Абрамовой людмилы ивановны

Инновационные технологии в логопедии: обзор, кейсы

Слайд 23 ФОРМИРОВАНИЕ АРТИКУЛЯТОРНОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ Содержание коррекционно-логопедической работы в ходе преодоления артикуляторных

трудностей основывается на закономерностях формирования движений в онтогенезе (Н.П.Бернштейн, 1960, В.А. Ковшиков, 1985, М.Е.Хватцев, 1959). Двигательная сфера формируется в направлениях: от общей моторики к мелкой, позже к артикуляционной;от общих движений тела (пантомимы) через движения мышц лица (мимику), далее к артикуляционным движениям;от диффузных движений к дифференцированным (изолированным, чистым, тонким целенаправленным движениям); от элементарной дифференциации движений к постепенно усложняющейся их дифференциации;от освоения отдельных элементов артикуляции к артикуляционному укладу; от освоения изолированного произношения звука к освоению артикуляторного уклада определенного звука в различных языковых единицах (словах, фразах, текстах), используемых в непрерывном речевом потоке.

Логопедический массаж

Это активная процедура механического воздействия, целью которой является коррекция разнообразных речевых расстройств (дизартрий, алалий и других). Массаж помогает укрепить и расслабить артикуляционные мышцы, улучшает кинестетическое восприятие, стимулирует мышечные ощущения.

Основные виды логопедического массажа:

  • ручной (классический);
  • аппаратный (с помощью вакуумных, вибрационных приборов);
  • точечный (воздействие на биологически активные точки);
  • самомассаж (ребенок выполняет процедуру самостоятельно).

Также есть массаж зондами, камнями, травяными мешочками, каштанами.

Показания:

  • короткая подъязычная уздечка (как причина возникновения дислалий);
  • ринолалия;
  • непроизвольное слюноотделение;
  • нарушения голоса;
  • алалия;
  • дисграфия;
  • нарушение тонуса мышц, принимающих участие в артикуляции;
  • заикание невротической природы;
  • отсутствие четкого произношения.

На полный курс необходимо 10-20 сеансов, иногда больше. Продолжительность сеанса определяется психоэмоциональным состоянием ребенка (наличием или отсутствием страха, нервного напряжения). Среднее время процедуры – 5-6 минут.

Достоинства процедуры:

  • возможность выполнения в домашних условиях;
  • простота и безболезненность;
  • положительное влияние на нервную и мышечную систему;
  • повышение эластичности мышечных волокон;
  • улучшение функции сосудов;
  • нормализация речевого дыхания;
  • снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (судороги, гиперкинезы);
  • увеличение амплитуды артикуляционных движений.

Противопоказания:

  • вирусные заболевания;
  • стоматиты, гингивиты;
  • конъюнктивиты;
  • кожные болезни.

Слайд 2Наиболее актуальными проблемами современной логопедии являются следующие:1. Унификация категориального аппарата.2. Углубленное

изучение механизмов (в том числе и психолингвистических) и методов коррекции нарушений речевой деятельности.3. Научно обоснованное соотношение нозологического (клинико-педагогического) и симптомологического (психолого-педагогического) подхода в логопедической теории и практике и в разработке номенклатурных документов.4. Изучение онтогенеза речи при различных формах речевых расстройств.5. Изучение особенностей речевых нарушений и их устранения при осложненных дефектах развития.6. Ранние профилактика, выявление и устранение речевых нарушений.7. Совершенствование теории и практики дифференциальной диагностики различных форм нарушений речи.

Песочная терапия

Данный способ развивает эмоционально-волевую сферу и способствует качественной коррекции речи. Терапию песком предложил Карл Густав Юнг, основатель аналитической терапии. Она помогает совершенствовать умения и навыки практического общения с использованием вербальных и невербальных средств. В процессе занятий раскрывается индивидуальность, разрешаются психологические затруднения. Кроме того, песочная терапия развивает образное мышление, связную речь, познавательные функции, обогащает словарный запас.

Игры с песком используются как при индивидуальной работе, так и в группах. Условно можно выделить три вида занятий:

  1. Обучающие. Они развивают тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук, помогают в обучении ряда навыков (счета, письма, чтения).
  2. Проективные. Способствуют развитию фантазии и творческого начала.
  3. Познавательные. Учат многообразию окружающего мира.

Чтобы организовать процесс необходимо несколько вещей:

  • чистый, просеянный песок (не слишком мелкий, и не слишком крупный);
  • песочница (водонепроницаемый деревянный ящик);
  • миниатюрные фигурки (люди, животные, растения, транспорт, природный материал и многие другие);
  • вода.

Варианты игр:

  • создание отпечатков кулачков, ладоней;
  • поочередное сжимание и разжимание пальцев, погруженных в песок;
  • скольжение ладонями по песку (круговые, зигзагообразные движения);
  • рисование всевозможных узоров на поверхности песка;
  • закапывание предметов в песок с последующим его сдуванием для обнаружения спрятанного.

Преимущества метода:

  • работа с природным материалом, обладающим собственной положительной энергетикой;
  • активизация чувствительных нервных окончаний на кончиках пальцев;
  • снятие мышечного, психоэмоционального напряжения ребенка;
  • совершенствование зрительно-пространственной ориентировки;
  • развитие моторики рук.

Противопоказания:

  • кожные болезни;
  • повреждения на руках (царапины, порезы, ссадины);
  • наличие бронхиальной астмы или аллергии на пыль;
  • повышенная тревожность ребенка.

Логоритмика

Это современная логопедическая технология, которая представляет собой комплекс музыкально-речевых, речедвигательных и музыкально-двигательных упражнений. Занятия проводит учитель-логопед в школе или доу (дошкольном образовательном учреждении).

В результате занятий дети учатся переключаться с одного вида деятельности на другой, выразительно двигаться, развивать творческие способности. У них развивается выносливость, сила, ловкость, чувство равновесия. Также происходит тренировка и укрепление мышц, формируется красивая осанка.

Логоритимика помогает успокаивать активных детей и подбодряет медлительных.

Варианты занятий:

  • танцы, пение;
  • игры на музыкальных инструментах;
  • сочетание пения и дыхательных упражнений;
  • игры со звукоподражанием;
  • чистоговорки;
  • пение и ходьба в разных направлениях.

Логоритмика необходима в следующих случаях:

  • в период интенсивного формирования речи;
  • дизартрии;
  • недостаточно развитая моторика и координация движений;
  • чересчур быстрая или медленная прерывистая речь;
  • заикание.

Технология коррекции звукопроизношения

Устранение неправильного речевого произношения предполагает поэтапную логопедическую терапию. Она реализуется в следующей последовательности:

  1. Подготовительная работа. Она состоит в подготовке речезвукового и речеслухового анализаторов к коррекционному воздействию, верному восприятию звуков и постановке правильного произношения.
  2. Постановка звука и его автоматизация. Логопед применяет упражнения, ориентированные на правильное произношение конкретного звука и доведение верности его произношения в обычной речи до автоматизма. Кроме того, здесь же, реализуется формирование навыков различения смешанных звуков и их верного произношения, а также правильного использования в речи.
  3. Формирование коммуникативных навыков. Происходит применение разных методик и технологий, ориентированных на формирование навыков использования конкретного звука в речи, умения строить успешные коммуникативные связи.

Слайд 56В процессе коррекционной работы по формированию воздушной струи важно придерживаться следующих

методических рекомендаций

Упражнения проводятся в хорошо проветренном помещении.• Лучше выполнять упражнения стоя, при свободном положении тела в пространстве. Грудная клетка расправлена

Следить за осанкой.• Обращается внимание на то, чтобы ребенок производил вдох глубоко и спокойно, через нос. Выдох через рот должен быть легким, плавным, длительным, экономным, без напряжения.• Следить за точностью направления воздушной струи.• Кратковременность упражнений (от 30 секунд до 1,5 минут)

Гипервентиляция легких ведет к обильному снабжению коры головного мозга кислородом, вследствие чего может возникнуть головокружение. • Дозированность количества и темпа упражнений. Интенсивное дутье проводится не более 5 раз за 1 прием, в течение нескольких секунд.• Нельзя надувать щеки.• Выдыхаемый воздух не задерживать. Можно придерживать щеки руками для использования тактильного контроля.• На начальных этапах можно использовать зеркало для привлечения зрительного контроля.• Контроль, за выдыхаемой струей воздуха, осуществляется с помощью ватки, поднесенной ко рту ребенка: если упражнение выполняется правильно, ватка будет отклоняться.• Упражнения могут выполняться под счет.

Слайд 61Формирование правильного звукопроизношения. Порой не так трудно поставить ребенку звук, как

автоматизировать и ввести его в речь. Как правило, ребенок сможет свободно употреблять поставленный звук только после повторения этого слова от семидесяти до девяноста раз.Но механическое многократное повторение одного и того же слова утомляет детей, не стимулирует к самостоятельному его употреблению.Как указывает Е.Ф.Архипова, этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном по сложности лингвистическом материале до полного упрочнения навыка. Разработкой способов и этапов автоматизации звуков занимались М.Е.Хватцев, М.Ф.Фомичева, Г.В.Гуровец, С.И.Маевская и другие. И.А. Смирнова отмечает, что логопед должен формировать у ребенка мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной работы, дающие стабильные результаты. И это необходимо делать легко, непринужденно, в игровой форме, заинтересовывая ребенка.

Пальчиковая гимнастика

Она очень эффективна для развития речи. Когда дети занимаются и ритмично двигают пальчиками, то у них активизируются речевые центры головного мозга. При этом малыши дополнительно учатся концентрации внимания и правильному его распределению.

Также пальчиковые игры хорошо тренируют память, ведь необходимо запоминать стихи и определенную последовательность движений пальцев. Последние становятся гибкими, подвижными и сильными. Это поможет быстрее освоить навык письма в будущем.

Пальчиковой гимнастикой можно начинать заниматься с полугодовалого возраста. Ежедневно следует выделять на нее хотя бы пять минут.

Логопедический и пальцевый массаж

Логопедический массаж — активный метод механического воздействия. С помощью него логопед изменяет тонус мышц, состояние нервов и кровеносных сосудов речевого аппарата ребенка. Он применяется в тех случаях, когда наблюдается повышенное или пониженное напряжение мышц, приводящее к нарушению речи.

Массаж способствует улучшению произносительной стороны речи

Важно использовать его на начальных этапах работы. Этот метод помогает сформировать у ребенка умение выполнять движения, необходимые для произнесения звуков, когда он не умеет выполнять их сам

Детям, которые учатся писать, часто рекомендуют делать массаж рук. Пальцевый массаж вызывает приток крови к конечностям, нормализует тонус мышц, что поможет ребенку овладеть письмом.

Слайд 46ФОРМИРОВАНИЕ ВОЗДУШНОЙ СТРУИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ Развитие речевого дыхания у

ребенка в онтогенезе происходит одновременно с развитием речи и завершается примерно к 10 годам. «Речевое дыхание представляет собой систему произвольных психомоторных реакций, тесно связанных с производством устной речи» Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работа по воспитанию воздушной струи начинается на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики

Понятие и практическое значение логопедических технологий

Определение 1

Логопедическая технология – это комплекс различных упражнений, реализуемых в определенной последовательности и ориентированных на устранение или сглаживание разнообразных дефектов речи ребенка.

Современная логопедия ищет новые способы коррекции речевых дефектов ребенка и создания условий для обучения и развития детей разных возрастных групп и разного уровня развития.

Как правило, логопедия занимается коррекцией речевых дефектов детей, имеющих особые образовательные потребности. При этом, речевой дефект может быть, как первичным отклонением, так и вторичным, являющемся следствием иного нарушения функционирования детского организма.

Развитие речи имеет важное значение для нормального обучения и развития ребенка, его социального становления, самореализации и самоутверждения. Если ребенок не владеет полноценной речью, то у него могут возникнуть трудности, как в обучении, так и в построении коммуникативных связей со сверстниками, а это, в свою очередь, ведет к развитию психических проблем, дисгармонии, эмоциональным нарушениям

Поэтому, логопедия играет важную роль не только в речевом развитии ребенка, но в его общем эмоциональном, психическом, интеллектуальном развитии.

Современная логопедия богата огромным разнообразием как традиционных, так и нетрадиционных технологий. Их использование в логопедической практике способствует:

  • Повышению внимания, улучшению восприятия и памяти.
  • Повышению обучаемости.
  • Развитию навыков видения, слышания и рассуждения.
  • Устранению проблем поведения и борьба с психологическими трудностями.
  • Улучшению моторных функций организма.
  • Активизации речевой активности.
  • Снятию эмоционального напряжения.
  • Формированию навыков правильного и осмысленного чтения.
  • Развитию социальной адаптации и ее укреплению.

Речевая функция является важнейшей психической функцией организма. Она способствует активизации познавательной деятельности, развивает мышление и логику.

Замечание 1

Логопедия, как наука имеет важное теоретическое и практическое значение, которое определяется социальной сущностью языка, речи, взаимосвязью речевого развития и мышления

Локальная гипер — и гипотермия

Данный способ создан и разработан Всесоюзным научно-методическим центром по лечению ДЦП. Он является одним из направлений криомедицины, в котором используется лечебный фактор холодового воздействия на ткани и органы. Методика корректирует мышечный тонус, нормализует мышечные реакции. Для ее проведения требуются теплая вода и лед.

Есть несколько вариантов воздействия:

  • поочередное использование теплового и холодового факторов;
  • сначала гипотермия, потом гипертермия;
  • только гипертермия;
  • только гипотермия.

Показания:

  • повышенное слюноотделение;
  • синкинезии;
  • артикуляционные апраксии;
  • некоторые формы ДЦП (гиперкинетическая, гемипаретическая).

Противопоказания к процедуре:

  • эпилепсия;
  • ОРВИ;
  • заболевания ЛОР-органов;
  • холодовая аллергия.

Сказкотерапия

Методика является отдельной ветвью психотерапии, впервые появилась в Санкт-Петербурге. Она заключается в использовании сказочной формы для речевого развития личности, расширения сознания и улучшения взаимодействия через речь.

В сказкотерапии подразумевается использование не столько уже придуманных историй, сколько создание новых.

Типы сказок:

  1. Медитативная.
  2. Психотерапевтическая.
  3. Психокоррекционная.
  4. Психологическая.
  5. Дидактическая.

Перечень коррекционных задач сказкотерапии:

  • взаимосвязь моторного, слухового и зрительного анализаторов;
  • эффективная игровая мотивация детской речи;
  • усовершенствование звуковой речи;
  • усовершенствование лексико-грамматических языковых средств;
  • создание коммуникативной направленности всех детских высказываний.

Методы сказкотерапии:

  • рисование сказок;
  • создание кукол;
  • рассказывание и сочинительство.

Телесноориентированные техники

Задача телесно-ориентированных техник — активизировать нужные зоны коры головного мозга для оздоровления организма через прикосновение к некоторым участкам тела. Эти логопедические новые методы коррекции были заимствованы из психотерапии.

Психотерапевты установили, что через прикосновение можно передать информацию человеку, оно помогает лучше чувствовать свое тело, в том числе и речевой аппарат. Воздействуя на мышцы, логопед привлекает внутренние ресурсы для оздоровления. На занятиях можно сформировать у ребенка навыки психофизической релаксации для контроля своего состояния дома.

Этот метод используется в начале занятия для того, чтобы настроить ребенка на хорошую работу, а также привлечь внутренние ресурсы организма для исправления речевого нарушения.

Кинезиологические упражнения

Кинезиология — наука о развитии умственных способностей и формировании физического здоровья через систему специальных упражнений для рук. Специалисты считают, что большую часть коры полушарий головного мозга занимают клетки, связанный с деятельностью кистей рук.

Кинезиологические упражнения помогут логопеду провести работу по развитию мышления, памяти, внимания ребенка на любом этапе работы. Комплекс движений подбирается с учетом связи зоны головного мозга с участком тела и индивидуальных особенностей ребенка. Часто эти упражнения рекомендуют выполнять дома, так как при ежедневном выполнении техника позволит достичь лучшего эффекта.

Традиционные и нетрадиционные технологии логопедии

Все технологии, используемые в коррекционной логопедической практике, можно подразделить на две группы:

  • Традиционные технологии. Сюда относятся логопедические технологии, применяемые в коррекции речевых дефектов с момента становления дефектологии и логопедии. К ним относятся: технология логопедического обследования, технология коррекции звукопроизношения, технология постановки речевого дыхания при разных отклонениях в произношении, технология коррекции голосового произношения, технология постановки интонации и темпа речи, технология постановки ритмики речи, технология формирования лексико-грамматической стороны речи, технология проведения логопедического массажа.

    Рисунок 1. Традиционные технологии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

  • Современные технологии. Они относятся к нетрадиционным методикам коррекционного воздействия на речь. К ним относится: гидромассаж и гидрогимнастика, технология нейропсихологической направленности, кинезиотерапия или коррекция речи двигательными упражнениями, Суджок-терапия или коррекция речевых дефектов, посредством применения семян, фитотерапия или лечения чаями и травами, дыхательная гимнастика, разнородный массаж, иглоукалывание, ароматерапия, музыкотерапия, цветотерапия, лечение песком, камнями, куклами, сказками, технология использования моделей и символов.

    Рисунок 2. Современные технологии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Современное общество активно использует разнообразные мультимедийные средства и технологии в различных направлениях деятельности. Логопедия не исключение. Любые логопедические технологии могут быть дополнены мультимедийными средствами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: