Звуки [м], [мь] и буква, которая их обозначает

Картинки звук на м: звуки м и мь. картинки

Автоматизация звука

Процесс постепенного и последовательного введение нового (поставленного) звука в слоги, слова, предложения и наконец, в самостоятельную речь ребёнка называется автоматизацией. Спешить и нарушать последовательность процесса автоматизации нельзя. Так, если малышу ещё трудно медленно произнести новый для него звук в отдельных словах, то требовать от него произносить целые предложения или даже сразу правильно использовать закрепляемый звук в повседневной речи просто бессмысленно.

Ниже вы найдете примеры упражнений по автоматизации мягкого звука «Мь».

Автоматизация мягкого звука «Мь» в прямых слогах:

  • ме — мя — мю
  • ме — мё — ми
  • мю — ме — мя
  • мя — мю — мё
  • ме — ми — мя
  • ме — мя — мё

Автоматизация мягкого звука «Мь» в обратных слогах:

  • имь — емь — ямь
  • ямь — юмь — емь
  • имь — емь — ёмь
  • имь — ямь — имь
  • емь — юмь — ямь
  • имь — ямь — емь

Автоматизация мягкого звука «Мь» в интервокальной позиции:

  • ямя — еме — ёмё
  • еме — ёмё — ямя
  • юмю — ёмё — яма
  • ими — еме — юмю
  • юмю — еме — ёмё
  • еме — ёмё — юмю

Автоматизация мягкого звука «Мь» в слогах со стечением согласных:

  • бме — бми — бмё
  • бмю — бмя — бме
  • бми — бмё — бмю
  • сме — сми — смю
  • смя — смё — сме
  • сми — сме — смю

Автоматизация мягкого звука «Мь» в словах:

Миф, пламя, камин, медаль, мебель, мёд, знамя, времянка, мешок, медведь, мяч, хомяк, племя, метр, место, мякоть, имя, комикс, домино, миллиметр, мишень.

Автоматизация мягкого звука «Мь» в словосочетаниях:

Смелый медвежонок, знаменитое имя, своими глазами, мягкая мебель, мелкие карамельки, кромешная темень, наметил мелом, менять место, меньше метра.

Автоматизация мягкого звука «Мь» в предложениях:

Медведица идёт медленно. Гномик построил каменный домик. Пчёлы мешают медвежонку лакомиться мёдом. Возьми мешок мелочи. Повар кормит Милу и Мишу мятными пряниками.

Автоматизация мягкого звука «Мь» в стихах:

Мячик прыгает цветнойВо дворе передо мной,Этот мячик очень мил:Стёкол он еще не бил!(Г. Виеру)

Автоматизация мягкого звука «Мь» в рассказах:

«Мила»У Милы мелки. Она нарисовала медведя, медузу, мяч, медаль. У Милы получились красивые рисунки. Мила показала рисунки Тёме. Он тоже решил что-нибудь нарисовать, взял мелок и вот перед нами комета. Молодцы, ребята!

  • «Звуки М, Мь, Н, Нь. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет», О. В. Егорова;
  • «Воспитание у детей правильного произношения», М. Ф. Фомичева;
  • «Русский язык. Учимся играя», В. В. Волина;
  • «Логопедическая энциклопедия дошкольника», А. С. Герасимова, О. С. Жукова, В. Г. Кузнецова.

Продолжи фразу

Он всю зиму в шубе спал, Лапу бурую сосал, А проснувшись, стал реветь. Это зверь лесной… (медведь).

Погляди на молодцов: Веселы и бойки. Волокут со всех концов Материал для стройки. Вот один споткнулся вдруг И спешит на помощь друг. Тут народ хороший. Без работы, хоть убей. Жить не может… (муравей).

Руки мыть пошла Людмила, Ей понадобилось… (мыло).

Каждый тут в лесу талант — И певец, и … (музыкант).

Наша Таня громко плачет. Уронила в речку… (мячик).

Зеленеет даль полей, Запевает соловей. В белый цвет оделся сад, Пчелы первые летят. Гром грохочет. Угадай, что за месяц это? … (май.)

Мы щенка в воде и в мыле Два часа мочалкой… (мыли).

Под тяжелой ношей — В подполье, в каморке Живет она в норке. Серая малышка. Кто же это? … (мышка.)

В черном поле заяц белый Прыгал, бегал, петли делал. След за ним был тоже бел. Кто же этот заяц? … (мел.)

Сказка про букву М

Мышонок Мыша и медвежонок Миша лежали на полянке и ели малину. Мыша и говорит: — Давай стихи придумывать. Вот слушай, какой я сочинил:

Каждый день и каждый час мы твердим упрямо: Нет на свете никого лучше нашей…

— Малины! — заорал Миша. — Да при чем здесь «малина»! Я хотел сказать: «Лучше нашей мамы». — Это тоже здорово! А теперь я сочиню… А про что? — Ну, хотя бы про этот мухомор.

Не ешьте белые макароны, А ешьте красные мухоморы!

— Что ты, что ты! — испугался мышонок. — Мухоморы нельзя есть, в больницу попадешь. Вот, слушай стих про доктора:

В лесу нет доктора важней, Чем бойкий рыжий…

— Айболит! — заорал медвежонок. — Да не Айболит, а муравей. Айболит лечит зверей, а муравей — лес

— Откуда ты так много знаешь? — Кто много читает, тот много знает! — важно ответил мышонок Мыша…

(Г. Юдин)

Задание: печатная буква М для дошкольников

  • Рассмотри букву М. На что она похожа?
  • Сложи из пальцев букву М.
  • Напиши букву М в воздухе.

Нарисуй палочки аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова — взрослый дает образец написания в начале строки. Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.


Распечатать

Занятие по обучению грамоте в старшей группе.Тема: Звук «М»

Цель: познакомить со звуком «м» Задачи: 1. Уточнение правильной артикуляции и звучания звука . 2. Развивать умение выделять звук среди других, давать характеристику звука,. 3. Формировать интонационную выразительность речи. 4. Составлять сравнительные предложения с союзом «а»; 5. Закреплять навык образования уменьшительно-ласкательной формы имен существительных; 6

Развивать фонематический слух, мышление, память, внимание, артикуляционный аппарат, произношение. 7

Воспитывать умение контролировать свою речь, произношение, силу голоса. Виды деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная, здоровье. Раздаточный материал: Демонстрационный материал: игрушка мягкая – кошка,

Дети сидят полукругом на ковре. 1.Организационный момент: Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам в гости кто-то пришел. Отгадайте загадку: У порога плачет, коготки прячет, Тихо в комнату войдёт, Замурлычет, запоёт. (Кошка) Появляется кошка : Здравствуйте, ребята. Давайте знакомиться, меня зовут ………. Ой, какая я забывчивая. Отгадайте, пожалуйста, мое имя. Оно зашифровано в картинках, его надо определить по первому звуку. (машина, утюг, руль, колбаса, арбуз) Картинки расположены на мольберте. Как меня зовут? (Мурка) Правильно. Ребята, что это за звук первый. (Звук М). Давайте сегодня поговорим о звуке М. Произнесите звук – м. И скажите, какой он? (согласный, звонкий) Почему? (при произношении губы смыкаются). Молодцы. Кошка: А знаете у меня есть подружка. Отгадайте, как ее зовут? Ее имя зашифровано также в картинках, только не на первый звук, а на последний. Картинки прикреплены к обратной стороне мольберта: дом, снежинки, стол, рак, рыба).

2. Звуковой анализ слова — МУРКА, МИЛКА. Воспитатель: прошу подойти к вашим столам и с помошью цветных квадратов выложить на столе имя нашей гостьи и ее подружки.(девочки выкладывают из цветных квадратов имя МИЛКА, а мальчики — МУРКА). Затем спросить по одному ребенку провести анализ на доске, а все проверяют. Кошка хвалит детей за правильные ответы.

3. Массаж биологически активных зон «Кисонька» Дети проговаривают чистоговорку. Хором. Са-са-са — Кисонька-краса. Поглаживание ладонями голову Сы-сы-сы — Есть у кисоньки усы. Пальчиками провести под носом Исы-исы-исы — Молоко для кисы. Показать лакательные движения. Иса-иса-иса — Бантиком играет киса. Ладонями растирать уши.

4. Составь предложение. Воспитатель просит детей придумайте слово в котором есть звук –м- и составить с ним предложение. (дети составляют предложения и рассказывают их). Воспитатель: запишите свои предложения с помощью графической схемы в тетрадь.

5. Физ. пауза. Хлоп, хлоп, хлоп! Три хлопка в ладоши. Топ, топ, топ! Три притопа. А под партой черный кот. Присесть на корточки Он под парту залез спать. Положить сложенные ладошки под щеку. Нам мешает он играть. Встать, погрозить пальчиком.

6. Пальчиковая гимнастика. Раз, два, три, четыре, пять, Вышли пальцы погулять. Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой. Этот пальчик для того, чтоб показывать его. Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине. Этот пальчик безымянный, он избалованный самый. А мизинчик, хоть и мал – очень ловок и удал.

7. Работа в тетради. Воспитатель: у всех на столе есть шаблон кошки, обведите его в тетради и надо заштриховать девочки: прямыми линиями справа налево, а мальчики – волнистыми линиями сверху вниз.

8. Рефлексия: С каким звуком познакомила нас кошка Мурка? (звуком М) Какой этот звук? (согласный)

Развитие фонематического слуха

Фонематический слух — это способность ребёнка слышать и правильно воспринимать звуки родной речи. Цель этого этапа — развитие слухового внимания и воспитание у малыша умения улавливать разницу между правильным и искажённым звуком.

Примеры упражнений, направленных на развитие слухового внимания малыша:

  • Мама произносит звуки, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит звук «Мь». Пример цепочки звуков: Мь, Ть, НЬ, Мь, Фь, Нь, Мь, Ть, Мь, Кь, Мь…
  • Мама произносит слоги, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слог со звуком «Мь». Пример цепочки звуков: МЯ, СИ, ТЯ, МИ, ЛЯ, ДЮ, МЯ, ЛЕ, МЮ, ЛЯ, МИ, МЯ…
  • Мама произносит слова, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слово со звуком «Мь». Пример цепочки слов: шина, мина, камень, книга, метла, мелочь, пень, медаль, краб, мёд…
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: