Слайд 22При записи ребенка в школу предложить родителям анкету со следующим содержанием:I.
Ф.И.О родителей.1. Возраст2. Образование3. Место работы, телефон4. Квартирные условия5. Доход семьи6. В каких мероприятиях школы вы хотели бы участвоватьII.Ф.И.О ребенка.1. Чем ваш ребенок любит заниматься в свободное время?2. Какие игры предпочитает?3. Какие виды спортивных развлечений больше любит?4. С кем чаще играет(с мальчиками или девочками)?5. Как ведет себя в детском коллективе? (активен, пассивен, застенчив.)6. Какие обязанности имеет дома?7. Какие с вашей точки зрения, индивидуальные особенности ребенка следует учесть.III. Кто в семье непосредственно занимается воспитанием ребенка?1.Где чаще всего совместно с ребенком проводится досуг?2. Знаете ли вы друзей своего ребенка и их родителей?3. Приходят ли к вам в гости приятели ребенка?4. Что вас затрудняет в воспитании ребенка?5. Какие методы воспитания вы предпочитаете? (уговоры, разъяснения, строгие требования, наказания, поощрения, дружеские контакты и т.д.)
Слайд 20Анкета «Вредные привычки» Продолжите, пожалуйста, предложения: 1. По моему
мнению, вредные привычки это: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Самыми пагубными вредными привычками я считаю: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Последствиями вредных привычек я считаю: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Литература
1. Психологическая диагностика: учебное пособие / Под ред. К. М. Гуревича и е. М. Борисовой. — М.: изд-во УРАО, 2008. — 565 с.
2. Марцинковская Т. Д. Детская практическая психология / Т. Д. Марцинковская. М.: Гардарики, 2000. 255 с.
4. 1С: Дошкольная психодиагностика: руководство по использованию психодиагностических методик психологами дошкольных образовательных учреждений / под ред. д-ра психол. наук, проф. А. Н. Гусева. Агентство 1С-Персонал, 2009. 138 с.
5. Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога детского образовательного учреждения / Савельева Н. Р/д, Феникс, 2004. 572 с.
6. Аралова М. А. Справочник психолога ДОУ / М. А. Аралова. — М.: ТЦ Сфера, 2010. — 255 с.
Проведение дифференциальной психолого-педагогической диагностики
Данный вид диагностики направлен на выявление типа нарушения в развитии. Его итоги применяются для разработки индивидуального образовательного маршрута коррекционного обучения ребенка.
Дифференциальная диагностика ориентирована на:
- Определение первичных и вторичных отклонений в развитии ребенка;
- Проведение системного анализа структуры отклонения в развитии;
- Разграничение разнородных отклонений в развитии: интеллектуального, речевого, эмоционального и физиологического развития ребенка;
- Оценку специфики нарушений психического развития ребенка при разнообразных физиологических патологиях: нарушениях слуха, зрения, опорно-двигательных функций;
- Составление обоснованного педагогического прогноза развития ребенка по коррекционной образовательной программе.
Данная диагностика осуществляется посредством привлечения медицинских специалистов. Специальная комиссия, в состав которой входят медицинские эксперты, социальные педагоги, психологи, осуществляет исследование уровня развития ребенка, наблюдение за его динамикой в течение определенного временного периода. Ими составляется заключение с рекомендациями разного рода по дальнейшему развитию ребенка. Данные рекомендации закладываются в основу программ коррекционного обучения.
Дифференциальная диагностика используется в отношении детей с ограниченными возможностями в особых случаях. Это может происходить при невозможности выявления причин пониженной обучаемости детей с разными патологиями или речевых патологий, скрытого характера отклонений.
Слайд 21Анкета «Перспективы обучения и воспитания ребенка» 1. С каким чувством переступает
порог школы ваш сын или дочь? 2. Как чувствует себя ваш ребенок в ученическом коллективе? 3. Знаете ли вы друзей и приятелей своего ребенка в коллективе? Назовите их. 4. Как складываются отношения с учителями-предметниками у
Анкета «Перспективы обучения и воспитания ребенка» 1. С каким чувством переступает порог школы ваш сын или дочь? 2. Как чувствует себя ваш ребенок в ученическом коллективе? 3. Знаете ли вы друзей и приятелей своего ребенка в коллективе? Назовите их. 4. Как складываются отношения с учителями-предметниками у
Методика «Незаконченные предложения»
А) Учащиеся и родители дают ответ на одни и те же вопросы, это позволяет определить причины конфликтов во взаимоотношениях детей и родителей. Проанализировав ответы, можно использовать их результаты для подготовки и проведения различных внеклассных мероприятий как с родителями, так и с учащимися.Предложения для учащихся:- Школа для меня — это…- Класс, в котором я учусь — это…- Учителя для меня — это люди, которые…- Мои одноклассники — это…- Уроки для меня — это…- Предметы, которые мне нравятся, это…- Предметы, которые мне не нравятся, это…Предложения для родителей:- Школа, в которой учится мой ребенок, это…- Класс, в котором учится мой ребенок, это…- Одноклассники моего ребенка — это…- Выполнение домашних заданий для моего ребенка — это…- Учебные предметы, нравящиеся моему ребенку, — это…- Предметы, которые не нравятся моему ребенку, это…
Б) Для изучения традиций и обычаев семей учащихся, нравственных ценностей семьи можно использовать такие незаконченные предложения:Для учащихся- Я радуюсь, когда…- Я огорчаюсь, когда…- Я плачу, когда…- Я злюсь, когда… — Мне нравится, когда… — Мне не нравится, когда… — Я верю, когда… И другие.Для родителей- Я радуюсь, когда мой ребенок…- Я огорчаюсь, когда мой ребенок…- Я плачу, когда мой ребенок…- Я злюсь, когда ребенок…- Мне нравится, когда мой ребенок…- Мне не нравится, когда мой ребенок…- Я не верю, когда мой ребенок…- Я верю, когда говорят, что мой ребенок… И другие (2).
Слайд 13Социометрия классаЦель: изучить состояние эмоционально-психологических отношений в детской общности и положение
в них каждого ребенка.Оборудование: Каждый учащийся должен иметь бланк с текстом: Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:Опросный лист:Анкета поможет улучшить отношения между школьниками в вашем коллективе, сделать его дружнее и сплоченнее. Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы: Представь, что ваш класс отправляется в самостоятельное и нелегкое путешествие. Кого бы ты хотел видеть командиром вашей группы?………………………………………………………………………С кем бы ты пошел учиться в другой класс ?………………….Кому ты доверишь свою тайну?Кого из класса ты бы пригласил к себе на вечеринку, день рождения или просто в гости? После каждого вопроса напиши по три фамилии тех своих одноклассников, которые соответствуют твоему выбору. Обязательно подпиши свою анкету. Спасибо!
Общие подходы к диагностике психического развития детей дошкольного возраста
Психическое развитие детей представляет собой сложный процесс, в котором невозможно выделить отдельные независимые друг от друга параметры. Поэтому при проведении диагностики необходимо использовать целую «батарею» методик, направленных на изучение различных сторон психики детей, чтобы получить целостное представление о конкретном ребенке
При этом важно не только правильно подобрать методики, но и расположить их в определенном порядке, чтобы поддерживать интерес у ребенка.
Анализ результатов психодиагностического обследования позволяет составить психологическую характеристику (психологическое заключение), в которой дается комплексное описание психологических черт данного ребенка, а также основные причины появления тех недостатков и отклонений, выявленных в процессе обследования.
Обследование, как правило, начинается с беседы со взрослыми, (воспитателями, специалистами, родителями) в том случае, если они обратились с определенными жалобами на ребенка. В процессе беседы необходимо четко определить характер запроса.
Диагностика предполагает различные методы исследования: беседу, наблюдение, тестирование, организованные игры, анализ продуктов детской деятельности (творчества). Беседа и наблюдение позволяют составить краткий психологический портрет ребенка. Для углубленного изучения необходимо проведение тестирования детей.
Диагностический инструментарий педагога-психолога ДОУ достаточно разнообразен и широко описан в специальной литературе. При выборе психодиагностической методики необходимо учитывать её соответствие возрасту ребенка, диагностическим целям; минимальность временных и энергетических затрат при использовании (в том числе легкость в обработке). К стандартизированным тестам (тест)выдвигается ряд требований: репрезентативность, надежность, валидность, объективность измерения и др. Кроме стандартизированных тестов применяются также методики с поуровневой дифференциацией, как содержательно, так и процессуально более адаптивные для детей дошкольного возраста; и проективные тесты, направленные на целостное изучение личности («Рисунок человека», «Рисунок несуществующего животного», «Рисунок семьи» и др.).
Психологическая диагностика детей дошкольного возраста может проводиться в следующих направлениях: интеллектуальное развитие, личностное развитие, диагностика готовности к обучению в школе.
К процедурным аспектам относятся последовательность и содержание диагностических мероприятий, обозначенные как этапы обследования. Процедура психологического обследования детей дошкольного возраста состоит из пяти этапов: подготовительный этап (составление семейного, педагогического и медицинского анамнеза; адаптационный этап (знакомство с ребенком); основной этап (психодиагностическое обследование); интерпретационный этап (составление психологического заключения); заключительный этап (разработка рекомендаций для родителей и педагогов).
Таким образом, тесты, опросники, шкалы — это профессиональные диагностические инструменты, используемые в психодиагностической науке и практике. Правильная диагностика — первый шаг в организации коррекции психических отклонений, в то же время психологическая диагностика позволяет выявлять уже в достаточно раннем возрасте одаренность и высокий уровень развития способностей детей — интеллектуальных, коммуникативных, социальных.
Свежие записи
- Особенности психологии как науки и ее задачи
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
- Психиатрия — Билеты с ответами
- Психология профессионализма. 2011/12
Основы психолого-педагогической диагностики
Определение 1
Психолого-педагогическая диагностика – это исследование индивидуальных психических процессов, особенностей развития учащегося в конкретных педагогических условиях и обстоятельствах.
Она ориентирована на разработку теории использования психологических методов для оценки уровня развития личности конкретной возрастной категории, на конкретном этапе обучения и в определенных условиях.
Психолого-педагогическая диагностика включает в себя следующие направления исследований:
- Оценка интеллектуального, нравственного, физиологического развития учащихся.
- Оценка школьной зрелости учащихся.
- Диагностика уровня неуспеваемости и ее причин.
- Реализация профильного обучения и разделение учащихся по соответствующим группам.
- Разрешение проблем развития учащихся с девиантным поведением.
- Выявление одаренных учащихся.
- Выявление творческого потенциала учащихся.
- Выявление особенностей психологического развития учащихся.
- Реализация профессиональной ориентации учащихся.
Психолого-педагогическая диагностика направлена на выявление начального уровня развития учащихся, его стартовых возможностей, определения текущей динамики развития личности и итоговых результатов личностного развития учащегося в образовательном процессе. Проводится мониторинг развития определенных качеств личности на разных стадиях обучения, делаются выводы о достаточности развития конкретных свойств и необходимости коррекции отклонений.
Психолого-педагогическая диагностика имеет важное значение для разработки программ коррекционного обучения. В ее ходе осуществляется исследование психологических особенностей развития личности ребенка с различными отклонениями
Рисунок 1. Психолого-педагогическое изучение ребенка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Основные вопросы проведения диагностики
Диагностика адаптации первоклассников подразумевает проведение глубокого индивидуального обследования. Она направлена на получение информации о качественных показателях основных необходимых изменений, которые должны произойти во всех сферах жизни и деятельности ребенка.
Главная цель диагностики заключается в определении детей, которые испытывают трудности в адаптации и нуждаются в профессиональной помощи. По результатам проведенного исследования должны быть определены индивидуальные траектории развития школьников и разработаны рекомендации для учителей и родителей по оказанию поддержки детям в процессе их школьной адаптации.
Проведение диагностики инициируется школьной администрацией, чтобы получить общую информацию об уровне адаптации всех первоклассников. Такой вид деятельности обязательно фиксируется в плане работы школы на учебный год. Непосредственно проведением исследований и обработкой данных занимается школьный психолог в тесном сотрудничестве с классным руководителем первоклассников.
Диагностика проводится в несколько этапов.
- Наблюдение — идет в течение первого месяца обучения для обнаружения особенностей в поведении ребенка на уроках и переменах.
- Обследование — проводится с 15 по 30 сентября. Направлено на установление:
- уровня умственного развития первоклассников, выявление детей, у которых есть отставания от возрастной нормы;
- степени сформированности мотивов к учению, выделение ведущего мотива;
- стабильности эмоционального состояния школьника, наличия отрицательных или положительных эмоций, которые переживает ребенок в разных учебных ситуациях;
- уровня школьной тревожности, анализ факторов, которые вызывают у первоклассника дискомфорт, напряжение, страх.
- Составление индивидуальных заключений — после проведения обследования делается итоговая обработка полученных данных, на основе которых:
- определяются дети, попадающие в группу риска;
- вырабатываются рекомендации для учителя и родителей.
Основой составления такого заключения должна быть сводная таблица с результатами диагностики. Она может иметь такой вид.
- Ознакомление участников учебного процесса с результатами диагностики адаптации первоклассников — итоговые заключения обсуждаются во время проведения:
- малого педсовета или консилиума (чаще всего их проводят во время осенних каникул);
- индивидуальных консультаций;
- родительского собрания.
- Составление индивидуальных программ работы с детьми, имеющими признаки дезадаптации — происходит в тесном взаимодействии со всеми заинтересованными сторонами. Эта работа должна быть закончена к концу первой четверти. В программу необходимо включить:
- групповые занятия;
- индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение;
- индивидуальные формы работы, направленные на решение конкретных проблем.
Можно воспользоваться такими рекомендациями Р.В. Овчаровой.
- Реализация индивидуальных программ — занимает 1 – 4 месяца.
- Повторная диагностика — должна быть проведена в конце учебного года (апрель — май) для получения итоговых данных.
- Заключительный этап — необходим для сопоставления стартовых и окончательных показателей. На этом этапе анализируется динамика развития ребенка и устанавливается эффективность реализации выработанных рекомендаций и программ.
На основе предложенной информации психолог должен составить план проведения диагностики уровня адаптации первоклассников, конкретизируя указанные направления деятельности. Он может иметь такую форму:
Вид деятельности |
Цель и задачи |
Содержание работы |
Форма обобщения информации |
Ответственные |
Сроки |
Для получения полной и достоверной информации о каждом ребенке в процессе диагностики необходимо также проводить:
- опрос родителей;
- интервьюирование учителей;
- изучение медицинских карт детей.
Основным направлением диагностической деятельности является проведение анкетирования и тестирования первоклассников с использованием различных методик. Она может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Обычно на обследование одного ребенка затрачивается 15 – 20 минут.
Слайд 23Таблица — определение самостоятельности ребенка. Родителям предлагается перечень действий
ребенка. Они распределяют эти действия в две колонки таблицы самостоятельно. Работа с перечнем действий и с таблицей помогает родителям взглянуть на свою семью со стороны, увидеть результативность своей воспитательной системы. Многие, работая с таблицей, начинают осознавать, что в семье растет ребенок, которому не дают возможности быть самостоятельным, предупреждают все его желания, действия и поступки, сдерживаю проявление им какой бы то ни было самостоятельности.
Перечень действий:- собирается в школу;- выбирает себе одежду для школы и для праздника;- делает уроки;- определяет, с кем ему дружить;- готовит еду, если это необходимо;- убирает квартиру по собственной инициативе;- ходит в магазин за покупками;- помогает по дому и на даче и др.
Психологическая диагностика детей дошкольного возраста в ДОУ
Психологическая диагностика в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) — это углубленное психолого-педагогическое изучение воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, её потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.
Предметом психологической диагностики в условиях дошкольного учреждения являются индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психическом развитии.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования нового поколения психолого-педагогическая диагностика определяется как оценка развития и его динамики у детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащая в основе их дальнейшего планирования. Отмечается, что участие ребёнка в психолого-педагогической диагностике (мониторинге) допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психолого-педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач:
- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
- оптимизации работы с группой детей.
2.Положения психологической диагностики:
1. Построение гипотезы психологического обследования на основе целостного представления о ребенке, с привлечением знаний различных отраслей психологии, педиатрии, детской психиатрии, медицинской генетики, педагогики, в том числе специальной (коррекционной педагогики).
2. Использование в полной степени алгоритма изменения диагностической гипотезы в свете получаемых данных (правило Байеса) .
3. Построение процедуры обследования в соответствии с актуальным возрастом, особенностями поведения ребенка, а также с учетом взаимодействия в диаде взрослый – ребенок.
4. Использование методического аппарата, адекватного целям и гипотезе обследования с учетом процедурных особенностей, позволяющих получать многофакторную (многофункциональную) информацию за счет технологии предъявления.
5. Анализ получаемых данных с применением технологии интегративной оценки результатов, не только дающий максимальную информацию о специфике развития и формирования различных функций и систем на феноменологическом уровне, но и позволяющей выявить комплекс и иерархию причин, приводящую к данному варианту развития.
5 стр., 2069 слов
Психолого-педагогическая работа с гиперактивными детьми в условиях …
… ребенка с СДВГ; Разработка дифференциальной модели психолого-педагогического сопровождения детей с СДВГ в условиях ДОУ. Психолого-педагогическая работа с гиперактивными детьми … Диагностика проводится по 3 параметрам Расстройства внимания и развития когнитивных функций (внимамания, памяти, мышления), степень развития … и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может …
6. Психологическая квалификации уровня актуального развития ребенка с выходом на тип и структуру развития, постановку психологического диагноза и определение вероятностного прогноза развития.
Слайд 25Анкета «Перспективы обучения и воспитания ребенка» 1. С каким чувством переступает
порог школы ваш сын или дочь? 2. Как чувствует себя ваш ребенок в ученическом коллективе? 3. Знаете ли вы друзей и приятелей своего ребенка в коллективе? Назовите их. 4. Как складываются отношения с учителями-предметниками у
Анкета «Перспективы обучения и воспитания ребенка» 1. С каким чувством переступает порог школы ваш сын или дочь? 2. Как чувствует себя ваш ребенок в ученическом коллективе? 3. Знаете ли вы друзей и приятелей своего ребенка в коллективе? Назовите их. 4. Как складываются отношения с учителями-предметниками у
АНКЕТЫ для родителей
Анкета «Перспективы обучения и воспитания ребенка»1. С каким чувством переступает порог школы ваш сын или дочь?2. Как чувствует себя ваш ребенок в ученическом коллективе?3. Знаете ли вы друзей и приятелей своего ребенка в коллективе?Назовите их.4. Как складываются отношения с учителями-предметниками у вашего ребенка?5. Создает ли школа, по вашему мнению, условия для самореализациив учебной деятельности вашего ребенка?6. Какую помощь необходимо оказать вашему ребенку для повышения результативности его учебной деятельности?
Анкета «Ваш ребенок» С целью изучения характера учащихся, взаимоотношений в семьях ребят можно использовать в анкетировании следующие вопросы: Какие положительные качества характера своего ребенка вы можете назвать?Какие отрицательные качества характера вашего ребенка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе? Как ведет себя ваш ребенок дома? Делится ли ваш ребенок с вами впечатлениями о событиях школьной жизни, жизни класса? Приглашает ли вас на классные мероприятия, хочет ли видеть вас в школе? Как вы думаете, каким будет будущее вашего ребенка?
Задачи ранней диагностики:
1. Раннее выявление отклонений в развитии.
2. Определение причин и характера первичных нарушений развития обследуемого ребенка, а также степени выраженности нарушений.
3. Выявление индивидуально-психологических особенностей развития обследуемого ребенка.
4. Определение специфических образовательных потребностей ребенка, путей коррекционно-развивающего воздействия.
5. Обоснование психолого-педагогического прогноза.
В основе комплексной диагностики — своевременное (!) выявление отклонений в различных функциональных системах.
Это можно сделать с помощью следующих методов:
1. Изучение медицинской и педагогической документации детей, сбор и анализ анамнестических данных.
2. Беседа с родителями, врачами — неврологом, детским психиатром: сбор сведений о раннем моторном, нервно-психическом, доречевом развитии детей на первом году жизни.
3. Педагогическое наблюдение в процессе свободной деятельности ребенка, на специальных занятиях у дефектолога, логопеда, воспитателя, во время режимных моментов
4. Индивидуальный обучающий эксперимент: задания, адекватные возрасту и состоянию
Основные принципы диагностики
1
В ходе обследования важно выявить как нарушения развития, так и сохранные функции: они составят основу для последующих коррекционно-развивающих мероприятий
2. Дифференциальная диагностика предполагает мониторинг изменений, которые происходят в процессе развития с учетом возрастных особенностей ребенка
Это важно при организации обследования, выборе диагностического инструментария и анализе результатов изучения. Повторное диагностическое обследование важно для уточнения заключения
3. Диагностика проводится только специалистами, имеющими профильное образование и опыт работы с детьми не менее 5 лет. Для качественной дифференциальной диагностики необходима междисциплинарная команда, в составе которой будут и врачи, и педагоги, и психологи.
ПМПК
ПМПК — психолого-медико-педагогической комиссия, на которой как раз происходит комплексная диагностика ребенка на наличие диагнозов и определение возможности обучения в общеобразовательной школе.
По закону обследование детей на ПМПК может проводиться по инициативе и заявлению родителей или законных представителей или по направлению любой организации — образовательной, медицинской и пр. Если организация направила, а родители категорически отказываются от прохождения ПМПК, то согласно закону «Об образовании в РФ» и в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, ответственность несут родители. Их задача — исполнить право ребенка на образование.
Обследование детей осуществляется только в присутствии родителей или законных представителей и только соматически здорового ребенка. Иногда, в случаях болезни родителей или их долгой рабочей командировки, оформляется доверенность установленного образца на ближайшего родственника или сотрудника образовательной организации, например, социального педагога.
Чтобы диагностика прошла максимально эффективно, лучше убрать фактор неожиданности и сопутствующий ему стресс, то есть подготовить ребенка и настроится самим.
Обращаем внимание
1. К стандартным вопросам, на которые обычный ребенок в состоянии ответить: рассказать о себе, своих родных и друзьях, о своих занятиях и занятиях друзей, о доме, о домашних питомцах, об окружающем мире и пр.
2. К показу стандартных действий, которые проверяют координацию движений и развитие моторики: попрыгать, поймать мяч, дотянуться до носа, встать на одну ногу и пр.
3. К проверке памяти: повторить названные слова, к работе с картинками.
4. К проверке речи ребенка: здесь надо будет просто поговорить.
По итогам обследования комиссия готовит протокол ПМПК, с которым должны ознакомиться родители или законные представители под роспись. В отчете ПМПК будет содержаться рекомендации (!) родителям по возможности обучения в обычной школе или необходимость коррекционной, необходимости дополнительных занятий и с каким специалистом.
Где проходить диагностику?
В каждой муниципальной территории есть консультационные пункты по оказанию ранней помощи семьям с детьми с проблемами в развитии. Адреса консультационных пунктов размещены на сайте министерств образования и науки регионов.
Напишите диагностический вывод и прогноз
Диагностический вывод должен отражать актуальное развитие по параметрам, которые вы проверяли, и потенциал развития – ЗБР. Опишите характер затруднений, что именно не дается ребенку: темп, глубина, гибкость, произвольность.
Стройте диагностический вывод так, чтобы из него вытекал условно-вариативный прогноз. В прогнозе три части. В первой опишите, что будет с развитием, поведением, обучением ребенка, если все останется по-прежнему. Во второй – от чего развитие может пострадать. В третьей – что может улучшить развитие.
Формулировка условно-вариативного прогноза
Инструкция
Уровень вербального мышления ниже возрастной нормы. Учебная мотивация не сформирована. В поведении имеются признаки пассивного протеста. Ситуация осложняется конфликтными отношениями с педагогами и восприятием семейного воспитания как враждебного и непоследовательного. В случае, если не будет осуществляться систематическая коррекция, ожидаемо нарастание учебных трудностей, демотивация, открытая оппозиция с родителями, риск девиантного поведения.
Усугубить трудности могут увеличение давления на мальчика, негативный эмоциональный фон занятий, неучет трудностей развития и педзапущенности, а также физическое переутомление, малоподвижность, отказ в занятиях по интересам.
Вместе с тем в ситуациях успеха, при условии одобрения, диалога, предоставления возможности неоднократно предпринимать пробы по решению задания, внесении игровых элементов мальчик вовлекается, оживляется, проявляет мотивацию достижения и достигает более высоких результатов. Для снижения познавательных и личностных трудностей необходимо обеспечить позитивный эмоциональный фон и ситуации успеха в обсуждении обучения со взрослыми. А затем на этом фоне проводить систематические развивающие посильные занятия для развития познавательной сферы и коррекции педзапущенности.