Когда нужна коррекция звука ребенку?
Ход логопедического занятия
1. Организационный момент
Педагог обращает внимание детей на коррекционную дорожку со следами синички. Педагог
Посмотрите, на снегу есть маленькие следы
Педагог. Посмотрите, на снегу есть маленькие следы.
Кто-то, наверное, здесь прыгал
И следы оставлял.
По следам мы этим пойдем,
может, мы кого-то найдем.
Дети идут по коррекционной дорожке и находят синицу (игрушку или картинку с изображением синицы), приглашают ее к себе на занятие. Педагог предлагает детям покормить синицу зерном. Дети насыпают зерно для синички, потом садятся за столы.
3. Развитие речевого слуха и фонематического восприятия
Педагог. Послушаем песенку синички и определим, какой звук повторяется чаще.
Я маленькая синичка —
синь, синь, синь.
И высоко в синем небе —
синь, синь, синь —
Я пою весело,
Потому что весна уже близко.
5. Артикуляционная гимнастика
Упражнения для подвижности губ: «Улыбка», «Трубочка», «Улыбка», «Колечко».
Упражнения для языка:
— «Лопата». Открыть рот, спокойно выдвинуть широкий язык и удерживать его под счет взрослого от 1 до 10.
— «Накажи непослушный язык». Полуоткрытый рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и поплямкать губами 5-6 раз, произнося звуки пя-пя-пя, а затем подержать спокойно широкий язык в открытом рту под счет взрослого от 1 до 10.
— «Послушный язычок». Полуоткрытый рот, широкий язык спокойно расположить за нижними зубами, удерживать неподвижно под счет взрослого от 1 до 10.
— «Прятки». Полуоткрытый рот, широкий язык выдвинуть вперед, удерживать под счет взрослого от 1 до 5, спрятать широкий язык в нижнее зазубное положения, удерживать его под счет от 1 до 5.
6. Физкультминутка
Синичка по двору летала,
Зернышки на земле искала.
(Дети бегают, машут руками, имитируя полет птиц)
Присела у кормушки,
Поклевала зерен немножко.
(Дети приседают, показывают пальцем, как птички клюют зерна)
Подкрепилась, отдохнула,
Снова ввысь упорхнула.
(Дети имитируют полет птиц и возвращаются на свои места)
7. Гимнастика для глаз
Отдохнули все малыши,
Отдохнут глазки.
(Дети закрывают глаза)
За синичкой следите,
Куда летит — говорите.
Дети открывают глаза, педагог движет синицу несколько раз влево-вправо, вверх-вниз; дети, не поворачивая головы, глазами следят за движениями синички.
8. Закрепление правильного произношения звука
— Как свистит ветер на улице? (С-с-с-с-с)
Воспитатель показывает предметную картинку с изображением шины.
— Как из шины выходит воздух, когда его выпускают? (С-с-с-с-с)
Учитель показывает предметную картинку с изображением велосипеда.
— Как накачивают велосипедную шину насосом? (С-с-с-с-с)
Повторяем слоги:
си-си-си-си,
се-се-се-се,
са-са-са-са,
со-со-со-со,
су-су су-су.
Произносим звук в словах. Перед каждым ребенком на индивидуальных фонах разложены раздаточные предметные картинки, в названии которых есть звук ; предлагаем детям рассмотреть картинки и определить место звука в словах: в начале, в середине или в конце слова.
9. Дидактическая игра «Подберите картинки»
Детям предлагается подойти к демонстрационному мольберту, на котором расположены предметные картинки, и поочередно в верхней строке разложить картинки, в названии которых есть звук , а в нижней строке — картинки, в названии которых нет звука .
10. Произношение звука в фразах
На демонстрационном мольберте иллюстрация, где изображена девочка, которая едет на санках. Предлагаем детям рассмотреть иллюстрации и рассказываем: «Соня села на санки. Санки скатились по снегу». Закрепляем фразы с детьми сначала коллективно, затем индивидуально.
11. Зрительная коррекция. Дидактические задачи «Отсортируем семена для птичек»
Дети слушают аудиозапись щебетания синички.
Учитель. Видимо, птичка проголодалась. Подберите для нее семена. Вот тарелка с семенами подсолнечника и тыквы. Какие семена любят синицы? (Синички любят семена подсолнечника) Белые семечки отдадим сороке. Каждому ребенку дают одну тарелочку со смешанным семенами и две пустые. Дети сортируют семена подсолнечника и тыквы в отдельные тарелки. Пока дети работают, в аудиозаписи звучит:
Под окошком кормушка
Для сороки и синицы,
Мы семян отберем,
Кормить их пойдем.
Учитель. Возьмем семян на прогулку и покормим птиц.
Правильная артикуляция звука “С”
Чтобы непослушный “С” зазвучал правильно, давайте выстроим такую конструкцию:
- Губы слегка улыбаются.
- Зубы сжаты либо отстоят друг от друга на 1-2 миллиметра.
- Язык упирается в нижние резцы. Его боковые части соприкасаются вверху с коренными зубами, а спинка выгнута.
- Вдоль языка образуется желобок, по нему с сильным напором течет воздух.
- Верхнее мягкое небо не дает ему попасть в полость носа.
- Голосовые связки расслаблены.
Получилось?
Артикуляционный профиль звука “С” выглядит так:
Артикуляционный уклад мягкого “Сь” отличается от “С” тем, что средняя часть языка приподнимается вверх, а передняя становится более плоской, желобок при этом сглаживается.
Конспект Логопедического занятия Звуки [с] и [с’]
Подготовила Елена Наследова
Тема: Звуки и .
Цели:
1. Коррекционно-образовательные:
- Учить детей различать звуки и ;
- Учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости;
- Продолжать обучать детей звуковому анализу слов;
2. Коррекционно-развивающие:
- развитие фонематического слуха;
- зрительной, слуховой памяти и внимания;
- развивать артикуляционную моторику.
3. Коррекционно-воспитательные:
воспитывать внимательное отношение друг к другу.
Оборудование: предметные картинки, зеркала, книга.
Предварительная работа: знакомство со звуком буквой и звуком
I . Организационный момент.
– Начнем мы сегодня занятие с «Гимнастики для ума». Ответьте мне на вопросы:
- Самая болтливая птица (сорока).
- Ночная птица (сова).
- Число, следующее за числом шесть (семь)
- Птица с желтой грудкой (синица)
- Усатая рыба (сом)
- Что видим, когда спим (сон)
- Цвет моря (синий)
- Насекомое, напоминающее вертолет (стрекоза)
– Какие звуки часто повторялись в словах? (Звук и ).
– Сегодня на занятии мы будем произносить звуки и и искать слова, в которых эти звуки встречаются.
II. Основная часть
-А чтобы правильно произносить эти звуки надо сделать упражнения для губ и язычка.
1. Артикуляционная гимнастика: упражнения «Лягушка», «Слоник», «Лопаточка».
2. Игра «Гости»
– Посмотрите к нам пришли гости. А вы хотите узнать, как их зовут?
– Я вам подскажу. Имя девочки начинается со звука Как ее могут звать? (Света, Соня Снежана)
-А имя мальчика начинается со звука . Как зовут мальчика? (Сема, Сережа).
– Какой звук вы слышите в начале слова Соня? ( звук )
– Дима, дай характеристику звуку . (Звук — согласный, твердый, глухой, свистящий обозначаем синий фишкой)
– А в слове Сема? (звука )
– Ева дай характеристику звуку . (Звук — согласный, мягкий, глухой, свистящий обозначаем зеленой фишкой)
– В чем сходство между звуками и ? (оба звука согласных, глухих, свистящих)
– А в чем разница между ними? (Звук – твердый, а звук — мягкий).
3. Игра «Угостим гостей».
– Наши гости проголодались, я для них приготовила угощения. Давайте угостим их.
– Соню угостим угощениями со звуком .
– Чем угостим Соню? (Соню угостим мясом, салом, маслом, соком).
– А Сему угостим угощениями со звуком .
– Чем угостим Сему? (семечками, селедкой, персиком, апельсином).
– А чем еще можно угостить Соню и Сему? (сливой, сливками, киселем).
Гости наши теперь сыты.
4. Игра «Расселим животных».
– Посмотрите, Соня и Сема принесли нам книгу. Книга эта о животных, но звери все убежали. Давайте поможем расселить животных в книгу. Посмотрите в книге одна страница синяя, а другая зеленая. Если слышим звук в названии животного, то поселяем его на синюю страничку, а если слышим звук то на зеленую страничку.
– Кого мы поселили на синюю страничку? (собаку, свинью, лису) – Кого мы поселили на зеленую страничку? (поросенка, лося)
– Соня с Семой немного устали давайте поиграем в мяч.
III. Динамическая пауза. Игра с мячом «Назови детеныша»
Свинья- поросенок, лось- лосенок, сова-совенок, крыса-крысенок, лиса- лисенок, сорока-…, соболь-….рысь-…
IV. Закрепление материала.
Игра «Магазин»
– Соню мама послала в магазин и попросила купить там все, что начинается со звука. Возьмите синий карандаш и закрасьте бантики около этих предметов.
– Какие предметы нашел Артем? (скакалку, самосвал, стул)
– А какие предметы увидела Вика? (стол, самовар, сок)
(практическое выполнение задания)
Звуковой анализ слов.
– Ребята нашим гостям пришла пора возвращаться домой давайте выложим их имена с помощью фишек.
(выкладывание слов)
Молодцы все справились.
V. Итог
– Пришла пора нам возвращаться в группу. С какими звуками мы произносили и искали слова сегодня? (звуками и ).
Оценивание деятельности учащихся
Список используемой литературы:
1.Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи.-М.: «Мозаика – Синтез», 2006.-96с.
2. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учимся говорить и писать (конспекты фронтальных логопедических занятий).- М.: «Гном» 2001г., 79с
Предыдущий материал из рубрики —
Конспекты логопедических занятий:
СОХРАНИТЬ У СЕБЯ в:
Разместить свои материалы на Логопедия для всех Узнай КАК?
Рубрики: Конспекты логопедических занятий
Упражнения по автоматизации
Постановка звука начинается с выявления проблем в произношении, затем необходимо подготовить речевой аппарат и ротовую полость к правильному произношению, научиться произносить звук правильно, поставить легкое произношение и автоматизировать его. Для этого используется следующий метод: нужно постепенно вводить звук сначала в слоги, после этого в простые и сложные слова, после чего предложения и свободную речь.
Изолированное произношение достигается многократным произношением изолированного звука при постоянном контроле движения зубов, языка и губ.
Когда ребенок начнет легко выполнять простые и сложные артикуляционные упражнения, и будет извлекать звук правильно, нужно вводить в занятие произношение прямых и обратных слогов. Прямые слоги — Са, Сы, Сэ, Со, Су. Обратные — Ас, Ыс, Эс, Ос, Ус. Автоматизация мягкого Сь также важна — Ся, Сю, Си, Сё и в обратном положении.
Постановка звука и автоматизация в логопедии обусловлены не только необходимостью поставить произношение, но и преодолеть неправильные условно-рефлекторные соединения и связки.
Важна не только постановка звуков, но и автоматизация произношения губы и язык должны автоматически принимать нужное положение для того, что произнести звук правильно
Автоматизация в живой разговорной речи может производиться с помощью заучивания стихов и песен — логопедия большое внимание уделяет именной ритмическим упражнениям. Если возникают сложности с подбором подходящего материала, всегда можно посмотреть видео, где показана правильная автоматизация звука с помощью песен, стихов и скороговорок.
Конспект индивидуального занятия на тему: Постановка звука [C]
Кудряшева Е.А.учитель-логопед, МБОУ СОШ №30 г.Калуги
Задачи:
1.Развитие моторики органов артикуляционного аппарата, отработка правильной воздушной струи.
2. Постановка звука .
3. Развитие фонематического слуха.
4. Развитие мелкой моторики.
Оборудование: сюжетная картинка «велосипедист», схема слогов со звуком для чтения.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Сейчас мы будем играть с нашим язычком и губками перед зеркалом.
Комплекс артикуляционной гимнастики:
Упражнение «Подуй на снежинку»
Цель: отработка правильной воздушной струи.
Методические указания: положить кусочек ватки на ладошку, с силой выдыхать воздух через губы, вытянутые вперёд «трубочкой».
Упражнение «Задуй свечку, пусти ветерок»
Цель: отработка правильной воздушной струи.
Методические указания: вытянуть губы вперёд «трубочкой» и с силой подуть по желобку, образовавшемуся посередине языка.
Упражнение «Буратино»
Цель: выработка умения удерживать губы, растянутые в улыбке, укрепление круговой мышцы губ.
Методические указания: растянуть губы в улыбку, удержать улыбку, а про себя сосчитать до десяти.
Упражнение «Почистим зубки»
Упражнение «Язык-силач»
Упражнение «Часики»
2. Сообщение темы занятия.
Сегодня мы будем учиться правильно произносить звук .
Для того, чтобы правильно произнести звук нужно улыбнуться, кончик языка упереть в нижние зубы, боковые края языка плотно прижать к верхним боковым зубам; по середине языка идёт сильная холодная струя воздуха (показ).
Посмотри на картинку, у велосипедиста спустились шины, давай попробуем ему помочь накачать их.
а) Упражнение «Насос»
Воздух выходит из насоса и свистит (отработка упражнения по подражанию).
б) Теперь мы будем произносить звук длительно и добавлять к нему гласные звуки. Посмотрим, какие же слоги у нас будут получаться.
Словарный материал:
С —— А = СА
С——-О = СО
С——-У = СУ
С——-Ы = СЫ
С——-Э = СЭ
в) Прочитать слоги по схеме:
Словарный материал: СА СО СУ СЫ СЭ
3.Физкультминутка
Вышли пальчики гулять,
А вторые догонять,
Третьи пальчики бегом,
А четвёртые пешком.
Пятый пальчик побежал,
Споткнулся и упал.
4.Игра «Закончи слово слогом»
Словарный материал:
СА: ЛИ…(СА), КО…(СА), КОЛБА…(СА), КОЛЁ…(СА);
СЫ: У…(СЫ), БУ…(СЫ), ВОЛО…(СЫ), КО…(СЫ), ВЕ…(СЫ).
Игра «Угадай, где живёт звук?»
Определи по карточке с окошками и покажи, где живёт звук в начале слова, в середине или в конце.
Словарный материал: сани, маска, овёс, сабля, посуда, колосок, лес, автобус, сапоги, капуста, сундук. (Логопед называет слова, ребёнок определяет позицию звука).
Игра «Съедобное – несъедобное»
Я буду называть разные предметы, а ты поднимай руку, если названное слово обозначает съедобный продукт, а если оно содержит в названии звук , то поднимай две руки.
Словарный материал: картофель, газета, пряник, эскимо, кефир, рис, масло, салфетка, халва, сестра, стекло, салат, мусор, свекла, капуста, свет, сливы.
5.Итог занятия.
Какой звук мы учились правильно произносить?
Какие игры и упражнения тебе понравились?
Учимся произносить «С» дома
На домашних занятиях можно использовать популярные конспекты логопедов для дошкольного возраста. Они содержат как письменное описание упражнений, так и изображения, облегчающие понимание техники.
Родителям на заметку: пособие Богомоловой А. И.
Логопедическое пособие автора Богомоловой для занятий с детьми содержит комплекс упражнений, направленных на правильную артикуляцию и дыхание. Книга включает описание приема, технически помогающее поставить на место язык. Автор рекомендует использовать тонкую палочку, подобную тем, что остаются от популярного леденца: ребенок прислоняет кончик языка к нижним резцам, трубочка кладется до середины языка, вдоль, заставляя его образовать канавку, губы растягиваются, как при улыбке, чтобы научиться выговаривать букву С.
Постановка языка
Фонематика: учимся слышать
Занятия по постановке звука начинаются с правильного слухового восприятия. С первых минут начала урока букву не называют, а имитируют звук ветра, текущей воды, можно скомбинировать две буквы К и С и позвать кошку: «кс-кс». Правильно услышанный звук поможет поставить четкое произношение. Полезным упражнением будет произвольное тестирование слуха, когда взрослый произносит набор слогов, среди которых нет созвучных свистящих. Тестируемого просят хлопнуть в ладоши, когда он услышит слог с участием С.
Постановка звука: правильно произносим
Дома, обучая ребенка правильному произношению, полезно будет вооружиться зеркалом, в котором помещаются два отражения: взрослое и детское. Ребенку легче повторить, когда он видит правильную артикуляцию взрослого и результат своих стараний. Он самостоятельно поймет неверную постановку языка и сможет контролировать его местоположение.
Логопедические упражнения
Логопедические упражнения на произношение буквы С направлены на тренировку правильного положения кончика языка — он дожжен упираться в нижние резцы и не подниматься над ними:
- произносить многократно шепотом «ихи», после 10-15 повторов сомкнуть зубы и повторить снова, после чего попробовать произнести «неси»;
- тренировать произношение С, полностью сомкнув зубы;
- перед зеркалом наблюдать за движением языка при поочередном произношении С и Ш, чтобы понять разницу.
Занятие с зеркалом