Возраст детей

Возрастная периодизация: периоды жизни человека в психологии

Значение чисел

Период жизни под знаком числа 1 пройдет под девизом неудовлетворенности событиями. Человеку придется прямо-таки бороться за свою правоту, доказывать и отстаивать свои позиции.

Число 2 в графике предрекает наличие спадов и подъемов активности. Эта цифра дарит своему обладателю умение контролировать ситуацию и воспринимать все с философской точки зрения.

Число 3 гарантирует поддержку друзей, а положение самого человека будет шатким и непредсказуемым.

4 — предрекает спокойную и скучную жизнь. Деловая и личная жизнь такого человека будет происходить без особых изменений.

Повезет тому, у кого в графике появится 5. Оно означает новизну, связанную с переменой в жизни. Этот период будет насыщен яркими событиями.

Гармонию и надежду на спокойствие дарит число 6. Цели человека в этот период не будут затрагивать моральных принципов, поэтому все будет идти гладко, «как по накатанной».

7 — обещает появление у человека интересов, связанных с постижением духовных знаний. Оно означает постижение сокровенного и тайного.

Число 8 гарантирует материальный успех. Это самое благоприятное время для коммерческих операций.

Символ жизненного успеха — число 9. Это вершина человеческих способностей. Тех, у кого в графике есть эта цифра, можно смело назвать счастливчиками.

Уверенное преодоление «критических точек»

Преодолевая каждый из представленных периодов, человек переходит на новую ступень развития, при этом побеждает трудности, возникшие у него на пути, и стремится к покорению новых вершин своей жизни.

В подростковом периоде ребенок отрывается от родителей и пытается самостоятельно найти свое направление в жизни.

На третьем десятке человек пересматривает свои принципы, меняет взгляды на окружающее.

Приближаясь к четвертому десятку, люди стараются укрепиться в жизни, подняться по карьерной лестнице, начинают думать более рационально.

В середине жизни человек начинает задумываться, правильно ли он живет. Появляется желание что-то сделать, что оставит память о нем. Появляется разочарование и страх за свою жизнь.

В 50 лет замедление физиологических процессов отражается на здоровье, происходят возрастные изменения. Однако человек уже правильно расставил жизненные приоритеты, его нервная система работает стабильно.

В 55 лет появляется мудрость, человек наслаждается жизнью.

В 56 лет человек больше задумывается о духовной стороне своей жизни, развивает внутренний мир.

Врачи утверждают, что если быть готовым и знать о критических периодах жизни, то их преодоление произойдет спокойно и безболезненно.

Детская психология для родителей

Психология воспитания детей должна быть направлена на поиск решения проблем и на формирование гармоничных личностей. Дети проходят несколько сложных этапов взросления. Задача родителей — помочь им справиться с трудностями. Воспитание — задача непростая. Но родители должны найти в себе силы, терпение и желание, чтобы с нею справиться.

Семья — это главная опора детей. Там они ищут любовь, заботу и понимание. И родители должны находить время выслушивать детей и вникать в их проблемы. Контакт с ребенком является основой воспитания. Поэтому желательно, чтобы родители больше времени проводили с детьми, организовывали семейный летний отдых или выезд за город по выходным. Вечерние прогулки и совместные игры способствуют взаимопониманию родителей и детей. Если в семье будут интересоваться проблемами ребенка, он станет больше доверять родителям.

Важно поддерживать детей всегда, даже когда родителям кажется, что они не правы. Дети имеют право на собственное мнение, и родителям нужно его уважать

Психолог Дмитрий Карпачев главной проблемой в воспитании считает то, что дети «не слышат» то, что говорят им родители.

В критической ситуации нужно попытаться посмотреть на конфликт глазами сына или дочери. Попробовать на время стать психологом и разобраться в мотивах детского поведения. Родителям рекомендуется почитать статьи по детской психологии. Поиск компромисса поможет уладить конфликт и сохранить с детьми теплые отношения.

Адаптация к школе: основные трудности

Ребенок в 3 месяца: физическое развитие и психология

Этапы развития семьи

Мне нравится1Не нравится

Дошкольный возраст

Дошкольники – это дети от 3 до 6–7 лет. В этом возрасте ребенок начинает считать себя взрослым, у него появляются новые интересы, потребности. Развиваются мышление, речь, сложные навыки (катание на коньках, велосипеде). У дошкольников хорошая память: они легко пересказывают тексты, запоминают стихи, усваивают иностранные языки.

Психологические особенности детей на этом этапе зависят больше от воспитания, чем от природных задатков. Физическое и психическое развитие дошкольников идет неравномерными, но очень быстрыми темпами. Разница в полгода-год настолько ощутима, что детей 1,5 и 2 лет уже сложно назвать ровесниками: у них совершенно разные возможности, навыки, интересы. Вот почему дошкольные периоды принято разделять на несколько отдельных этапов (с разницей в год).

Младший

В 3–4 года ребенок уже осознает себя как личность, отдельно от матери. У него развивается самостоятельность, что проявляется в желании делать все по-своему (кризис трехлеток: «Я сам»). Малыши упрямы, своевольны, стараются отстоять желаемое любой ценой, вплоть до истерик на публике

Очень важно подавать трехлетке пример своим поведением, уделять ему больше внимания и времени

В игровом процессе дети учатся отстаивать свои интересы, очень ревностно относятся к сверстникам. У ребенка расширяется словарный запас, речь совершенствуется.

Особенности младших дошкольников:

стремятся к самостоятельности;
умеют произвольно управлять памятью и вниманием;
экспериментируют с предметами;
запоминают имена, названия предметов, частей тела;
знают около 1500–2000 слов.

Средний

К 4–5 годам малыши преодолевают новый кризис. Бунт проходит, ребенок становится покладистее. Это период «относительного затишья». Дети начинают сопереживают окружающим, стараются понять их чувства.

Пятилетки очень любознательны. У них проявляются творческие способности к рисованию, музыке, интерес к спорту. Развивается воображение, что часто приводит к возникновению страхов (темноты, одиночества, чужих людей или вымышленного персонажа).

Особенности детей 4–5 лет:

  • умение сопереживать;
  • понимание чужих эмоций;
  • буйная фантазия;
  • интерес к творчеству;
  • осознание половых различий.

Старший

Для возраста 5–6 лет характерно активное физическое развитие. Сюжетно-ролевые игры заменяются играми по правилам. Контроль за действиями друг друга перетекает в самоконтроль. Так дошкольники начинают понимать механизмы управления своим и чужим поведением.

Речь шестилеток более осмысленна, у них формируется правильное произношение. Активный запас слов увеличивается. Очень стремительно у старших дошкольников развиваются творческое мышление и воображение. Часто это сопровождается усилением страхов, появляется боязнь смерти.

Возрастные особенности дошкольников 5–6 лет:

  • самоконтроль (исчезает импульсивность поведения);
  • большой словарный запас из 3500–4000 слов;
  • ориентировка на одобрение/неудовольствие взрослого;
  • готовность к школе.

Особенности основных этапов существования личности

Периоды жизни человека имеют свои особенности: каждый этап дополняет предыдущий, приносит с собой что-то новое, то, чего еще не было в жизни.

Юности присущ максимализм: происходит рассвет умственных, творческих способностей, основные физиологические процессы взросления завершены, улучшается внешний вид, самочувствие. В этом возрасте устанавливается система жизненных ценностей, начинает цениться время, повышается самоконтроль, происходит переоценка окружающих. Человек определяется с направлением своей жизни.

Достигнув порога зрелости, человек уже достиг определенных вершин. В профессиональной сфере он занимает стабильную позицию. Этот период совпадает с укреплением и максимальным развитием социального статуса, решения принимаются обдуманно, человек не избегает ответственности, ценит сегодняшний день, может простить себе и другим совершенные ошибки, реально оценивает себя и других. Это возраст достижений, покорения вершин и получения максимальных возможностей для своего развития.

Старость более связана с потерями, чем с приобретениями. Человек заканчивает трудовую деятельность, меняется его социальное окружение, появляются неизбежные физиологические изменения. Однако человек все равно может заниматься саморазвитием, в большинстве случаев это происходит больше на духовном уровне, на развитии внутреннего мира.

Принципы и подходы

Особенности основных этапов существования личности

Периоды жизни человека имеют свои особенности: каждый этап дополняет предыдущий, приносит с собой что-то новое, то, чего еще не было в жизни.

Юности присущ максимализм: происходит рассвет умственных, творческих способностей, основные физиологические процессы взросления завершены, улучшается внешний вид, самочувствие. В этом возрасте устанавливается система жизненных ценностей, начинает цениться время, повышается самоконтроль, происходит переоценка окружающих. Человек определяется с направлением своей жизни.

Достигнув порога зрелости, человек уже достиг определенных вершин. В профессиональной сфере он занимает стабильную позицию. Этот период совпадает с укреплением и максимальным развитием социального статуса, решения принимаются обдуманно, человек не избегает ответственности, ценит сегодняшний день, может простить себе и другим совершенные ошибки, реально оценивает себя и других. Это возраст достижений, покорения вершин и получения максимальных возможностей для своего развития.

Старость более связана с потерями, чем с приобретениями. Человек заканчивает трудовую деятельность, меняется его социальное окружение, появляются неизбежные физиологические изменения. Однако человек все равно может заниматься саморазвитием, в большинстве случаев это происходит больше на духовном уровне, на развитии внутреннего мира.

Периоды жизни по Пифагору

Античный философ Пифагор, рассматривая этапы бытия человека, отождествлял их со временами года. Он выделял их четыре:

  • Весна – начало и развитие жизни, от рождения и до 20 лет.
  • Лето – молодость, от 20 до 40 лет.
  • Осень – расцвет, от 40 до 60 лет.
  • Зима – угасание, от 60 до 80 лет.

Периоды жизни человека по Пифагору имели продолжительность ровно 20 лет. Пифагор считал, что все на Земле измеряется числами, к которым он относился не только как к математическим символам, но и наделял их неким магическим смыслом. Числа позволяли ему также определять характеристики космического порядка.

К возрастным периодам Пифагор применял также и понятие «четверица», потому что сравнивал их с вечными, неизменными явлениями природы, например, стихиями.

Периоды жизни человека (по Пифагору) и их преимущества имеют в основе учения об идею вечного возвращения. Жизнь – вечна, как сменяющие друг друга сезоны, и человек – частичка природы, живет и развивается по ее законам.

Периоды развития человека в науке и философии

В разное время философы и ученые различных стран нашли свои критерии для разделения жизни на этапы. Китайцы, например, определили семь жизненных ступеней. Так, возраст 60-70 лет у них считается желанным, когда у человека развиваются и мудрость, и духовность.

Позднее Гиппократом была разработана основополагающая теория периодизации жизни людей – десять этапов начиная с самого рождения, каждый из которых длится по семь лет.

Древнегреческий философ Пифагор связал периоды развития человека с временами года таким образом:

  1. Весна – начало и расцвет жизни (с рождения до 20 лет).

  2. Лето – бушующая молодость (20-40 лет).

  3. Осень – процветание, подъем (40-60 лет).

  4. Зима – увядание, затухание (60-80 лет).

По мнению Пифагора, жизненный период и его свойства построены на идее постоянного возврата. Жизнь вечна и меняется по сезонам, а человек, как часть природы, живет согласно ее правилам.

В Германии была своя концепция возрастных периодов, созданная ученым-психоаналитиком Эриксоном. Он изложил ее в табличном варианте, где данные распределяются согласно показателям:

  • Возрастная стадия, ее название.

  • Возраст — рамки периода, в течение которого проходит весь этап.

  • Группа, определяющая уровень развития (социальный заказ) за это время и максимально приближенная по социальной значимости для индивидуума в тот период.

  • Цель развития — ключевой вопрос, который должен быть решен людьми в конкретной фазе.

  • Социальная среда, влияющая на развитие личностных качеств.

  • Итог — сформированные преимущества и недостатки личности (добродетели). Исход зависит от проработки цели.

Результаты выполнения задачи в каждом возрасте не требуют приобретения негативных или позитивных черт характера. Поэтому в изложении своей теории ученый подчеркнул, что нужно максимально дистанцироваться от оценки достигнутых эффектов.

Имеется в виду формирование индивидуальных качеств, которые помогут человеку в решении последующих задач (при удачной проработке — сильные черты) либо, наоборот, будут препятствовать (слабые стороны характера). Это не говорит о том, что в будущем на становлении индивидуума надо ставить крест. Здесь речь идет о лишних трудностях в дальнейшем.

Необходимые критерии сформированности личности

Для начала стоит обозначить два критерия сформированности человеческой личности, которые были выделены Л. И. Божовичем:

  1. Первый критерий выделяет роль наличия иерархии в одном определенном смысле в мотивах человека. Буквально это означает способность человека отказаться от собственных непосредственных побуждений в пользу чего-то другого. В данном случае, рассматривая этот критерий, можно сказать, что индивид обладает опосредованным поведением. При этом стоит отметить, что мотивы, по которым непосредственные побуждения преодолеваются, являются социально значимыми. Также эти мотивы являются социальными по своему происхождению, что подразумевает следующее: мотивы появились и сформировались в условиях существования, воздействующего на развитие человека общества;
  2. Второй критерий обозначает способность сознательно руководить своим поведением. Фундаментом сознательно принятых решений является понимание собственных принципов, мотивов и целей.

Можно сказать, что второй критерий отличается от первого тем, что он предполагает непосредственно сознательное подчинение определенных мотивов. Первый критерий отмечает опосредованное поведение человека, которое имеет особенность, заключающуюся в вероятности наличия в основе принятых решений, и стихийно сложившуюся мотивационную иерархию. Может также рассматриваться и стихийная нравственность – явление, означающее осуществление действия или принятие того или иного решения без наличия обоснования причины совершения поступка именно таким образом. Но при этом поведение человека не является безнравственным или неадекватным.

Второй признак также является своеобразным определением опосредованного поведения, но в то же время тут подчеркивается наличие самосознания в качестве особой личностной инстанции.

Классификация возрастных периодов с точки зрения биологии

Единой классификации не существует, в разное время она составлялась по-иному. Разграничение периодов связывают с определенным возрастом, когда происходят значительные перемены в организме человека.

Жизни человека — это периоды между ключевыми «точками».

Паспортный, или хронологический возраст может не совпадать с биологическим. Именно по последнему можно судить о как он будет выполнять свою работу, какие нагрузки может выдержать его организм. Биологический возраст может как отставать от паспортного, так и опережать его.

Рассмотрим классификацию жизненных периодов, в основу которой легло понятие возраста на основе физиологических изменений организма:

возраст период
0-4 недели новорожденный
4 недели — 1 год грудной
1-3 года раннее детство
3-7 лет дошкольный
7-10/12 лет младший школьный
девочки: 10-17/18 лет подростковый
мальчики: 12-17/18 лет
юноши 17-21 год юношеский
девушки 16-20 лет
мужчины 21-35 лет зрелый возраст, 1 период
женщины 20-35 лет
мужчины 35-60 лет зрелый возраст, 2 период
женщины 35-55 лет
55/60-75 лет пожилой возраст
75-90 старческий возраст
90 лет и более долгожители

Психология ребенка раннего возраста

Спустя год после рождения вместо единого целого мамы и младенца появляется ребенок и взрослый. Малыш становится самостоятельным и более независимым. Он уже может сам передвигаться, играть с предметами и произносить несложные слова. В этом возрасте он целиком поглощен предметами.

Взаимодействие взрослого и малыша осуществляется через игру. Кроха еще не может понять, что делать с окружающими вещами. И взрослый постоянно объясняет ему функцию и назначение вещи. В процессе игры дети осваивают различные предметы и начинают осознавать последствия действий с ними.

Например, когда ложка подносится к лицу, малыш открывает рот. В этом возрасте он уже способен на перенос действия. Если он научился пить из чашки, то он повторяет такие же действия и со стаканом. Дети после года уже могут обобщать. Они активно подражают действиям взрослых, и их развитие в этот период полностью основано на восприятии.

Периодизации[править | править код]

Основы психологии детей

Детство является периодом самого интенсивного и бурного развития в жизни человека. Малыш познает мир, активно впитывает знания и формируется как личность. Все это происходит на фоне бурного физического роста, развития органов и гормональных перестроек. Несмотря на такую нагрузку, дети умудряются ловко манипулировать взрослыми. Настолько ловко, что не все взрослые в состоянии это осознать. Как им это удается? Дети действуют интуитивно. Ежедневно они устраивают взрослым множество проверок, выясняя границы дозволенного. Где можно добиться желаемого, а где получить серьезный отпор. В процессе таких исследований они определяют, каким способом легче получить свое и кто из взрослых чаще дает слабину. Потрясающей психологической интуицией обладают еще совсем маленькие дети. Они могут еще не уметь говорить, но уже безошибочно чувствуют, как можно управлять родителями. Истерики в магазине — один из способов манипулирования.

Часто воспитатели и педагоги перенимают тактику детей. Они экспериментируют, подбирая к каждому из малышей ключик. Затем внимательно следят за реакцией и зорко подмечают все положительные результаты.

Детская психология опирается на житейский опыт большого количества педагогов и родителей. Изучение поведения детей происходит в процессе систематических наблюдений, бесед, сбора и анализа продуктов деятельности малышей: лепки, рисунков, конструирования. Психологами проводятся «продольные срезы» — исследования процессов развития одного и того же малыша на протяжении длительного периода. Или «поперечные срезы», когда в короткий промежуток времени изучаются с помощью экспериментов различные группы детей.

В разном возрасте дети ведут себя по-разному, сбивая родителей с толку. Рассматривают несколько периодов психического развития детей.

Особенности психологического развития ребенка

Как правило к дошкольникам относят детей в возрасте 4–7 лет. До этого момента ребенку предстоит столкнуться с кризисом трехлетнего возраста. Это непростое время для малыша и его родителей, поскольку кроха себя плохо ведет, капризничает, проявляет упрямство. Период характеризуется выделением ребенка, как самостоятельной личности, у которой формируется характер, мнение, взгляды. Чтобы кризис прошел как можно удачливее, спокойнее, взрослые должны проявлять уважение, сдержанность, не принижая любимого малыша. Он должен почувствовать, что его слушают, понимают.

По окончанию кризиса, дошкольник становится на ступеньку выше в отношениях со взрослыми. Он чувствует себя отдельной ячейкой общества. Его нужно ввести в курс дела своих обязанностей, правил, установленных в семье. Большинство детей с 3–4х лет идут в детский садик, где контактируют со сверстниками,воспитателями.

Малыш хочет казаться взрослее, чем он есть. Поэтому пытается повторять за взрослыми (слова, движения, интонацию). Некоторым родителям доводится таким образом наблюдать за собой стороны и понимать, чему ребенок учиться у них. Поведение взрослых должно быть показательным. Это касается не только поведения членов семьи. Дети часто воплощают в жизнь, то что видят по телевизору. Стоит быть внимательным к тому, какие мультики, фильмы смотрит малыш.

Что дается при рождении

Формирование характера начинается еще в дошкольном возрасте. Но на этот момент ребенок уже «награжден» некими свойствами, данными ему природой. Одни младенцы тихие и спокойные с первых дней жизни. Другие — постоянно кричат и беспокоятся.

Это указывает на то, что они предрасположены к определенному типу. Но это еще не характер, а темперамент – вид реакции на внешние раздражители.

Есть упрощенная и знакомая многим классификация темпераментов:

  • Сангвиник;
  • Меланхолик;
  • Холерик;
  • Флегматик.

Как определить, к какому типу принадлежит малыш? Сангвиники – это люди, которые часто смеются и с позитивом относятся к новому. Холерики реагируют бурно: кричат, беспокоятся, раздражаются. Меланхолики очень чувствительные, легко пугаются и часто плачут. Флегматики спокойные и относятся ко всему «умиротворенно».

Темперамент проявляется с первых дней жизни. Но это не значит, что малыш будет таким и во взрослой жизни. Это лишь «базовая программа», которая может измениться под влиянием внешних факторов. Если младенец постоянно плачет – это не доказательство того, что он будет меланхоликом всю жизнь. При должном воспитании его характер изменится. Хотя основой для его формирования останется «базовая программа».

Какой тип темперамента считать легким, а какой – тяжелым или плохим? Ответ прост: все виды хороши по-своему. Ни в коем случае не спешите перевоспитывать малыша и менять его природу.

Если родитель примет сущность своего отпрыска – все будет намного проще. Например, чувствительный мальчик может найти себя в искусстве и развивать необычные таланты. Нет плохого темперамента – есть люди, которые направляют его в неправильное русло.

Взаимосвязь с психологическим и биологическим возрастом

Биологический возраст
— состояние организма, характерное для соответствующего хронологического этапа существования человека.

Часто данные, которые указаны у человека в паспорте, абсолютно не соответствуют его состоянию здоровья, существующим болезням и физическому самоощущению.

Психологический возраст
— уровень психического развития, отношение к себе, к окружающим и к жизни.

Зависит не от паспортных данных, а от показателей развития интеллекта. Его также можно назвать интеллектуальным уровнем.

В зависимости от своего психологического состояния
человек может приспосабливаться к различным условиям жизни в обществе, достигать поставленных целей, воспринимать окружающую действительность, проявлять мотивы поведения и т.д.

В современных условиях распространенной проблемой является отставание психологического возраста людей от реального уровня.

Инфантильность
молодого поколения провоцируется избытком праздности и потребительским отношением к жизни.

Социальный показатель объединяет в себе оба из вышеперечисленных критериев.

Опережающее или запаздывающее биологическое, психологическое развитие оказывают непосредственное влияние на процесс социализации.

Особенности основных этапов существования личности

Периоды жизни человека имеют свои особенности: каждый этап дополняет предыдущий, приносит с собой что-то новое, то, чего еще не было в жизни.

Юности присущ максимализм: происходит рассвет умственных, творческих способностей, основные физиологические процессы взросления завершены, улучшается внешний вид, самочувствие. В этом возрасте устанавливается система жизненных ценностей, начинает цениться время, повышается самоконтроль, происходит переоценка окружающих. Человек определяется с направлением своей жизни.

Достигнув порога зрелости, человек уже достиг определенных вершин. В профессиональной сфере он занимает стабильную позицию. Этот период совпадает с укреплением и максимальным развитием социального статуса, решения принимаются обдуманно, человек не избегает ответственности, ценит сегодняшний день, может простить себе и другим совершенные ошибки, реально оценивает себя и других. Это возраст достижений, покорения вершин и получения максимальных возможностей для своего развития.

Старость более связана с потерями, чем с приобретениями. Человек заканчивает трудовую деятельность, меняется его социальное окружение, появляются неизбежные физиологические изменения. Однако человек все равно может заниматься саморазвитием, в большинстве случаев это происходит больше на духовном уровне, на развитии внутреннего мира.

Особенности каждого этапа взросления

Каждый этап взросления имеет свои особенности, которые могут варьироваться в зависимости от индивидуальных различий и культурных особенностей. Вот некоторые особенности каждого этапа взросления:

Детство:

  • Основной фокус на физическом и когнитивном развитии.
  • Учение базовых навыков, таких как ходьба, речь, чтение и письмо.
  • Зависимость от заботы родителей и взрослых.
  • Игровая активность и освоение социальных норм.

Подростковый возраст:

  • Физические, эмоциональные и социальные изменения, связанные с половым созреванием.
  • Поиск своей личности и самоопределение.
  • Установление более сложных отношений с ровесниками и развитие социальных навыков.
  • Экспериментирование с разными ролями, ценностями и идеями.

Ранняя взрослость:

  • Независимость от родителей и развитие самостоятельности.
  • Фокус на карьерном росте, образовании, установлении финансовой стабильности.
  • Формирование интимных отношений и создание своей семьи.
  • Учение роли гражданина и участие в общественной жизни.

Средняя взрослость:

  • Установление и развитие карьеры, строительство семьи и забота о детях.
  • Осмысление своих ценностей, идеалов и жизненных приоритетов.
  • Большая ответственность за свою жизнь и здоровье.
  • Сохранение социальных связей и участие в общественной деятельности.

Пожилой возраст:

  • Столкновение с проблемами, связанными со старением, такими как физические ограничения, потеря близких и здоровье.
  • Осмысление и оценка своей жизни, рефлексия на прошлое и мысли о том, что будет после ухода из жизни.
  • Участие в пожилом сообществе и поддержка молодого поколения.
  • Поиск смысла и удовлетворения в жизни, настрой на старость с достоинством.

Опять же, эти особенности могут варьироваться в зависимости от многих факторов, таких как культурные, социальные и экономические условия, опыт и личные характеристики. Также стоит отметить, что переход от одного этапа взросления к другому не всегда происходит резко, и может быть более плавным и индивидуальным.

Важно понимать, что каждый этап не является законченным этапом, и что человек продолжает развиваться и меняться на протяжении всей своей жизни. Каждый этап может иметь свои преимущества и недостатки, и важно стремиться к развитию во всех аспектах жизни всегда

Не прекращая. Это может включать в себя развитие личных навыков, социальных связей, карьерного роста, эмоциональной зрелости, понимания ценностей и установления смысла жизни.

В заключение, взросление является непрерывным процессом, который может быть представлен в виде разных этапов, каждый из которых характеризуется своими особенностями. Понимание этих особенностей может помочь людям лучше понять и оценить себя и других в различных жизненных ситуациях и моментах, а также помочь лучше адаптироваться к жизненным изменениям.

Младенчество

Малыш рождается абсолютно беспомощным, с физиологически неразвитыми органами и системами (особенно нервной). У новорожденного развиты безусловные рефлексы: глотательный, сосательный. Он почти все время спит (около 20–22 часов в сутки).

Период с 1 месяца до 1 года называется младенческим (грудничковым). Дети этого возраста остаются беспомощными, но психическое и физическое развитие идет очень быстро. С 2 месяцев младенец уверенно держит голову в вертикальном положении, в полгода – переворачивается с живота на спину и наоборот, еще через месяц – садится, затем пробует самостоятельно ползти. К концу первого года жизни он начинает ходить.

Грудничок умеет фокусировать взгляд на предметах, следить за их передвижением (к концу 2 месяца). С 3 месяцев он узнает лица взрослых, заботящихся о нем, улыбается, гулит. После полугода начинается активное развитие второй сигнальной системы (речи). Младенцы воспроизводят простые слоги («ма», «па», «ба»), а к 12 месяцам способны произносить осмысленные слова.

Что умеют малыши к концу первого года жизни:

  • ориентируются в окружающей среде;
  • распознают лица;
  • проявляют эмоции;
  • произносят звуки и слова;
  • контактируют со взрослыми;
  • изучают окружающие предметы;
  • понимают запрет.

Заключение

Человек сам решает, по каким критериям он разделяет свои жизненные периоды, и что он вкладывает в понятие «возраст». Это может быть:

  • Чисто внешняя привлекательность, которую человек стремится продлить всеми доступными способами. И считает себя молодым, пока это позволяет внешность.
  • Деление жизни на «молодость» и «конец молодости». Первый период длится, пока есть возможность жить без обязательств, проблем, ответственности, второй – когда появляются проблемы, жизненные трудности.
  • Физиологические изменения организма. Человек четко следует за изменениями и отождествляет с ними свой возраст.
  • Понятие возраста связано с состоянием души и сознания. Человек отмеряет свой возраст состоянием души и внутренней свободой.

Заключение

Человек сам решает, по каким критериям он разделяет свои жизненные периоды, и что он вкладывает в понятие «возраст». Это может быть:

  • Чисто внешняя привлекательность, которую человек стремится продлить всеми доступными способами. И считает себя молодым, пока это позволяет внешность.
  • Деление жизни на «молодость» и «конец молодости». Первый период длится, пока есть возможность жить без обязательств, проблем, ответственности, второй — когда появляются проблемы, жизненные трудности.
  • Физиологические изменения организма. Человек четко следует за изменениями и отождествляет с ними свой возраст.
  • Понятие возраста связано с состоянием души и сознания. Человек отмеряет свой возраст состоянием души и внутренней свободой.

Пока жизнь человека наполнена смыслом, желанием познавать что-то новое, и все это органично сочетается с мудростью и духовным богатством внутреннего мира, человек будет вечно молодым, несмотря на ослабление физических возможностей своего организма.

После 40-45 лет мужчин настигает период, который многие называют «кризис среднего возраста». У каждого он наступает и протекает по-разному, в зависимости от истинных причин появления. Частая смена настроения, угнетённое состояние, беспокойство о внешнем виде, смена жизненных ориентаций, поиск новой любви и секса на стороне — это и многое другое происходит с человеком в этот переломный момент жизни.

Если не разобраться в причинах и пустить все на самотек, то часто этапы кризиса среднего возраста заканчиваются печальными событиями. Разобравшись в себе, мужчина способен перенести данный период легко, а сделав определённые выводы, можно изменить свою жизнь в лучшую сторону, открыть новые горизонты. Попробуем разобраться в проблемах, характерных для этапа кризиса и избежать возможных неприятных последствий.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: