Помогаем детям выучить состав числа до 10: простая методика

Советы, как можно научить ребенка считать быстро

Правила

Напоследок дадим родителям рекомендации, которые помогут научить ребёнка считать эффективно и спокойно:

Считайте вместе с дочкой или сыном всё, что видите вокруг: птиц, преодолеваемые ступени, шаги.
Чаще называйте числа в обычных повседневных ситуациях. Сообщайте, на какой этаж поднимаетесь, сколько йогуртов купили в магазине, сколько кошек или птиц увидели по пути домой.
Поддерживайте интерес. Завлекайте, используйте разные методы, проводите занятия непринуждённо и задорно.
Чаще повторяйте уже пройденные материалы, чтобы малыш не забывал их.
На первых этапах обучения используйте стишки-считалочки. Они хорошо запоминаются и помогают осваивать числа.
Можно записать ребёнка на развивающие занятия

Профессиональный педагог наверняка сможет найти подход к каждому конкретному ребёнку, привлечь его внимание и подобрать подходящую методику обучения.
Если ребёнок посещает детский сад, узнайте у воспитательницы, какие занятия проводятся, какие из них интересны сыну или дочке.

Планируете осваивать с малышом счёт до 10? Методы, правила и советы из этой статьи наверняка помогут вам начать и успешно продолжить обучение. Терпения и успехов вам и вашим детям!

Методики обучения в разном возрасте

Для детей 2-3 лет

Обучение счету маленьких карапузов проходит несколько этапов:

  1. Знакомим с множествами. Ребенок в этом периоде должен уметь сравнивать объекты – один и много (один мишка — много мишек).
  2. Учим сравнивать множества по количеству. Малыш должен с пониманием показывать «больше» и «меньше». Например, положить в одну коробку 4 машины, а в другую — 6 машин, и сравнить, в какую коробку положили больше или меньше кубиков.
  3. Учим сравнивать множества, разные по количеству предметов и уравнивать их путем прибавления или убавления.
  4. Закрепляем навыки счета путем заучивания стихов, просмотра детских развивающих программ, проигрывания игровых ситуаций.
  5. Используем для упражнения в счете повседневную жизнь. Гуляя по парку, посчитайте деревья, на детской площадке — количество мальчиков и девочек и т.д. Везде находите возможность посчитать. Ребенок будет повторять за вами. Вы сами не заметите, насколько быстро он научится считать.

Таким образом, к 3 года малыш постепенно усваивает понятия «один», «много», «ни одного».

Для детей 4-5 лет

В 4–5 лет ребенок начинает осваивать количественный счет. При обучении необходимо учитывать принцип наглядности. Так как у маленьких детей наглядно-образное мышление, он должен действовать с предметами – дотрагиваться до них, брать их в руки, переставлять.

Покажите, как считать предметы правильно, т.е. надо дотронуться до каждого кубика по порядку и озвучить соответствующее число.

Таким образом, малыш соображает, что каждый кубик, находящийся в ряду, соотноситься с называемым значением числа. Похожим образом учим малыша считать по порядку, называя предмет по порядку. Например, считаем ступеньки у лестницы.

Для детей 5-6 лет

В пять лет ребенок начинает считать в пределах  пяти, может отвечать на вопросы «Сколько всего?» и «Который по счёту?». Необходимо напоминать ребенку о соотнесении последнего числа с общим количеством предметов. Например: «Один, два, три. Всего — три куклы».

 Выполнение игровых заданий и упражнений дает возможность перейти к решению более сложных задач. Можно приступить к простым математическим действиям, раскрывая понятия — плюс, минус и равно. Все математические примеры необходимо подкреплять наглядностью. Например, у Кати было 3 сливы. Она собрала с дерева еще 5 слив. Сколько всего получилось слив у Кати? Подобные задачи решаете на вычитание

Важно, чтобы ребята четко усвоили суть счёта

Таким образом, шестилетний малыш может посчитать предметы до десяти включительно, оперировать количественными и порядковыми числительными.

Занятие по ФЭМП в ДОУ. Старший дошкольный возраст

Тема: «Состав числа из нескольких меньших чисел»

Задачи:

1. Учить:

— составлять числа из нескольких меньших чисел;

— создавать геометрические фигуры с использованием трафарета.

2. Закрепить знания:

— о циферблате часов;

— пространственных отношениях на плане, схеме.

3. Продолжать совершенствовать умение детей создавать предметное изображение, учить технике штриховки круга в тетрадях.

Демонстрационный материал: макеты часов; цветные полоски; 2 плана звездного неба.

Раздаточный материал: палочки Кюизенера; трафареты и лист бумаги; тетради в клеточку; карандаши.

Ход занятия

Воспитатель с детьми стоят возле стола, на котором лежат макеты часов.

На доске картина космического неба со звездами и планетами.

Заправлены в планшеты

Космические карты,

И штурман уточняет

В последний раз маршрут.

Давайте-ка, ребята,

Приготовим все перед стартом,

У нас еще в запасе 30 минут.

— Часовая стрелка стоит на цифре 9, а минутная — на 12. Какое время показывают часы? Ракета с космонавтами стартует в 9 часов 30 минут. Покажите на макетах часов это время. У нас осталось ровно 30 минут для того, чтобы подготовить космонавтов к полету. Но сначала нам надо построить ракету. Проходите за столы.

Дети проходят за столы, на которых лежат палочки Кюизенера.

— Ракету нужно построить из цветных палочек снизу вверх по рядам, начиная с красной палочки. Какое число она обозначает? (4.) Каждый ряд ракеты должен отличаться от остальных и состоять не меньше чем из двух палочек. Начинаем.

Дети работают за столами, а воспитатель показывает состав числа 4 из нескольких меньших чисел на доске, используя цветные полоски.

— Как вы составили ракету? Первый ряд — число 4. Второй ряд — число 4 вы составили из каких чисел? (1 + 1 + 1 + 1 = 4.) Третий ряд — число 4 вы составили из каких чисел? (1 + 1 + 2 = 4.) Как вы составили четвертый ряд? (1 + 2 + 1 = 4.) А как пятый? (2 + 1 + 1 = 4.) Ракета к старту готова. И на это у нас ушло 5 (6, 7) минут.

— Перед стартом каждому космонавту вручается маршрутная карта. Ее мы и составим.

— А для этого нам нужны трафареты. Начинаем: квадрат, овал, трапеция, прямоугольник, круг.

— Замечательно вы справились с заданием. Складываем маршрутные карты в планшет и передаем космонавтам.

Воспитатель предлагает детям выйти из-за столов и разделиться на 2 команды. Каждая команда подходит к своему столу, где лежит план-карта.

— Перед вами план звездного неба. На нем несколько маршрутов. Наша ракета полетит согласно тому маршруту, который мы нарисовали:

— На небе несколько групп звезд. Сколько групп звезд на небе? (3.) Наша ракета прилетит к одной из групп. Сколько звезд в группе, к которой прилетит наша ракета? (8.)

— Вот мы и справились с этим заданием. И у нас осталось несколько минут до отправки ракеты. Сколько? (5—7 минут.) За это время мы должны успеть выполнить задания в тетрадях.

Дети проходят за столы и выполняют в тетрадях задания.

Ну а это, ну а это

Кругосветная ракета.

Крыльев нет, но эта птица

Полетит и прилунится.

Чуть распустит птица хвост —

И поднимется до звезд.

— Ракета готова к полету. Считаем: «Пять, четыре, три, два, один — старт!» Молодцы, с такими помощниками никакой полет не страшен!

Методические рекомендации: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о составе числа»

Организация: МАДОУ«ЦРР — Д/С № 111»

Населенный пункт: Республика Коми, г. Сыктывкар

Методические рекомендации:

«ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОСТАВЕ ЧИСЛА»

Формирование представлений о количестве, числе и счете – одна из центральных задач обучения математике детей дошкольного возраста.

Существует немало споров, нужно ли знакомить детей с понятием «состав числа». Одни считают, что достаточно учить детей просто счету, и этого вполне достаточно, другие утверждают, что, не познакомившись с этим понятием, ребенок так и не научится нормально считать. Как правило имеется в виду состав числа из дух меньших чисел, так как необходимость знания состава числа из единиц ни у кого не вызывает сомнения.

Наиболее подходящий возраст для погружения в тему состава чисел – 6 лет, время подготовки к школе. Но в некоторых случаях вполне уместно начать изучать состав небольших чисел раньше. Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка и той базы, которой он уже владеет, а именно:

  • навык устного счета (другими словами, нужно уметь присваивать любым предметам порядковый номер);
  • навык устного счета в обратном порядке;
  • знание графического образа чисел (помнить, как они выглядят визуально и легко узнавать);
  • как преимущество – способность самостоятельно записывать число.

К освоению состава числа следует переходить после закрепления вышеперечисленных навыков, чтобы избежать трудностей и непонимания. А значит, начать нужно с изучения цифр от 1 до 10.

Тему изучения цифр условно можно разделить на две составляющие: запоминание последовательности (1, 2, 3, ……. 9, 10) и графического (визуального) образа.

Как правило, последовательность цифр дети запоминают намного быстрее. Когда взрослый часто проговаривает ее, одновременно указывая по очереди на какие-нибудь предметы, ребенок быстро запоминает на слух названия чисел и их порядок, начинает повторять те же действия и таким образом учится считать. После того, как ребенок научился считать и запомнил все цифры, можно переходить к изучению состава чисел.

Здесь очень удобны числовые карточки – картинки, где количество предметов соответствует определенному числу.

Именно с этих карточек лучше всего начинать знакомство с составом чисел, потому что данный способ наглядный и более доступный. Для начала следует объяснить ребенку, что такое сложение: прибавляя к одному числу другое, мы получаем третье число. Лучше всего это продемонстрировать на небольших предметах или карточках: например, на одной нарисовано 2 кубика, а на другой 3 мяча. Если их сложить вместе, сколько всего получится предметов?

После того, как появилось понимание процесса сложения разных предметов, можно переходить к составу числа. Взрослый называет количество предметов, которое должно получиться в итоге и вместе с ребенком они собирают разные комбинации. Начать лучше с маленьких чисел и постепенно увеличивать.

Домики с числами – это следующий этап в изучении состава чисел. Они представляют собой здание с крышей и двумя квартирами на каждом этаже. На крыше всегда находится число, которое разбивается на два других, живущих по соседству друг от друга. Количество этажей зависит от числа возможных комбинаций: чем больше число, тем больше вариантов его разложить и тем выше домик.

Таким образом, состав числа важное понятие, которое ребенок должен освоить в дошкольном возрасте. Правильное освоение данного понятия способствует развитию у него предпосылок математического мышления

При этом осваивать данное понятие следует на уровне понимания, а не на уровне заучивания.

Полный текст статьи см. в приложении.
 

Приложения:

  1. file0.docx.. 12,1 МБ
Опубликовано: 10.11.2020

5-6 лет

Можно начинать работу по пониманию количественного качества цифры. Ребенок должен усвоить, что любая цифра состоит из единиц и возрастание числа происходит, благодаря добавлению одного предмета. Хорошо обучить ориентироваться в числах, определяя, какое из них больше, а какое меньше. Решать задачи, в которых нужно назвать цифру, которая идет между двумя другими. «У Коли 2 машины, у Миши 4. А у Андрея на одну машину больше, чем у Коли и на одну меньше, чем у Миши. Сколько машин у Андрея?»

Самое время обучить ребенка считать на палочках, которые помогут в наглядной форме усвоить этот материал. Дайте малышу определенное количество палочек и попросите сосчитать. Пусть он откладывает их по одной каждый раз, когда встречает определенный предмет на картинке.

Использование счетных палочек при обучении счету облегчает понимание ребенка и позволяет использовать их для многих других занятий, где можно закреплять арифметические навыки. Например, при чтении книги можно предложить отложить столько палочек, сколько героев присутствует в истории. Можно попросить сложить геометрическую фигуру и посчитать, сколько понадобилось единиц для этой операции.

Счетными палочками можно объяснить ребенку, как проводить измерение длины и ширины предмета. Пусть он выложит необходимое количество счетного материала вдоль выбранной игрушки и посчитает, какое количество было использовано.

После 6-ти лет начинается этап первых арифметических задач. Они должны содержать в себе не более одного действия на сравнение (больше, меньше) или подсчет количества. Можно начинать показывать знаки арифметических действий и обучить записывать их на бумаге. Предложите ребенку задачу на счет. Для ее решения он может воспользоваться устным подсчетом или палочками. После завершения можно записать результат.

Советы родителям, обучающим детей счету:

Не заставляйте заниматься;
Наглядный материал должен быть привлекательным для ребенка;
Обучение нужно проводить в интересной форме;
Обучение необходимо начинать с развития образного мышления и только после этого переходить к цифрам;
Старайтесь считать все предметы, которые нравятся малышу (куклы, машины, дома);
Показывайте мультфильмы и читайте книги, где используются цифры и счет;
При самостоятельном подсчете важно внимательно следить, чтобы он не торопился;
Не учите ребенка цифре «0» до 4-х лет. Она преподносится после того, когда он уже усвоил счет до 10

Уберите все со стола и скажите «ноль».

Важно показать, что «0» и буква «О» отличаются и используются по-разному. Соблюдая эти простые правила, вы без труда обучите счету до 10

Кроме этого, малыш будет понимать, какое количество предметов подразумевается под определенной цифрой и с легкостью сможет освоить курс математики в начальной школе

Соблюдая эти простые правила, вы без труда обучите счету до 10. Кроме этого, малыш будет понимать, какое количество предметов подразумевается под определенной цифрой и с легкостью сможет освоить курс математики в начальной школе.

При достаточном развитии математического мышления и способностей к счету ребенок будет иметь успех и в других навыках, которые напрямую не связаны с математикой.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Зачем учить ребёнка считать в уме?

Daniel Jedzura/Shutterstock.com

Умение считать — это очень важный навык, который необходимо развивать у ребёнка с детства, так же как чтение и письмо.

Сегодня любую математическую операцию можно совершить, пользуясь калькулятором или гаджетом

Но частое использование электронных устройств негативно влияет на мышление ребёнка, ухудшает память и притупляет внимание. Мозг человека нуждается в регулярных тренировках

Поэтому ребёнок обязательно должен научиться приёмам устного счёта.

Чем полезен устный счёт:

  • развивает мышление и умственные способности;
  • повышает концентрацию внимания;
  • улучшает память;
  • повышает восприятие информации и наблюдательность;
  • стимулирует речевое развитие;
  • пригодится во многих жизненных ситуациях.

Дети, которые хорошо умеют считать в уме, быстро принимают решения, логически мыслят и способны делать закономерные выводы.

В каком возрасте ребёнок должен научиться считать в уме?

Самый подходящий возраст для освоения ребёнком навыка счета — это 5–7 лет. В этом возрасте идёт интенсивное развитие всех психических процессов. Ребёнок начинает проявлять интерес к цифрам и операциям с ними.

В 3-4 года можно начать стимулировать у детей развитие любознательности с помощью игр в кубики, пирамидок, конструкторов с крупными деталями, пальчиковых игр

Эти игры развивают мышление и внимание, а также элементарные математические представления

Когда стоит учить ребёнка считать

Большинство специалистов считают, что лучшее время для обучения малышей счёту — это 3–5 лет. Именно в этом возрасте ребёнок начинает интересоваться новым и учится устанавливать закономерности между цифрами. Однако всё очень индивидуально. Если малыш активно осваивает мир и интересуется математикой  раньше, можно начать обучение и с 1,5 лет.

<<Блок перелинковки>>

Какие методики использовать для обучения счёту

Собрали проверенные методики, которые позволяют сделать это в игровой форме, интересной для ребёнка.

Счёт на пальцах. Методика помогает понять, как научить ребёнка считать до десяти. Запомнить сразу все цифры малышу будет сложно, поэтому можно начать с пяти и ориентироваться на пальцы одной руки. Познакомьте ребёнка с их названиями, далее подключите вторую руку. Можно использовать игры с пальчиками, когда один исчезает или два–три пальчика встречаются вместе.

Использование обучающих карточек и палочек. Можно выкладывать их по одной на стол и называть цифры, потом сдвинуть одну часть палочек вправо, а другую — влево и спросить, сколько палочек в каждой части.

Игры с цифрами. Обучение детей счёту может проходить в игровой форме. Например, сюжетно-ролевая игра «магазин». Нужно выбрать, кто будет продавцом, а кто — покупателем, и назначить валюту. Продавая или покупая конфеты и игрушки, ребёнок легко запомнит цифры до десяти и даже до двадцати.

Методика Монтессори. Она схожа с игрой в магазин. Можно дать ребёнку разные монеты, например, рубль, два, пять, и попросить его посчитать сумму или разменять деньги.

Методика Домана. Автор рекомендует использовать карточки с красными точками для счёта

Цвет привлечёт внимание малыша


‍Карточки Глена Домана‍

‍«Стосчёт». Николай Зайцев предлагает сразу показать  числа от 0 до 99. Так ребёнок поймёт, сколько десятков и единиц составляет каждое число.


‍Карточки Николая Зайцева‍

‍Методика Полякова. Понадобятся кубики, коробочка с отсеками по количеству кубиков и числа. Сначала берётся один кубик, ставится в ячейку и рядом кладётся цифра 1. И так до 100.


‍Кубики Сергея Полякова‍

Как научить ребёнка считать до 20

Чтобы научить ребёнка считать до 20, используйте две пары рук — ваши и его собственные. Ещё можно задействовать кубики, карточки, палочки или рисовать чёрточки — что придёт в голову. Такой счёт даётся также легко, как и до 10. На этом этапе ребёнку нужно понять состав числа.

Подробнее о том, как проходят уроки в началке Фоксфорда, вы узнаете в этой статье

Как научить ребёнка считать до 100

Расскажите ребёнку о том, что десятков всего девять, после этого назовите каждый десяток: десять, двадцать, тридцать и так далее. Предложите ему каждый день заучивать по 10 новых цифр каждого десятка. В конце дня спрашивайте, что ребёнок запомнил, и повторяйте выученное  в другие дни. Упростить повторение можно считая предметы, которые находятся перед вами. После того как ребёнок освоит десятки, предложите ему сыграть в игру: напишите ряд чисел с десятками и пропустите одно число в середине. Попросите ребёнка заполнить пропуск.

Также можно использовать методику Глена Домана. Сначала ребёнку нужно показывать карточки, где изображено не более пяти точек, затем увеличить их число до 20, 50 и далее до 100. Этот метод поможет также натренировать зрительную память.

Важно обратить внимание ребёнка на числа с 11 до 19, так как они называются отличным от остальных образом. ‍

Как научить ребёнка цифрам?

После того как малыш освоился со счетом, можно приступить к изучению самих цифр

Ребенку важно объяснить, что они указывают на количество любых предметов: четыре кубика, мячика или яблока будут всегда обозначаться одной конкретной цифрой «четыре»

Использование электронных пособий в виде большого плаката с цифрами, поможет быстрее запомнить, какое обозначение на письме имеет то или иное число. Подобные цифровые азбуки снабжены рисунком, соответствующим каждой цифре, и кнопке, при нажатии которой озвучивается число. В итоге у ребенка формируется понимание того, каким символом обозначается определенное количество предметов и как он звучит на слух. Ту же функцию несет и такая игрушка, как «умный телефон».

Часто такие игрушки знакомят ребенка не только с цифрами, но и с геометрическими фигурами, понятиями больше и меньше, помогают освоить сложение и вычитание в пределах 10.

Учимся считать до 20?

Теперь, когда малыш уверенно считает до 10, можно перейти на следующий этап и познакомить его со вторым десятком. Начните свои объяснения с того, что теперь каждое число состоит из двух цифр, причем вторая из них полностью повторяет весь числовой ряд, который ребенку уже знаком: 10 и 1, 10 и 2, 10 и 3 и т. д.

Для облегчения понимания этого можно использовать две емкости, в одной из которых будет лежать десять небольших предметов (например, шарики или кубики), а во вторую класть поочередно 1, 2, 3 и т.д. предметов.

Как освоить счет до 100?

Стоит ли обучать ребенка более сложным математическим приемам и счету до 100? На этот вопрос родители должны ответить с учетом особенностей развития своего малыша. Если ребенок все схватывает на лету и проявляет явный интерес к миру цифр, то можно не спеша продолжить обучение. Чаще всего дети готовы к этому после 5 лет, когда счет до 20 уже освоен и не вызывает сложностей.

Ребенок, уже знакомый с последовательностью чисел во втором десятке, сможет быстро понять, как формируются все последующие десятки: 28 – это известные ему 20 и 8, а затем вторая цифра меняется на 9, и получаем 29. Объяснив это на примере первых трех-четырех десяток, ребенок, скорее всего, самостоятельно справится с остальными.

Главное, не стоит торопиться. Освоение одного десятка в неделю – вполне хороший для обучения темп. Так ребенок сможет закрепить полученные знания и не переутомиться от занятий.

Познакомить ребенка с цифрами и научить его считать можно и нужно до школы. Первые занятия математикой способствуют развитию познавательных процессов, логического мышления и памяти. Тщательно объясняя ребенку правила счета, особенно со второго десятка, вы сможете добиться от ребенка понимания логики образования чисел, а не механического заучивания их последовательности.

Быстрые методики

Методика Сергея Полякова

Берет за основу целостность мышления ребят, при этом наряду с зрительной памятью активизируется и двигательная.

Представлен цикл упражнений с кубиками, на которых показаны цифры. Малыши узнают количественную характеристику предметов, не считая их.

Освоение идет с умения считать до 10. Затем идет прибавление не по единице, а по 3, 5, 6 и т.д. Так у детей развивается понимание «больше» и «меньше» на интуитивном уровне.

Методика направлена на то, что карапуз начинает запоминать число на кубиках, который основан на количестве похожих объектов.

Метод помогает ребенку узнавать количественный состав предметов, не пересчитывая их.

Самое главное, что занятия можно проводить в любом месте, где представлено хоть какое-то множество предметов. Большим плюсом методики является то, что занятия проводятся в форме игры по 15-20 минут.

Методика Петерсон

Основывается на строении «слоеного пирога». Сущность её в том, что в процессе обучения идет наслаивание изучаемого материала на уже имеющийся, как в слоеном пироге.

Учитываются возрастные особенности малышей. Занятия начинаются с трех лет в игровом формате.

Особенностью методики является то, что ребенок добывает знания самостоятельно и учится решать задачи и проблемы своими путями, поэтому знания получаются более глубокими.

Важно то, что есть возможность проводить занятия в домашней обстановке при помощи книжек и учебных пособий для каждого возраста

Обучение по Зайцеву

Развивающие занятия начинаются с трехлетнего возраста. Основывается на комплекте разработанных схем, где представлены цифры от 0 до 9.

Первая схема дает возможность быстро делать математические операции в уме в пределах сотни.

Следующая таблица дает возможность осваивать трехзначные числа и их состав: сотни, десятки, тысяча.

Третья дается с целью манипулирования с многозначными числами.

Суть данной методики — показать взаимосвязь различных функций чисел на основе выполнения тренировочных заданий.

Автор уверен, что когда они выполнять задания, то быстрее осваиваются арифметические операции с числами в пределах ста.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: