Как отреагировать на плохие оценки и помочь ребёнку их исправить: мастер-класс для родителей

«в среднюю школу ходят тусить»: что делать, если подросток не хочет учиться

Причины плохой успеваемости, проблем обучения в школе

Причины плохой успеваемости на самом деле кроются еще во время беременности матери ребенка. В последние годы часто во время беременности идет хроническая внутриутробная гипоксия плода, то есть недостаток поступления кислорода через плаценту к головному мозга будущего ребенка. Плюс влияют плохое питание, отвратительная экология, хроническая патология внутренних органов, стрессы, половые инфекции, гормональные нарушения. Если у ребенка была гипоксия, то уже на первом году жизни малыша возникает большое количество неврологических проблем и патологических состояний. Последствия перинатальной энцефалопатии легкой степени многогранны. Наблюдаются нарушения мышечного тонуса (гипотонус и чаще гипертонус), задержка психического, моторного или речевого развития, ЗРР и ЗПРР, ликвородинамические нарушения (синдром внутричерепной гипертензии), парезы, минимальная мозговая дисфункция, синдром дефицита внимания и гиперактивности. Ребенок отстает в развитии. Если гипоксия небольшая, то некоторые детские неврологи не обращают внимания на легкие отклонения в развитии нервной системы и не проводят лечебных мероприятий.  А педиатрам самое главное – это сделать прививки, остальное их не волнует. Отсутствие вовремя поставленного диагноза не означает отсутствие заболевания. Родители радуются, что у ребенка все хорошо. Но проблемы могут начаться в более позднем возрасте. Например, с началом обучения в школе. В нервной системе действует принцип: «где тонко, там и рвется», или «LOCUS MINORUM» — место наименьшего сопротивления. Последствия гипоксии могут проявляться плохой учебой, плохой усвояемостью материала.

Как принять плохие оценки: советы для родителей

Не сравнивайте ребёнка с собой

Родителям, у которых в свое время не было проблем с учебой, смириться с неуспехами детей сложнее всего. Однако сравнивать современную школу с той, что была двадцать-тридцать лет назад, бессмысленно и непродуктивно. Изменились мировые и социальные обстоятельства, программа обучения, нагрузка и требования к детям. Несмотря на доступность информации, учиться в школе стало намного сложнее.

Ваш ребенок — не вы. Примите новые правила и выработайте стратегию поведения и обучения, не оглядываясь назад.

Фото: pexels.com

Не рассматривайте оценки как критерий успеха

Родителям может казаться, что пятерки и красный диплом — залог успешности ребенка. Про это часто твердят и учителя, пугая двоечников, что те ничего не добьются в жизни.

Однако не забывайте, что призвание у каждого человека свое, а успех и счастье не всегда измеряются деньгами. Стив Джобс плохо учился в школе, но создал огромную IT-корпорацию, в то время как круглый отличник в будущем вполне может отказаться от материальных благ и заниматься неприбыльным, но любимым делом.

Когда вы злитесь на ребенка из-за очередной двойки, подумайте, что важнее — быть отличником или быть счастливым человеком, реализовавшись в чем-то другом?

Фото: freepik.com

Примите то, что оценки не всегда объективны

Оценки не всегда отражают способности ребенка, они зависят от множества факторов: дисциплины ученика, соответствия его требованиям данной школы, субъективного взгляда учителя.

Рассматривайте их не как данность, а как указание направления, в котором нужно работать. Возможно, у ребенка действительно есть трудности с предметом, и тогда вопрос можно решить занятиями с репетитором. Может быть, он не справляется с программой данной школы, ведь не всем детям нужно учиться в лицеях и гимназиях. Кому-то имеет смысл поработать над поведением, в том числе с психологом. А иногда успеваемость улучшается при смене учителя, с которым у ребенка не сложились отношения.

Фото: freepik.com

Доверяйте ребёнку

Если вы уверены, что ребенок замотивирован, умеет обрабатывать информацию, знает материал и школьные правила, то на шероховатости его учебы можно закрыть глаза. Получать разные оценки — это нормально.

Фото: pexels.com

Как найти проблему?

Если ребенок плохо учится в школе, стоит попытаться выяснить причину самостоятельно. Специалисты рекомендуют родителям присмотреться к сыну или дочери.

  • Для начала поискать предположительные проблемы со здоровьем. Насколько хорошо ребенок видит, можно выяснить, попросив его прочитать надпись некрупным шрифтом на вывеске. Чтобы проверить слух, поиграть в игру – прошептать слово, и попросить малыша повторить его. Иногда низкое зрение ни при чем – ребенок носит очки, в которых хорошо видит написанное на доске. Однако если ребенка дразнят в классе «очкариком», он может снимать очки и прятать их в футляр на уроках.
  • Некоторые родители не задумываются о том, что должен уметь делать ребенок в определенном возрасте, поскольку не имеют достаточно времени на общение с отпрыском. Стоит поговорить с ребенком, проверить его живость ума. Например, выучить с ним простой стишок, попросить отсчитать сдачу, привлечь к заполнению квитанций. Также можно поиграть с ним в настольные игры, купить книгу с логическими задачками по возрасту. Подобные действия помогут прощупать мыслительные способности ребенка, логическое мышление. В любом случае такие занятия не повредят малышу.
  • Можно попытаться выяснить, как ребенок себя чувствует на уроках, не отвлекает ли его соседка по парте. Узнать, что говорил на уроке учитель, не ругал ли сына за поведение. Вся эта информация довольна ценная, именно она поможет найти источник проблемы.

Если появились подозрения на сложности со здоровьем, лучше всего сразу отправляться к педиатру. Он направит к узкому специалисту, который определит, нет ли у малыша отклонений. Если же ребенок не может научиться читать или писать вместе с классом, есть смысл проконсультироваться с психологом. Возможно, у ребенка дислексия или дисграфия

Все это корректируется, важно лишь не уклоняться от лечения.

Вам также будет интересно

Редакция Без Сменки

16 января, 2023
1 мин

Шкала перевода баллов ОГЭ 2023 в оценки

Разбираемся, как перевести первичные баллы в привычные оценки. 
Минимальные баллы ОГЭ
Это первичные баллы, которые соответствуют проходной…

Редакция Без Сменки

24 августа, 2022
1 мин

Разбор демоверсии ЕГЭ 2023 по информатике

Разбираем демоверсию ЕГЭ 2023 по информатике. Узнаете:
что будет на ЕГЭ 2023 по информатике;
какие задания добавили, какие убрали, что…

Редакция Без Сменки

04 января, 2022
1 мин

Как выбрать тот самый предмет ЕГЭ: гайд из пяти шагов

Выбрать предмет ЕГЭ и не пожалеть об этом в конце года — задачка не из лёгких. Если вы учитесь в 11 классе и ловите мандраж от неизвестности своего…

Анна Кузьмина

19 декабря, 2022
1 мин

Как сдать ОГЭ, если не готовился

ОГЭ — не такой сложный экзамен как ЕГЭ. Но это не значит, что сдаст его каждый. Вам всё равно нужно знать структуру и особенности заданий в каждом…

Анастасия Воронова

04 октября, 2022
1 мин

Ресурсы для подготовки к ЕГЭ по информатике

Учиться только по учебникам и пособиям — скучно! В этой статье мы собрали полезные сайты, мобильные приложения и группы для подготовки к ЕГЭ по…

Депрессия

Все вышеперечисленное относилось к «физическим» причинам снижения успеваемости, когда у ребенка нет, грубо говоря, инструментов и материалов, чтобы постоянно находиться на людях, сдерживать естественную двигательную активность, слушать и запоминать, повторять и подчиняться. Депрессия, которая может начаться в период 10-15 лет, является сложным ЗАБОЛЕВАНИЕМ психики, то есть, нарушением нормального функционирования организма, которое можно и обязательно нужно лечить.

В депрессии сильно падают именно когнитивные, то есть, мыслительные навыки и способности

Мысли текут, как сквозь вату, все замедляется, трудно удерживать внимание, болит голова и живот, часто болят кости. Хуже всего человек себя чувствует утром, а к вечеру немного расходится (что коренным образом отличает депрессию от любых других заболеваний: обычно утром больной чувствует себя лучше, а к вечеру утомляется или поднимается температура), а ведь в школу надо тащиться затемно

Постоянно хочется плакать или все бесит.

Если вы отмечаете, что ваш ребенок уже более двух недель постоянно раздражен или печален, с большим трудом встает по утрам, ничего не может есть в первой половине дня, а к ночи просыпается аппетит, если он заметно похудел/поправился, жалуется на плохой сон – это все повод немедленно обратиться за помощью как минимум к детскому психологу, и, скорее всего, к детскому психиатру. При своевременном и правильном лечении депрессия проходит, не скажу, что быстро, но проходит. Без лечения – переходит в хроническую форму с ухудшениями весной и осенью, иногда вплоть до полного отказа от жизни. За контактами грамотных врачей можно обращаться ко мне, главное, не бойтесь слова «психиатр», не тот случай, когда можно подождать, в надежде, что само рассосется.

Славная девочка Женя, до 13 лет – прямо мечта еврейской бабушки, резвушка-хохотушка, ямочки на локтях и волосы пружинками, веселые глаза и улыбка до ушей. Пошла с подростковым клубом в горный поход, и там с ней что-то случилось. Как будто сглазили её, потухла, стремительно начала худеть, бледнеть, вытянулась за год на 15 сантиметров, чуть что – слезы, плачет, уходит, закрывается в своей комнате. Учеба съехала до «по всем предметам тройки, кроме языков и литературы», и это у Жени-то, круглой отличницы. Музыкалку пришлось бросить после пары обмороков в транспорте. Бабушка нашла в столе очень напугавшие всех рисунки: все черным-черно, кровь, ножи, гробы… В общем, весь набор «Клуб разбитых сердец».

Что с тобой, Женечка? Влюбилась? Он тебя разлюбил? Тебя кто-то обидел?

Молчит. Да она сама не понимает, что с ней происходит, как-то все стало невыносимым, все раздражает, как пишут на открытках «хочется шоколадку, убивать и на ручки».

При тщательном анализе выяснилось сразу несколько вещей:

Итого: подключили медицину, перевели на полгода на домашний режим, психотерапия плюс группа «Мастерская общения» для подростков – к маю Женя воскресла, окрепла, черная туча ушла за горизонт. Но Женя теперь знает о своей истощаемости, научилась замечать предвестники обморока, выучила правила обращения со своим организмом. И очень повзрослела за этот год. А были бы другие родители, махнули бы рукой, мол, дурит девка, с кем не бывает, так могло бы и до суицида дойти, Женя говорила, что всерьез рассматривала такую возможность.

Дорогие родители! Главная мысль, которую я хотела донести: дети в норме хотят и могут учиться. Им нравится узнавать новое, нравится быть успешными, им интересно овладевать разными навыками. Если ребенок плохо учится – это его проблема, а не лень. Надо найти причину и устранить её, быть с ребенком на одной стороне, помогать. Но не в виде «Что ты за идиот, ничего сделать сам не можешь, тащи сюда эту чертову математику!», а прежде всего – внимательно и бережно постараться понять, что с ним не так. Это гораздо важнее, чем все оценки в мире. Фактически, сейчас вы закладываете ему модель всего будущего успеха: если что-то пошло не так, надо выяснить и починить. А не вешать клеймо «Я неудачник».

Как правильно мотивировать ребенка

Мотивация — важная составляющая успеха. Это довольно сложный психофизиологический процесс, имеющий свои законы. 

Мотивация может быть внешняя («Хочу хорошо учиться, чтобы родители были довольны») и внутренняя («Хочу изучать биологию, чтобы стать врачом и помогать людям»). 

Идеально, если школьник сам понимает, зачем хорошо учиться. Однако родители иногда навязывают ребенку свои представления о том, что он должен делать. Например, заставляют изучать английский язык, «потому что в жизни пригодится». Четкого понимания, зачем конкретно это нужно, у ученика нет, поэтому он занимается неохотно и не достигает больших успехов. 

Кроме того, существует устойчивая, то есть не требующая дополнительного подкрепления, и неустойчивая мотивация. Обычно внутренняя мотивация гораздо устойчивее внешней. Наконец, мотивация может быть положительной, это подкрепление желательного поведения, и отрицательной — наказание нежелательного поведения.

Считается, что именно положительная мотивация способствует достижению успеха, поскольку она позволяет почувствовать удовлетворение. Желательно применять положительную мотивацию всегда, когда это возможно. Предлагаем несколько советов, как повысить мотивацию.

Научите его правильно ставить цели

Ставить цели — это настоящее искусство. Мы уже говорили о том, что цели должны быть в первую очередь конкретными и достижимыми.

Кроме того, каждую цель необходимо разбивать на мелкие, более простые шаги и по мере их выполнения отслеживать прогресс. Эта полезная привычка пригодится не только детям, но и взрослым.

Покажите пример

Хотите, чтобы ребенок добился успеха? Продемонстрируйте ему личный пример трудолюбия, последовательности, целеустремленности

Важно дать подростку понять, что наши успехи — это наша ответственность

Стоит проговаривать с подростками, для чего они вообще учатся. Они должны видеть в этом смысл, цель, четко понимать, что им дает каждый предмет. Чтобы школьник осознавал пользу и значимость учебы, она должна иметь ценность в семье. Если родители гордятся своими золотыми медалями и красными дипломами, но при этом ребенок видит, что семья недостаточно счастливая, то ему будет довольно сложно понять, в чем же заключается ценность образования. 

Поощряйте, но не подкупайте

Акцентируйте внимание на достижениях ребенка. Это не значит, что за каждую хорошую оценку обязательно нужно покупать дорогие подарки

Напротив, такая практика часто вредит, потому что учеба превращается в бездумную погоню за материальной наградой. Иногда достаточно просто искренней похвалы, эмоциональной поддержки. Показывайте школьнику, что вы гордитесь им.

Не сравнивайте с другими людьми

Самая плохая мотивация, которую можно придумать, — это сравнение ребенка с окружающими, причем не в его пользу. Это не только не помогает повысить успеваемость в школе, но и с высокой вероятностью травмирует психику подростка. Просто представьте, как вы почувствуете себя, если вам скажут: «Вот Света в твоем возрасте уже директор крупной фирмы, а ты что?» — и никогда не сравнивайте сына или дочь ни с одноклассниками, ни с детьми своих друзей. Объясните, что сравнивать себя нужно не с другими, а с самим собой.

Больше спрашивайте, меньше говорите

Когда вы дали ребёнку понять, что обеспокоены, внимательно выслушайте его. Отметка — лишь симптом проблемы. В чём дело, вам может рассказать только сам ребёнок. Он может не понимать материал, быть не в состоянии сосредоточиться на учёбе из-за проблем со сверстниками или учителями. Помните, что перед вами ваш дорогой ребёнок, которому нужна помощь, а не порицание. Скажите, что хотите понять его и помочь.

Не обо всём ребёнку бывает легко рассказать. Если вам кажется, что школьник что-то недоговаривает, дайте ему время, хотя бы пару дней. Иногда сын или дочь говорят «не знаю», а родитель видит, что ребёнок боится признаться. Скажите: «Я вижу, тебе трудно об этом говорить. Я не тороплю тебя, обещаю не ругать и не наказывать. Я хочу помочь». Что бы вам ни рассказал ребёнок, обещание нужно сдержать.

Если ребенок не хочет учиться, что делать? — советы бывалых

Успешны не те, кто всё знает, а те, кто знает, где искать и как соответствовать. Успешен психически стабильный человек, жизнерадостный и самообучаемый. И вот именно понятие успешности как раз и нужно качественно разъяснить ребёнку. Нужно объяснить ребёнку выгоду успешности, сделать её мотивацией.

Что делать, если ребенок не хочет учиться? Обязательно знать, что для того, чтобы быть успешным в классе, нужно с пониманием относиться к труду учителя.

Важен момент именно чувствования, что человек тоже может быть несчастен, заложником обстоятельств, раз выражает недовольство. Но ни в коем случае это не должно перетекать в заискивание или не попирание своих интересов.

Просто иногда для поддержания хорошего «имиджа» нужно поднапрячься и сделать хорошую объёмную работу, чтобы успокоить неусыпный учительский контроль. Нужно прочесть хотя бы на перемене параграф и вовремя поднять руку. Поусердствовать на контрольной, между делом выполнить (да даже если и списать!) домашнее задание.

 И вот реально таким образом по крайней мере в средних классах можно учиться не наматывая ни себе ни педагогам нервы на кулак.  Это не иллюзия образования, это тот самый баланс, когда не пересекаются ничьи границы. И это, в общем-то, неплохой вариант, чтоб всем участникам школьной эпопеи сохранить себя.

Оставьте свои страхи при себе!

Тем, кого не устроил предыдущий абзац, предлагаю задать себе вопрос, а чего вы, собственно, боитесь? Вырастить невежду? Обнаружить свою непримиримость к тройкам? Боитесь то, что будете мямлить, пытаясь смягчить пилюлю «несоответствия» вашего ребёнка школьным идеалам в разговоре с другими людьми?

Так будьте честны и не прикрывайте свои страхи в виде внутричерепных тараканов разговорами о важности школьного образования для дальнейшего жизненного успеха ребёнка. Это всё – ваше, нажитое травмирующим опытом, и к реальности, тем более реальности новых детей, не имеет совершенно никакого отношения

Это всё – ваше, нажитое травмирующим опытом, и к реальности, тем более реальности новых детей, не имеет совершенно никакого отношения.

Из личных наблюдений

Для начала немного о личном. Восемь лет я была школьным учителем, потом перешла в государственный вуз. И везде сталкивалась как с блестящими учениками или студентами, так и со слабыми. И все они были разными. Попадались отличники, которые вызывали восхищение своим трудолюбием, умением и желанием добиваться поставленных целей, воспитанностью и доброжелательностью. Встречались и те, кто хотя и учился прекрасно, но были настолько неприятными людьми, что просто оторопь брала. То же и с не самыми лучшими учениками: со многими троечниками мы до сих пор нежно дружим и постоянно общаемся, а о некоторых отличниках и даже «медалистах» и вспоминать не хочется.

Была, например, в одном из моих классов такая пара закадычных друзей: красавец, словно с советского пропагандистского плаката, учившийся почти на одни «пятёрки», и слегка заикавшийся худенький неприметный мальчик-троечник. Долгое время я думала, что дружба их настоящая, а потом случайно увидела, как «гордость школы» обращается со своим приятелем, когда думает, что их никто не видит. Увиденное оставило ощущение гадливости: столько надменной презрительной снисходительности и незавуалированной жестокости было в словах красивого успешного парня, адресованных «другу». После этого я стала специально наблюдать за отношениями этих мальчиков (их классным руководителем я не была, просто учителем-предметником, поэтому видела ребят не очень часто, но и остаться равнодушной не могла), и убедилась, что «дружба» там в одни ворота. Поэтому обрадовалась, когда жизнь развела мальчиков: я перешла работать в другую школу, и со мной ещё десять моих учеников, тихий троечник среди них.

В новой школе я стала его классным руководителем и благодаря этому имела возможность наблюдать за его взрослением. Тесно общаясь с ним, я окончательно убедилась, что за неприметной внешностью скрывается, как бы пафосно это ни звучало, нежная, добрая и благородная душа. Ему и его родителям школа давалась нелегко, но они все вместе упорно «сражались» с уроками, нехваткой времени и многими другими проблемами. И победили. В старших классах бывший троечник стал учиться гораздо лучше и в итоге поступил в хороший вуз. Кстати, и друзья у него появились настоящие, с большинством из них он дружит до сих пор.

Сейчас этот мальчик уже взрослый мужчина (кстати, высокий, крепкий и очень симпатичный), отец двоих детей и прекрасный специалист в своей области. А отличник, к несчастью, погиб в пьяной драке несколько лет назад. Мне очень жаль его родителей, и я ни в коем случае не злорадствую. Историю эту рассказываю не для того, чтобы морализировать, а для тех родителей слабых учеников, которым «неуспешность» детей отравляет жизнь. Не опускайте рук и обязательно боритесь за своих детей!

И второй момент: я не только учитель, но и мама троих мальчиков. И одному из моих сыновей учёба даётся очень тяжело. Всё, что двое других делают играючи, лихим кавалерийским наскоком, ему достаётся большим трудом, многодневной и, увы, не всегда успешной осадой. Поэтому всё, о чём написано в этой статье — взгляд одновременно с двух сторон (учителя и мамы), выводы, сделанные в результате многолетней работы с детьми и подростками.

А теперь несколько советов родителям тех детей, у кого нелады с учёбой:

Ежедневные заботы

Школьнику нужно помочь организовать процесс обучения

Если у вас в семье существуют детские домашние обязанности, если у вас есть хотя бы какое-то подобие режима или ритма жизни, есть какая-то ежедневная цепочка событий, которая повторяется (примерно в одно время встаем, в одно время ложимся) — ребенку будет проще привыкнуть к школьному ритму.

Домашние обязанности приучают брать на себя ежедневную ответственность. И тут очень хороши цветы и домашние животные, вынос мусора — то, что необходимо делать регулярно. Цветы видимым образом засыхают, коты мяукают и просят пить, а мусорным ведром нельзя пользоваться. Взрослым надо не «спасать» ребенка и не выполнять обязанности вместо него.

К моменту попадания в школу у ребенка должны быть регулярные обязанности, то, что он делает ежедневно: чистит зубы, заправляет кровать, складывает одежду. На этом фоне к домашним обязанностям прибавляются другие ежедневные обязанности — школьные.

Школьнику полезно:

  1. Самому уметь собрать вещи для занятий в секциях и сложить портфель. Это нужно начинать делать за год до школы — минимум. У мальчиков это в целом получается хуже, чем у девочек. Сначала ребенок будет делать это с вашей помощью, с подсказкой последовательности. Пока ребенок не читает, можно повесить на стенку нарисованный список того, что должно быть в портфеле. Если ребенок забыл что-то, не нужно обязательно его поправлять: пусть он один раз окажется с недостающим предметом, зато сможет это запомнить.
  2. Если вы знаете, что ребенок будет все равно забывать что-то дома, можно с ним проверять портфель. «Давай проверим, все ли ты собрал. Покажи мне, все ли есть в портфеле».
  3. Знать, где лежит одежда и обувь для школы. Он должен оценить, чистая это одежда или грязная, грязную убрать в грязное белье. Тут тоже формируется ответственность: нет ничего сложного, посмотреть свою одежду на предмет пятен.
  4. «Детский тайм-менеджмент»: не только собрать портфель, но еще собраться вовремя на занятия. Это базовый навык, без которого начало обучения в школе очень сложно. Формировать этот навык, который станет ступенечкой к следующему, также нужно не в 1 классе, а за год перед ним, когда занятия довольно расслабленные и не с самого утра.
  5. Знать, в какие дни происходит какая подготовка. Для этого хорошо пользоваться календарями. Можно под днями написать, какие именно в этот день занятия, раскрасив их разными цветами, чтобы ребенок знал, что именно нужно собрать.

Если вы не успели дать своему ребенку все эти навыки до школы, делайте то же самое в 1 классе.

Причины низкой успеваемости

В первую очередь следует выяснить, почему ребенок потерял интерес у кчебе или перестал успевать по каким-то предметам. Приведем основные причины низкой успеваемости детей в школе.

Избыточная физическая или умственная нагрузка. Человеческие тело и мозг не могут развиваться без постоянного стимулирования. Тем не менее непосильная нагрузка вызывает ненужный стресс и усталость. Ребенок должен иметь время для отдыха. Чтобы он мог больше успевать без вреда для своего организма, умственную и физическую нагрузки необходимо чередовать между собой

В дневном графике между занятиями с репетитором и сидением за книгами стоит выделять время для посещения спортивных секций, которые будут интересны школьнику
Но это не относится к музыкальным занятиям, с которыми невозможно переборщить, к тому же они тренируют внимание и мелкую моторику, что важно для обучения в школе. Телевизор, компьютерные и мобильные игры
Если ребенок чрезмерное количество времени смотрит мультики и фильмы или наблюдает за действиями игровых персонажей, у него перестает напрягаться творческая часть мозга

Получая готовую картинку, он перестает фантазировать, создавать образы в своем воображении и становится пассивным. Это как минимум приводит к снижению оценок по физике, литературе и другим предметам, требующим абстрактного мышления. Младшим школьникам стоит подбирать только развивающие игры и давать смотреть интересные познавательные телепередачи. В юном возрасте особенно важно ограничивать количество времени, бездумно проведенное перед экраном. Недостаток питательных веществ. Школьник сможет усваивать информацию лишь в том случае, если его мозг будет получать необходимое питание. Рацион должен быть разнообразным, включать в себя мясные и рыбные блюда, обилие свежих овощей и фруктов. Особое внимание нужно уделять завтраку. Перед походом в школу ребенок должен подкрепиться блюдом, содержащим яйца, ветчину или сыр. Если с утра у него нет аппетита, можно собрать завтрак в школу или настроить график его сна таким образом, чтобы он просыпался на час раньше и успевал проголодаться. От обильного количества хлеба и сахара стоит отказаться, поскольку эти продукты вызывают быстрое насыщение и столь же стремительное появление голода. Проблемы в семье. Когда родители ругаются, даже если они делают это между собой, не затрагивая ребенка, это негативно сказывается на его успеваемости. Если детям не хватает внимания, а родители разговаривают с ними лишь увидев плохие оценки, малыши могут специально «скатываться» по учебной программе, чтобы добиться возможности общения с близкими взрослыми. Дружественная атмосфера в семье и внимание со стороны родителей — это эффективные методы борьбы с плохой успеваемостью. Отсутствие поощрения. Ребенок должен видеть, что взрослые ценят его старания. За хорошие отметки школьник должен получать похвалу со стороны родителей. В качестве поощрения за хорошие оценки в конце года можно пообещать ему определенный подарок. Важно ставить перед ним все новые и новые небольшие цели, которых он сможет достичь.

Нельзя ругать ребенка за плохие оценки. Наказания, особенно физические, заставят его скрывать от взрослых свои проблемы, в том числе связанные с учебой. Увидев проблему, нужно выяснить причины ее возникновения и начать устранять их, а не устраивать скандалы.

Что делать родителям

Первым делом каждому родителю, искренне переживающему за развитие своего ребенка, следует постараться внимательно разобраться в происходящем и в причинах сложившейся ситуации

Очень важно это сделать вместе с ребенком, но без какого-либо давления. Он должен быть заинтересованным участником, понимающим и принимающим искреннюю заботу родителя, чего, конечно же, достичь непросто

Родителям нужно постараться объективно взглянуть на ситуацию. Они должны понимать разницу между оценкой и знанием, иметь полное представление об одноклассниках и учителях в школе, уметь объективно смотреть на свою роль в воспитании. Действительное понимание каждого отрицательного фактора и всей ситуации в целом можно назвать половиной успеха в ее решении.

Кроме устранения отрицательных факторов, можно порекомендовать активные действия в позитивном ключе. Одним таким «волшебным ключиком», с помощью которого можно преобразить ребенка, является формирование в нем психологии успеха. Причем этот успех должен быть связан в первую очередь с радостью от процесса и достижения результата, и только во вторую — от оценки или награды, что никогда не должно быть самоцелью

И здесь важно то, верит ли в себя ребенок. Все малыши изначально верят в себя и свои возможности, именно благодаря этому им удается познавать мир, начиная это познание с первого шага

Более того, они каждый день преодолевают границу знакомого, переходя в зону неизвестного, что требует внутренней храбрости и обязательной уверенности в поддержке со стороны близких людей.

Практическим примером может быть следующая ситуация. У каждого школьника наверняка есть любимый предмет или сфера деятельности, которая ему интересна. Поощряя и развивая этот интерес, необходимо мотивировать ребенка выходить за границы предпочитаемого, показывая связи с другими сторонами жизни. Так, нелюбимый многими мальчишками русский язык, на самом деле очень логичен! Он красиво и строго отражает окружающую жизнь, каждую ее мелочь. Или например, такой вроде бы гуманитарный предмет, как география, имеет множество связей с любым техническим направлением. Таким образом каждый школьный предмет можно привязать к гармоничной системе реальности и найти нужные переходы в другие дисциплины. Найти эти мостики — интересная и трудная задача для учителя и для родителей.

Проблема в семье

Если говорить о том, почему дети плохо учатся в школе, то стоит уделить внимание и данной проблеме. Нужно понимать, что дети являются самыми впечатлительными. Любые конфликты или трагические события в семье могут оставить огромный отпечаток на психологии юного чада

Если его родители постоянно ссорятся, а малыш это видит и слышит, то очень скоро можно будет заметить, что ребенок стал хуже учиться, так как ему сложнее сосредоточиться

Любые конфликты или трагические события в семье могут оставить огромный отпечаток на психологии юного чада. Если его родители постоянно ссорятся, а малыш это видит и слышит, то очень скоро можно будет заметить, что ребенок стал хуже учиться, так как ему сложнее сосредоточиться.

Когда его голова забита только тревожными мыслями и переживаниями за благополучие его семьи, он не сможет полностью погружаться в необходимый материал, который объясняет преподаватель.

Несколько способов исправить «двойку»

Всегда и у всех есть возможность исправить «двойку». Как сделать это? Все зависит от учителя и его отношений с учеником.

Можно попросить преподавателя переписать работу, по которой была получена неудовлетворительная оценка.

Если «двойка» была поставлена за устный ответ, то стоит подойти к учителю после урока и попросить подготовить доклад или реферат по данной теме, что позволит исправить оценку в журнале.

Бывают ситуации, когда учитель по какой-либо причине не хочет идти навстречу ученику и исправлять оценку. В таком случае остается «закрыть» ее другими отметками. Например, будет достаточно нескольких «пятерок», поставленных после «двойки».

В будущем стоит тщательнее готовиться к урокам и добросовестно выполнять домашнее задание. Тогда таких ситуаций больше никогда не возникнет.

Ребёнок получил двойку: разберитесь, кому из вас нужны пятёрки

Двойку могут поставить и отличнику, и закоренелому троечнику. Иногда это одинаково заслуженная двойка за ничегонеделание. Однако порой это разные отметки: чтобы одного проучить списывать, а другого подсказывать. Выясните, за что именно поставлена отметка, как её можно исправить, что ребёнок собирается делать дальше.

Если вам высокие баллы нужнее, чем ребёнку, стоит с этим разобраться. Невозможно желать чего-то за другого человека. Ребёнок, который не стремится стать отличником, вряд ли будет тратить силы на учёбу. Его можно шантажировать карманными деньгами или подкупать телефонами до определённого момента, и это принесёт плоды. Но в конце концов ученику всё надоест и он совсем забросит учёбу. Вряд ли кто-то из родителей желает подобного исхода.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: