Причины алалии
Среди факторов, влияющих на появление алалии генетические предпосылки, травмы головы, неврологические расстройства и другие важные аспекты.
Генетические предпосылки.
Одним из ключевых факторов, способствующих развитию алалии, являются генетические предпосылки. Наследственность может играть решающую роль в формировании этого речевого расстройства. Если у ребенка или родителей есть история алалии, вероятность появления этого расстройства у ребенка увеличивается. Исследования генетической базы алалии становятся все более актуальными для точного выявления генетических факторов, предрасполагающих к данному расстройству.
Травмы головы.
Травмы головы, особенно в раннем детстве, могут сыграть роль в возникновении алалии. Повреждение частей мозга, отвечающих за развитие и функционирование речевых навыков, может привести к нарушению процессов артикуляции и формирования связной речи
Важно учитывать характер и тяжесть травмы, а также возможные последствия, чтобы разработать индивидуализированный подход к лечению.
Неврологические расстройства.
Неврологические расстройства, такие как эпилепсия или церебральный паралич, могут быть связаны с развитием алалии. Эти состояния воздействуют на работу мозга и могут привести к нарушениям в области речи и языка
Особое внимание уделяется исследованиям, направленным на выявление связей между неврологическими факторами и алалией, что может быть ключевым для эффективного лечения.
Окружающая среда и социальные факторы.
Факторы окружающей среды, такие как низкое качество коммуникации в семье, отсутствие стимуляции речевого развития или недостаточное внимание к языковым навыкам в раннем детстве, также могут оказать влияние на возникновение алалии
Социальные аспекты, такие как изоляция или неполноценное общение, также могут содействовать развитию этого расстройства.
Глубокое понимание патогенеза алалии не только раскрывает сложности данного расстройства, но и открывает перспективы для более эффективных методов лечения и предупреждения.
-
Нейрофизиологические изменения.
Одним из первых этапов патогенеза алалии являются нейрофизиологические изменения, происходящие в мозге. Эти изменения могут быть связаны с дефицитом в развитии определенных областей мозга, ответственных за управление речевыми функциями. Например, аномалии в работе центра Брока, ответственного за формирование речи, могут стать отправной точкой для развития алалии. -
Генетическая предрасположенность.
Наследственность может предопределить некоторые особенности в структуре или функционировании мозга, что в свою очередь становится фактором риска для развития алалии. Определенные генетические мутации или вариации могут влиять на формирование нейронных связей, ответственных за речевые навыки. -
Развитие речевых навыков.
Патогенез алалии также связан с развитием речевых навыков в раннем детстве. Нарушения в процессе формирования базовых речевых элементов могут создать фундамент для дальнейших трудностей в общении. Отсутствие стимуляции важных компонентов языкового развития может привести к задержкам в формировании речевых структур. -
Неврологические воздействия.
Неврологические факторы, такие как эпилепсия или церебральный паралич, могут оказывать влияние на патогенез алалии. Данные состояния воздействуют на работу нервной системы, в том числе и на области, ответственные за речевые функции. Это может привести к дополнительным трудностям в формировании и поддержании нормальной речи. -
Воздействие психосоциальных факторов.
Психосоциальные аспекты также играют свою роль в патогенезе алалии. Стресс, социальная изоляция, низкая мотивация для общения могут усиливать трудности в речевом развитии. Понимание воздействия этих факторов помогает создать комплексный подход к лечению, который включает в себя не только коррекцию речевых навыков, но и поддержку психосоциального благополучия.
Симптомы алалии
Клиническая картина заболевания может отличаться в зависимости от формы и тяжести заболевания. Чаще всего симптомами недуга является полное отсутствие речи или нарушение речевой функции.
Основными признаками моторной алалии является:
Нарушение координации движений.
Слабо развитая моторика пальцев на руках, что мешает детям освоить элементарные навыки самообслуживания, например, застегивание пуговиц, шнурование обуви или применение ручки во время письма.
Плохая память, особенно плохо больные запоминают слуховую речь.
У детей наблюдается нарушение восприятия, часто проявляются проблемы с вниманием и концентрацией на выполняемом задании.
Часто у пациентов наблюдается гиперактивность, реже встречается обратная реакция – полная заторможенность и низкая двигательная активность.
У 80% детей наблюдается сниженная работоспособность, быстрая утомляемость.
В результате нарушения речевой функции страдает общее интеллектуальное развитие, но оно достаточно быстро компенсируется при нормализации речи.
Нарушение артикуляции, в результате чего ребенок не способен произносить отдельные звуки, слоги и слова.
Словарный запас у ребенка значительно ниже нормы, характерной для конкретной возрастной группы. Как правило, это бытовые термины, которые регулярно используются в обиходе. Новые слова пациенты запоминают с трудом. Из-за маленького словарного запаса ребенок не способен составить длинное полноценное предложение, не может описать событие и передать смысл происходящего.
Основные симптомы сенсорной алалии:
- Ребенок не понимает речь окружающих людей, при этом у него идеальный слух и порой наблюдается гиперакузия (повышенная восприимчивость к звукам).
- Речь пациентов представляет набор звуков и звукосочетаний. Зачастую дети неосознанно повторяют речь окружающих людей, пропускают буквы и слоги в словах, объединяют разные части слов в одно.
- Нарушение речи провоцирует расстройство личности, приводит к задержке интеллектуального развития и неадекватному поведению.
Причины алалии
Так как алалия, в соответствии с логопедической классификацией нарушений речи, относится к неврологическим патологиям, причины формирования недуга могут быть как пренатальными, так и натальными или постнатальными:
- сильный токсикоз у женщины во время беременности;
- преждевременные роды, в результате которых малыш получил внутричерепную травму;
- гипоксия или асфиксия плода;
- ошибки, допущенные медперсоналом при родовспоможении;
- заражение плода инфекциями во время внутриутробного развития;
- падения женщины во время беременности;
- необходимость проведения операции младенцу под общим наркозом;
- осложнения, возникшие после проведения прививок;
- патологии в работе сердечно-сосудистой системы у матери или плода.
Если беременность и роды у женщины протекали нормально, а речь у ребенка развивается плохо или отсутствует вовсе, причину недуга надо искать в слабом иммунитете малыша. Установление причин возникновения патологии необходимо для разработки эффективной схемы лечения.
Моторная алалия
В данном случае у ребенка поражена часть мозга, отвечающая за воспроизведение речи. При сохранном артикуляционном аппарате дети не могут говорить правильно.
Для этого типа характерны следующие симптомы:
полное отсутствие речи. Ребенок изъясняется при помощи лепета, жестов и мимики. Встречается при грубом нарушении мозговых структур;
в том случае, если речь присутствует, она отличается неправильным звукопроизношением, аграмматичностью, смешением и заменой сложных звуков, бедным словарным запасом;
ребенок разговаривает при помощи отдельных слов или простых предложений из двух-трех слов. При этом существительные превалируют и, как правило, используются в именительном падеже
Объем пассивного словаря при этом значительно больше;
в неврологическом плане отмечается слабое развитие мелкой и крупной моторики, плохой координацией, неловкостью;
высшая психическая деятельностью также страдает — снижены память, внимание, эмоционально-волевая сфера;
снижение интеллекта является лишь следствием отставания в развитии речи и при правильной коррекции восстанавливается.