Уровни восприятия
Выделяют четыре уровня перцепции:
- Обнаружение. Относится к перцептивным действиям. Считается начальной фазой любого сенсорного процесса.
- Различение. Также относится к перцептивным действиям. Конечным результатом данного уровня является формирование перцептивного образа.
- Идентификация. Относится к опознавательным действиям. В данном процессе происходит отождествление конкретного воспринимаемого предмета, который хранится в памяти, или отождествление двух объектов, воспринимаемых одновременно.
- Опознание. Также относится к опознавательным действиям. Включает в себя отнесение объекта к определенному классу, который воспринимался ранее) и извлечение аналогичного эталона из памяти.
Понятие восприятия
Определение
Восприятие – психический процесс восприятия объектов и явлений действительности в совокупности их разнообразных свойств и частей, а также осмысления целостности отражаемого.
Результаты восприятия — всегда образ предмета. Ведь мы не только видим предмет в руках у других людей, но и ощущаем его вес, объем, чувствуем, если это металл – ощущаем холод металла. Все эти ощущения объединяются в один предмет.
В формировании и развитии восприятия объекта, участвуют элементы, которые передают ощущения, возникающие от разных свойств этого объекта, большое значение имеют память и мышление.
Что же такое восприятие, внимание и память?
Восприятием называется отображение предмета или явления при непосредственном воздействии на органы чувств. Информация обрабатывается в головном мозге и в виде опыта встраивается в память. Например, ребенок различает цвета, знает красный, но если ему неизвестно, что на улице красный сигнал светофора предупреждает об опасности, он будет подвергать себя большому риску. Для того чтобы использовать знания о красном сигнале, ему нужно умело доставать из мозговых недр нужную в данный момент информацию. Ему нужна память. Память – это знание о минувшем после того, как оно перестало осознаваться. И, наконец, для правильного поведения на улице ребенок должен уметь вычленить знаки, которые подает светофор, из всего того, что происходит вокруг, то есть быть внимательным
Внимание – это выделение нужной информации из всего объема, воспринимаемого на данный момент. На уроке ребенок должен уметь использовать тот объем знаний, который был получен в предыдущих классах
Мы уже говорили в наших лекциях, что ведущим фактором развития школьной дезадаптации в 5-м классе является неусвоение программы начальной школы. Ребенок, не выучивший таблицу умножения, не сможет быстро решать задачи в несколько действий.
Что же происходит, когда нарушается один из познавательных процессов? Об этом мы поговорим в сегодняшней лекции.
Рекомендации родителям и педагогам по оказанию помощи детям при подготовке домашних заданий
Как делать уроки дома ребенку с дефицитом внимания?
Ребенку с дефицитом внимания необходимо создать определенные условия для интеллектуального развития. В первых классах кто-то из взрослых обязательно должен контролировать выполнение уроков. Позже, когда стереотип поведения будет выработан, ребенок сможет сам организовать пространство и время выполнения уроков.
1. Прежде всего необходимо бороться со всеми отвлекающими факторами. Ребенок должен сидеть лицом к стене, спиной к двери.
2. У него должен быть гибкий график работы. Активность может падать в течение недели. Каждый день нужно заново ставить срок – уроки должны быть сделаны к такому-то часу. Ни в коем случае нельзя заставлять делать уроки сразу после школы или после обеда.
3. Нельзя смотреть телевизор или читать, слушать сказки перед выполнением домашнего задания.
4. Можно поспать, полежать, послушать музыку (последнее – не дольше 15–20 минут). Музыка должна быть знакомой, успокаивающей.
5. Можно через наушники слушать записи «белого шума». Белый шум – неопределенный шум. Невозможно выделить отдельные звуки. Шум дальнего водопада, ветер в лесу, ненастроенный телевизор, морская раковина, приложенная к уху…
6. На стол, где ребенок делает уроки, необходимо поставить картонную ширму, которая будет ограничивать пространство, где лежат тетради и учебники. Высота ширмы должна доходить до макушки ребенка, который сидит за столом.
7. Прежде чем начать делать уроки, необходимо проговорить план заданий; перед выполнением каждого урока нужно на бумажке записать план выполнения. Ставить галочки после окончания.
8. После каждого урока (или задания) необходимо делать перерыв. Об окончании перерыва должен извещать таймер, предварительно заведенный на 10–15 минут.
9. Выполнение скучных заданий нельзя откладывать на то время, когда ребенок уже устанет. С них нужно начинать, когда есть еще «порох в пороховницах».
10
Если родитель видит, что внимание ребенка на исходе, можно поменять задание или перейти к выполнению любимого урока.
11. За выполнение трудных заданий должна быть разработана система бонусов и поощрений (не пищевых)
Это могут быть лишние несколько минут мультфильмов или прогулки, любимой игры или чтения.
Как делать уроки ребенку со сниженной памятью?
Начинать нужно с письменного планирования. Родитель не должен контролировать процесс выполнения задания, но и ограничиваться вопросом «ты все выучил?» нельзя ни в коем случае.
1. На стене в комнате ребенка должен висеть режим дня. Над письменным столом – расписание уроков и дополнительных занятий.
2. Каждый раз нужно намечать общий план приготовления уроков
При этом важно иметь «домашний дневник», куда и будет заноситься план.
3. Начинать готовить уроки стоит с тех, которые требуют большего объема запоминания, либо делать устные предметы через 30–40 минут после письменных
В теплое время года можно даже сделать это после вечерней прогулки, невзирая на то что устный предмет придется выполнять в 7 или 8 часов вечера.
4. Каждый выученный урок необходимо повторить. Если между уроками в школе два дня, в первый день стоит учить, во второй обязательно повторять выученное. Если один день, то утром необходимо еще раз проговорить выученное, задать опорные вопросы по устным предметам.
5. На столе должна лежать отдельная тетрадь, в которой на каждой странице будет расписано, что для какого урока должно быть положено в портфель.
6. Собирать портфель, готовить форму (школьную и спортивную) ребенок должен сам с первых дней. При этом родитель проверяет в присутствии ребенка, все ли соответствует записям в тетради. Ребенок должен сам найти и положить недостающие предметы.
Частые вопросы
Что такое восприятие?
+
Восприятие – это процесс формирования образа предмета, явления, окружающей среды с помощью органов чувств и двигательных анализаторов (руки, глаза, тело).
От чего зависит наше познание?
+
Наше познание зависит от многих факторов. Условно их можно разделить на внешние и внутренние. К внешним относятся: интенсивность, контрастность, движение объекта. А к внутренним — опыт, установки, потребности, склад характера и пр.
Какие есть эффекты восприятия?
+
Есть несколько эффектов познания, когда на нас действуют определенные установки. Например, эффект проекции — когда человек приписывает другому такие же качества, которыми обладает сам. Приятному собеседнику достаются положительные качества, отталкивающему — негативные. Или вот еще один эффект — эффект редукции, когда мы делаем выводы о характере человека только исходя из его внешности.
Восприятие человека человеком
В обществознании выявлена особенность восприятия людьми друг друга. При знакомстве нет возможности получить достаточное количество информации для того, чтобы сформировался целостный законченный образ. Только в процессе длительного общения люди узнают друг друга настолько, что в сознании складывается психологический портрет товарища.
В момент первой встречи люди стараются произвести хорошее впечатление, если они заинтересованы в партнере по общению. Они словно встают на цыпочки, желая стать выше в нравственном плане. Свои недостатки и слабые стороны в самом начале отношений люди старательно маскируют. Первичный образ о собеседнике формируется у человека на основе анализа его осанки, позы, жестов, стиля общения.
Восприятие людьми друг друга
Кроме того, если собеседник сообщает свою профессию, человек мысленно приписывает ему стереотипные качества типичного представителя той или иной сферы профессиональной деятельности. Так, людям свойственно считать, что учителя ведут правильный образ жизни, а музыканты ранимы, впечатлительны, романтичны.
Социальный статус человека также оказывает существенное влияние на то, какое мнение складывается о нем у окружающих.
Интересный факт. Если человек обладает красивой внешностью, то партнеры по общению склонны наделять его положительными личностными качествами, которыми он в действительности не обладает. Если внешне собеседник напоминает человеку кого-то из родственников, симпатия к нему возникает с первых минут общения.
Иллюзии восприятия
Не всегда человек правильно оценивает предметы окружающего мира. Известно, что бывают случаи искажения отражения при восприятии. Их называют иллюзиями восприятия. Иллюзии восприятия могут быть разными модальностями. Их больше всего в области зрения.
Определение
Зрительные иллюзии (обман глаза) – это ошибка восприятия, которая возникает при отражении некоторых пространственных свойств объекта (длин отрезков, величины объектов и углов, расстояний между объектами), движения и формы. Иллюзии в области зрения очень разнообразны.
Существуют следующие виды иллюзий:
Иллюзия Цёлльнера — эффект иллюзии данного типа основан на том, что глаз человека воспринимает все объекты в трёхмерном пространстве как точки, а не линии.
Рис. 1 Иллюзия Цёлльнера
Однако если объект находится в поле зрения, то, поскольку для человеческого глаза он выглядит как точка, то и все другие объекты, находящиеся в поле его зрения, тоже имеют вид точек.
Иллюзия Мюллера-Лайера — это оптическая иллюзия, возникающая при рассмотрении отрезков, которые окружены стрелками. Однако, если вы посмотрите на эту иллюзию с другой стороны, то увидите, что отрезок, который окружен “остриями”, кажется короче отрезка, который окружен “хвостовыми” стрелками.
Рис. 2 Иллюзия Мюллера-Лайера
Это было первое описание иллюзии, которое сделал немецкий врач Франц Мюллер-Лайер в 1889 году. Но несмотря на множество исследований, природа иллюзии не совсем ясна. Это наиболее современная трактовка объяснения иллюзии заключается в том, что иллюзия – статистический результат наблюдений внешних изображений – в сценах естественные зрительные объекты, обрамленные остриями, имеют более короткие элементы с хвостовым оперением.
Иллюзия Поггендорфа – классическая оптическая иллюзия, названный в честь немецкого физика И. К., который обнаружил ее в рисунке, который ему прислал астрофизиком И. Цёлльнер. Иллюзия заключается в том, что человеческий глаз не может точно определить, является ли черная линия продолжением синей или же красной (рис 3.).
Рис 3. Иллюзия Поггендорфа
Но, к сожалению, это не так. Пока не существует ни одного приемлемого объяснения этой иллюзии. Может быть и так, что эффект возникает из-за того, что система зрительного восприятия у человека очень бедна при интерпретации диагональных линий. Однако причины этого до сих пор не ясно.
Иллюзия тяжести А. Шарпантье – искажение восприятия весовых признаков предметов вследствие прошлого опыта: если поднять два одинаковых по весу, но разных по объему предмета, то больший будет восприниматься как более тяжелый.
Рис 4. Иллюзия тяжести А. Шарпантье
Иллюзия Аристотеля может быть объяснена следующим образом. При прикосновении к подушечкам пальцев, между которыми находится горошина, возникают ощущения, которые воспринимаются как прикосновение двух предметов.
Рис 5. Иллюзия Аристотеля
Это ощущение вызвано тем, что в момент прикосновения к подушечке пальца горошина перемещается, т. е. меняет свое положение относительно подушечки пальца.
Причины возникновения иллюзий многообразны. Некоторые теории объясняют зрительные иллюзии действием периферийных факторов (иррадиацией, аккомодацией, движениями глаз и т.д.), другие, напротив, – влиянием нескольких центральных факторов. Бывает, что иллюзии возникают вследствие действия особых условий наблюдения (например, наблюдение одним глазом, наблюдение при неподвижно-стоящей оси глаз). На самом деле есть ряд иллюзий, которые вызваны оптической несовершенством глаза.
Иллюзии могут быть обнаружены не только в области зрения, но и в других областях восприятия.
Нет времени решать самому?
Наши эксперты помогут!
Контрольная
| от 300 ₽ |
Реферат
| от 500 ₽ |
Курсовая
| от 1 000 ₽ |
Нужна помощь
Свойства восприятия
Восприятие характеризуется своими свойствами, и специалисты выделяют семь свойств:
Избирательность – выбрав предмет, человек сосредотачивает на нем свое внимание, например, книга в книжном магазине, все остальные предметы, отодвигаются, как бы, на второй план, уходят в фон;
Предметность – это отнесение предмета к определенной категории, например, круглое, сладкое, зеленое, длинное, рычит и др
Данный процесс может произойти не сразу, поэтому человек должен потратить какое-то время, чтобы определить род объекта
Предметность оказывает влияние на поведение человека – знакомая всем яичница не вызывает сомнения и осторожности, а в отношении незнакомого продукта человек проявит осторожность;
Апперцепция – формирование образа предмета зависит от психического опыта и личностных особенностей человека, т.е. один и тот же предмет воспринимается разными людьми по-разному в зависимости от их убеждений, установок, ценностей, потребностей;
Целостность – данное свойство говорит о том, что на основе совокупности полученных ощущений, образ всегда воспринимается целым
Один цвет или звук не могут его создать. Важным фактором является движение, например, муха для лягушки, не будет восприниматься мухой, если она будет неподвижной, поэтому и охотиться на неё не будет;
Структурность – это свойство заключается в том, что восприятие не является суммой отдельных ощущений, образ будет рожден при их взаимодействии. Человек, слушающий музыку, не воспринимает отдельно каждую ноту, он слышит всю мелодию в целом;
Константность – это свойство восприятия говорит об относительном постоянстве окружающих предметов, например, дом, в котором живет человек, состоит из красного кирпича и это в дневное время хорошо видно. С наступлением ночи цвет кирпича меняется, но человек точно знает, что это его дом и значения факту изменения зрительного восприятия не придается;
Осмысленность говорит об осознанности предметов и явлений окружающего мира – при виде ложки, люди понимают для чего она используется, а это значит, что восприятие не является врожденным свойством, а приобретается в течение жизни человека.
Какие виды восприятия существуют
Существуют три главные классификации познания человеком окружающего мира — узнавания новых предметов и явлений, опознавания знакомых вещей, создание образа и единой формы.
Так, согласно первой классификации познание бывает трех видов:
- пространственное
- временное
- восприятие движения
Вторая классификация делит познание в зависимости от органов чувств на:
- зрительное
- слуховое
- вкусовое
- обонятельное
- тактильное
Третья классификация разделяет всех людей на:
- визуалов (преобладает зрительный тип познания)
- аудиалов (слух развит сильнее)
- кинестетиков (тип познания, основанный на тактильности, вкусе и ощущении)
Важно! Результатом процесса восприятия является целостный образ окружающего мира, явлений, предметов, который возникает при воздействии раздражителя на органы чувств человека.
Особенности восприятия у детей с нарушением зрения
Обладая полноценным зрением, человек при определении образа основывается на его предметности, целостности, осмысленности, значимости. При этом целостность предмета или явления состоит в различных нюансах, объединенных одним целым.
Недостатки в восприятии у детей с нарушением зрения откладывают негативный отпечаток на их интеллектуальное и психическое развитие.
С младенчества ребенок, обладающий неполноценным зрением, воспринимает мир и предметы в искаженном виде. Он не может четко определить грани предмета, цветовая гамма бывает лишена оттенков, затруднено пространственное ощущение предмета.
На фоне нарушения восприятия у детей появляются страхи, додуманные, иллюзорные объекты, вызывающие растерянность и плохую ориентацию в окружающем мире.
В результате дефектов зрения у детей может развиться оптическая (зрительная) агнозия –нарушение узнавания зрительных образов.
У детей с нарушением восприятия зрительных образов наблюдается пониженный познавательный горизонт. На всех этапах развития наблюдается психическая недоразвитость, а иногда развитие психических заболеваний. Порой восприятие у детей, имеющих нарушения зрения, влечет за собой нарушение или недоразвитость речи, снижение слуха.
Образовательный процесс таких детей проходит с затруднением и отставанием от сверстников.
Пространство и время детьми с ограниченным зрением постигаются с трудом. Иногда они путают правую и левую стороны, долго не могут запомнить времена года, часы, месяцы. Все это является результатом нарушения у детей восприятия окружающей среды.
Кроме того, у детей с нарушением зрения наблюдается узость восприятия. Они плохо ориентируются на местности, замечают меньше подробностей.
Часто нарушение восприятия у детей становится причиной неуспеваемости в школе, т.к. им трудно определить приоритеты, вычленить главное, уловить суть.
Школьные проблемы у них начинаются с первых дней, когда нужно учиться писать, читать. В результате искаженного зрения ребенок не может правильно изобразить буквы.
Все это порождает нарушения психики ребенка.
Ошибки в восприятии
Как и в любом другом психическом процессе, в восприятии случаются ошибки, в результате которых у человека формируются ошибочные представления о предметах и явлениях. К типичным ошибкам восприятия относятся иллюзии и галлюцинации.
Иллюзия
Иллюзия – это искаженное восприятие предметов или явлений. Иллюзии бывают 2 видов:
- Аффектогенные иллюзии, причиной которых выступают эмоции и чувства. Например, пугливый человек может явственно увидеть чудовище в тени куста, а человеку с низкой самооценкой кажется, что его недолюбливает начальство, к нему постоянно придираются.
- Парейдолические иллюзии, которые характеризуются возникновением фантастических образов при взаимодействии с реальностью. Так, например, черные пятна на белой простыни могут быть приняты человеком за насекомых.
Галлюцинации – это тип образов, которых в действительности не существует. Галлюцинации являются одним из симптомов расстройства психики. Так, человек может слышать голоса, ему может мерещиться присутствие кого-то в комнате, хотя в данный момент времени рядом с ним никого нет, и он находится в тишине.
Дополнительная информация. У здорового человека могут возникнуть галлюцинации в результате употребления психотропных веществ. Также галлюцинации можно вызвать с помощью гипноза.
Основные качества восприятия
Апперцепция. Зависимость восприятия от прошлого объекта, так как люди по-разному воспринимают одни и те же вещи или слова.
Осмысленность и обобщенность. Восприятие – это не только чувственный образ, но и осознание выделенного объекта. Это достигается пониманием сущности предмета.
Целостность. Из этого следует, что отдельные элементы предмета соединяются друг с другом и образуют единое целое.
Константность. Относительное постоянство воспринятой величины, цвета, формы при изменении ракурса и освещенности.
Избирательность. Предпочтение одних объектов в отношении других.
Предметность. По ощущениям предметы могут быть разными (одинаковые), но мы определяем их не столько по их виду, сколько в соответствии с тем, как мы им пользуемся на практике или по их главным свойствам.
Классификация сенсорных нарушений у детей
В настоящее время классифицируют следующие формы нарушений в сенсорном развитии:
Эмоционально-сенсорные нарушения – отмечается ухудшение восприятия, внимания и мышечной чувствительности
Внимание, особенно в стрессовых ситуациях и при напряжении, затруднено и рассеяно. Осложняется его переключаемость и значительно сокращается объем
Низкая тактильная чувствительность, раскоординация движений и снижение их точности.
Зрительная агнозия – отмечаются нарушения в работе зрительного анализатора, вызванные нарушениями в задних отделах больших полушарий головного мозга.
Зрительная агнозия подразделяется на несколько форм:
предметная агнозия – является одной из наиболее распространенных, при данной форме агнозии ребенок адекватно воспринимает и описывает отдельные части и признаки предмета, но при этом у него затруднено понимание смысла данного предмета в целом;
оптико-пространственная агнозия – отмечаются затруднения в ориентировании в пространстве, трудности при понимании изображений, особенно если изображения содержат пространственные свойства предмета;
цветовая агнозия (дальтонизм – не цветовая агнозия) – нарушение в восприятии цветовой гаммы, ребенок не может правильно назвать цвет, но при этом у него сохранено цветоощущение;
симультанная агнозия – отмечается уменьшение объема зрительного восприятия, выражается в том, что ребенок с данной формой агнозии не может одновременно воспринимать два и более предметов;
буквенная агнозия – с данной формой нарушения ребенок пишет буквы верно, но не может их назвать;
лицевая агнозия – проявляется тем, что ребенок теряет способность распознавать людей по лицу, узнает их только по голосу (даже близких).
Слуховая агнозия – нарушения в слуховом восприятии.
Выделяют следующие формы слуховой агнозии:
собственно слуховая агнозия – ребенок различает звуки и слова по частоте, тембру, длительности, но при этом он не может понять, что именно звучит;
слуховая аритмия – трудности определении ритмических структур, сложность восприятия их на слух;
Тактильная агнозия – нарушения в тактильном восприятии предметов на ощупь.
Выделяют следующие формы тактильной агнозии:
астероагнозия — трудности при узнавании предмета на ощупь
анхилоагнозия — трудности при объединении в единый образ текстурных признаков объекта
аморфоагнозия — трудности при узнавании формы предмета
соматоагнозия — нарушение восприятия собственного тела
Свойства восприятия
Основные свойства восприятия в психологии, их особенности и значение мы приведем в таблице ниже:
Свойства |
Характеристика |
Активность восприятия |
В определение активности включаются познавательные движения, с помощью которых человек оценивает изучаемый объект и воспринимает его. Примером является — постановка рук, движение головы, глаз, принятие удобной позы. |
Избирательность познания |
Это важный показатель структуры познания — когда человек выделяет один объект перед другим и наделяет его определенными преимуществами. |
Предметность восприятия |
К ней относится особенность индивида оценивать объект с помощью различных сведений, полученных с помощью органов чувств, то есть по отдельным предметам, которые он относит к определенной категории. Пример основного свойства восприятия с понятным выводом в психологии— человек смотрит на зеленый, круглый, гладкий предмет с характерным запахом и сладким вкусом, и понимает, что перед ним яблоко, а не лимон. |
Целостность восприятия |
Выражается в способности человека оценивать предмет или явление, достраивая разрозненный образ до единой, целой формы. |
Константность восприятия |
Благодаря этому виду, образ предмета или явления воспринимается постоянным по некоторым характеристикам, независимо от иного фактора. То есть, например, дверь всегда плоская, высокая, независимо от того, открыта она или закрыта. |
Осмысленность познания |
Свойство человеческого мозга наделять объект наблюдения смыслом. Лучшее толкование принимается как эталон. |
В некоторых источниках еще выделяют структурность (обобщенность) — когда человек воспринимает объект как обобщенную структуру, а не разрозненно. Например, слушая музыку, мы воспринимаем всю мелодию целиком, а не отдельные ноты.
В процессе своего развития человек накапливает свой опыт и опыт поколений, поэтому при оценке предмета или явления он распознает его исходя из опыта прошлого. Так рождается категориальность восприятия.