Конспект логопедического занятия на тему «дифференциация звуков ж-з»

Домашний логокласс: дифференциация з-ж

Содержание

  • Слайд 1

    Составила Е.Е. Жмаева, логопед детской поликлиники, г.Инта, РК
    Использованы материалы из Интернета

  • Слайд 2

    Как зудит комар?
    З – З- З – З — З

  • Слайд 3

    Способ произнесения:
    ГУБЫ В УЛЫБКЕ;
    ВСЕ ЗУБЫ ВИДНЫ;
    КОНЧИК ЯЗЫКА ЗА НИЖНИМИ ЗУБАМИ;
    ЯЗЫК ШИРОКИЙ;
    ДУЕМ НА КОНЧИК ЯЗЫКА:ВОЗДУХ ХОЛОДНЫЙ.

  • Слайд 4

    АКУСТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:

    СОГЛАСНЫЙ (НЕЛЬЗЯ ПЕТЬ)
    ЗВОНКИЙ (ПРОИЗНОСИТСЯ С ГОЛОСОМ)
    ТВЁРДЫЙ (СРАВНИМ СО ЗВУКАМИ Ль, Мь, Пь и т.д.)

  • Слайд 5

    ПРИМЕЧАНИЕ:

    НЕЧИТАЮЩИМ ДЕТЯМ ЗВУК ПРОИЗНОСИМ УТРИРОВАННО, РАСТЯГИВАЯ ЕГО ПОДОЛЬШЕ:
    ЗЗЗАЛ
    ЗЗЗамок
    ЗЗЗонт
    И Т. Д.

  • Слайд 6

    ХЛОПНИ В ЛАДОШКИ,УСЛЫШАВ ЗВУК :
    М, Т,З, Б,З, М,З, К,З, Г,З, В, Н,З, Л,З, Т,З,Г,Т, Н.

  • Слайд 7

    ХЛОПНИ В ЛАДОШКИ,УСЛЫШАВ ЗВУК :
    ЗА, МУ, РЫ, ЗО, АР, ЗО, ОЛ, ЗУ, МЫ, КУ, ЗЫ, ЗА, АМ, ЯН, ЗЭ,ЗА, ИТ.

  • Слайд 8

    СЛОВА К КАРТИНКАМ
    АРФА
    КОЗЫРЁК
    ЗОБ
    УЗОР
    БАНДАНА
    ВЯЗАНИЕ
    ВАЗА
    ЧАЙ
    ЗАКОЛКА
    АЛМАЗЫ
    ГАЗОН

  • Слайд 9

    В НАЗВАНИЯХ КАКИХ КАРТИНОК СЛЫШИТСЯ ЗВУК ?

  • Слайд 10

    СПИСОК СЛОВ СО ЗВУКОМ
    КАЗАН
    БЛУЗА
    ЗАДАВАКА
    ЗАЛП
    БАЛЬЗАМИН
    БАЗАР
    ЗАВОД
    ЗАКОЛКА
    ЗАВАЛ
    БЕРЁЗА

  • Слайд 11

    ПОДБИРАЕМ СЛОВА ПОД ЗАДАННУЮ СХЕМУ: ЗВУК В НАЧАЛЕ СЛОВА

  • Слайд 12

    Как жужжит жук?

    Ж – Ж – Ж – Ж — Ж

  • Слайд 13

    Способ произнесения:
    ГУБЫ КРУГЛЫЕ;
    КОНЧИК ЯЗЫКА ЗА ВЕРХНИМИ ЗУБАМИ;
    ЯЗЫК ШИРОКИЙ, «ЧАШЕЧКОЙ»;
    ДУЕМ НА КОНЧИК ЯЗЫКА:ВОЗДУХТЁПЛЫЙ.

  • Слайд 14

    АКУСТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:

    СОГЛАСНЫЙ (НЕЛЬЗЯ ПЕТЬ)
    ЗВОНКИЙ (ПРОИЗНОСИТСЯ С ГОЛОСОМ)
    ВСЕГДА ТВЁРДЫЙ (СРАВНИМ СО ЗВУКАМИ Ль, Мь, Пь и т.д.)

  • Слайд 15

    ПРИМЕЧАНИЕ:

    НЕЧИТАЮЩИМ ДЕТЯМ ЗВУК ПРОИЗНОСИМ УТРИРОВАННО, РАСТЯГИВАЯ ЕГО ПОДОЛЬШЕ:
    ЖЖЖук
    ЖЖЖара
    ЖЖЖить
    И Т. Д.

  • Слайд 16

    ХЛОПНИ В ЛАДОШКИ,УСЛЫШАВ ЗВУК :
    М, Т,Ж, Б, Ф,Ж, Р, К,Ж, Г,Ж, В, Н,Ж, Л,Ж, Т, Ж,Р,Ж, Н.

  • Слайд 17

    ХЛОПНИ В ЛАДОШКИ,УСЛЫШАВ ЗВУК :
    ЖА, МУ, РЫ, ЖО, АМ, ЖО, ОЛ, ЖУ, МЫ, КУ, ЖИ, ЖА, АЛ, ЖЕ, ЖО, ИТ.

  • Слайд 18

    В КАКИХ СЛОВАХ СЛЫШИТСЯ ЗВУК ?
    ПАЛЬТО
    АБАЖУР
    БАКЛАЖАН
    КОЛГОТКИ
    БАНТ
    ЖУК
    КОЖУРА
    ЖАДИНА
    ЕЖАТА

  • Слайд 19

    В НАЗВАНИЯХ КАКИХ КАРТИНОК СЛЫШИТСЯ ЗВУК ?

  • Слайд 20

    Звук

    КАК ЗУДИТ КОМАР?

    З – З – З – З — З – З

    КАК ЖУЖЖИТ ЖУК?

    Ж — Ж – Ж – Ж – Ж – Ж
    Звук

  • Слайд 21

    Звук

    ГУБЫ В УЛЫБКЕ, ВСЕ ЗУБЫ ВИДНЫ
    ЯЗЫК ВНИЗУ, «ЛОПАТОЙ»
    ДУЕМ НА КОНЧИК ЯЗЫКА: ВОЗДУХ ХОЛОДНЫЙ

    ГУБЫ КРУГЛЫЕ
    ЯЗЫК ВВЕРХУ, «ЧАШЕЧКОЙ»
    ДУЕМ НА КОНЧИК ЯЗЫКА: ВОЗДУХ ТЁПЛЫЙ

    Звук

  • Слайд 22

    Сравниваем акустические характеристики

    Звук
    СОГЛАСНЫЙ (НЕЛЬЗЯ ПЕТЬ)
    ЗВОНКИЙ (ПРОИЗНОСИТСЯ С ГОЛОСОМ)
    ТВЁРДЫЙ (СРАВНИМ СО ЗВУКАМИ Ль, Мь, Пь и т.д.) ИЛИ МЯГКИЙ (ЗЕЛЕНЬ, ЗЕБРА)
    СОГЛАСНЫЙ (НЕЛЬЗЯ ПЕТЬ)
    ЗВОНКИЙ (ПРОИЗНОСИТСЯ С ГОЛОСОМ)
    ВСЕГДА ТВЁРДЫЙ (СРАВНИМ СО ЗВУКАМИ Ль, Мь, Пь и т.д.), МЯГКИМ НЕ БЫВАЕТ

    Звук

  • Слайд 23

  • Слайд 24

    УСЛЫШАВ ЗВУК , ХЛОПНИ,УСЛЫШАВ ЗВУК ,ТОПНИ:
    ЖУ, ЗА, ЗО,ЖА,ЖЕ, ЗО, ЗЯ,ЖИ, ЗЭ, ЖА, ЗЫ, ЖО, ЖИ, ЗУ.

  • Слайд 25

    СПИСОК СЛОВ
    ЗДАНИЕ
    ЖЕЛТОК
    ЗЕМЛЯНИКА
    ГВОЗДИКИ
    ГНЕЗДО
    ЗЕБРА
    КРУЖЕВО
    ЖЕМЧУГ
    ФУЖЕРЫ
    ЖЕНИХ

  • Слайд 26

    НАЗОВИ ТОЛЬКО КАРТИНКИ СО ЗВУКОМ :

  • Слайд 27

    СПИСОК СЛОВ
    ВАЗЫ
    МУЗЫКАНТЫ
    ХУДОЖНИК
    ЯЗЫК
    ЖГУТ
    НОЖНИЦЫ
    ЖМУРКИ
    ЖОКЕЙ
    ЗЕВАЕТ
    ЗЕФИР
    НОЖОВКА
    ПИРОЖОК

  • Слайд 28

    НАЗОВИ ТОЛЬКО КАРТИНКИ СО ЗВУКОМ :

  • Слайд 29

    Повтори без ошибок

    ЗА – ЗА – ЖА
    ЗУ- ЖУ — ЖУ
    ЗО – ЗО – ЖО
    ЖЕ – ЗЭ – ЖЕ
    АЗА- АЗА – АЖА
    ОЗО – ОЖО – ОЗО
    ЖИ – ЗЫ – ЗЫ
    ЖУ – ЗУ – ЖУ

  • Слайд 30

    Повтори без ошибок:

    ЗАЖИГАТЬ ЖЕЛЕЗНЫЙ
    ЗАЖИМ ЖАЛЮЗИ
    ЗАЖЕЧЬ ЖЕЛЕЗКА
    ЗАСЛУЖИТЬ ЖЕЛЕЗО
    ЗАСТЁЖКА
    ЗАСЛУЖЕННЫЙ

Посмотреть все слайды

Дифференциация звуков [ж]-[з].

Этот речевой материал не содержит других звуков из групп свистящих и шипящих, так как они чаще всего нарушаются вместе с
данным звуком. Если у Вас нарушены и другие звуки (например, , , , ), слова с ними желательно также исключить
из материала для автоматизации.

Произносить (читать) слоги.

жа-за   жо-зо   жу-зу   жи-зы   же-зэ
за-жа   зо-жо   зу-жу   зы-жи   зэ-же

ажна-азна   азна-ажна
ожна-озда   озда-ожна
ужна-узна   узна-ужна
ижма-изма   изма-ижма
езли-ежли   ежли-езли

Произносить (читать) слова.

Жал-зал, жара-заря, пожар-базар, жалей-залей, держать-дерзать, лужайка-зайка, лежать-лизать,
бежать-вязать, жакет-закат, лёжа-береза, Жора-Зоя, ожог-возок, должок-дозор, лужок-узор, флажок-глазок, прыжок-разок,
жук-зуб, грожу-грозу, вижу-внизу, вяжу-везу, брожу-грызу, хожу-ползу, гляжу-внизу, ножи-тазы, жидкий-зыбкий, жир-пузырь,
ежи-возы.

Кожи-козы, баржа-база, рыжий-сизый, ёжики-языки, рыжики-музыка, похаживать-показывать, наживать-называть,
лежи-вези.

Важный-разный, каждый-гораздо, монтажник-проказник, дружный-грузный, тревожный-грозный, дождик—гвоздик,
можно-поздно, дорожный-паровозный, пирожное-морозное, обождать-опоздать, денежный-полезный, подожди-ка-гвоздика,
книжный-капризный, нежный-резвый.

Жизнь, железо, желтизна, залежи, зажать, забежать, задержать, задолжать, заржать, заряжать, закружить.

Произносить (читать) предложения.

У змеи жало. Зоя была на балете «Жизель». Жеребёнок забежал во двор и заржал. Мама зажгла лампу под зеленым абажуром.
Возле дома зеленая лужайка. Захар заряжает ружьё. Женя помог задержать врага. Я зажал в руке железный гвоздик. Кот
лежал и лизал лапку

Вожатый Женя дал Зине и Зое важное задание. В зале ожидания Зоя увидела Жанну

На земле лежит
железная лопата. Мы привязали Бобика к будке, теперь он не убежит. Прибежали в полдень зайки прямо к луже на лужайке.
Женя резал ржаной хлеб. Завизжала железная пила. Ежи — полезные животные.

Произносить (читать) и пересказывать тексты.

Доктор.

Зимние забавы.

Давно уже зима на земле хозяйка. Замела дома и дороги. На окнах узоры наморозила. Заковала льдом озёра и реки злая зима.
Рада бы, но не может заморозить живое. Даже детям зимой не холодно. Бегают во дворе — им даже жарко. В морозные дни дети дома.
Пожелали гулять Женя, Лиза и Зоя — и к маме. Мама наказала потеплей одежду надеть. Живо выбежали из дома Женя, Лиза и Зоя. У
Зои лыжи, у Лизы и Жени — коньки. Лиза и Женя заливают каток. А Зоя проложила лыжню.

За земляникой.

Женя и Зина ходили за земляникой. У них были кузовки. Но земляники было мало. Возле берёзы Женя заметил ежа. Ёжик не
побежал, а завернулся клубком. Женя положил кузовок на землю. Он позвал Зину. Они захотели взять ежа. Зина держала кузовок,
а Женя взял палку и закатил ежа внутрь.
Побежали Женя и Зина домой показать ежа маме. Дома они дали ёжику молока. Зина хотела оставить ежа. Но Женя отдал его в
живой уголок.

Желаем успеха!

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для подготовительной группы “Согласный звук . Буквы Ж, ж”.

Игры в звуки для детей 4-6 лет.

Конспект индивидуального логопедического занятия “Автоматизация звука в словах, словосочетаниях и предложениях”.

Конспект фронтального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий “Стоит в поле Теремок”. Дифференциация звуков .

Материал для автоматизации свистящих и шипящих звуков у детей старшего дошкольного возраста.

Конспект индивидуального логопедического занятия “Дифференциация звуков З-Ж в словах”.

Мастер-класс. Практическое применение технологии составления синквейна на фронтальных занятиях по коррекции ОНР III уровня “Дифференциация З – Ж. Дикие животные”.

Конспект подгруппового логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ж] — [З], букв Ж-З» 1 класс

Организация: ГКОУ УР «Школа-интернат №13»

Населенный пункт: Удмуртская Республика, г. Ижевск

Организация: ГКОУ УР «Школа-интернат №13»

Населенный пункт: Удмуртская Республика, г. Ижевск

Цель: развивать навыки дифференциации звуков — , букв Ж-З в словах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  1. Формировать умение дифференцировать звуки — в словах.
  2. Уточнить акустические характеристики звуков — .
  3. Закреплять умение давать характеристику звукам — .
  4. Формировать умение дифференцировать буквы Ж — З со словами на слух.
  5. Активизировать словарный запас по теме «Животные».

Коррекционно-развивающие:

Развивать фонематическое восприятие.
Развивать мелкую моторику.
Развивать фонематическое восприятие.
Развивать слуховое и зрительное внимание.

Коррекционно-воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к занятиям.
  2. Воспитывать умение слушать и слышать друг друга.
  3. Воспитывать навык адекватной самооценки.

Оборудование: презентация, речевые игры, зеркала.

Ход работы:

  1. Организационный этап

1. Артикуляционная гимнастика
Л: Для того, чтобы на занятии вы красиво говорили, предлагаю Вам выполнить гимнастику для языка.
Артикуляционные упражнения: «Заборчик-трубочка», «Лопаточка», «Качели», «Иголочка», «Часики», «Чашечка», «Горка».

2. Подведение к теме
Л: Ребята, к нам на занятие пришли гости. А чтобы узнать, кто к нам пришёл, предлагаю отгадать загадки.
Л: Ребята, жираф и заяц это кто? (Животные).
Л: Какой первый звук в слове «жираф»? (Звук ).
Л: Какой первый звук в слове «заяц» (Звук ).
Л: С какими звуками будем работать на занятии? (На занятии мы будем работать со звуками и ).
Л: Сегодня на занятии будем учиться различать звуки в словах. В этом нам будут помогать наши герои Жираф и Заяц.

  1. Основной этап

1. Работа со звуками:

Акустическая характеристика звуков

Л: Давайте расскажем Жирафу и Зайцу что мы знаем о звуках — .
Л: В каком положении находятся губы, когда мы произносим звук ? (Губы округлены в виде «окошка»).
Л: Где находится язык? (За верхними зубами).
Л: Какая воздушная струя? Тёплая или холодная? (Тёплая).
Л: Голосок дрожит? (Голосок дрожит).

Л: В каком положении находятся губы, когда мы произносим звук ? (Губы в улыбке).
Л: Где находится язык? (За нижними зубами).
Л: Какая воздушная струя? Тёплая или холодная? (Холодная).
Л: Голосок дрожит? (Голосок дрожит).

Характеристика звуков

Л: Давайте дадим характеристику звуку . Звук какой? (Звук – согласный, звонкий, всегда твёрдый).
Л: Дадим характеристику звуку . Звук какой? (Звук — согласный, звонкий, твёрдый. У него есть мягкая пара звук ).

2. Работа с буквами
Л: Ребята, а какой буквой обозначается звук (Звук обозначается буквой Жэ).
Л: Какой буквой обозначается звук ? (Звук обозначается буквой Зэ).
Л: Давайте покажем нашим гостям, как пишутся эти буквы. Посмотрите внимательно на экран.

Л: Давайте в воздухе напишем сначала букву Жэ. Теперь напишем букву Зэ.
3. Игра «Соедини слово с буквой» (Приложение 1)
Л: Ребята, Жираф и Заяц приготовили для вас задание. Посмотрите на экран. Вы должны внимательно прослушать слова, определить какие звуки в них звуки или и соотнести их с нужными буквами Жэ или Зэ.
4. Пальчиковая гимнастика
Л: Сейчас давайте разомнём ваши пальчики. Посмотрите внимательно на экран. Повторяйте движения (Приложение 2).
5. Игра «Дарим подарки» (Приложение 3)
Л: А сейчас подарим подарки нашим гостям. Посмотрите внимательно на экран. Разложите картинки в коробки. Разложите картинки в которых есть звук в жёлтую коробку, а картинки со звуком в зелёную коробку.
6. Игра «Четвёртый лишний».
Л: Жираф и Заяц принесли для тебя картинки. Посмотрите на них и назовите. Какая картинка лишняя? Выполните первый ряд, затем второй.

  1. Заключительный этап

Л: Молодцы! А помните ли вы, какие два звука вы сегодня учились различать? Чем они похожи? Чем они различаются? (Ответы детей).

Рефлексия (Приложение 4)

Л: А сейчас оцените свою работу на логопедическом занятии. Кликните на подходящий смайлик.

Л: Жираф и Заяц просят внимательно следить за звуками и , не путать их и правильно произносить все слова с этими звуками. А теперь они прощаются с вами. До свидания!

Приложения:

  1. file1.pptx.zip.. 1,3 МБ

  2. file0.docx.. 18,0 МБ

Опубликовано: 11.04.2022

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад «Снежинка»

Конспект индивидуального занятия на тему: «Дифференциация звуков – в слогах, в словах, в предложениях».

Цель: Закрепление правильного произношения звуков – в слогах, в словах, в предложениях.

  1. Коррекционно-обучающие: учить различать звуки – в слогах, в словах, в предложениях; уточнить артикуляцию звуков и , их акустические признаки.
  2. Коррекционно-развивающие: развивать фонематическое восприятие и фонематические представления, логическое мышление, мелкую моторику.
  3. Коррекционно-воспитательные: воспитывать усидчивость, самоконтроль и мотивацию к обучению.

Оборудование: бумажные герои – Жужа и Звонарик, предметные картинки со звуками – , лабиринт, игра «Что изображено на пейзаже?», игра «Третий лишний».

Логопед: Сегодня наше занятие обещали посетить гости, угадай их! А подсказкой для тебя будут загадки:

Пищит над ухом он всю ночь

И укусить тебя не прочь.

Ну и зануда, вот кошмар!

Логопед: правильно, первый гость нашего занятия комарик Звонарик. А теперь отгадай второго гостя.

Тёплым днем, весною, в мае

Каждый про меня узнает.

Я не муха, не паук.

Я жужжу! Я – майский…

Логопед: верно, второй гость нашего занятия жучок Жужа.

  1. Постановка целей занятия (объявление темы)

Логопед: Жужа и Звонарик очень хотят знать умеешь ли ты правильно произносить звуки, которые они издают и предлагают выполнить задания. Выполним их? (ответы ребенка)

Логопед: Все комарики и жучки очень любят выполнять артикуляционные упражнения для своих ротиков и хоботков. Давай их поддержим.

«Улыбочка», «Трубочка», «Чашечка» «Лопаточка», «Качели», «Киска сердится», «Маляр», «Иголочка».

Логопед: Молодец, размяли наши язычки. А теперь давай посмотрим, как умеют летать наши гости и подуем на них.

Логопед: Хорошо, а теперь послушай как я здороваюсь с Жужей (ж-ж-ж), со Звонариком (з-з-з). Расскажи мне, когда я здоровалась, как у меня были расположены: губы, зубы, язычок?

  1. Характеристика звуков. Сравнение по артикуляционным и акустическим признакам.

Ребёнок рассказывает о каждом звуке по мнемокартинке.

Ребенок: с Жужей: Губы – трубочкой, язык поднят вверх «чашечкой», ветерок теплый, голосок звенит.

Ребенок: со Звонариком: губы в улыбке, зубы заборчиком, а язычок за нижними зубами, ветерок дует холодный, голосок звенит.

Логопед: Правильно, а чем отличается произношение звука – (ответ ребенка)

Логопед: Молодец! Ты всё правильно рассказал. Поздоровайся теперь и ты.

  1. Дифференциация звуков , в изолированном звучании

Игра «Жук-комар». Ход игры: ребёнку предлагается произносить: з-з-з-з, ж-ж-ж-ж, ведя по дорожке и по спирали пальцем.

Игра «Лабиринт». Ход игры: ребёнку предлагается двигаться от жука до комара по лабиринту и произносить звуки , .

Логопед: Умница, давай споем песенку для наших гостей.

  1. Игра на развитие фонематического слуха «Поймай звук».

З, Ж, С, Ш, П, Т, З, Д, Ж, С, Ж, Ж, З, В, З; СА, ЖА, ЗУ, ЗЫ, УЖ,ИЗ.

Логопед: Умничка, Звонарик и Жужа убедились, что звуки ты слышишь правильно.

  1. Дифференциация звуков , в слогах.

Упражнение «Слоговая песенка».

Логопед: Повторяй за мной слоговую песенку: за-жо- за, жы-зу- жы , зу-жа-зу, жа-зи-жа, зы-жу-зы, за-жо- за, жы-зу- жы , зу-жа-зу, жа-зи-жа, зы-жу-зы, за-жо- за, жы-зу- жы , зу-жа-зу, жа-зи-жа, зы-жу-зы.

Логопед: Молодец, Жужа и Звонарик хотят с тобой поиграть в игру.

  1. Дифференциация звуков , в словах.

Игра «Змейка». Ход игры: ребенку предлагается передвигать фишку по игровому полю и называть картинки.

Логопед: Умница, давай покажем нашим гостям как ты стараешься на занятии.

  1. Дифференциация звуков , в словосочетаниях.
  1. Дифференциация звуков , в предложениях.

Упражнение «Дополни упражнение».

Игра «Что изображено на пейзаже?». Ход игры: ребенку предлагается по картинкам рассказать, то изображено на пейзаже.

ГРОЗА, ДИКООБРАЗ, КОЗА, АРБУЗ, ГАРАЖ, МОРЖ, ЗМЕЯ, ЕЖИ, ЗАМОК, ЗАКАТ, ИЗВЕРЖЕНИЕ.

Логопед: Молодец, поиграем в последнюю игру и будем прощаться с нашими новыми друзьями.

  1. Развитие мыслительных операций.

Игра «Третий лишний».

Логопед: Давай проводим наших гостей и попрощаемся с ними.

  1. Рефлексия. Подведение итогов .

Логопед: Как звали пчелку и комарика? (ответ ребенка)

Логопед: Какие звуки учились различать? (ответ ребенка)

  1. Домашнее задание .
  1. В тетради: Артикуляционная гимнастика весь комплекс.
  2. В альбоме: упражнение «Жучки и комарики».
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: