Презентация, доклад современные технологии речевого развития дошкольников (консультация для педагогов)

Современные технологии речевого развития дошкольников. воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - маам.ру

Значимость речевого развития дошкольника

Определение 1

Развитие речи – это совокупность приемов и технологий, ориентированных на овладение человеком навыками устной и письменной речи.

Речь необходима каждому человеку, поскольку она лежит в основе построения коммуникативных связей и отношений. Посредством речи люди общаются, устанавливают разного рода социальные контакты.

Речь отражает уровень развития интеллекта ребенка. Если ребенок отстает в умственном развитии, то это, в большинстве случаев, сказывается и на его речи. Развитая речь, богатство активного словаря ребенка говорит о высоком уровне его интеллектуального развития и отсутствии нарушений в работе мыслительных процессов.

Значимость речевого развития ребенка можно отобразить следующими положениями:

Выполнение речью социально-значимой функции. Речь выступает средством общения, освоения социального опыта, исторических основ развития общества и его культурных ценностей.
Эмоциональная ценность речи. Речь позволяет выразить свои эмоции и чувства в словесной форме, донести их до слушателя, поделиться своими переживаниями и взглядами.
Речь выступает средством самоутверждения и самореализации

Благодаря речи можно обратить внимание на себя, заглянуть в свой внутренний мир, проанализировать его устройство и особенности.
Когнитивная функция речи. Речь выступает источником познания

Посредством речи, ребенок усваивает информацию об устройстве мира, адекватно воспринимает ее, передает, анализирует, сохраняет.
Речь выступает способом регулирования и контроля своей деятельности и деятельности окружающих.
Речь выступает основой социального становления и развития дошкольника. Без речи ребенку будет проблематично влиться в социальное пространство и познать его законы.
Развитие речи оказывает огромное значение на функционирование психических процессов. Речь кардинально перестраивает психику ребенка.

Технологии речевого развития дошкольников

Развитие речи реализуется в дошкольном возрасте, посредством применения ряда технологий, которые основаны на методиках речевого развития и совокупности методов и средств активизации речи на конкретном возрастном этапе развития.

Для развития речи дошкольников используются следующие технологии:

  1. Технология развития навыков составления загадок. Она направлена на активизацию мыслительных процессов, оказывающих положительное воздействие на работу речевого аппарата. Составление загадок реализуется на основании творческого подхода педагога, поиска им способов развития у детей сообразительности, смекалки.
  2. Технология развития навыков по формированию сравнений. Технология актуальна для использования в работе с дошкольниками старше трех лет. Она основана на развитии у ребенка представлений об особенностях устройства окружающих объектов, развитии навыков выявления их признаков и отличий друг от друга. Обучение строится путем формирования модели сопоставления сравнений: даются два объекты, которые необходимо сравнить между собой, выявить их отличительные признаки и их значение в устройстве объекта, сравнить каждый признак одного объекта с признаком другого. Модели сравнения постепенно усложняются, что позволяет углубить речевые навыки ребенка.
  3. Технология развития выразительной речи. Здесь применяются разнообразные игры и задания творческой направленности. Игра и совместная творческая деятельность активизируют речь ребенка, заставляют его строить взаимоотношения для реализации игрового действия или совместной работы.
  4. Технология формирования рассказа. Она основана на использовании картинки, изображения, по которому будет составляться рассказ. Данная деятельность базируется на опоре на алгоритмы мышления, которые будут задействованы в ходе сочинения рассказа и окажут воздействие на речевые функции организма.
  5. Технология формирования навыков составления метафор. Она основана на переносе признаков одного объекта на другой. Дети учатся выделять ведущий признак объекта и переносить его на другой объект, с которым у данного имеется что-то общее. Дети составляют метафоры по определенному алгоритму. Мыслительные операции, в данном случае, работают так, что у ребенка развивается умение складывать в уме художественные образы и переносить их в реальность в словесной форме – посредством речи.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: