Что такое дидактика и как она развивается

Использование современных образовательных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушением интеллекта | владимирский информационно-методический центр

Основные принципы дидактики

Ключевые требования к тому, как организовывать и осуществлять процесс обучения, называют дидактическими принципами. Они, как отмечает Ирина Осмоловская в пособии «Дидактика. От классики к современности», могут меняться со временем: «С изменением потребностей личности, общества, государства в образовании, условий обучения появляются новые принципы и становятся менее актуальными старые». Иными словами, принципы дидактики не высечены в камне.

Ключевые принципы дидактики сформулированы на основе закономерностей — выявленных устойчивых связей в педагогической деятельности, а также их научного осмысления.

  • Принцип научности. Содержание образования должно основываться на фактах и отражать актуальные научные данные.
  • Принцип доступности. Он предполагает, что методы и содержание обучения соответствуют возрасту, познавательным возможностям и образовательному уровню учащихся.
  • Принцип систематичности и последовательности. Содержание обучения должно быть структурировано, состоять из учебных тем, разделов, модулей, которые ученики осваивают последовательно.
  • Принцип связи теории с практикой. Также его называют принципом связи обучения с жизнью. Речь о том, чтобы учащиеся понимали, где и как они могут использовать полученные знания, умели применять теорию для решения практических задач.
  • Принцип сознательности и активности. Согласно ему, педагог должен донести до учеников цели и задачи обучения, стимулировать их познавательную деятельность, интерес к самостоятельной и творческой работе.
  • Принцип наглядности. «Всё, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое для восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием, что можно вкусить — вкусом, доступное осязанию — путём осязания». Так звучит «золотое правило дидактики», сформулированное в XVII веке чешским гуманистом и основоположником педагогики Яном Амосом Коменским.
  • Принцип прочности. Чтобы ученики основательно усвоили содержание обучения, теорию нужно повторять и закреплять, а навыки и умения — применять на практике.

Можно заметить, что все эти принципы связаны между собой и взаимно усиливают друг друга. Например, доступность обучения невозможна без систематичности, а применять принцип прочности легче с помощью связи теории с практикой.

Ключевые понятия дидактики

Так как дидактика — отрасль педагогики, она оперирует множеством терминов из этой области, а также из смежных сфер — философии и психологии.

Разберём, как дидактика соотносится с некоторыми другими понятиями.

Одно из таких — методика учебного предмета, или частная дидактика. Если общая дидактика рассматривает единые закономерности процесса обучения, то частные дидактики, как правило, посвящены обучению конкретным предметам — математике, литературе, химии и так далее. Методика каждого учебного предмета отражает специфику соответствующей науки и учитывает принципы успешного обучения в данной области.

Вот как определяют соотношение между дидактикой и методикой Михаил Данилов и Борис Есипов:

«Дидактика, являющаяся частью педагогики, теснейшим образом связана с методиками по отдельным учебным предметам. Дидактику, вскрывающую общие закономерности обучения, можно разрабатывать плодотворно, только опираясь на данные частных методик; иначе общее будет оторвано от конкретного, предстанет в убогом, схематическом виде и не будет достаточно ясным и обоснованным. Но дидактика как теория образования и обучения детей должна являться общей основой для методик по всем учебным предметам. Единство всех методик и связь каждой из них с дидактикой и педагогикой в целом необходимы и обязательны при единстве методологического подхода к рассмотрению процесса обучения».

Кроме методики, ключевыми для дидактики понятиями можно назвать методы, содержание, средства и формы организации обучения.

  • Содержание образования — как указывают Краевский и Хуторской в «Основах обучения», под этим термином в современной педагогике понимают социальный опыт, который присваивается учеником в процессе обучения и становится частью его личного опыта. Содержание образования складывается из четырёх составляющих: знаний, умения действовать по образцу, творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений.
  • Средства обучения — это носители информации и инструменты деятельности, которые используются в процессе обучения. Например, компьютер и классная доска, печатный и электронный учебник, гербарий и карта могут служить средствами обучения.
  • Форма организации обучения — этот термин означает вид занятия: урок, лекция, семинар, экзамен, экскурсия и так далее. Они сочетаются разными способами и составляют системы форм обучения — например, классно-урочную или лекционно-семинарскую.

Характеристика основных видов коррекционных образовательных технологий

Выделяют следующие виды коррекционных образовательных технологий:

  1. Технология обследования познавательной деятельности и логопедического обследования.

    Цель: осуществление полной и качественной оценки развития речи у детей с различными видами отклонений в развитии.

    Данная коррекционная технология направлена на развитие у детей с ОВЗ коммуникативных компетенций.

    Ожидаемым результатом от внедрения технологии, является получение максимально точных и полных сведений о речевых нарушения у каждого ребенка с ОВЗ, выстраивание грамотной лого-коррекционной работы, направленной на исправление выявленных нарушений.

  2. Технология уровневой дифференциации

    Цель: организация обучающего процесса на уровне возможностей и потребностей ребенка с ОВЗ, адаптация обучения к особенностям развития ребенка.

    Данная коррекционная технология направлена на развитие коммуникативных, когнитивных и социально-личностных компетенций у ребенка с ОВЗ.

    Планируемым результатом внедрения технологии является предоставление каждому учащемуся в ОВЗ овладение базовыми знаниями и умениями, на основании индивидуальных особенностей и возможностей.

  3. Технология индивидуализации обучения

    Цель: сохранение и последующее развитие индивидуальности ребенка с ОВЗ, его потенциальных возможностей и способностей.

    Технология направлена на развитие когнитивных и социально-информационных компетенций.

    Ожидаемым эффектом внедрения технологии является:

    • предупреждение неуспеваемости учащихся с ОВЗ;
    • формирование у них знаний, умений и навыков, посредством опоры на зону ближайшего развития;
    • повышение мотивации на обучения и развитие познавательных процессов (память, мышление и т.д.).
  4. Технология проблемного обучения

    Цель: формирование и развитие способов самостоятельной деятельности.

    Основные компетенции, на которые направлена технология – коммуникативные и когнитивные.

    Эффектом от внедрения технологии является формирование активной деятельности учащихся с ОВЗ, по решению проблемных ситуаций, развитие познавательной активности и мыслительных способностей.

  5. Технология моделирования и проигрывания сказок на индивидуальных занятиях (автор Ткаченко Т. А.)

    Цель: формирование и развитие вербальных средств коммуникации, речевого общение, активизация словаря, грамматического строя и связанной речи у детей с ОВЗ.

    Технология направлена на развитие у детей с ОВЗ коммуникативных, социально-личностных и межкультурных компетенций.

    Ожидаемым эффектом является развитие речевого общения, формирование первичных навыков правильного произношения звуков, пополнение и активизация словаря, появление целостных фраз в речи ребенка.

  6. Информационно-коммуникативные технологии

    Цель: повышение интереса детей к изучаемому материалу и качества коррекционной работы, обеспечение непрерывности наглядного показа изучаемого материала.

    Компетенции, на которые направлена технология: коммуникативные, социально-информационные, когнитивные компетенции.

    Эффект использования: позволяют разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повышать интерес детей к изучаемому материалу и качество коррекционной работы, значительно облегчают деятельность учителя-дефектолога.

Замечание 1

Внедрение данных образовательных коррекционных технологий способствует развитию, формированию, коррекции и воспитанию личности ребёнка с ОВЗ. Разнообразие технологий не дает детям привыкнуть к однотипным видам занятий и мотивирует их на получение новых знаний.

Связь с биологическими и техническими науками

Связь педагогики с биологическими науками обусловлена тем, что они являются естественнонаучной базой воспитания и обучения.

В своих исследованиях педагогика опирается на фундаментальные труды таких отечественных физиологов как И.П. Павлов, И.М. Сеченов и другие.

Особое значение для решения конкретных вопросов воспитания и обучения, разработки эффективного режима отдыха и труда имеет возрастная физиология.

Определение 3

Возрастная физиология – это наука, занимающаяся изучением особенностей строения и функционирования человеческого организма, школьной гигиены и гигиенической организации учебных занятий.

Связь педагогики с медициной обусловило появления такой отрасли педагогического знания как коррекционная педагогика.

Определение 4

Коррекционная педагогика – отрасль педагогики, занимающаяся изучением особенностей воспитания и обучения детей, имеющих различные отклонения в физическом или психическом развитии.

Коррекционная педагогика занимается разработкой индивидуальных коррекционных программ по воспитанию и обучению детей с отклонениями в развитии, а также разрабатывает и внедряет инновационные методы, средства и формы организации коррекционного педагогического процесса.

Большое значение имеет связь педагогики с психологией. Данная связь обусловлена тем, что психология способствует пониманию человеческой природы, ее естественных потребностей и возможностей, учет механизмов психического развития личности. В процессе взаимосвязи педагогики и психологии произошло возникновение следующих отраслей – возрастная педагогика и педагогическая психология, занимающиеся изучением закономерностей психических процессов в рамках целенаправленного педагогического процесса, с учетом возрастных особенностей.

В настоящее время педагогика связана и с рядом технических наук. Так связь педагогики с кибернетикой способствовала появлению программированного обучения, являющегося одной из инновационных технологий современной педагогической науки.

Особое место в системе связей педагогики с другими науками занимают этнография и фольклористика. Изучение традиций, обрядов и обычаев разных народов служит основой для формирования особой отрасли педагогического знания — народной педагогики. Она изучает использование памятников культуры в воспитании современных школьников.

Чем занимается дидактика

Итак, дидактика исследует процесс обучения, а значит, и всё, что в него входит: цели и содержание обучения, его методы и организационные формы, процесс усвоения содержания учащимися и так далее. Эта наука рассматривает обучение в единстве двух его аспектов:

  • преподавания (деятельности учителя),
  • учения (познавательной деятельности ученика).

Как отмечает Ирина Осмоловская, кроме научно-теоретического аспекта, дидактика включает также конструктивно-техническую часть. То есть разрабатывает предписания и рекомендации, как на практике построить процесс обучения, чтобы достичь образовательных целей.

Андрей Хуторской в пособии «Дидактика. Учебник для вузов» так формулирует задачи дидактики:

  • искать ответы на вопросы «зачем учить?», «чему учить?» и «как учить?»;
  • описывать и объяснять процесс и условия обучения;
  • исследовать сущность, закономерности и принципы обучения в их связи с воспитанием и образованием учащихся;
  • определять педагогические основы содержания образования;
  • разрабатывать новые обучающие системы, образовательные технологии, формы, методы и приёмы обучения;
  • создавать системы диагностики, контроля и оценки образовательных результатов;
  • прогнозировать результаты обучения.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: