Автоматизация твёрдого звука «с»

Конспект индивидуального логопедического занятия «постановка звука [c]» для детей 5 лет. воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - маам.ру

Когда нужна коррекция звука ребенку?

Ход логопедического занятия

1. Организационный момент

Педагог обращает внимание детей на коррекционную дорожку со следами синички. Педагог

Посмотрите, на снегу есть маленькие следы

Педагог. Посмотрите, на снегу есть маленькие следы.

Кто-то, наверное, здесь прыгал

И следы оставлял.

По следам мы этим пойдем,

может, мы кого-то найдем.

Дети идут по коррекционной дорожке и находят синицу (игрушку или картинку с изображением синицы), приглашают ее к себе на занятие. Педагог предлагает детям покормить синицу зерном. Дети насыпают зерно для синички, потом садятся за столы.

3. Развитие речевого слуха и фонематического восприятия

Педагог. Послушаем песенку синички и определим, какой звук повторяется чаще.

Я маленькая синичка —

синь, синь, синь.

И высоко в синем небе —

синь, синь, синь —

Я пою весело,

Потому что весна уже близко.

5. Артикуляционная гимнастика

Упражнения для подвижности губ: «Улыбка», «Трубочка», «Улыбка», «Колечко».

Упражнения для языка:

— «Лопата». Открыть рот, спокойно выдвинуть широкий язык и удерживать его под счет взрослого от 1 до 10.

— «Накажи непослушный язык». Полуоткрытый рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и поплямкать губами 5-6 раз, произнося звуки пя-пя-пя, а затем подержать спокойно широкий язык в открытом рту под счет взрослого от 1 до 10.

— «Послушный язычок». Полуоткрытый рот, широкий язык спокойно расположить за нижними зубами, удерживать неподвижно под счет взрослого от 1 до 10.

— «Прятки». Полуоткрытый рот, широкий язык выдвинуть вперед, удерживать под счет взрослого от 1 до 5, спрятать широкий язык в нижнее зазубное положения, удерживать его под счет от 1 до 5.

6. Физкультминутка

Синичка по двору летала,

Зернышки на земле искала.

(Дети бегают, машут руками, имитируя полет птиц)

Присела у кормушки,

Поклевала зерен немножко.

(Дети приседают, показывают пальцем, как птички клюют зерна)

Подкрепилась, отдохнула,

Снова ввысь упорхнула.

(Дети имитируют полет птиц и возвращаются на свои места)

7. Гимнастика для глаз

Отдохнули все малыши,

Отдохнут глазки.

(Дети закрывают глаза)

За синичкой следите,

Куда летит — говорите.

Дети открывают глаза, педагог движет синицу несколько раз влево-вправо, вверх-вниз; дети, не поворачивая головы, глазами следят за движениями синички.

8. Закрепление правильного произношения звука

— Как свистит ветер на улице? (С-с-с-с-с)

Воспитатель показывает предметную картинку с изображением шины.

— Как из шины выходит воздух, когда его выпускают? (С-с-с-с-с)

Учитель показывает предметную картинку с изображением велосипеда.

— Как накачивают велосипедную шину насосом? (С-с-с-с-с)

Повторяем слоги:

си-си-си-си,

се-се-се-се,

са-са-са-са,

со-со-со-со,

су-су су-су.

Произносим звук в словах. Перед каждым ребенком на индивидуальных фонах разложены раздаточные предметные картинки, в названии которых есть звук ; предлагаем детям рассмотреть картинки и определить место звука в словах: в начале, в середине или в конце слова.

9. Дидактическая игра «Подберите картинки»

Детям предлагается подойти к демонстрационному мольберту, на котором расположены предметные картинки, и поочередно в верхней строке разложить картинки, в названии которых есть звук , а в нижней строке — картинки, в названии которых нет звука .

10. Произношение звука в фразах

На демонстрационном мольберте иллюстрация, где изображена девочка, которая едет на санках. Предлагаем детям рассмотреть иллюстрации и рассказываем: «Соня села на санки. Санки скатились по снегу». Закрепляем фразы с детьми сначала коллективно, затем индивидуально.

11. Зрительная коррекция. Дидактические задачи «Отсортируем семена для птичек»

Дети слушают аудиозапись щебетания синички.

Учитель. Видимо, птичка проголодалась. Подберите для нее семена. Вот тарелка с семенами подсолнечника и тыквы. Какие семена любят синицы? (Синички любят семена подсолнечника) Белые семечки отдадим сороке. Каждому ребенку дают одну тарелочку со смешанным семенами и две пустые. Дети сортируют семена подсолнечника и тыквы в отдельные тарелки. Пока дети работают, в аудиозаписи звучит:

Под окошком кормушка

Для сороки и синицы,

Мы семян отберем,

Кормить их пойдем.

Учитель. Возьмем семян на прогулку и покормим птиц.

Правильная артикуляция звука “С”

Чтобы непослушный “С” зазвучал правильно, давайте выстроим такую конструкцию:

  1. Губы слегка улыбаются.
  2. Зубы сжаты либо отстоят друг от друга на 1-2 миллиметра.
  3. Язык упирается в нижние резцы. Его боковые части соприкасаются вверху с коренными зубами, а спинка выгнута.
  4. Вдоль языка образуется желобок, по нему с сильным напором течет воздух.
  5. Верхнее мягкое небо не дает ему попасть в полость носа.
  6. Голосовые связки расслаблены.

Получилось?

Артикуляционный профиль звука “С” выглядит так:

Артикуляционный уклад мягкого “Сь” отличается от “С” тем, что средняя часть языка приподнимается вверх, а передняя становится более плоской, желобок при этом сглаживается.

Конспект Логопедического занятия Звуки [с] и [с’]

Подготовила Елена Наследова

Тема: Звуки и .

Цели:

1. Коррекционно-образовательные:

  • Учить детей различать звуки и ;
  • Учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости;
  • Продолжать  обучать детей  звуковому анали­зу слов;

2. Коррекционно-развивающие:

  • развитие фонематического слуха;
  • зрительной, слуховой памяти и внимания;
  • развивать артикуляционную моторику.

3. Коррекционно-воспитательные:

воспитывать внимательное отношение друг к другу.

Оборудование: предметные картинки, зеркала, книга.

Предварительная работа: знакомство со звуком буквой  и звуком

I . Организационный момент.

– Начнем мы сегодня  занятие с «Гимнастики для ума». Ответьте мне на вопросы:

  • Самая болтливая птица (сорока).
  • Ночная птица (сова).
  • Число, следующее за числом шесть (семь)
  • Птица с желтой грудкой (синица)
  • Усатая рыба (сом)
  • Что видим, когда спим (сон)
  • Цвет моря (синий)
  • Насекомое, напоминающее вертолет (стрекоза)

– Какие звуки часто повторялись в словах? (Звук  и ).

– Сегодня на занятии мы будем произносить звуки и и искать слова, в которых  эти звуки  встречаются.

II. Основная часть

-А чтобы правильно произносить  эти звуки надо сделать упражнения для губ и язычка.

1. Артикуляционная гимнастика: упражнения «Лягушка», «Слоник», «Лопаточка».

2. Игра «Гости»

–  Посмотрите к нам пришли  гости. А вы хотите узнать, как их зовут?

– Я вам подскажу. Имя девочки начинается со звука Как ее могут звать? (Света, Соня Снежана)

-А имя мальчика начинается со звука . Как зовут мальчика? (Сема, Сережа).

– Какой звук вы слышите в начале слова Соня? ( звук )

– Дима, дай характеристику звуку . (Звук — согласный, твердый, глухой, свистящий обозначаем синий фишкой)

– А в слове Сема? (звука )

– Ева дай характеристику звуку .  (Звук — согласный, мягкий, глухой, свистящий обозначаем зеленой фишкой)

– В чем сходство между звуками   и ? (оба звука согласных, глухих, свистящих)

– А в чем разница между ними? (Звук – твердый, а звук — мягкий).

3. Игра «Угостим гостей».

– Наши гости проголодались, я для них приготовила угощения. Давайте угостим их.

–  Соню угостим угощениями со звуком  .

– Чем угостим Соню? (Соню угостим мясом, салом, маслом, соком).

– А Сему угостим угощениями со звуком .

– Чем угостим Сему? (семечками, селедкой, персиком, апельсином).

– А чем еще можно угостить Соню и Сему? (сливой, сливками, киселем).

Гости наши теперь сыты.

4. Игра «Расселим животных».

–  Посмотрите, Соня и Сема принесли нам книгу. Книга эта о животных, но звери все убежали. Давайте поможем расселить животных в книгу. Посмотрите в книге одна страница синяя, а другая зеленая.   Если слышим звук в названии животного, то поселяем его на синюю страничку, а если слышим звук   то на зеленую страничку.

– Кого мы поселили на синюю страничку? (собаку, свинью, лису) – Кого мы поселили на зеленую страничку? (поросенка, лося)

– Соня с Семой немного устали давайте поиграем в мяч.

III.   Динамическая пауза. Игра с мячом «Назови детеныша»

Свинья- поросенок, лось- лосенок, сова-совенок, крыса-крысенок, лиса- лисенок, сорока-…, соболь-….рысь-…

IV. Закрепление материала.

Игра «Магазин»

– Соню мама послала в магазин и попросила купить там все, что начинается со звука. Возьмите синий карандаш и закрасьте бантики около этих предметов.

– Какие предметы нашел Артем? (скакалку, самосвал, стул)

– А какие предметы увидела  Вика? (стол, самовар, сок)

(практическое выполнение задания)

Звуковой анализ слов.

– Ребята нашим гостям пришла пора возвращаться домой давайте выложим их имена с помощью фишек.

(выкладывание слов)

Молодцы все справились.

V. Итог

– Пришла пора нам возвращаться в группу.  С какими звуками мы произносили и искали слова сегодня? (звуками   и ).

Оценивание деятельности учащихся

Список используемой литературы:

1.Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи.-М.: «Мозаика – Синтез», 2006.-96с.

2. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учимся говорить и писать (конспекты фронтальных логопедических занятий).- М.: «Гном» 2001г., 79с

Автору приятно, тебе не сложно — нажми «МНЕ НРАВИТСЯ»

Предыдущий материал из рубрики —


Конспекты логопедических занятий:

СОХРАНИТЬ У СЕБЯ в:


Разместить свои материалы на Логопедия для всех Узнай КАК?

Рубрики: Конспекты логопедических занятий
 

Упражнения по автоматизации

Постановка звука начинается с выявления проблем в произношении, затем необходимо подготовить речевой аппарат и ротовую полость к правильному произношению, научиться произносить звук правильно, поставить легкое произношение и автоматизировать его. Для этого используется следующий метод: нужно постепенно вводить звук сначала в слоги, после этого в простые и сложные слова, после чего предложения и свободную речь.

Изолированное произношение достигается многократным произношением изолированного звука при постоянном контроле движения зубов, языка и губ.

Когда ребенок начнет легко выполнять простые и сложные артикуляционные упражнения, и будет извлекать звук правильно, нужно вводить в занятие произношение прямых и обратных слогов. Прямые слоги — Са, Сы, Сэ, Со, Су. Обратные — Ас, Ыс, Эс, Ос, Ус. Автоматизация мягкого Сь также важна — Ся, Сю, Си, Сё и в обратном положении.

Постановка звука и автоматизация в логопедии обусловлены не только необходимостью поставить произношение, но и преодолеть неправильные условно-рефлекторные соединения и связки.

Важна не только постановка звуков, но и автоматизация произношения губы и язык должны автоматически принимать нужное положение для того, что произнести звук правильно

Автоматизация в живой разговорной речи может производиться с помощью заучивания стихов и песен — логопедия большое внимание уделяет именной ритмическим упражнениям. Если возникают сложности с подбором подходящего материала, всегда можно посмотреть видео, где показана правильная автоматизация звука с помощью песен, стихов и скороговорок.

Конспект индивидуального занятия на тему: Постановка звука [C]

Кудряшева Е.А.учитель-логопед, МБОУ СОШ №30 г.Калуги

Задачи:

1.Развитие моторики органов артикуляционного аппарата, отработка правильной воздушной струи.

2. Постановка звука .

3. Развитие фонематического слуха.

4. Развитие мелкой моторики.

Оборудование: сюжетная картинка «велосипедист», схема слогов со звуком для чтения.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Сейчас мы будем играть с нашим язычком и губками перед зеркалом.

Комплекс артикуляционной гимнастики:

Упражнение «Подуй на снежинку»

Цель: отработка правильной воздушной струи.

Методические указания: положить кусочек ватки на ладошку, с силой выдыхать воздух через губы, вытянутые вперёд «трубочкой».

Упражнение «Задуй свечку, пусти ветерок»

Цель: отработка правильной воздушной струи.

Методические указания: вытянуть губы вперёд «трубочкой» и с силой подуть по желобку, образовавшемуся посередине языка.

Упражнение «Буратино»

Цель: выработка умения удерживать губы, растянутые в улыбке, укрепление круговой мышцы губ.

Методические указания: растянуть губы в улыбку, удержать улыбку, а про себя сосчитать до десяти.

Упражнение «Почистим зубки»

Упражнение «Язык-силач»

Упражнение «Часики»

2. Сообщение темы занятия.

Сегодня мы будем учиться правильно произносить звук .

Для того, чтобы правильно произнести звук нужно улыбнуться, кончик языка упереть в нижние зубы, боковые края языка плотно прижать к верхним боковым зубам; по середине языка идёт сильная холодная струя воздуха (показ).

Посмотри на картинку, у велосипедиста спустились шины, давай попробуем ему помочь накачать их.

а) Упражнение «Насос»

Воздух выходит из насоса и свистит (отработка упражнения по подражанию).

б) Теперь мы будем произносить звук длительно и добавлять к нему гласные звуки. Посмотрим, какие же слоги у нас будут получаться.

Словарный материал:

С —— А = СА

С——-О = СО

С——-У = СУ

С——-Ы = СЫ

С——-Э = СЭ

в) Прочитать слоги по схеме:

Словарный материал: СА СО СУ СЫ СЭ

3.Физкультминутка

Вышли пальчики гулять,

А вторые догонять,

Третьи пальчики бегом,

А четвёртые пешком.

Пятый пальчик побежал,

Споткнулся и упал.

4.Игра «Закончи слово слогом»

Словарный материал:

СА: ЛИ…(СА), КО…(СА), КОЛБА…(СА), КОЛЁ…(СА);

СЫ: У…(СЫ), БУ…(СЫ), ВОЛО…(СЫ), КО…(СЫ), ВЕ…(СЫ).

Игра «Угадай, где живёт звук?»

Определи по карточке с окошками и покажи, где живёт звук в начале слова, в середине или в конце.

Словарный материал: сани, маска, овёс, сабля, посуда, колосок, лес, автобус, сапоги, капуста, сундук. (Логопед называет слова, ребёнок определяет позицию звука).

Игра «Съедобное – несъедобное»

Я буду называть разные предметы, а ты поднимай руку, если названное слово обозначает съедобный продукт, а если оно содержит в названии звук , то поднимай две руки.

Словарный материал: картофель, газета, пряник, эскимо, кефир, рис, масло, салфетка, халва, сестра, стекло, салат, мусор, свекла, капуста, свет, сливы.

5.Итог занятия.

Какой звук мы учились правильно произносить?

Какие игры и упражнения тебе понравились?

Учимся произносить «С» дома

На домашних занятиях можно использовать популярные конспекты логопедов для дошкольного возраста. Они содержат как письменное описание упражнений, так и изображения, облегчающие понимание техники.

Родителям на заметку: пособие Богомоловой А. И.

Логопедическое пособие автора Богомоловой для занятий с детьми содержит комплекс упражнений, направленных на правильную артикуляцию и дыхание. Книга включает описание приема, технически помогающее поставить на место язык. Автор рекомендует использовать тонкую палочку, подобную тем, что остаются от популярного леденца: ребенок прислоняет кончик языка к нижним резцам, трубочка кладется до середины языка, вдоль, заставляя его образовать канавку, губы растягиваются, как при улыбке, чтобы научиться выговаривать букву С.

Постановка языка

Фонематика: учимся слышать

Занятия по постановке звука начинаются с правильного слухового восприятия. С первых минут начала урока букву не называют, а имитируют звук ветра, текущей воды, можно скомбинировать две буквы К и С и позвать кошку: «кс-кс». Правильно услышанный звук поможет поставить четкое произношение. Полезным упражнением будет произвольное тестирование слуха, когда взрослый произносит набор слогов, среди которых нет созвучных свистящих. Тестируемого просят хлопнуть в ладоши, когда он услышит слог с участием С.

Постановка звука: правильно произносим

Дома, обучая ребенка правильному произношению, полезно будет вооружиться зеркалом, в котором помещаются два отражения: взрослое и детское. Ребенку легче повторить, когда он видит правильную артикуляцию взрослого и результат своих стараний. Он самостоятельно поймет неверную постановку языка и сможет контролировать его местоположение.

Логопедические упражнения

Логопедические упражнения на произношение буквы С направлены на тренировку правильного положения кончика языка — он дожжен упираться в нижние резцы и не подниматься над ними:

  • произносить многократно шепотом «ихи», после 10-15 повторов сомкнуть зубы и повторить снова, после чего попробовать произнести «неси»;
  • тренировать произношение С, полностью сомкнув зубы;
  • перед зеркалом наблюдать за движением языка при поочередном произношении С и Ш, чтобы понять разницу.

Занятие с зеркалом

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Конспект индивидуального логопедического занятия «автоматизация звука [ш]» (4 фото)

Правильная постановка звука ш

Занятия на постановку звука «ш»

Постановка при логопедических упражнениях на звук ш может происходить с помощью разных методов:

  • От «с».
  • От «т».
  • От «р».
  • И даже от «а, э, ы»

Постановка по методике Баловой О.И.

Правильная постановка звуков

Самым распространенным способом правильной постановки звука «ш» является метод от «с». Он применяется, когда нет никаких дефектов и проблем с речевым аппаратом

Также важно, чтобы свистящий звук был не ярко выражен. Малыш сначала начинает произносить «с», выпускает воздух, а затем чуть больше напрягает животик при выдохе

Таким образом получается шипение. Также можно попробовать при выдохе нажать легко на диафрагму (живот) малыша, чтобы помочь процессу. Мимика лица не должна меняться, никакого напряжения быть не может!

Обратите внимание! Трудности с произношением шипящих могут возникать при неправильном речевом дыхании, проблемах в речевом слухе и при индивидуальном строении уздечки. Поэтому следует предварительно выявить наличие данных вопросов и посетить специалистов

В случае их отсутствия приступать к постановке звуков с логопедом.

От «т» в логопедии производится постановка при межзубном сигматизме ребенка. Сначала кроху учат дотрагиваться верхних зубов, после очень медленно произносить правильный звук от «т».

От «р» постановка выполняется только при наличии уверенного «р». «Р» произносится тихо, почти шепотом, напор выдоха уменьшается – получается «ш».

От гласных постановку «ш» можно проводить дома, поскольку он не требует присутствия логопеда. Малыш произносит гласные, а специальным инструментом язык поднимает к небу.

Автоматизация звука

Автоматизация «ш» происходит при работе со слогами, словами и предложениями. Для более приятного времяпрепровождения можно купить специальные раскраски, картинки, карточки или альбом для рисования, где вместе с ребенком можно будет изображать иллюстрации. Малыш будет рисовать и одновременно проговаривать, тем самым закрепляя навыки.

Задания на «ш», раскраска

В игровой форме проводятся следующие мероприятия:

  • Сначала произносятся отдельные слоги: шо-ша-шу-шэ-ши,
  • Затем добавляются слова: шашка, шоссе, шишки,
  • И после можно переходить к предложениям, скороговоркам: шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Проверка правильности произношения

Проверить правильность произношения звуков ребенком, родители могут самостоятельно. Для этого существуют разные тесты. Можно использовать ту же методику, при помощи которой логопеды оценивают речь малыша на первом приеме: попросить выговаривать слова или слоги, содержащие шипящие звуки (например, шум, школа, пришел, шмель).

Для правильного произношения Ш язык должен быть похож на ковшик, располагаться в центре ротовой полости, не выпирать вперед

Важно, чтобы кончик был направлен кверху

Проверка должна проводиться поэтапно:

первый этап – общая проверка. Нужно попросить ребенка произнести пару легких предложений, в которых будут слова с буквой (например, «зимой следует носить шарф», «кошка поймала мышку»). Далее требуется перейти к произношению отдельных слов (опушка, шапка, хорошо, каша);

второй этап – проверка звука Ш изолированно

Уделяется внимание слогам. Необходимо попросить малыша произнести «ОШ», «ША», «ОШО», «УШУ»

Это позволит выяснить, насколько хорошо ребенку дается произношение звука. Бывает, что при такой проверке обнаруживаются проблемы с гласными звуками. Поэтому рекомендуется разнообразить слоги;

третий этап – проверка в отдельных слогах с глухими и звонкими согласными.

Для проверки произношения разных звуков существуют специальные карточки с яркими картинками. Они продаются в детских магазинах. Благодаря таким карточкам тест можно будет провести в виде приятной игры.

Автоматизация

Для правильного произношения сложных звуков одинаково важны и постановка и автоматизация звука. Если постановка звука ш уже была проведена при помощи логопедических упражнений, можно переходить к закреплению звука, то есть к автоматизации.

Автоматизация звука ш проводится при помощи отработки самого звука, слогов с этим звуком, а далее слов, предложений и текстов. Особую пользу постановка шипящих звуков получает от работы со чистоговорками, стишками, пословицами и т.д.

Буква ш в слогах и словах.

ШАлун, ШАхматы, ШАрф; ШОрох, ШОколад, ШОрты, ШЁлк, ШЁпот, ШЁл; ШУтка, ШУм, ШУба; ШИрота, ШИшка, ШИтье; ШЕстерка, ШЕлест, ШЕст и т.д.

  • Автоматизация звука ш с чтением словосочетаний.

МаША кормит малыША.

Летом ШАгать по улице хороШО.

ПаША и ДаША дали каШУ малыШУ.

ГлаША написала стиШОк о наШЕм малыШЕ.

Песни наШИ о чаШЕ с каШЕй хороШИ.

Говори ШЁпотом: спят еЩЁ стриЖАта у стриЖА.

У окоШЕчка на куШЕтке я леЖУ.

МиШЕнька, дай пыШЕчку и сказку расскаЖИ.

НаША НатаША всех девочек краШЕ.

Правильно говорить звук ш помогут также детские стишки.

Шёл из шахты шахтер
С плетеным лукошком,
А в лукошке комочек из шерсти.
Шахтер нашей Даше щеночка нашёл.
Пляшет и скачет Даша на месте:
«Как хорошо! У меня есть дружок!
Я ему испеку пирожок,
сяду шить ему шубку и шапку —
Будет счастлив мой чёрный щенок».

Чтобы ребенок понял, как правильно произносить сложные звуки, необходимо не только выполнять специальные упражнения, но и следить за правильностью собственной речи.

Если регулярно заниматься с ребенком над постановкой звуков, то вскоре можно будет забыть о проблеме, как научить ребенка говорить букву ш.

Почему не шипит буква «Ш»

Причины неправильного произношения могут включать:

Физиологические: неправильный прикус, большой язык, высокое небо. Качество произношения зависит также от развития речевого аппарата.

Длительное использование манекена. Это может вызвать искаженное свистящее и шипящее произношение.

«Няня

Младенцы делают орфографические ошибки, повторяя за старшими.

Повторение неправильного произношения для взрослых с дефектами речи.

Плохая память, мышление и внимание.

Нарушения речи (в некоторых случаях может развиться дислексия).

Если ребенок все еще не может произнести букву «сз» после домашних уроков, стоит обратиться к логопеду.

Когда родители должны «бить тревогу» и обращаться к логопеду?

Искажение и замена звуков у трехлетних детей не считается отклонением. Но если в 2 года у ребенка отсутствует речь, то стоит пойти на консультацию к специалисту. Только к 5 годам заканчивается формирование фонетического ряда.

Группа шипящих звуков устойчиво входит в речь к четырем годам. До этого времени отсутствие или искажение считается условной нормой. Не всегда родители могут заметить, что что-то не так.

Нарушение произношения «Ш» исправимо и часто устраняется сравнительно легко. Главное, чтобы занятия были регулярными и систематичными

Важно, чтобы сам маленький ученик имел желание исправить речь и правильно выговаривать «Ш»

Ребенок и родители должны проявить во время уроков терпение и настойчивость. Если результаты будут невелики, то стоит обратиться к логопеду, так как существуют случаи, когда неспособность выговаривать те или иные буквы объясняется физиологическими особенностями ребенка. Так, неправильный прикус может стать причиной картавости или шепелявости. В таких ситуациях врач может назначить специальные упражнения или хирургическую операцию, в зависимости от причин речевых трудностей. Специалист может поставить «Ш» от опорного звука с механической помощью, при помощи зонда или шпателя. Также логопед как профессионал может найти другие причины плохого произношения и работать с ними на более серьезном, нежели родители, уровне.

Автоматизация звука «Ш» в чистоговорках

Произносим чистоговорки, следим за правильным произношением звука «Ш».

Задание 1

  • Ша–ша–ша, Ша–ша–ша — у меня́ лапша́.
  • Шо–шо–шо, Шо–шо–шо — ле́том хорошо́.
  • Шу–шу–шу, Шу–шу–шу — я флажко́м машу́.
  • Шу–шу–шу, Шу–шу–шу — Ми́ше я пишу́.

Задание 2

  • Ши–ши–ши, Ши–ши–ши — поздравленье напиши́.
  • Ше–ше–ше, Ше–ше–ше — как прекра́сно на душе́.
  • Аш–аш–аш, Аш–аш–аш — я доста́ну каранда́ш.
  • Ош–ош–ош, Ош–ош–ош — есть на ку́хне о́стрый нож.

Задание 3

  • Ши–ши–ши, Ши–ши–ши — Ми́ша с Ма́шей малыши́.
  • Ши–ши–ши, Ши–ши–ши — на́ши де́ти хороши́.
  • Ша–ша–ша, Ша–ша–ша — уложи́ли малыша́.
  • Шу–шу–шу, Шу–шу–шу — ша́пку но́вую ношу́.

Задание 4

  • Уш–уш–уш, Уш–уш–уш — почини́л санте́хник душ.
  • Ош–ош–ош, Ош–ош–ош — у меня́ на блу́зке брошь.
  • Иш–иш–иш, Иш–иш–иш — за окно́м така́я тишь.
  • Ыш–ыш–ыш, Ыш–ыш–ыш — на реке́ шуми́т камы́ш.

Задание 5

  • Аш–аш–аш, Аш–аш–аш — мы постро́или шала́ш.
  • Шин–шин–шин, Шин–шин–шин — за окно́м шурша́ние шин.
  • Шол–шол–шол, Шол–шол–шол — дождь пока́пал и прошёл.
  • Шок–шок–шок, Шок–шок–шок — урони́ли мы горшо́к.

Задание 6

  • Аша–аша–аша, Аша–аша–аша — э́то на́ша Ма́ша.
  • Ашка–ашка–ашка, Ашка–ашка–ашка — на шкафу́ бука́шка.
  • Ошка–ошка–ошка, Ошка–ошка–ошка — на око́шке ко́шка.
  • Ушка–ушкаа–ушка, Ушка–ушка–ушка — Маши́на поду́шка.
  • Ышка–ышка–ышка, Ышка–ышка–ышка — вот шалу́нья мы́шка.

Почему не шипит буква «Ш»

Речевой аппарат и непосредственно речь ребенка требуют времени для развития. Если ребенок впервые применяет звук «ш», то несовершенство произношения — нормальное явление. Единственное, что нужно сделать, это вовремя скорректировать детский навык.

  • Другие возможные причины неправильного звучания могут составить рейтинг, в котором на первом месте окажутся физиологические особенности: строение прикуса, языка, неба, заболевания полости рта.
  • Прямую взаимосвязь с первым местом имеет второе: слишком длительное сосание пустышки. Уже давно замечено, что прикус чувствителен к присутствию соски, а в речи страдают именно шипящие и свистящие звуки.
  • Родительским ошибкам можно отдать почетное третье место. Задумайтесь, не слишком ли вы «заколыхали» и «засюсюкали» ребенка, и не пытается ли он подражать вашей манере звукопроизношения. Любые нарушения речи взрослых могут быть причиной детских логопедических ошибок.

    Подражание и копирование для детей — такие же способы познания опыта взрослых, как и игры или направленное обучение. Следите за собственной артикуляцией.

  • Только в пятой части случаев речь идет о действительно значимых затруднениях по двум причинам: общее недоразвитие, тормозящее становление речи; нарушения слуха и аппарата воспроизведения звуков.

Логопедические упражнения для детей

Важным аспектом успешного развития речи у детей является их участие в игровом процессе, в ходе которого можно эффективно применять логопедические упражнения. Эти упражнения специально созданы для укрепления мышц речевого аппарата и стимулирования правильного произношения звуков, что играет важную роль в формировании четкой и понятной речи у детей.

В процессе игры и выполнения логопедических упражнений дети не только развивают свои моторные навыки и координацию, но и активно учатся правильно формировать звуки, что оказывает положительное влияние на их артикуляционный аппарат и произношение

Это особенно важно в раннем детском возрасте, когда формируется основа для последующего языкового развития

Логопедические упражнения могут включать в себя игры с использованием различных материалов и предметов, песни, рифмовки на развитие дыхания и артикуляции звуков, а также задания на различение и дифференциацию звуковых образов.

Эффективное использование логопедических упражнений в игровой форме не только сделает процесс обучения более увлекательным для детей, но и поспособствует более глубокому и продуктивному усвоению материала, что в конечном итоге сказывается на качестве их речи и языковом развитии.

Обследование произношения звука «Ш»

Изучая произношение, специалист должен выяснить, как произносится тестируемый звук индивидуально, на словах, в речи. Для этого можно использовать фотографии с именами, содержащими букву «S»

Важно, чтобы он занимал другое место и соединялся с другими звуками. Молодого студента просят произнести стихотворение со словом «ш».

Если ребенок не произносит четко выделенную «S» — ему следует сначала составить этот звук, а затем закрепить его произношение в речи. Если ребенок правильно произносит один звук и дефект наблюдается только на словах, работайте над закреплением его в речи.

Ознакомьтесь с правилами дома:

  1. Ребенок в спокойном состоянии повторяет правильные слова для одного из родителей. Вынужденное произношение этого звука часто искажается.
  2. Ребенок не раз произносит правильный звук. Иногда дети даже с дефектом могут имитировать правильные звуки, и нарушение сразу не замечается. Легче услышать неправильное произношение в словах, в которых буква «S» произносится вместе с другими согласными. Для проверки ребенку следует произнести такие слова: каштан, каштан, пунш, мундштук.

У одних детей проблема может быть преодолена на первых занятиях, в то время как другие борются с дефектом постепенно, постепенно, выбирая правильные задания и техники.

Буква Р

3 этапа постановки звуков Ш и Ж

Постановка звука Ш поэтапно происходит в три действия. Сначала кратко охарактеризуем каждый этап. Более подробно разберем их ниже.

  1. Подготовка. Во-первых, тренируем верную артикуляцию для Ш. После, чтобы научить ребенка говорить шипящие, используем речевой комплекс.
  2. Постановка. Во-вторых, работаем над закреплением проговаривания Ш и Ж в словах. Ребенок воспроизводит шум дождя, шипение змеи, выход воздуха из пробитого колеса и т.д. Предлагаем ребенку повторить и запомнить скороговорки с шипящими звуками.
  3. Автоматизация. В-третьих, добиваемся механического произношения Ш.

Для этого предлагаем использовать следующие игры:

  • Игра-соревнование: дети играют со взрослым, по очереди называя все известные слова, начинающиеся на букву Ш или Ж.
  • Для второй игры берем книгу, в которой много картинок. Ребенок называет по картинкам все предметы, в которых есть Ш или Ж.
  • По аналогии с картинками, можно называть все встречающиеся предметы на улице, в которых есть буквы Ш или Ж.
  • Эта игра на слуховое восприятие. Взрослый называет разные слова, а ребенок повторяет те, в которых встречаются Ш и Ж.

Рассмотрим подробно каждый этап постановки шипящих согласных.

Постановка Ш при искаженном произношении

От разновидности сигматизма зависит способ постановки. У каждой из них свои причины, поэтому логопед подбирает приемы для их коррекции:

  • При межзубном варианте проводится точно такая же подготовительная работа, как и при отсутствии фонемы в речи. Упор делается на подъем языка, поэтому дополнительно отрабатывают четкое проговаривание Т, от которого будут ставить звук. Произнося Т, ребенок держит рот открытым. Нужно медленно проговорить звук, добавляя придыхание. Постепенно логопед учит ребенка удлинять воздушную струю и не задевать языком бугорки.
  • При боковом искажении используют механический способ. Перед постановкой укрепляют боковые края языка; учат поднимать и удерживать язык за зубами, формируют сильный длительный направленный выдох. Для постановки можно использовать специальный логопедический зонд или чайную ложку (если вы занимаетесь коррекцией в домашних условиях). Зондом или ложкой поднимают переднюю часть языка и убирают за верхние зубы, отодвигая его ближе к бугоркам. Ребенок прикусывает ложку и произносит С. Постепенно длительность выдоха увеличивается, формируется умение поднимать и удерживать язык в нужном положении самостоятельно.
  • Метод постановки от Р – этот способ используют редко, потому что для произнесения сонорной группы язык занимает аналогичное положение, что и для шипящих. Поэтому мало кто из детей может правильно говорить Р, имея нарушения произношения шипящих. Ребенок, держа рот открытым, произносит Р беззвучно. Взрослый, используя черенок чайной ложки, останавливает вибрацию. В результате получается шипение. Постепенно ложку используют меньше, ребенок приучается держать зубы вместе и произносить шипящий звук без механической помощи.
  • Метод постановки от свистящих. Ребенок произносит удлиненный С, взрослый под передний край языка помещает чайную ложку или зонд, поднимает его и отводит вглубь рта, пока в речи не услышит Ш. Постепенно ребенок учится самостоятельно поднимать и удерживать «чашечкой» язык.

Если имеются нарушения тонуса мышц языка, назначают курс логопедического массажа. Его выполняют зондами (для этого нужно пройти специальное обучение) или пальцами в стерильных одноразовых перчатках. Но вместе с массажем нужно делать артикуляционную гимнастику. Тогда подготовка органов артикуляции к постановке Ш будет эффективнее.

Звук Ш является основным в своей группе. Поэтому, исправив его произношение, легко поставить другие шипящие. Только нужно обязательно объяснять разницу в артикуляции, чтобы ребенок не смешивал их в речи. Заниматься постановкой других шипящих звуков нужно тогда, когда будет пройден этап автоматизации звука Ш в речи.

Буква С

Неверное выговаривание буквы С у детей встречается довольно часто. Варианты неправильного произношения С такие:

  • звук вообще отсутствует (сок — ок),
  • он заменяется более простым в произношении (собака — шабака и т.д.)
  • ребенок путает твердую и мягкую С (собака — сябака).

Произнесение буквы С требует натренированных мышц языка и губ, а также правильного дыхания.

Губы слегка улыбаются, видно верхние и нижние резцы. Зубы почти сомкнуты. Широкий кончик языка касается нижних передних зубов. Боковые края языка смыкаются с боковыми зубами верхней челюсти. Спинка языка и альвеолы образуют узкую щель для выхода сильной и холодной воздушной струи. Голосовые связки разомкнуты и не образуют голосовую вибрацию.

Натренировать речевой аппарат ребенка помогут артикуляционные и дыхательные упражнения.

Упражнения надо чередовать между собой  и выполнять под размеренный счет.

  • «Свист» — при сжатых зубах надо вытянуть губы трубочкой, как во время свиста.
  • «Улыбка» — губы растягиваются в улыбке, а зубы остаются разомкнутыми.
  • «Чистим зубы» — губы нужно разомкнуть, а кончиком языка проводить по зубам (справа налево и обратно, на верхней и нижней челюсти).
  • «Часики» — губы улыбаются, а кончик языка двигается поочередно к правому и левому уголку рта. Нижняя челюсть должна быть неподвижной.
  • «Качели» — ребенок должен языком попытаться добраться до кончика носа, до подбородка, до верхней и нижней губ, до пространства между зубами и губами верхней и нижней челюсти. Язык всегда остается широким, а губы не обтягивают зубы.

Игры с буквой С

  1. Продолжить чистоговорки (или даже придумать свои с помощью картинок). Са-са-са — по двору летит оса. Су-су-су — хорошо сейчас в лесу.
  2. Песенки, стишки, потешки.

Симпатичный дядя — Слон, Слушать сказки любит он. Сказки озорные, Самые смешные.

Солнце светит ясно — Всё у нас прекрасно! Солнце спряталось за лес, Месяц светит.. буквой С.

Сорочата у сороки Срочно делают уроки: Сто и сорок сорочат Строчки весело строчат.

  1. Лото (картинки и карточки с изображениями предметов, в названии которых есть буква С). Достаем картинку, произносим слово, кладем на карточку с ее изображением. Кто быстрее соберет полный набор картинок — тот и выиграл.
  2. Придумать предложение со словами. Взрослым нужно предварительно подготовить картинки (на них могут быть изображены часы, сушка, сосулька, колбаса, коса и т.д.)
  3. Загадки. Конечно же, в ответе-отгадке должна присутствовать буква С.

Вот гора, а у горы — Две глубокие норы. В этих норах воздух бродит: То заходит, то выходит.(Нос)

У нас под самой крышей белый гвоздь растет, Но как солнышко взойдет, Гвоздь растает, упадет.(Сосулька)

Бело покрывало на земле лежало, Лето пришло — оно все сошло.(Снег)

  1. Вспомнить слова на букву С. Произносить их надо по очереди. Кто знает больше слов — тот и выиграл.
  2. Пальчиковые игры, потешки (Мальчик-пальчик, Сорока-белобока и т.д)

Скороговорки с буквой С

  • Носит Сеня в сени сено. Будет Сеня спать на сене.
  • У осы не усы, не усищи, а усики.
  • У Сени с Саней в сетях сом с усами.
  • Коси, коса, пока роса. Роса долой — и мы домой.
  • Глядят подсолнухи на солнышко, а солнышко — на подсолнушки.
  • У киски в миске сливки скисли.
  • Ела киска суп из миски. Пуста миска, сыта киска.
  • В поле Фрося полет просо. Сорняки выносит Фрося.
  • Саша само совершенство, а еще самосовершенствуется.

Почему возникают проблемы с выговариванием шипящих звуков?

Есть разные причины неправильного произношения. Чаще всего проблема вызвана слабостью мышц языка – орган вместо того, чтобы подниматься вверх при выговаривании слов с буквой Ш, лежит на дне рта.

Распространенные проблемы с произношением шипящих звуков:

  • замена Ш на Т или отсутствие шипящего звука в речи. К примеру, вместо слова «шепот» ребенок говорит «тепот», а вместо «мишка» – «мика». Это может быть спровоцировано нарушением фонематического слуха, ранним возрастом;
  • замена Ш на Ф. Например, малыш вместо «шишка» говорит «фифка». Это нарушение называется губно-зубным сигматизмом. Проблема заключается в укороченной подъязычной уздечки, слишком активной работе губ, нарушении фонематического восприятия;
  • замена Ш на С. Например, ребенок говорит не «школа», а «скола». Эта проблема носит название свистящего сигматизма. Ее вызывает нарушение фонематического восприятия;
  • шепелявость. Возникает, если язык не повторяет форму ковшика, просовывается между нижними и верхними резцами, образуя щель. Воздушная струя рассеянная и слабая при произношении шипящих звуков;
  • вместо Ш слышится хлюпающий звук. Такая проблема называется боковой сигматизм. В этом случае один из углов губ немного оттянут либо опущен. Иногда у ребенка присутствует легкое смещение нижней челюсти вправо либо влево. При этом воздушная струя при произнесении звука Ш выходит по краям языка либо идет вбок;
  • вместо Ш слышится храп. Это нарушение называется носовой сигматизм. При наличии такой проблемы органы речи занимают нейтральное положение, язык оттянут вглубь рта, его задняя часть поднята и соединяется с мягким небом, а края опущены. Воздушная струя проходит через полость носа. Это случается при излишнем напряжении задней части языка.

Разминка

Прежде чем приступить к выполнению основного комплекса, необходимо провести разминку. Это нужно для подготовки ротовой полости к постановке звука Ш.

Разминка состоит из ряда таких простых упражнений:

  • язык положить на нижнюю губу. Зафиксировать такую позицию на 15 секунд;
  • сделать из языка подобие чашечки. Задержаться в подобном положении на 10 счетов. Расслабиться. Снова сделать из языка чашечку. Это упражнение хорошо тренирует мышечные ткани;
  • выполнять цоканье языком. Делать это следует медленно, растягивая процесс;
  • сформировать чашечку языком, плавно опускать и поднимать ее. Выполнять такое движение необходимо медленно, плавно;
  • поочередно произносить звуки О и У, максимально жестикулируя губами (делая из них большой круг, складывая их в трубочку);
  • сделать из губ узкую трубочку, а затем широко улыбнуться;
  • плавно поднимать язык к верхней губе и опускать к нижней;
  • челюсть сомкнуть, губы вытянуть вперед и сформировать ими подобие прямоугольника. Задержаться в такой позиции на 10-15 секунд;
  • облизывать верхнюю губу. Это тренирует верхний подъем языка.

Подготовить ребенка к постановке звука Ш может дыхательная гимнастика. Она учит малыша формировать правильную воздушную струю.

Суть дыхательной гимнастики заключается в выполнении следующих упражнений:

  • дуть на перышки, свечи, вертушки;
  • пытаться задуть пенопластовый шарик или кусочек ватки в созданные для этого ворота (можно использовать картонную коробку);
  • распластать язык на нижней губе. Подуть на высунутый кончик таким образом, чтобы воздушная струя прошла по центру;
  • на кончик носа положить шарик из ватки. Выдвинуть нижнюю губу вперед и подуть вверх. Нужно убрать ватку с носа без помощи рук, при помощи воздушного потока.

Рекомендуется выполнять все упражнения перед зеркалом. Во время обучения можно включать детские песенки, рассказывать интересные истории.

Звук Ш в начале слова в ряду слов

Перечень слов: шина, шар, шиповник, шнур,        шуба, шахматы, шампур.Перечень слов: шайба, шарф, шезлонг, шалун,         шершень, шоколад, шампунь.

б) в середине слова:

Произносить слова:

наша               каша               ниша            мыши           ушиб               ваша

пишу              дышу               гашу             ношу            машу               тушу

мешок            пушок              нашёл          вошёл           пошёл             леший       

петушок         мышонок         вешалка       лошадка        кувшинка         лягушонок

уши                мыши              груши          галоши         малыши            карандаши    

мышка           кушетка         мышеловка         башлык        рубашка

кошка            лягушка          кукушка             бабушка       пушка 

мешки           башмаки          каштаны             башня          Пушок

игрушка           душно             подошва

Упражнение «Послушай, запомни, повтори»

Вышка – мышка – пышка

Петушок – ремешок – гребешок

Шина – машина- крушина

Подушка – лягушка – ватрушка

Малышка – мартышка – покрышка

Ладошка – окрошка – картошка

Матрешка – рыбешка – лепешка

Повторить словосочетания:

каша из пшена                                   большой мешок     

шуба на вешалке                               шалаш из камыша. 

в плошке кашка                                каштаны в шкатулке

каша для кошки                                большая подушка 

Артикуляционная гимнастика и ее особенности

Перед каждым занятием необходимо усадить ребенка, следя за тем, чтобы он сидел прямо. Убираются все отвлекающие предметы, выключается телевизор. Отличным вариантом станут занятия перед зеркалом, чтобы ребенок видел не только артикуляцию сидящего перед ним взрослого, но и свою собственную.

Артикуляционное занятие перед зеркалом

Строгая последовательность упражнений и регулярность – вот главные принципы, обеспечивающие эффективность упражнений для органов речи. Лучше всего использовать уже готовые комплексы упражнений, учащих выговаривать те или иные звуки. Они подобраны с учетом возрастных и других особенностей ребёнка
Для того, чтобы ребенок охотнее участвовал в проведении занятия, его лучше всего учить его говорить в игровой форме, дополняя интересными для него загадками на нужную букву, песенками, потешками и прибаутками
Не стоит перегружать ребенка упражнениями

За одно занятие лучше сделать не более 2-3, но с многократными повторениями – так легче научить ребенка новому.
Вводить новые упражнения на букву «с» можно только после того, как ребенок уже как следует усвоил все предыдущие и справляется с ними без особых усилий
Для того чтобы ребенок имел возможность видеть и правильно понимать технику предложенных ему упражнений и выговаривать звуки, для занятий лучше всего использовать зеркало
При выполнении упражнений важно следить за симметрией лица ребёнка, точностью и плавностью движений, правильным темпом. Без этого эффективность упражнений будет сведена к минимуму.

Этап 1. Тренировка дыхания

Артикуляционная гимнастика предполагает тренировку дыхания, отработку движений губ и языка. Для нее родители могут использовать общепринятые логопедические игры, а могут сами придумать подобные. Чтобы заинтересовать дошкольника, его можно привлечь к подготовке таких игр: вырезать из легкой бумаги снежинки, пропеллеры к самолетикам, кораблики, разноцветные осенние листики. Главное, чтобы взрослый сам был увлечен процессом, тогда и ребенок будет с интересом выполнять упражнения.

Задания для развития дыхания

  • «Забей мяч в ворота», игра в необычный футбол. В центре стола строятся ворота, делаются ватные «мячики». Игроки с двух сторон дуют на ватные мячики так, чтобы они влетали в ворота. Взрослый следит за правильными артикуляционными действиями ребенка: широкая улыбка, язык на нижней губе.
  • «Снежинки на носу». Предложить дошкольнику сдуть ватный комочек с носа правильными движениями челюсти: широкая улыбка, язык на верхней губе, подуть, чтобы комочек взлетел вверх.
  • Аналогично проводятся игры «Метель», «Листья летят», «Кораблики», «Самолетики».

Возможные отклонения

  1. Язык ребенка слишком обнажен между зубами, из-за чего они издают хриплые звуки.
  2. Звук «S» издается, когда глубокая часть языка слишком выражена. Затем символ «Sh» заменяется на символ «X».
  3. При боковом достоинстве возникает «хлопок».
  4. Точечный паразигматизм — язык упирается в верхние резцы. В результате мы получаем «Т» вместо «Ш».
  5. Лингвистический паразигматизм — язык опирается на верхние резцы, образуя букву «F».
  6. S заменяется буквой S или свистящей паразигмой.

Важно рассказать ребенку, как следует располагать органы речи. Занятия должны сопровождаться наглядными аналогиями и демонстрациями.

Буква Ш

Заключение

Мы разобрали три пути к правильному произношению шипящих. Обобщим вышесказанное:

  1. Стремимся к правильному повторению Ш и Ж. Каждый орган голосового аппарата должен участвовать, а не препятствовать, в их произношении.
  2. Выполняем речевые упражнения каждый день. Если вам не удается постановка звуков дома, то обратитесь за помощью к логопеду. Опытный специалист сможет помочь в короткий срок.
  3. Для автоматизации Ш, Ж в речи повторяйте чистоговорки. Делайте это как можно чаще. Утром по дороге в садик, вечером на прогулке, перед сном дома.

Цели: 1. Научить ребенка правильно произносить звук Ш. 2. Развивать артикуляционную моторику. 3. Развивать речевое дыхание. 4. Развивать психические процессы.

лягушонка Ква Как весёлые лягушки, Тянем губки прямо к ушкам. Потянули — перестали. И нисколько не устали! Улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счета 5 и уточку Кря Губки вместе мы сжимаем и руками распластаем. Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.

На блины Рот широко открыт, губы улыбаются, широкий язык лежит на нижней губе. Утром рано мы встаем, Вкусные блины печем. Ручейком по сковородке Тесто растекается… Посмотри, какой красивый Блинчик получается.

И чай с вареньем Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта), делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). Губка верхняя в варенье Ах, неаккуратно ел. Вот облизывать придётся Будто нету других дел. И с конфетами попить.

Малиновое варенье лежало в красивой чашечке Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу. В таком положении язык удержать от 1 до 5 -10. Язычок наш поумнел. Чашку сделать он сумел. Можно чай туда налить.

Жужа рассказал друзьям о том , что с ним приключилось, поблагодарил за угощение, и пополз дальше

По пути на нос Жуже с дерева опустился листок, он стал дуть на него С вами в цирке побывали, За фокусами наблюдали, Но и сами мы с усами, Фокусы покажем маме. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был жело – бок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посе – редине языка, тогда ватка полетит вверх.

Жужа так увлекся, что и не заметил, как дополз. . . Вот и вылечил доктор Жужу. Он пополз и зашипел Ш–Ш–Ш–Ш-Ш

Ребёнок начинает произносить шипящие звуки после трех лет. В результате неблагоприятных факторов, которые повлияли на развитие речи ребёнка, некоторые звуки появляются позже или вообще не произносятся ребёнком. С помощью несложных упражнений можно научить малыша произносить звук «ш», а скороговорки помогут закрепить данный звук в речи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: