Особенности совместной работы учителя-логопеда и воспитателя по развитию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Значение использования информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе логопеда

Слайд 16Гигиенические нормы и рекомендации при организации занятийЗанятия детей с компьютером проводить

в присутствии педагога

Продолжительность работы на компьютере на развивающих занятиях для детей 5 лет не должна превышать10 мин и для детей 6-7 лет-15 мин

Не использовать компьютер одновременно для занятия двух и более детей, независимо от их возраста

Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже на расстоянии не ближе 50 см

Рекомендуемые дни недели для занятия с компьютером: вторник, среда, четверг-оптимальные, понедельник-допустимый

Рекомендуемая максимальная кратность работы для детей 6 лет- 2 раза в неделю

Занятия с использованием компьютера для детей 5-7 лет следует проводить не более 1 в течение дня и не чаще 3 раз в неделю

Для детей, имеющих хроническую патологию, часто болеющих, продолжительность работы с компьютером должна быть сокращена для детей 5 лет до 7 мин, для детей 6 лет-до 10 мин

Ребенок, носящий очки, должен заниматься в них

После занятий с детьми проводят гимнастику для глаз

Виды арт-терапии в работе логопеда

  • Музыкотерапия. Включает в себя прослушивание различных музыкальных произведений, способствующие релаксации и пробуждению позитивных эмоций;
  • Песочная терапия. Сюда относится работа с песком. Дети в непринужденной форме учатся создавать собственные творения. Занятия помогают выразить свой внутренний мир;
  • Изотерапия. Самая распространенная методика, включающая в себя рисование с использованием ручек, карандашей, красок, в том числе 3D ручки. Последние помогают воплощать собственные произведения в объемной форме.

К дополнительным арт-терапевтическим мероприятиям относится сказкотерапия, фототерапия, а также танцевально-двигательная терапия. Развлекательные подвижные занятия позволяют ребенку выплеснуть отрицательные эмоции и содействуют положительной психокоррекции эмоционального состояния.

Компания АНРО технолоджи предлагает богатый выбор оборудования для реализации инновационных технологий в работе школьного логопеда. У нас вы можете заказать логопедический комплекс «Вундеркинд», который поможет улучшить речевые навыки, «Замок», позволяющий устранить речевые патологии, и многие другие. Все они направлены на эффективную психокоррекцию поведенческих патологий. В комплексе с традиционными средствами обучения они помогают достичь максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей.

ПОСМОТРЕТЬ ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ

Преимущества интеграции информационных технологий

  • Систематизация процесса обучения. Средства ИКТ позволяют логопеду в начальной школе обобщить и проанализировать собранный материал, что помогает значительно повысить качество обучения;
  • Самостоятельная работа. В процессе занятий школьники могут самостоятельно выполнять различные упражнения на компьютере, что позволяет вовлекать их в коррекционный процесс;
  • Привлекательная форма коррекции. Детям легче запомнить какую-либо информацию или что-либо усвоить, когда занятия проходят в игровой и непринужденной форме. Когда ребенок получает одобрение со стороны компьютера в виде разных картинок-призов, он испытывает еще больше положительных эмоций.

Логопед в начальной школе должен в совокупности использовать и традиционную, и инновационную методику обучения. Это позволит повысить продуктивность коррекционно-образовательного процесса, а также снизить риск социальной дезадаптации школьников.

Системный подход с использованием современных прогрессивных методик и информационных технологий — залог успешной коррекции речи детей.

ПЕРЕЙТИ В КАТАЛОГ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ

Слайд 18Литература1.Иванова Е. О роли интереса в приобщении старших дошкольников к компьютеру

// Дошкольное воспитание.-1994.- №112.Моторин В.В. Педагогические приемы формирования компьютерной грамотности дошкольника // Детский сад от А до Я.-2003.-№13.Горвиц Ю. Зачем малышам компьютер //Детский сад от А до Я.-2003.-№14.Новые информационные технологии в дошкольном образовании / под ред. Ю.М. Горвица.- М., 1998.-с. 218-2265. Чайнова Л.Д. Развитие личности ребенка в компьютерно-игровой среде // Детский сад от А до Я.-2003.-№16. Гушлевская Г.С. Организация работы компьютерно-игрового комплекса дошкольного учреждения // Детский сад от А до Я.-2003.-№17. Гаркуша Ю.Ф., Черлина Н.А., Манина Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе. Логопед 2004.- №2-2003.- №18.Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие / И.В.Роберт, С.В.Панюкова, А.А.Кузнецова, А.Ю.Кравцова; под ред. И.В.Роберт-М.:Дрофа, 2008.-312, 8 с.: ил.- (Высшее педагогическое образование)

Слайд 15Использование ИКТ во взаимодействии с педагогами и родителямиТрадиционные формы работы:а) родительские

собрания;б)посещение открытых логопедических занятий;в)индивидуальные беседы и консультации;г)информационные стенды в группеи в кабинете логопеда;д) анкетирование

Современные формы работы с использованием ИКТ:а) с помощью телекоммуникацииобщение учителя-логопеда по электронной почте;использование сайта детского сада;дистанционное общение (общение через скайп-видеозвонок);б) консультативно-методическое сопровождение (буклеты, памятки, обработанные на компьютерном оборудовании);в) электронные информационные рюкзачки (передача информации с помощью переносных накопителей: CD-диск или флеш-накопитель)

Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда.

Любое логопедическое занятие начинается с организационного момента. Тут могут быть использованы загадки, и ребусы, и анаграммы. Посредством решения таких «задачек» у учащихся формируется алгоритм преодоления трудностей.

В основной части логопедического занятия могут быть использованы различные (в зависимости от темы и целей занятия) материалы ИКТ.

Очень удобно для учителя-логопеда создавать и затем использовать в работе занятия-презентации по конкретным темам. Эти презентации включают наглядный материал, схемы слов и предложений, тексты для прочтения, карточки с заданиями, анимированные кроссворды и ребусы, анаграммы и многое другое.

Физкультминутку для учащихся тоже может провести компьютер. На экране монитора появляются схематичные изображения человечков в разных гимнастических позах. Существуют также компьютерные программы-тренажёры для глаз, позволяющие дать отдых глазам ребёнка.

Заключительная часть занятия может в текстовом файле содержать проблемные вопросы по теме занятия (для подведения итогов) или стать поощрением за хорошую работу (любимые компьютерные игры детей).

Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

Внедрение современных компьютерных технологий в логопедическую практику позволяет сделать работу логопеда более продуктивной и эффективной. Компьютерные технологии являются еще одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции ее недостатков. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы учителя-логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия с другими участниками образовательного процесса, что позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы.

Основные преимущества использования ИКТ в работе логопеда:

Развитие связной речи – пересказ (составление) текста с опорой на серию сюжетных картинок. Обучение грамоте – формирование навыков фонематического анализа. Формирование зрительно-пространственных отношений. Работа над звукопроизношением – артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков и букв. Формирование лексико-грамматических категорий – словообразование, словоизменение. Коррекционно-оздоровительное направление – игры на развитие общей, мелкой моторики рук.

«Роль дидактической игры в формировании и развития фонематического недоразвития речи»

Цель: познакомить родителей с
дидактическими играми, направленными на формирование и развитие фонематического
слуха и зрительного восприятия.

— Нас окружает мир, полный
разных удивительных звуков. Все, что мы слышим и все, что произносим – это
звуки. Наша речь, слова, которые каждый из нас произносит, тоже состоят из
звуков. Звуком слово начинается, звуком и заканчивается. В середине слова тоже
звуки. У каждого звука своя буква. Некоторые звуки очень богаты: у них
несколько портретов букв. Есть буквы – загадки: портрет один, а звук совсем
другой. Чтобы во всем разобраться, надо научиться слушать и слышать звуки.

Есть физиологический слух – это
умение слышать звуки окружающего мира: шум ветра, скрип двери, пение птиц,
гудок автомобиля, музыку.

А есть фонематический слух –
это тонкий систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы
родного языка.

Недостаточное развитие
фонематического слуха, тормозит процессу звукообразования у детей, а в
последствии, дети плохо справляются со звуковым анализом и синтезом слов в
школе, что приводит к ошибкам на письме. Дети с нарушением фонематического
восприятия часто искажают в речи даже те звуки, которые отдельно произносят
правильно

При подобных нарушениях речи требуется постоянное внимание и помощь
родителей, педагогов и логопеда. На помощь придет дидактическая игра

Дидактическая игра имеет две
цели: обучающая, которую преследует взрослый и игровая, ради которой действует
ребенок. Это разновидность игр с правилами, специально созданными взрослыми. В
игре детей, прежде всего, увлекает игровое действие, оно стимулирует детскую
активность, вызывает чувство удовлетворения. Незаметно для себя, без особого
напряжения, играя, ребенок выполняет дидактическую задачу. Дидактическая игра
имеет и определенный результат, который является финалом игры, где
подчеркиваются достижения каждого ребенка, а для педагога результатом является
показатель успеха детей в усвоении знаний и умений

Что же такое дидактическая
игра, развивающая фонематический слух ребенка с общим недоразвитием речи? Это
многоплановое, сложное педагогическое явление, одна из форм обучающего
воздействия взрослого на ребенка, это основной вид деятельности детей.
Дидактическая игра имеет две цели: обучающая, которую преследует взрослый и
игровая, ради которой действует ребенок. Это разновидность игр с правилами,
специально созданными взрослыми.

Дидактическая игра имеет
определенную структуру: дидактическая задача, решая которую в занимательной
форме, дети достигают положительного результата, игровое действие – основа
игры, является рисунком сюжета игры, правило, которое помогает управлять
воспитательно-образовательным процессом. В игре детей, прежде всего, увлекает
игровое действие, оно стимулирует детскую активность, вызывает чувство
удовлетворения. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, ребенок
выполняет дидактическую задачу. Дидактическая игра имеет и определенный
результат, который является финалом игры, где подчеркиваются достижения каждого
ребенка, а для педагога результатом является показатель успеха детей в усвоении
знаний и умений.

Средства ИКТ в коррекционно-развивающей работе

Аудиопрограммы. Незаменимы для формирования чувства ритма, слухового внимания, памяти;
Мультимедийные презентации. Позволяют наиболее продуктивно организовывать и проводить индивидуальные и групповые занятия с детьми младших классов;
Готовые интерактивные программы. Содействуют эффективной коррекции навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка

С их помощью легко удерживать внимание ребенка на протяжении всего занятия.

Современный кабинет логопеда в школе должен быть оснащен интерактивными устройствами, позволяющими в игровой форме развивать в детях интеллектуально-творческий потенциал. Внедрение компьютерных технологий в структуру традиционного индивидуального логопедического занятия является неотъемлемой составляющей успешного обучения.

Актуальность применения ИКТ учителем логопедом в школе

  • Повышение интереса к занятиям. Учебная практика показывает, что ни высокий уровень подготовки логопеда, ни его профессионализм и стаж не способны мотивировать ребенка, побудить его учиться и развиваться;
  • Индивидуализация обучения. Специальные обучающие компьютерные программы помогают подобрать для каждого ребенка индивидуальную стратегию, которая будет позитивно сказываться на формировании необходимых навыков.

Информационные технологии — важная составляющая успешного совершенствования речи у детей в ДОУ и школах. В соответствии с ФГОС, школа, где работает логопед, должна быть оснащена прогрессивными интерактивными устройствами. С их помощью педагог сможет вовлекать школьников в учебный процесс, что позволит достичь более действенных результатов.

Слайд 13Преимущество ИКТ в логопедической практикедля учителя-логопедадля детейдля педагоговдля родителей1.удовлетворенность собственной деятельностью;2.расширение

педагогических контактов;3.наглядная демонстрация деятельности учителя-логопеда;4.средство самообразования;5.экономия временных ресурсов

1.полисенсорное воздействие;2.использование современной игровой формы;3.формирование стойкой мотивации произвольных познавательных интересов;4.повышение самооценки ребенка;5.активность познавательной деятельности детей

1.положительный психологический климат между логопедом и воспитателями;2.заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;3.качественная организация системы повышения квалификации

1.активная работа с родителями;2.повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка;3.более тесное взаимодействие с родителями

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: