Содержание
-
Слайд 1
Составила Е.Е. Жмаева, логопед детской поликлиники, г.Инта, РК
Использованы материалы из Интернета -
Слайд 2
Как зудит комар?
З – З- З – З — З -
Слайд 3
Способ произнесения:
ГУБЫ В УЛЫБКЕ;
ВСЕ ЗУБЫ ВИДНЫ;
КОНЧИК ЯЗЫКА ЗА НИЖНИМИ ЗУБАМИ;
ЯЗЫК ШИРОКИЙ;
ДУЕМ НА КОНЧИК ЯЗЫКА:ВОЗДУХ ХОЛОДНЫЙ. -
Слайд 4
АКУСТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:
СОГЛАСНЫЙ (НЕЛЬЗЯ ПЕТЬ)
ЗВОНКИЙ (ПРОИЗНОСИТСЯ С ГОЛОСОМ)
ТВЁРДЫЙ (СРАВНИМ СО ЗВУКАМИ Ль, Мь, Пь и т.д.) -
Слайд 5
ПРИМЕЧАНИЕ:
НЕЧИТАЮЩИМ ДЕТЯМ ЗВУК ПРОИЗНОСИМ УТРИРОВАННО, РАСТЯГИВАЯ ЕГО ПОДОЛЬШЕ:
ЗЗЗАЛ
ЗЗЗамок
ЗЗЗонт
И Т. Д. -
Слайд 6
ХЛОПНИ В ЛАДОШКИ,УСЛЫШАВ ЗВУК :
М, Т,З, Б,З, М,З, К,З, Г,З, В, Н,З, Л,З, Т,З,Г,Т, Н. -
Слайд 7
ХЛОПНИ В ЛАДОШКИ,УСЛЫШАВ ЗВУК :
ЗА, МУ, РЫ, ЗО, АР, ЗО, ОЛ, ЗУ, МЫ, КУ, ЗЫ, ЗА, АМ, ЯН, ЗЭ,ЗА, ИТ. -
Слайд 8
СЛОВА К КАРТИНКАМ
АРФА
КОЗЫРЁК
ЗОБ
УЗОР
БАНДАНА
ВЯЗАНИЕ
ВАЗА
ЧАЙ
ЗАКОЛКА
АЛМАЗЫ
ГАЗОН -
Слайд 9
В НАЗВАНИЯХ КАКИХ КАРТИНОК СЛЫШИТСЯ ЗВУК ?
-
Слайд 10
СПИСОК СЛОВ СО ЗВУКОМ
КАЗАН
БЛУЗА
ЗАДАВАКА
ЗАЛП
БАЛЬЗАМИН
БАЗАР
ЗАВОД
ЗАКОЛКА
ЗАВАЛ
БЕРЁЗА -
Слайд 11
ПОДБИРАЕМ СЛОВА ПОД ЗАДАННУЮ СХЕМУ: ЗВУК В НАЧАЛЕ СЛОВА
-
Слайд 12
Как жужжит жук?
Ж – Ж – Ж – Ж — Ж
-
Слайд 13
Способ произнесения:
ГУБЫ КРУГЛЫЕ;
КОНЧИК ЯЗЫКА ЗА ВЕРХНИМИ ЗУБАМИ;
ЯЗЫК ШИРОКИЙ, «ЧАШЕЧКОЙ»;
ДУЕМ НА КОНЧИК ЯЗЫКА:ВОЗДУХТЁПЛЫЙ. -
Слайд 14
АКУСТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:
СОГЛАСНЫЙ (НЕЛЬЗЯ ПЕТЬ)
ЗВОНКИЙ (ПРОИЗНОСИТСЯ С ГОЛОСОМ)
ВСЕГДА ТВЁРДЫЙ (СРАВНИМ СО ЗВУКАМИ Ль, Мь, Пь и т.д.) -
Слайд 15
ПРИМЕЧАНИЕ:
НЕЧИТАЮЩИМ ДЕТЯМ ЗВУК ПРОИЗНОСИМ УТРИРОВАННО, РАСТЯГИВАЯ ЕГО ПОДОЛЬШЕ:
ЖЖЖук
ЖЖЖара
ЖЖЖить
И Т. Д. -
Слайд 16
ХЛОПНИ В ЛАДОШКИ,УСЛЫШАВ ЗВУК :
М, Т,Ж, Б, Ф,Ж, Р, К,Ж, Г,Ж, В, Н,Ж, Л,Ж, Т, Ж,Р,Ж, Н. -
Слайд 17
ХЛОПНИ В ЛАДОШКИ,УСЛЫШАВ ЗВУК :
ЖА, МУ, РЫ, ЖО, АМ, ЖО, ОЛ, ЖУ, МЫ, КУ, ЖИ, ЖА, АЛ, ЖЕ, ЖО, ИТ. -
Слайд 18
В КАКИХ СЛОВАХ СЛЫШИТСЯ ЗВУК ?
ПАЛЬТО
АБАЖУР
БАКЛАЖАН
КОЛГОТКИ
БАНТ
ЖУК
КОЖУРА
ЖАДИНА
ЕЖАТА -
Слайд 19
В НАЗВАНИЯХ КАКИХ КАРТИНОК СЛЫШИТСЯ ЗВУК ?
-
Слайд 20
Звук
КАК ЗУДИТ КОМАР?
З – З – З – З — З – З
КАК ЖУЖЖИТ ЖУК?
Ж — Ж – Ж – Ж – Ж – Ж
Звук -
Слайд 21
Звук
ГУБЫ В УЛЫБКЕ, ВСЕ ЗУБЫ ВИДНЫ
ЯЗЫК ВНИЗУ, «ЛОПАТОЙ»
ДУЕМ НА КОНЧИК ЯЗЫКА: ВОЗДУХ ХОЛОДНЫЙГУБЫ КРУГЛЫЕ
ЯЗЫК ВВЕРХУ, «ЧАШЕЧКОЙ»
ДУЕМ НА КОНЧИК ЯЗЫКА: ВОЗДУХ ТЁПЛЫЙЗвук
-
Слайд 22
Сравниваем акустические характеристики
Звук
СОГЛАСНЫЙ (НЕЛЬЗЯ ПЕТЬ)
ЗВОНКИЙ (ПРОИЗНОСИТСЯ С ГОЛОСОМ)
ТВЁРДЫЙ (СРАВНИМ СО ЗВУКАМИ Ль, Мь, Пь и т.д.) ИЛИ МЯГКИЙ (ЗЕЛЕНЬ, ЗЕБРА)
СОГЛАСНЫЙ (НЕЛЬЗЯ ПЕТЬ)
ЗВОНКИЙ (ПРОИЗНОСИТСЯ С ГОЛОСОМ)
ВСЕГДА ТВЁРДЫЙ (СРАВНИМ СО ЗВУКАМИ Ль, Мь, Пь и т.д.), МЯГКИМ НЕ БЫВАЕТЗвук
-
Слайд 23
-
Слайд 24
УСЛЫШАВ ЗВУК , ХЛОПНИ,УСЛЫШАВ ЗВУК ,ТОПНИ:
ЖУ, ЗА, ЗО,ЖА,ЖЕ, ЗО, ЗЯ,ЖИ, ЗЭ, ЖА, ЗЫ, ЖО, ЖИ, ЗУ. -
Слайд 25
СПИСОК СЛОВ
ЗДАНИЕ
ЖЕЛТОК
ЗЕМЛЯНИКА
ГВОЗДИКИ
ГНЕЗДО
ЗЕБРА
КРУЖЕВО
ЖЕМЧУГ
ФУЖЕРЫ
ЖЕНИХ -
Слайд 26
НАЗОВИ ТОЛЬКО КАРТИНКИ СО ЗВУКОМ :
-
Слайд 27
СПИСОК СЛОВ
ВАЗЫ
МУЗЫКАНТЫ
ХУДОЖНИК
ЯЗЫК
ЖГУТ
НОЖНИЦЫ
ЖМУРКИ
ЖОКЕЙ
ЗЕВАЕТ
ЗЕФИР
НОЖОВКА
ПИРОЖОК -
Слайд 28
НАЗОВИ ТОЛЬКО КАРТИНКИ СО ЗВУКОМ :
-
Слайд 29
Повтори без ошибок
ЗА – ЗА – ЖА
ЗУ- ЖУ — ЖУ
ЗО – ЗО – ЖО
ЖЕ – ЗЭ – ЖЕ
АЗА- АЗА – АЖА
ОЗО – ОЖО – ОЗО
ЖИ – ЗЫ – ЗЫ
ЖУ – ЗУ – ЖУ -
Слайд 30
Повтори без ошибок:
ЗАЖИГАТЬ ЖЕЛЕЗНЫЙ
ЗАЖИМ ЖАЛЮЗИ
ЗАЖЕЧЬ ЖЕЛЕЗКА
ЗАСЛУЖИТЬ ЖЕЛЕЗО
ЗАСТЁЖКА
ЗАСЛУЖЕННЫЙ
Посмотреть все слайды
Дифференциация звуков [ж]-[з].
Этот речевой материал не содержит других звуков из групп свистящих и шипящих, так как они чаще всего нарушаются вместе с
данным звуком. Если у Вас нарушены и другие звуки (например, , , , ), слова с ними желательно также исключить
из материала для автоматизации.
Произносить (читать) слоги.
жа-за жо-зо жу-зу жи-зы же-зэ
за-жа зо-жо зу-жу зы-жи зэ-же
ажна-азна азна-ажна
ожна-озда озда-ожна
ужна-узна узна-ужна
ижма-изма изма-ижма
езли-ежли ежли-езли
Произносить (читать) слова.
Жал-зал, жара-заря, пожар-базар, жалей-залей, держать-дерзать, лужайка-зайка, лежать-лизать,
бежать-вязать, жакет-закат, лёжа-береза, Жора-Зоя, ожог-возок, должок-дозор, лужок-узор, флажок-глазок, прыжок-разок,
жук-зуб, грожу-грозу, вижу-внизу, вяжу-везу, брожу-грызу, хожу-ползу, гляжу-внизу, ножи-тазы, жидкий-зыбкий, жир-пузырь,
ежи-возы.
Кожи-козы, баржа-база, рыжий-сизый, ёжики-языки, рыжики-музыка, похаживать-показывать, наживать-называть,
лежи-вези.
Важный-разный, каждый-гораздо, монтажник-проказник, дружный-грузный, тревожный-грозный, дождик—гвоздик,
можно-поздно, дорожный-паровозный, пирожное-морозное, обождать-опоздать, денежный-полезный, подожди-ка-гвоздика,
книжный-капризный, нежный-резвый.
Жизнь, железо, желтизна, залежи, зажать, забежать, задержать, задолжать, заржать, заряжать, закружить.
Произносить (читать) предложения.
У змеи жало. Зоя была на балете «Жизель». Жеребёнок забежал во двор и заржал. Мама зажгла лампу под зеленым абажуром.
Возле дома зеленая лужайка. Захар заряжает ружьё. Женя помог задержать врага. Я зажал в руке железный гвоздик. Кот
лежал и лизал лапку
Вожатый Женя дал Зине и Зое важное задание. В зале ожидания Зоя увидела Жанну
На земле лежит
железная лопата. Мы привязали Бобика к будке, теперь он не убежит. Прибежали в полдень зайки прямо к луже на лужайке.
Женя резал ржаной хлеб. Завизжала железная пила. Ежи — полезные животные.
Произносить (читать) и пересказывать тексты.
Доктор.
Зимние забавы.
Давно уже зима на земле хозяйка. Замела дома и дороги. На окнах узоры наморозила. Заковала льдом озёра и реки злая зима.
Рада бы, но не может заморозить живое. Даже детям зимой не холодно. Бегают во дворе — им даже жарко. В морозные дни дети дома.
Пожелали гулять Женя, Лиза и Зоя — и к маме. Мама наказала потеплей одежду надеть. Живо выбежали из дома Женя, Лиза и Зоя. У
Зои лыжи, у Лизы и Жени — коньки. Лиза и Женя заливают каток. А Зоя проложила лыжню.
За земляникой.
Женя и Зина ходили за земляникой. У них были кузовки. Но земляники было мало. Возле берёзы Женя заметил ежа. Ёжик не
побежал, а завернулся клубком. Женя положил кузовок на землю. Он позвал Зину. Они захотели взять ежа. Зина держала кузовок,
а Женя взял палку и закатил ежа внутрь.
Побежали Женя и Зина домой показать ежа маме. Дома они дали ёжику молока. Зина хотела оставить ежа. Но Женя отдал его в
живой уголок.
Желаем успеха!
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для подготовительной группы “Согласный звук . Буквы Ж, ж”.
Игры в звуки для детей 4-6 лет.
Конспект индивидуального логопедического занятия “Автоматизация звука в словах, словосочетаниях и предложениях”.
Конспект фронтального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий “Стоит в поле Теремок”. Дифференциация звуков .
Материал для автоматизации свистящих и шипящих звуков у детей старшего дошкольного возраста.
Конспект индивидуального логопедического занятия “Дифференциация звуков З-Ж в словах”.
Мастер-класс. Практическое применение технологии составления синквейна на фронтальных занятиях по коррекции ОНР III уровня “Дифференциация З – Ж. Дикие животные”.
Конспект подгруппового логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ж] — [З], букв Ж-З» 1 класс
Организация: ГКОУ УР «Школа-интернат №13»
Населенный пункт: Удмуртская Республика, г. Ижевск
Организация: ГКОУ УР «Школа-интернат №13»
Населенный пункт: Удмуртская Республика, г. Ижевск
Цель: развивать навыки дифференциации звуков — , букв Ж-З в словах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Формировать умение дифференцировать звуки — в словах.
- Уточнить акустические характеристики звуков — .
- Закреплять умение давать характеристику звукам — .
- Формировать умение дифференцировать буквы Ж — З со словами на слух.
- Активизировать словарный запас по теме «Животные».
Коррекционно-развивающие:
Развивать фонематическое восприятие.
Развивать мелкую моторику.
Развивать фонематическое восприятие.
Развивать слуховое и зрительное внимание.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать интерес к занятиям.
- Воспитывать умение слушать и слышать друг друга.
- Воспитывать навык адекватной самооценки.
Оборудование: презентация, речевые игры, зеркала.
Ход работы:
- Организационный этап
1. Артикуляционная гимнастика
Л: Для того, чтобы на занятии вы красиво говорили, предлагаю Вам выполнить гимнастику для языка.
Артикуляционные упражнения: «Заборчик-трубочка», «Лопаточка», «Качели», «Иголочка», «Часики», «Чашечка», «Горка».
2. Подведение к теме
Л: Ребята, к нам на занятие пришли гости. А чтобы узнать, кто к нам пришёл, предлагаю отгадать загадки.
Л: Ребята, жираф и заяц это кто? (Животные).
Л: Какой первый звук в слове «жираф»? (Звук ).
Л: Какой первый звук в слове «заяц» (Звук ).
Л: С какими звуками будем работать на занятии? (На занятии мы будем работать со звуками и ).
Л: Сегодня на занятии будем учиться различать звуки в словах. В этом нам будут помогать наши герои Жираф и Заяц.
- Основной этап
1. Работа со звуками:
Акустическая характеристика звуков
Л: Давайте расскажем Жирафу и Зайцу что мы знаем о звуках — .
Л: В каком положении находятся губы, когда мы произносим звук ? (Губы округлены в виде «окошка»).
Л: Где находится язык? (За верхними зубами).
Л: Какая воздушная струя? Тёплая или холодная? (Тёплая).
Л: Голосок дрожит? (Голосок дрожит).
Л: В каком положении находятся губы, когда мы произносим звук ? (Губы в улыбке).
Л: Где находится язык? (За нижними зубами).
Л: Какая воздушная струя? Тёплая или холодная? (Холодная).
Л: Голосок дрожит? (Голосок дрожит).
Характеристика звуков
Л: Давайте дадим характеристику звуку . Звук какой? (Звук – согласный, звонкий, всегда твёрдый).
Л: Дадим характеристику звуку . Звук какой? (Звук — согласный, звонкий, твёрдый. У него есть мягкая пара звук ).
2. Работа с буквами
Л: Ребята, а какой буквой обозначается звук (Звук обозначается буквой Жэ).
Л: Какой буквой обозначается звук ? (Звук обозначается буквой Зэ).
Л: Давайте покажем нашим гостям, как пишутся эти буквы. Посмотрите внимательно на экран.
Л: Давайте в воздухе напишем сначала букву Жэ. Теперь напишем букву Зэ.
3. Игра «Соедини слово с буквой» (Приложение 1)
Л: Ребята, Жираф и Заяц приготовили для вас задание. Посмотрите на экран. Вы должны внимательно прослушать слова, определить какие звуки в них звуки или и соотнести их с нужными буквами Жэ или Зэ.
4. Пальчиковая гимнастика
Л: Сейчас давайте разомнём ваши пальчики. Посмотрите внимательно на экран. Повторяйте движения (Приложение 2).
5. Игра «Дарим подарки» (Приложение 3)
Л: А сейчас подарим подарки нашим гостям. Посмотрите внимательно на экран. Разложите картинки в коробки. Разложите картинки в которых есть звук в жёлтую коробку, а картинки со звуком в зелёную коробку.
6. Игра «Четвёртый лишний».
Л: Жираф и Заяц принесли для тебя картинки. Посмотрите на них и назовите. Какая картинка лишняя? Выполните первый ряд, затем второй.
- Заключительный этап
Л: Молодцы! А помните ли вы, какие два звука вы сегодня учились различать? Чем они похожи? Чем они различаются? (Ответы детей).
Рефлексия (Приложение 4)
Л: А сейчас оцените свою работу на логопедическом занятии. Кликните на подходящий смайлик.
Л: Жираф и Заяц просят внимательно следить за звуками и , не путать их и правильно произносить все слова с этими звуками. А теперь они прощаются с вами. До свидания!
Приложения:
-
file1.pptx.zip.. 1,3 МБ
-
file0.docx.. 18,0 МБ
Опубликовано: 11.04.2022
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад «Снежинка»
Конспект индивидуального занятия на тему: «Дифференциация звуков – в слогах, в словах, в предложениях».
Цель: Закрепление правильного произношения звуков – в слогах, в словах, в предложениях.
- Коррекционно-обучающие: учить различать звуки – в слогах, в словах, в предложениях; уточнить артикуляцию звуков и , их акустические признаки.
- Коррекционно-развивающие: развивать фонематическое восприятие и фонематические представления, логическое мышление, мелкую моторику.
- Коррекционно-воспитательные: воспитывать усидчивость, самоконтроль и мотивацию к обучению.
Оборудование: бумажные герои – Жужа и Звонарик, предметные картинки со звуками – , лабиринт, игра «Что изображено на пейзаже?», игра «Третий лишний».
Логопед: Сегодня наше занятие обещали посетить гости, угадай их! А подсказкой для тебя будут загадки:
Пищит над ухом он всю ночь
И укусить тебя не прочь.
Ну и зануда, вот кошмар!
Логопед: правильно, первый гость нашего занятия комарик Звонарик. А теперь отгадай второго гостя.
Тёплым днем, весною, в мае
Каждый про меня узнает.
Я не муха, не паук.
Я жужжу! Я – майский…
Логопед: верно, второй гость нашего занятия жучок Жужа.
- Постановка целей занятия (объявление темы)
Логопед: Жужа и Звонарик очень хотят знать умеешь ли ты правильно произносить звуки, которые они издают и предлагают выполнить задания. Выполним их? (ответы ребенка)
Логопед: Все комарики и жучки очень любят выполнять артикуляционные упражнения для своих ротиков и хоботков. Давай их поддержим.
«Улыбочка», «Трубочка», «Чашечка» «Лопаточка», «Качели», «Киска сердится», «Маляр», «Иголочка».
Логопед: Молодец, размяли наши язычки. А теперь давай посмотрим, как умеют летать наши гости и подуем на них.
Логопед: Хорошо, а теперь послушай как я здороваюсь с Жужей (ж-ж-ж), со Звонариком (з-з-з). Расскажи мне, когда я здоровалась, как у меня были расположены: губы, зубы, язычок?
- Характеристика звуков. Сравнение по артикуляционным и акустическим признакам.
Ребёнок рассказывает о каждом звуке по мнемокартинке.
Ребенок: с Жужей: Губы – трубочкой, язык поднят вверх «чашечкой», ветерок теплый, голосок звенит.
Ребенок: со Звонариком: губы в улыбке, зубы заборчиком, а язычок за нижними зубами, ветерок дует холодный, голосок звенит.
Логопед: Правильно, а чем отличается произношение звука – (ответ ребенка)
Логопед: Молодец! Ты всё правильно рассказал. Поздоровайся теперь и ты.
- Дифференциация звуков , в изолированном звучании
Игра «Жук-комар». Ход игры: ребёнку предлагается произносить: з-з-з-з, ж-ж-ж-ж, ведя по дорожке и по спирали пальцем.
Игра «Лабиринт». Ход игры: ребёнку предлагается двигаться от жука до комара по лабиринту и произносить звуки , .
Логопед: Умница, давай споем песенку для наших гостей.
- Игра на развитие фонематического слуха «Поймай звук».
З, Ж, С, Ш, П, Т, З, Д, Ж, С, Ж, Ж, З, В, З; СА, ЖА, ЗУ, ЗЫ, УЖ,ИЗ.
Логопед: Умничка, Звонарик и Жужа убедились, что звуки ты слышишь правильно.
- Дифференциация звуков , в слогах.
Упражнение «Слоговая песенка».
Логопед: Повторяй за мной слоговую песенку: за-жо- за, жы-зу- жы , зу-жа-зу, жа-зи-жа, зы-жу-зы, за-жо- за, жы-зу- жы , зу-жа-зу, жа-зи-жа, зы-жу-зы, за-жо- за, жы-зу- жы , зу-жа-зу, жа-зи-жа, зы-жу-зы.
Логопед: Молодец, Жужа и Звонарик хотят с тобой поиграть в игру.
- Дифференциация звуков , в словах.
Игра «Змейка». Ход игры: ребенку предлагается передвигать фишку по игровому полю и называть картинки.
Логопед: Умница, давай покажем нашим гостям как ты стараешься на занятии.
- Дифференциация звуков , в словосочетаниях.
- Дифференциация звуков , в предложениях.
Упражнение «Дополни упражнение».
Игра «Что изображено на пейзаже?». Ход игры: ребенку предлагается по картинкам рассказать, то изображено на пейзаже.
ГРОЗА, ДИКООБРАЗ, КОЗА, АРБУЗ, ГАРАЖ, МОРЖ, ЗМЕЯ, ЕЖИ, ЗАМОК, ЗАКАТ, ИЗВЕРЖЕНИЕ.
Логопед: Молодец, поиграем в последнюю игру и будем прощаться с нашими новыми друзьями.
- Развитие мыслительных операций.
Игра «Третий лишний».
Логопед: Давай проводим наших гостей и попрощаемся с ними.
- Рефлексия. Подведение итогов .
Логопед: Как звали пчелку и комарика? (ответ ребенка)
Логопед: Какие звуки учились различать? (ответ ребенка)
- Домашнее задание .
- В тетради: Артикуляционная гимнастика весь комплекс.
- В альбоме: упражнение «Жучки и комарики».