О нас

Логоневроз (заикание)

Формы заикания у детей

Существует несколько классификаций, которые учитывают различные аспекты расстройств речи.

В зависимости от характера нарушения речи выделяют следующие виды заикания:

  • тоническая форма заключается в растягивании звука, ребенок может делать паузы. Ему трудно начать слово или предложение, лицо и шея напрягаются;
  • клоническая форма характеризуется повтором слогов, слов, который возникает перед произношением сложных звуков;
  • смешанная форма сопровождается и повторами, и паузами.

Клинические формы заикания в зависимости от выраженности судорог:

  1. Легкая форма — детки заикаются лишь в возбужденном состоянии и при стремлении быстро высказываться, в спонтанной речи. Нарушение легко поддается коррекции;
  2. Средняя — в спокойном состоянии малыши говорят легко и редко заикаются. При эмоционально-стрессовом состоянии, в монологической и диалогической речи появляется заметные запинки;
  3. Тяжелая форма — маленькие пациенты заикаются постоянно, появляются непроизвольные движения различных частей тела и психопатические реакции. Запинки случаются во всех видах речи. В самых сложных случаях коммуникация становится практически невозможной.

Типы заикания с учетом причины: невротическое и неврозоподобное. Их отличительные характеристики отражены в таблице заикания:

Невротическое заикание

Неврозоподобное заикание

Активность речи

Значительно снижена

Чаще повышена

Тип судорог

Чаще дыхательные и голосовых связок

Чаще артикуляционные спазмы

Темп речи

Любой

Тахилалия

Звукопроизношение

Обычная

Часто дислалия, редко дизартрия

Выразительность речи

Разная

Обычно невыразительная, монотонная

Моторика

В целом обычная

Неуклюжесть, непонятный почерк, вялая мимика, скованность и однообразные движения

Раздувание крыльев при разговоре

Типичен

Непостоянен

Сопутствующие движения

Часто встречаются, их характер различный

Очень часто встречаются и однообразны

Фиксация на проблемных звуках

Выражена

Меньше, чем при невротическом типе

Течение заикания

Волнообразное, на выраженность симптомов влияет тяжесть стресса

Практически постоянное, с ухудшением при утомлении, речевой активности

Дислексия, дисграфия, дискалькулия

Редко встречаются

Встречаются часто

Мотивация при коррекции

Обычно высокая, порой чрезмерная

Резко снижена

Кроме того, для неврозоподобного заикания характерны психические нарушения, изменения в рентгенограмме черепа, электроэнцефалограмме.

Следующая клиническая классификация заикания учитывает характер течения болезни:

  • волнообразный — болезнь усиливается и ослабевает в различных ситуациях, но полностью никогда не исчезает;
  • постоянный — клинические признаки присутствуют постоянно;
  • рецидивирующий тип — болезнь возникает повторно после исчезновения.

Приобретенное заикание

Начало заикания у взрослых без истории развития в детском возрасте классифицируется как нейрогенное или психогенное.

Нейрогенные состояния:

  • черепно-мозговая травма;
  • судорожное расстройство;
  • синдром Паркинсона;
  • инсульт;
  • эпилепсия;
  • диализная деменция.

Различные фармакологические агенты могут вызвать заикание у лиц без определенной истории болезни. В большинстве случаев нормальные речевые функции возвращались после прекращения приема препарата.

Описан случай 23-летнего мужчины с постоянным заиканием после проникающего ранения головы. Любопытный пример приобретенного заикания наблюдался у молодого человека с хронической нервной анорексией.

Отличительные характеристики нейрогенного заикания:

  • характер дисфункции одинаков и в разговорной речи, и в устном чтении;
  • повторения, пролонгации и блоки происходят во всех положениях слов;
  • человек не слишком беспокоится о наличии дефекта;
  • вторичные симптомы, такие как мигание глаз, напряжение лицевых мышц, сжатие кулаков редко наблюдаются;
  • отсутствует эффект адаптации.

Заикание может появиться во взрослой жизни в результате психологической травмы. Такое явление называется «истерическим» заиканием. Особенности психогенного заикания:

  • внезапный дебют;
  • начало связано со значительным событием;
  • преобладает повторение начальных или ударных слогов;
  • никакого видимого эффекта адаптации;
  • отсутствие вторичной симптоматики.

Формы заикания

Заикание является нарушением речевого ритма, нередко связанного с несовершенным ритмом движений всего тела (неуклюжесть, неловкость в движениях). Иногда судороги ритмично повторяются: пе-пе-пе — петух или п-п-п-петух; А-а-а-аня. Такая форма заикания свойственна маленьким детям. Она называется клонтескоп. Иногда ребенок из-за судороги совсем не в силах вымолвить нужный звук или надолго задерживается на нем, мучительно преодолевая судорогу: п——петух, Л… (долго тянет звук а) — Аня. Эта форма заикания называется тонической. Обычно с такими затруднениями произносятся первые звуки слова и фразы. Более легкая, клоническая форма заикания нередко с течением времени переходит в трудную — тоническую. Бывает, что заикающийся до произнесения слова судорожно, со свистом выдыхает почти весь воздух и затем уже, захлебываясь, говорит: ххх (выдох) хя очень болен — я очень болен.

Судороги проявляются то преимущественно в дыхательном аппарате речи, то в голосовом, то в артикуляторном. У многих заикание сопровождается судорожными или привычными движениями рук, ног, головы.

Нередко у заикающихся имеется и косноязычие.

Одновременно с судорожными проявлениями у заикающегося наблюдаются, преимущественно в старшем возрасте, разнообразные болезненные явления. В разговоре он волнуется, заранее боится, что не сможет хорошо сказать

Иные из заикающихся свое внимание сосредоточивают на «трудных» для произношения звуках. Некоторые же, обычно более развитые, смущаются, переживают из-за своего дефекта чувство острого стыда перед окружающими, безуспешно пытаются скрыть от них свой недочет (избегают разговоров, ограничиваются немногословной речью и краткими ответами, говорят тихо, сквозь зубы, краснеют, бледнеют, покрываются потом)

Подобные переживания плохо действуют на психику ребенка, портят его характер (нередко он становится раздражительным, мнительным, болезненно обидчивым, нелюдимым, иногда озлобленным)

Они закрепляют и усиливают заикание, следовательно, нужно пристальное внимание воспитателя к таким детям

Дети заикаются лишь в присутствии других людей — детей и взрослых, в одиночестве же говорят нормально (например, с игрушками). Поют они также без заикания. В одной обстановке или в беседе с одними лицами ребенок не заикается, при других обстоятельствах и людях заикается. Многое зависит от сложившегося у него отношения к собеседнику, к обстановке.

Набор сопутствующих состояний

Заикание у детей может быть признаком других типов нарушения коммуникации и психических расстройств:

  • Нейродеструктивные (синдром дефицита внимания, гиперактивность, синдром Туретта).
  • Внутриутробное повреждение мозга.
  • Маленький вес при рождении.
  • Низкий уровень интеллекта.
  • Конфликты с родителями.
  • Аутоиммунные нарушения, вызванные стрептококками группы А в течение первых нескольких лет жизни. Воздействие обусловлено аутоантителами, направленных против ткани базальных ганглиев, вызывающих моторную дисфункцию.
  • Психосоциальные травмы.

«Если состояние не определено – невозможно и лечить его».

Сущность заикания

Заикание — мучительное, тяжелое расстройство речи. Оно трудно устранимо, дезорганизует личность ребенка, тормозит правильный ход воспитания и обучения, затрудняет нормальное включение дошкольника в детский коллектив.

Вот почему воспитателю следует серьезно задуматься над средствами устранения у своих воспитанников этого недостатка. Надо понять природу заикания, изучить личность заикающегося и овладеть доступными специальными педагогическими методами. При таких условиях воспитатель может помочь ребенку нередко даже в большей степени, чем специалист-логопед, в силу более интимного и длительного контакта со своим воспитанником и его семьей.

Заикание — функциональное нарушение речи, внешне выражается в судорогах мышц тех или иных органов речи в момент звукопроизношения (губ, языка, мягкого нёба, гортани, грудных мышц, диафрагмы, брюшных мышц). Речь прерывается вследствие задержки на некоторых звуках и словах (Приложение 1).

Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. Различное понимание его сущности обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых авторы подходили и подходят к изучению этого речевого расстройства.

На рубеже XVII-XVIII вв. заикание пытались объяснить как следствие несовершенства периферического аппарата речи. Так, например, Санторини считал, что заикание возникает при отверстии в твердом нёбе, через которое якобы слизь просачивается на язык и затрудняет речь. Вутцер объяснял это ненормальным углублением в нижней челюсти, в которой прячется кончик языка при своем движении. Другие исследователи связывали заикание с нарушениями в функционировании речевых органов: судорожное закрытие голосовой щели (Арнот, Шультесс); чрезмерно быстрый выдох (Беккерель); спазматическое сокращение мышц, удерживающих язык в полости рта (Итар, Ли, Диффенбах); несогласованность процессов мышления и речи (Блюме); несовершенство воли человека, воздействующей на силу мышц речедвигательного механизма (Меркель) и т.д.

Часть исследователей связывала заикание с нарушениями в протекании психических процессов. Например, Блюме считал, что заикание возникает от того, что человек или мыслит быстро, так что речевые органы не поспевают и потому спотыкаются, или же, наоборот, речевые движения «опережают процесс мышления». И тогда из-за напряженного стремления выровнять это несоответствие мышцы речевого аппарата приходят в «судорогоподобное состояние».

К началу XX в. все многообразие понимания механизмов заикания можно свести к трем теоретическим направлениям:

1) Заикание как спастический невроз координации, происходящий от раздражительной слабости речевых центров (аппарата слоговых координации). Это было четко сформулировано в трудах Г. Гутцмана, И.А. Куссмауля, а затем в работах И.А. Сикорского, который писал: «Заикание есть внезапное нарушение непрерывности артикуляции, вызванное судорогой, наступившей в одном из отделов речевого аппарата как физиологического целого». Сторонники этой теории вначале подчеркивали врожденную раздражительную слабость аппарата, управляющего слоговой координацией. В дальнейшем они объясняли заикание в свете невротизма: заикание — это судорогоподобные спазмы.

2) Заикание как ассоциативное нарушение психологического характера. Это направление выдвинуто Т. Гепфнером и Э. Фрешельсом. Сторонниками были А. Либманн, Г.Д. Неткачев, Ю.А. Флоренская. Психологический подход к пониманию механизмов заикания получил свое дальнейшее развитие.

3) Заикание как подсознательное проявление, развивающееся на почве психических травм, различных конфликтов с окружающей средой. Сторонниками этой теории были А. Адлер, Шнейдер, которые считали, что в заикании, с одной стороны, проявляется желание индивида избежать всякой возможности соприкосновения с окружающими, а с другой — возбудить сочувствие окружающих посредством такого демонстративного страдания.

Типы заикания

Формально принято выделять две формы заикания: тоническую, при которой возникает пауза в речи, либо какой-то звук растягивается, и клоническую, характеризующуюся повторением отдельных звуков, слогов или слов. Также выделяют смешанную форму заикания, при которой наблюдаются и тонические, и клонические судороги.

В другой классификации различают неврозоподобную и невротическую форму заикания. Неврозоподобная форма заикания подразумевает выраженный неврологический дефект, в частности, нарушения моторики в целом и артикуляции в частности; типична коморбидность с дизартрией. При этом возможно возникновение невротических реакций, но течение заикания мало зависит от них. Дети, страдающие неврозоподобным заиканием, обычно поздно начинают говорить, вообще развиваются чуть медленнее сверстников. ЭЭГ в большинстве случаев выявляет патологическое либо пограничное функционирование головного мозга.

При невротической форме заикания типично нормальное, либо раннее речевое и моторное развитие. Запинки изначально возникают на фоне стресса, как однократного (испуг), так и хронического. У таких детей отсутствуют выраженные неврологические нарушения, их ЭЭГ отражает более гармоничное функционирование мозга, чем в предыдущей группе. При этом выраженность заикания крайне зависит от функционального состояния: эти люди зачастую почти чисто говорят в спокойной обстановке, но в случае стресса (публичное выступление, разговор с незнакомым человеком, внезапно заданный вопрос) не могут сказать ни слова из-за сильных речевых судорог. Также отмечается сильная выраженность логофобии (страха речи) и избегающего поведения. В целом состояние этих больных соответствует критериям невроза, поэтому для невротической формы заикания чаще применяют термин «логоневроз», однако некоторые авторы используют его просто как синоним слова «заикание».

Заикание клонической формы сопровождается прерываниями речи, которые могут выражаться в повторении отдельных звуков, слогов или целых фраз, в неестественных растягиваниях звуков (при клонической форме заикания звуки, слоги повторяются, например: «м-м-м-м-м-м-м-м-м-мячик», «па-па-па-па-па-паровоз», при тонической форме заикания часто возникают паузы в речи, например: «м….ячик», «авт…обус»).

Заикание почти всегда сопровождается напряжением, тревогой и страхом перед речью.

При этом возможны неестественные движения, гримасы лица или тики, с помощью которых заикающийся человек пытается преодолеть заикание.

Часто при заикании наблюдаются разного рода фобии, например социофобия, связанная со страхом перед речью. Возможны случаи хикикомори.

Кто поможет в развитии речи

Прежде всего папа и мама малыша должны обратиться к детскому логопеду или дефектологу в случае, если у ребёнка ОНР (общее недоразвитие речи). Это специалисты, которые и занимаются развитием, постановкой правильной речи. И занятия с логопедом для детей оказываются очень полезными по следующим причинам:

специалист имеет высокую квалификацию и масштабную базу знаний, подкрепленных многолетним опытом

Это и отличает его от воспитателя ДОУ, который пользуется базовыми материалами;
логопед проводит работу с ребенком индивидуально, уделяя все внимание во время занятия только ему. Это эффективнее, чем групповые занятия по развитию речи у детей дошкольного возраста;
специалист дает родителям рекомендации для домашних занятий

Это очень важный момент, ведь посещать логопеда несколько раз в неделю недостаточно, чтобы получить качественный и устойчивый результат.

Только опытный детский логопед сможет быстро и точно определить проблемы речи, найти эффективные способы их устранения. Поэтому необходимость в его услугах не стоит игнорировать. Главное – подыскать квалифицированного специалиста, способного помочь и сделать это по доступной цене. Но найти хорошего логопеда или дефектолога в Зеленограде несложно. Можно обратиться даже в профильный центр развития.

Методики лечения

Лечение заикания в любом случае есть прямое или косвенное воздействие на речевую функцию, приводящее к улучшению состояния в результате компенсаторной реакции организма на тот или иной вид коррекционного воздействия. Ввиду того, что заикание имеет выраженную функциональную, личностную и социальную стороны, его лечение обязательно содержит терапевтическую, педагогическую и реабилитационную составляющие. При этом значимость и результативность педагогического и реабилитационного компонентов находятся в зависимости от индивидуальных способностей пациента воспринимать коррекцию. Поэтому лечение заикания — сложный и противоречивый процесс, далеко не всегда зависящий от качества применяемого метода.

Существует ряд способов вылечить заикание, но, к сожалению, ни один из них не даёт гарантии 100 %. Все методы так или иначе делятся на рассматривающие заикание как дефект речи и как логоневроз.

Первые советуют «говорить плавно» или как-то нормализовать речь.

Вторые концентрируются на нервной системе, считая заикание лишь одним из проявлений невротизма. Методик лечения заикания великое множество (см. ссылки), но единой «правильной» не существует.

Все методики лечения заикания подразделяются по типам методического подхода и видам терапевтического воздействия. В целом их можно подразделить на:

  • Логопедические
  • Психологические
  • Психотерапевтические
  • Логопсихотерапевтические
  • Социореабилитационные
  • Медикаментозные
  • Физиотерапевтические
  • Комплексные
  • Нетрадиционные.

Терапевтическая организация методик лечения заикания может быть: амбулаторной, стационарной, семейной, групповой и индивидуальной.

medviki.com

Бремя дисфункции

Исследование заикающихся взрослых показало, что более 70% считают, что дефект отрицательно повлиял на их шансы найма или продвижения по службе, 33% считают, что это мешало работе, а 20% отказали в работе.

Людям, страдающим тяжелой формой заикания, трудно устроиться на работу. Возникает необходимость получить инвалидность, чтобы воспользоваться полагающимися льготами и немного улучшить качество жизни. К сожалению, на практике, инвалидность по заиканию практически не устанавливается. Во время проведения медико-санитарной экспертизы комиссия будет рекомендовать варианты работ, которые не требуют частого речевого контакта.

Если родители захотят оформить категорию «ребенок-инвалид», специальная комиссия должна квалифицировать его состояние как «ограничение жизнедеятельности». После чего она устанавливается на 1 год при наличии органических изменений ЦНС.

Что вызывает заикание

На протяжении веков было предложено множество теорий возникновения заикания и соответствующих подходов к лечению. В Древней Греции проблему связывали с сухостью языка. В XIX веке предполагали, что заикание вызывают аномалии речевого аппарата. Поэтому лечение было основано на обширной «пластической» хирургии, приводящей к увечьям. В XX веке патогенез болезни связывали с психогенным расстройством.

Различные факторы могут влиять на развитие заикания, хотя этиология полностью неясна.

«Нейронные подписи заикания»

«Заикание не «живет» в изолированной области мозга – широкая нейронная сеть удобное пристанище»

У людей, которые заикаются, обнаружены структурные и функциональные аномалии в речевой и моторной системе. Дезорганизация в нейронных связях белого вещества может быть причиной для развития заикания. Микроструктурное разрушение направлено на основной речевой и моторный путь, расположенный в коре левого полушария головного мозга.

Генетика

Растущие доказательства поддерживают связь между генетикой и заиканием. В нескольких исследованиях использовались разные показатели заболеваемости между монозиготными и дизиготными близнецами, чтобы частично исключить генетический фактор из биологических источников. Исследования показали, что 70-85% случаев заикание можно отнести к аддитивным (суммарным) наследственным эффектам, а оставшиеся 15-30% связаны с уникальной средой индивидуума.

Темперамент

Существуют предположения, что ребенок с уязвимым и чувствительным характером и эмоциональной реактивностью может быть склонен к развитию и продолжению заикания.

Связь развития заикания с определенными характеристиками личности можно проследить до древних времен. Аристотель, живший в IV веке до нашей эры, писал в своей книге «Problemata», что заикание провоцируют нервозность и формы страха.

Нейрохимические процессы

Существует гипотеза, что гиперактивная дофаминергическая система способствует заиканию.

Нейрохимия связывает заикание с:

  • повреждениями структур мозга (базальные ганглии), участвующих в контроле движения и мотивационных аспектов поведения;
  • повышенной выработкой нейротрансмиттера дофамина, увеличение дофамина связано с расстройствами движения в виде повторяющихся и непроизвольных движений тела с вокальными звуками (моторные и вокальные тики).

Оценка состояния

Врачи (психиатры, логопеды, неврологи) играют важную роль в оценке состояния пациентов. Хотя многие случаи разрешаются спонтанно, направление на терапевтическое вмешательство обычно необходимо, если заикание является серьезным или сохраняется в течение более 6–12 месяцев, а также если имеется семейная история дисфункции.

Первоначальная оценка должна установить серьезность состояния.

Различают три уровня дисфункции:

  1. Нормальная. Появляется между 18 месяцами и тремя годами, характеризуется повторениями в звуках, слогах и словах, которые обычно встречаются в начале предложения.
  2. Мягкая. Происходит между тремя и пятью годами. Повторения более часты и могут сопровождаться вторичным поведением (напряжение мышц, мигания глаз).
  3. Сильная. Возникает в возрасте от одного до семи лет. Тяжелое заикание происходит почти с каждой фразой или предложением, обычно сопровождается вторичным и избегающим поведением, и часто приводит к смущению и страху говорить.

Дальнейший анализ

Вопросы для родителей о ребенке, чтобы отличить заикание от других дефектов речи и поставить правильный диагноз:

  1. Повторяет части слов, или целые слова или фразы?
  2. Имеется заикание на гласные более двух повторений? («Яяяя-яблоко» вместо «яя-яблоко»).
  3. Повторяет слова более одного раза каждые восемь-десять предложений?
  4. Расстроен или смущен, когда возникают проблемы со словом?
  5. Заикание длится более шести месяцев?
  6. Моргает, смотрит в сторону или показывает физическое напряжение в лице при заикании?
  7. Использует дополнительные звуки, такие как «у», «э», «вот» чтобы начать слово?
  8. Иногда так сильно застревает, что при попытке говорить не слышно ни звука?
  9. Прекращает разговор в середине предложения из-за страха дефекта?

Для диагностики состояния используют приборы для расчета частоты, типа и продолжительности заикания; оценки общей скорость речи; наличия вторичного поведения.

Миф 3. Заикание лучше лечить гипнозом. Лекарств от него не существует

Гипноз — это метод воздействия на психику, его действительно иногда используют для коррекции заикания, однако врачи рекомендуют комплексный подход к лечению, включающий медицинские, психологические и педагогические методы.

«Запинки в речи — это лишь то, что мы видим на поверхности, но под этим явлением часто скрываются очень серьезные психологические и личностные проблемы, — объясняет психиатр Иван Орлов. — Для решения серьезной проблемы необходим комплексный подход, применение отдельных методик чаще всего малоэффективно. Лекарства подбираются врачом индивидуально в каждом конкретном случае и служат для создания оптимального функционального состояния мозга к дальнейшим нашим воздействиям».

Поэтому одни лишь таблетки, выписанные врачом, не помогут вылечить заикание, а вот в процессе комплексной терапии могут быть назначены, и этого не нужно пугаться.

Распространённость

Это заболевание возникает независимо от возраста, но чаще всего возникает у детей в возрасте от 2 до 6 лет, когда вырабатываются навыки речи. Мальчики в три раза больше подвержены заиканию, чем девочки. Иногда рецидив заикания случается у подростков в возрасте 15-17 лет, чаще всего это связано с возникновением неврозов.

Чаще всего заикание проходит с возрастом, по статистике только 1 % взрослых заикается.

Причины возникновения

Причины возникновения заикания точно не установлены. Предполагается, что возникновение заикания обусловливается совокупностью генетических и неврологических факторов. В любом случае, заикание сопровождается повышением тонуса и возникновением судорожной готовности двигательных (моторных) нервных речевых центров, включая центр Брока. Также есть вполне обоснованное мнение, что заикание возникает вследствие испуга в раннем возрасте у детей. Так к примеру многие заикающиеся утверждают, что дефект речи появился в раннем возрасте вследствие сильного испуга. У взрослых людей заикание может появиться вследствие контузии, такое заикание может пройти со временем. Любое отклонение от нормативного развития речи способно привести к возникновению заикания: раннее речевое развитие с бурным накоплением словарного запаса; или, наоборот, задержка психоречевого развития, алалия, общее недоразвитие речи, характеризующиеся низким объёмом знаний и представлений о мире, малым словарным запасом; стертая форма дизартрии, дислалия, ринолалия. Возникновению и закреплению заикания у детей способствуют патологическое воспитание, нарушение семейных ролей и функциональности семьи в целом, а также характерологические черты родителей заикающихся. Заикание зачастую возникает после перенесенных инфекционных заболеваний и может быть сопутствующим диагнозом при заболеваниях центральной нервной системы, чаще всего ДЦП.

Заикание вызывается спазмами речевого аппарата: языка, нёба, губ или же мышц гортани. Все, кроме последнего — артикуляционные судороги, судороги мышц гортани — голосовые (отсюда название «заикание» — спазмы напоминают икоту). Также существуют дыхательные судороги, при которых нарушается дыхание и возникает ощущение нехватки воздуха. Механизм возникновения спазмов связывают с распространением избыточного возбуждения от двигательных речевых центров головного мозга к соседним структурам, включая смежные двигательные центры коры и центры, ответственные за эмоции.

В каком возрасте эффективнее лечить заикание?

– Заикание проявляется в раннем детстве: примерно с 2 до 6 лет. В этом возрасте разумнее всего начинать лечение

Важно, чтобы лечение было комплексным: логопед, психолог и спокойная обстановка в семье

Считаю, что самая большая ошибка родителей – акцентировать внимание на заикании ребенка. Совет: принимайте своего ребенка абсолютно любым, подключите специалистов и избегайте термина «Лечение»

В итоге заикающийся диктором, возможно, не станет, но комфортно общаться точно будет! Главное, захотеть и исключить вторичную выгоду. Человеку же подсознательно почему-то нравится заикаться.

С миллионами проблем, которые несет заикание, есть что-то хорошее

Например, внимание близких. И тут нужно плавно менять психологию человека

Ведь психология – это основа. Заикание – это лишь симптом. Даже если называть заикание заболеванием, то любая болезнь зарождается в голове.

Как объяснить окружающим, что заикание – это не смешно?

– Давайте начнем с того, что иногда это действительно комично выглядит, особенно когда ранее человек с этим никогда не сталкивался.

К тому же это навязывает нам кино

Важно помнить, что, когда человек не знает, как реагировать, чаще всего он улыбается. И это не потому, что он смеется над вами, а потому, что он сам в смятении и не знает, как действовать

Если вам не нравится, когда вы говорите, а окружающие улыбаются – просто скажите им об этом. Вы удивитесь, но это работает! Что же касается буллинга и насмешек в школе, то здесь сложнее. Дети жестоки и это факт. Не показывайте себя беззащитным и слабым.

Защищайте себя и свое достоинство. Не бойтесь обращаться за помощью к родителям, школьному психологу или старшим друзьям.

Виды заикания

Более 80% случаев заикания относятся к дисфункциям речи, возникающим в детском возрасте во время развития. Остальные рассматривают как неврологическую или психологическую проблему. Классификация заикания:

  • Идиопатическое: первоначально присутствуют мягкие симптомы, которые разрешаются или прогрессируют к более серьезным признакам со вторичным поведением.
  • Нейрогенное: следует за неврологическим событием, таким как черепно-мозговая травма, инсульт или другое повреждение головного мозга.
  • Психогенное: развивается обычно после полового созревания в результате психотравмы или основного психического заболевания.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: