Дизартрия
Дизартрия — нарушение произношения или артикуляции из-за паралича бульбарной мускулатуры, нарушения функции лицевых мышц. Нарушается моторика речи, произнесение звуков, ритмичность дыхания, интонационная окраска. Становится трудно понять, что человек хочет сказать. Замечают дизартрию окружающие. Человек «тянет» речь, нечетко говорит, невнятно произносит простые слова. Смысл и темп чаще всего не изменяются, нарушается сила голоса. Это расстройство всегда вызывается органической причиной — нарушением кровотока, инфекцией или интоксикацией. При таком расстройстве у взрослого нужно срочно обращаться к , чтобы выяснить причину. Может быть опухоль нервной системы, травма, кровоизлияние или ишемия (кислородное голодание). Дизартрией проявляется рассеянный склероз, боковой амиотрофический склероз, болезнь Паркинсона, миотония, церебральный атеросклероз, сирингобульбия и множество других нервных болезней. У здоровых дизартрия наблюдается в состоянии глубокого опьянения.
Дизартрия, возникшая вследствие болезней, имеет несколько форм:
- бульбарная, вызывается поражением ядер черепно-мозговых нервов, бывает при нарушениях мозгового кровообращения, проявляется единым щелевым звуком;
- псевдобульбарная (поражение одной стороны речевой мускулатуры), возникающая при повреждении проводящих путей от коры полушарий до ядер в стволе мозга, проявляется невнятной смазанной речью с невозможностью произнесения шипящих и свистящих звуков;
- экстрапирамидная, когда поражаются нервные ядра, расположенные в подкорке, проявляется непроизвольными гортанными выкриками;
- мозжечковая — «скандированная» речь;
- полушарная или корковая, при возникновении очагов поражения в коре, затрудняется использование всех языковых средств.
Диагностикой и лечением диазартрий занимаются неврологи и логопеды.
Читаем
-
Если мужчина разок-другой оконфузился в постели, он начинает оправдывать себя устал, перенервничал. Причины неудачи и впрямь могут быть самыми разными. Но если копнуть поглубже, окажется, что все дело в психологических проблемах.
-
Специфические методы электротерапии могут привести к значительному восстановлению потерянного зрения, а также к его сохранению на длительный период. Электричество помогает повторно стимулировать и активировать спящие клетки глаз.
-
Добровольная хирургическая стерилизация — это необратимый процесс, которому подвергается один из супругов. По мнению большинства исследователей, он представляет наиболее эффективен, вместе с тем, экономичен.
-
Подобранная контрацепция, своевременно проведенная профилактика воспаления, вовремя выявленная и вылеченная инфекция, правильное лечение миомы или эрозии матки, предупреждение нарушений цикла, — позволяют избежать длительного лечения и госпитализации.
-
Гормон тестостерон сделал из мужчины настоящего мужчину. По этой причине вся его сексуальность и характер обусловлены уровнем тестостерона. Этот гормон играет в жизни мужчины очень много функций.
Симптомы
Сенсомоторная алалия представляет собой несформированность речевого функционала на достаточно
глубоком уровне. При это в большинстве случаев удается диагностировать проблему еще в дошкольном
возрасте, когда удается скорректировать ее развитие и обеспечить ребенку нормальную последующую
жизнь.
Заболевание может быть системным или обширным. Другими словами нарушение касается сразу
всех компонентов речи и проявляется достаточно специфично.
Выделяются несколько признаков, которые становятся наиболее типичными для сенсомоторной
алалии:
- Минимальный словарный запас.
- Позднее формирование речевого функционала.
- Нечленораздельное произношение, проблемы с произношением.
- Проблемы слоговой структуры.
Патология имеет ярко выраженное проявление. Симптоматика проблемы представлена различными проявлениями. Среди основных можно выделить:
Проблемы с координацией.
Дефекты мелкой моторики.
Неловкость.
Проблемы с самостоятельным обслуживанием, к примеру, застегивание пуговиц или завязывание
шнурков.
Нарушение внимание, реакции, памяти, концентрации.
Гиперактивнось или инертность и повышенная утомляемость в зависимости от ребенка, характера
повреждения.
Понимание чужой речи, но не возможность выполнения самостоятельной речи.
Запаздывание формирования речевых навыков.
Невозможность повторять за другими людьми.
Заикание.
Проблемы с артикуляцией.
Малый запас слов.
Также можно выделить и неврологические проявления. Это может быть непонимание обращенной речи,
высокая речевая активность, но разговаривает малыш на «собственном» языке, грубые нарушения
фонематического слуха.
Тотальное ПНР
При тотальном нарушении речи (ТНР) недостатки имеются во всех сферах языка: в фонологии, звукопроизношении, грамматике и лексике. У ребенка в целом нарушено овладение всеми языковыми средствами.
Расстройства, представленные в классификации, относятся к категории тяжелых:
1. Алалический вариант (моторная и сенсорная алалия).
При моторной алалии ребенок до 4-7 лет не пользуется речью, кроме набора лепетных слов (например, гав-гав, ко-ко, би-би). Ребенок не может полноценно общаться, что влечет за собой серьезные нарушения коммуникативных возможностей. Встречается сравнительно редко — 0,5%.
Сенсорная алалия – еще более тяжелое состояние, при котором ребенок не понимает обращенную речь и не связывает слова со смыслом. Заболевание мало изучено и трудно диагностируется. Вовремя не начатая коррекция (с 2-3 лет) может вызвать серьезную дезадаптацию и привести к инвалидности.
2. Параалалический вариант ТНР.
По симптомам и признакам похож на моторную алалию, но протекает намного легче и быстрее преодолевается (за 2-3 года).
3. Клинические формы со сложным типом нарушения («миксты»).
Если к концу дошкольного возраста не удастся справиться с дизонтогенезом, ребенка направляют учиться в речевую школу. Чтобы добиться заметных результатов, коррекционная работа должна продолжаться не менее 5-6 лет. Обычная школа может только усугубить состояние ребенка: возникнут серьезные трудности в учебе, недостаток устной речи вызывает недостатки письменной речи.
Коморбидность
Тотальное ПНР характеризуется высоким показателем коморбидности
60-70% детей с нарушением звукопроизношения имеют проблемы с вниманием, памятью и эмоциональной сферой. Нарушения устной речи имеют 50% детей с дислексией и 60-80% детей с ЗПР или умственной отсталостью
Нарушение речи довольно часто сопровождается множеством нарушений:
1. Когнитивный дефицит:
- оперативной памяти;
- вербально-логических функций (способность категориально мыслить с использованием обобщающих понятий);
- сукцессивных операций;
- пальцевого и артикуляционного праксиса;
- внимания (слухового, редко – зрительного);
- незрелость игровой компетенции.
2. Личностная сфера:
- поверхность социальных связей;
- незрелость эмоционально-волевой сферы.
3. Коммуникативная компетенция:
- слабое владение диалогом (особенно монологом);
- трудности в установлении партнерских отношений.
Дефицит языковых средств ограничивает возможность освоения вербально-логических навыков в мышлении. Это может сказаться на личностной сфере, потому что возникают трудности в общении со сверстниками и взрослыми. Если ребенок получил своевременную и комплексную помощь, то исход будет более благополучным. Под комплексной помощью подразумевается, как участие логопеда, так и участие врачей.
Дизонтогенез опасен негативными последствиями. У ребенка возникают сложности в обучении по основным предметам, происходит неполноценность социо-культурального дискурса и нарушение поведения. Отдельно стоит поговорить про дислексию и дисграфию, так как это самые серьезные нарушения, которые идут следом за нарушением речи.
Реабилитация детей с дислексией
Важно своевременно, в 1-2 классах, начать оказывать помощь, чтобы компенсировать дислексию и предотвратить социальную дезадаптацию. Помощь должна быть комплексной:
- психолого-педагогическая коррекция нарушений чтения;
- медикаментозное лечение: ноотропы (Ноотропил, Фенотропил, Пантогам, Кортексин, Семакс и т.д.);
- психотерапевтическая помощь в семье.
Чтобы овладеть навыками чтения, ребенку необходимо заниматься со специалистами и дополнительно делать задания дома. Все это можно совместить на онлайн-платформе SLOGY.RU, где учеба проходит в дистанционном формате.
Прогноз
В большинстве случаев при своевременном лечении дети выздоравливают. Cо временем их речь
становится понятной, а по интеллектуальному развитию такой ребенок не будет отставать от своих
сверстников. Но в некоторых случаях из-за запущенной формы алалии врачи не могут гарантировать полного
избавления от этого недуга.
Запишитесь на консультацию. Детский логопед и психолог центра определят индивидуальные причины алалии, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.
Причины и факторы риска
Речевые и языковые расстройства у детей могут иметь множество причин. Распространенные условия и обстоятельства:
- Нарушение слуха. Если дети не слышат речь других, им сложно научиться общаться.
- Аутизм. Расстройства аутистического спектра часто влияют на качество общение.
- Умственная отсталость. Дислексия и другие нарушения обучаемости в некоторых случаях приводят к задержке речи.
- Психосоциальные проблемы. Серьезное пренебрежение родительскими обязанностями сопряжено с трудностями в развитии речи.
Потенциальные факторы риска:
- мужской пол;
- преждевременные роды;
- низкий вес при рождении;
- наличие в семейном анамнезе подобных проблем;
- воспитание родителями с низким уровнем образования.
Информация для родителей
Типичный ребенок развивает речь и языковые знания быстро и с небольшими осознанными усилиями и, что важно, с непреднамеренным обучением со стороны родителей. В качестве примера рассмотрим следующее предложение: «Футболист ведёт (а не катит) мяч»
Хотя такие выражения зрелых носителей языка распространены, многие взрослые не могут объяснить, почему они делают эти суждения. Этот вид знания называют неявным – тем, который приобретается посредством опыта и воздействия, а не в результате явного обучения. Большая часть речи маленького ребенка развивается через этот неявный процесс. Это сродни обучению завязывать шнурок или ездить на велосипеде. Это те навыки, которые можно приобрести только в процессе, их трудно объяснить, не демонстрируя. Обучение речи требует многократного воздействия и практики. Полученные знания постепенно накапливаются.
Родителям нужно помнить, что знание речи абстрактно. Владение грамматикой требует обработки таких понятий, как роли подлежащего и сказуемого в предложении, их взаимосвязи и сочетания. Эти абстрактные роли и категории позволяют выражать суть последовательным, но гибким способом. Как приобретаются эти абстракции, является предметом значительных споров. Ребенку может быть предоставлен исходный материал для изучения языка, но абстрактный учебный продукт создается посредством психических процессов им самим. Клиницист и родитель не может напрямую контактировать с этими психическими процессами, потому что они являются динамическими структурами обучения.
Причины речевых нарушений
Проблемы с речью у ребёнка иногда очень удивляют родителей, особенно если в семье никто не сталкивался с подобными трудностями. Специалисты делят речевые нарушения на две группы: органические и функциональные.
Органические причины изменяют механизмы в центральном и периферическом речевом аппарате, из-за чего возникают сложности с произношением.
Функциональные причины нарушают нормальную работу здорового речевого аппарата.
Существуют следующие органические причины нарушений:
- Внутриутробная патология
В первый триместр беременности плод очень восприимчив к любым воздействиям. Травмы матери, лечение сильными лекарствами, курение, перенесённые вирусные заболевания и другие факторы могли повлиять на будущую работу речевого аппарата ребёнка.
- Родовые травмы
Речь о воздействии на ребёнка во время родов, при котором могут возникать внутричерепные кровоизлияния. Они могут затрагивать речевые зоны ребёнка, что в будущем способно повлиять на его речь. Среди причин таких травм — узкий таз матери, механическая стимуляция, которая применяется во время беременности, наложение щипцов на головку ребёнка во время родов.
- Наследственная предрасположенность
Особенности строения речевого аппарата могут передаться ребёнку по наследству, например строение нёба, форма прикуса, особенности челюсти и даже тенденция развития речевых зон в головном мозге.
Специалисты также выявили наследственную предрасположенность к заиканию. Несмотря на это, каждый случай уникален и исследователи не всегда придают значение генетической предрасположенности. Исключать элемент наследственности нельзя, но речевые нарушения не всегда возникают по этой причине.
- Проблемы со здоровьем в первые годы жизни ребёнка
Чаще всего тяжёлые заболевания с осложнениями могут привести к полной или частичной потере слуха, что впоследствии повлияет на развитие речевого аппарата.
К функциональным причинам логопеды-дефектологи относят следующие:
- Социально-бытовые условия жизни ребёнка
Ребёнок может научиться говорить только в социуме: ему необходимо слушать чужую речь, участвовать в разговоре, выражать свои мысли. Если у детей нет этой возможности, они начинают говорить позже сверстников и обычно с дефектами.
- Психологические травмы
Нарушения в речи могут возникнуть из-за сильного испуга или стресса. Травмирующий опыт может привести к заиканию, задержке речевого развития, прекращению вербального общения с другими людьми.
- Речь окружающих
Зафиксированы случаи, когда ребёнок заикался или неправильно произносил звуки из-за подражания взрослым с дефектом речи. Особенно часто такие ситуации происходят в семьях, где вместе живут слышащий ребёнок и слабослышащий или глухой родитель.
<<Лидген для статьи>>
Методы диагностики детей с нарушениями речи
Речевые нарушения у детей диагностируются под контролем логопеда-дефектолога и, если это необходимо, невролога. В качестве первичной меры врач опрашивает ребенка, проводит серию тестов. Собирает подробный анамнез, говорит с родителями, уточняя характер проблемы.
По потребности назначают группу исследований:
- УЗДГ сосудов головного мозга, шеи. Исследование нужно для того, чтобы проверить церебральный кровоток.
- ЭЭГ, электроэнцефалография для определения электрической активности головного мозга
- МРТ или, при наличии противопоказаний, компьютерную томографию головного мозга для оценки структурных изменений.
Дальнейшие действия зависят от клинических находок. Если неврологических патологий нет, ребенка могут направить к сурдологу, психиатру, в зависимости от характера болезни.
У взрослых людей набор обследований может дополняться, в зависимости от того, какую патологию врач-невролог считает причиной возникших проблем с речью.
Мутизм
Этиология мутизма сложная — молчание развивается как у людей с сохранным мозгом и аппаратом речи, так и при многих поражениях мозга.
Иногда мутизм обусловлен атрофией зоны Брока или другими поражениями мозга, которые обнаруживаются не сразу. Акинетический мутизм развивается при утрате всех произвольных движений, в том числе речевых. Такой мутизм описан при коме, СПИДе, нейролептическом синдроме. Это состояние, при котором человек пристально смотрит в глаза собеседника, но не может ни пошевелиться, но произнести хотя бы один звук. Подобное состояние наблюдается в остром периоде тяжелой черепно-мозговой травмы, когда не только нарушена речь, но и сознание вкупе с прочими произвольными функциями.
Часто причиной мутизма становятся психические болезни, особенно истерия, глубокая депрессия, кататония (особые двигательные нарушения, когда человек похож на восковую куклу) при эндогенных больших психозах. Истерический мутизм случается чаще у женщин, сопровождается демонстративным поведением, направленным на достижение своих целей.
Причины речевых нарушений
Нарушения речи встречаются и у взрослых, и у детей. В детский период превалируют врожденные нарушения. Во взрослые годы дисфункция может возникнуть в качестве приобретенного расстройства. Причины и патологии, влекущие за собой речевые отклонения, многочисленны.
У детей
Нарушения речи у детей развиваются по причинам нескольких групп. Они могут быть социально-психологическими, неврологическими или связанными с дисфункциями, нарушениями развития речевого аппарата.
Неврологическое расстройство речи складывается в результате влияния инфекций, травм, иных структурных изменений со стороны головного мозга. В числе причин:
- Влияние внутриутробных инфекций (герпеса и пр.) Расстройства говорения, речевая дисфункция — меньшая из проблем в подобных случаях, поскольку инфекции нередко вызывают повреждения мозга и тяжелые органические патологии.
- Гипоксия плода, хроническая или острая. Недостаток кислорода, поступающего плоду, сказывается на развитии головного мозга и может спровоцировать неврологический дефицит разной степени выраженности.
- Родовые травмы. Патологии речи в этом случае становятся результатом сложностей во время принятия родов, тяжелого родоразрешения.
- Травмы головы. Они опасны даже для взрослых пациентов. В детские же годы, когда мозг еще продолжает формироваться, повреждения нервных тканей могут стать причиной целой группы дисфункций: интеллектуально-мнестических, речевых.
- Церебральные инфекции: менингит, энцефалит. Могут стать причиной тяжелых нарушений речи.
Характерная черта отклонений со стороны речи — стойкий характер. Сформировавшись, сами они никуда не уходят. Устранить симптоматику, восстановить способности к говорению можно под контролем логопеда. А учитывая адаптивные возможности мозга, нейропластичность у детей, процесс занимает сравнительно мало времени.
У взрослых
Причины нарушения речи у детей и взрослых существенно отличаются. У людей старшего возраста факторы, вызывающие такую патологию, преимущественно приобретенные. В числе возможных виновников нарушения:
- Аневризма сосуда головного мозга, представляющая собой мешотчатое или веретенообразное расширение артерии. Чаще протекает бессимптомно, однако при ряде обстоятельств может вызвать нарушение церебрального кровотока и, как следствие, нарастающие явления интеллектуального дефицита и речевые дисфункции.
- Инсульт, как ишемический, так и геморрагический. Становится виновником тяжелых вторичных нарушений речевых функций, вплоть до частичной или полной афазии: человек утрачивает способность говорить, воспринимать речь.
- Опухоли головного мозга. К такому симптому могут приводить новообразования разной природы, не обязательно злокачественного характера (хотя их доля среди новообразований церебральных структур ЦНС значительна). Поражение мозговых структур, вызванное компрессией тканей или прорастанием опухоли, с трудом поддается коррекции. Необходимо лечение первичного заболевания.
- Травмы головы. Повреждения мозговых структур вследствие дислокации или сдавления гематомой.
- Нейрохирургические вмешательства. Операции на ЦНС, головном мозге также могут вызвать временные или постоянные изменения речевых функций.
- Сосудистая деменция и иные формы деменций, приобретенного слабоумия, включая болезнь Альцгеймера.
- Алкоголизм, наркомания. Вызывают токсическое повреждение тканей головного мозга, что проявляется разными симптомами, в том числе и со стороны речи.
У взрослых особенностью речевых нарушений является их стойкий характер. Шанс самостоятельной коррекции есть, но он сравнительно невысок из-за сложности патологических процессов и необходимости лечения первичной проблемы. Однако положительная сторона состоит в том, что действительно неустранимых случаев крайне мало. Заручившись поддержкой грамотного логопеда и невролога, с нарушением можно справиться.
Шпидонов Геннадий Станиславович
Врач-невролог
Ростовский государственный медицинский университет (неврология)
Стаж 10 лет
Нарушения письменной речи
Подразделяются на две группы: расстройств письма (дисграфия) и чтения (дислексия).
Дисграфия проявляется в стойких и повторяющихся ошибках письма: смещения и замены букв; искажения звуковой и слоговой структуры слова; нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, разрыв слова на части, аграмматизм; смешения букв по оптическому сходству.
Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения.
Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв; в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова, аграмматизму, искажению понимания прочитанного.
Уважаемые родители! Если Вы заметили, что у вашего ребёнка имеются речевые нарушения, нужно обратиться к логопеду. Чем раньше ребенка обследует специалист, тем выше вероятность исправить речь.
Информацию подготовила: Н.В. Михайлова, логопед РПМПК.
Нарушения речи у детей
Все формы речевой патологии изначально были описаны врачами, потому что первичные описания предполагают клиническое вмешательство. Однако это единичные исследования (С.С. Мнухин, Е.И. Кириченко, А.Н. Корнев). Дети с различными жалобами на нарушение речи нередко сначала попадают к врачу, который их потом направляет к логопеду. Соответственно, все исследования о нарушении речи находятся в сфере логопедии.
В отличии от взрослых, дети самостоятельно и спонтанно осваивают язык, находясь в полноценной языковой среде. Это тяжелая и серьезная работа, требующая использования широкого круга когнитивных способностей:
языковых и интеллектуальных возможностей;
навыков планирования;
способности концентрировать и переключать внимание;
состояния артикуляционного праксиса и т.д.
Все это необходимо, чтобы освоить язык. Если когнитивные способности ограничены и не зрелы, то ребенку будет непросто самостоятельно научиться говорить без помощи специалиста.
Эпидемиология
Чем раньше будет выявлена проблема, тем легче с ней справиться – коррекционная работа и медико-психологическая помощь будут более эффективны. На сегодняшний день в логопедии выявляемость речевого нарушения происходит в возрасте 5-6 лет и позже.
Детей с нарушением речи в России весьма много:
Россия | Англоязычные страны | |
---|---|---|
5-6 лет | 25-30% | 4-5% |
7-8 лет | 17-20% | 3% |
Старше 8 лет | 1% | 1% |
Мальчики/девочки | 3:1 | 2:1 |
В таблице указано процентное соотношение именно тех детей, которые имеют недостатки речи, при которых требуется вмешательство специалиста. Примерно к 6 годам дети в полной мере осваивают навыки пользования речью в плане произношения и грамматики. До этого им позволительно совершать определенные ошибки, согласно их возрасту
Однако важно понимать, что в каждом возрасте имеются свои допустимые и недопустимые речевые ошибки
Если провести сравнение с англоязычными странами, то разница весьма заметна. Такой большой разрыв связан с критериями диагностики, а не со способностями детей. Тем не менее количество детей с речевыми нарушениями довольно большое. Чаще всего от патологии страдают мальчики.
Причины дизонтогенеза
Природа развития патологий речи традиционна. К причинам относится:
- Конституциональные (наследственные) формы. Встречается чаще всего, большинство нарушений речи имеют наследственный фактор.
- Соматогенные формы. Ребенок в 1-2 года перенес какие-либо тяжелые для своего возраста заболевания. Если болезнь пришлась на сенситивный для речи период, то это может повлиять на полноценность развития речи.
- Церебрально-органические формы. Развиваются вследствие патологий в период беременности либо тяжелых родов.
- Депривационные формы. Эмоциональная и коммуникативная депривация, которая в большинстве случаев встречается среди воспитанников домов ребенка и детских домов.
- Формы смешанного генеза. Сочетают в себе две и более вышеперечисленных формы.
Парциальное ПНР
ПНР расшифровывается, как первичное недоразвитие речи. Классификация парциального ПНР:
- Функциональная дислалия. Это дефекты отдельных звуков, которые легко устраняются (за пару недель/месяцев).
- Артикуляционная диспраксия (дисфонетическая, дисфонологическая и динамическая формы). Представляет собой полиморфные нарушения произношения, которые связаны с нарушением церебрального обеспечения, т.е. с неполноценностью на нейробиологическом уровне. Диспраксия может сопровождаться нарушениями лексики и грамматики. Требует более длительной коррекции.
- Дизартрия развития. Причины дизартрии – патологии в период беременности и родовая травма.
- Ринолалия. Это серьезные речевые нарушения, произошедшие из-за неправильного строения зубочелюстного аппарата.
- Дисграмматизм. Проявляется в избирательном нарушении правил грамматики, согласования слов по роду, числу, падежам и т.д. Отражает исключительно грамматическую сторону.
Данная классификация примечательна тем, что имеет клиническую ориентированность. То есть ею могут пользоваться как логопеды, так и врачи.
Помимо парциальных ПНР, выделяют вторичное недоразвитие речи. Они связаны с патологиями физического и психического развития (к примеру, с нарушениями слуха, задержкой психического развития, умственной отсталостью и т.д.).
Диагностика и лечение
Диагностика нарушения речи заключается в обследовании артикуляционного аппарата. Врач проверяет рефлексы пациента, выявляет отклонения психологического характера. При необходимости дополнительно назначаются МРТ или КТ мозга. Для постановки точного диагноза проводятся нейропсихологические тесты. На основе полученных результатов назначается терапевтический курс.
Лечение подбирается в соответствии с обнаруженным отклонением. Например, при заикании требуются занятия с логопедом. Упражнения можно выполнять в клинике под присмотром врача и повторять дома для закрепления результата. Также дополнительно нужно заниматься специальной дыхательной гимнастикой.
Если патология обнаружена в результате иннервации речевого аппарата и ограниченной подвижности языка, то лечение нарушения речи включает в себя, помимо занятий со специалистом, прием лекарственных средств для нормализации мозгового кровообращения и метаболизма в ЦНС, а также, улучшения памяти. Также пациенту назначают физиопроцедуры, лечебные ванны, иглоукалывание.
При выявлении экспрессивных отклонений хорошие результаты дает транскраниальная микрополяризация. Методика позволяет устранить нервную возбудимость и улучшить работу речевого аппарата.
Занятия с психотерапевтом также являются частью терапевтического курса. Они помогают избавиться от разнообразных комплексов и мыслей о собственном несовершенстве, обрести внутреннюю гармонию и уверенность. При лечении нужно помнить о том, что коррекция речи – это длительный процесс
Для закрепления работы со специалистом, важно повторять дома все упражнения и тренировать правильную постановку языка.
Звоните на горячую линию
круглосуточно и без выходных
+7 (495)
121-48-31
Методы лечения
Методы лечений детей с нарушениями речи включают в себя несколько вариантов.
Занятия с логопедом — профессионалом в области постановки речи. Логопед занимается первичным развитием речевых функций, коррекцией дефектов говорения. Применяет разные методики воздействия:
- Упражнения по постановку звуков.
- Артикуляционную гимнастику.
- Игровые методики.
Занятия с логопедом-дефектологом. Такие занятия требуются при резком снижении речевых или в целом когнитивных функций, задержках развития речи и не только. Они проходят в упрощенном, более детализированном порядке, и усложняются постепенно.
Упражнения включают в себя изучение предметов, определение их по размеру, цвету, форме, запоминание. Дополнительно занятия включают упражнения на мелкую моторику.
Медико-педагогическая реабилитация. Требуется, если наблюдается сочетание задержки развития и речевых отклонений.
Микротоковая стимуляция. Воздействие на особые зоны головного мозга. Стимуляции подвергаются зоны Брока и Вернике, отвечающие за восприятие речи и говорение. Проводится под контролем электроэнцефалографии.
Логопедический массаж. Требуется при нарушении развития речевого аппарата. Проводится под контролем логопеда. Представляет собой воздействие на мускулатуру речевого аппарата, отвечающую за говорение, формирование интонаций: губы, мягкое небо, язык, мышцы лица.
Дети с тяжелыми нарушениями речи и пациенты с относительно легкими отклонениями будут получать разное лечение. Отличается и объем помощи.