Специфика логопедического воздействия по формированию лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В данной статье рассмотрены характерные черты лексико грамматического строя речи детей с общим недоразвитием речи

Этиология

Причины ЛГНР можно разделить на две большие группы – биологические и социальные. К первой категории относятся:

  • неблагоприятное воздействие на плод в период беременности (в особенности на головной мозг);
  • сложное течение беременности;
  • травмы в родах;
  • асфиксия;
  • тяжелые инфекционные заболевания в первый год жизни малыша.

К социальным относят:

  • неблагоприятные социальные условия и речевая среда, в которых растет ребенок;
  • длительный стресс;
  • недостаток в эмоциональном общении с родными;
  • гиперопека;
  • билингвизм.

Спор у специалистов вызывает генетическая предрасположенность детей к речевым расстройствам. Некоторые полагают, что эта особенность передается генетически. Другая группа считает, что малыш может просто подражать взрослому, имеющему дефект речи.

Прогноз коррекции

Эффективность коррекционной работы зависит от того, насколько рано было выявлено ЛГНР. Чем раньше, тем лучше будет результат. При своевременной логопедической помощи к поступлению в первый класс удается справиться с данным нарушением. Либо можно максимально сократить отставание от нормы.

На результат влияет и особенность речевого нарушения. Чем оно сложнее, тем больше времени займет коррекционная работа по формированию необходимых навыков. Во время обучения в школе ЛГНР может стать причиной появления дисграфии и дислексии. Поэтому коррекционную работу нужно проводить в дошкольном возрасте.

ЛГНР обычно является частью более сложного речевого нарушения. Поэтому логопед составляет план занятий, чтобы устранить причину появления какого-либо дефекта. Данное нарушение становится более заметным после 3-х лет, когда малыш начинает активнее взаимодействовать с окружающим миром.

Чтобы предупредить появление ЛГНР взрослым необходимо больше общаться с ребенком, интересоваться его мнением. На прогулке отрабатывать некоторые направления по развитию лексико-грамматического строя

Ведь родители также оказывают немаловажное влияние на речевое развитие. Поэтому логопед и родители должны взаимодействовать вместе, чтобы у ребенка была красивая и грамотная речь

Особенности работы над грамматическим строем и связной речью

Занятия ведутся по следующим направлениям:

  • формирование навыка словообразования;
  • освоение навыка согласования не только существительного с прилагательными, но и с другими частями речи;
  • составление сложных распространенных предложений;
  • составление рассказа-описания по сюжетной картинке.

Логопед отрабатывает с ребенком использование различных грамматических конструкций. Учит применять в речи предлоги, союзы. Предлагаются задания на склонение существительных, прилагательных, глаголов. Кроме совершенствования грамматического строя, параллельно проводится работа по развитию связной речи.

Задача специалиста не просто научить составлять рассказ без помощи взрослого, а чтобы ребенок мог устанавливать логические связи между предложениями. В начале работы логопед помогает посредством наводящих вопросов и составления плана-подсказки. Затем, постепенно малыш учится самостоятельно давать развернутые ответы и рассуждать на знакомые темы.

Кроме этого, ведется работа над интонационной выразительностью. Ребенка знакомят с особенностями использования вопросительной, восклицательной интонации. Ее хорошо отрабатывать путем постановки театрализованных представлений, выразительного чтения и заучивания стихотворений.

Особенности диагностики

Логопед подбирает наглядный материал в зависимости от возраста ребенка

При обследовании лексико-грамматической стороны речи специалист обращает особое внимание на:

  • состояние словаря (импрессивного и активного);
  • владение навыком словообразования;
  • умение согласовывать слова во фразах и предложениях;
  • какие части речи ребенок использует больше;
  • развитие связной речи.

Ребенку предлагают выполнить задание на обобщение, сравнение предметов

Логопед обращает внимание на то, насколько хорошо малыш понимает обращенную к нему речь. Также его просят образовать притяжательные прилагательные и местоимения; составить новые слова

Для оценки связной речи и владения грамматическими категориями логопед наблюдает за тем, как ребенок общается вне учебной деятельности.

Для диагностики малышу предлагается составить рассказ по картинке. Во время выполнения этого задания специалист оценивает то, насколько часто использует ребенок распространенные предложения; согласует ли слова; нужна ли помощь взрослого при их составлении. Кроме того, в перечень заданий входит и работа с синонимами и антонимами.

По результатам обследования логопед подбирает специальные упражнения, которые позволят максимально эффективно скорректировать данное речевое нарушение.

Список использованных источников

  1. Агавелян, О. К. Современные теоретические и прикладные аспекты специальной психологии и коррек-ционной педагогики : монография / О. К. Агавелян. — Новосибирск : НИП-КиПРО, 2014. — 412 с.
  2. Безрукова, В. С. Педагогика: Учебное пособие / В. С. Безрукова. — Рн/Д: Феникс, 2018. — 381 c.
  3. Белякова, Л.И. Логопедия. / Л.И. Белякова. – М.: ГИЦ ВЛАДОС-2018. — 287 с.
  4. Белянин, В.П. Психолингвистика. Учебник /В.П.Белянин. – 2-е изд. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2016. – 232с.
  5. Богатырева, А. В. Формирование лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи / А. В. Богатырева // Вопросы дошкольной педагогики. – 2018. – №3. – С. 67-69.
  6. Бойкова, С. В. Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР // Логопед в детском саду. – 2016. – № 3. – C. 42-48.
  7. Быкова, В. П. Особенности развития связанного высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи//Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 11. – С. 29-35
  8. Быстрова, Г. А. Логопедия в диалогах / Г.А. Быстрова.- М.: Каро, 2014. — 112 c.
  9. Бутусова, Н. Н. Развитие речи детей при коррекции звукопроизношения: Учебно-методическое пособие / Н. Н. Бутусова. — СПб.: Детство Пресс, 2017. — 304 c.
  10. Вартапетова, Г. М. Дифференцированный подход как принцип работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи / Г.М. Вартапетва// Теория и практика современной науки. – 2015. – № 5. – С. 197-201. 
  11. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики / Г.А. Волкова. – СПб., 2018. – 235 с. 
  12. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 2016.– 472 с.
  13. Герасимова, С.П. Развитие лексико- грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / С. П. Герасимова //Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 4-1. – С. 51-54
  14. Глухов, В. П. Использование игровых приемов в логопедической работе по коррекции звукопроизношения у дошкольников / В. П. Глухов // Дефектология. – 2017.– № 4. – С. 37- 42.
  15. Катаева, A.A. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. /A.A. Катаева. – М.: Владос, 2016. – 224 с.
  16. Ковригина, Л. В. Особенности формирования смысловой стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Л.В. Ковригина //Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 8. – С. 52-58.
  17. Ковригина, Л. В. Проблемы диагностики нарушений связной речи у детей с общим недоразвитием речи на современном этапе развития логопедии / Л.В. Ковригина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 6.– С. 15-21
  18. Коноваленко, В. В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приемы: метод, пособие/ В.В. Коновааленко. — М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2016. — 48 с. 
  19. Коротовских, Т.В. Взаимодействие логопеда и семьи старшего дошкольника с общим недоразвитием речи / Т.В. Коротовских //Обучение и воспитание: методики и практика 2014/2015 учебного года: сборник материалов XVIII Международной научно-практической конференции/ Под общ. ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2015. -250 с.
  20. Коротовских, Т.В. Особенности диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи/ Т.В. Коротовских // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XLVIII междунар. науч.-практ. конф. № 1(48). – Новосибирск: СибАК.– 2015.–№ 7. – С.70-76. 
  21. Коррекционная педагогика : учебное пособие для пед. специальностей вузов / И. А. Зайцева.- Ростов-на-Дону : МарТ, 2017. — 304 с.
  22. Левина, Р.Е.Характеристика ОНР у детей / Р.Е.Левина, Н.А.Никашина // Основы теории и практики логопедии. —М.: Просвещение. – 2016.– № 8.– С.67-85.
  23. Пивнева, Ю.В. Игра как фактор формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи / Ю. В. Пивнева // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. VII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7. URL: https://sibac.info//archive/humanities/7.pdf (дата обращения: 01.12.2019)

Описание симптоматики

ЛГНР выражается не в нарушении звукопроизношения, а в недоразвитии лексики и трудностях в усвоении грамматических категорий. Импрессивный словарь резко отстает от нормы, ребенок употребляет в речи слова в неправильном значении. У него возникают сложности с классификацией предметов, он не может подобрать обобщающие слова. Из-за отставания словарного запаса у детей с ЛГНР имеются трудности в понимании речи.

Его фразы и предложения отличаются аграмматичностью. Нарушены нормы согласования в роде, числе и падеже. Преимущественно в речи детей с ЛГНР преобладают существительные, чем прилагательные и глаголы. Дошкольник с трудом или не образует вовсе притяжательные местоимения и прилагательные. В речи практически не используются числительные, наречия, причастия.

Чаще всего такие дети общаются посредством фраз и нераспространенных предложений. Они не используют предлоги и союзы. Их ответы на вопросы не отличаются развернутостью, обычно они односложны. Также у детей с ЛГНР трудности в словообразовании, особенно приставочно-суффиксальным способом.

ЛГНР сказывается и на качестве связной речи. Дошкольник не может самостоятельно составить рассказ или пересказать историю. Дети с такими особенностями речевого развития не составляют рассказы-описания, потому что им сложно подбирать слова, похожие по смыслу. Все это сказывается на потребности ребенка к общению. Если вовремя не скорректировать этот дефект, то это может стать причиной нарушения письменной речи. Успешный выход из ЛГНР зависит от того, насколько рано была начата коррекционная работа.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: