Установление диагноза
Для маленького пациента очень важно как можно раньше установить диагноз. Хотя шизофрения относится к неизлечимым болезням, но своевременная корректировка поведения ребенка поможет исключить нежелательные последствия, ярко выраженные психические отклонения, то есть появляется возможность максимально сохранить его социальный статус
К тому же установить правильный диагноз легче в дошкольном возрасте или в начальных классах после длительных стационарных обследований.
У детей раннего возраста диагностировать такое заболевание очень сложно и тому есть объективные причины:
- Трудно разграничить индивидуальные особенности поведения и патологические отклонения. Каждый ребенок своеобразный и его нельзя «втискивать» или подгонять под общепринятые нормы;
- Другие психические заболевания имеют пограничные или похожие признаки, однако требуют разного подхода и разного лечения;
- О болезненном восприятии окружения можно узнать только со слов самого больного ребенка, другого способа нет. Однако не все дети, особенно дошкольного возраста, могут внятно пояснить свое состояние, видения и ощущения при этом, поэтому трудно создать общую картину с соответствующими симптомами, характерными именно для шизофрении.
Все методы и способы проводимых исследований не могут дать четкий ответ на наличие или отсутствие заболевания. Они лишь устанавливают признаки, которые могут быть присущи другим психическим расстройствам, поэтому диагноз постоянно, несколько раз меняется, назначенное лечение не даёт должного эффекта, а состояние больного продолжает ухудшаться.
Сложно отличить шизофрению от других психических расстройств, например, аутизма. Они имеют много схожих симптомов и одинаковое развитие. Различие состоит только в возрасте проявления болезни. Для шизофрении этот период обусловлен от трех до четырех лет, но полностью болезнь формируется в более позднем возрасте.
При этом психическое состояние больного постепенно ухудшается. Аутиста можно распознать к двум года его жизни. В этом возрасте ребенок резко деградирует. Однако этот процесс пусть медленный и тяжелый, но обратимый. При установлении диагноза большое значение имеют наблюдения родителей больного ребенка, которые проводят с ним много времени и сумеют донести до доктора нужную информацию.
Это существенный момент, так как ребенок в этом возрасте не сможет сам рассказать о своем состоянии, а доктор лишен возможности постоянного общения с больным. Однако в некоторых случаях родители делают вид, что никакой проблемы нет. Нетипичное поведение ребенка и его видения списывают на детские фантазии и выдумки.
Бывает, что они сознательно, чтобы сохранить видимое семейное благополучие, скрывают факт болезни от посторонних, ошибочно утешая себя тем, что в роду все были здоровы и нет необходимости обращаться к специалистам.
Поступая таким образом, они способствуют развитию болезни и затягивают процесс выздоровления, а в некоторых случаях причиняют необратимый вред психическому состоянию своего ребенка.
Особенности протекания заболевания
Подростковая шизофрения связана с развитием у ребенка патологий, вызывающих отклонения в эмоциональном и психическом здоровье, а также искажающих в связи с этим адекватное восприятие окружающей реальности. Отмечается схожесть первичных признаков шизофрении и психопатии:
- практика различных сексуальных девиаций;
- агрессивное поведение и непослушание;
- отказ от посещения школьных занятий.
Среди выраженных симптомов шизофрении у подростков обычно выделяют ярко выраженный аутизм, пониженную физическую и мыслительную активность и взрывное нагнетание отрицательных эмоций. Мания преследования и галлюцинации — напротив, практически нехарактерны для подростков.
Поведенческие сигналы в разный возрастной период
Первые симптомы шизофренииу детей проявляются по-разному, и зависят от возраста.
- Младенчество. У малыша отсутствует сфокусированный взгляд, часто возникает невозможность определить, что именно он наблюдает. Сон короткий и беспокойный. Нередко наблюдается торможение в развитии базовой моторики, способности говорить. Дети очень чувствительны к посторонним громким звукам, часто пугаются, раздражены, эмоционально холодны к родителям: не проявляют радости, когда их берут на руки или обнимают.
- От 1 до 3 лет. У детей проявляются двигательные особенности – они могут бесцельно и хаотично ходить из стороны в сторону, или по кругу, часто внезапно срываются с места и убегают. В эмоциональном плане выражается импульсивность, немотивированные слезы или радость, беспричинное чувство предметного страха.
- От 4 до 5 лет. Все разговорное время в этот период у ребенка занимают личные фантазии. Не прошедший с более раннего возраста страх трансформируется в фобии необычной тематики – малыш начинает бояться своей тени, языка, облаков и т. п. У больного появляются опасения, касающиеся его собственного или родительского благополучия – он боится быть потерянным, украденным, за жизнь близких людей.
- От 5 до 6 лет. Шизофреник много раз задает один и тот же вопрос, не нуждаясь в ответе, или, наоборот, требуя одной определенной реакции. Он навязчиво рифмует слова, придумывает новые словоформы, которые имеют бессмысленный характер. Появляются элементы асоциального поведения –ругательства, опасное для жизни и здоровья поведение, агрессия, направленная на окружающих людей и животных. Часто больные жалуются родителям на повторяющиеся, страшные сны.
- От 6 до 7 лет. В этом возрасте начинает отчетливо выражаться негативизм к социуму. Отношение неприязненности к определенному человеку может выражаться по-разному: ребенок становится суетливым, старается причинить вред несимпатичным ему людям. Не проходит страх, который начинает приобретать четкие очертания – больной хочет, но боится есть, потому что его отравят, не может купаться, потому что утонет, боится засыпать, потому что не хочет видеть страшные сны и т. д. Нередко наблюдается состояние гипомании, характеризующееся повышенным тонусом и двигательной суетливостью, которые не подразумевают целенаправленную деятельность.
- От 10 до 12 лет. Детская шизофрения, которая проявляется в эти годы жизни, наиболее похожа на взрослую ее форму, и характеризуется устойчивыми проблемами с концентрацией внимания, нарушениями периодами сна и бодрствования. Школьник избегает любого общения, надолго уединяется. Бессвязная речь сопровождается слуховыми, зрительными галлюцинациями, параноидальными проявлениями. В период обострения заболевания поведение шизофреника становится непредсказуемым для окружающих, агрессивным.
- От 12 до 15 лет. Риск развития отклонений психики в подростковом возрасте в несколько раз выше, чем в детском. У подростка начинают формироваться патологические психические и эмоциональные состояния, которые связаны с восприятием окружающей действительности. На первый план выходят признаки психопатии – сексуальная распущенность, агрессивность, непослушание. У подростка с шизофреническим расстройством наблюдаются изменения в эмоциональной сфере (он испытывает затруднения в выражении адекватных эмоций), появляются галлюцинации и бредовые идеи, нарушения поведенческого характера (пассивность, неуправляемость, примитивность интересов).
Вышеперечисленные симптомы у шизофреников могут проявляться не одновременно, а сменять друг друга в зависимости от фазы заболевания.
Способы лечения
Шизофрению можно и нужно лечить. Эффективность зависит от тяжести симптомов и выбранных методов лечения. Их много, существуют даже комплексные подходы. Большой вклад внёс в лечение шизофрении самый известный за всю российскую историю психотерапевт Бехтерев Владимир Михайлович.
Ещё в начале прошлого века он успешно применял в своей практике им же разработанные методы лечения. Специалисты в области психиатрии полагают, что у половины детей с установленным диагнозом есть высокий шанс вырасти психически полноценными людьми.
При томографическом обследовании больных выявляется патология лобного участка мозга, но такие нарушения не характерны исключительно для шизофрении и причин для этого много. Возможны иные психические расстройства, поэтому трудно определиться с лечением.
К тому же лечение маленьких пациентов сопряжено с ограничениями в отношении применяемых препаратов, а психотерапевтические средства не дают должного результата в силу возраста пациентов и недостаточного восприятия информации.
Лечение должно быть комплексным. Темпы развития болезни зависят не только от терапевтических средств, но и от окружения больного, отношений в семье, где воспитывается ребёнок. Следовательно, метод лечения не может быть ограничен только позволенными медицинскими препаратами.
Очень важна постоянная забота о ребенке, внимание, уход, создание правильной атмосферы в семье и, конечно же, постоянное обследование у специалистов. Процесс занимает много времени, для этого необходимо набраться терпения, прежде всего родителям
Через несколько лет будут заметны положительные изменения психики маленького пациента.
В качестве терапевтического лечения назначают успокоительные средства, имеющие расслабляющие, успокаивающие и сдерживающие свойства. Они влияют как на психическое состояние, так и на физическую активность. Для большей результативности лечение дополняют препаратами против судороги и депрессии.
Огромный лечебный эффект имеет общение больного с животными. У пациента появляются выраженные положительные эмоции. Немаловажную роль играют общения с психотерапевтом. Он корректирует состояние ребенка, учит его общению, возможности самостоятельно решать мелкие проблемы и правильно оценивать своё состояние.
Логопед поможет исправить произношение, восстановить речь.
Как недуг проявляется у детей?
Ребенок с шизофренией начинает выключаться из общественной жизни, так как у него изменяются отношение к людям и понимание реальности. Личность его претерпевает изменения.
Малыш становится замкнутым, коллектив его не интересует, окружение кажется ему враждебным. Он утрачивает интерес к своим былым увлечениям, которые раньше доставляли ему удовольствие.
Нарушение восприятия, характерное для данного заболевания, приводят к неспособности отдельные элементы складывать в единое целое
Вызывает затруднение и вычленение главных элементов из общей картины, отделение важного и несущественного
У малышей с шизофренией очень трудно отличается сон от яви. Дети постарше часто характеризуют свое состояние, как жизнь во сне.
Постепенно начинает изменяться поведение. Ребенок заводит разговор о странных для родителей вещах, которые не имеют смысла, проявляют фобию на ровном месте, выражают постоянное недовольство своей внешностью, придумывают несуществующие заболевания.
Во время манифестации заболевания малыш теряется перед появлением нового, нереального мира, где краски, очертания предметов и окружающие изменяются, внушая ужас.
Восприятие реальности становится фрагментарным. При вялотекущем заболевании такие проявления менее выражены, а пациент способен понимать происходящее в жизни и давать описание картин.
Речевые особенности появляются в виде появления новых неологизмов, тихом или слишком громком голосе, отрывистых фразах, или быстром проговаривании несвязных предложений или отдельных слов.
Малыш иногда теряет в разговоре суть, рассуждает противоречиво, затрудняется давать ответы на несложные вопросы.
Эмоциональные отклонения возникают в виде эгоистических переживаний только по поводу своих проблем, грубости и агрессии по отношению к другим людям, полному безразличию к окружающим и их проблемам.
Больной ребенок может испытывать радость и горе одновременно, негативизм и нежелание выполнять просьбы.
У детей младшего возраста проявляется склонность к фантазированию, они быстро могут перевоплощаться и создавать незримых участников игр. В школьном возрасте сохранение этой способности относится к признакам незрелости, неустойчивости психики.
https://youtube.com/watch?v=2DLP0-0nW4U
Лечение
Лечение шизофрении нацелено на смягчение симптоматики, устранение умственной отсталости, коррекцию поведенческих реакций и выведение в ремиссию.
Основные способы лечения:
Медикаменты. Шизофреническую симптоматику купируют нейролептиками (Аминазин, Галоперидол, Эглонил). В случае необходимости доктор назначит дополнительные препараты, например антидепрессанты (Прозак, Золофт), ноотропы (Пирацетам).
Психотерапия и психическая коррекция
Регулярные занятия с психологом и психотерапевтом позволяют улучшить когнитивные функции (прежде всего внимание, мышление, восприятие) и скорректировать отставание в развитии. Также они дают возможность снизить уровень стресса, вовремя выявить депрессивную симптоматику, помогают адаптироваться в обществе.
Родителям, воспитывающим ребенка с шизофренией, важно относиться к нему мягко. Недопустимы конфликты, насилие, игнорирование — это усугубит состояние ребенка и затруднит лечение
Опытные психиатры и психотерапевты, работающие с ребенком, могут давать рекомендации по взаимодействию с ним, к которым следует прислушиваться.
Реабилитация позволяет восстановить ребенка в обществе, вернуть его в учебные учреждения, если это возможно. Некоторые дети направляются в специализированные учебные учреждения, посещают кружки, секции для детей со схожими отклонениями.
2 Основные клинические проявления и виды
К основным симптомам шизофрении относится ассоциативный дефект, аутизм, амбивалентность и аффективная неадекватность (тетрада Блейлера). Ассоциативный дефект характеризуется отсутствием логического мышления (алогия). Аутизм — это отвлечение человека от реального и погружение в свой внутренний мир. У пациента ограничиваются интересы, он совершает стереотипные (одинаковые) действия и не реагирует на внешние раздражители, не общается с окружающими людьми.
Амбивалентность характеризуется тем, что пациент высказывает противоположные мнения относительного одного и того же предмета/объекта. Существует три вида явления: эмоциональный, волевой и интеллектуальный. При первой форме амбивалентности отмечается наличие противоположного чувства к людям, событиям или предметам. Волевой вид проявляется в бесконечном колебании при решении какой-то либо проблемы. Интеллектуальная форма этого расстройства заключается в наличии у человека противоположных идей. Следующая группа симптомов — аффективная неадекватность, которая выражается в неадекватной реакции пациента на какие-то события.
Выделяют 4 группы основных типа признаков шизофрении:
- позитивные (продуктивные);
- негативные (дефицитарные);
- когнитивные (дезорганизованные);
- аффективные расстройства.
Позитивные симптомы проявляются в виде бредовых идей, галлюцинаций, иллюзий и психомоторного возбуждения. Иллюзии — это неправильное, искаженное видение существующего в действительности объекта. Галлюцинации — возникновение различных простых (шумы, звуки) и сложных (сцены, действия) ощущений (зрительных, слуховых, обонятельных и др.), которых на самом деле не существует. Наиболее часто встречаются слуховые, а зрительные обычно сочетаются с обонятельными и вкусовыми. Бред — убеждения человека, которые не соответствуют действительности. Отмечаются следующие формы: преследования (кто-то наблюдает за больным), воздействия (кто-то влияет на него извне, управляет им), ревности и величия. Неадекватное поведение — поступки пациента, которые не соответствуют социальным нормам. К нему относятся проявления деперсонализации и дереализации. В первом случае это состояние человека, при котором собственные мысли и части тела кажутся не своими, а привнесенными извне. Для дереализации характерно чрезмерное обращение внимания на незначительные, вторичные признаки предмета.
К неадекватному поведению также относится кататония — группа двигательных расстройств, которой свойственно принятие и длительное сохранение пациентом поз. При попытке изменить его положение больной оказывает сопротивление. Также к явлениям неадекватного поведения можно отнести гебефрению — дурашливость. Такие пациенты постоянно прыгают и смеются.
Негативные симптомы заболевания характеризуются тем, что при этом расстройстве исчезают качества, которые должны быть у здоровых людей. К этой группе признаков относится снижение активности и потеря интереса к хобби, бедность речи и мимики, замкнутость. Отмечаются эмоциональная лабильность (резкие перепады настроения), нарушения мышления и отсутствие мотивации.
При беседе пациенты постоянно перескакивают с одной темы на другую, а при прогрессировании заболевания они перестают выполнять навыки самообслуживания (чистить зубы, принимать душ). Наблюдается нарушение концентрации внимания и памяти. Суждения таких пациентов носят преимущественно абстрактный характер (когнитивные проявления). Аффективным признакам свойственно снижение настроения (суицидальные, депрессивные мысли).
Особенности шизофрении в подростковом возрасте
Шизофрения в подростковом возрасте имеет свои особенности по сравнению с этим заболеванием у взрослых. Происходит интенсивный рост и развитие организма, и шизофрения влияет на это.
Раннее начало: возраст 13-18 лет
Неспецифические симптомы: могут быть свойственными для других психических расстройств, таких как депрессия или тревога
Это затрудняет диагностику шизофрении.
Нарушение когнитивных функций: память, внимание и планирование
Это влияет на их учебу и социальную жизнь.
Прогрессирующие симптомы: появляются с течением времени, особенно если нет адекватного лечения.
Риск суицида: суицидальное поведение предполагает финал, которого важно не допустить.. Из-за этих особенностей шизофрении в подростковом возрасте требуется особый подход к диагностике и лечению
Важно предоставлять подросткам поддержку и доступ к адекватному лечению
Из-за этих особенностей шизофрении в подростковом возрасте требуется особый подход к диагностике и лечению
Важно предоставлять подросткам поддержку и доступ к адекватному лечению
Поздние признаки шизофрении
По мере взросления появляются типичные симптомы заболевания.
Признаки шизофрении включают:
Бредовые идеи – ложные убеждения, искаженные верования, не основанные на реальности. Например, подросток уверен, что ему умышленно вредят, преследуют недоброжелатели, хотят убить. Он считает, что определенные жесты или фразы направлены в его адрес. Полагает, что обладает исключительным талантом, божественным даром. Думает, что пользуется известностью, особой популярностью.
Галлюцинации – ребенок видит и слышит то, чего не существует в реальности. Галлюцинации возникают со стороны различных анализаторов. Самый распространенный феномен – слышать голоса, которые приказывают, угрожают, оскорбляют.
Неорганизованное мышление, нелогичная речь. Нарушается возможность полноценного общения. Ответы на простые вопросы часто нелепы, бессодержательны. Иногда наблюдается придумывание слов, составление бессмысленных фраз, которые нельзя понять.
Крайне дезорганизованное или ненормальное двигательное поведение. Нелогичность проявляется от ребяческой дурашливости до непредсказуемого побега в неизвестном направлении. Действия ребенка не ориентированы на достижение цели. Он не способен выполнить задачу из-за хаотичности действий. Дети часто сопротивляются инструкциям, демонстрируют протест, приняв причудливую позу. Иногда наблюдается полное отсутствие ответной реакции на обращение.
Отрицательные симптомы – снижение или неспособность нормально функционировать
Например, подросток пренебрегает личной гигиеной, поскольку не осознает важность ухода за телом. Или ребенок кажется лишенным эмоций
При разговоре он не смотрит в глаза собеседника, не реагирует изменением выражения лица, говорит неразборчиво и монотонно. Маленький пациент избегает контактов с людьми, не имеет увлечений, не способен ощущать удовольствия.
При раннем начале шизофрении симптомы нарастают постепенно. Первые признаки часто бывают расплывчатыми, их ошибочно принимают за типичные особенности развития. Со временем нарушения становятся серьезными и очевидными. Появляются симптомы психоза, включая галлюцинации, бред, дезорганизация мышления. Возникает «разрыв с реальностью», что требует госпитализации и лечения с помощью мощных медикаментов.
Симптомы шизофрении
-
Позитивные симптомы: те, которые добавляются к нормальной психической деятельности и не присутствуют у здоровых людей.
- Галлюцинации: слышать, видеть, чувствовать или ощущать то, чего на самом деле нет.
- Бредовые идеи: верить в нечто, несоответствующее действительности, например, преследование или контроль извне
- Дезорганизованная речь: нести бессвязную, не логичную речь.
-
Негативные симптомы: те, которые отсутствуют у здоровых людей, но не добавляют никаких новых переживаний или опыта.
- Апатия: проявлять отсутствие интереса к жизни, пассивность и недостаток эмоций.
- Социальное отчуждение: отвергать общение с окружающими и быть равнодушным к друзьям или семье.
- Отсутствие мотивации: снижается заинтересованность к учебе, работе или занятиям.
-
Когнитивные симптомы: влияют на способность мыслить и понимать.
- Затруднения с концентрацией и памятью: уменьшается концентрация, проблемы с запоминанием информации или осмыслением сложных концепций.
- Понимание нереальности: испытывать трудности в отличении реальности от вымысла или в понимании сарказма и иронии.
- Медленное мышление: затруднения с быстрым мышлением и принятием оперативных решений.
Шизофрения у детей — симптомы
Как распознать шизофрению у ребенка? И каковы же особенности шизофрении у детей?
Симптоматика различна и многообразна:
— появление неологизмов, словообразований (например, погреб — погребение; кладовая- кладбище);
— замедленная речь, с заиканием, глухой голос, иногда речь быстрая или отрывистая, немногословная;
— нарушение мышления;
— одновременное возникновение мыслей, при этом каждый ряд мыслей способен существовать отдельно;
— угасание мыслей в разговоре;
— невозможность отогнать мысли, по причине их изобилия;
— амбивалентность (противоречивость) суждений;
— отсутствие единой линии понимания, подход к проблеме с разных позиций;
— неуверенность в том, что говорят, а также делают;
— сложности при необходимости отвечать на вопросы;
— трудности при обобщении;
— разорванность и бессвязность мышления;
— внедрение без смысла слов;
— трудности в учебе, отвлекаемость, переживания по поводу неудач в школе;
— рассеянность при чтении;
— нерешительность, неуверенность;
— многословность, стремление к изысканности формулировок;
— временная потеря понимая слов;
— незавершенность мысли;
— дефект целенаправленности, разрыв ассоциаций;
— снижение интеллектуальной активности;
— эмоциональная опустошенность, отсутствие интересов и бездеятельность;
— нарушение высших интеллектуальных процессов, обеднение психики, ослабление ее гибкости;
— повторение мыслей, автоматизм мышления;
— отсутствие эмоционального контакта и потеря чувства симпатии, равнодушие, отсутствие радости;
— смешивание чувства радости и печали, переживания по поводу неудач в школе;
— отсутствие эмоционального контакта и потеря чувства симпатии, равнодушие, отсутствие радости;
— появление грубости, бестактных поступков;
— большой эгоцентризм, любовь к себе, отсутствие привязанности к родным;
— смешивание чувства радости и печали,
— любовь к дальнему и одновременно отвращение к близкому;
— интерес к общим вопросам, но не к текущим моментам;
— видение в своей жизни только плохого, а хорошего только в Западной Европе;
— негативизм, противодействие тому, что требуют взрослые;
— ослабление воли и нежелание жить, что-либо делать;
— недоверие к себе, медлительность, бесцельность;
— сосредоточение лишь на коротком временном отрезке.
При наличии у больного эйдетической способности возникает расположение к фиксации зрительного материала. Например, увидев умершего, в памяти еще долго будет всплывать образ этого человека. Навязчивое состояние настолько неприятно ребенку, что ухудшает его состояние.
Большую роль отводят представлениям в момент переживания реальности окружающего мира. Детям больным шизофренией представляется окружающее, как во сне, а окружающая жизнь представляется сказкой. Для детей сложна в изучении геометрия, им сложно представить проекции, а вот алгебра дается легче.
Творческая фантазия, воображение занимает основное место в деятельности детей дошкольников. Им подвластна легкость перевоплощения, создание иллюзорных участников игры.
Дети школьного возраста теряют склонность к фантазированию, а наличие этой особенности у старших дошкольников говорит о задержке на раннем этапе развития. Чрезмерное патологическое фантазирование свойственно для детей с детской неустойчивой психикой, когда одушевляются неодушевленные предметы. Дети дошкольники патологически фантазируют и при этом уживаются с персонажами своих фантазий. Они живут стереотипной жизнью игры, а она в свою очередь является диаметрально противоположной окружающей действительности. Больные шизофренией дети пытаются реализовать стремления неосуществимые в реалиях, мечтают о могуществе и открытии новых стран, очень изобретательны, интересуются вопросами философского характера
Лечение шизофрении у детей
Лечение детского типа шизофрении затрудняется тем, что заболевание часто обнаруживается слишком поздно, когда изменения в психике ребенка носят уже необратимый характер. Шизофрения у детей лечится с помощью медикаментозного вмешательства. В отличие от лечения взрослых пациентов терапия маленьких пациентов включает в себя меньшее количество лекарственных средств.
Каждый случай индивидуален, и не существует единого подхода к лечению болезни. Но в большинстве случаев при отсутствии противопоказаний применяются нейролептики (антипсихотические препараты). Для повышения психической активности, для восстановления эмоциональной стабильности и снятия напряжения назначаются антидепрессанты.
Важное значение имеют использование элементов психокоррекциии психотерапия. Ребёнку, страдающему шизофренией, необходима помощь психолога и психотерапевта
В ходе индивидуальных и семейных психотерапевтических сеансов стабилизируется эмоциональное состояние, повышается стрессоустойчивость, восстанавливается социальное взаимодействие.
Звоните на горячую линию
круглосуточно и без выходных
+7 (495)
121-48-31
Лечение
Для лечения больных шизофренией детей применяется ряд лечебных мероприятий, а именно:
• Инсулинотерапия. В зависимости от стадии болезни и преобладающих синдромов можно ограничиться только гипогликемическими дозами, не вызывающими шоков, или применять большие дозы, вызывающие гипогликемическую кому. Курс инсулиношоковой терапии не менее 2 месяцев. Этому виду лечения лучше поддаются больные шизофрений с малой давностью болезненного процесса.
• Нейролептические препараты. Курс лечения длительный, в течение нескольких месяцев (а иногда и лет). Выбор того или иного препарата зависит от преобладающих клинических синдромов и степени их выраженности, а также давности заболевания.
• При некоторых медленно и вяло протекающих формах шизофрении с отсутствием грубых психотических проявлений применяются различные стимулирующие и успокаивающие средства в комбинации с транквилизаторами и нейролептическими веществами. Лечение детей проводится амбулаторно в условиях психоневрологического диспансера.
Большое значение для закрепления ремиссии и предупреждения рецидивов имеет поддерживающая терапия различными лечебными средствами, которая проводится в амбулаторных условиях. При всех формах шизофрении большую роль играет и психотерапия, помогающая больному найти занятие, соответствующее его интересам и возможностям.
Осложнения шизофрении у детей
Шизофрения у детей – коварное заболевание. Симптомы усиливаются по мере взросления ребенка и приводят к серьезным осложнениям.
Последствия детской шизофрении имеют необратимый характер. Чаще всего родители обращаются к специалистам, когда заболевание прогрессирует. Вылечить болезнь нельзя, возможно лишь стабилизировать психическое состояние больного и удерживать его в течение определенного времени.
При отсутствии поддерживающей терапии ремиссии у пациентов с детским типом шизофрении возникают проблемы с социальной адаптацией; возникает риск совершения асоциальных поступков. Бредовые мысли, галлюцинации в период обострения заболевания осложняют жизнь не только больного, но и окружающих. По мере взросления ребёнка и нарастания симптоматики состояние усугубляется и может привести к серьезной инвалидности.