Процесс воспитания и обучения детей с ЗПР
Воспитательный процесс детей с ЗПР затрагивает следующие направления развития детей:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие предполагает усвоение детьми норм и ценностей, которые приняты в обществе, в том числе моральных и нравственных ценностей. Сюда же относится развитие общения и взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
Социально-коммуникативное развитие – это комплексный процесс, во время которого ребенком усваиваются ценности, традиции и культуру общества или сообщества, в котором он будет жить.
Общая характеристика социально-коммуникативного развития детей с ЗПР – незрелая мотивационно-потребностная сфера. У детей снижена потребность в общении, отмечаются затруднения развития речевых средств общения. Общение со взрослыми преимущественно практического, делового характера, а личностное общение встречается существенно реже. Специфическая черта взаимоотношений детей с ЗПР – несформированные устойчивые навыки и привычки дружеского общения с другими детьми. Также зачастую дети не умеют выражать свои чувства и просить помощи.
Познавательным развитием предполагается развитие:
- интересов детей, их любознательности и познавательной мотивации;
- познавательных действий и сознания;
- воображения и творческой активности;
- первичных представлений о себе, окружающих людях и объектах окружающего мира, а также свойствах и отношениях объектов окружающего мира, а малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа и пр.
Сенсорное развитие – это процесс развития восприятия и формирования представлений, касающихся внешних свойств предметов: их формы, цвета, величины, положения в пространстве, а также запаха, вкуса и пр.
Важное условие полноценного сенсорного развития детей с ЗПР – создание в ДОУ развивающей предметно-пространственной среды
Дети с ЗПР характеризуются несформированностью предпосылок к математической деятельности, отмечено отсутствие интереса к процессу выполнения математических заданий, а также слабое внимание к содержанию заданий. Работа должна состоять из:
Работа должна состоять из:
- формирования познавательного интереса к деятельности с математическим содержанием;
- развития познавательных процессов в их взаимосвязи с развитием и коррекцией речи;
- развития способностей, включая математические, учитывая психофизические особенности детей;
- выбора принципов, методов и содержания работы, соответствующих индивидуально-типологическим особенностям и возможностям детей;
- построения предметно-развивающей среды, помогающей математическому развитию в доступных и значимых каждому ребенку видах деятельности;
- поэтапного математического развития в предметно-практической, трудовой, игровой и речевой деятельности.
В процессе обучения используют практические – упражнения, опыты, дидактические игры и пр., наглядные – демонстрации, иллюстрации, рассматривание и пр., а также словесные – объяснение, беседа, инструкции, вопросы и прочие методы. На одном занятии рекомендовано сочетать несколько разных методов.
Особенности детей с ЗПР
Определение 1
Дети с задержкой психического развития (ЗПР) – это это полиморфная группа, которой характерен замедленный темп формирования познавательных и эмоциональных сфер и их временная фиксация на более ранних возрастных этапах.
Причины, которыми обуславливается ЗПР, крайне разнообразны. К ним относят:
- органическую или функциональную недостаточность ЦНС;
- конституциональные факторы;
- хронические соматические заболевания;
- неблагоприятные условия воспитания;
- психическую и социальную депривацию.
В соответствии с преобладающим этиологическим фактором, принято выделять четыре типа ЗПР:
- конституциональный;
- соматогенный;
- психогенный;
- церебро-органического происхождения.
Особые образовательные потребности детей с ЗПР состоят из общих, характерных для всех лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также специфических потребностей. Задачи педагога при работе с такими детьми:
- сохранить, укрепить соматическое и психическое здоровье, поддержать работоспособность, предупредить истощаемость, психофизические перегрузки и эмоциональные срывы;
- обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды, учитывая функциональное состояние ЦНС и нейродинамику психических процессов – быстрая истощаемость, низкая работоспособность, пониженный общий тонус и пр.;
- постоянно стимулировать познавательную активность, побуждать интерес к себе, а также окружающему предметному и социальному миру;
- развивать общеинтеллектуальные умения – операции анализа, обобщение, сравнение, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов;
- организовать процесс обучения, учитывая специфику усвоения знаний, умений и навыков – пошаговое предъявление материала, дозированная помощь педагога, использование специальных методов, приемов и средств, которые способствуют общему развитию, а также компенсации индивидуальных недостатков развития;
- развивать личностную сферу – развивать и укреплять эмоции, волю, вырабатывать навыки произвольного поведения, волевую регуляцию своих действий, самодеятельность и ответственность за свои поступки;
- развивать средства коммуникации, приемы конструктивного общения и взаимодействия, то есть с членами семей, со сверстниками и взрослыми, в процессе формирования навыков социально одобряемого поведения, максимальное расширение социальных контактов;
- организовать комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, которое предполагает улучшение деятельности ЦНС и коррекцию поведения, а также специальную коррекционную помощь, направленную на компенсацию дефицита эмоционального развития и формирования осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения.