«мой ребенок двух слов связать не может»: упражнения по риторике для детей

Ребенок с малых лет должен учиться правильно выражать свои мысли

Подключаем родителей

В развитии дикции ребенка могут помочь и сами родители. Вот что советуют логопеды по этому поводу: 

•Больше общайтесь с детьми на различные темы. Совместное чтение, интересные дискуссии и родительский пример грамотной речи как нельзя лучше влияют на детскую дикцию. 

•Ведите активный образ жизни, направленный на расширение кругозора и словарного запаса. 

•Ни в коем случае не ругайте за неправильное произношение – это даст лишь обратный эффект. Напротив, хвалите и поощряйте стремление ребенка к правильной речи. Каждое его достижение – это Ваша общая маленькая победа. 

•Занятия для развития мелкой моторикой напрямую влияют на развитие речи. В интернете Вы найдете множество идей, как с пользой провести время с ребенком. Для таких творческих занятий выбирайте различные аппликации, лепку и рисование. 

•Запаситесь терпением, ведь работа над четкой дикцией бывает трудной и утомительной. Зато какой результат! 

•Выполняйте специальные упражнения вместе с ребенком, наглядно демонстрируя правильную технику выполнения. 

Не вкладывайте в мужчину слишком много. Учитесь ценить и любить себя. (Часть 1)

5 комментариев

Про угадывание, конечно, правильный совет. Но иногда это бывает очень сложно. Помню года в 2 ребенок долго просил у меня «касету», а спустя минут 10-15 я догадалась, что он хочет конфету!:)

Моей дочке 1 год и 11 месяцев. Она говорит только отдельными словами «попить», «спать», «кушать», «сними» и т.д. Не могла не нарадоваться ее успехам, хорошо повторяет мои слова. Но после прочтения вашей статьи задумалась, оказывается, она у меня тоже отстает, а я думала это нормально. Дело в том, что когда мы гуляли на площадки, то мамы жаловались, что их дети совсем ничего не говорят, даже слова, а им было уже 2,5, в 3 некоторые только словами говорили. Поэтому думала, что моя дочь развивается как надо. Спасибо, что написали такую статью, я думаю, многие родители поймут, что нужно заниматься с ребенком, а не ждать пока он сам заговорит.

Анастасия, хорошо, что девочка правильно повторяет слова. Очень часто ребенок достаточно долго говорит «словами», а потом начинает говорить сразу и очень много Но, конечно, процесс становления речи нужно стимулировать. Очень хорошо помогают рекомендуемые в этой статье упражнения с игрушками. Можно дать ребенку любимую игрушку и разговаривать с ней, например, давай скажем кукле «Пойдем кушать», или «Давай погуляем» или «Пора спать». Так же нужно общаться и с домашними и с другими детьми. Начинать надо с коротких предложений, постепенно их усложняя. И конечно, упражнения должны быть не слишком долгими и не утомительными для ребенка. Если не хочет говорить, заставлять не следует, попробуйте позже, в другой ситуации и т.д.

Хорошо, спасибо, попробую как говорите). Хотя в принципе так и получается, когда ей даю какую то вещь, то говорю какого цвета, формы, чтобы запоминала. Например большой и маленький знает что такое. И может даже показать руками). Она со мной говорит и много, но на своем языке. Видимо слова недоговаривает, вот и получается, что я ее не понимаю. А так видно, что старается, это меня и радует, а то некоторым даже слова не нужны, показывает на вещь и все.

Верно говорите, мы так и делали с сыном. А еще развитию речи и пополнению словарного запаса способствуют книги и особенно стишки. Мы раньше их читали с мужем, а ребенок повторял. Теперь сын сам их читает наизусть.

Как научить ребенка составлять рассказ по картинке?

Проще всего — использовать сюжетные картинки. Для начала будет достаточно 3-4 картинок с простым сюжетом.
Предложите ребенку внимательно рассмотреть картинки, а затем рассказать о случившемся на каждой из них. Одна картинка — одно предложение

Важно, чтобы в процессе составления рассказа ребенок соблюдал логическую последовательность повествования. Помогайте ребенку, задавая наводящие вопросы

Например, если на картинке изображена мама-утка с утятами, спросите у ребенка «Куда они идут?». Если на картинках четко видно время год. попросите ребенка описать его приметы.Следите, чтобы ребенок грамматически правильно строил предложения. Использовал не только существительные, но и прилагательные, и глаголы.Если у ребенка уже хорошо получается составлять рассказ по картинкам, расположенным в логической последовательности, то задачу можно усложнить. Перемешайте карточки и попросите ребенка самостоятельно разложить их в нужной последовательности, а затем рассказать обо всем, что он видит по порядку.Следующий уровень — составление творческого рассказа.Дети любят придумывать свои сказки и новых сказочных героев, приключения, которые с ними случаются. Не ограничивайте фантазию ребенка, часто малыши сочиняют целые серии историй с полюбившимися персонажами.Чем больше ребенок тренируется составлять связный рассказ по картинкам, тем лучше развивается его речь, тем быстрее увеличивается словарный запас.

Простые правила для родителей дошкольников

Родителям следует быть максимально вовлеченными в процесс выработки четкости речи. В противном случае ребенок так и не научится внятно говорить.

  • Нужно избегать лепета, сюсюканья.
  • Нельзя говорить с ребенком его сокращениями: «бо-бо», «ам-ам», «пи-пи».
  • Нужно учить стихи, но правильно подобранные по возрасту. В стихе не должно быть сложных слов. Если ими перегрузить дошкольника, его артикуляционный аппарат будет быстро уставать, что приведет к закреплению ошибок в словах.
  • Следует следить за речью, просить повторить несколько раз слова до правильного их произношения.
  • Когда малыш смотрит на губы и движение языка взрослого, − это способствует закреплению правильной артикуляции.
  • Нужно использовать соответствующие упражнения, игры со специалистом или самостоятельно дома.

Чем может помочь «Артель»?

Театральное искусство и занятия вокалом – это не только интересное времяпрепровождение, но и профессиональная постановка речи. Наши педагоги раскроют творческий потенциал Вашего ребенка, сделают его более открытым и коммуникативным. Профессиональный взгляд на речевые ошибки поможет ему говорить четко и красиво. Это также способствует тому, чтобы ребенок научился ясно выражать свои мысли. Расширение кругозора и словарного запаса – еще один способ улучшить дикцию в наших студиях. 

Любой логопед подтвердит, что занятия искусством – это прежде всего эффективное развитие речи. Мы занимаемся с детками от 3 до 14 лет, организуя их в небольшие группы. Так создается индивидуальный подход к каждому ребенку. 

Пусть Ваше чадо вырастет всесторонне развитой личностью с красивой речью, а мы ему в этом поможем!  

Другие категории и статьи раздела «Психология»

Психоанализ

Психоанализ — избранные публикации по теме Психоанализ. Психоанализ — метод психологии, получивший широкую известность по работам З. Фрейда. Психоанализ включает в себя знания о бессознательном человека и методы работы с ним.

  • Психология музыки
  • Чувство дежавю
  • Бессознательное и сознательное в человеке
  • Нарушения общения
  • Приступы паники

Практическая психология

Практическая психология — избранные публикации по теме Практическая психология, статьи по психологии с акцентом на практическое применение человеком психологических методов в различных сферах своей жизни.

  • Уверенность в себе
  • Гипноз
  • Как простить обиду
  • Система стратегического управления
  • Формула денег

Психология личности

Психология личности — избранные публикации по теме Психология личности. Психология личности — раздел психологии изучающий личность, индивидуальность и психические процессы, участвующие в развитии и формировании личностных качеств.

  • Страх психология
  • Характер личности
  • Эволюция духовности
  • Как правильно воспитывать детей
  • Семейные драгоценности

Важная персона

 Важность четкого произношения всех звуков трудно переоценить. Правильная и красивая речь влияет на личность ребенка, его развитие и отношения со сверстниками

Вот лишь несколько причин, почему дикция имеет такое большое значение: 

•отсутствие правильной дикции мешает ребенку четко выражать свои мысли;

•порой дефекты в произношении становятся основой комплексов и насмешек;

 •успеваемость в школе во многом определяется качеством речи; 

•заветные «пятерки» чаще получают активные дети, а вот ребята с проблемами в дикции порой бывают стеснительными и замкнутыми; 

•закрытость ребенка влияет на количество его друзей; 

•качество дикции определяет, кем в будущем будет работать ребенок – заметьте, что большинство востребованных профессий современности требуют четкого и красивого произношения.

 Все заботливые родители хотят для своего ребенка самого лучшего

Дорогие мамы и папы, уделяя внимание развитию чада, не забывайте про его дикцию. 

Игры, которые помогают детям выражать мысли

Игра развивает, обучает и воспитывает ребёнка

Психологи и педагоги несколько десятилетий назад пришли к выводу, что малышам легче постигать мир через игру. Именно игра развивает, обучает и воспитывает ребёнка. Поскольку первые годы жизни, когда происходит усвоение основных поведенческих принципов, рядом с малышом находятся родители, то и методы обучения ребёнка правильно выражать свои мысли должны быть усвоены, прежде всего, мамой и папой. Итак, существует несколько методик, которые обыгрывают жизненные ситуации и учат ребёнка объяснять их словами: 

  • Игра «Что общее?» тренирует логическое и абстрактное мышление. Нужно взять два предмета и предложить малышу назвать общие черты. Для начала лучше брать предметы, которые имеют много общего, и постепенно переходить к менее схожим.
  • Игра «Скажи по-другому» развивает словарный запас малыша. Показать богатство языка и вариативность выражения одного и того же понятия разными словами можно с помощью занимательной игры. Например, если ребёнок подошёл с просьбой дать ему конфету, достаточно предложить ему высказать своё пожелание двумя разными способами, чтобы вовлечь в увлекательную игру.

Чтение развивает словарный запас ребёнка

  • Игра «Сочиняем историю» помогает не только расширить словарный запас, но и развивает творческие способности ребёнка. Понадобятся карточки с картинками. Нужно тщательно перемешать картинки и разложить их изображениями вниз. Взрослый и ребёнок берут по три карточки (в дальнейшем количество можно увеличивать – это усложнит игру) и сочиняют по ним историю. Ещё одним вариантом этой развивающей забавы может быть условие использования понятий всего набора карточек в одном предложении. Но эта модель подойдёт детям школьного возраста, у которых уже больше социального опыта.
  • Игра «Буриме». Суть заключается в том, что ребёнку нужно придумать рифму к данному слову. Чтобы усложнить игру, берётся не слово, а словосочетание. Можно взять строку из известного стихотворения и предложить придумать свою рифму к ней. Если добавлять рифмы по очереди, то продукт совместного словотворчества может получиться очень интересным и смешным. 

Как научить ребенка выражать свои мысли словами

Речь — результат умственной работы, это способ передачи наших мыслей и чувств, способ обмена информацией. 

Каждый человек нуждается в общении, а оно возможно, когда знаешь, о чем говоришь и как выразить свою мысль.

Для того чтобы владеть грамотной речью, надо тренировать произношение, говорить четко и внятно, пополнять свой запас новыми словами, осваивать навыки устной речи.

Чтобы речь детей была богатой, чтобы они могли понятно выразить свою мысль, можно провести с детьми несколько упражнений. Например, упражнение, которое заключается в том, что к словам нужно подобрать как можно больше эпитетов. Спросите у ребенка, какая снежинка (белая, мягкая, тающая, пушистая). Или наоборот, надо угадать — плакучая, раскидистая. Что это? Ива. Поиграйте в антонимы и синонимы. Например, человек толстый-худой, или худой — тощий, толстый — упитанный. Вот еще одно задание — подобрать слова, подходящие под определения, например, что бывает карим, хмурым, бодрым, широким; или найти слова, обозначающие действия, например, дождь — льет, моросит, стучит по стеклам. Для придания экспрессивности речи можно поиграть «в лупу». Например, «я взяла лупу и вижу не забор, а заборище». Можно попросить ребенка называть предметы в уменьшительно-ласкательной форме, не стол, а столик, не дерево, а деревце.

Еще одним приемом по развитию связанной речи является работа с картинками. Спросите для начала, что изображено на картинке, а потом попросите составить связный рассказ. Можно исходить из таких вопросов: что изображено на картинке? Что вы чувствуете, глядя на эту картинку? Какой заголовок можно придумать к этой картинке?

Задание можно изменить и взять две картинки с изображением животных. Попросите найти сходства и отличия по внешнему виду (хвост, лапы, зубы, глаза, цвет и длина шерсти), по среде обитания и т.д.

Читайте с ребенком тексты и просите его пересказывать их

Умение пересказывать очень важно, так как ребенок учится выделять главную мысль, опускать ненужные подробности

Для облегчения задачи ребенок может сначала составить план пересказа и пользоваться им при ответе. Для этого в тексте выделяются главные смысловые части, озаглавливаются, дается краткое (1-2 предложения) описание каждой части, затем составляется пересказ.

Такие упражнения помогут ребенку в дальнейшем, при изучении большого объема информации.

Чтобы развить и обогатить речь, нужно много читать. Читать нужно каждый день. У ребенка  надо обязательно спрашивать, понравилась ли книга, какие герои ему запомнились, научила ли книга чему-нибудь, получил ли ребенок какую-то новую информацию. Попросите ребенка сделать иллюстрацию к какой-нибудь сцене, или выписать понравившуюся фразу, выучить понравившийся отрывок.

Сделайте вид, как будто вы не знаете, о чем прочитанная ребенком книга. Попросите рассказать вам ее содержание. Поправляйте ребенка, если он часто повторяет слова или использует слова-паразиты, например, «ну, короче», «забыл, блин», «типа, он пошел», «ну и это, как его».

Владение словом — искусство. По тому, как человек говорит, можно определить уровень его образованности, начитанности. Если ребенок будет много читать, он будет и писать грамотно, и говорить. Культурная речь станет визитной карточкой ребенка.

< НазадВперёд >

Учите ребенка самоутверждению

Самоутверждение — это уважение своих желаний, нужд, ценностей и поиск соответствующих форм их проявления в реальности.

На другом конце — трусость. Ее суть — избежать борьбы с кем-то, чьи ценности отличны от твоих, или удовлетворить кого-то, польстить кому-то, манипулировать кем-то или принадлежать к некой группе.

Самоутверждение не означает воинственного или неадекватно агрессивного поведения. Не означает оно и необходимости рваться в первые ряды или сшибать с дороги любого, кто попадется; защищать свои права в ущерб остальным.

Оно просто означает готовность стоять за себя, открыто провозглашать себя тем, кто ты есть, относиться к себе с уважением в любых человеческих взаимоотношениях. Означает отказ надевать маску, чтобы «заработать» любовь.

Практиковать самоутверждение — значит жить по-настоящему, говорить и действовать, исходя из своих глубинных убеждений и чувств, считая это своим правилом.

Иногда самоутверждение проявляется в желании добровольно поддержать некую идею или сделать комплимент, иногда — в вежливом молчании, говорящем о несогласии, иногда — в отказе улыбаться пошлой шутке.

Не всегда возможно озвучивать все свои мысли, да этого и не требуется. Но вот что действительно необходимо — так это иметь свою точку зрения и оставаться естественным.

Обсудите с ребенком эту мысль и в качестве упражнения попросите его завершить следующие высказывания:

  • Самоутверждение означает для меня…
  • Если бы кто-нибудь сказал мне, что мои желания важны…
  • Если бы я был готов говорить «да» или «нет», когда сам этого хочу…
  • Если бы я был готов чаще озвучивать свои мысли и мнения…
  • Если я позволю людям услышать мою «внутреннюю музыку»…
  • Когда я скрываю, кто я есть на самом деле…

По материалам книг «Шесть столпов самооценки», «Как помочь ребенку повзрослеть», «Отпустите их», «Переходный возраст»

Обложка поста отсюда

Как научиться говорить громко и четко. Как овладеть ораторским искусством. Учимся говорить громко.

Среди нас есть категория людей, которые не умеют говорить достаточно громко и выразительно. Причиной скольких недоразумений или неловких ситуаций становился робкий тихий голос! Обладатели такого голоса чувствуют себя неуверенно, иногда сквозь землю готовы провалиться. И купить билет в кассе, и попросить сдачу, и отвечать на экзамене, вести урок, и много еще для чего нужно использовать свой голос. Фраза произнесенная громко и четко, всегда будет выглядеть уверенней, чем промямлить что-то тихо. Ораторство – это целое искусство! Этому нужно учиться, а для начала научимся говорить громко.

1 шаг

Делайте дыхательную гимнастику . Первое упражнение. Учитесь дышать на счет, при вдохе сосчитайте до 3, задержите дыхание – 1, выдыхайте – 3, задержите дыхание – 2. Второе упражнение. Интенсивно и глубоко вдохните носом и ртом, и медленно выдохните, сложив губы трубочкой. Третье упражнение. Медленно равномерно вдохните на весь объем легких через нос, когда кажется, что больше воздуха поместить нельзя, попробуйте вдохнуть еще чуть-чуть, интенсивно выдохните сложив губы трубочкой.

2 шаг

Тренируемся говорить. Перед тем, как начать говорить сделайте долгий глубокий вдох, как тренировались в дыхательной гимнастике. При этом объем легких наполняется, и звук получается сильнее. Начните с гласных звуков или слогов (ми-ма-мо-му). Подобные упражнения делают при распевке участники хора.

3 шаг

Подготовьте несколько фраз, которые содержат не сложные слова. Можно взять стихотворные или песенные фразы. Например: “Мальчик хочет в Тамбов!..”. Произносите их делая усиление голосом. Можно петь, не стесняйтесь! Кстати, в ванной комнате, петь нравиться многим. Ведь там голос разогрет, да акустика делает голос сильнее.

4 шаг

И еще учтите, в разговоре, произнося свою речь, говорите диафрагмой, а не горлом или легкими. Диафрагма — это центр регуляции воздуха в нашем организме. Она расположена прямо под легкими. Так вот представьте себе, что ваши звуки появляются из живота. При этом тембр голоса станет ниже, и легче для восприятия. Научившись при этом, регулировать силу голоса, вы добьетесь положительного результата!

5 шаг

При этих занятиях нужно не только развивать дыхание и связки, но и преодолеть некоторый психологический барьер. Чтобы проверить результаты, записывайте себя на диктофон во время голосовых занятий. Затем сравните, что было в начале занятий и что получилось в результате. Должно сработать!

Поощряйте самостоятельный поиск ответов

То, что родителям кажется очевидным, не всегда настолько же очевидно их детям. Помочь ребенку понять, почему один вариант действий правильнее, чем другой, лучше, чем просто принять верное решение за него.

Подскажите ребенку, на что нужно обратить внимание, принимая важное решение, но не настаивайте на своем. Например, если подросток выбирает между несколькими вариантами подработки на лето, подскажите ему, что уровень зарплаты — лишь один из критериев и, возможно, ему стоит обратить внимание на работу, где меньше платят, но на которой он получит нужные ему навыки

Если ваш ребенок столкнулся со сложной ситуацией, прежде всего внимательно выслушайте его и позвольте ему выплеснуть негативные эмоции. А затем используйте метод мозгового штурма, в ходе которого вы вместе будете стараться придумать разные решения — чем больше, тем лучше. Потом обсудите плюсы и минусы каждого варианта. Но выбор оставьте за ребенком.

Вам кажется, что он совершает ошибку? Ничего страшного. На ошибках учатся. Постарайтесь дать ему максимальную степень свободы (если, конечно, его действия не угрожают его здоровью или будущему).

Зачем учиться выражать свои мысли

Как манипулировать людьми — можно ли этому научиться, способы воздействия

Тому, как научиться выражать свои мысли, учат еще в школе. Однако не каждый ученик может ответить на вопрос, для чего это нужно. При грамотном изложении мыслей можно уважительно, лаконично и точно описать информацию так, чтобы собеседник мог без труда все понять. Грамотная речь показывает уровень образованности и начитанности, это ценно во все времена. Также ясная речь может без искажений отобразить мысли вслух или на бумаге.

Когда человек не грамотный в речевом плане, его сложно понять другим людям, он с трудом подбирает слова. В результате у него появляются страх перед общением, замкнутость и интровертность.


При неумении излагать свои мысли нелегко общаться с людьми даже по телефону

Обратите внимание! Если не уметь грамотно писать, это создаст сложности при оформлении бумаг, документов, договоров. При этом даже простое сообщение будет казаться смешным, вызывая казус при общении

Когда у человека нет грамотности в изложении мыслей, будет создаваться ощущение, что сказанного много, а смысла в этом нет.

Упражнения для заботливых родителей и их любопытных детей

Назовите ребенку пару слов для определения. Пусть он объяснит, что такое дерево, одуванчик. В начале нужно отнести слово к более общему классу предметов.

Например:

Дерево – растение, которое…

Одуванчик – цветок, у которого… и так далее.

Затем следует назвать внешние отличительные признаки, функции или строение. Так, дерево – растение, которое имеет множество веток и листьев, очень трудолюбивое и растет на улице. Этого будет достаточно.

Будет неплохо, если ребенок назовет определение слова «одуванчик»: одуванчик – это цветок, который растет летом. В начале одуванчик желтый, затем белый. У белого одуванчика есть пушинки. Если подуть на них, то они разлетаются во все стороны.

Возьмите интересную книгу, которая будет соответствовать возрасту ребенка. Прочтите фразу вслух. Задача ребенка — дословно повторить сказанное. Лучше всего для этого практикума по риторике годятся сказки Александра Сергеевича Пушкина, но вы можете взять прозу, которая будет посложнее. Но все зависит от ребенка, его уровня. Сначала берите часть предложения, его короткие отрывки, далее – постепенно ребенок может справиться с длинными предложениями. Развивается оперативная память, столь необходимая для риторики и расширяется словарный запас. Данное упражнение требует упорства родителя, а также юмора и позитива.

Ребенок вам должен объяснить одним-двумя словами в чем заключается отличие между двумя внешне похожими предметами.

Например:

Вы: Чем отличается мячик от лимона?

Ребенок: мячик – круглый

Вы: Лимон тоже бывает круглым.

Ребенок: Он желтый!

Вы: Оба эти предмета могут быть желтыми.

Ребенок: Мяч – пустой.

Вы: Не все мячи внутри пустые.

Ребенок: Мяч нельзя скушать.

Вы: Совершенно верно! В этом и заключается отличие.

И так далее.

Рассказ по картине, всевозможные изложения, с давних пор применялись в школьном учебном процессе. Польза их несомненна. Как и рисование, рассказ по картине развивает ассоциативно-цветовое восприятие звучащего слова, что способствует более гармоничному формированию риторических навыков у ребенка.

·       «Что я запомнил»

Ребенок некоторое время рассматривает репродукцию, затем переворачивает ее, так чтобы больше не видеть, и рассказывает, что он запомнил. Сначала это может представлять из себя просто перечисление предметов, изображенных на картине, но постепенно нужно подойти к связному описанию.

·       «Что происходит?»

Это задание гораздо сложнее предыдущего. Ребенок должен не просто описать картину, а попытаться понять, что там происходит, проявить некоторые режиссерские качества, заметить действие, происходящее на картине, или нафантазировать его, если это пейзаж иди натюрморт.

·       «Что произошло раньше?»

Ребенок высказывает свои предположения, что происходило на картине до того как художник остановил понравившееся ему мгновение и запечатлел его в красках.

Упражнение развивающие чувство ритма и логику речи. Используется несложная хорошо известная всем скороговорка, например: «Про белого бычка».

Текст разбивается на более или менее логически завершенные отрывки – фразы. Паузы, отделяющие фразы друг от друга, заполняются хлопками. К хлопкам можно прибавить притоптывания и любые другие движения.

Все это выглядит примерно таким образом:

Был у бабушки бычок!(вы вместе с ребенком делаете два хлопка в ладоши и два притопа)

Беленький бычок.Два хлопка и два притопа. (ребенок)

Был бык тупогуб!Два хлопка и два притопа. (вы)

Тупогубенький бычок.Два хлопка и два притопа. (снова ребенок)

У быка бела губа…. Два хлопка и два притопа. (снова вы)

Была тупа!(хором)

Первый раз скороговорка читается медленно, вдумчиво. Необходимо сразу определить – о чем эта скороговорка. Что в ней происходит, как мы относимся к ее героям. Затем, прочитывая второй и третий раз, можно увеличивать темп, соблюдая общую ритмическую структуру, ударными точками которыми являются наши игровые паузы – хлопки и притопы, а так же взрывные согласные – в этой скороговорке преобладает взрывной звук «Б». Он должен произноситься особенно отчетливо «взрываться» на губах.

Литература

  1. Блинов И.Я. «О культуре речи». М.,1988г.
  2. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. «Секреты хорошей речи». М., 1993г.
  3. http://vashgolos7.ru/ritorika-dlya-detej.html
  4. https://prouchebu.com/chetko_vyrazhat_mysli/

Дикция

Как развить воображение у взрослых и детей — рекомендации

Дикцией называют четкое произношение слов и всех букв. Если дикция хорошая, то это благоприятным образом сказывается на восприятии человека окружающими людьми. Чтобы обрести понимание, как научиться грамотно вести диалог и разговаривать с людьми, следует изучить вопрос правильной дикции.

Она, как правило, не бывает четкой от природы. Ее возможно улучшать, как в детстве, так и во взрослом возрасте. Актерам, например, необходимо обладать отличной дикцией, поскольку от этого будет зависеть успех в карьере.


Все актеры должны обладать хорошей дикцией

10 упражнений для развития дикции:

С орехами, конфетами во рту. С предметом язык не должен соприкасаться, его держат только зубы. Произносить сначала согласные звуки, затем – слоги с гласными, после – слова.
Скороговорки

Акцентировать внимание на «проблемных» сочетаниях звуков.
Артикуляции звуков «ш-ж», «к-г».
Отработка звука «ц». Например, цапля – сабля.
Сначала медленно, затем быстро произносить сочетания букв: тлз, джр, врж, мкртч, кпт, кфт, кшт, кст, ктщ.
Сначала медленно, затем быстро произносить слова: бодрствовать, мудрствовать, постскриптум, взбадривать, трансплантация, сверхзвуковой, всклокочен.
Тренировать произношение согласных в сочетаниях «к-к» (к Кларе), «в-в» (верх – вверх).
Проработать звуки в форме игры звука, например, «забивать гвозди», при произношении реплик: гбду, гбды, гбдэ.
Отрабатывать звуки в определенных конструкциях, например, яшма в замше замшела.
Сначала медленно, затем быстро, но отчетливо произносить слова, следить за «трудными» стыками звуков: воспользовавшемуся, ревербератор, территориальная целостность.

Пересказываем что-то из прочитанного или увиденного

Утром или в течение дня что-нибудь забудьте и попросите малыша вспомнить. «Какую сказку мы вчера читали на ночь?» Ой, напомнишь о чем она? Развиваем память и снова учимся выделить основное. Нет-нет, не рассказывай всё с самого начала! Просто в двух словах напомни мне, о чем рассказ и чему он нас учит. Логика + выводы.

3. Создайте ребенку возможность рассказать о чем-либо смешном

Пришел ли папа с работы, или в гостях дедушка, всегда можно вспомнить любой сегодняшний прикол, ведь приколов у нас ого-го! Самое сложное тут не быть тамадой и помочь именно ребенку довести до слушателя, что произошло и в чем фишка

Не стану напоминать, что «прикол» не должен растягиваться в роман, но тут важно еще и не обломать рвение ребенка (а то получится неприкол). Подтолкнуть историю к завершению можно, например, так: «и представляешь, дедушка, в чем была шутка? » Развиваем не только лаконичность, но и чувство юмора

4. Сочетайте логику с арифметикой

Еще одним вечерним бонусом можно посчитать, например, сколько раз и где вы сегодня ели. Развиваем счет, ориентацию во времени и, само собой, умение подвести итог.

6. Делайте выводы вместе

Это, пожалуй, самое важное: проговорить с ребенком суть и смысл какого-либо действия. Для чего и почему нужно выключить свет перед уходом из квартиры? Мы часто забываем рассказать и объяснить детям то, что привычно и элементарно нам, таким умным и строгим

Скорость произношения слов

Говорить быстро — плохая привычка, а для слушателей быстрая речь может стать сложной для восприятия, — значит, коммуникация с вами будет непродуктивной. Если слушать собеседника сложно, а то, что он говорит, — не понятно, то самая естественная реакция — перестать слушать.

Необходимо снизить темп речи, если вы хотите, чтобы вас слушали внимательнее, а также не забывать про паузы между словами и фразами. Также пауза дает возможность сделать вздох и продолжить речь. Но тем не менее, не стоит говорить слишком медленно, иначе слушать вас снова станет тяжело, так как речь станет слишком монотонной. Убавляйте темп, когда необходимо выделить какую-то часть речи, и ускоряйтесь, когда необходимо сделать речь эмоциональной и передать энтузиазм.

Научите ребенка четко выражать свои мысли

Приятно слушать красивую, грамотную речь, когда человек излагает свои мысли стройно, логично, не затягивая мучительные паузы в поисках нужного слова. Что делать, если ваш ребенок испытывает трудности с устной речью? Как помочь ему научиться говорить так, чтобы собеседники понимали его слова без искажений?

Часто в голове у школьника могут роиться стройные, правильные, убедительные мысли, и облекаются они во внутренней речи в нужные слова. Но стоит ему только начать говорить, как он сам чувствует, что слова почему-то произносятся совсем не те, и высказанная мысль получается какой-то путанной, туманной.

Часто бывает, что мысли стройные, ясные, но долго подбираются слова, чтобы их озвучить. Собеседник в такие моменты молчания переключается на другое, ему становится неинтересно поддерживать прежнюю тему. Как этого избежать? Приучите ребенка читать хорошую литературу, классику. И читать вдумчиво, не спеша, не забывая о том, что цель – усвоить больше слов, красочных словосочетаний, запомнить особенно понравившиеся фразы.

В этом плане также полезно слушать аудиокассеты, учить с ребенком стихи, отрывки из классических произведений мастеров слова.

Научите школьника чаще употреблять синтаксические конструкции из прочитанного или выученного, чтобы они вошли в его привычный активный словарный запас. И в скором времени его речь будет бежать как река – плавно, мощно, красиво.

Надежные помощники в борьбе с однообразием речи, повторами – словари. Особенно полезны словари синонимов и антонимов, их вообще можно читать как занимательную художественную литературу.

Помогает и практика выражать свои мысли письменно. Например, вести дневник. В тетради, в интернете, в переписке с друзьями. Пусть ваш ребенок попробует описывать каждый день, происходящие события, возникающие мысли, сомнения и мечты. Это не только тренировка умения убедительно и красиво говорить, но и хронология его жизни. Ему будет очень интересно прочитать такие записи через несколько лет.

Школьник должен стараться выражать свои мысли полностью, ясно и четко, избегая намеков. Не позволяйте ему полагаться на то, что собеседник всегда поймет его с полуслова. Во-первых, еще не факт, что поймет. Во-вторых, может понять совсем не так, как он надеялся. В-третьих, разговор должен быть прозрачным – это же не головоломка. Все время додумывать и угадывать может и наскучить.

Не забудьте объяснить ребенку, что красноречие нельзя подменять болтливостью – разговором ни о чем и долго. У человека, обладающего искусством убедительно говорить, каждое слово оправдано, целесообразно, информационно. Также откажитесь вместе с ребенком раз и навсегда от слов-паразитов, всевозможных «короче» и «как бы», «это самое» и «так сказать». Такая лексика не имеет никакого смысла, она только раздражает и утомляет слушателя.

Следите за тем, чтобы речь вашего любимого чада была аргументирована и стройна. В этом он может тренироваться в любую свободную минуту: придумывает любой, даже самый абсурдный тезис, и логично доказывает его.

Убедите вашего школьника в том, что открытость, спокойствие, улыбка, заинтересованность, умение сопереживать и желание услышать мнение собеседника всегда будут ему верными помощниками.

Likes(2)Dislikes(0)

Что в итоге

Ассертивность — это комплекс навыков, который помогает человеку не зависеть от чужих оценок, высказывать собственное мнение, выражать несогласие и нести ответственность за свои поступки и жизнь в целом.

Чтобы развить их у ребёнка: 

  • воспитывайте его самостоятельным;
  • разрешайте не соглашаться;
  • валидируйте страх;
  • объясните, что взрослые тоже бывают не правы;
  • укрепляйте самооценку;
  • воспринимайте его как ассертивную личность. 

Ассертивность прорабатывается и у психолога. Если ребёнок чрезмерно стеснителен, боится заявить о себе и выделиться — предложите ему встречу со специалистом. Не стоит прямо говорить: «Мы идём к психологу». Расскажите, что это будет интересная встреча, где ребёнок научится чему-то новому. Упор на игровую тематику — залог того, что ребёнок не испугается похода к специалисту.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: