Готовность к школе и компетентностный подход

В настоящее время в системе дошкольного образования остается проблема обеспечения каждому ребенку равного доступа к образовательным услугам

Задачи современных форм дошкольного образования

Услуги дошкольного образования предоставляются в соответствии с ФЗ №273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 года и иными нормативно-правовыми документами в сфере дошкольного образования.

Современная система дошкольного образования, вне зависимости от формы реализации предоставляет услуги, направленные на:

  1. Обеспечение охраны и сохранения здоровья детей дошкольного возраста, осуществление их полноценного и всестороннего развития посредством организации разнообразных видов деятельности.
  2. Обеспечение достижения каждым ребенком необходимого уровня развития, способного обеспечить его физическую и психологическую готовность к обучению к школе.
  3. Создание равных условий обучения, воспитания и развития для всех детей дошкольного возраста.
  4. Направленность на плодотворное взаимодействие образовательного учреждения с семьей воспитанника по вопросам реализации полноценного развития детей.
  5. Осуществление преемственности с основными общеобразовательными программами начального общего образования.

Замечание 1

Направленность и формы вариативного дошкольного образования на современном этапе зависят от возрастных и социальных характеристик воспитанников.

Первоочередными проблемами отечественной системы дошкольного образования, в соответствии с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года», являются:

  1. Внедрение в образовательный процесс дошкольных образовательных учреждений современных инновационных технологий воспитания и обучения.
  2. Осуществление конкурсного выявления и последующей поддержки лидеров, реализующих актуальные подходы к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста.
  3. Решение кадровых проблем в системе дошкольного образования.
  4. Обновление организационных и экономических механизмов современной системы образования.
  5. Расширение и повышение многообразия и гибкости форм предоставления услуг системы дошкольного образования.
  6. Осуществление качественной предшкольной подготовки детей, поступающих в первый класс.
  7. Максимальное использование потенциала семьи в вопросах воспитания детей.

С целью обеспечения и гарантирования соблюдения прав по предоставлению каждому ребенку дошкольного возраста свободного доступа к получению дошкольного образования, в настоящее время Указом Президента РФ, организуются два вида дошкольных образовательных учреждений:

  1. Дошкольные образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность на основании образовательных стандартов и программ дошкольного образования.
  2. Дошкольные образовательные организации, реализующее образовательную деятельность в соответствии с требованиями, превышающими государственный образовательный стандарт по одному либо по нескольким направлениям его деятельности.

Услуги дошкольного образования условно делятся на две составляющие:

  1. Реализация основной образовательной программы дошкольного образования.
  2. Осуществление ухода и присмотра за детьми дошкольного возраста.

Кроме того, услуги дошкольного образования дифференцируются:

  • По возрастным группам (младшая, средняя, старшая, подготовительная)
  • По длительности предоставления услуги (полный день, сокращенный день, продленный день, круглосуточное пребывание и т.д.)
  • По направленности (компенсирующие, общеобразовательные, коррекционные, оздоровительные и т.д.)

Проблемы внедрения инклюзии в ДОУ РФ

Существует ряд проблем внедрения модели инклюзивного образования в ДОУ, среди которых:

  1. Отсутствие в НПБ таких данных, как: численность воспитанников в инклюзивных группах; порядок и размеры финансирования сотрудников; набор педагогического, воспитательного и медицинского персонала.
  2. Дефицит узкопрофильной методической литературы.
  3. Дефицит финансирования ДОУ для проведения модернизации заведений в целом.
  4. Отсутствие у воспитателей и педагогов психологической готовности, опыта и навыков работы с детьми-инвалидами.
  5. Неготовность родителей к внедрению инклюзии и ДОУ.

Несмотря на проблемы, инклюзия в ДОУ имеет свое будущее, так как она позволяет социально адаптировать детей с ОВЗ с дошкольного возраста, развить их независимость и самостоятельность, а также равноправное восприятие их в обществе.

Компоненты готовности к обучению в школе

Поскольку о готовности каждого отдельного ребенка к школе можно судить, оценив уровень развития нескольких важнейших процессов и качеств, принято структурировать понятие готовности к школе. Разные психологические школы используют свои подходы к этому вопросу. Все они выделяют два аспекта:

  1. Физическая готовность
  2. Психологическая готовность

Что касается первого аспекта, то все специалисты сходятся во мнении, что детям, поступающим в школу, важно управлять координацией движений, иметь достаточно развитую мелкую моторику, на основе которой развиваются графомоторные навыки. Иначе первоклассник не сможет осилить ту нагрузку, которая непременно появится при обучении письму

Психомоторная и функциональная подготовка определяют работоспособность, а она, несомненно, понадобится маленькому школьнику.

Психологический аспект многогранен и включает ряд компонентов. Какие составляющие имеют главное значение для успешного вживания ребенка в роль школьника, психологи выделяют и аргументируют по-разному. Тем не менее, прослеживается базовое сходство, позволяющее рассматривать структуру готовности детей к школе.

Компоненты психологической готовности к школе

Компоненты развития, необходимые ребенку для успешного перехода к школьному обучению, группируют таким образом, чтобы выделить отдельный важный пласт из полной системы готовности к школе:

  • интеллектуальная;
  • личностная;
  • эмоционально-волевая;
  • коммуникативно-социальная.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе включает уровень развития познавательных процессов, осведомленность и системные представления об окружающем мире, кругозор дошкольника. Уже в 5 лет ребенок при нормальном развитии имеет свои интеллектуальные достижения. Многие дети умеют читать, тем более что легче обучиться чтению до пятилетнего возраста.

Ко времени поступления в школу также понадобится определенный уровень логического мышления и сформированная связная речь.

Личностная готовность к школе подразумевает выделение познавательных и социальных мотивов учения. Дошкольник готов к школе, если у него сформировалась устойчивая потребность в познавательной активности и заинтересованность в овладении новыми знаниями и умениями. К тому же он хочет реализовывать данную потребность не в домашних условиях под присмотром родителей, а за партой в коллективе сверстников.

Эмоционально волевая готовность к школе складывается на основе произвольного поведения и волевых качеств дошкольника. Волевые действия еще только начинают развиваться  в старшем дошкольном возрасте. Для ребенка проявить волю – это действовать в соответствии с правилами, выполнять задания учителя, самостоятельно выполнять упражнение по образцу. Готовность к школе требует от ребенка проявлять настойчивость и сдерживать бурные эмоции, если что-то не получается.

Дети дошкольного возраста включены в выполнение различных упражнений

Особенно, если они посещают детский сад, или родители уделяют внимание подготовке ребенка к школе. Учебная деятельность дошкольников опирается на игровые упражнения, однако она способствует формированию предпосылок к организованному обучению

Коммуникативная и социальная готовность к школе формируется как результат развития общения дошкольника со взрослыми и сверстниками. На пороге школы необходима внеситуативная форма общения. Взрослый становится для ребенка источником новых знаний, которые имеют познавательный абстрактный характер и не связаны с конкретными ситуациями. Чтобы получить эти знания, а также освоить новые навыки, дети готовы прикладывать усилия.

Социальная зрелость проявляется в том, что дошкольник способен исполнять роль ученика, подчиняться школьному регламенту. Он готов занять свое место в группе сверстников, понимает, что он становится одним из учеников класса, и теперь ему достанется только часть внимания взрослого.

Как правильно подготовить ребёнка к школе?

Чтобы ребёнок был успешен в учёбе, при подготовке к школе мы должны уделить внимание развитию всех компонентов психологической готовности:

Формируем учебную мотивацию и положительное отношение к школе

  1. Расскажите ребёнку о своих школьных годах – любимых учителях, интересных предметах, забавных случаях с одноклассниками.
  2. Смотрите вместе фильмы о школе, читайте книги, а потом обсуждайте.
  3. Чаще играйте в школу. Пусть ребёнок пробует себя в разных ролях: как учителя, так и ученика.
  4. Вместе с ребёнком оборудуйте в комнате учебное место, выберете необходимую мебель, одежду, канцелярские принадлежности.

О том, как правильно организовать рабочее место, чтобы повысить мотивацию и не навредить здоровью, читайте в материале Рабочее место школьника: выбираем стул и стол.

Активизируем познавательные способности

  1. Старайтесь не давать ребёнку готовых ответов. На любое «А почему….?» отвечайте: «А что ты сам думаешь по этому поводу?». Дошкольникам нравится, когда интересуются их мнением и спрашивают, как взрослых. Плюс – накапливается опыт наблюдения и анализа явлений окружающего мира.
  2. Головоломки, ребусы, проблемные ситуации – это всё должно быть в вашем арсенале для развития логического мышления ребёнка. Даже по дороге домой можно загадывать загадки о предметах, находящихся в поле вашего зрения.
  3. Не подавляйте исследовательский интерес ребёнка. Пусть посмотрит, потрогает, залезет туда, куда ему надо.
  4. Развивайте мелкую моторику: рисуйте, лепите, конструируйте.

 Обучаем взаимодействию

Prostock-studio/Shutterstock.com

  1. Чаще ходите с сыном или дочерью в гости, совершайте поездки в новые места, знакомьтесь с новыми людьми. Предоставьте ребёнку возможность самому проявить инициативу в общении.
  2. Спрашивайте ребёнка о других детях в классе или группе, интересуйтесь, кто ему нравится, а кто вызывает антипатию и почему.
  3. Научите ребёнка справляться с неудачами, объясните, что плохие моменты в жизни бывают у всех людей. Их нужно пережить и двигаться дальше.

Развиваем волю и контролируем поведение

  1. Играйте в игры с правилами: настольные, словесные, подвижные.
  2. Приучайте ребёнка к домашнему труду, уходу за животными.
  3. Научите сына или дочь планировать свою деятельность. Допустим, ему нужно нарисовать рисунок. Значит, для этого потребуется чистый лист бумаги, краски, карандаши или фломастеры и место для работы. Чаще задавайте ребёнку вопросы: «А как ты будешь это делать?», «Что тебе для этого нужно?».
  4. Напоминайте, что любое дело нужно доводить до конца, а не бросать на полпути.

Вот и всё, что нужно знать мамам и папам про психологическую готовность к школьному обучению и её составляющие. Не забывайте: от того, как подготовлен ребёнок к школе, зависит не только успешность его обучения, но и психологическое благополучие как самого ребёнка, так и его родителей.

Готовимся к школе:

  • Как определить, что ребёнок стал жертвой или инициатором травли
  • Лучшие смартфоны для школьников на любой кошелёк
  • Подготовка к 1 сентября: чек-лист для родителей. Что нужно сделать?
  • Что подарить ребенку на 1 сентября?
  • Полный набор первоклассника: что входит в список покупок и сколько всё это стоит

Подтягиваем знания:

  • Сколько ребёнок должен читать слов в минуту?
  • Как быстро выучить таблицу умножения: проверенные способы
  • Как быстро и легко выучить алфавит с ребёнком

1 сентября 2020 года:

  • Как вам правила проведения школьных линеек 2020?
  • В РФ могут оставить дистанционное образование после пандемии
  • Учебный год в школах не начнётся 1 сентября? Мнение Роспотребнадзора
  • В школах отменят общие перемены, а занятия будут начинаться в разное время

2

Особенности законодательства об инклюзивном детском саду в РФ

На территории Российской Федерации официально зафиксировано порядка 2 миллионов детей-инвалидов разной категории. Весь спектр положений, на которых базируется внедрение инклюзивного образования в ДОУ, закреплены в Федеральных документах.
Правительство РФ десять лет назад подписало Конвенцию ООН «О правах инвалидов», в статье 24 которой говорится, что каждый ребенок-инвалид имеет право на участие в образовательном процессе вне зависимости от уровня его знаний и этапа обучения.

В Конституции РФ указано, что все граждане России между собой равны в правах и свободах. Следовательно, Конституция не допускает дискриминации, вне зависимости от социального статуса, состояния здоровья, особенностей личностей и иных факторов.
В 2011 году правительство рассмотрело и подписало программу «Доступная среда», в рамках которой проводится интеграция детей с ограниченными возможностями с социумом.

С 2014 года инклюзивное обучение начали активно внедрять не только в общеобразовательные заведения, но и в дошкольные заведения. Цель данного решения – адаптация, социализация, обучение и поддержка детей с ограниченными возможностями на всем жизненном пути: начиная с дошкольного возраста и заканчивая трудоустройством.

В 2018 году в Москве зарегистрировано 96 детских садов, в которых используют систему инклюзивного и интерактивного образования. В каждом крупном городе сейчас проводится работа по запуску как можно больше ДОУ с инклюзивной направленностью работы.
Ссылки на правовые акты:

  • http://www.edu-open.ru/Portals/0/Federal/MON-pr-4154_ot_30.06.2016.pdf;
  • http://www.edu-open.ru/Portals/0/Federal/VK-1074_07_ot_23.05.2016.pdf;
  • http://www.edu-open.ru/Portals/0/Federal/%d0%92%d0%9a-1788_07-%2011.082016.pdf;
  • http://www.edu-open.ru/Portals/0/Federal/VK-1788_07_ot_11.08.2016.pdf;
  • http://www.edu-open.ru/Portals/0/Federal/federalnyy_zakon_rossiyskoy_federacii_ot_29_dekabrya_2012_g_kopiya.doc;
  • http://www.edu-open.ru/Portals/0/Documents/law16.doc;
  • http://www.edu-open.ru/Portals/0/Documents/law/enviroment.doc;
  • http://www.edu-open.ru/Portals/0/Documents/28.docx;
  • http://www.edu-open.ru/Portals/0/Federal/o_ratifikacii_konvencii_o_pravah_invalidov.doc.

Чек лист «Как оформить ребенка инклюзивный садик»

  1. Регистрация ребенка в электронном реестре ДОУ на сайте отдела образования. Очередь можно мониторить. Когда очередь подходит – родители получают сообщение.
  2. Получение вывода от психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК), в которой указана рекомендуемая форма обучения и развития на основе потребностей ребенка.
  3. Собеседование в ДОУ + заявление на зачисление ребенка (зарегистрировать!) + справка с ПМПК. Руководителю ДОУ подается и обязательно регистрируется заявление на зачисление ребенка и заключение ПМПК (обязательный в настоящее время документ, формально подтверждающий заявленные родителями потребности ребенка).
  4. Руководитель детского сада подает ходатайство в соответствующий территориальный отдел / управление образованием о необходимости создания условий для обеспечения полноценной работы инклюзивной группы, где планирует обучение ребенок. Если руководитель ДОУ отказывается принимать ребенка в дошкольном учреждении, то он должен предоставить родителям письменный отказ с указанием причин отказа. Родители пишут жалобу в отдел Управления образованием, прилагают копию своего зарегистрированного заявления и отказ руководителя детского сада, с просьбой решить вопрос организации инклюзивного обучения ребенка.
  5. Органами управления образованием принимается решение о создании нужных условий пребывания воспитанника с особыми потребностями в ДОУ. При невозможности создания таких условий, местные органы образования могут предложить родителям другое дошкольное учреждение, в котором созданы условия, или есть возможность их создать. Ребенок имеет право посещать дошкольное учреждение, избранное родителями, но на данный момент при отсутствии возможности создания там соответствующих условий (или при отсутствии заключения ПМПК), родители ребенка самостоятельно обеспечивают коррекционный компонент: работу необходимых специалистов.
  6. Функция ассистента ребенка может выполнять один из родителей ребенка или лицо, их заменяющее. Работа ассистента ребенка оплачивается родителями. Ассистента воспитателя для инклюзивных групп ДОУ государство не финансирует.

Инклюзивные ценности в системе образования

Инклюзивные ценности – это социально одобряемые представления и подходы, обеспечивающие следующие цели инклюзии:

  • возможность успешного обучения и развития всех детей по месту жительства;
  • поддержку различий между детьми и взрослыми как образовательный ресурс;
  • помощь каждому чувствовать себя частью целого;
  • содействие развитию творческой инициативы детей, родителей, педагогов;
  • сопоставления украинского образования с мировыми реалиями образования.

Такой подход требует изменения ряда приоритетов в работе на основе ценностей, среди которых:

  • структурные ценности – равенство всех участников образовательного процесса, обеспечение прав каждого, опора на общество, обеспечение устойчивого развития;
  • ценности, связанные с взаимоотношениями – уважение к разнообразию, отсутствие насилия, доверие, сочувствие, честность, мужество;
  • моральные качества – доминирование радости в заведении, любовь и уважение друг к другу, надежда и оптимизм, искренность в отношениях, красота в окружающей среде.

Они нашли свое отражение в индикаторах индекса инклюзии, а индикаторы детализируются конкретными вопросами. Включить ту или иную ценность в практику учреждения дошкольного образования для насыщения жизни заведения новым содержанием можно только благодаря ее обсуждению с работниками, родителями, а в некоторых моментах – и с детьми.
Насколько дети-инвалиды после инклюзивного ДОУ адаптированы к жизни:

  1. Воспитанники с инвалидностью, которые «включены» в общеобразовательные учреждения, чаще проявляют позитивное социальное и эмоциональное поведение, чем их сверстники в ограниченных условиях.
  2. Воспитанники, обучающиеся по программам включения в ранние годы, скорее всего, продемонстрируют более активное социальное взаимодействие со всеми сверстниками, меньшее чувство стигматизации и внушительные успехи в учебе.
  3. Более высокие ожидания в конечном итоге приводят детей-инвалидов к достижению большего, завоеванию уверенности и независимости и развитию более сильного чувства собственного достоинства.

Как обычно-развивающиеся дети выигрывают от инклюзии в ДОУ:
Типичные сверстники развивают уверенность в себе и лидерские навыки, поскольку они становятся объектом подражания для своих сверстников с ограниченными возможностями. Они также демонстрируют:

  • более позитивное отношение к сверстникам;
  • повышение социальных навыков (например, инициирование взаимодействия, переговоры);
  • чувство справедливости, сострадания и толерантности;
  • моделирование как про социального, так и академического поведения для сверстников с ограниченными возможностями.

Что подразумевают под готовностью ребенка к школе

Времена и социальные условия развития детей все время меняются. Поэтому специалисты постоянно изучают и обосновывают критерии готовности дошкольника к обучению в школе. До сих пор уточняется и возраст, с которого целесообразнее погружать ребенка в школьную программу.

Есть сторонники начала обучения в 6-летнем возрасте. Но все больше психологов и педагогов отстаивают мнение, что полноценная школьная зрелость формируется к 7-ми годам.

Споры специалистов о возрастных рамках не мешают им соглашаться между собой, что обучение в школе будет посильным только при условии, что у ребенка сформировался некий необходимый базис.

Ребенок должен быть готов личностно, интеллектуально, физически, социально

Важно, чтобы на соответствующем уровне было умение общаться, а также сформировались предпосылки учебной деятельности

Психологи отмечают, что у старшего дошкольника должна образоваться система потребностей и стремлений, связанная со школой. Такую систему называют внутренней позицией школьника. Эта позиция заметна, если дети время от времени повторяют: «Хочу учиться в школе», «Когда я уже пойду в школу?», «Скоро я пойду в первый класс».

Хотя далеко не все ребята, выражающие на словах желание пойти в школу, ориентированы на обучение. Многих из них привлекает новая социальная роль, обязательно меняющая их дошкольный образ жизни. Из этого вытекает уточнение, что ребенок будет психологически готов к школе только при наличии учебной мотивации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: