Синдром Аспергера
- Неустойчивый зрительный контакт. Ребенок старается не смотреть в глаза окружающим или же наоборот его взгляд слишком пристальный.
- Необычная манера общения. Своеобразная интонация, безэмоциональная, монотонная, роботоподобная речь, слабая или неуместная жестикуляция, слабовыраженная мимика, непроизвольные звуки, смех.
- Узкий и своеобразный круг интересов.
- Нестандартное восприятие, понимание себя и окружающих.
- Слаборазвитая эмпатия, малыш практически неспособен сочувствовать, сопереживать, понимать чувства других людей, не испытывает привязанности к близким людям, но привязан к дому.
- Неуклюжесть, угловатая моторика.
- Часто малыш воспринимает все сказанное буквально, не понимая метафор и юмора.
- Может испытывать специфические страхи.
- Ребенок испытывает трудности при разделении главной и второстепенной информации, внимателен к деталям.
- Импульсивность, отсутствие внутренней логики поведения.
- Часто отдает предпочтение играм в одиночестве, командный дух отсутствует, близких друзей нет. Не понимает как вести себя в социуме.
Необычная манера речи (монотонная, безинтонационная). Слабовыраженная мимика, скудность жестов. Не понимает юмора и скрытого смысла, все воспринимает буквально. Аутист не считает необходимым смотреть в глаза собеседнику, при замечании может смотреть слишком пристально. Может казаться грубым и невоспитанным из-за отсутствия интуиции (во время беседы может отвернуться от собеседника и заняться своими делами, пригласить вас на ужин и не прийти и тд.)
Может долго и монотонно рассказывать о чем-то, не замечая, что обидел или утомляет собеседников, или внезапно развернуться и уйти, если ему что-то не нравится. Склонен фокусировать свое внимание на необычном хобби, увлечении или человеке. Потеряв интерес к предмету пристального внимания, он вмиг к нему охладевает и переключается на что-то другое. Может испытывать специфические страхи. Они часто неспособны понять, почему человек грустит или расстроен, не могут сопереживать, сочувствовать, думая об этом в одиночестве
При встрече не спрашивает, как у вас дела, и ничего не рассказывает о себе. Непоколебимость установившихся взглядов и решений, такого человека практически невозможно переубедить никакими доводами. Отсутствие гибкости
Даже малейшие изменения в графике, планах способны вывести аутиста из равновесия, экспромты способны вызвать сильнейшее психологическое напряжение. Для человека с синдромом Аспергера критически важно придерживаться установленных правил, структуры действий и привычной рутины, рабочий процесс должен быть структурирован и высокоорганизован. Нарушение заведенного порядка выбивает его из колеи, вызывает панику и аффективные реакции. Повышенная тактильная чувствительность
Такие люди избегают объятий, похлопываний, прикосновений. Исключением может быть лишь его партнер в отношениях. Также может наблюдаться гиперчувствительность к громким звукам, яркому свету, биркам на одежде и тд.
Осложнения
Эпилепсия обычно развивается с риском судорожных припадков, который возрастает в детском возрасте, причем наибольший приступообразный диатез наблюдается в подростковом возрасте
СИОЗС и нейролептики также могут повышать порог судорожных припадков и поэтому должны применяться с осторожностью. Ранее сообщалось, что ожидаемая продолжительность жизни является нормальной, но в основном из-за осложнений эпилепсии смертность людей с расстройствами аутистического спектра в два раза выше, чем у населения в целом.
Что важно знать перед началом лечения аутизма
В клинике «Эмпатия» работает детский центр, сотрудники которого помогают ребятам с аутизмом и другими ментальными расстройствами, а также психологическими проблемами. Наши специалисты работают по наиболее передовым и эффективным методикам, используют в терапии только принципы доказательной медицины.
До сих пор наибольшие трудности с диагностикой аутизма наблюдаются в регионах, поэтому специалисты детского центра «Эмпатии» ведут не только очный прием, но и проводят дистанционные консультации. Вы можете записаться на личную или удаленную сессию к нашим высококвалифицированным психиатрам и психологам.
Обращаясь в клинику «Эмпатия», вы можете быть полностью уверены, что получите помощь опытных специалистов, где бы ни находились. Мы бережно относимся к каждому пациенту вне зависимости от его возраста и проблем. Также в центре строго соблюдается врачебная этика и гарантируется конфиденциальность всех получаемых сведений.
Остались вопросы? Задайте их бесплатно нашим врачам в чате «ВКонтакте»:
или в
.
Беспокоитесь о психическом здоровье своего ребенка? Предлагаем пройти диагностику у наших высококвалифицированных психиатров в Москве. Мы работаем строго в соответствии с принципами доказательной медицины, соблюдаем профессиональную этику и поддерживаем высокое качество обслуживания пациентов. При обращении к нам гарантируем полную конфиденциальность без постановки на учет.
Помочь вам и вашим близким готовы более 50 опытных специалистов центра «Эмпатия». Получить эффективную помощь наших психиатров, психотерапевтов, психологов, неврологов и эндокринолога можно очно в Москве и Реутове, а также в онлайн-формате в любой точке мира. Отметим, что выписка рецептов по итогам онлайн-приема возможна!
Способы лечения аутизма и его прогнозы
Терапия РАС — сложный и длительный процесс, требующий максимально индивидуализированного подхода к каждому пациенту. Ее целями являются:
- Поддержание нормального речевого и интеллектуального развития ребенка, выработка социальных навыков, обучение социальной коммуникации.
- Снижение выраженности проявлений аутизма, которые мешают адаптации. К ним относятся: стереотипная деятельность, узость интересов, приверженность к привычкам и неизменному порядку и т.д. Следует подчеркнуть, что корректировать нужно только то поведение, которое действительно мешает развиваться. Запрет на поведение, в котором ребенок находит утешение, может сделать его по-настоящему несчастным.
- Уменьшение выраженности симптомов, не связанных с РАС, которые отрицательно сказываются на качестве жизни пациента: двигательная расторможенность, агрессивность, тревожность, импульсивность, нарушение сна, соматические проблемы.
- Помощь семье, воспитывающей ребенка с аутизмом. Очень часто родители, столкнувшиеся с таким диагнозом, испытывают стресс, неуверенность и тревогу, поэтому им также требуется психологическое сопровождение.
Комплексное выполнение этих четырех задач представляет собой полноценную терапию РАС у ребенка.
Основные методы лечения заболевания имеют немедикаментозный характер и представляют собой образовательные, психологические и поведенческие вмешательства. Доказано, что максимально ранее начало обучения и участие в этом процессе всех членов семьи приводят к заметным улучшениям в развитии и социализации большинства детей-аутистов.
Наибольшую эффективность имеют методики, основанные на прикладном анализе поведения (ПАП). Это процесс систематического, регулярного и последовательного обучения с использованием подсказок, поощрением желательного поведения, а также уменьшением уровня опасного или сложного поведения. На основе ПАП были созданы различные подходы, представляющие собой готовые программы помощи маленьким пациентам:
- PRT (Pivotal Response Treatment), или терапия ключевых реакций и навыков;
- Денверская модель раннего вмешательства;
- альтернативная коммуникация.
Результативность этих методик подтверждена огромным количеством научных исследований и клинических испытаний, в которых было доказано их положительное влияние на умения и поведение детей с РАС.
К сожалению, широкое распространение получили способы лечения аутизма, не имеющие доказанной эффективности и безопасности. Зачастую эти бессмысленные и даже опасные вмешательства назначаются вместо рекомендованных, проверенных подходов к терапии. К ним относятся:
- остеопатия;
- иглоукалывание;
- арт-терапия;
- занятия с животными;
- метод Томатис и БАК (биоакустическая коррекция);
- микрополяризация головного мозга;
- методика биологической обратной связи;
- мозжечковая стимуляция;
- гипербарическая оксигенация;
- прием витаминов и БАДов;
- безглютеновая, безказеиновая, кетогенная диеты;
- хелирование и т.д.
Такие процедуры наносят вред здоровью, а также отнимают ценные ресурсы, которые могут быть направлены на действительно эффективные способы лечения.
В Клиническом Институте Мозга проводятся лечебно-коррекционные занятия с логопедами-афазиологами, психологами, нейропсихологами, реабилитологами
Мы уделяем внимание индивидуальным особенностям каждого ребенка, чтобы обеспечить максимально комфортный и продуктивный процесс обучения
Лекарственная терапия аутизма
При наличии показаний специалисты назначают препараты, действие которых направлено на уменьшение выраженности поведенческих проблем, нормализацию работы желудочно-кишечного тракта, коррекцию неврологических нарушений.
Однако важно понимать, что фармакотерапия лишь устраняет проблемы, сопутствующие РАС, а не лечит сам аутизм. В настоящее время нет лекарств, способных повлиять на ключевые проявления заболевания (расстройства коммуникации и социального взаимодействия, стереотипная деятельность)
Также не существует препаратов, которые могли бы помочь более быстрому освоению тех или иных навыков.
Прогноз заболевания
Прогноз зависит от вида РАС, степени выраженности симптоматики и сопутствующих нарушений. В большинстве случаев при запоздалом установлении диагноза и отсутствии полноценной терапии формируется глубокая инвалидность. Кроме того, имеются данные о возрастном ухудшении навыков самообслуживания и коммуникации.
Если заболевание было выявлено в возрасте 2-4 лет, своевременно начата индивидуально подобранная лечебно-коррекционная работа, то вероятность того, что ребенок нормально адаптируется в обществе, будет высокой. Такие дети могут обучаться в школах и ВУЗах, работать.
Классификация аутизма — Mardaleishvili Medical Centre
Аутизм – это нарушение работы нервной системы, расстройство психики ребенка. Появляются трудности при взаимодействии с окружающим миром и социумом.
Характерными признаками детского аутизма является:
- Замкнутость;
- Ограниченность интересов;
- Трудности в общении.
С такой патологией работают психологи и психотерапевты.
Аутизм, как и любое заболевание, имеет свою классификацию. Рассмотрим основные группы РДА подробнее.
Классификация детского аутизма
Выделяют два вида классификации детского аутизма.
Основными являются:
- МКБ-10;
- DSM-IV.
Первый вид был представлен всемирной организацией здравоохранения. Сегодня он является основным в классификации детского аутизма. Основан на симптоматике заболевания. Каждый из видов имеет свой код.
Рассмотрим подробнее виды аутизма у детей и шифр, к которому он относится. Детский аутизм имеет один общий код F 84.0. Далее это заболевание было разделено на несколько подвидов.
Подвиды детского аутизма имеют собственные коды и делятся на:
- Нетипичный аутизм;
- Синдром Аспергера;
- Расстройство, напоминающее детский аутизм;
- Синдром Ретта;
- Расстройство, сопровождающееся умственной отсталостью и стереотипными движениями;
- Первазивные неспецифицированные нарушения.
Второй вид классификации детского аутизма был представлен американским сообществом психиатров. Отличаются обе указанные классификации только кодом.
Рассмотрим, какие виды вошли в эту классификацию.
Она включает в себя четыре разновидности детского аутизма:
- Расстройство Ретта;
- Расстройство Аспергера;
- Первазивное нарушение в развитии, атипичный аутизм.
- Дезинтегративное расстройство детского возраста;
Кроме международных классификаций выделяют психологический вариант. Он предложен Никольской О.С. По этой классификации было определено 4 группы детей с аутизмом.
Выделялись следующие группы:
- Отрешенность, отсутствие нужды контакта с внешним миром;
- Наличие негативизма и отвержение реальности, гипервозбудимость;
- Замещение среды, отсутствие эмоциональной связи с близкими;
- Отсутствие контакта с внешней средой, пугливость, ранимость.
При сравнении со здоровыми сверстниками, у ребенка-аутиста наблюдается отсутствие интереса к чему-либо новому. Отсутствует детское любопытство. При раннем детском аутизме, классификация позволяет точно подобрать вид психологической реабилитации.
Сегодня существует метод терапии детского аутизма собственными стволовыми клетками из пуповинной крови или костного мозга. Такой метод лечения успешно используется в клинике Мардалейшвили в Грузии.
Обращайтесь в клинику Мардалейшвили!
Причины аутизма
Миф №6. «Холодные матери»
«Холодные матери» — теория, согласно которой причиной появления аутизма у ребенка является недостаток материнского тепла. Она была выдвинута Бруно Беттельхеймом после Второй мировой войны. Это серьезное заблуждение, которое было полностью опровергнуто многочисленными исследованиями еще в 1970-е годы.
Миф №7. Дети с аутизмом рождаются у матерей, которые пьют и курят во время беременности
Употребление алкоголя во время беременности недопустимо и может вызывать тяжелые нарушения у ребенка. При этом эти факторы не являются прямой причиной аутизма.
Фото: Senjuti Kundu
Миф №8. РАС можно «подхватить»
Аутизм — это не заболевание, а нарушение развития, которое присутствует у человека с рождения. Аутизмом невозможно заразиться.
Аутичные люди
Миф №8. Люди с аутизмом агрессивны / опасны для общества
Агрессия не входит в диагностические критерии аутизма. Программы помощи, направленные на развитие коммуникации и социальных навыков, помогают справляться с нежелательным поведением.
Миф №9. Все аутичные люди обладают гениальными способностями / Все люди с аутизмом имеют интеллектуальные нарушения.
Люди с аутизмом очень разные.
Это целый спектр расстройств, а значит, и разный уровень выраженности трудностей, связанных с социальной коммуникацией и социальным взаимодействием, а также повторяющимся поведением и особенностями обработки информации.
50%
Cогласно современным исследованиям, более чем у половины людей с аутизмом нет проблем с интеллектом
У одних людей есть выдающиеся способности, они успешно работают и адаптируются, а у других — выраженные трудности с бытовыми навыками, коммуникацией, обучением и многим другим.
Миф №10. Дети с аутизмом не способны общаться со сверстниками и учиться с другими детьми в одном классе
Дети с аутизмом могут и должны жить, учиться и развиваться вместе со своими сверстниками
Важно помнить, что принятый в РФ в 2013 году закон об образовании дает возможность всем детям, вне зависимости от уровня их способностей или существующих диагнозов, учиться в школе. То есть у родителей есть право выбирать, какой будет эта школа, а задача школы — предоставить ребенку программу обучения в соответствии с его образовательными потребностями
Инклюзивное образование предполагает, что потребности детей в школе понимают все — администрация учреждения, учителя и воспитатели, логопеды и психологи, педагоги дополнительного образования, сотрудники, работающие в гардеробе, столовой, охранники, а также одноклассники и их родители.
Исследования показывают, что обучение в инклюзивном классе или детском саду помогает детям с аутизмом в развитии социальных навыков, а также является предиктором более успешного трудоустройства во взрослом возрасте.
Миф №11. Аутичные взрослые не способны работать и стараются избегать социальных контактов, поэтому им больше подходит надомная работа
Большинство людей с РАС хотят и могут работать. Аутичные сотрудники могут быть успешны в разных сферах. Некоторым людям для успеха на работе нужна поддержка. Она может заключаться в подготовке к прохождению собеседования, специальных адаптациях рабочего места или должностных инструкций. Программы поддерживаемого/сопровождаемого трудоустройства с каждым годом помогают людям с аутизмом найти работу. Работа — это не только выполнение трудовых операций, это еще возможность для общения и социализации. Многие аутичные люди хотят общаться в коллективе, при этом некоторые предпочитают надомную работу.
Миф №12. У аутичных людей отсутствует эмпатия
Аутичные дети и взрослые, как и остальные люди, испытывают всю гамму чувств и формируют привязанности к близким людям.
Некоторым из них действительно может быть несколько сложнее выражать свои эмоции и понимать эмоции других людей.
Но этому можно учиться.
Фото: Tyler Nix / Unsplash
Миф №13. Аутичные люди не способны любить
Миф о том, что аутичные люди не могут строить романтические отношения, очень распространен. Но это не так. Люди с аутизмом, как и любой человек, хотят любить, дружить и иметь близких людей.
Миф №14. Люди с РАС никогда не смотрят в глаза собеседнику
Что помогает бороться с мифами?
Наталья призналась, что, исходя из ее наблюдений, в обществе в последнее время стало гораздо меньше категоричных суждений, мифов и определений аутизма. При этом стало больше вопросов о том, как аутизм проявляется, в чем конкретно он влияет на людей, в чем его сложность.
«Люди проявляют любопытство и интерес, пытаясь разобраться в этом, и это однозначно лучше, чем апеллировать мифами или делать неверные выводы», — заключила Злобина.
Диагностика заболевания
Диагностировать данное заболевание, особенно на ранних стадиях, очень сложно. Ведь и у обычных детей может прослеживаться отставание в развитии и отстраненность от малознакомых людей. Диагностика аутизма должна происходить в то время, когда родители заметили первые признаки формирования отклонений у ребенка, самым типичным из которых является искаженное восприятие пациентом окружающей действительности.
Заподозрить данное заболевание можно и при внутриутробном развитии. Грамотный специалист заметит отклонения уже во втором триместре беременности, когда интенсивный рост тела и мозга плода, может являться признаком аутизма.
Диагноз аутизм в обязательном порядке ставит врач, проводя различные диагностические тесты, а также тест на уровень интеллекта. Специалист обязан проверить речевые функции ребенка, недостаток коммуникаций и разносторонность его интересов. Важна при этом и социальная активность пациента.
При любых сомнениях проводится анализ, позволяющий исключить другие возможные заболевания: умственную отсталость, речевые или слуховые нарушения, а также ДЦП – так называемая дифференциальная диагностика. Чаще всего при этом назначается консультация логопеда, а также обследование у офтальмолога или сурдолога. В некоторых случаях проводят УЗИ или МРТ головного мозга.
Зачастую в раннем возрасте диагностировать аутизм у ребенка не представляется возможным, однако с годами его проявления становятся более отчетливыми. Но даже позднее лечение впоследствии приводит к существенному улучшению состояния больного.
Синдром Аспергера
Дети с синдромом Аспергера, носят самую лёгкую степень из расстройств аутического спектра, в частности, потому, что симптомы более управляемым и эти дети, как правило, имеют прекрасный прогноз на будущее с помощью постоянных и правильных методов коррекции. У них часто не прослеживается значительной задержки речи по сравнению с другими в спектре, но у них так же возникают трудности в социализации и коммуникации.
Ниже приведено в пример поведение, которое тесно связанно с синдромом Аспергера:
- Ограниченные или неадекватные социальные взаимодействия
- Повторная речь, речь выглядит заученной и монотонной, как у робота
- Проблемы с невербальной коммуникацией (жесты, выражение лица, и т.д.)
- Тенденция обсуждать себя, а не других
- Неспособность понять социальные и эмоциональные проблемы
- Отсутствие контакта глаз при взаимной беседе
- Одержимость конкретными, часто необычными темами
- Разговоры часто носят односторонний характер
- Неловкие движения или манерность
Из-за отсутствия явных признаков аутизма этот синдром трудно заметить, пока ребенок не начнет посещать детски сад, школу и другие общественные места.
Часто симптомы этого синдрома путают с другими поведенческими проблемами, такими как синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ).
Еще одним распространённой чертой «аспергера» является неспособность понять намерения другого человека, действия, слова и поведение. Они не понимают юмор, сатиру, намёки и т.д. Кроме того, дети с этим синдромом не могут инстинктивно реагировать на «универсальные» невербальные сигналы, такие как улыбка, «хмурые» брови и т.д.
Некоторые люди с синдромом Аспергера имеют своеобразную манеру разговаривать: чрезмерно громко, монотонно или с необычной интонацией. «Аспергеры» испытывают трудности со своими эмоциями. Они могут плакать или смеяться в неподходящее время.
Как правило, «аспергеры» на первый взгляд мало чем отличаются от обычных детей. Они просто немного другие дети, их можно назвать вычурно общающимися, детьми с хорошей вербализацией, их называют детьми с высоко функциональным аутизмом. В мире уже подумывают о том, чтобы синдром Аспергера вынести из общего спектра аутизма
Виртуальный аутизм
По последним результатам исследований, дети, которые большой промежуток времени пребывают перед экранами телевизоров, мониторами, планшетами, мобильными телефонами, начинают проявлять специфические для РАС симптомы. Данному явлению дали название «виртуальный аутизм».
Современные интернет-технологии могут играть отягчающую роль в проявлении заболевания, его стадии и формы. В период длительного просмотра мультфильмов или за игрой на ПК или смартфоне у ребенка происходит торможение работы нейронных областей, иными словами, он полностью зацикливается на одном действии, запуская необратимый процесс деструкции в мозге.
По наблюдениям врачей, у пациентов отмечались улучшения состояния после полной изоляции от экранов в течение 7 дней.
Да, в эру современных технологий сложно оградить ребенка полностью от гаджетов. Поэтому рекомендуем постепенно сокращать время просмотра любимых передач или мультфильмов, подбирая замещающие интересные действия – например, чаще выходите на прогулки, играйте в подвижные игры (прятки, догонялки), лепите, рисуйте и т.д
Ребенку нужно внимание
Высокофункциональный аутизм у детей
Сегодня различают несколько классификаций РАС. Среди которых есть и высокофункциональный аутизм (ВФА) у детей. Обычно считают, что пациенты с диагностированным ВФА – это в своем роде гении.
Признаки высокофункционального аутизма:
- Наличие незначительной речевой задержки, ребенок без особых сложностей овладевает полноценным словарным запасом.
- У детей своевременно развивается весь необходимый спектр умственных навыков, они спокойно ориентируются в окружающей среде.
- Гиперактивность.
- Проблемы в тесном контакте со сверстниками, сложно заводят дружбу, часто избегают диалога.
Из научных статей можно сделать вывод, что при данной категории РАС, проблемы поведенческого спектра начинают проявляться в школьном или даже подростковом возрасте. Для коррекции часто применяют слабые медикаменты, которые воздействуют на функциональность мозговой деятельности (стимуляторы).
ВФА может проявляться в:
- сенсорной гиперчувствительности;
- социальной неловкости;
- тревожности и приступах депрессий;
- трудностях самоорганизации;
- эмоциональной нестабильности;
- неприятии сложных речевых конструкций.
История диагноза
Симптомы РАС обычно выявляются к двум годам (в частности, при РАС у трети детей одновременно наблюдается регресс навыков). Дети с детским дезинтегративным расстройством, как правило, имеют худший исход среди людей с РАС. Страдают их когнитивные и коммуникативные навыки. Большинство детей с детским дезинтегративным расстройством испытывают отчетливый продром, характеризующийся приступами тревоги и ужаса без каких-либо последовательных медицинских, экологических или психосоциальных триггеров.
Ребенок, страдающий детским дезинтегративным расстройством, демонстрирует нормальное развитие, и у него обычно развивается соответствующее возрасту вербальное и невербальное общение, а также социальные отношения, двигательные навыки, игры и самообслуживание по сравнению с другими детьми того же возраста. Однако к 2-10 годам они почти полностью теряют приобретенные навыки в 2 из следующих 6 функциональных областей:
- Восприимчивые языковые навыки (понимание языка: слушание и понимание того, что сообщается);
- Выразительные языковые навыки (способность произносить речь и передавать сообщение);
- Социальные навыки и навыки самообслуживания;
- Контроль кишечника и мочевого пузыря;
- Двигательные навыки;
- Навыки игры.
Нарушение функций также происходит при социальных взаимодействиях и коммуникациях.
Критерии 10-го пересмотра Международной статистической классификации болезней и связанных с ними проблем со здоровьем (МКБ-10) для диагностики детского дезинтегративного расстройства (ВОЗ)
- Для постановки этого диагноза требуется нормальное развитие в возрасте не менее двух лет; наличие нормальных, соответствующих возрасту показателей в области общения, социальных отношений, игр и адаптивного поведения в возрасте двух лет или позже.
-
Определенная потеря ранее приобретенных навыков в начале расстройства. Диагноз требует клинически значимой потери навыков (а не просто неспособности использовать их в определенных ситуациях) по крайней мере в двух из следующих областей:
- Выразительный или восприимчивый язык;
- Воспроизвести;
- Социальные навыки или адаптивное поведение;
- Контроль кишечника или мочевого пузыря;
- Двигательные навыки.
-
Качественно ненормальное социальное функционирование, проявляющееся по крайней мере в двух из следующих областей:
- Качественные отклонения во взаимном социальном взаимодействии (типа, определенного для аутизма);
- Качественные нарушения в общении (типа, определенного для аутизма);
- Ограниченные, повторяющиеся и стереотипные модели поведения, интересов и занятий, включая двигательные стереотипы и манеры;
- Общая потеря интереса к объектам и окружающей среде.
- Это расстройство не относится к другим разновидностям распространенного нарушения развития, приобретенной афазии с эпилепсией, избирательным мутизмом, шизофренией и синдромом Ретта.
Сопутствующие проблемы
Чаще всего аутизм проявляется в виде трудностей с социальной коммуникацией и ограниченного повторяющегося поведения. Но, помимо этого, у ребенка может быть слабо развита речь и могут наблюдаться другие когнитивные нарушения. Также основным симптомам могут сопутствовать совершенно разные проблемы со здоровьем. Они делают диагностику аутизма еще более сложной. Например, аутизм часто сцеплен с такими нарушениями, как эпилепсия, генетические синдромы, желудочно-кишечные нарушения, СДВГ. То есть они сосуществуют рядом, но не являются причиной друг друга (в научной литературе это называется коморбидностью).
Другим важным аспектом является то, что поведенческие нарушения, проявления агрессии, аутоагрессии и других форм нежелательного поведения не имеют отношения к диагностическим критериям РАС. В большинстве случаев данные проявления обусловлены недостаточным развитием коммуникации ребенка, а также особенностями его окружения. Понимание коммуникативных потребностей детей и адекватная программа помощи позволяют снизить проявления проблемного поведения и осваивать академические и социальные навыки в менее ограничивающем окружении.