Причины, симптомы и признаки заболевания
Аутизм влечет за собой задержку полноценного умственного развития пациента. Чаще такие дети хуже сверстников учатся в школе
Заболевание сказывается на способности ребенка-аутиста концентрировать внимание и запоминать изученный материал
Глубокая умственная отсталость возможна у тех детей, у которых аутизм был вызван другими тяжелыми заболеваниями головного мозга или нервной сситемы. Главная особенность аутизма — избирательный интеллект. Дело в том, что некоторые аутисты могут демонстрировать превосходные успехи в музыке или рисовании, но при этом значительно отстают по другим предметам. Примером этому могут быть некоторые известные в истории личность, которые внесли ощутимый вклад в науку, например, Альберт Эйштейн, который также был аутистом.
Внешне невозможно определить, есть ли у ребенка такое заболевание, как аутизм. Точные причины подобного нарушения нервной системы до конца не известны, однако названо несколько основных провоцирующих факторов:
- Ожирение и другие нарушения обмена веществ матери.
- ДЦП.
- Кислородное голодание ребенка в период беременности или при родах.
- Инфекционные заболевание, которые мать перенесла в период вынашивания ребенка.
- Наследственная предрасположенность.
Постановка точного диагноза возможна только после полного обследования ребенка
Заподозрить ранний аутизм возможно, если обратить внимание на особенности поведения ребенка. Патология возможна при следующих состояниях:
- ребенок любит играть один, не проявляет желания общаться с окружающими;
- не переносит громкие звуки;
- проявляет нервозность при любых прикосновениях окружающих;
- всегда отводит взгляд в сторону, когда с ним разговаривают взрослые;
- чаще молчит, не умеет внятно объяснять чего хочет;
- устраивает частые истерики;
- у ребенка отсутствует инстинкт самосохранения.
Кроме того, ранний аутизм можно заподозрить у пассивного или гиперактивного ребенка при наличии дополнительных вышеперечисленных признаков заболевания.
На что обратить внимание при общении?
- Лучше не прикасаться к человеку без предупреждения, это повышает уровень тревоги.
- Говорите с человеком в спокойной обстановке. Это поможет людям с аутизмом, у которых есть особенности обработки сенсорной информации. Лучше избегать общения в очень шумных и людных местах.
- В некоторых случаях нужно будет адаптировать речь. Говорите проще, избегайте сложных речевых конструкций и терминов. Если ваша речь богата метафорами иногда придется объяснить человеку, что значит то или иное выражение.
- Давайте дополнительное время на ответ. Если человек не ответил на вопрос сразу, не «загружайте» его повторениями, просто подождите. Иногда это 5-10 секунд, иногда минута.
Treatment
There is very little research evidence to guide medical treatment of catatonia in autistic people. The studies which are published on the treatment of catatonia in autism spectrum disorders (ASD) are mainly single case studies using various psychiatric medications or electroconvulsive therapy (ECT) for cases with acute catatonic stupor.
There is a recent paper (De Jong, Bunton and Hare, 2014) which has reported a systematic review of the literature on all interventions used to treat catatonic symptoms in autistic people. The conclusions are that the quality of the studies is poor and there is no convincing evidence that any particular medication or ECT is effective for catatonia type breakdown. The studies also worryingly ignored the side-effects of these treatments and rarely reported long term follow-up of effects.
In the absence of relevant good quality evidence based research, it is important for professionals and carers to refer to guidelines developed by experienced clinicians. Treatment guidelines based on clinical experience are given for mild, moderate and severe catatonia in Dhossche, Shah and Wing (2006). It is imperative for clinicians not to overlook that psychiatric medications may trigger or worsen Catatonia in autistic individuals. Also, drastic treatments such as ECT and/or high doses of lorazepam should only be tried as a very last resort in cases of severe catatonia which is life-threatening.
We recommend a psychological approach which is based on our finding that stress and anxiety, and side effects of psychiatric medication are the main causes of catatonia-like breakdown (Wing & Shah, 2000). This is an individual approach which investigates the particular stress for the person concerned and addresses this based on a comprehensive psychological assessment and working with carers and local multi-disciplinary teams to implement a holistic plan. This is described in Shah and Wing (2006). The main aspects of this approach include the following:
- early identification of possible indicators
- psycho-education to promote understanding of the condition, in particular to carers, professionals and service providers
- searching for and eliminating any possible causes such as psychiatric medications
- assessment of the person’s autism and their vulnerability to stress
- identification of stress factors which may include environmental, lifestyle, and psychological
- reducing and eliminating stress factors which may include changes in the environment, daily programme, increased staffing and support, etc.
- providing verbal and physical prompts to overcome movement difficulties
- maintaining and increasing activities which the person enjoys or has done so previously
- providing external stimulation and motivation at appropriate levels to keep the person engaged and responsive and active
- increasing structure and predictability and occupation.
Аутизм — это…
Миф №1. Аутизм — болезнь, которую нужно лечить
Аутизм – это не болезнь, а нарушение развития, связанное с особенностями работы центральной нервной системы. Не существует «таблетки от аутизма». И все же это не означает, что такому человеку нельзя помочь. Современные программы поддержки помогают аутичным людям справляться со многими трудностями и развивать свой потенциал. А вот сторонние заболевания, которые встречаются у людей с аутизмом в каких-то случаях чаще, чем у нейротипичных людей, можно и нужно лечить.
Фото: Siz Islam / Unsplash
Миф №2. Аутизм — редко встречающееся нарушение
36
Согласно современным данным, аутизм встречается у каждого 36-го ребенка
Это свежие данные, которые были опубликованы в США в 2023 году. Похожие результаты были получены и в других странах, например, в Китае, Южной Корее, Австралии, Великобритании.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) придерживается несколько более консервативных оценок — 1 на 100. Но даже в таком случае аутизм является одним из самых распространенных нарушений развития.
Минздрав РФ подтверждает оценку ВОЗ и считает, что распространенность расстройств аутистического спектра в России должна составлять около 1% детской популяции.
Миф №3. Аутизм — это новое расстройство, раньше его не существовало (теория об «эпидемии аутизма»)
Люди, чье поведение укладывается в современные критерии РАС, были всегда. А вот что серьезно менялось, так это знания специалистов и понимание общества, часто определявшие отношение к людям с коммуникативными и поведенческими особенностями.
Основное увеличение количества поставленных диагнозов происходит из-за углубления знаний об аутизме, более точного описания симптомов и, как следствие, замены других диагнозов на РАС и развития доступной помощи для тех людей, кого раньше просто считали «странными».
Миф №4. Аутизм — это просто «модный» диагноз, — сейчас многие люди считают, что у них есть проявления РАС
Диагноз РАС предполагает наличие у человека трудностей в разных областях жизни (общение, поддержание отношений, социализация/соблюдение социальных норм, обработка сенсорной информации, обучение новым навыкам) в течение длительного времени. Это серьезный диагноз, который остается с человеком всю жизнь и значительно влияет на социальное функционирование.
Фото: Alexander Krivitskiy / Unsplash
Миф №5. Аутизм — это мужское расстройство
Согласно современным исследованиям, РАС действительно встречается у представителей мужского пола примерно в четыре раза чаще. Тем не менее огромное количество девочек и женщин во всем мире живут с аутизмом, просто зачастую его бывает сложнее заподозрить и выявить, а следовательно, сложнее получить доступ к программам помощи.
Глава 15. Заключительные замечания
Заканчивая свою книгу, Тинус Смитс пишет, что стремился дать в ней как можно больше информации родителям аутистов и всем, кто как-либо причастен к судьбе этих детей. Было показано, насколько успешно изотерапия восстанавливает утраченное энергетическое равновесие.
Многое ещё предстоит открыть, но уже сейчас можно утверждать, что большинство факторов, способствующих развитию аутизма, к настоящему времени выявлено. Жаль только, что метод CEASE в настоящее время работает не быстро: большинство случаев требовало двух-трех лет и даже больше того.
Автор надеется, что по мере совершенствования метода удастся сократить такую продолжительность. Кроме того, пока что нет научных доказательств эффективности данной терапии. Для того, чтобы данный подход был признан в качестве инструмента излечения аутизма, необходимы исследования. Ко времени выхода книги в свет уже были запланированы определенные действия в этом направлении.
Ещё одна проблема — распространение метода среди гомеопатов разных стран. Тинус Смитс говорит о том, что голландские специалисты, владеющие иностранными языками, уже предпринимают такие попытки. Вся эта книга представляет собой большое собрание вопросов и ответов. В заключение автор отвечает на вопрос: каждого ли ребенка-аутиста можно излечить методом CEASE? В принципе, да, отвечает Тинус, но есть определенные ограничения.
Во-первых, если мозг имеет физические повреждения, когда аутизм сочетается с другими заболеваниями вроде менингита или энцефалита, излечение может быть лишь частичным.
И, во-вторых, недостаток информации, в результате которого удаётся выявить не все факторы, повлекшие болезнь, может привести к тому, что как раз эти невыявленные факторы не удастся нейтрализовать с помощью детоксикации.
В конце книги читатель найдёт словарь терминов, который существенно важен для усвоения содержания книги. Многие загадочные аббревиатуры и непонятные термины лишаются мистического ореола после обращения к этому словарю.
Аутизм не шизофрения
Разведение аутизма и шизофрении не является попыткой смягчить травму матерей и заработать на муссировании темы особенного пути аутистического мышления. Часто низкофункциональное аутистическое состояние хуже для социальной адаптации, чем мягкие формы шизофрении. Но попытка слить в единое эти два процесса неестественна для самой медицины, для врачебного мышления. Мы уже говорили — цирроз вследствие гепатита В и алкогольный цирроз заканчиваются печеночной недостаточностью- но их никто не пытается свести в единый процесс. Туберкулезная пневмония и стафилококковая пневмония — это пневмонии, но никому не приходит в голову объединять их иначе как через воспалительный процесс в альвеолах, да и то разный по гистологии.
Тема коморбидности аутизма и шизофрении, неаутистических первазивных расстройств, переходных форм крайне интересны для врача, но не с целью слияния, а наоборот- с целью дифференциации.
Ещё более слабой аргументация психиатров выглядит при признании большого процента неэффективности нейролептической терапии как при аутизме, так и при том, что принято называть шизофренией. (Мы сразу оговоримся, что «за» использование нейролептиков при наличии показаний при аутизме, только показания эти должны быть уточнены и соотнесены с результатами такого ведения ребёнка). Этот факт — посмотрите процент рефрактерности к нейролептиками — должен был бы указать на качественное различие между состояниями устойчивыми и чувствительными к терапии нейролептиками. Именно это бы надо понять — чем различаются эти две группы.
Время отключения
Отключения, частичные или полные, могут быть длительными. В случае продолжительных отключений, потеря некоторых способностей может продолжаться годами или даже стать постоянной. Подобные отключения часто называют регрессом, но если они продолжаются достаточно долго, то окружающие могут даже забыть, что раньше у человека эти способности были.
Отключение может быть краткосрочным или переменчивым. Некоторые аутисты постоянно живут с резкими изменениями в своих способностях. Когда одна способность «перегорает», то мы просто начинаем пользоваться другой, пока та тоже не сгорит, и так далее. Подобный образ жизни напоминает путешествие по всей книге Оливера Сакса за один день.
Восприятие отключения
К сожалению, хотя почти все аутисты знают, что такое отключение, этого нельзя сказать о специалистах в области аутизма. Из-за этого отключение часто описывается неверно или только частично верно. Его могут называть регрессом, эпилепсией (парциальными приступами), отказом от деятельности, кататонией, истерией, негативным поведением, диссоциацией, избегающим поведением, мигренью, симуляцией глупости, пассивной агрессией и множеством других вещей. Еще больше ситуация осложняется тем, что эпилепсия, мигрень и кататония действительно чаще встречаются среди аутистов, чем среди населения в целом, а специалисты действительно часто ставят аутистов в ситуации, когда сопротивление и избегание (пассивное или иное) – это единственная рациональная реакция.
Отключение становится все более хорошо известным, и его все чаще отличают от перечисленных выше явлений. Во многом это происходит благодаря усилиям аутичных людей. Поскольку ранее считалось, что наилучшая практика – это давить на нас как можно больше, как можно с более раннего возраста, это привело к тому, что сама идея о том, что отказ от этого давления может иметь серьезные неврологические причины, воспринималась в штыки.
К сожалению, многим людям проще думать, что аутичные дети просто упрямятся и избегают заданий, а потом у них начинается регресс по каким-то совершенно необъяснимым причинам. Для них неприемлема мысль о том, что эти дети просто страдают от слишком сильной перегрузки слишком часто, будь это нагрузка в рамках раннего вмешательства или просто усилия от попыток слишком быстро разобраться в окружающем мире. Если признать реальность отключения, то на эту проблему уже нельзя будет закрывать глаза.
Отключение также приводит к непониманию и заблуждениям со стороны обычных людей. Одно из наиболее распространенных заблуждений об инвалидности состоит в том, что уровень способностей у людей всегда остается постоянным, и что способность либо полностью присутствует, либо полностью отсутствует. Это приводит к проблемам, например, для слепых людей, у которых есть остаточное зрение. Еще больше проблем есть у аутистов, у которых может быть функциональная слепота лишь в некоторые периоды времени, и чье сенсорное восприятие и реакции зависят от наличия или отсутствия определенного вида отключения. Это приводит к тому, что аутистов часто обвиняют в преднамеренном плохом поведении.
Диагностические критерии
Диагноз ставится психиатрами, основываясь на анамнезе и объективном обследовании.
Обследование назначается при проявлении признаков кататонии в течение двух недель. Этими признаками являются: ступор, возбуждение, замирание в разных позах, негативизм, ригизм, автоматическая подчиняемость, восковая гибкость.
Основными исследованиями являются:
- общий (развернутый) анализ крови;
- исследования функциональной активности почек;
- исследования щитовидной железы;
- анализ мочи на наличие наркотических веществ;
- исследование уровня креатинфосфокиназы;
- анализ крови на содержание глюкозы.
Согласно с результатами, которые были получены при осмотре, возможно прохождение электрокардиографии (ЭКГ), компьютерной томографии (КТ), электроэнцефалографии (ЭЭЦ), магнитно-резонансной томографии (МРТ), берутся бакпосевы мочи и крови, анализ крови на содержание аутоантител. Иногда может быть необходим забор спинномозговой пункции.
Во время диагностики обращается внимание на наличие шизофрении, депрессии, приема наркотиков ( по назначению или самостоятельно), эпилепсии, мании, прочих органических расстройств
Способы лечения аутизма и его прогнозы
Причины аутизма
Что такое аутизм?
Расстройство аутистического спектра (РАС, аутизм) — расстройство развития, которое сохраняется на протяжении всей жизни человека. Оно влияет на общение и отношения с другими людьми, а также на восприятие и понимание окружающего мира. Каждый человек с аутизмом уникален. У каждого — свои особые интересы, сильные стороны и трудности.
Впервые аутизм как самостоятельное расстройство описал психиатр Лео Каннер в 1943 году. В своей работе Autistic Disturbances of Affective Contact он опубликовал опыт наблюдения за 11 детьми. Каннер считал, что уровень их интеллектуального развития соответствовал возрасту, но социальное поведение отличалось. До сих пор эта работа является одной из ключевых в описании аутизма.
По статистике ВОЗ, каждый 160-й ребенок в мире рождается с аутизмом. По статистике Центра по контролю и профилактике заболеваний США в 2020 году — каждый 54-й. Ребенок с аутизмом может родиться в любой семье.
В России нет точной статистики, потому что нет качественной диагностики. Например, по данным амбулаторной психиатрической службы Санкт-Петербурга 2020 года, в городе всего 15 взрослых человек с аутизмом. Если опираться на статистику ВОЗ, их реальное количество — 27 818 человек. Получается, что 27 803 человека в городе не знают своего верного диагноза и не могут получить качественную помощь.
МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ
Синдром Аспергера
Встречается у людей с нормальным или по всем показателям хорошим, а иногда даже высоким интеллектуальным уровнем.
Синдром Аспергера отличается ранним развитием речи, а также сохранностью заинтересованности в окружающем и навыков адаптации. Данный синдром устанавливается, следуя тому же набору диагностических критериев, относящихся к аутизму, но исключая критерии, относящиеся к нарушению коммуникации. Синдром Аспергера и аутизм (при высоком интеллектуальном уровне) пересекаются друг с другом. Уровень развития сопереживания (эмпатии) может быть определяющим фактором в постановке того или иного диагноза. При чрезмерно низких показателях эмпатии возможен диагноз аутизма, а в тех случаях, когда уровень эмпатии более высокий, вместо аутизма может быть поставлен диагноз синдрома Аспергера.
Чаще единственным признаком, который дифференцирует аутизм от синдрома Аспергера, является уровень IQ.Низкий коэффициент интеллекта ведет к постановке диагноза аутизма, а более высокий уровень IQ – синдрома Аспергера.
Стоит отметить и такой феномен, который в современном обществе принято называть «синдромом саванта». Синдром саванта, иногда сокращѐнно называемый «савантизм» считается частным случаем аутизма. Это состояние, при котором лица с отклонением в развитии (в том числе аутистического спектра) имеют выдающиеся способности в одной или нескольких областях знаний, контрастирующие с общей ограниченностью личности. Встречается довольно редко и обычно является вторичным явлением, сопровождающим некоторые формы нарушений развития, зачастую синдром Аспергера. Общая для всех савантов интеллектуальная особенность – феноменальная память. Специализированные области, в которых чаще всего проявляются способности савантов: музыка, изобразительное искусство, арифметические вычисления, календарные расчёты, картография, построение сложных трёхмерных моделей. Человек с синдромом саванта может быть способен повторить несколько страниц текста, услышанного им один раз или безошибочно рассчитать результат умножения шестизначных чисел. Помимо этого, среди зарегистрированных проявлений синдрома саванта есть способности к изучению иностранных языков, обострённое чувство времени, тонкое различение запахов и др. При этом, в областях, лежащих вне проявлений синдрома, такой человек может демонстрировать явную неполноценность, вплоть до умственной отсталости.
Как общаться с невербальным аутичным человеком?
Аутизм охватывает очень широкий спектр особенностей: некоторые люди не владеют устной речью, некоторые владеют, но не могут использовать ее функционально. Некоторые люди с аутизмом не имеют трудностей в вербальной коммуникации, а некоторые общаются с миром посредством карточек.
- Даже если человек с аутизмом не владеет речью, проявите вежливость и поздоровайтесь лично с ним, а не с его родителями или тьютором. Невербальный человек с аутизмом тоже личность, которая понимает и чувствует ваше отношение.
- Говорите проще и медленнее, чем обычно. Подкрепляйте свои слова жестами и изображениями.
- Иногда некоторые люди с аутизмом пользуются альтернативными средствами коммуникации: карточками, коммуникационными досками, приложениями и устройствами, генерирующими речь.
Глава 13. Свидетельства родителей
Здесь мы можем взглянуть на процесс лечения с точки зрения родителей и других близких ребенку людей. Это иной угол зрения, обогащающий понимание метода CEASE новыми нюансами. Пересказывать свидетельства родителей в данном обзоре смысла нет. Отме��им лишь, что в каждом из них чувствуется личность человека, в каждом описании есть особая интонация.
Улучшения, которые наступали после пережитых трудностей, внушали людям надежду и давали силы продолжать лечение, которое занимает годы. Эта глава очень важна для родителей детей, больных аутизмом. Она даёт надежду, не внушая пустых иллюзий.
Синдром Ретта
Глава 10. Полное и почти полное излечение
«В этой главе я покажу, что такие дети могут быть излечены на 100% и жить нормальной жизнью, не нуждаясь в специальном уходе. Шаг за шагом я пройду по их случаям, чтобы ясно показать, как лечебный процесс приводит к полному излечению». Дальше идёт описание шести случаев полного или почти полного излечения аутизма с помощью гомеопатии.
Наиболее подробно рассмотрен первый случай. Лечение заняло три года. Метод лечения включал детоксикацию (с помощью изопатии), классическую гомеопатию и ортомолекулярную поддержку. Все каузальные факторы болезни постепенно, шаг за шагом, были преодолены. Метод CEASE, разработанный Смитсом, показан в действии, и мы видим, каким трудом даётся освобождение от болезни.
Сухое и конкретное описание процесса лечения полно скрытого драматизма и производит глубокое впечатление.
Глава 5. Детоксикация вакцин с помощью потенцированных вакцин
Итак, в соответствии с основным принципом гомеопатии «подобное лечит подобное» те вещества, которые причинили вред здоровью, применяются в многократно разведенном и потенцированном виде в качестве лекарства, устраняющего нанесенный вред.
Главная проблема здесь состоит в том, чтобы выявить все причинные (каузальные) факторы, не упустив ни один из них.
Изотерапия позволяет исключать возможные причинные факторы аутизма. Если существует подозрение, что та или иная вакцина нанесла ущерб здоровью ребенка, он получает её в виде гомеопатического лекарства в разных потенциях. Если ни одна из потенций этого лекарства не вызывает у ребенка никакой реакции, можно быть уверенным, что данная вакцина ни в чем не виновата, и её можно исключить из дальнейшего рассмотрения. Таким образом, изотерапия может выступать не только в качестве лечебного метода, но и качестве метода диагностики.
Чтобы успешно выявить все причинные факторы болезни, следует исходить из принципа, что каждое вещество может создать импринт в энергетическом поле человека. Причем эти импринты могут возникать не только при непосредственном воздействии вещества или события на ребенка, но и способны передаваться ребенку от родителей. Смитс приводит случай, когда вакцинация родителей от брюшного тифа и желтой лихорадки, предпринятая до зачатия, отразилась на здоровье ребенка. После соответствующих детоксикаций его состояние значительно улучшилось.
В другом случае излечение было достигнуто после детоксикации от мононуклеоза, который мать перенесла задолго до зачатия ребенка. Такие дела. Автор даёт подробную и четкую инструкцию, как назначать различные потенции. Проводить курс детоксикации должен опытный гомеопат, который сможет правильно интерпретировать изменения в состоянии здоровья ребенка и сумеет поддержать родителей в решимости довести дело до конца. Для успешного лечения необходимо, чтобы ни один из патогенных факторов не остался незамеченным. Выполнить это условие часто бывает непросто.
Метод Смитса отличается четкостью и строгостью. Чтобы добиться успеха, необходимо точно следовать его инструкциям и располагать максимально полной информацией обо всех возможных факторах болезни, то есть знать обо всех важных событиях в жизни ребенка, матери в период беременности и в некоторых случаях о событиях в жизни родителей задолго до зачатия ребенка. Всю эту информацию врач должен суметь получить, правильно её интерпретировать и воспользоваться ею для правильного планирования лечения.
Классический аутизм
Аутизм – это заболевание, ядром симптоматики которого является нарушение социального взаимодействия. То есть, у такого ребенка наблюдается отсутствие или очень слабо развит уровень общения с окружающими, а иногда и с близкими людьми.
Трудности в коммуникации проявляются как вербально, так и не вербально. Речь ребенка может быть практически неразвита или отмечается ее ускоренное развитие. Он может обладать огромным словарным запасом, но включиться в диалог не может.
Невербальные нарушения связаны с трудностями в установлении визуального контакта, своеобразием поз, мимики, жестов. Показательным критерием становится отсутствие эмпатии, то есть способности сопереживать другим людям, понимать их чувства, проявлять заботу, сострадание, грустить или радоваться вместе с ними.
Классической триадой симптомов РДА являются:
- низкий уровень социального взаимодействия, взаимного общения;
- скудная сфера интересов;
- стереотипность движений.
Заболевание проявляется до 3 лет. Его первые признаки можно обнаружить еще на первом году жизни, но большая часть родителей придает им значение в возрасте ребенка 2 года и старше.
Признаки аутизма сохраняются с человеком на протяжении всей жизни в той или иной степени. На сегодняшний день ученые еще не нашли способа полного излечения от него.
Аутизм связывают с нарушением работы головного мозга.
Исследования подтверждают, что на развитие нервной системы влияет иммунная система еще на ранних стадиях эмбрионального развития, а, точнее, ее недостаточная функция.
Существует теория, согласно которой у аутистичных личностей недоразвита система зеркальных нейронов. Эти клетки возбуждаются во время двигательной активности, а также в момент наблюдения за активностью других людей. По этой причине у таких людей отсутствует возможность перенимать поведение окружающих, следить за ними.
Несмотря на большое количество исследований причин заболевания, вопрос с его природой остается открытым. Множественные теории, размышляющие над этой проблемой, не дают внятного и полноценного ответа.
Глава 1. Первые открытия
Автор рассказывает, как и почему начал заниматься изучением и лечением аутизма, и кратко намечает основные выводы, к которым пришёл в результате работы с 300 аутичными детьми. Самый важный вывод: аутизм не является неизлечимым заболеванием, в чем убеждены в большинстве своем представители общепринятой медицины. Этому устоявшемуся мнению противоречат неоспоримые факты излечения детей, больных аутизмом.
Следующий важный вывод: в качестве причины аутизма могут выступать многие факторы, главный из которых — вакцинации в раннем возрасте. Успех лечения зависит от того, насколько полно выявлены эти каузальные (причинные) факторы. Метод лечения аутизма, известный в настоящее время под названием CEASE-терапии (Complete Elimination of Autistic Spectrum Expression), имеет три базовые составляющие.
Первая и основная составляющая — это изотерапия, то есть лечебное применение веществ, причинивших вред здоровью, в виде гомеопатических препаратов. Именно здесь важна максимально полная информация обо всех факторах в жизни больного, которые могли явиться причиной болезни.
«Когда мы знаем причинные факторы болезни, присутствующие в жизни ребенка, мы почти всегда можем устранить их последствия с помощью гомеопатии», — пишет Смитс.
«Общепринятая медицина всё больше становится патогенной медициной. Это относится не только к вакцинам, но и ко многим другим видам лечения, назначаемым моими коллегами–врачами». Метод изотерапии, или изопатии, предполагает устранение патогенного эффекта общепринятых методов профилактики и лечения заболеваний.
Вторая составляющая — ортомолекулярная медицина, то есть применение пищевых добавок в терапевтических дозах. Эти добавки поддерживают процесс исцеления, обеспечиваемый в основном с помощью изопатии.
И третья — это применение возможностей классической гомеопатии и вдохновительной гомеопатии (метода, разработанного Смитсом до того, как он начал заниматься аутизмом).
Они могут сыграть важную роль в лечении, но сами по себе, без устранения следствий конкретных причин, ответственных за возникновение болезни, привести к излечению аутизма в большинстве случаев не могут. Автор, как я уже сказал, предлагает прочитать книгу, по крайней мере, дважды — обращаясь при этом к прилагаемому словарю терминов. При втором чтении CEASE-терапия станет гораздо понятнее.
Лечится ли аутизм у детей?
Аутизм — заболевание, которое полностью не лечится, однако благодаря эффективным методикам коррекции можно помочь ребенку с данной патологией адаптироваться к окружающему миру. При тесном сотрудничестве родителей малыша с преподавателями, а также при условии выполнения рутинных действий можно значительно улучшить состояние ребенка. Результатом подобных стараний станут ощутимые успехи малыша в развитии и адаптации.
Что должны знать и всегда помнить родители детей-аутистов:
- Ваш ребенок особенный, не такой, как другие дети.
- Благоприятная обстановка в семье — залог того, что ребенок будет полноценно развиваться. Частые перемены и стресс — факторы, которые могут поспособствовать ухудшению состояния ребенка.
- Не следует пренебрегать регулярными консультациями у узконаправленных специалистов.
У маленьких детей аутизм лечится в несколько этапов, которые включают формирования у пациента необходимых для существования в социуме навыков, постепенное развитие зачатков речи, наблюдение и последующее устранение поведенческих нарушений
Кроме того, таких детей важно научить играть в ролевые игры и устанавливать зрительный контакт при разговоре с собеседником
Существует несколько способов коррекции аутизма:
- Логопедический. Логопед — специалист, регулярные занятия с которым направлены на формирование у ребенка внятной речи, в результате чего пациент может правильно строить предложения.
- Поведенческий. Основан на наблюдении за поведением пациента, что необходимо для выяснения особенностей протекания заболевания и последующего метода коррекции.
- Медикаментозный. К такому способу коррекции прибегают крайне редко и только в особенных случаях. Нейролептики, седативные, а также психотропные препараты назначают пациентам, у которых появились деструктивные расстройства в поведении.
- Изначально у детей с аутизмом нет базовых навыков самообслуживания. Такой ребенок не понимает, для чего ему необходимо ежедневно купаться или каждый раз мыть руки перед приемом пищи. С помощью специальных занятий со специалистом пациенту можно привить основные навыки самообслуживания, что происходит в непринужденной игровой обстановке.