«за 10 ошибок

Все о дисграфии и дислексии

Как помочь ребенку адаптироваться к обучению?

Первым и самым важным этапом профилактики и коррекции дислексии у младших школьников является наблюдение. Признаки нарушения навыков чтения становятся заметны педагогу довольно быстро

Однако на начальном этапе важно следить за динамикой. 

Заметив особенности, которые могут указывать на дислексию, стоит понаблюдать, как именно они проявляются. Если ребенок сталкивается с характерными сложностями постоянно, необходимо ввести в курс дела родителей. Разговор должен быть предельно тактичным

Задача педагога – рассказать все, на что он успел обратить внимание, и помочь найти способы решения проблемы. Нередко сами родители уже замечали определенные особенности, однако списывали это на лень и неусидчивость ребенка.  Понимая, что учитель заинтересован в качественной адаптации школьника, они смогут оказать всестороннюю помощь. 

Если родители понимают всю важность адаптации ребенка с дислексией и коррекционно-вспомогательной работы, стоит посоветовать им проконсультироваться со специалистами в этой сфере. Это может быть логопед, психолог, невролог и т.д

Важно учитывать, что родители не всегда воспринимают преподнесенную учителем информацию лояльно. Однако даже в этом случае педагог имеет возможность оказать определенную помощь ребенку в школе: 

  • Не забывайте хвалить ребенка. Школьник должен чувствовать поддержку учителя. Недопустимо использование колких замечаний в адрес ребенка. В противном случае он может стать объектом насмешек сверстников. Чтобы поддержать ребенка, в начале можно хвалить его за любые сделанные усилия (даже если они не принесли желаемого результата), а затем – . за определенное количество правильно выполненных заданий. 
  • Разрешайте учащимся двигаться на переменах. Во время отсутствия детей в классе не забывайте проветривать помещение. Также учащиеся должны иметь постоянный доступ к питьевой воде.
  • По возможности используйте упражнения на стимуляцию мозжечковой деятельности. Они позволяют получить хорошие результаты, в несколько раз увеличив способность к обучению и восприятию информацию. К ним относятся:– Упражнения на балансировку;– Активная игра с предметами разного веса. Ребенку необходимо поймать их, по очереди подкинуть вверх и опять поймать;– Игра с подвешенным мячом. Перед детьми стоит задача по очереди отбивать мяч сначала правой, потом левой рукой, и наоборот;– Игра с мишенью. Детям необходимо попасть в цель дротиками;– Игра с летящим мячом. Задача ребенка – отбить его ракеткой.

Отличных результатов позволяет достичь артикуляционная гимнастика. Задача ребенка – постараться как можно четче произнести скороговорки, поговорки и пословицы. Эти и многие другие упражнения для коррекции дислексии у школьников помогут ребенку лучше адаптироваться к учебной деятельности. 

Педагоги, которые хотят улучшить собственные знания по данной теме, получить современное представление о возможностях  нейропсихологического подхода при работе с академической неуспешностью у детей, могут пройти в нашем Институте курс “Нейропсихологическая диагностика и коррекция дислексии, дисграфии и дискалькулии у младших школьников”. Он расскажет об основах нейропсихологии, функциональной организации мозга и высших психических функциях у ребят младшего школьного возраста, поможет овладеть навыками диагностики и коррекции трудностей в учебной деятельности. Кроме того, он научит использованию метода сенсорной интеграции и мультисенсорного подхода для повышения эффективности обучения нейротипичных детей, а также обучения и развития детей с ОВЗ. Курс будет полезен педагогам-психологам, учителям-дефектологам, учителям-логопедам и другим педагогам, заинтересованным в повышении компетенции в сфере нейропсихологии. 

Все интересующие вопросы относительно признаков, профилактики и коррекции дислексии у школьников вы можете задать специалистам Института прикладного анализа поведения и психолого- социальных технологий по телефонам:

+7 (495) 150-51-35;

Как помочь ребенку с дисграфией или дислексией?

Самостоятельно родители не смогут справиться с данной проблемой. В таких ситуациях необходимо обращаться к квалифицированному логопеду-дефектологу. Расстройства корректируются, но эффект от работы со специалистом в значительной мере будет зависеть от своевременности обнаружения проблемы. При правильном подходе, ребенок, у которого выявлены такие дефекты еще до начала школьного обучения, в 80-85% случаев достигает нормы. При обнаружении дисграфии или дислексии в 1-2 классах, успех виден у 70% учеников. Если родители обратились к специалисту, когда школьник уже закончил начальные классы, лишь в 35-40% случаев специалисту удается нормализовать навыки чтения и письма. В остальных случаях для достижения нормы необходимы продолжительные курсы занятий.

Ключевая цель занятий с логопедом – усвоение ребенком информации о том, как правильно произносятся звуки и каким образом отображаются в письменном виде. Для этого используются разноплановые речевые игры, а также применяется система наглядной визуализации.

При этом крайне важно тесное сотрудничество логопеда и родителей. Недостатки, вызванные дисграфией и дислексией, должны устраняться не только на логопедических занятиях, но и дома

Только комплексная работа над их исправлением позволит достичь положительных результатов.

Классификация дислексии

В современной логопедии имеется большое количество классификаций нарушений чтения. Одной из наиболее часто используемых является предложенная Р. И. Лалаевой. Она ее создала с учетом нарушений процесса чтения:

  • При недостаточной сформированности фонематических и фонетико-фонематических процессов появляется фонематическая форма дислексии. У школьника нет четкого звукового образа буквы. Это проявляется в замене и смешении букв во время чтения. Также может быть нарушение слоговой структуры слова.
  • Оптическая дислексия обусловлена недостаточной сформированностью зрительной анализаторной системы и оптико-пространственных представлений. Во время чтения школьник допускает ошибки в буквах, имеющих схожи оптические признаки. Он с трудом усваивает зрительный образ буквы и расположение элементов.
  • Мнестическая форма связана со сложностями работы процессов речевой памяти, проявляющаяся в соотнесении образов фонемы и буквы. Ребенок в течение длительного времени не может запомнить букву и ее составляющие.
  • Когда ребенок читает, но не понимает смысл прочитанного, то это проявление семантической дислексии, также известной как механическое чтение. У школьника может быть идеальная техника чтения, но он не может установить смысловые связи между словами. Или если он читает по слогам, то не может понять о каком слове идет речь, не может соотнести его с подходящей картинкой.
  • При недостаточной сформированности грамматического строя речи, морфологических и синтаксических категорий появляется аграмматическая форма. Ее характерные особенности − это неправильные окончания, нарушение норм согласования слов, трудности в словообразовании; неправильная постановка ударения.
  • Тактильная форма вызвана нарушением в работе пространственной анализаторной системы. Эта дислексия может быть только у слепых детей, пользующихся азбукой Брайля.

В чистом виде описанные формы встречаются редко. Обычно это сочетание нескольких видов. И подбирать упражнения нужно для устранения всех ошибок, возникающих во время чтения.

Эффективные методики для работы с детьми с дисграфией

Существуют множество методов для работы с дисграфией. Например, методика «схема слова» предполагает соотнесение картинки написанному слову. Сперва школьник называет предмет по картинке, затем видит название написанным и соотносит звук и букву, а затем уже наоборот, при произнесении звука, пишет букву. Методика Эббингауза в различных вариациях предполагает заполнение пропуска необходимой буквой. Методика «начальная буква» позволяет находить как картинки, так и слова, которые начинаются на определённую букву.

Метод «структура» углубляет нас в анализ слова: ребёнок считает количество гласных и согласных. Можно так же предложить школьнику исправить ошибки в тексте, или составить слово из букв, которые есть. Стоит отметить, что некоторые задания могут быть выполнены более успешно, а некоторые – очень тяжело или вообще не выполнены. Не отчаивайтесь. Начинайте с самых простых заданий и скрупулёзно объясняйте малышу как правильно. Поверьте, он не понимает вовсе не для того, чтобы вас позлить. Занимайтесь постоянно, даже в перерывах между походами к специалисту. Для этого так же существуют домашние упражнения.

Какие упражнения корректируют дислексию и дисграфию?

Приведу лишь некоторые рекомендации для родителей. Чем необходимо заниматься?

1. Общим развитием ребёнка, расширением его словарного запаса и кругозора, знакомством с незнакомыми словами.

2. Выразительным чтением.

3. Коррекцией устной речи — правильным произношением и различением звуков речи (в работе прекрасно помогает использование пословиц, поговорок, скороговорок, чистоговорок).

4. Всевозможными играми с буквами и словами.

5. Контрольным списыванием и орфографическим проговариванием.

6. Разгадыванием загадок, ребусов и кроссвордов.

Все эти и многие другие упражнения включены в мои книги, которые уже оказали помощь многим педагогам и родителям в работе с детьми.

Виды

Обычно выделяют «чистые» виды дисграфии, то есть одиночные, и смешанные. 

«Чистые» виды дисграфии

Акустическая

Связана с нарушением фонемного распознавания. 

Ребёнок не может различить близкие по звучанию звуки:

  • гласные (голУби-голОби), 
  • мягкие и твёрдые (шлЯпа-шлАпа), 
  • звонкие и глухие (диктанТ-диктанД), 
  • шипящие и свистящие (маШина-маСина), 
  • аффрикаты, то есть сложные звуки (Центнер-Сентнер). 

При этом отдельные звуки малыш произносит чётко и правильно, нарушений слуха у него нет.

<<Форма демодоступа>>

Оптическая

Связана с несформированностью зрительно-пространственных представлений — ребёнок не способен воспринимать пространство: величину, размер, положение, форму.

Обычно ребёнок:

  • добавляет лишние элементы к буквам (петельки, палочки, крючки) или отнимает их, например, вместо «м» получается «л»;
  • путает буквы с похожим написанием, но различным расположением в пространстве, например, «ш» и «т»;
  • пишет буквы в зеркальном отражении — характерно для левшей.

В основном, оптическая дисграфия проявляется во втором классе, когда дети уже знакомы со всеми буквами — и печатными, и письменными.

Аграмматическая

Связана с недоразвитием лексико-грамматической стороны речи.

Ребёнку будет трудно: 

  • употреблять слова правильно: например, заменит землянику на клубнику, потому что последняя ему хорошо знакома;
  • подбирать синонимы и антонимы;
  • описывать предметы;
  • называть несколько действий одного предмета подряд;
  • образовывать множественное число, например, «ухи» вместо «уши»;
  • подбирать уменьшительные формы, например, «козлёнки» вместо «козлята»;
  • составлять приставочные глаголы, например, «заглянул» вместо «выглянул»;
  • создавать относительные прилагательные из существительных, например, «кожевый» вместо «кожаный»;
  • согласовывать части речи: например, «смешной девочка»;
  • подбирать предлоги, например, «автобус едет на дороге»;
  • строить сложные по структуре предложения и соблюдать последовательность членов предложения, например, «Мальчик по дороге шёл, но велосипедист за ним ехать» вместо «Мальчик шёл по дороге, а за ним ехал велосипедист». 

Артикуляторно-акустическая

Несмотря на двойное название, тоже относится к «чистой» форме. Связана с нарушением артикуляции, звукопроизношения и фонематического восприятия.

Возникает, когда у ребёнка в устной речи проявляются нарушения звукопроизношения. Например, «Зелёный Зонт» он назовёт «Селёным Сонтом». 

Дисграфия на фоне несформированности языкового анализа и синтеза

Связана с несовершенством восприятия, анализа и синтеза.

Ребёнку сложно: 

  • определить звук в слоге; 
  • назвать место звука в слове или последовательность звуков всего слова;
  • придумать слова на заданный звук;
  • собрать слово из звуков, особенно есть они даны в неправильной последовательности, например, «м, о, д» для слова «дом»;
  • различить звук и букву, слог и слово, предложение и текст;
  • удержать во внимании все буквы, слоги и слова на письме;
  • верно написать слово, например, «весена» вместо «весна», «кулбок» вместо «клубок», «зииима» вместо «зима», «кур ица» вместо «курица», «облак» вместо «облако». 

 Часто в таком случае выпадают гласные. Например, «крц» вместо «курица». 

Сюда можно отнести дисграфию, в которой сочетается два и более вида.

Что такое дислексия?

Дислексия – это особенность восприятия информации, которая выражается в частичном нарушении навыков чтения при сохранении способности к обучению. Дети-дислексики могут читать очень медленно, делают при этом множество ошибок и испытывают трудности с пониманием смысла прочитанной информации. 

Необходимо понимать, что дислексия не является болезнью с набором определенных симптомов, и однозначного определения причин ее появления нет. Школьники, столкнувшиеся с такой проблемой, могут иметь хорошее интеллектуальное развитие. Однако большинству из них сложно распознавать звуки в слове или понимать, как именно буквы представляют звуки. Часто дислексия сопровождается нарушением письма – дисграфией. 

Методы коррекции дислексии у детей

Крайне важно начать коррекцию дислексии в возрасте до 10 лет. Лечением дислексии занимается логопед либо узкий специалист по дислексии

В зависимости от вида дислексии, существуют различные подходы к ее лечению.

Оптическая дислексия может являться следствием нарушения бинокулярного зрения (способность смотреть на предмет двумя глазами). В этом случае необходима консультация офтальмолога и специальные упражнения для глазных мышц.

Если у ребенка имеются признаки развития оптической дислексии, ограничьте его пребывание за компьютером. Нарушение остроты зрения может быть сопутствующим заболеванием вашего малыша. Да и для других детей допустимое время игр в компьютерные игры должно строго регламентироваться. 30 минут в день или 2 часа в выходные. Злоупотребление компьютерными гаджетами ведет к тому, что ребенок рискует пойти в школу близоруким.

Фонематическая дислексия корректируется с помощью мультисенсорной методики интегрального обучения

Однако не всегда удается достичь успешного результата.
Очень важно учить ребенка ориентироваться в пространстве, отличать правую и левую стороны, развивать память, особенно визуальную, внимание, мелкую моторику, объяснять грамматические правила русского языка

Наиболее трудно поддается коррекции механическое чтение (семантическая форма дислексии). Самой перспективной при этом типе дислексии является методика Дейвиса. Она основывается на концепции «ориентации», или способности ребенка освоить механизм переключения сознания таким образом, чтобы он смог воспринимать окружающий мир и его символы правильно. Эта методика позволяет воспринять слова и символы и воссоздать их образы без искажения.

Как помочь ребенку с дисграфией или дислексией?

Ребенок с дисграфией или дислексией может испытывать трудности с обучением чтению, письму и орфографии. Однако, с помощью родителей и профессиональных специалистов, таких как логопеды и нейропсихологи, ребенок может преодолеть эти трудности и добиться успеха в учебе.

Вот несколько советов, как помочь ребенку с дисграфией или дислексией:

Обратитесь к специалисту

При первых признаках дисграфии или дислексии, важно обратиться к логопеду или нейропсихологу. Эти специалисты помогут диагностировать наличие проблемы и разработать индивидуальный план помощи и поддержки

Общайтесь с учителем. Сотрудничество с учителем может значительно помочь в повышении успеваемости ребенка. Расскажите учителю о проблемах вашего ребенка и попросите его предоставить возможность использования дополнительных материалов и обучения в специальном режиме.

Установите режим занятий

Важно создать регулярный режим занятий, который будет помогать ребенку сосредоточиться на уроке. Нужно помнить, что регулярность и постоянство помогают создать положительный опыт и позволяют ребенку справляться со сложностями

Используйте визуальные и звуковые подсказки. Визуальные и звуковые подсказки могут быть полезными при обучении письму, чтению и орфографии. Например, использование цветовой разметки и звуковых ассоциаций может помочь ребенку лучше запоминать правильное произношение слов и правильное написание.

Не забывайте обо всестороннем развитии ребенка. Нужно поощрять ребенка в занятии спортом, рисовании, музыке и других видах деятельности, чтобы обеспечить его всестороннее развитие и повысить уверенность в себе.

Обеспечьте дополнительную поддержку в школе.

Родители также могут обратиться в школу за дополнительной поддержкой для своего ребенка с дисграфией или дислексией. Школьные логопеды и специалисты по образованию могут предложить дополнительные уроки, материалы и индивидуальные программы обучения для ребенка. Также можно запросить дополнительные технические средства, такие как программное обеспечение для чтения и записи текста, которые могут помочь ребенку справиться с учебными заданиями.

Обеспечьте поддержку и поощрение в домашней обстановке.

Ребенок с дисграфией или дислексией может испытывать стресс и чувствовать себя неуверенно из-за своих трудностей с письмом и чтением

Поэтому очень важно обеспечить ребенку поддержку и поощрение в домашней обстановке. Оказывайте ему помощь при выполнении домашних заданий, присутствуйте на родительских собраниях и общайтесь с учителями

Поощряйте ребенка за любые маленькие успехи и успехи в обучении, чтобы поддержать его самооценку и мотивацию.

Обратитесь за помощью к специалистам.

Если вы не можете самостоятельно помочь своему ребенку с дисграфией или дислексией, то обратитесь за помощью к специалистам. Логопеды, нейропсихологи и педагоги-психологи могут провести диагностику, определить уровень трудностей ребенка и разработать индивидуальную программу коррекции. Они также могут помочь родителям научиться работать с ребенком в домашних условиях и справляться со стрессом и эмоциональными трудностями.

Родители, столкнувшиеся с проблемами дисграфии и дислексии у своего ребенка, не должны отчаиваться и пытаться решать эту проблему самостоятельно. Для успешной коррекции расстройств необходимо обратиться к квалифицированному логопеду-дефектологу.

Тем не менее, важно заметить, что эффективность работы со специалистом во многом зависит от своевременного выявления проблемы. Если дефекты были обнаружены еще до начала школьного обучения, то в 80-85% случаев ребенок сможет достичь нормы при правильном подходе

При выявлении дисграфии или дислексии в первых двух классах успех возможен у 70% учеников.

Однако, если родители обратились к специалисту уже после начала обучения в старших классах, то лишь в 35-40% случаев логопеду удается нормализовать навыки чтения и письма. В остальных случаях требуются продолжительные курсы занятий для достижения нормы.

Одной из ключевых целей занятий с логопедом является усвоение ребенком информации о том, как правильно произносить звуки и как отображать их в письменном виде. Для достижения этой цели используются различные речевые игры и методы наглядной визуализации.

В заключении, дисграфия и дислексия — это серьезные трудности, которые могут оказывать негативное влияние на успеваемость ребенка в школе и его самооценку. Но с помощью родителей, учителей и специалистов, можно помочь ребенку справиться с этими трудностями и добиться успеха в учебе и жизни.

Исправление почерка.

Дело в том, что для ребёнка с дисграфией почерк вызывает определённую сложность. Обычно такие дети пишут либо очень мелко, либо чрезвычайно крупно. Размашистость в почерке не является отрицательным явлением, за это ругать ребёнка не стоит.

Для того чтобы научить школьника правильно писать, понадобится около трёх недель. Для начала нужно приобрести тетрадь в клетку и попросить воспроизвести на бумаге текст. Буква не должна выходить за пределы клетки – главное правило. Нужно следить за этим и всячески поддерживать ребёнка.

Нельзя перегружать детей, несколько правильно написанных строчек в день – отличный результат. Даже если родители устали заниматься с ребёнком, категорически запрещено это показывать, а тем более повышать тон. В качестве письменных принадлежностей рекомендуется использовать ручки с ребристой поверхностью, а также карандаши в виде треугольника.

В домашних условиях можно поиграть с ребёнком, дав в руки перо и чернила. Тогда он будет стараться правильно писать, чтобы не испортить игру.

Кто находится в группе риска по развитию дисграфии и дислексии?

Риск развития данных патологий существенно повышается у детей, которые:

  • Имеют нечеткое произношение звуков и вяло артикулируют.
  • Имеют общее недоразвитие речи и не посещали логопедические занятия.
  • Пишут левой рукой или же правой после переучивания.
  • Растут в семьях, где разговаривают на разных языках.
  • Слишком рано начинают учиться писать и читать.
  • Пошли в школу раньше времени и начали изучать иностранный язык.
  • Имеют синдром дефицита внимания, гиперактивность или задержки в психическом развитии.

Таким образом, при наличии этих факторов, необходимо обратить внимание на процессы обучения, а также на поведение ребенка

Однако это не означает, что ребенок обязательно разовьет дисграфию или дислексию, но важно своевременно реагировать и проводить диагностические и профилактические меры. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и нуждается в индивидуальном подходе

Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и нуждается в индивидуальном подходе. Дисграфия и дислексия у детей дошкольного возраста и школьников — что это, как исправить.

Дисграфия и дислексия у детей дошкольного возраста и школьников — что это, как исправить.

Преимущества дислексии

Для вида Homo sapiens чтение — относительно недавнее изобретение (появилось вместе с письменностью примерно в IV тысячелетии до н. э.). В ходе этого занятия наше мышление «переключается» в специальный режим работы. Если взрослых, далеких от литературы, учить читать, их мозг меняется особым образом. Это показывает исследование Станислава Диана, известного французского нейробиолога. В ходе эксперимента испытуемые теряли способность обрабатывать определенные виды визуальной информации — например, они стали хуже воспринимать лица и шахматные доски.

Знаменитый художник Мариц Эшер — автор многочисленных визуальных парадоксов. Он изображал «невозможные фигуры» — представляющие собой оптическую иллюзию трехмерные объекты, которые не могут существовать в реальности. Его известная литография «Водопад», например, имеет структуру треугольника Пенроуза.

Группа психологов изучала способность людей распознавать такие фигуры. Оказалось, что дислексики справлялись заметно лучше других. Исследователи предположили, что так происходит потому, что они склонны обрабатывать визуально-пространственную информацию не локально (часть за частью), а целиком и сразу (холистически).

Так что в мифах, выставляющих людей с расстройствами обучения в выгодном свете, есть изрядная доля правды. Например, в англоязычном интернете гуляет утка, что больше 50 % сотрудников NASA — дислексики. «Это не так, — отвечает NASA в твиттере, — но они суперумные».

Исследователи обнаружили связь между этим расстройством и способностью работать с информацией, полезной в астрономии. Например, дислексики превзошли других в поиске черных дыр!

В и его авторы сравнивали способность студентов запоминать размытые изображения, похожие на рентгеновские снимки, — и дислексики снова отличились. Так что их таланты могут пригодиться в медицине и во многих других областях.

Ричард Роджерс, знаменитый архитектор и один из создателей Центра Помпиду, — дислексик. По его собственному признанию, он не умел читать до 11 лет, был не в состоянии учить стихи и делать домашнюю работу. Его называли тупицей. Еще будучи ребенком, Роджерс хотел сброситься с крыши.

«Дислексия, однако, помогла мне осознать, что на слова людей, говоривших: „Ты не можешь сделать это!“ — не стоило обращать внимания. Я не воспринимаю „не“ слишком серьезно», — рассказал Ричард.

Он считает, что дислексия позволяет шире смотреть на вещи, забывать «нормальные» способы работы и переворачивать всё с ног на голову.

Внимание людей с расстройством чтения, действительно, распределено шире «нормы». Например, на коктейльной вечеринке «обычный» человек будет фокусироваться на «центральных» звуках, а дислексик — на тех, что находятся на периферии

Как лечить

А вот коррекция дислексии часто имеет более универсальные комплексы. Так, фонематическая дислексия предполагает коррекцию произношения звуков, соотнесение буквы и звука с помощью игровых наглядных примеров. Подобным образом при аграмматической дислексии происходят занятия по формированию словообразований. Дополнительно так же развиваются слухоречевое восприятие, анализ и синтез материала.

Стоит сказать, что обычная наработка навыков является изнурительной и не всегда продуктивной

Поэтому важно использовать нестандартные визуальные подходы, формирующие специфичекие образы с помощью игровых и демонстрационных методов. Например, метод Рональда и Дейвиса предполагает обучению, при котором печатным символам присваиваются мысленные образы, с помощью которых убираются «белые пятна» восприятия

Методика Дэйвиса

Автор методики по устранению дислексии, Рональд Д. Дейвис, придерживался мнения, что в основе дислексии лежит дезориентация в пространстве, в восприятии времени, слуха и зрения. Следовательно, для преодоления дислексии им нужно развить навык контроля дезориентации и устранить причины этого явления.

Контроль дезориентации достигается обучением приемам, с помощью которых ребенок будет определять, когда он дезориентирован. Это осмысление происходящего, например, пациент оценивает ситуацию со стороны, как наблюдатель, и анализирует, делает вывод. Школьник начинает осознавать себя в пространстве, а в дальнейшем начнет адекватно воспринимать буквы и слова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: