Как развивать мелкую моторику рук у ребенка

Развитие мелкой моторики

Новости Севастополя

  • В Севастополе во время кровельных работ доски с гвоздями сбрасывают у детской площадки

  • В Севастополе отчаялись сдавать усадьбу за 2 миллиона в месяц

  • Заброшки-ОКН в центре Севастополя привлекают нелегалов и маргиналов

  • В Севастополе транспортный ГУП хотел отсудить деньги у пенсионера

  • В Севастополе оставленную на ремонт машину нашли в металлоломе

  • В Севастополе почтили память экипажа первой погибшей подводной лодки ЧФ

  • У здания бывшего ЦКБ «Черноморец» в Севастополе была альтернатива

  • В Севастополе благоустроят популярную у туристов часть Фиолента

  • Мошенницу в Севастополе осудили за торговлю квартирами в воздушных замках

  • В Севастополе уже год не могут заделать яму на тротуаре у Графской пристани

Метки

Метеочувствительность
Питание
ИФА
вакцинация
гормоны
медицина
ангелы
красота
аминокислоты
мозг
Материнство
грыжа живота
с бодрым утром
ожирение
Сон
зарядка
Гипертония
молоко
сердце
ВИЧ
проктолог
школьники
холестерин
женское здоровье
грипп
бесплатно
вирус
ногти
международный день
паллиативная помощь
экспресс-тест
ПЦР
БАДы
хоспис
польза и вред
анализы
ковид
эволюция
стресс
ортопедия
биполярное расстройство
бактерии
здоровое питание
Спорт
солнечные дети
острый перец
витамины
инфекции
здоровье
масло
кардиология
иммунитет
онкология
диагностика
зрение
еда
рейтинг
больницы
молодость
детская поликлиника
коронавирус
дети
туберкулез
день здоровья
протезирование
морщины
лор
Рассеянный склероз
лечение
мороз
погода
аллергия
стоматология
Материнство и Детство
Севастополь
прививка
рак
панкреатит
мужчины
выставка
мужское здоровье
артериальное давление
бессонница
льготы
переохлаждение
COVID-19
антитела
лекарства
РАС
искуство
Беременность
профилактика
диабет
акушерство
конъюнктивит
аутизм
СПИД
синдром Дауна

зож
статистика

С какого возраста можно заниматься развитием мелкой моторики?

Развитие мелкой моторики начинается с самого раннего детства. Уже с первых месяцев жизни малыши начинают активно исследовать мир вокруг себя, используя свои ручки и пальчики. Поэтому занятия по развитию мелкой моторики могут проводиться с самого рождения.

Развитие мелкой моторики детей до 1 года

С самого рождения нужно уделять внимание развитию мелкой моторики ребенка. Для малышей с рождения и до года подходят самые простые пальчиковые игры

Например, всем известная «сорока-белобока». Играйте в такие игры с ребенком каждый день, это способствует укреплению вашей эмоциональной связи и постепенному развитию мелкой моторики.

Приобретите массажный мячик и катайте его по ладошкам ребенка каждый день. Подойдет также Су Джок терапия. Этот метод включает стимуляцию определенных точек на руках и ногах, что помогает улучшить координацию движений пальцев. Нажимая на определенные точки, мы стимулируем развитие речи и мелкой моторики ребенка.

Регулярно делайте массаж пальчиков ребенка самостоятельно — растирайте ладошки своими руками, сгибайте и разгибайте пальчики, разминайте подушечки.

Рисование пальчиковыми красками — отличный вариант для развития мелкой моторики у самых маленьких. Рисовать карандашами, кисточками, фломастерами они пока не могут в силу возраста, а вот окунать пальцы в краску и рисовать на ватмане — это увлекательно и полезно!

Подходит игра с кубиками. Учите ребенка строить из кубиков пирамидки.

Мелкая моторика детей в возрасте от 1 года до 3 лет

В возрасте 1-3 года дети уже постепенно перестают тянуть все в рот, проблема случайного проглатывания мелких предметов уходит на второй план. А значит, появляется еще больше инструментов для развития мелкой моторики ребенка.

После года позволяйте ребенку играть с песком. Летом ходите на детские площадки и играйте в песочнице. пусть ребенок работает лопаткой, граблями, строит куличики. Приобретите набор кинетического песка для игр дома, а также различные формочки, чтобы играть было интереснее.

Разрешайте ребенку играть с мелкими предметами под вашим присмотром. Вместе перебирайте гречку. Дайте ему старые бабушкины пуговицы, пусть перебирает. Для малыша это увлекательно и полезно для его развития.

Лепите вместе с ребенком из пластилина. Дети очень любят воздушный пластилин, который застывает на воздухе — так можно создавать различные фигурки и формы. Малыши любят играть со слаймом, он тоже стимулирует развитие мелкой моторики рук.

В возрасте 1-3 года дети проявляют интерес к рисованию. Постепенно ребенка можно можно учить пользоваться кистью, карандашом, фломастером, ручкой.

Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика все еще актуальна для малышей. Усложняйте игры, учите стихи!

Мелкая моторика детей в возрасте от 3 до 5 лет

После 3 лет приходит время постепенно готовить детскую ручку к письму. Много рисуйте, делайте вместе поделки. Дайте ребенку детские безопасные ножницы, чтобы он мог вырезать. Купите раскраски и прописи, в которых по пунктиру нужно обводить фигуры.

Вместе собирайте паззлы. Играйте со шнуровками — так вы потихоньку научите ребенка завязывать шнурки. Полезны игры с конструктором — это развивает у ребенка усидчивость, концентрацию и пространственное воображение.

Мелкая моторика детей в возрасте от 5 до 7 лет

5-7 лет — возраст, когда дети активно готовятся к поступлению в школу. В этом возрасте уже пора освоить ручку и карандаш. Дети уже не просто рисуют или раскрашивают, а пишут печатные или прописные буквы.

В качестве методов развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста используются конструкторы, паззлы, лепка из пластилина, создание сложных поделок, завязывание шнурков, рисование.

Девочки этого возраста обожают наборы для создания украшений — в них входят мелкие бусины и специальная резинка. Можно самим делать браслеты и бусы.

На маркетплейсах можно найти множество наборов для творчества для мальчиков и девочек, которые подразумевают работу пальчиками с мелкими предметами. Например, аквамозаика, в которой с помощью пинцета нужно укладывать на специальную форму мелкие бусинки, чтобы получались фигуры и картинки.

Развитие мелкой моторики у детей играет важную роль в их обучении, повседневной жизни и социальной адаптации

Важно уделять внимание мелкой моторике ребенка в любом возрасте, начиная с рождения. С возрастом усложняйте игры, используйте все более мелкие предметы

От 2 – 3 лет: творческие занятия на мелкую моторику

Игры с бумагой. Сначала малышу будет трудно даже просто рвать бумагу, но в чем в чем, а в навыках разрушения малыш прогрессирует быстрее всего. Поэтому следующей игрой с бумагой будет вырезание ножницами. Обычно этот навык дети осваивают от 3 до 4 лет. Конечно, это должны быть легкие и эргономичные детские ножницы, с короткими лезвиями и удобными прорезиненными кольцами для пальчиков. Можно сделать аппликацию бабушке к ее дню рождения: такой достойный повод придаст малышу силы, а его деятельности — смысл. Оригами — самый сложный вариант игры с бумагой, этот навык дети начинают осваивать в возрасте 4 – 6 лет.

Пальчиковый театр

Вырабатываем ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Развиваем речь

А главное — играем и общаемся!

Как распознать одаренного ребенка?

Американский исследователь, профессор Эллен Виннер объясняет, что всех одаренных детей, вне зависимости от вида одаренности (интеллект, спорт, творчество), отличает три признака: они опережают своих сверстников в развитии и быстрее учатся, они креативны и упрямо делают все по-своему (маршируют в своем ритме), они обнаруживают сильнейший интерес и мотивацию в той сфере, в которой одарены.

Особенностью жизни одаренных детей является их высокая загруженность в самом раннем возрасте: как правило, вундеркинды посвящают много времени оттачиванию своего мастерства, часто у них есть строгие наставники в лице родителей или учителей. Некоторые одаренные дети могут проявить свои таланты и без интенсивных тренировок и помощи взрослых, но это редкость. Несмотря на то, что мы знаем множество деталей о ранних годах жизни гениев и можем вычленить какие-то общие закономерности, у нас, тем не менее, нет технологии, которая могла бы сделать из обычного ребенка вундеркинда. Никакие методики развития не могут дать такой результат

Важно понимать, что обычный ребенок не в состоянии выдержать тот объем тренировок (может впасть в депрессию, заболеть), который выдерживают одаренные дети. Дело в том, что вундеркиндам свойственно ощущение потока во время многочасовых занятий предметом, к которому у них есть склонность, они черпают энергию от тренировок, очень быстро продвигаются вперед и не устают так, как их обычные сверстники. Быть одаренным ребенком непросто

Это не только подарок судьбы, но и тяжелая ноша. Как правило, одаренные дети испытывают сложности в социальной сфере и страдают от одиночества. И дело вовсе не в том, что у них отсутствуют коммуникативные способности. Вундеркинды слишком сильно выделяются на фоне своих сверстников, в детском коллективе их часто воспринимают как «чужаков». Ситуация усугубляется тем, что талантливым детям трудно найти товарища «по уму» и интересам в обычной школьной среде, в итоге они остаются без удовлетворяющего их общения практически в течение всех детских лет вплоть до старших классов, когда уже поступают в специализированные классы, которые есть во многих школах, и находят похожих на себя друзей

Быть одаренным ребенком непросто. Это не только подарок судьбы, но и тяжелая ноша. Как правило, одаренные дети испытывают сложности в социальной сфере и страдают от одиночества. И дело вовсе не в том, что у них отсутствуют коммуникативные способности. Вундеркинды слишком сильно выделяются на фоне своих сверстников, в детском коллективе их часто воспринимают как «чужаков». Ситуация усугубляется тем, что талантливым детям трудно найти товарища «по уму» и интересам в обычной школьной среде, в итоге они остаются без удовлетворяющего их общения практически в течение всех детских лет вплоть до старших классов, когда уже поступают в специализированные классы, которые есть во многих школах, и находят похожих на себя друзей.

Окружающие ждут от одаренных детей выдающихся достижений во взрослом возрасте. Но так происходит далеко не всегда, что приводит к тяжелым психологическим переживаниям. Эллен Виннер отмечает, что лишь незначительное количество одаренных детей, повзрослев, становятся гениями: чаще всего они могут претендовать лишь на то, чтобы быть хорошими специалистами в какой-то области и не более.

Вы все еще хотите сделать из своего ребенка вундеркинда?

Игры и упражнения

Для детей 2 – 3 лет

Обведи и раскрась

Исходя из возраста, можно предложить ребенку раскраску, где сначала нужно обвести рисунок по пунктирным линиям, а затем раскрасить.

Пазлы

Игры в пазлы помогают ребенку развить образное и логическое мышление, внимание. Он учится воспринимать и различать отдельные элементы по форме, размерам, цветам, а также в процессе тренируется мелкая моторика

Выбирайте пазлы, ориентируясь на возраст ребенка. Для детей трех лет нужно выбирать простые картинки с крупными деталями.

Рисование на песке

Можно купить специальную доску с песком, а можно сделать более простой вариант взяв обычный поднос и речной/морской песок. Предварительного просейте его через сито, чтобы убрать острые предметы, осколки от ракушек и высыпьте на поднос с высокими краями. Сначала покажите малышу сами, как рисовать его пальцем. А потом попросите его самостоятельно изобразить простые фигуры: круг, треугольник, квадрат.

Для детей 4 – 5 лет

Лепка

Для этого занятия можно взять тесто, глину или пластилин. Пусть ребенок самостоятельно разогреет и разомнет материал, а затем начинает лепку с простых фигур: шарики и колбаски. По мере взросления можно пробовать лепить уже более сложные изделия. Также с помощью пластилина можно делать целые картины на листах бумаги.

Вырезаем и клеим

Сначала пусть ребенок учится вырезать из обычных белых листов, потом из цветной бумаги, а потом – из картона. Задача показать малышу, как правильно должны располагаться ножницы в руках, чтобы аккуратно вырезать фигуру, не нарушая контур. С каждым разом можно усложнять задачу, двигаясь от вырезания обычных кругов к элементам, которые потом нужно будет склеить между собой, чтобы получилась поделка.

Для детей 6 лет

Подойдут обучающие материалы, чтобы не только развить мелкую моторику, подготовить руку к письму, но и выработать красивый почерк.

Мы точно знаем, что научить дошкольников и школьников красиво писать можно за 4 простых шага:

  1. Поработать над мелкой моторикой с помощью специальных упражнений, разработанными педагогами.
  2. Научиться правильно сидеть, чтобы письмо не утомляло и доставляло удовольствие.
  3. Научиться правильно держать ручку.
  4. Регулярно оттачивать навык письма по нашим авторским прописям.

Главное, все занятия нужно проводить в игровой форме и соблюдать регулярность, тогда и результат не заставит себя долго ждать.

Вперед! Навстречу к знаниям и приключениям!

Метки

МетеочувствительностьПитаниеИФАвакцинациягормонымедицинаангелыкрасотааминокислотымозгМатеринствогрыжа животас бодрым утроможирениеСонзарядкаГипертониямолокосердцеВИЧпроктологшкольникихолестеринженское здоровьегриппбесплатновирусногтимеждународный деньпаллиативная помощьэкспресс-тестПЦРБАДыхосписпольза и вреданализыковидэволюциястрессортопедиябиполярное расстройствобактерииздоровое питаниеСпортсолнечные детиострый перецвитаминыинфекцииздоровьемаслокардиологияиммунитетонкологиядиагностиказрениеедарейтингбольницымолодостьдетская поликлиникакоронавирусдетитуберкулездень здоровьяпротезированиеморщинылорРассеянный склерозлечениеморозпогодааллергиястоматологияМатеринство и ДетствоСевастопольпрививкаракпанкреатитмужчинывыставкамужское здоровьеартериальное давлениебессонницальготыпереохлаждениеCOVID-19антителалекарстваРАСискуствоБеременностьпрофилактикадиабетакушерствоконъюнктивитаутизмСПИДсиндром Дауназожстатистика

Польза развития мелкой моторики для детей

За что отвечает мелкая моторика в детском возрасте и почему так важно ее развивать? Мелкие движения лежат в основе большинства бытовых умений, творчества в любом его проявлении и правописания. Мнение специалиста

Мнение специалиста

Многочисленные научные исследования также доказывают взаимосвязь между тонкими движениями пальцев рук и развитием речи ребенка. Это связано с особенностями строения головного мозга человека, речевые зоны которого созревают под влиянием импульсов, поступающих при мелких и точных движениях. Таким образом, по мере созревания двигательной функции рук совершенствуется способность ребенка разговаривать.

На что еще может положительно влиять мелкая моторика:

воображение,
мышление,
внимание,
память,
усидчивость.

Детская моторика развивается поэтапно: иногда процессы ее усовершенствования протекают постепенно, иногда — скачкообразно. В вопросах развития мелкой моторики существуют условные возрастные нормы. Однако не стоит забывать, что каждый ребенок уникален и развитие его моторных навыков может также идти по индивидуальному графику, как и развитие других физиологических процессов, навыков и умений.

Что такое мелкая моторика

Простыми словами мелкая моторика – это движения с использованием кистей и пальцев рук. С точки зрения научного определения пальцев ног это тоже касается.

Развитие мелкой моторики у детей прослеживается в раннем возрасте, когда младенец только-только пытается взять пальчиками игрушку. Сначала развиваются кисти, затем более четкими становятся движения пальцев рук – все это предпосылки к формированию речи.

Развивать мелкую моторику у ребенка нужно для того, чтобы движения рук были более четкими, так как от этого напрямую зависит формирование и развитие в головном мозге речевых центров. Поскольку речевые и моторные центры располагаются близко друг к другу. Кроме речи, мелкая моторика способствует развитию памяти, мышления, воображения и ориентации в пространстве.

Особенности развития

Хорошо развитая мелкая моторика не передается по наследству. Огромную роль здесь играют родители и педагоги, занимаясь с малышом с самого раннего детства. Впервые об этом упомянул ученый И. В. Сеченов. Позднее на эту гипотезу стали опираться другие ученые в области развития мозга.

Почему этому вопросу уделяется столько внимания? Потому что мелкая моторика лежит в основе развития всех навыков и умений:

  • развитие речи в раннем возрасте;
  • навыки движений руками: игра, рисование, лепка, конструирование;
  • умение самостоятельно себя обслуживать: есть, одеваться, мыться;
  • подготовка к школьному обучению.

В каком возрасте начать заниматься развитием мелкой моторики

С первых дней жизни неврологи рекомендуют мамам делать с малышом гимнастику: двигать ручками, ножками, вкладывать свой палец в его ладошку, выполнять разные поглаживания, переворачивать и пр. Все эти упражнения стимулируют развитие коры головного мозга до тех пор, пока младенец не научится базовым движениям сам.

До восьми месяцев у детей укрепляются мышцы, развивается координация, поэтому полноценные упражнения и игры на развитие мелкой моторики рук стоит начинать примерно к году. Тогда малыш уже умеет сидеть, активно интересуется окружающим миром, ползает, берет в руки игрушки. В этот период можно начинать пробовать перебирание мелких предметов (обязательно под присмотром), играть с песком, практиковать пальчиковые игры.

Подведем итоги: в каком возрасте начинать активное развитие моторики рук? Однозначного ответа нет. У каждого ребенка свой ритм созревания, поэтому точных возрастных рамок нет.

Чем старше становится малыш, тем большую роль играют упражнения и игры для развития мелких движений рук.

Далее говорим о том, как можно заниматься с ребенком дома.

Мелкая моторика детей в возрасте от 3 до 5 лет

Ребенок в возрасте старше 3 лет приобретает всё больше новых навыков и умений, а тонкие движения его пальчиков становятся всё более ловкими. Например, он уже может держать карандаш тремя пальцами, чертит осмысленные линии и старается повторять простые фигуры и символы. Ближе к 5 годам совершенствуются навыки самообслуживания — например, дети сами могут расстегнуть и застегнуть молнию или пуговицы.

Полезнаяинформация:

В этот период дети уверенно пользуются столовыми приборами, уже умеют делать несложные поделки из пластилина, могут на ощупь правильно определять фигуры.

Что развивает мелкую моторику детей от 3 до 5 лет?

  • В этом возрасте также будут актуальны и полезны массаж кистей и игры, в которых задействованы все пальчики и чередуется напряжение и расслабление мышц кистей. Знакомые игры можно модифицировать под более взрослый возраст ребенка и его приобретенные навыки. Например, играя в «колечки», можно внезапно сказать: «Без указательного». В этом случае малышу нужно будет самостоятельно сориентироваться и пропустить соответствующее колечко.
  • Моторика пальцев отлично развивается в процессе игры с мелкими камешками, во время лепки, шнуровки, отворачивания крышек на бутылках, нанизывания бусин, игр с канцелярскими скрепками, работы с проволокой и т. п.
  • На прогулке можно играть в песочнице и предлагать выкапывать пальчиками небольшие предметы из песка.
  • Рисование карандашами, мелками и красками — еще один отличный способ тренировки мелкой моторики. Сюда же можно отнести вырезание фигурок из бумаги, занятия с раскрасками и наклейками. В этом случае не обязательно настаивать на аккуратности малыша — главное, чтобы занятия приносили ему удовольствие.

Мелкая моторика детей в младшем школьном возрасте

В начальных классах дети практически в совершенстве владеют мелкой моторикой рук и способны совершать такие же точные и ловкие движения, как взрослые. Для чего еще нужно развивать мелкую моторику у школьников? В возрасте 7–8 лет они могут рисовать четкие прямые линии, вырезать мелкие детали, пользоваться ножом, пришивать пуговицы. Однако в начале школьного пути ведущая кисть у ребенка быстро утомляется, поэтому у него не всегда получается одинаково красиво писать и рисовать. Со временем и практикой рука становится выносливее.

Важно

В этом возрасте дети совершают много однотипных движений пальцами, из-за чего может возникнуть перенапряжение одних мышц, тогда как другие будут не задействованы. Это связано не только с обучением письму (когда ребенок постоянно держит ручку или карандаш), но и с активным использованием гаджетов. Поэтому педиатры рекомендуют в этом возрасте чаще практиковать разнообразные упражнения для пальцев обеих рук.

Что развивает мелкую моторику у детей в младшем школьном возрасте?

  • Помощь родителям в приготовлении блюд из теста, лепка из пластилина или глины — особенно полезно месить материалы двумя руками.
  • Организация театра теней, сделанного при помощи собственных пальцев.
  • Рисование двумя руками одновременно.
  • Игры, в которых задействованы все пальцы. Например, пытаться набрать в руки как можно больше счетных палочек или спичек, поднимая их по одной и не теряя тех, что уже в руках.

Часто задаваемые вопросы:

На что влияет мелкая моторика для человека?

Зависит от возраста ребенка. Например, в первые годы жизни уровень развития мелкой моторики напрямую связан с речевыми способностями. В этом случае тренировка тонких движений рук помогает стимулировать развитие речи

По мере взросления ребенка занятия, где задействована моторика пальцев, продолжают оказывать благотворное влияние на умственную активность, помогая развивать внимание, воображение, креативность, дисциплину. В более зрелом возрасте развитая мелкая моторика не только полезна для интеллекта, но и помогает снизить последствия стресса

Как мелкая моторика пальцев влияет на развитие речи ребенка?

Зоны точных движений и речи в головном мозге человека находятся рядом. Импульсы, поступающие при выполнении мелких движений, стимулируют развитие речевых зон.

До скольких лет развивается мелкая моторика?

Всю жизнь. Однако в дошкольном детстве этот процесс протекает быстрее и продуктивнее, чем в более поздние периоды

Поэтому так важно уделить внимание ее развитию в первые годы жизни малыша

Чем мелкая моторика отличается от крупной?

Мелкая моторика — это точечные движения, выполняемые небольшими мышцами кистей рук, которые требуют хорошей зрительно-моторной координации. Крупная моторика — это движения, где задействованы большие мышцы тела, они помогают передвигаться в пространстве, поддерживать положение, менять направление.

Почему эффект от упражнений на развитие мелкой моторики не всегда заметен?

Многое зависит от состояния здоровья нервной системы и опорно-двигательного аппарата ребенка, а также от того, используются ли во время упражнений все пальцы руки. Большинство игр и тренировок задействует лишь большой, указательный и средний пальцы, хотя импульсы в кору головного мозга должны поступать и от остальных

В занятиях с детьми старше 2 лет особенно важно задействовать безымянный палец и мизинец. Для достижения эффекта от развития мелкой моторики нужно использовать изолированные движения каждого пальца, а также чередовать сжатие, растяжение и расслабление мышц

В этом поможет грамотная пальчиковая гимнастика.

Последние новости центра

  • 255

16.04.2024

График работы в майские праздники

Уважаемые родители и посетители центра!
Хотели бы предупредить вас о графике ра…

  • 260

16.04.2024

Центр в Реутово закрывается на ремонт

Уважаемые клиенты!
Хотели бы сообщить вам о временном закрытии нашего центра в …

  • 1233

28.11.2023

Повышении цен с января 2024 года

Уважаемые родители,
Сообщаем вам о предстоящем повышении цен на наши услуги с 1…

  • 696

28.11.2023

Праздничные дни в новогодний период

Уважаемые родители,
Сообщаем вам, что с 31 декабря по 7 января наш центр будет …

  • 889

28.09.2023

Проведение технических работ

Уважаемые клиенты!
Сообщаем вам о временном закрытии нашего центра с 30 сентябр…

  • 633

14.09.2023

Ведется запись на онлайн-диагностику

Новая услуга центра
Рады представить вам новую услугу нашего центра!
Теперь вы…

  • 1019

25.05.2023

Обновленные правила центра

Уважаемые посетители центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной, ин…

  • 981

27.04.2023

Открытие нового центра в Москве!

Уважаемые родители и посетители центра!
С великим удовольствием информируем вас…

  • 620

27.04.2023

График работы центра в майские праздники

Уважаемые родители и посетители центра, информируем вас о графике работы центра …

Способы развития мелкой моторики у детей

С малышами можно начинать с простейших занятий:

Пальчиковая гимнастика

Она нужна, чтобы снять мышечный тонус и для стимуляции развития мозговых центров. К пальчиковой гимнастике относится «Сорока-ворона», «Ладушки», «Этот пальчик…» и другие, которые знакомы еще с нашего с вами детства.

Самомассаж с помощью колючих мячиков и шариков Су-Джок

В восточной медицине воздействие на акупунктурные центры полезно для здоровья и помогает развитию мозга. Кроме того, дети обожают подобные игрушки. А чтобы мячик быстро не надоел, можно придумывать разные игры. Например, перекидывать его друг другу, перекатывать стопой на скорость и т. д.

Перебирание мелких предметов

В сети можно найти множество видео, как мамочки красят крупы в разные цвета, затем смешивают их и дают малышам с ними играть. Для таких игр подойдут различные мелкие предметы, которые есть у вас дома

Важно только не оставлять ребенка без присмотра, чтобы он ничего не проглотил

Игры с бизибордами

Это такая доска, где в одном месте собраны всякие интересные для ребенка мелочи: шнурки, шпингалеты, замки, звоночки, шестеренки и прочее. Дети обожают играть со всеми этими предметами, одновременно развивая мелкую моторику.

С детьми от трех лет можно заниматься лепкой, рисованием, конструированием и другими видами творчества.

Как развить мелкую моторику в раннем возрасте?

Ранний возраст (от 1 года до 3 лет) – самый благодатный период для развития руки и речевой активности. Он характерен тем, что рука становится одним из главных инструментов в познании окружающего мира. Чтобы познакомиться с предметом, крохе надо обязательно его потрогать, пощупать, начать взаимодействовать с ним. А взрослому правильно назвать предмет, рассказать о форме, цвете, назначении. Поэтому активность родителей в обучении малыша просто необходима. При правильном развитии детки производят много действий рукой, которые затем совершенствуются в дошкольном возрасте:

  • учатся играть с мелкими игрушками;
  • манипулируют с предметами (от 2 до 3 – 4 действий: катать, бросать, ставить друг на друга, заворачивать);
  • пытаются застегивать пуговицы;
  • шнуровать ботиночки;
  • переливают воду из емкости в емкость;
  • самостоятельно едят ложкой;
  • выполняют гигиенические процедуры (умывание, чистку зубов, вытирание рук и пальцев).

Существует много игр и упражнений, как современных, так и классических, которые идеально подходят для развития мелкой моторики.

Важно: родителям нужно отбирать игры, соответствующие возрасту ребенка и уровню его развития на данном этапе, так как параллельно с моторикой совершенствуются память, внимание, мышление, речь, формируется интеллект

Игры для малышей

«Волшебный мешочек»

Классическое упражнение хорошо тренирует мелкую моторику, сенсорные ощущения, речь и мышление. Взрослый готовит яркий мешочек, в который складывает небольшие предметы из различных материалов: деревянные, пластмассовые, матерчатые и др. Малыш на ощупь находит предмет, взрослый просит назвать его. Затем разглядывает вместе с крохой, спрашивает: как он называется предмет, из чего сделан, как с ним можно играть.

«Волшебная картинка»

Так же как и предыдущее упражнение, игра направлена на формирование моторики, сенсорики, развивает воображение. Взрослый предлагает крохе различной длины и цвета шнурочки, из которых можно выкладывать фигурки. Хорошо, если родитель вместе с ребенком выложит целую картинку: знакомый пейзаж, игрушки, животные, посуду. Малыш может строить различные формы: круги, овалы, треугольники, дорожки.

«Подарок кукле»

В предметной игре взрослый побуждает ребенка многократно действовать с однородными элементами (пластмассовыми или деревянными бусинами), тренируя мелкие мышцы руки, развивая воображение, речь. Ребенок должен нанизывать на толстый шнурок крупные бусины. Монотонное упражнение скрашивается интересным сюжетом: «подарим бусы кукле на день рождения».

Кухня – место для моторики!

В раннем возрасте детишки любят играть там, куда вход им закрыт. Многие мамы боятся допускать ребятишек на кухню, беспокоясь за безопасность ребенка. Но кухня может стать местом не только для приготовления пищи, но и местом тренировки детей. Подготовив безопасное пространство и необходимые предметы, родители могут организовать игры, которые хорошо содействуют развитию мелкой моторики:

  • манипулирование крупами, фасолью (пересыпание из одной пластиковой баночки в другую, счет фасолин, рисование на крупе);
  • лепка из теста;
  • переливание воды из одного сосуда в другой (игра в «кораблики»);
  • мытье пластмассовой посуды;
  • манипулирование с салфетками, бумажными полотенцами (смять, как снежок; разорвать, как снежинки);
  • раскладывание чайных ложек;
  • закрывание и открывание пластиковых контейнеров.

Заботливая мама всегда найдет возможность использовать подручные средства для развития своего малыша!

От 1 года: первые навыки самообслуживания

Ложка, зубная щетка, расческа. К году жизни обязательно оказываются в руке малыша. Не только позволяют отрабатывать навыки самообслуживания, но развивают координацию движений и мелкую моторику. К детскому саду учимся застегивать и расстегивать липучки и пуговицы на обуви или одежде, шнуровать обувь.

Шнуровки, бусы. В магазинах много красивых шнуровок, от простых (можно пробовать уже в год) до сложных (не раньше 3 лет). Можно обойтись куском картона с проделанными в нем дырочками, главное — найти шнурок с толстым и прочным наконечником или деревянную иглу. Бусы тоже не обязательно покупать в виде готовых наборов — можно нарезать из фетра колечек и нанизывать их на ленты. В ход идет и такой простой и доступный материал, как сухие макароны-трубочки (пенне, ригатони, каннеллони — на упаковке обычно указано)

Хорошо, если такие занятия будут ежедневными: они прекрасно развивают сенсомоторную координацию, глазомер, внимание, усидчивость, готовят руку к письму. Успешно применяются как любимый детьми рабочий материал в детских садах, работающих по системе Марии Монтессори

Домашние занятия: «месим тесто», подбираем пуговицы разного цвета и размера, перебираем крупу, занимаемся «сбором ягод» (собираем по одной горошине, удерживая уже собранные в ладони, до полной горсти), рассыпаем на подносе мелкую крупу и даем ребенку рисовать на ней пальчиком линии, предметы, буквы. Игры с бельевыми прищепками. Пересыпаем крупу — ложкой, руками, стаканчиками, ищем спрятанные в ней предметы, готовим суп куклам. Учимся собирать губкой воду со стола и отжимать губку. Достаем мелкие предметы ложкой из блюда (сначала столовой — это легче, — потом чайной). Вылавливаем мелкие предметы ложкой из воды. Переносим мелкие шарики в ложке по комнате. Переливаем воду стаканчиками (идеально — играть в ванной во время купания).

Развивающие центры, доски, коврики — панели, на которых закреплены крючки, застежки, замки, кнопки, выключатели, молнии, защелки и др. , — для тренировки точности и силы движений. Также из системы Марии Монтессори.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: