутинный материал оформить в захватывающую историю, детектив, фантастический роман, путешествие…
Полезными могут оказаться различные видеоматериалы, которых немало в интернете.
Создают рабочее настроение и приносят множество эмоций и различные творческие и нестандартные задания:
- конкурсы;
- «цепочки»;
- тексты на заданную букву;
- суды;
- РАФТ-технология;
- создание игр и проектов;
- «Шесть шляп»;
- «Угадай, кто я» и т.д.
Короче, задания и объяснения должны быть такими, чтобы не допустить на урок скуку, и тогда все получится.
Вывод
Уделяя внимание интеллектуальному и физическому развитию своего малыша, не забывайте про то, что счастливый человек – здоровый человек, который понимает себя и свои чувства. Родитель – самый важный источник развития ребёнка, но, к счастью, не единственный
Сеть детских центров развития «Бэби-клуб» реализует программу развития эмоционального интеллекта у детей. Более 168 клубов с опытными профессионалами своего дела делают счастливыми родителей детей от 8 месяцев и до 7 лет. Запишитесь к нам на пробное занятие через форму на сайте, чтобы помочь своему ребёнку стать человеком с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта и уверенной в себе частичкой общества.