Как научить ребёнка выражать свои эмоции

Про детские эмоции (и не только). часть 1.

Что такое эмоции и для чего они нужны

Когда у нас возникают эмоции, наше тело также реагирует на них. Например, когда мы радуемся, улыбаемся и наше сердце бьется быстрее. А когда мы испытываем гнев, может появиться желание кричать или сделать что-то энергичное.

Эмоции полезны, потому что они помогают нам понять себя и других людей. Они дают нам сигналы о том, что происходит вокруг нас и в нашей жизни. Когда мы понимаем свои эмоции, мы можем лучше контролировать свое поведение и принимать решения.

Например, если мы знаем, что кто-то нас обижает, мы можем почувствовать гнев и понять, что нам надо что-то сделать, чтобы защитить себя. Или если мы видим, что другой человек грустит, мы можем понять, что ему нужна наша поддержка и утешение.

Понимание эмоций поможет нам лучше относиться к себе и к другим людям. Эмоции – это часть нашей жизни, и мы можем научиться справляться с ними и использовать их для создания взаимопонимания и счастливых взаимоотношений.

Как помочь ребенку понять отрицательные эмоции

Вот некоторые простые и понятные способы помочь ребенку разобраться с отрицательными эмоциями:

1. Поговорите о чувствах. Постарайтесь регулярно обсуждать эмоции с ребенком. Задавайте ему вопросы о том, как он себя чувствует, и помогите ему найти слова для выражения своих эмоций. Например, спросите: «Как ты себя чувствуешь, когда тебе грустно?» или «Какие слова можно использовать, чтобы описать, что тебя злит?»

2. Делайте видимыми эмоции. Используйте видуальные подсказки, чтобы помочь ребенку разобраться с эмоциями. Например, вы можете использовать картинки с разными эмоциональными выражениями лица и попросить ребенка выбрать ту картинку, которая наиболее точно отражает его эмоции в данный момент.

3. Приводите примеры из жизни. Используйте реальные ситуации, чтобы помочь ребенку понять различные отрицательные эмоции. Например, расскажите историю о том, как вы сами испытали гнев или разочарование, и объясните, как вы справились с этими эмоциями. Это может помочь ребенку осознать, что отрицательные эмоции – это нормальная часть жизни и что с ними можно справиться.

4. Учите ребенка управлять эмоциями. Разработайте совместно с ребенком стратегии для управления отрицательными эмоциями

Например, вы можете посоветовать ребенку делать глубокий вдох и выдох, когда он чувствует себя злым или нервным, или предложить ему сосредоточить внимание на чем-то приятном, чтобы снять стресс

5. Будьте поддержкой и пониманием

Важно показать ребенку, что вы всегда готовы выслушать его и поддержать в трудных эмоциональных ситуациях. Позвольте ему выразить свои эмоции и обрести уверенность в том, что он не одинок в своих переживаниях

Помогая ребенку разобраться с отрицательными эмоциями, вы помогаете ему развить эмоциональную грамотность и научиться эффективно общаться со своими чувствами. Это важный шаг на пути к эмоциональному благополучию и успешным взаимоотношениям в будущем.

7 игр-занятий для понимания ребенком своих и чужих эмоций | Быть родителями

 В дошкольном периоде детства происходит интенсивное эмоциональное развитие

На данном этапе у ребенка усложняются знания об эмоциях человека, совершенствуется эмоциональная саморегуляция, по выражению лица дети хорошо начинают понимать окружающих людей. Формируются различные виды деятельности и формы общения с окружающими обуславливают глубокие изменения в эмоциональной сфере ребенка. Правильное понимание эмоциональных состояний человека очень важно для формирования адекватных межличностных отношений, овладения собственными эмоциями, их регуляции и воздействий на окружающих. Понимание эмоций и чувств способствует лучшему пониманию художественной литературы и художественных фильмов, театральных постановок, что в свою очередь, обогащает знания детей о мире чувств. Предлагаю вам сегодня 7 игр-упражнений на улучшение понимания эмоций, выражений лиц других людей и на понимание самого себя.   

 Подготовьте фото детей с разными выражениями лиц. Рассмотрите вместе такие фото и попробуйте определить, что чувствует ребенок на каждой из них. Предложите ребенку выбрать из них лицо с настроением, похожим на настроение самого ребенка. Расспросите, как бы он охарактеризовал его. Помогите ему выразить словами свое настроение и настроения на фото.. Предлагайте эту игру в разных эмоциональных состояниях малыша.    

  Эта игра способствует развитию понимания ребенком мимических выражений лиц, умению самостоятельно контролировать выражение своего лица. Подготовьте карточки с лицами с разными эмоциями, давайте ребенку поочередно и просите изобразить их. Поверье, это будет смешно и весело! Помогите определить, что это за эмоция. А затем поменяйтесь местами! — Пусть он вам даст задание!  Чтобы скачать нужную картинку, поставьте на нее курсор и нажмите правую кнопку мышки. Выберите «Сохранить картинку как»         

Представление об эмоциях

Для того, чтобы ребенок запомнил что-то, необходимо иметь об этом предмете или понятии какое-то представление. Это может быть яркий образ, который остался в памяти, связанный с ним.

Эмоциональная характеристика помогает воспринять следующую информацию для запоминания и действовать на уровне ассоциативного мышления. Для ребенка такие воспоминания о представлениях становятся регуляторами отношений с окружающими.

Это своеобразная подготовка к выявлению эмпатии. Для лучшего запоминания включаются педагогические приемы воспитания, с помощью которых производится познания окружающего мира. Это осуществление познания воедино с мышлением, восприятием, тренировкой памяти. Эти процессы имеют следующие стадии:

  1. Дети начинают понимать свои индивидуальные эмоции.
  2. Различают проявление эмоции других людей, взаимосвязь с каким-то действием.
  3. Возможность выражать позитивные или негативные эмоции и их адекватное проявление;
  4. Проявление эмоций самостоятельно с целью обогащения и расширения кругозора и восприятия внешнего мира.

Представление об эмоциональной жизни ребенка имеет фундаментальное основание. С помощью педагогического приема от дифференциации к идентификации строится когнитивная схема развития эмоций, которая носит содержательный и последовательный характер. Дифференцирование основывается на внешнем проявлении эмоций, в то время как идентификация способствует ребенку воспринимать мир через отождествление с персонажами мультфильмов или героями сказок.

Такое эмоциональное проявление говорит о возможности сопереживать и проявлять себя как личность. Такой вариант поведения ребенка способствует воспитанию и развитию его эмоционального мира, возможности интерпретировать адекватность поступков, раскрывать способности выражать свои эмоции и оценивать нравственное поведение в социуме.

Вследствие проведения работы по развитию эмоциональной жизни ребенка, отмечают, что много зависит от факторов внешнего воздействия на него. Понятие детей об эмоциях раскрывается в совершении нравственных поступков и их оценивании героев или персонажей мультипликационных фильмов. В зависимости от ситуации у ребенка будут различные эмоциональные проявления — удивляться, грустить и радоваться вместе с главным героем, учиться выражать свои чувства и проявлять эмоции.

От понятия того, как ребенок воспринимает просмотренный фильм, будет зависеть его взгляд на ту или иную ситуацию, которая может произойти в окружающем мире, его отношение к природе, учебной деятельности, в игровой деятельности, к окружающим его людям.

Сочувствуйте ребёнку

Принимайте чувства ребёнка, сочувствуйте и поддерживайте его. Объясняйте и предлагайте варианты решения возникшей ситуации:

– Извини меня, я не хотела тебя обидеть, давай обнимемся.
– Давай подумаем, что можно сделать.
– Понимаю, как тебе обидно.
– Папа очень любит тебя и не даёт тебе (сладкое, игрушку и т. д.), т. к. это вредно для тебя.
– Предложи мальчику поменяться.
– Я вижу, ты хочешь побыть одна. Приходи, когда будешь готова снова играть вместе.
– Мне тоже было бы обидно, Я ТЕБЯ ПОНИМАЮ.

Вариантов таких поддерживающих фраз бесконечное множество, но главное в них – это сочувствие, принятие, поддержка и УВАЖЕНИЕ к чувствам ребёнка.

И это совсем не значит, что вы должны во всём ему уступать и идти «на поводу». Вы можете придерживаться своей линии поведения, и при этом принимать чувства ребёнка и помогать ему их проживать.

Что дети должны знать об эмоциях

  • радость
  • грусть
  • страх
  • гнев
  • обида
  • удивление

Дети определяют, называют психологические состояния, кратко описывают, приводят примеры житейских ситуаций, в которых человек их испытывает.

В ходе логопедической работы полезно предлагать детям дошкольного возраста для составления рассказов-рассуждений темы, связанные с переживаниями людей. Например:

  • Только ли у человека есть чувства?
  • Что такое положительные и отрицательные эмоции?
  • Когда я рад, а когда огорчаюсь?

Эмоции можно разделить на пары с противоположным значением. Например: радость — печаль, отвращение — восхищение, скука — интерес и др. Дети должны уметь узнавать и назвать чувство персонажа на рисунке, но и подбирать антонимы к определению. Упражнения в таком формате позволяют прочнее закрепить характеристики эмоций.

Дети должны знать, что о психологическом состоянии человека мы можем узнать как из слов, так и наблюдая за поступками, поведением. Каждой эмоции соответствует как словарь, так и набор:

  • жестов
  • мимики,
  • действий

Со старшими дошкольниками полезны беседы о том, что эмоциональным состоянием нужно управлять, особенно, если речь идет о негативных чувствах. Нельзя давать волю гневу, раздражению, печали. Переживания выражать только допустимыми в обществе способами. Детям будет интересно узнать, что в странах мира люди выражают чувства разными способами.

Игры на развитие умения распознавать эмоции

Несколько интересных игр помогут расширить эмоциональную сферу малыша в весёлой оригинальной форме:

  • предложите ребёнку изображать разные эмоции мимикой, задавая определённую тему: когда он облизывает лимонную дольку, ест любимую конфету, встречает на улице страшную собаку, не хочет выходить к доске, встретился с лучшим другом;
  • попросите ребёнка нарисовать смайлики с разными эмоциями;
  • изучайте картины известных художников, где изображены люди: старайтесь вместе с ребёнком рассуждать, что за эмоции испытывают персонажи, судя по их мимике;
  • рассматривайте вместе фотографии людей и пытайтесь подумать (точнее, додумать), какими событиями были вызваны их эмоции;
  • разыгрывайте с детьми разные ситуации (внезапно пошёл дождь, в магазине закончились любимые эклеры, с работы пришёл папа, завтра ехать на дачу): пусть показывают их не только мимикой, а ещё движениями и словами;
  • используйте распечатанные в интернете карточки с разными эмоциями, попросите ребёнка поделить их на те, которые нравятся, и те которые не нравятся, и объяснить свой выбор;
  • называйте два слова — эмоцию и любого персонажа (радость и Баба-Яга, злость и бегемот). Задача ребёнка — пройтись по комнате, изображая этого персонажа с названной эмоцией;
  • попросите ребёнка найти слова поддержки для разных людей (ударился о тумбочку, поругался с дедушкой, забыла дома домашнее задание, сломал руку и пр.).

Каждый ребенок – отдельная Вселенная

Каждый ребенок – отдельная Вселенная. Если посмотреть астрологическую карту пятерых детей, рожденных в один день, у каждого из них будет свой способ эмоционального созревания. Есть восходящие знаки или сочетания некоторых планет в карте, где дети, по сути своей, очень эмоциональные и чувствительные, они будут зреть долго, но они станут великими психологами, писателями,  педагогами, альтруистами, они будут понимать тонкости души людей. Если позволить им вырасти зрелыми.

Любым детям нужно ВРЕМЯ для созревания. Их внутренняя зрелость научит жить в гармонии с эмоциями, а не с подавлением их, как живет большинство взрослых.

Дети не одинаковые. Каждый выражает эмоции по-своему, идет в коммуникации по- разному, учиться общаться индивидуально, с разным качеством, через разные сферы интересов, свойственным их природе. И ломать эту природу не нужно, нужно дать росткам набрать силу и расти. Расти к свету и солнцу, раскрывая свои листья и созревая цветам.

Я считаю, что нужно помогать ребенку достичь внутренней эмоциональной зрелости. И первая ступень – не мешать. Разрешать выражать эмоции и быть рядом, позволять это делать — пусть непонятое, обидное, грустное, страшное, бессильное выходит. Это не манипуляция, это выход того, чего не должно быть внутри.  Вторая ступенька – параллельно создать такой фон, где ребенок учится эмоциям, что это такое, как осознавать и понимать эмоции, как дружить с ними, как освобождать экологично.

Первое: ребенок видит обстановку в семье, в которой бывает разное, но всегда разбираются недопонимания, просятся прощения, проговариваются вслух ситуации, как более мудро можно было поступить.

И в такой среде ребенок растет и накапливает опыт, альтернативы, как поступать мудро в разных аспектах жизни.

Второе: отношения с другими. С 3 до 8 лет  ребенок учится общаться под присмотром чуткого взрослого, проходя разные грани и периоды, когда он будет выражать и проявлять себя очень по-разному, в зависимости от той энергии, которую он сейчас учит и проживает. В каждый период свои вопросы и слезы. И задача взрослого разбирать любые ситуации, которые тревожат малыша. Отобрали игрушку, ударили, сам ударил, не хотят играть с ним и прочее.

Дальше  следующие периоды, следующие опыты и обучения. Душа развивается. Но развитие души — это не шаблонный, клонированный процесс, это не инкубатор, где растят одинаковых людей-роботов.

Развитие души – это тонкий  процесс, который требует нашего внимания и мудрости. Где нам нужно позволить душе ребенка  быть духовным его наставником, а наша задача не мешать и гарантировать благоприятную среду, помогать ребенку развиваться, в соответствии со своим путем, давать сопутствующие материалы, помогать разобраться в моральных основах.

Бывают эмоции и слезы ребенка, когда ребенок что-то хочет, но это сейчас невозможно сделать, и их важно выразить. Да, ребенок хочет шоколадку и искренне рыдает, что вы ему не покупаете

Позвольте ему выразить эмоции, будьте рядом, но свои правила, если они направлены на благо, отменять не нужно.

Через некое время у ребенка останется важное ядро внутри, есть родительские традиции, есть мамины запреты во благо, есть что-то, что он не может изменить. И да, это что-то можно проплакать, эти эмоции, обиды и непонимания можно выразить

И пойти жить дальше.

Постепенно, малыш научится реагировать иначе, в 5 лет или 7, или позже, главное ему научится отличать зерна от плевел, научится видеть свои эмоции и уметь дружить с ними, а не загонять внутрь️

В следующей статье я расскажу про эмоцию «гнев» и как можно научиться корректно освобождать его. Будете ждать статью, дорогие мои?

С благодарностью, автор блога Жизнь с мечтой — Наталия Любимова

15 интересных способов, как рассказать детям об экологии.

Читать ещё!

Сиануквиль. Первые заметки и впечатления.

Удивительное дело. Мы в Шри-Ланке.

Еще один водопад на Бали. Мгновения нашей жизни.

Хиккадува. Подробное описание курорта Шри-Ланки: пляжи, жилье, цены, фото.

Амритапури. Ашрам Аммы в Керале. Обнимая мир.

Как не нужно продлевать визу в Таиланде

Восхождение на гору Абанг и тайна исчезнувшего храма.

Почему мы долго не писали и чем занимались весь август.

Виды и способы выражения эмоций

Современная психология выделяет три способа выражения эмоций:

  • ненастойчивый — по человеку часто невозможно догадаться об истинном состоянии;
  • агрессивный — так называемое «ты-послание», когда ответственность за вызванную эмоцию перекладывается на партнёра (например, «ты просто вывел меня из себя»);
  • открытый (уверенный) — наоборот, «я-послание» (например, «я огорчена, потому что есть ощущение, что ты что-то не договариваешь»).

Американский профессор психологии Роберт Плутчик в 1980 году придумал концепцию, в которой обозначил восемь основных видов эмоций (на картинке они находятся в центре) и связанные с ними производные. Он также подчеркнул, что эмоция состоит из трёх компонентов:

  • возбуждение в организме человека;
  • особое переживание в теле, например, дрожь;
  • экспрессия, например, повышающаяся интонация.


‍Колесо эмоций Роберта Плутчика‍

Чувства и эмоции

Все эмоции делятся на два больших лагеря: положительные и отрицательные.

  • Такие положительные эмоции как восторг, радость, ликование оказывают благотворное влияние не только на человека, который их испытывает, но и на окружающих его людей. Такие эмоции обладают сильной позитивной энергетикой и способны «заряжать» других людей хорошим настроением.
  • Отрицательные эмоции – гнев, злость, страх, напротив, могут существенно навредить здоровью человека. Кроме того, подобные эмоции способны легко передаваться окружающим, и в коллективе на пустом месте может появиться нервозность, немотивированная обида друг на друга.

Каждому человеку очень важно научиться контролировать негативные эмоции, которые никогда ни к чему хорошему не приводят

Чтобы избавиться от негатива, следует переключить свое внимание на что-то приятное. В этой ситуации на помощь придет кинокомедия, легкая и приятная литература, любимая музыка, общение с друзьями, игры с домашним питомцем, занятия спортом

Рис. 3. Общение с друзьями.

ТОП-1 статья

которые читают вместе с этой

Что мы узнали?

При изучении темы «Эмоции человека» по программе 4 класса окружающего мира мы узнали, что представляют собой эмоции и каким образом человек их выражает. Мы выяснили, насколько широк спектр эмоциональных переживаний, узнали, как бороться с отрицательными эмоциями.

  1. /5

    Вопрос 1 из 5

Как рассказать детям о разных эмоциях

Возникает вопрос: как правильно познакомить ребёнка с разными эмоциями и как развить детский эмоциональный интеллект? Методов несколько. 

Создать эмоциональную атмосферу дома. Это вполне логично: если родители, бабушки и дедушки спокойно обсуждают свои чувства без затруднений, то ребёнок переймёт эту модель поведения. Наблюдая за взрослыми, ему будет проще показать свою злость, порадоваться, поплакать. Подумайте, в какой семье эмоциональный интеллект будет развит больше: в той, где малышу с детства говорят «Не реви! Хватит нюни распускать!», или в той, где ему ласково подуют на ранку со словами «Плакать — можно, я знаю, что тебе больно и обидно»? 

Много слушать и слышать

Бывает, что родители больше заостряют внимание на действиях, чем на тех эмоциях, которыми они были вызваны. Почему ребёнок обозвал бабушку или нарочно разбил вазу? Оказывается, это только следствие, а причиной могут быть обида, злость, негодование, возмущение

Поэтому для начала постарайтесь построить диалог с ребёнком и поговорить с ним так, чтобы он открылся. Анализируйте его поступки, исходя из его же чувств. И не забывайте разъяснять это самому малышу. Возможно, он даже не знает, какая эмоция вызвала у него желание похулиганить: «Я знаю, ты расстроился, потому что бабушка не захотела покупать тебе новую машинку».

Проговаривать чувства через соответствующую лексику. Специалисты уверяют, что развитие эмоционального интеллекта невозможно без соответствующей лексики. И впрямь — как ребёнок сможет объяснить, что он чувствует, если он даже не знает название соответствующей эмоции? Постарайтесь чаще использовать в речи слова, являющиеся синонимами к разным эмоциям. В контексте тех или иных действий ребёнок будет сам их запоминать. Тренируйтесь на повседневных ситуациях. Какие чувства испытывает бабушка, когда видит, что все её пирожки съедены? Как Алёша в садике сегодня справился со страхом? Что бы ты почувствовала на месте Алины, если бы тоже получила в подарок железную дорогу? Какими ещё словами можно назвать такое чувство?

Читать и обсуждать. Способность сопереживать (то есть понимать чувства других людей, животных) ребёнок может развить благодаря книгам. Особенно удачно это получается через художественную литературу и поэзию, где лирические герои испытывают огромную палитру чувств. Очень полезно мамам и папам вместе с детьми читать книги с разными сюжетами и разными героями и обсуждать их поступки («Почему герой так сделал?», «Какие чувства его на это сподвигли?», «Что он почувствовал потом?», «Как ты бы себя ощутила на его месте?»).

Подсказывать. Помогайте малышу разбираться в себе с помощью подсказок. К примеру, можно задавать ему наводящие вопросы: «Тебе обидно? Ты чувствуешь злость?» Помимо этого, можно помогать малышу развивать первичные навыки рефлексии: «Как ты думаешь, что сейчас нужно сделать, чтобы тебе стало весело? Может, поиграть в прятки?» Помогать крохе разбираться в себе можно также с помощью различных подвижных, творческих игр, телесных исследований: всегда полезно знать, как гнев попадает в сжатые кулаки, где колет в боку от страха, где копится обида, а где любопытство щекочет живот.

Жизнь без эмпатии

Представьте себе, что вы росли в доме, где вам не сочувствуют. Представьте, что ваши родители ожидают, что вы всегда будете веселым, счастливым и спокойным. В этом доме печаль и гнев считаются признаком неудачи или потенциальной катастрофы. Когда мама и папа видят вас в мрачном настроении, то начинают волноваться. Они говорят, что предпочитают, чтобы вы были довольным и оптимистичным, «видели светлую сторону», никогда не жаловались и никогда и ни о чем не говорили плохо.

Беда в том, что в вашей жизни продолжают происходить события, которые не позволяют вам постоянно быть спокойным и довольным.

Маленькая сестра забирается к вам в комнату и рвет вашу коллекцию комиксов. В школе вас ругают за то, чего вы не делали, и ваш лучший друг не помогает вам защититься. Но это даже не самое главное. Если вы называете свою маленькую сестру вредителем, ваша мать говорит: «Конечно, ты так не думаешь!» А когда вы заговариваете об инциденте в школе, ваш отец говорит: «Должно быть, ты сделал что-то такое, что спровоцировало учителя». «Твой научный проект провалился? Забудь об этом».

Таким образом, через некоторое время вы приучаетесь держать язык за зубами. И что же вы узнаете, живя в этом искусственном мире? Ну, во-первых, что вы совсем не такой, как ваши родители, потому что у них нет тех плохих и опасных чувств, которые есть у вас. Вы узнаете, что из-за своих чувств вы являетесь проблемой для своих родителей. Естественно, такое положение дел приводит вас в замешательство, особенно по мере того, как вы становитесь старше и обнаруживаете очевидный факт, что иногда жизнь — это тяжелое бремя.

А если бы ваша жизнь сложилась иначе? Если бы вы выросли в семье, основная цель которой не сохранять жизнерадостность, а проявлять сочувствие и понимание?

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив, — источник

Скорее всего, вы бы не чувствовали себя таким одиноким. Вы чувствовали бы, что ваши родители на вашей стороне независимо от того, что произошло. Вы бы знали, что можете обратиться к ним за поддержкой, потому что они понимают, что происходит у вас внутри.

По своей сути, эмпатия — это способность разделять чувства другого человека. И если мы сможем сообщить своим детям, что понимаем их эмоции, то подтвердим правильность их переживаний и поможем научиться себя успокаивать. Этот навык позволит нам быть «в струе» независимо от камней и порогов, которые ожидают наши отношения.

Определение эмоций для детей

Для логопедической работы с воспитанниками старшей и подготовительных групп детского сада используйте следующий перечень эмоциональных состояний:

Радость — положительная эмоция, знакомая каждому. Мы испытываем радость тогда, когда происходит что-то хорошее. Выражать это чувство человек может словами и действиями. Признаками радостного состояния является смех, улыбка. Испытывать радость приятно, также как и доставлять ее другим.

Грусть —  чувство, которое появляется тогда, когда мы узнаем что-то печальное или думаем об этом. Грусть нельзя назвать сильной эмоцией, она быстро проходит. Это не значит, что нельзя позволять себе грустить, иногда это необходимо любому человеку. Но не стоит слишком предаваться печальному настроению, полезнее попробовать побыстрее от него освободиться, занявшись чем-то приятным или полезным.

Гнев — злость, сильное раздражение на кого-то или что-то. Испытывать гнев не приятно, но иногда такое случается с каждым. Это сильная эмоция, которая может доставить неприятности нам и другим людям

Важно объяснить детям как управлять гневом, уметь выражать его правильно. Если человек часто бывает злой, то ему трудно находить друзей, он часто бывает одинок

Страх — сильная отрицательная эмоция, которую люди испытывают, если им что-то угрожает. Опасность может быть реальной или ожидаемой, воображаемой. Каждый ребенок неоднократно чувствовал страх, поэтому он может легко распознать его изображение на иллюстрациях или фото, а также привести примеры событий, предметов и явлений, вызывающих у них это чувство. Дети должны знать, что страх бывает различным по своей интенсивности, от испуга до ужаса

Важно объяснить детям, что эта эмоция необходима человеку, так как она предупреждает об опасности. Можно добавить, что для иллюстрации страха на картинках часто используется черный цвет

Восхищение — приятная эмоция, возникающая при встрече с чем-то очень красивым или необычным. Восхищение могут вызвать: необычная игрушка, сад в цвету, нарядная девочка. Люди, выражая восхищение, используют особые восклицания: (ох, ах, ух ты, вот это да) и слова (неужели, потрясающе, прекрасно, замечательно, необыкновенно). Восхищение бывает таким сильным, что выразить свое чувство словами очень сложно. По фотографии или рисунку дети-дошкольники легко узнают человека, который чем-то восхищается, хотя описать его чувства им трудно, для этого нужны специальные логопедические тренировки.

Стыд — неприятное чувство, которое возникает тогда, когда мы сделали что-то плохое и жалеем об этом. Чем старше дети, тем легче объяснить им суть и значение этого эмоционального состояния. Признаками стыда является не только определенная мимика, но и покраснение отдельных частей лица (щек, ушей, шеи). Знание этой особенности поможет дошкольникам быстрее и легче узнавать стыд на рисунках (кстати, этот признак часто можно увидеть на сюжетных картинках для детей и даже на самйликах) и в поведении окружающих людей. С детьми 6-7 лет можно провести беседу о разнице между стыдом и застенчивостью, эти состояния легко перепутать.

Обида — человек чувствует обиду тогда, когда ему чей-то поступок кажется несправедливым. Одни люди обидчивы, другие редко испытывают эту эмоцию. Описать состояние обиды трудно, дети дошкольного возраста должны уметь узнавать его изображение. Для этого можно использовать как схематичные изображения (например, смайлики — простые картинки эмоций для детей), так и реалистичные рисунки, цветные или черно-белые фотографии. Кстати, такой наглядный материал удобно распечатывать из подборок и презентаций на специализированных логопедических сайтах.

Эмоции в картинках

Очень важно для познания жизни уметь разбираться в чувствах и эмоциях других людей. Именно с такой целью создали карточки и изобразили на них различные эмоции в картинках для детей

И так, что же собой представляют эмоции в картинках?

На каждой карточке изображены эмоции человека в картинках. Это может быть гнев, грусть, отвращение, обида, скука, страх, стыд, удивление, восхищение, радость, интерес, удовольствие.

Каждая карточка состоит из двух сторон, с одной из которых изображена картинка, например, с улыбающимся ребенком. А с другой стороны – описание изображенной эмоции.

По таким карточкам можно начинать заниматься с ребенком, которому уже исполнилось полгода. Просто показывайте малышу большую картинку и называйте изображенную на ней эмоцию.

С детками, начиная с двухлетнего возраста, можно просто ограничиться чтением эмоций на карточках. А можно устроить занятия в виде игры. Например, проводим беседу-дискуссию о том, какие эмоции бывают, как их определить. А затем придумываем целую ситуацию, случившуюся с изображенным крохой. С таким же успехом можно на определенную эмоцию вспомнить сказки или рассказы, в которых герои испытывают эту же эмоцию.

Для детей постарше, которым уже исполнилось четыре года, можно использовать разрезные карточки-картинки с изображением эмоций. Это что-то наподобие пазлов. Каждое лицо состоит из трех частей, отличающихся друг от друга по размеру. Задача ребенка в том и заключается, чтобы их соединить правильно между собой и получить определенное выражение лица. А ведь это не так то просто сделать! Ведь для каждого лица свойственны определенные изгибы бровей, губ, форма носа. А после того, как ребенок успешно справиться с поставленной перед ним задачей, можно обсудить ту или иную эмоцию.

Для детей пяти – шести лет уже можно применять карточки со схематическим изображением эмоций, в которых ребенок подбирает пиктограммы к каждой эмоции, изображенной на данном рисунке. Также применяют карточки с пустыми кружками, в каждом из которых можно нарисовать свое лицо с разными эмоциями. Например, в одном кружке – радостное лицо, в другом – грустное лицо.

Такие карточки применяют при занятиях с детьми в детских садах, а также в центрах раннего развития. При возникшем желании есть возможность скачать картинки-эмоции с моего сайта и заниматься по ним дома.

Черно-белый вариант с подробным описанием

Эмоция интерес, а также описание к этой эмоции:

Эмоция гнев и описание к ней:

Обида:

Скука:

Страх:

Стыд:

Удовольствие:

Восхищение:

Карточки с кружочками, выражающие различные эмоции, к четвертому набору карточек Вы можете самостоятельно подобрать эмоции и подрисовать их вместе со своим ребенком:

Герои различных детских сказок, выражающие эмоции:

Красная шапочка — радость, мальчик злость:

Все эти картинки с эмоциями и плакаты Вы можете скачать одним файлом здесь.

Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольников

Вот еще примеры логопедических игр и упражнений для дошкольников, которые используются педагогами в детском саду и родителями дома.

Грусть или радость

Посмотри на картинку и назови тех героев, лицо которых выражает то или иное чувство. Затем усложните игру, предложив угадать эмоцию, которую показывает другой ребенок.

Гусенички

Попросите детей найти гусеницу, настроение которой не похоже на чувства других и придумать ситуации, когда оно может возникнуть. В продолжении игры создайте  «Дерево настроений». Каждый ребенок получает бумажную гусеничку, у которой он  дорисовывает мимику так, чтобы передать то или иное настроение. Готовые фигурки прикрепляются на одно дерево.

Рассказ

Составьте рассказ по картинкам. В этом помогут вопросы:

  • Кто изображен на первом рисунке?
  • Какое настроение у девочки и ее подруги?
  • Как изменились их чувства?
  • Почему это произошло?
  • Что будет дальше?

Секрет хорошего настроения

Предложите детям выполнить задание к рисунку, а затем попросите каждого вспомнить то, что поднимает настроение лично ему. Это может быть подаренный цветочек, наблюдение за клоуном, игры в детском лабиринте и т.п.

Мы не ленивые, мы трудолюбивые

Дети получают задание обсудить те ситуации, которые изображены на рисунках и рассказать о том, почему некоторые герои на них — лодыри. Продолжить эту игру можно, вспоминая ленивцев из детских сказок и мультфильмов.

Где это случилось

Попросите ребят описать случаи или обстоятельства, которые вызвали у Буратино изображенное чувство, состояние. Игру проводите и с другими эмоциями для детей в картинках,  с иллюстрациями к сказкам (с животными или людьми).

Собери лицо

Для игры понадобится шаблон лица и отдельные части, выражающие эмоции: глаза и рот. Попросите ребенка составить веселую рожицу, а затем грустную. Используйте готовые шаблоны или изготовьте сами при помощи цветной бумаги и маркера.

Эмоции в картинках для детей — интересный и полезный материал, использование которого позволяет логопедам, психологами и педагогам совершенствовать активный словарь дошкольников и связную речь. Тема сложна, но правильно подобранные иллюстрации и игры помогут детям освоить ее в полном объеме.

Картинки для детей детского сада

Упражнение «Эмоции — Картинки для детей детского сада» — это интересное занятие для детей, в котором они научатся определять эмоции человека в конкретный момент жизни и показывать эту эмоцию в виде карточки-смайлика с соответствующей рожицей.

Как использовать «Эмоции — Картинки для детей детского сада» в занятиях с детьми

Эмоции-картинки для детей детского сада — это еще одно обучающее пособие для воспитателей, педагогов и родителей.

Задача:

Научить ребенка пользоваться символами при восприятии и моделировании эмоциональных состояний.

Материал:

  • набор из 5 картинок, изображающих в символической форме основные человеческие эмоции: радость, грусть, удивление, гнев, страх. Картинки выполнены на карточках из плотного картона с небольшими палочками-ручками (например, можно для этой цели использовать обычные зубочистки), чтобы их можно было поднимать как плакатик;
  • набор из 15-20 фотографий и картинок с изображениями смеющихся, удивляющихся, грустных, сердитых детей и взрослых.

Инструкция к упражнению «Эмоции — Картинки для детей детского сада»:

Начинать занятие «Эмоции — Картинки для детей детского сада» нужно с пояснения ребенку несложных правил. Взрослый на примере набора эмоций-символов рассказывает ребенку, что у человеческого лица есть свой язык, которым оно выражает настроение

Он обращает внимание малыша на то, что могут сказать рот, глаза, брови, когда человеку смешно, страшно, грустно. Вместе с ребенком он рассматривает все символы

Просит его изобразить различные эмоции.

Затем он начинает показывать по одной фотографии детей и взрослых, предлагая ребенку поднимать тот символ, который, по его мнению, подходит к настроению запечатленных на фотографиях людей. Каждый показ надо сопровождать детскими комментариями в виде ответов на вопросы взрослого: «Как ты догадался?», «Как об этом говорят брови?» и т. д.

Также вы можете усложнить задание и предложить детям рассмотреть следующие картинки и распознать на них все эмоции. Не нужно требовать от детей шаблонных ответов. Пусть каждый ребенок расскажет как именно он видит каждую конкретную эмоцию, не опираясь на мнение остальных детей.

Скачать картинки к упражнению «Эмоции — Картинки для детей детского сада» вы можете во вложениях ниже

Как делать эмоциональную зарядку

Такую зарядку можно сделать, даже не открыв книгу. Рассмотрите обложку. Расскажите ребенку, что ему предстоит знакомство с целым миром эмоций, он узнает, какими они бывают и чем отличаются друг от друга. Вы также можете сами сделать реквизит для зарядки, вырезав из журнала или книги какого-нибудь персонажа, который тоже испытывает разные эмоции.

Как разговаривать с ребенком об эмоциях, рассмотрим на примере книги «Улыбочку, Красная Шапочка!»

Обратите внимание ребенка, что на обложке изображена одна и та же девочка — Красная Шапочка. Но чем же различаются изображения? Ребенок заметит (сам или с вашей помощью), что на каждой картинке у девочки разное выражение лица

Объясните, что по положению бровей, изгибу губ, а также по взгляду можно угадать чувства человека, даже если он молчит.

Теперь обсудите, на каких картинках Красная Шапочка хорошо себя чувствует, а на каких — плохо. Оказывается, эмоции бывают положительными (они возникают, когда нам что-то нравится) и отрицательными (когда что-то не нравится). Предложите ребенку вспомнить ситуации, когда он испытывал положительные эмоции. Это могут быть игры, просмотр интересного мультфильма, общение с мамой, прогулка во дворе, катание на санках… Затем вспомните ситуации, когда ребенок испытывал отрицательные эмоции. Например, когда сломалась игрушка, закончились конфеты…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: